Научная статья на тему 'Сестринские медицинские кадры в оказании первичной медико-санитарной помощи населению'

Сестринские медицинские кадры в оказании первичной медико-санитарной помощи населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
528
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PRIMARY LINK OF HEALTH CARE SYSTEM / СЕСТРИНСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / NURSING MEDICAL STAFF / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / PREVENTIVE WORK / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ ЖүЙЕСіНің БАСТАПқЫ ТОБЫ / МЕЙіРБИКЕЛіК МЕДИЦИНАЛЫқ МАМАНДАР / АЛДЫН АЛУ ШАРАСЫ / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ / МЕДИЦИНАЛЫ БіЛіМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каспрук Л.И., Канюкова Ю.В.

Проведен анализ деятельности медицинских работников первичного звена, включая средний медицинский персонал, при оказании первичной медико-санитарной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каспрук Л.И., Канюкова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТҰРҒЫНДАРҒА АЛҒАШҚЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ-САНИТАРЛЫҚ КӨМЕК КӨРСЕТУДЕГІ МЕЙІРБИКЕЛІК МЕДИЦИНАЛЫҚ МАМАНДАР

There was carried out the analysis of activity of medical workers of primary link, including the average medical staff, when rendering primary medical and sanitary help to the population.

Текст научной работы на тему «Сестринские медицинские кадры в оказании первичной медико-санитарной помощи населению»

УДК 614.253.5:617.7-082

Л.И. КАСПРУК1, Ю.В. КАНЮКОВА2

СЕСТРИНСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ В ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России1, Оренбургский филиал ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова» Минздрава России2,

Россия, Оренбург

Аннотация. Проведен анализ деятельности медицинских работников первичного звена, включая средний медицинский персонал, при оказании первичной медико-санитарной помощи населению.

Ключевые слова: Первичное звено системы здравоохранения, сестринские медицинские кадры, профилактическая работа, здравоохранение, медицинское образование.

Актуальность. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех. Люблянская хартия, принятая в 1996г. всеми государствами-членами Европейского региона ВОЗ, определила одним из основополагающих принципов реформирования здравоохранения ориентацию на первичную медико-санитарную помощь. Политика формирования кадров здравоохранения в любой территории должна стать координирующей основой в проведении реструктуризации здравоохранения. Такой подход позволит войти в объединенную общую мировую программу первичной медико-санитарной помощи, провозглашенную ВОЗ на Алма-атинской конференции в 1978г. [1, 2, 3].

При этом одним из направлений развития здравоохранения являются укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы, модернизация системы профессионального образования медицинских работников, обеспечивающая освоение современных технологий. В настоящее время необходима система планирования подготовки врачей и среднего медперсонала, которая позволит обеспечить подготовку квалифицированных управленческих кадров для здравоохранения, а также формировать условия для внедрения непрерывного профессионального образования медицинских работников на основе современных образовательных программ и технологий [1, 2]. Несомненно, важным аспектом перспективных программ подготовки сестринских медицинских кадров является дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи населению. Не вызывает сомнения актуальность поиска новых структурно-правовых форм, позволяющих обеспечить пути инновационного развития профессионального образования в современных экономических условиях. В настоящее время этот процесс осуществляется в формате формирования современной модели медицинского образования в Российской Федерации.

Цель: мониторирование системы сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации на примере Оренбургской области;анализ современного развития среднего медицинского профессионального образования в регионе в новых экономических условиях; выявление характерных тенденций; научное обоснование корректировки кадровой политики.

Материалы и методы. Многоэтапное комплексное социально-гигиеническое исследование модернизации среднего медицинского образования в условиях реформирования здравоохранения на примере Оренбургской области. Объект исследования - средние медицинские работники Оренбургской области. Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского профессионального образования и улучшение качества подготовки и переподготовки сестринского персонала в Оренбургской области. Изучаемые явления -система организации подготовки и переподготовки кадров в медицинском образовании в условиях реформирования здравоохранения.Сплошное исследование проведено при изучении характеристики работников среднего медицинского звена Оренбургской области в условиях реформы здравоохранения, при исследовании потребности в работниках среднего медицинского звена в регионе, при изучении программ среднего медицинского образования.

Проведено анкетирование, интервьюирование, свободное наблюдение и анализ документации, отражающей аспекты подготовки и переподготовки сестринского персонала медицинских учреждений. Социологический опрос проведен среди работников, имеющих среднее специальное медицинское образование, пропорционально численности различных групп медицинского персонала. В опросе приняли участие 10% каждой группы медицинских работников, действующих при оказании помощи на догоспитальном этапе. Проведенное анкетирование пациентов(1000 чел.) дало возможность получить дополнительную информацию об участии персонала в профилактической работе и формировании здорового образа жизни.

8

ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _

В работе использован метод ранговых корреляций (по Спирмену К.). Применены качественные методы анализа (свободное интервьюирование, групповые дискуссии, анализ и экспертная оценка).

Результаты и обсуждение. По результатам исследования, неоднозначный, хотя и однонаправленный характер носят проблемы, связанные с недостаточными знаниями и умениями у работников сельских и городских территорий в процессе их профессиональной деятельности (г5= 0,71).

Проблемы коммуникативного характера возникают у четверти работников городского здравоохранения и только у 10% сельских специалистов. У городских специалистов (52%) возникают проблемы, связанные с оказанием неотложной помощи в экстренных ситуациях на догоспитальном этапе, тогда как у сельских специалистов эти трудности появляются только в 21% случаев. Это, вероятно, можно объяснить тем фактом, что городские медицинские сестры постоянно работают в контакте с врачом и надеются на его помощь, тогда как сельские специалисты часто вынуждены работать самостоятельно и полагаться только на себя. Наибольшее количество коммуникативных проблем возникает у медсестер участковых педиатров (30%), у акушерок (35%).

Недостаточные знания по оказанию неотложной помощи в экстренных ситуациях (неотложных состояниях, травмах, отравлениях и др.) на догоспитальном этапе отмечают медицинские сестры участковых терапевтов (55%), медицинские сестры общей практики (43%), акушерки (42%) и медицинские сестры участковых педиатров (37%).

По показателям рангового коэффициента корреляции Спирмена установлено: между мнениями респондентов по специальностям сестринское дело - сестринское дело в педиатрии, а также сестринское дело в педиатрии - акушерское дело имеется корреляционная связь (гз=0,94) по оценке недостаточных знаний и умений, имеется статистически достоверная связь. Примерно у 40% и городских, и сельских специалистов нередко встречаются трудности по организации и проведению гигиенического воспитания и обучения населения здоровому образу жизни. Только 2/3 специалистов могут уверенно дать рекомендации по вопросам вскармливания, закаливания, подготовке детей к дошкольным учреждениям. При этом 25% городских специалистов испытывают трудности при составлении рекомендаций, тогда как подобные проблемы возникают только у 17% сельских.

При оказании консультативной помощи по медико-социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи, организации медико-психологической поддержки членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей на своем участке работы отмечают трудности 17% сельских и более 20% городских работников. По данным вопросам они рекомендуют обращаться к врачу, так как владеют знаниями недостаточно. По оценке руководителей медицинских учреждений, в 40% и в селе, и в городе сестринский персонал встречает трудности в проведении профилактической работы и обучении населения здоровому образу жизни. При этом в городах руководители структурных подразделений медицинских учреждений придают более высокую значимость качественному выполнению данного вида деятельности сестринским персоналом.

Спектр недостаточных знаний в области скорой и неотложной помощи является практически одинаковым (гз=0,87), однако их весовые характеристики у городских и сельских специалистов существенно отличаются. Работники городских медицинских учреждений в 53% отмечают недостаток знаний по оказанию доврачебной экстренной помощи при несчастных случаях (утоплении, удушении и др.); 43% - по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в наркологии (алкоголизм, наркомания, токсикомания); 32% - по оказанию экстренной доврачебной помощи пострадавшим при травмах; 26% - при оценке состояния у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, в экстренной ситуации; 29% - по оценке действия лекарственных средств у конкретного пациента, оказанию доврачебной помощи при отравлении.

У сельских работников недостаточно знаний по этим же разделам скорой и неотложной помощи, но на это указывает значительно меньшее количество респондентов. При этом 28% анкетируемых отмечают недостаток знаний по оказанию доврачебной экстренной помощи при несчастных случаях; 37% - при неотложных состояниях в наркологии; 11% - при травмах; 20% - при оценке состояния у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, по оказанию доврачебной помощи при лекарственном отравлении. Наименьшие проблемы вызывают вопросы, касающиеся определения показаний к госпитализации, проведению транспортировки в стационар и оформлению документации (8-14%).

Руководители структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений отмечают, что сестринский персонал испытывает недостаток знаний и умений при оказании неотложной помощи в экстренных ситуациях в селе чаще, чем в городах (80% и 50%). Столь же существенна разница в оценке вероятности возникновения проблем при выполнении диагностических мероприятий работниками (в селе 53%, в городах 33%), что, вероятно, можно объяснить различной степенью участия работников в проведении диагностических мероприятий в городе и в селе. Более 50%

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (40) 2013 г.

9

руководителей структурных подразделений медицинских учреждений считают, что имеются существенные проблемы при проведении реанимационных мероприятий. Проблемы, возникающие у работников среднего медицинского звена сельских и городских территорий в процессе их деятельности, носят неоднозначный, хотя и однонаправленный характер (гез1=0,76).

Более 30% медицинских сестер участковых терапевтов отмечают недостаток знаний по оказанию доврачебной экстренной помощи при несчастных случаях; 43% медицинских сестер, участковых педиатров указывают на дефицит знаний по оказанию экстренной доврачебной помощи при травмах. Наибольший недостаток знаний выявлен по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в наркологии (62% сестер общей практики, 45% медсестер участковых терапевтов и 43% участковых педиатров). У 43% медицинских сестер, участковых педиатров недостаточно знаний в оказании доврачебной помощи при несчастных случаях.

По мнению 73% руководителей структурных подразделений медицинских учреждений сельской местности, у работников среднего медицинского звена недостаточно знаний по определению объема и последовательности реанимационных мероприятий, по оказанию экстренной доврачебной помощи пострадавшим при травмах. При этом только 11% самих работников СМЗ отметили, что у них этих знаний недостаточно. В городах разрыв между оценкой и самооценкой работы сестринского персонала значительно ниже. Так, 49% руководителей медицинских учреждений считает, что у специалистов сестринского дела недостаточно знаний по определению объема и последовательности реанимационных мероприятий, 55% - по оказанию экстренной доврачебной помощи пострадавшим при травмах, сами же работники среднего медицинского звена указывают на эти проблемы лишь в 15% и 32% соответственно. На недостаток знаний сестринским персоналом оценки состояния у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, в экстренной ситуации, указывают только 33% сельских и 55% городских руководителей. При самооценке эти показатели были соответственно в 20% и 26% случаев.

Очень существенные различия (гез=0,66) в оценке своих специальных умений и знаний в области анализа состояния здоровья прикрепленного населения, сбора и оценки оперативной информации об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки, а также в вопросах иммунопрофилактики выявлены для среднего звена работников сельского и городского здравоохранения. Наибольшие проблемы возникают у городских специалистов в вопросах иммунопрофилактики (75%), тогда как сельские медицинские работники ощущают нехватку знаний только в 34% случаев. В 47% дефицит знаний и умений в момент сбора и оценки оперативной информации об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки выявляется у сестринского персонала города. В селе эти проблемы возникают только в 17% (недостаток знаний по вопросам выделения групп населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска, оказания содействия в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения), а у городских специалистов этот дефицит выявляется только в 11% случаев. В 2 раза чаще не хватает знаний у городских специалистов в процессе обучения родственников тяжелобольных методам ухода и первой медицинской помощи.

Медицинские работники первичного звена в своей работе, осуществляемой на прикрепленном участке, должны значительное внимание уделять профилактической работе. Это работа по проведению профилактических мероприятий в медицинских учреждениях, в детских дошкольных учреждениях, школах, на предприятиях и др. Медицинские работники учреждений первичного звена системы здравоохранения, - сельских участковых больниц, сельских врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, - главное звено в работе по профилактике неинфекционных заболеваний и «болезней поведения».

При этом среди ожидаемых результатов профилактики, которую проводят участковые врачи, фельдшера, медицинские сестры, специалисты кабинетов профилактики и др., - знание медицинских работников первичного звена об уровне здоровья всех прикрепленных жителей. Это знание образа жизни, факторов риска, заболеваний, полученное при профилактических осмотрах, а также при повседневных контактах. Это повышаемый уровень знаний и навыков населения о здоровом образе жизни. При этом отдаленные результаты - снижение заболеваемости, распространенности смертности от социально значимых заболеваний и «болезней поведения». Роль средних медицинских работников в поведении медицинской профилактики в подразделениях первичного звена особо значима.

Руководители медицинских учреждений отметили недостаточные знания и умения работников СМЗ по вопросам: «Выделение групп населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; оказание содействия в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения» - 37%, «сбор и оценка оперативной информации об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки», «уход за тяжелобольными и обучение родственников, первая медицинская помощь» - 31%.

10

ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _

Однако имеются принципиальные различия в оценке этих знаний и умений сельских и городских руководителей (г5= -0,41). На недостаток специальных знаний и умений по вопросам ухода и первой медицинской помощи указывают 60% руководителей ЛПУ села. Недостаточные умения и знания при выделении групп населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска, а также при выполнении лечебных мероприятий, назначенных врачом, -отмечают 53%. В условиях города подобные проблемы возникают значительно реже - 18%, 27% и 9%.

На необходимость дополнительного освещения правовых аспектов деятельности сестринского персонала указывают 61%, аспектов оказания помощи при экстренных неотложных состояниях, в чрезвычайных ситуациях (59%), инфекционного контроля (57%), иммунопрофилактики (24%). Спектр дефицита знаний по различным разделам работы по оценке руководителей структурных подразделений городских и сельских медицинских учреждений абсолютно одинаковый (г5= 0,98). По мнению руководителей, дефицит знаний у сельских специалистов среднего медицинского звена значительно более выражен. Уровень оценки дефицита знаний руководителями подразделений и самооценки этих знаний работниками среднего звена практически противоположен и в селе (гз=0,50), и в городе (г5= 0,42).

По мнению 63% работников среднего медицинского звена, при последипломном обучении необходимо особое внимание уделять вопросам иммунопрофилактики, инфекционному контролю и инфекционной безопасности пациентов и медперсонала (40%), неотложной помощи детям (44%). Все эти проблемы наиболее остро стоят перед городскими специалистами (г5= 0,857). При этом более трети всех специалистов хотели бы глубже изучить правовые основы деятельности, более актуальной эта тема является для сестер общей практики (52%) и для акушерок (50%). Вопросы инфекционного контроля, инфекционной безопасности необходимы медицинским сестрам участковых терапевтов (67%). С помощью рангового коэффициента установлена корреляционная связь между специальностями в оценке разделов дополнительного изучения на последипломном уровне обучения.

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Этот факт служит основой для возникновения профессиональных личностных деформаций: синдром «профессионального выгорания», синдром эмоционального выгорания, аддиктивного поведения. Указанные синдромы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации медицинских работников. Существует возможность развития разнообразных психосоматических расстройств и невротических состояний [4, 5].

К наиболее стрессорным факторам респонденты относят при анкетировании следующие: значительный дефицит времени (45%), необходимость принимать быстрые решения (31%), проблемы во взаимоотношениях между средними медицинскими работниками и врачами, а также во взаимоотношениях со своими коллегами (24%). Все респонденты (100%) указали, что их работа постоянно сопряжена с негативными эмоциональными факторами: жалобы, стоны, страдания и др.

На последипломном уровне образования медицинские работники отмечают возникновение таких ситуаций, когда им трудно адаптироваться в обстановке ожидания квалификационного экзамена, при подтверждении квалификационной категории. Все анкетируемые отмечали чувство тревоги и ожидание ситуации, когда они могли бы обнаружить незнание каких-либо вопросов, оказаться в роли ученика.

Как считает более 40% сестринского персонала, в подготовку специалиста необходимо включить углубленное изучение сестринского дела, вопросы психологии, вопросы права. Вопросы культурологи, этики, социологии, педагогики, по мнению респондентов, нужны в меньшей степени при подготовке сестринских кадров системы первичной медико-санитарной помощи населению. Наиболее актуально изучение вопросов правового обеспечения профессиональной деятельности для медсестер участковых терапевтов (61%), для медсестер участковых педиатров (67%) и для фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов (61%). В отличие от большинства специалистов, изучение вопросов психологии считает необходимым 23% медсестер участковых педиатров и 19% сестер общей практики.

Для улучшения учебного процесса большинство средних медицинских работников (94,6% в городе и 69% в селе) считают необходимым увеличить количество времени на практическое обучение. При этом увеличить количество времени на изучение клинических дисциплин (21%) и уменьшить количество времени на теоретическое обучение (15%). По мнению руководителей подразделений медицинских учреждений, на первом ранговом месте стоит изучение вопросов по оказанию неотложной помощи больным и пострадавшим на доврачебном этапе (63%);на втором ранговом месте - аспекты ухода за больными (57%); на третьем - правовые вопросы (43%). Корреляционная зависимость мнений при этом выражена среди сельских и городских специалистов.

Заключение. Проведение постоянного мониторирования оказания первичной медико-санитарной помощи населению, выявление уровня соответствия профессиональной пригодности кадров социальному заказу, анализ

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (40) 2013 г.

11

качества подготовки и переподготовки являются научной базой для формирования динамичной модели оценки развития медицинского образования и, как следствие, - формирования конкурентоспособного специалиста. Актуальным продолжает оставаться аспект учета спроса и предложения на «рынке» кадров, в прогнозировании потребности, что позволит решать задачи совершенствования обеспеченности медицинской помощью, что должно рассматриваться в формате соответствия кадровым запросам здравоохранения, а также способствовать повышению конкурентоспособности специалистов.

Список литературы:

1. Двойников С.И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России // Главная медицинская сестра. - Москва, 2009. - № 6. - С. 21 - 24.

2. Лебедева И.В., Каспрук Л.И. Модернизация сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения России. - Оренбург: изд-во ОрГМА, 2011. - 220с.

3. Лисицын Ю.П. О научных основах стратегии медицины и здравоохранения // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2008. - №3. - С. 3 - 7.

4. Постнов В.В., Дереча В.А. Субъективный моббинг как проблема дидактогении в постдипломном обучении. Пути преодоления и профилактика. - Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Материалы итоговой учебно-методической конференции. - Оренбург, ГОУ ВПО «ОрГМАРосздрава», 2005. - С. 105-107.

5. Каспрук Л.И. О профилактике стрессовых расстройств у средних медицинских работников // Медицинская помощь. - Москва, 2007. - № 4. С. 52-53.

Л.И. КАСПРУК1, Ю.В. КАНЮКОВА2

Т¥РГЫНДАРГА АЛГАШКЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ-САНИТАРЛЬЩ К0МЕК К0РСЕТУДЕП1 МЕЙ1РБИКЕЛ1К

МЕДИЦИНАЛЬЩ МАМАНДАР

Ресей ДСМ «Орынбор мемлекетпк медицина академиясы» ГБОУ ВПО ГБОУ1 Ресей ДСМ «Акад. С.Н. Федоров атындагы кез микрохирургиясы МНТК» Орынбор филиалы2, Орынбор, Ресей

Тургындарга алгаш^ы медицинальщ-санитарльщ кемек керсету кезЫдеп орта медицинальщ ^ызметкерлермен |фса, медицина ^ызметкерлершщ бастап^ы тобыныц жумысына сараптама жYргiзiлдi.

Нег/'зг/ свздер: денсаулыц сацтау жYйесiнiн бастапцы тобы, мей1рбикел1к медициналыц мамандар, алдын алу шарасы, денсаулыц сацтау, медициналы б1л1м.

L.I. KASPRUK1, YU.V. KANYUKOVA2

NURSING MEDICAL STAFF IN RENDERING PRIMARY MEDICAL AND SANITARY HELP TO THE POPULATION

SBEI HPE "Orenburg state medical academy" MH of Russia1, FSBI "IRTC "Microsurgery of eye" named after S.N.Fedorov" MH of Russia, branch of Orenburg 2,

Russia, Orenburg

There was carried out the analysis of activity of medical workers of primary link, including the average medical staff, when rendering primary medical and sanitary help to the population.

Key words: primary link of health care system, nursing medical staff, preventive work, health care, medical education.

ТУЙ1Н

SUMMARY

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.