Научная статья на тему 'Роль сестринского медицинского персонала во внедрении инновационных технологий при офтальмологической помощи'

Роль сестринского медицинского персонала во внедрении инновационных технологий при офтальмологической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2566
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MONITORING / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каспрук Л. И., Канюков В. Н., Копылов Ю. Н., Муканова М. Б.

Учитывая повышение потребности в сестринских медицинских кадрах и устойчивую тенденцию к снижению их численности, необходим постоянный мониторинг состояния сестринского дела и подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена, в том числе при оказании офтальмологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NURSING MEDICAL STAFF IN INNOVATIVE TECHNOLOGIES INTRODUCTION AT EYE CARE

Given the increasing demand for nursing and medical staff steady downward trend in their numbers, requires constant monitoring of nursing and training and retraining of nursing care, including the provision of eye care.

Текст научной работы на тему «Роль сестринского медицинского персонала во внедрении инновационных технологий при офтальмологической помощи»

4. Михайлова Ю. В., Матинян Н. С. Реформирование системы здравоохранения России в условиях глобализации // Проблемы соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2009. - № 3. - С. 18-21.

5. Немченко И. А., Трифонова М. В., Беззубцева Е. А., Девяткин А. А. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в рамках работы поликлинического подразделения врачей-офтальмологов (на примере ММУ МСЧ № 14 г. Самары) // VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Федоровские чтения - 2009»: Сб. тез. / Под общей ред. Х. П. Тахчиди. - М.: изд-во «Офтальмология», 2009. - С. 62.

6. Нероев В. В. Информация от первого лица // Здравоохранение. - 2010. - № 4. - С. 65-72.

7. Нероев В. В. Экспертный совет Минздравсоцразвития России. Профильная комиссия по офтальмологии // Мир офтальмологии. - 2011. - № 1. - С. 2.

8. Перхов В. И. К вопросу о необходимости разработки Федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 1. - С. 47-55.

9. Стародубов В. И., Тихомиров А. В. Направления развития здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. - 2008. -№ 3. - С. 4-9.

10. Хальфин Р. А., Таджиев И. Я. Некоторые итоги и проблемы реформирования системы отечественного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 5. - С. 8-18.

11. Шейман И. М., Шишкин С. В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи // Главврач. - 2009. -№ 7. - С. 21-25.

Поступила 15.10.2012

Л. И. КАСПРУК1, В. Н. КАНЮКОВ2, Ю. Н. КОПЫЛОВ3, М. Б. МУКАНОВА3

РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

кафедра общественного здоровья и здравоохранения № 2 ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России,

Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6. Тел. 8 (3532) 77-24-59; 2ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России, Россия, 460047, г. Оренбург, ул. Салмышская, 17. Тел. 8 (3532) 65-06-82. E-mail: nauka@ofmntk.ru;

3станция скорой медицинской помощи, г. Оренбург, Россия, 460047, г. Оренбург, ул. Монтажников, 1а. E-mail: Dyziner2008@rambler.ru

Учитывая повышение потребности в сестринских медицинских кадрах и устойчивую тенденцию к снижению их численности, необходим постоянный мониторинг состояния сестринского дела и подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена, в том числе при оказании офтальмологической помощи.

Ключевые слова: инновационные технологии, мониторинг, модернизация.

L. I. KASPRUK1, V. N. KANYUKOV2, Yu. N. KOPYLOV3, M. B. MUKANOVA3

THE ROLE OF NURSING MEDICAL STAFF IN INNOVATIVE TECHNOLOGIES INTRODUCTION AT EYE CARE

Chair of public health and healthcare № 2 Orenburg state medical academy, Russia, 460000, Orenburg, Sovetskaya str., 6. Tel. 8 (3532) 77-24-59;

Orenburg branch FSBI «<The acad. S. N. Fyodorov IRTC «Eye microsurgery», Russia, 460047, Orenburg, Salmyshskaya str., 17. Tel. 8 (3532) 65-06-82. E-mail: nauka@ofmntk.ru;

3First-aid station, Orenburg, Russia, Orenburg, 460047, Montagnikov, 1a str., 17. E-mail: Dyziner2008@rambler.ru

Given the increasing demand for nursing and medical staff steady downward trend in their numbers, requires constant monitoring of nursing and training and retraining of nursing care, including the provision of eye care.

Key words: innovative technologies, monitoring, modernization.

Осуществление новых технологий микрохирур- Цель работы - провести мониторинг современ-

гии глаза требует от системы охраны здоровья на- ного сестринского образования в Оренбургской об-

личия большого числа среднего медицинского пер- ласти; выявить уровни соответствия профессио-

сонала, более профессионально подготовленного нальной пригодности средних медицинских кадров

к работе. При этом предъявляются более высокие социальному заказу; проанализировать качество

требования к качеству подготовки средних ме- подготовки и переподготовки работников среднего

дицинских работников для работы именно в этом медицинского звена; определить недостающие зна-

формате. ния, навыки и умения, сформировать научную базу

динамичной модели оценки развития среднего медицинского образования и формирования специалиста.

Материалы и методы

Проведено многоэтапное комплексное социально-гигиеническое исследование, направленное на модернизацию среднего медицинского образования в условиях реформирования здравоохранения в субъекте Российской Федерации (Оренбургской области). Исследование проводилось в период 2000-2011 гг.

Объектом исследования являлись средние медицинские работники Оренбургской области, предметом исследования - комплекс мероприятий, направленных на модернизацию среднего медицинского профессионального образования и улучшение качества подготовки и переподготовки сестринского персонала в Оренбургской области. Изучаемые явления - система организации среднего медицинского образования в новых условиях реформирования здравоохранения.

Единицей наблюдения были каждый работник среднего медицинского звена (СМЗ) и каждое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Репрезентативность полученных данных обеспечивается числом наблюдений при изучении подготовки и переподготовки работников СМЗ городов (16 963 чел.) и сельской местности (7353 чел.) Оренбургской области.

Для изучения различных аспектов подготовки и переподготовки специалистов СМЗ предпринято комплексное социологическое исследование, включающее анализ данных статистической отчетности Министерства здравоохранения и социального развития РФ и департамента здравоохранения Оренбургской области (ф. 17, 30, 47), отчетных данных о деятельности средних медицинских учебных заведений (ф. СПО-1).

С целью изучения потребности (спроса и предложения) на рынке труда средних медицинских работников Оренбургской области предпринято комплексное социологическое исследование, включающее анализ данных федерального государственного статистического наблюдения Федеральной службы по труду и занятости населения (ф. 12-Т) за десять лет (2000-2009 гг.).

Результаты исследования и обсуждение

Объем умений и навыков медицинской сестры имеет следующие составляющие: общие умения, специальные умения, манипуляции. При этом среди общих умений медицинская сестра должна уметь:

- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

- владеть коммуникативными навыками общения;

- выполнять диагностические, лечебные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-прос-ветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;

- осуществлять и документировать основные этапы при уходе за пациентом;

- оказывать доврачебную помощь при экстренных состояниях;

- осуществлять подготовку пациента к лабораторным, функциональным и инструментальным методам исследования;

- владеть методами и средствами санитарного просвещения, планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на укрепление и сохранение здоровья населения;

- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;

- соблюдать правила безопасности и охраны труда;

- вести медицинскую документацию;

- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

- проводить мероприятия по защите населения, больных и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны, оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;

- повышать профессиональный уровень знаний, умений, навыков.

Медсестра, работающая по специальности «Сестринское дело в офтальмологии», кроме общих медицинских познаний должна обладать специальными знаниями, навыками и умениями.

Необходимо иметь знания по следующим разделам:

- первая медицинская помощь при неотложных состояниях;

- организация офтальмологической помощи населению;

- функциональные обязанности медсестер офтальмологических кабинетов и отделений;

- анатомо-физиологические особенности органов зрения;

- действие зрительного анализатора и методы его исследования;

- техники исследования органов зрения;

- симптомы при заболеваниях глаз;

- список обследований в офтальмологии;

- лечение заболеваний органов зрения с помощью медикаментов;

- представления о хирургических методах лечения глазных болезней;

- проблемы пациентов при заболеваниях органов зрения и др.

В функциональные обязанности медсестры отделения офтальмологии входят следующие специальные манипуляции и деятельность:

- организационная работа по оснащению глазного кабинета;

- подготовка пациентов к обследованиям и операциям;

- внедрение сестринского процесса в повседневную работу;

- создание в отделении лечебно-охранительного режима;

- выписка, учет и хранение лекарственных средств;

- неотложная помощь в практике глазных болезней;

- наложение повязки на глаз;

- первая помощь при повреждениях глаза;

- введение лекарственных препаратов под конъюнктиву;

- измерения внутриглазного давления, остроты, поля зрения;

- помощь и ассистирование врачу при манипуляциях;

- уход за пациентами;

- подбор очков;

- промывание глаз, закапывание капель, закладывание мази;

- уход за послеоперационными больными и др.

Сестринский персонал, являясь наиболее многочисленной группой медицинских работников, представляет собой важнейший ресурс реализации основных направлений модернизации здравоохранения России.

Инновационное сестринское медицинское образование должно быть ориентировано не только на передачу студентам определенных знаний, но и на развитие навыков по приобретению новых знаний самостоятельно. При этом необходима интеграция учебного процесса, научных исследований и практической подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего медицинского звена для здравоохранения. Задачи образовательных учреждений - совершенствование целевой формы подготовки кадров; создание учебно-клинических комплексов; оптимизация правовых и экономических взаимоотношений; внедрение информационных технологий и систем управления качеством образовательного процесса; совершенствование системы непрерывного медицинского образования.

Качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. В соответствии с Болонской декларацией (1999) предусматривается повышение профессионализма и компетенции выпускников в практической области [3, 4].

Необходим пересмотр характера и содержания среднего медицинского образования. Начинать нужно с решения общих вопросов, составления научно обоснованных учебных планов и программ, что требует использования системного подхода, который позволит представить единые цели среднего медицинского профессионального образования. Качество подготовки специалистов среднего медицинского звена зависит от целей обучения, содержания образования, принципов организации учебного процесса.

В условиях рыночной экономики, когда требования к специалисту быстро меняются, образовательные учреждения должны отслеживать спрос на специалистов среднего медицинского звена и вносить соответствующие коррективы в содержание и организацию учебного процесса. Требования к специалистам формализуются в рамках «модели», включающей квалификационную характеристику специалиста: перечень профессиональных задач, которые он должен решать, знаний и умений [1, 2, 3, 4].

Для будущих работодателей при этом важны не только наличные знания и умения специалистов, которых они принимают на работу, но и уровень их готовности к освоению нового («образование через всю жизнь»). При этом наличие «модели специалиста» не

гарантирует нужного уровня подготовленности выпускника среднего медицинского учебного заведения.

Выявленные основные тенденции в структуре и обеспеченности сестринским персоналом, проведенное научное прогнозирование численности и потребности, особенности спроса и предложения на рынке труда, медико-социальные характеристики являются определяющими факторами при планировании мероприятий по модернизации сестринского образования в условиях реструктуризации здравоохранения. Основой для моделирования инновационной программы модернизации сестринского медицинского образования стали результаты сравнительного анализа отечественных и зарубежных программ обучения; выявление недостатков в знаниях, умениях и навыках специалистов сестринского дела «заказчиками» - руководителями медицинских учреждений и при самооценке работниками среднего медицинского звена; оценка населением качества оказания сестринской помощи; применение математических методов моделирования, что позволило выделить конкретные, наиболее важные элементы работы по подготовке компетентных и конкурентоспособных сестринских кадров в субъекте Российской Федерации.

В программе ВОЗ «Здоровье-21» особое внимание уделяется базовой подготовке сестринского персонала, основанной на принципах первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и последующего непрерывного образования с регулярным повышением квалификации на последипломном уровне. Функции семейной медицинской сестры охватывают все этапы континуума «здоровье - болезнь». Сестринский персонал должен обладать компетентностью для принятия самостоятельных клинических и управленческих решений, анализировать варианты вмешательств в случаях экстренных ситуаций, обладать соответствующими знаниями, навыками аналитического и критического мышления.

На уровне медицинских учреждений среднего профессионального образования целесообразно обеспечить опережающую реакцию на отклонение реального качества подготовки выпускника от требуемого; осуществлять моделирование улучшения подготовки специалистов на основе проведенного в исследовании мониторинга сестринского образования и прогнозирования достоверной потребности в среднем медицинском персонале; обеспечить повышение качества образования на основе непрерывности и оценки качества (исходя из его целей).

Инновационная программа модернизации среднего медицинского образования в субъекте Российской

Рис. 1. Прогнозирование общей численности среднего медицинского персонала в Оренбургской области до 2015 г.

Федерации предполагает осуществление планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов сестринского дела в региональной системе здравоохранения; модернизацию медицинского среднего профессионального образования для удовлетворения потребности на рынке труда; привлечение «заказчиков» - специалистов сестринского дела (руководителей учреждений здравоохранения, представителей бизнес-сообщества и др.) к социальному партнерству; стимулирование инвестиций в систему медицинского среднего образования; обеспечение правовой, организационной и экономической поддержки; совершенствование содержания и качества подготовки

среднего медицинского персонала возрастет на 9,1%, что целесообразно с учетом расселения населения с низкой плотностью в нашем регионе.

Проведено прогнозирование численности и потребности сестринских медицинских кадров (рис. 2).

При этом численность сестринских медицинских кадров по г. Оренбургу и по Оренбургской области имеет устойчивую тенденцию к снижению, в то время как потребность в них растет (таблица).

С учетом повышения потребности в сестринских медицинских кадрах и устойчивой тенденции к снижению их численности необходим постоянный мониторинг

Рис. 2. Прогнозирование численности медицинских сестер (всего), медсестер участковых терапевтов и медсестер участковых педиатров до 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность медицинских сестер (всего) в г. Оренбурге и в Оренбургской области за период 2002-2011 гг.

Год Сведения по г. Оренбургу Сведения по Оренбургской области

2002 Нет данных 16 462 чел.

2003 Нет данных 16 457 чел.

2004 Нет данных 16 381 чел.

2005 3090 чел. 16 196 чел.

2006 3026 чел. 15 714 чел.

2007 2935 чел. 15 449 чел.

2008 2094 чел. 15 366 чел.

2009 3024 чел. 15 517 чел.

2010 2981 чел. 15 356 чел.

2011 2898 чел. 15 116 чел.

специалистов среднего медицинского звена; осуществление информационных, методических, организационных мероприятий по непрерывному профессиональному образованию, научно-методическое обеспечение подготовки специалистов сестринского дела.

С учетом данных прогноза численности населения Оренбургской области до 2015 г. проведено прогнозирование численности потребности работников среднего медицинского звена (СМЗ) до 2015 г. Использован метод математического прогнозирования, имеющийся в пакете анализа математических таблиц «Microsoft Excel» (рис. 1).

Анализ прогноза численности среднего медицинского персонала свидетельствует о том, что к 2015 г. ожидается рост численности средних медицинских работников на 2%. В сельской местности численность

состояния сестринского дела и подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена, в том числе при оказании офтальмологической помощи.

При подготовке и переподготовке специалистов среднего звена на уровне медицинских учреждений среднего профессионального образования целесообразно обеспечить опережающую реакцию на отклонение реального качества подготовки выпускника от требуемого качества.

Таким образом, осуществление моделирования улучшения подготовки специалистов на основе мониторинга сестринского образования и прогнозирования достоверной потребности в среднем медицинском персонале позволит обеспечить повышение качества образования на основе непрерывности и оценки качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двойников С. И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России // Главная медицинская сестра. - 2009. - № 6. - С. 21-24.

2. Комаров Ю. М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? // Экономика здравоохранения. - 2003. - № 8. -С. 13-19.

3. Кучеренко В. З. Роль сестринского персонала в реформировании здравоохранения // Сестринское дело. - 2008. - № 3. - С. 3.

4. Лебедев А. А., Лебедева И. В. Реформа медицинского образования - ключ к реформе здравоохранения // Национальные проекты. - 2008. - № 1/2 (20/21). - С. 62-65.

Поступила 02.10.2012

С. И. МАКОГОН

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОРАЖЕННОСТИ БОЛЕЗНЯМИ ГЛАЗА И ЕГО ПРИДАТОЧНОГО АППАРАТА

ФКУЗ «МСЧ МВД России по Алтайскому краю», Россия, 656056, г. Барнаул, ул. Анатолия, 66. Тел. +7-913-096-58-00. E-mail: vvk_msi@mail.ru

В статье проведена сравнительная характеристика уровня и структуры заболеваемости и патологической пораженности болезнями глаза и его придаточного аппарата у сотрудников органов внутренних дел. Это позволит получить дополнительную информацию о риске возникновения поводов для обращения за медицинской помощью, а также о возможной профессиональной непригодности.

Ключевые слова: заболеваемость, патологическая пораженность, болезни глаза.

S. I. MAKOGON

COMPARATIVE ASSESSMENT OF LEVEL AND STRUCTURE OF INCIDENCE AND PATHOLOGICAL PORAZHENNOSTI DISEASES OF THE EYE AND ITS ADDITIONAL DEVICE

«Medical sanitary unit of the Ministry of the Interior of Russia of Altai territory», Russia, 656056, Barnaul, Anatoly str., 66. Tel. +7-913-096-58-00. E-mail: vvk_msi@mail.ru

In article the comparative characteristic of level and structure of incidence and a pathological porazhennost by diseases of an eye and its additional device at the staff of law-enforcement bodies is carried out. It will allow to receive additional information on risk of emergence of occasions to the request for medical care, and also about possible professional unfitness.

Key words: incidence, pathological porazhennost, eye diseases.

Одним из актуальных и наиболее важных направле- ционных мероприятий, но и даст возможность сфор-

ний в системе медицинского обеспечения сотрудников мировать прогнозы распространенности патологии,

органов внутренних дел являются изучение состояния заболеваемости среди сотрудников ОВД, основываясь

здоровья лиц основных профессий, их профессио- не только на общей официальной статистике учета бо-

нальный отбор, а также формирование эффективных лезней за прошедший период, но и на информации о

программ медико-психологической реабилитации и начальных стадиях развития патологии. восстановительного лечения при развитии патологий, Цель нашего исследования - провести сравнитель-

в том числе заболеваний органа зрения [2, 3, 4]. Дока- ную оценку уровня и структуры заболеваемости и пато-

зано, что существуют общие закономерности в возник- логической пораженности болезнями глаза и его при-

новении и развитии всех заболеваний в виде различ- даточного аппарата у сотрудников ОВД. ных патологических процессов [5]. Поэтому одной из

задач становится изучение возможностей диагностики Материалы И методы

патологических состояний организма до момента воз- Проведена выкопировка данных из статталонов

никновения того или иного заболевания. При анализе амбулаторного офтальмологического приема поликли-

патологических состояний целесообразно использо- ники МСЧ МВД России по Алтайскому краю, а также

вать показатель патологической пораженности, кото- данных 3795 актов медицинского освидетельствования

рый свидетельствует о характере морфологических сотрудников органов внутренних дел за 2010-2011 гг.

и функциональных отклонений в организме человека, Вся совокупность острых и хронических глазных за-

могущих в дальнейшем привести к заболеваниям [1]. болеваний регистрировалась в соответствии с ме-

Оценка патологической пораженности, получаемая ждународной классификацией болезней и проблем,

при использовании различных диагностических мето- связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10).

дов во время проведения профилактических осмотров, Установленные диагнозы во время амбулаторного

не только позволит определить востребованность в приема, профилактических осмотров и медицинского

перспективе диагностических, лечебных и реабилита- освидетельствования были использованы для оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.