Научная статья на тему 'Федосеевщина при жизни её основателя'

Федосеевщина при жизни её основателя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федосеевщина при жизни её основателя»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.Д. Успенский

Федосеевщина при жизни её основателя

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 4. С. 605-615.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Ѳелосѣѳвшина при жизни ея основателя *).

ВЪ хлопотахъ по отысканію новаго мѣста жительства Ѳеодосію въ Новгородѣ помогалъ и Захаръ Бедршіскій. Они обратились къ князю А. Д. Меньшикову, которому будто % бы Ѳеодосій былъ лично знакомъ '), съ просьбою по-

селиться гдѣ либо на его земляхъ. Разрѣшеніе получилось,

кажется, безъ особыхъ хлопотъ * 2)—и разрѣшеніе милостивое. 4 апрѣля 1708 года Меньшиковъ «чрезъ возвѣщеніе торопецкаго и великолуцкаго коменданта Антонія Алексѣева» 3) далъ Ѳеодосію Васильеву и Захару Илларіонову Бедринскому листъ, разрѣшавшій выходцамъ изъ-за Польскаго рубежа поселиться на принадлежащихъ ему земляхъ въ Великолуцкомъ уѣздѣ и жить тамъ свободно, отправляя свои богослуженія по старопечатнымъ книгамъ. Лучшаго Ѳеодосій и не могъ желать. Въ томъ же году большинство его послѣдователей переселились

-) Окончаніе. См. мартъ.

’) Житіе, стр. 80.

2) На это указываетъ способъ выраженія автора „Житія Ѳеодосія“ „Всещедрый Богъ вложи свое милосердіе... А. Д. Меньшикову... пріяти блаженнаго со всѣмъ братствомъ“... стр. 84.

а) Житіе, стр. 84.

изъ-за рубежа въ этотъ «Луцкій уѣздъ въ Вязовскую дворцовую *) волость и поселились здѣсь на земляхъ Меньшикова. Не буквально, разумѣется, всѣ жители зарубежныхъ обителей переселись именно сюда. «Сказаніе о началѣ раздора» говорить, что «иніи мпози разыдогаася камо хотяхѵ» г). Затѣмъ нѣкоторая часть польскихъ выходцевъ поселилась, напр., въ вотчинной Новгородскаго Юрьева монастыря деревнѣ Луки и другихъ деревняхъ :і). А иные, несомнѣнно, остались и за рубежомъ. Поселившіеся въ Вязовской волости стали платить князю оброкъ *) и зажили спокойно. Покровительство всесильнаго любимца Петра спасало ихъ отъ всякихъ преслѣдованій власти и духовной и свѣтской. Ѳеодосій здѣсь, какъ и раньше за рубежомъ, «таже двѣ обществѣ посели» 5). Количество братіи и мужескаго и женскаго пола умножалось. На сельники сбирались изъ разныхъ мѣстъ, были даже выходцы изъ Москвы. Дѣйствительно, здѣсь можно было «безъ боязни древле-церковные святоотеческіе законы по старопечатнымъ книгамъ соблюдати» ,;).

Но бѣды начались и здѣсь. Какъ слѣдъ жолнерскихъ набѣговъ. чувствовалась у насельниковъ новыхъ обителей нужда, напр., «во одеждахъ». Но эта бѣда была еще не столь тяжела, какъ другая,—слѣдующая: зяблые годы, отъ которыхъ страдала въ это время, между прочимъ, Выгорѣцкая пустынь, сказались и въ обителяхъ Великолуцкихъ. «Найде имъ въ хлѣбѣ... великое оскудѣніе и нужда. Отъ которыя сотворше толчею, тол-чаху овесъ, мякины всякія и колосипы, и хлѣбы печаху. Иногда же и сихъ педостояше». Нѣкоторые изъ братіи стали «малодушествовать», другіе совѣтовали Ѳеодосію послать просить милостыню у хрис/голюбцсвъ, чтобы этимъ «нашедшую

') Въ показаніи раскольника Ив. Парѳенова (Оіше. док. Син. т. 1, стр. 435) зта волость называется принадлежащею Меньшикову. А у Есипова (Раск. д. т. I, стр. 92) называется дворцовою. Дворцовою же она значится и въ нѣкоторыхъ другихъ оффиціальныхъ документахъ. (Дѣло новгородской духовной Конс. 1736 г. № 75). Очевидпо въ ней были и земли Меньшикова.

-) Сказ. о нач. разд. стр. 97.

3) Опис. док. и д. Сѵн. т. V. стр. 259. Упоминаются деревни Луки и Залучье.

4) Тамъ же, т. I, стр. 435.

s) „Кн. отеч. завѣщаній“. Ркп. Влад. дух. сем. JM? 75. л. 18 об.

в) Житіе, стр. 84, 86.

имъ великую скудость поне мало уврачсвати» '). Но вмѣсто всего этого Ѳеодосій обратился чрезъ одного знатнаго и расположеннаго къ нему—а по «Житію» даже и единовѣрца 2)— шляхтича Димитрія Нѣгоновскаго 3) къ своему патрону князю Меньшикову опять съ просьбою о какомъ пибудь новомъ мѣстѣ для поселенія, гдѣ природа могла бы дать больше средствъ для жизни. Это было въ 1710 году 4). Въ томъ же году «по указу Великаго Государя и по приказанію» милостиваго къ ѳедосѣевцамъ «князя Меньшикова г>) имъ дана была для поселенія мыза Ряпина «за Псковомъ» “) въ уѣздѣ Юрья Ливонскаго, въ нѣсколькихъ верстахъ къ западу отъ берега перешейка, соединяющаго Чудское озеро съ Псковскимъ Воеводѣ новгородскому Іакову Корсакову было повелѣно ввести ихъ и во владѣніе дарованнымъ мѣстомъ. А «мѣсто» это было «къ пропитанію многимъ п рыбныя ловли довольно» *). Нѣкоторые тотчасъ въ томъ же году и стали переселяться туда. Однимъ изъ таковыхъ переселенцевъ былъ, напримѣръ. Захаръ Бедринскій съ сыномъ ''). Но общее для всѣхъ переселеніе почему-то въ томъ же 1710 году пока еще не было разрѣшено. «Прейти тамо на житіе всѣмъ не бяше еще повелѣло »—замѣчаетъ «Житіе Ѳеодосія» 10). Дѣло окончательнаго перехода очевидно затормозилъ Корсаковъ, который, не смотря на все его расположеніе къ Ѳеодосію, все-таки изображается въ «Житіи» человѣкомъ «златолюбивымъ», не стѣснявшимся брать и съ своихъ знакомыхъ большіе «дары» при случаѣ оффиціальной имъ помощи и)..

’) Житіе, стр. 84—85. Зяблые годы продолжались съ 1705 по 1712 г. (Ркп. И. И. Б. Q. № 1083, л. 260 об.).

*) Житіе, стр. 80.

3) „Извѣщеніе Праведное“ Григорія Яковлева говоритъ, что Ряпина мыза была исходатайствована для поселенія ѳедосѣевцевъ именно чрезъ него—Стр. 118.

4) Житіе, стр. 85.

5) Опис. док. и дѣлъ С\*н. I, стр. 435.

6) „Извѣщеніе Праведное“ стр. 118.

7) Теперь мыза Рашшнъ, Верросскаго уѣзда, на р. Воо.

Ч Житіе, стр. 86

:І) Есиповъ. „Раск. д. XYH1 в.“ т. I, стр. 97. Что и раньше окончательнаго дозволенія въ Ряпиной мызѣ жило уже много ѳедосѣевцевъ, нто видно еще изъ того, что сюда было привезено тѣло Ѳеодосія, хотя еще указъ и въ это время еще не быль полученъ (Житіе, стр. 90—911.

1<|) Житіе, стр. 85.

■*) Житіе, стр. 86.

Ожидая дозволенія на общій переходъ въ Ряшіпу мызу и не имѣя возможности чѣмъ - ннбудь существеннымъ помочь своей бѣдствующей братіи, Ѳеодосій лишь убѣждалъ ее переносить твердо испытаніе голода и надѣяться на то, что Богъ, «насыщали всяко животно благоволенія, всячески не оставитъ» ихъ «въ скудости долго пребывати, но вскорѣ отверзетъ богатую руку милости своея, и вся нужная исполнитъ всякимъ преизобиліемъ»... «Надѣюся убо на великія его щедроты, яко истинно не оставитъ, по посѣтитъ пасъ своею благостію, говорилъ Ѳеодосій, милосердно не въ долзѣ» '). Дѣйствительно «блаженнаго» слова и упованія на скорую смѣну недостатковъ полнымъ довольствомъ сбылись «не въ долзѣ», хотя очень оригинально. Какъ естественный спутникъ голода, открылось въ 1710 году и въ слѣдующемъ 1711 году моровое повѣтріе Сильно почистилъ моръ Вязовскія обители. «Миози, говоритъ Житіе,., житія сего отъидоша, маліи числомъ осташася въ живыхъ. Тако же и около сущій по селамъ христіане многочислепніи преселишася въ будущую жизнь». Вотъ въ этомъ-то «Житіе» и усмотрѣло скорое сбы-тіе предсказанія Ѳеодосіева: для малаго числа оставшейся въ живыхъ братіи продовольствія всякаго стало теперь дѣйствительно болѣе' чѣмъ достаточно.

Между тѣмъ окончательнаго дозволенія отъ Корсакова на переселеніе всей общины Ѳеодосія въ Ряпинѵ мызу все еще не получалось. Въ Вязовскихъ же обителяхъ «и братіи и сестръ паки нрисовокупися въ наставленіе блаженному не мало, — свято для ѳедосѣевневъ мѣсто не было ими пусто. И вотъ, не получая указа и, можетъ' быть, предвидя новый неурожай, Ѳеодосій рѣшилъ въ маѣ 3) 1711 года самъ отправиться въ Новгородъ. Боленъ онъ былъ въ это время «болѣзнію студеною» ('лихорадкою?), но ради общей пользы превозмогъ ее и началъ сбираться. Словно предчувствуя, что ему не суждено уже возвратиться къ своимъ дѣтямъ, онъ предъ отъ-

0 Житіе, стр. 85.

-’) Житіе, стр. 85—„случися въ лѣто 7219“; этотъ же годъ названъ и въ „Сказаніи“, стр. 97. Но въ „Опис. док. и дѣлъ Сгн.“ 1, стр. 548, указывается 1710 годъ.

3) Ѳеодосій умеръ 23 іюля. Предъ этимъ онъ пробылъ четыре недѣли въ архіерейскаго дома „Орловой палатѣ“, въ которую былъ заключенъ послѣ 3-хъ-недѣльной проволочки у Корсакова. (Житіе, стр. 87 и 89). Выѣхалъ т. о. въ маѣ.

ѣздомъ «поучаше прилежно братію, а наипаче женскій ноль наказоваше, како правая вѣра и догматы ея неизмѣнно соблю-дати и въ добродѣтелѣхъ чистому житію прилежати, во одеждахъ красоты и щапства не искати, и въ хожденіи кротость и благоговѣніе сохраняли, во всемъ себе всякимъ смиреніемъ ограждали. Часто же въ бесѣдахъ своихъ тогда надпоминая имъ начальство сына своего по себѣ» '). Пріѣхалъ Ѳеодосій въ Новгородъ съ сыномъ Евстратомъ и еще троими мужами. Явились пріѣхавшіе къ Корсакову, дали ему «дары довольны» и стали «просити, дабы далъ волю письменно прейти тамо (въ Ряпішу мызу) жити». Но «златолюбивый» «боляринъ», «или большія мзды желая—говоритъ «Житіе»—пли гордымъ бѣсомъ возмущенъ, исперва многая досадная словеса тому из-рече». Ѳеодосій же «ни мало смутися о семъ» и терпѣливо ждалъ. Наконецъ Корсаковъ, «утолився отъ злобы, о приходѣ тамо обѣща указъ дати», но всетаки опять «продолжаше», т. е. тянулъ дѣло и время

Въ это время о пріѣздѣ въ Новгородъ знаменитаго раскольническаго учителя узналъ митрополитъ Іовъ, — того самаго учителя, о дѣятельности котораго онъ слышалъ еще назадъ тому лѣтъ 12—13, слышалъ затѣмъ не мало и въ слѣдующіе годы, — и котораго онъ до сихъ поръ н# могъ найти. И вотъ теперь Корсаковъ помогъ Іову. Вѣроятно, златолюбивый боляринъ» тщетно ожидалъ новой мзды отъ своихъ кліентовъ, принесшихъ ему все, что они могли. Чрезъ три недѣли послѣ своего обѣщанія дать указъ онъ снова—въ третій разъ—призываетъ къ себѣ Ѳеодосія. Взявъ сына и двоихъ изъ остальныхъ спутниковъ, Ѳеодосій явился. Но вмѣсто того, чтобы дать, наконецъ, долго жданное дозволеніе переѣхать въ Ряпину мызу, «злонравный» воевода «предаде» ихъ всѣхъ Іову, митрополиту новгородскому. «Взяша ихъ діаки: Іаковъ Лапшинскін и Иванъ Протопоповъ съ подьячими и съ приставы, и отведоша въ Архіерейской Приказъ, цѣпи на шеи со стѵ-ліемъ желѣзнымъ имъ возложивше». «Житіе» .здѣсь считаетъ своимъ долгомъ добавить, что Ѳеодосій въ Приказѣ держалъ себя со смиреннымъ достоинствомъ; такъ, напримѣръ, когда Лапишнскій «ударп въ ланиту крѣпко блаженнаго отца, онъ

‘J Житіе’, стр. 86.

-) Житіе, стр. 86 — 87. Все вообще о смерти Ѳеодосія берется нами илъ „Житія“. .

же, подражая учителя своего Христа, пріемшаго ударенія отъ раба, на гордые ихъ вопросы смиренно отвѣщеваше». Вскорѣ Ѳеодосія отдѣлили отъ его товарищей по заключенію: ихъ оставили въ Приказѣ, а его посадили въ одиночное заключеніе «подъ келію митрополичью», въ палату, наричему Орло-вую, темноты и праха исполнену, и ноги ему оковаша. Отсюда Ѳеодосія нѣсколько разъ водили на допросы въ Приказъ «къ судіи». Увѣщевать Ѳеодосія разрѣшено было и постороннимъ людямъ. Такъ, «Житіе» передаетъ слѣдующій случай. «Единою пріиде къ страдальцу корабельной мастеръ Ѳеодосій Стиляевъ '), со старцемъ ученымъ свободныхъ наукъ, и начаша стязати его о древне-церковныхъ преданіяхъ». Ѳеодосій «съ кротостью на вся хитрословія ихъ разумно отвѣщеваше и предлагаемыя ими новины Святыхъ Писаній... сильно возражаше. Стиляевъ же, не требуя 4) обличенія заблужденій, яростнымъ бѣсомъ подвиженъ, захвативъ своею рукою, половину брады страдальца исторже. Старецъ же зѣло возгну-шався онаго бѣсованія, болѣе ни что лсе глаголя, но абіе отъиде отъ него, и вельми раскаявашеся о приходѣ своемъ со злымъ онымъ 3).

Не разъ призывалъ къ себѣ и увѣщалъ заключенныхъ и самъ митрополитъ, но безуспѣшно. Ѳеодосій былъ твердъ въ своей «вѣрѣ» и на увѣщательныя слова Іова Отвѣчалъ самъ «велеумно» и пространнѣйшею рѣчью, въ которой изображалъ подробно и свои упованія, которыя онъ содержитъ, и новые никоновскіе догматы, которыхъ боится принять. Вотъ эта характерная рѣчь 4).

«Высокопочтенный архіерее, како могу отврещися опѣхъ святоотеческихъ законовъ, яже древле Святая, яко восточная, тако Великороссійская церковь со всѣми святыми повсем-ственно, и неизмѣнно до Никона патріарха Московскаго содержала: еже двѣма перстома православно благословити и креститися, како повелѣваютъ священные богословы, Мелетій Антіохійскій, Ѳеодоритъ Кпрскій, Петръ Дамаскинъ, Никифоръ ГІанагіотъ, Максимъ Грекъ. И соборъ Московскій влѣто 7057

') Въ ркп. И. П. Б. Q. I. № 1081 л. 20 „Сткляевъ“.

'•) Тамъ же—„не терпя“.

'О 'Гамъ же — л. 20 об.; у Попова стоитъ безсмысленно „ко злымъ онѣмъ“.

О Житіе пъ ркп. И. II. Б. Ц). I. № 1081 л. 20 об.— 24 об. Мы ее цри-иодимъ съ соблюдешеьъ орѳографіи и грамматики рукописи.

священныхъ отецъ. О чесомъ свидѣтельствуютъ преосвящен-іііи архіереи со освященными соборы, съ иовелѣніемъ и клятвами, како въ старописьменпыхъ и старопечатныхъ россійскихъ и бѣлорусскихъ: тако сербскихъ и волошскнхъ священныхъ книгахъ. И святыя чюдотворныя образы греческія и россійскія. И преподобныхъ отецъ нетлѣнныя мощи, согласно вси утверждаютъ. Еже трисоставному кресту всевѣрнѣ нокла-пятися, н на просфирахъ, на панагіи артусѣ п антимисѣ пе-чататн и воображати яко Господь Нашъ Ісусъ Христосъ плотію своею пострада. О чесомъ мнози святіи извѣствуютъ: Ісаія пророкъ, Златоустъ, Іустинъ. Ириней, Григорій Ами-ритскій, Григорій Синаитъ, Германъ патріархъ, Ѳеодоритъ Кирскій, Паладій мнихъ, Хрусъ Уединенный и прочій святіи, и учители церковніи. Еже святую литоргію на седмн просфирахъ служили, которое седмипросфоріе святый номоканонъ завѣщаваетъ, и священный соборъ въ стоглавѣ, и старопис-менныя и старопечатныя служебники яснѣ показуютъ. Елсе сугубое аллилуіа, а въ третіе слава тебѣ, Боже, во псалмоглаголаніи глаголати. О чесомъ святыхъ руками яко греческихъ, Кипріана, Фотія митрополитовъ, Максима Грека, тако россійскихъ, Исакія молчальника, Евфросина Псковскаго., Се-рапіона Новгородскаго, Кирилла Новоозерскаго, Макарія митрополита со освященнымъ соборомъ, и Филиппа митрополита писанія, и прочія древнія харатейныя, бумажныя и печатныя Московскія, бѣлорусскія, и сербскія книги явственно засвидѣтельствуютъ. Еже прочія законы догматы, преданія, чины и уставы въ старопечатныхъ святыхъ книгахъ положенныя. Яко прежній благовѣрніи велиціи князи и преосвященіи митропо-лити, православніи государи цари, и святѣйшій патріарси и вси архіереи россійстіи съ благочестивыми народы, съ восточною церковію во всѣмъ согласно, и православно содержаніи, и Богу угодиша мнозн, нетлѣніемъ тѣлесъ и чюдесы прославишася. Православно н намъ оставивше предаша. Сія всевѣрнѣ пріемлю. Сія вселюбезно лобызаю, сія. вседушно не-измѣннѣ содержю, и содержатн тако всежелательнѣ усердствую, яко не точію дѣломъ или словомъ, но паче помыслити попусти ми Боже сихъ отрещися когда. Сія и сицевая святая и непорочная всевѣрно и любезно содержанту ми, како могу иовопечатныя книги пріяти, сопротивныя во всемъ старопечатнымъ; како троеперстное слолсеніе иріимѵ, и пятішерстное малаксово и ваше чрезъ литеры благословеніе, святыми отцы

не преданное ни гдѣ; но отъ древлс-православныя церкве обоя подъ анаѳему подлагасмся; како двочастному пли четвероко-нечномѵ кресту поклонюся, или печатныя имъ просфиры, хлѣбъ богородичеиъ, артусъ пріимѵ, егоже древній преосвященіп архе-реи и благочестивіи велпціи князи со всѣми народы приносимаго вт. Россію Исидоромъ отступникомъ, и Антоніемъ легатомъ, отнюдь не пріяша, крыжемъ латинскимъ именоваша, и поклоненіе ему Богоотстѵпствомъ нарекота; како трегубое имамъ аллилуія, а въ ч оттерто с слава тебѣ Боже глаголати, премудрымъ Максимомъ грекомъ богословомъ, папинымъ обычаемъ, а священнымъ соборомъ Московскимъ, латинскою ересію пцречеіі-ное, отъ пречистыя же Богородицы чюждаго языческаго Бога приложеніемъ изъявленное. Како нятипросфирное служеніе литоргіи пріяти имамъ, его же древле како во грецѣхъ, такъ и въ Россіи отнюдь не бяше; како имя пресвятое Владыки Христа въ древнихъ греческихъ и россійскихъ харатейныхъ, бумажныхъ, и святыхъ руками писанныхъ книгахъ пишимое и печатаемое, и на святыхъ чюдотворныхъ иконахъ и кре-етѣхъ воображаемое безъ ирилогу Ісусъ, святыми богословы протолкованно Спаситель, избавитель и исцѣлитель, сіе отложю, и пріяти имамъ оное съ прилогомъ Іисусъ издревле не бывшее; како на преждеосвященнѣй, и на троицстѣй вечерни, латинскимъ и татарскимъ обычаемъ имамъ на колѣнѣхъ стоя молитися. Како во святую 40-цу, въ службѣ поклоны земныя въ древнихъ уставѣхъ, и прочихъ книгахъ како харатейныхъ и бумажныхъ, тако и печатныхъ, полагати повелѣнныя непремѣнно, сія имамъ отложити, и поясныя полагати. А святая церковь глаголетъ о семъ: проклято, бо есть сіе и съ еретики отвержено таковое злочестіе, еже не творити поклоновъ во ѵреченныя дни. Како могу пріяти и прочія догматы, преданія, чины и уставы, яже въ древле-православнѣй церкви не бяху. по нынѣ введошася; не могу убо таковыхъ, не могу отнюдь новинъ и премѣнъ величайшихъ и множайшихъ, яже въ новопечатныхъ книгахъ Никономъ патріархомъ и прочими архіереи вцерковь нововнесенпыхъ пріяти. Понеже святіи Отцы и богословы вси таковыхъ новостей и измѣненій повелѣваютъ зѣло боятися. Пишетъ святый Игнатій: еже глаголетъ паче, еже узаконена суть, аше бы былъ и вѣрный, аще бы и постился, аще бы и дѣвственникъ быль, аще бы и знаменія творилъ, аще бы и пророчествовалъ, волкъ тебѣ да мнится бытн въ кожи овчей, убійство овцамъ содѣваяй. И

седмый вселенскій соборъ вопіетъ: мы законы церковные соблюдаемъ, мы предѣли отеческія хранимъ. Мы прилагающихъ нѣчто, или отъемлюіцихъ отъ церкве проклинаемъ. И святый соборъ соединенія утверждаетъ сице: вся яже чрезъ церковнаго преданія, и учительства и воображенія святыхъ и приснопамятныхъ отецъ, новосотворенная и содѣланная, или поссмъ содѣятися хотящая анаѳема. Священный же Аи. Павелъ опасно зѣло укрѣпляя глаголетъ: аще азъ или ангелъ съ пебесе благовѣститъ вамъ паче, еже пріясте, анаѳема да будетъ. А св. Златоустъ сія протолкуетъ: и не рече аще противная возвѣстятъ или превратятъ все; но аще и худое что подвигнутъ, анаѳема да будетъ. И прочая таковая множайшая святыя великая запрещенія, и грозныя аиаоемы, на измѣняющихъ святоцерковная содержанія, и вносящихъ новины, видящу ми во святыхъ книгахъ, сихъ велми боюся. сихъ зело ѵжасаюся, сихъ умомъ моимъ и всею душею трепещу. И аще убо вся сія вѣдая, отвергуся святоотеческихъ непорочныхъ древлецерков-ныхъ содержаній, и подпаду подъ соборныя святыхъ тяжкія клятвы. Которое начальство, или каковая власть отъ земныхъ, на страшномъ судищи Христовѣ, избавитъ мя отъ грозныхъ онѣхъ и безконечныхъ мукъ, искони уготованныхъ еретикомъ и отступникомъ въ самой глубинѣ ада бездны».

По словамъ «Житія», митрополитъ обѣщалъ Ѳеодосію за обращеніе въ православіе дать священный сапъ. Но такія рѣчи Іова Ѳеодосію показались «ласканіями». Закапчивая свою рѣчь, онъ какъ бы укорительно отвѣчаетъ на всѣ такія обѣщанія: «а еже обѣщавши ми богатства и высокія чести, сія вся маловременная суть сего свѣта, въ малѣ зѣло утѣшнтн насъ могущая, н яко сонъ, вскорѣ мимоходящая и зѣльныхъ рачителей своихъ внезапно нагихъ въ онъ вѣкъ отпѵщающая. Азъ убо о сихъ небрегу, и не малѣйшаго рачительства къ таковымъ не имѣю, и яко худые блески вмѣняю, будущихъ благихъ, не тлѣющихъ, ищу, безконечныхъ наслажденій желаю». Видя, что увѣщанія не помогаютъ, Іовъ,, не чуждавшійся вообще строгихъ мѣръ, сталъ Ѳеодосію угрожать наказаніемъ. Но послѣдній былъ упоренъ и твердо «отрече ему сице: «Вы-сокопочтенный Архіерее! Вѣдый буди о семъ, яко прещеній вашихъ не устрашаюся, и мученій грозныхъ не ужасаюсь. Легчайше ми здѣсь маловременпая томленія ваша тернѣти, нежели, пос.іушающу васъ, отъ Бога безъ конца мѵчиму стра-датп. Еже хоіцете творнти надо мною, немедленно творите!

Готовъ убо хребетъ имѣю па раны, готову плоть на терзаніе, готовы кости на ломаніе, готовы вся уды на раздробленіе. Ибо за древлецерковная святая вся отеческая содержанія, о укрѣпляющемъ мя Христѣ, всякія муки и жесточайшія томленія страдати уготовихся. И не токмо до послѣднія капли кровь изліяти, по и самую свою душу за оная вселюбезно и всежелательно положити усердствую» ').

Не добившись какихъ бы то ни было признаковъ раскаянія Ѳеодосія и видя его полное упорство, Іовъ наконецъ, прекратилъ свои рѣчи и снова отправилъ его въ Орлову клѣть. Четыре недѣли томился тамъ Ѳеодосій, пока не постигла его смерть «въ соборный звонъ къ утрени» на 23 число іюля мѣсяца 2). Тѣло его сначала было зарыто за городомъ въ полѣ во рву, но въ третью ночь по кончинѣ одинъ изъ учениковъ Ѳеодосія, нѣкто Василій Кононовъ, «вземъ» его «отъ рва, и отвезе поприщъ пять отъ града къ рѣцѣ, нарицаемой Варя *), и тамо паки въ земли его погребе». Спутники Ѳеодосія черезъ 6 недѣль послѣ его смерти—т. е. значитъ въ началѣ сентября— были выпущены на свободу, будто бы по старанію самого Корсакова, раскаявшагося въ своемъ предательствѣ и «умилившагося сердцемъ» 4). Ѳни изъ Новгорода уѣхали въ Ря-пину мызу, гдѣ уже жило много оеодосѣевцевъ, не смотря на то, что указъ все еще не былъ полученъ.

- Первою заботою ряпипцевъ и отдохнувшихъ «отъ печалей» спутниковъ Ѳеодосія было перенесеніе къ себѣ костей оплакиваемаго учителя, купившаго цѣною своей жизни удобства жизни для нихъ. Иниціаторомъ этого дѣла были Георгій, младшій братъ Ѳеодосія, и Евстратъ. Къ нимъ присоединилось и желаніе всей братіи. Вышеупомянутый Василій Кононовъ, погребавшій тѣло Ѳеодосія, и еще одинъ изъ братіи были посланы въ Новгородъ исполнить это дѣло. 27 ноября ночью они выкопали тѣло Ѳеодосія и тотчасъ чрезъ Псковъ отправились въ Ряпину мызу. Здѣсь съ торжествомъ «братъ его

') Житіе, стр. 87—88.

г) Евстратъ, авторъ Житія, непосредственно вслѣдъ за этими словами прибавляетъ: „иніи же глаголютъ, яко убіенъ бѣсть отъ самого Архіерея нѣкою декою1'. Но самъ онъ, очіівидно, не раздѣляетъ этого мнѣнія, такъ какъ нарочито оговаривается: „сыну убо его и прочимъ не бывшимъ ту при смерти его, но индѣ заключеннымъ“. (Житіе, стр, 89).

:і) Въ рки. Q. I. As 1081 имя рѣки „Веряжъ“ (л. 26 об.).

4) „Книга отеч. завѣщаній“ л. 19 66. ср. Житіе, стр. 89.

н сынъ, со всею братіею, срѣтоста тѣло блаженнаго страдальца н любезнаго отца, со слезами объемлюще и съ любовію ло-бызающе 1 *). И въ память святителя Николы, декабря въ 6-й день, съ погребальными псалмы и пѣсньми честнѣ погребоша паки въ землю на брезѣ Выбовки ') рѣки, въ Ряіпшѣ мызѣ, и мало древо березу посадивше надъ гробомъ его» 3 *).

Послѣдователи Ѳеодосія конечно считали его святымъ. Таковымъ, иапр., прямо исповѣдалъ его сынъ Евстратъ Ѳедо-сѣевъ въ 173Ö і’оду въ своемъ «Исповѣданіи вѣры» 1). почему и въ составленномъ «Житіи» Ѳеодосія въ концѣ помѣстилъ молитвенное обращеніе къ нему, какъ кт, святому 5). Затѣмъ почти чрезъ 100 уже лѣтъ послѣ смерти Ѳеодосія, стародуб-скій наставникъ Петръ Ѳедоровъ писалъ «въ Москву къ бывшему на Озеркахъ настоятелю Семену Михайлычу» ”): Ѳеодосій «много народу отъ нечестія въ благочестіе привелъ, и тѣхъ людей мы видѣли, которые вкупѣ спимъ жительство имѣли и такъ объ немъ засвидѣтельствовали, что святой человѣкъ».

Велика и всеобща была скорбь по Ѳеодосіи у его послѣдователей. 'Гакъ описываетъ ее Житіе его: «Егда же услышася по градомъ, восемь и селамъ скорчаніе дивнаго страдальца, вси правовѣрніи христіане, а наипаче во обителѣхъ его, начата весьма плакали, обливающеся слезами, яко лишишася такова прзславнаго учителя, и сладчайшаго отца, воспоми-нающе твердое ученіе и непорочное наставленіе его, тако же и въ добродѣтелехъ совершенство, милость, любовь, состраданіе. кротость, безмолвіе, смиренномудріе, молитву, воздержаніе. чистоту, разсужденіе, утѣшеніе, и прочая благая, ими же въ житіи своемъ изрядно украшашеся. И не малое время

‘) Житіе, стр. 89—90. — Авторъ Житія даетъ нѣсколько совсѣмъ фантастическихъ деталей факта перевезенія тѣла Ѳеодосія: о чудесномъ явленіи Ѳеодосія Василію во снѣ, когда Ѳеодосій будто бы указалъ Василію мѣсто своего погребенія, которое Василій забылъ,—о нетлѣніи найденнаго тѣла Ѳеодосіева, пролежавшаго въ землѣ цѣлыхъ уже 127 дней,—и о вторичномъ явленіи Ѳеодосія Василію въ тонкомъ утреннемъ епѣ предъ проѣздомъ съ тѣломъ чрезъ Псковъ.

-) Очевидно рѣка „Воо“ названа такъ.

3) Житіе, стр. 90—91.

‘) Поповт>. „Сборникъ для ист. стар.“ I, стр. 8. Ср. ркп. И. П. Б. Q. I JV» 1081, л. 33 об.

5) Житіе И. П. Б. Q. I Ае 1081, л. 33.

*) Рукопись Владимірской духовной семинаріи № 75, л. 369 об.—371. Писано 13 декабря 1809 года.

сѣтующс и скорбяще о немъ, не можаху отъ печали утѣши-тися». Такая великая скорбь была вполнѣ естественна. Все, что имѣла теперь община Ѳеодосія, было дѣйствительно сдѣлано и выстрадано имъ. Онъ далъ ученіе вѣры, обработалъ его, обосновалъ въ своихъ посланіяхъ, письмахъ, сочиненіяхъ, имъ былъ созданъ уставъ богослуженія и жизни, точно разработанный въ частностяхъ. Въ какихъ нибудь десять лѣтъ основанная имъ община такъ возвысилась, что заняла въ расколѣ видное мѣсто. Слава о Ѳеодосіи шла далеко во всѣ стороны и отовсюду приводила къ пому жаждущихъ «спасенія» но старымъ книгамъ. Толкъ его насчитывалъ послѣдователей и въ Польшѣ, и въ Новгородѣ, и въ Старой Руссѣ, и въ Псковѣ, и по многочисленнымъ деревнямъ новгородско-псковскаго края. «Ни отъ кого же утѣсняемы, ни озлобляеми, ни обидими» лѣса керженскіе въ своихъ скитахъ тоже дали пріютъ не малому количеству послѣдователей Ѳеодосія ‘). Знала о немъ и Москва, своими гражданами пополнявшая число братіи его обителей, хотя, можетъ быть, въ своихъ стѣнахъ около этого времени еще и не имѣвшая ѳедосѣевской общины. Достигли духовные дѣти Ѳеодосія и Петербурга. Съ 1710 года здѣсь поселился, напр., сынъ «приснаго помощника отцу Ѳеодосію» Захара Бедринскаго (у въ этомъ 1710 году) Илларіонъ'' * 2). Словомъ, во «многія тысящи» исчислялись его ученики.

Самъ книжный человѣкъ, онъ воспиталъ цѣлый штатъ учительныхъ преемниковъ, которые, слѣдуя его завѣтамъ, проносили дальше и дальше его ученіе 3) и пасли его стадо. Братъ Ѳеодосія Егоръ, сынъ Евстратъ, Константинъ Ѳедоровъ, Игнатій Трофимовъ, Терентій Васильевъ, Семенъ Григорьевъ и многочисленные другіе,—все это были «мужіе искусніи, писаніе довольно вѣдущіи» и «въ разумѣ нарочитіи» 4).

Уничтожиться такое общество уже не могло.

П. Іустиновъ.

*) Розыскъ, ч. I, гл. 20.

2) Есиповъ.. „Раск. дѣла XVIII сг., т. I, стр. 97.

:і) Чрезъ 10—15 лѣтъ послѣ смерти Ѳеодосія оно слушалось и въ Казани, извѣстно стало и даже имѣло послѣдователей и въ далекой Астрахани (Опяс. док. и д. Син. т. У, стр. 390).

4) Житіе, стр. 83.J

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.