Научная статья на тему 'Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации'

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1036
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПОНЯТИЕ / СИСТЕМА / ПОРЯДОК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР / ANALYSIS / CONCEPT / SYSTEM / ORDER / FEDERAL REGISTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логвиненко Елена Александровна

В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Логвиненко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Логвиненко Е. А.

Логвиненко Елена Александровна /Logvinenko Elena Aleksandrovna - студент магистратуры заочной формы обучения,

Академия Генеральной прокуратуры РФ,

Крымский институт права (филиал), г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье анализируется понятие и система федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации. Система федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Порядок ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Abstract: the article analyzes the concept and system of the federal register of normative legal acts of the Russian Federation. The system of federal register of normative legal acts of the Russian Federation. The order of conducting the federal register of normative legal acts of the Russian Federation.

Ключевые слова: анализ, понятие, система, порядок, федеральный регистр.

Keywords: analysis, concept, system, order, federal register.

1. Понятие и система федерального регистра нормативных правовых актов Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ был создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ -федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» и в связи с принятием федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также в целях совершенствования работы по обеспечению единства правового пространства Минюстом России издается Приказ от 20 августа 2013 г. № 144 «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», который предписывает [2; 3]:

- Департаменту законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения осуществлять методикоправовое обеспечение ведения федерального регистра и обобщать практику его ведения территориальными органами Минюста России.

- Территориальным органам Минюста России обеспечить актуализацию включенных, полноту и достоверность включаемых сведений в федеральный регистр регионального уровня.

- Федеральному бюджетному учреждению «Научный центр правовой информации при Минюсте России» осуществлять информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра, обеспечить актуальность, полноту и достоверность сведений, содержащихся в базе данных федерального регистра федерального уровня.

2. Система федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный регистр имеет федеральный, окружной и региональный уровни.

Федеральный уровень представляет собой распределенную базу данных программно-технологического комплекса «Регистр» (далее - ПТК «Регистр»), а также интегрированную базу данных ПТК «Регистр», находящуюся на сервере НЦПИ и содержащую в электронном виде информационные ресурсы 89 региональных элементов. Резервные интегрированные базы данных ПТК «Регистр» находятся на серверах не менее двух территориальных органов.

Окружной уровень состоит из 7 элементов. Каждый окружной элемент представляет собой распределенную базу данных ПТК «Регистр», а также интегрированную базу данных ПТК «Регистр», находящуюся на окружном сервере (сервер федерального управления Минюста России по федеральному округу или сервер ЦПИ) и содержащую в электронном виде информационные ресурсы соответствующих региональных элементов.

Региональный уровень состоит из 89 элементов. Каждый региональный элемент представляет собой базу данных ПТК «Регистр», находящуюся на региональном сервере (сервер территориального органа или сервер ЦПИ) и представляющую в электронном виде информационные ресурсы, содержащие информацию о правовых актах соответствующего субъекта Российской Федерации, а также аналогичные информационные ресурсы в документальном виде. Сервер НЦПИ находится в постоянной взаимосвязи с окружными и региональными серверами.

В субъектах Российской Федерации порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов устанавливается федеральным законодательством и законодательством

субъектов Российской Федерации. Это означает, что данная сфера отношений является предметом совместного ведения, так как общие принципы опубликования могут устанавливаться федеральным законом [7, с. 2-7].

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам зашцты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный Конституционным судом Российской Федерации, дает основание полагать, что общее регулирование, установленное указанным федеральным законом, не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов и иных нормативных актов. Это подтверждается также установленным правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации на учреждение печатных средств массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также судебной практикой [11].

3. Порядок ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный регистр ведет Министерство юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ, Конституции РФ и федерального законодательства, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. В данном случае принципами являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в нем.

Методико-правовое обеспечение ведения Федерального регистра осуществляет Управление законодательства субъектов Российской Федерации и Федерального регистра Минюста России.

Информационно-технологическое обеспечение ведения Федерального регистра осуществляют Научный центр правовой информации при Минюсте России (далее - НЦПИ) и центры правовой информатизации Минюста России (далее - ЦПИ).

Основными сведениями, включаемыми в федеральный регистр, являются:

- номера и даты государственной регистрации правовых актов;

- реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

- тексты правовых актов;

- источники официального опубликования правовых актов;

- дополнительные сведения.

Дополнительными сведениями являются:

- экспертные заключения Минюста России и его территориальных органов;

- постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

- решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

- решения и постановления арбитражных судов;

- решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

- информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления, заявления в суд);

- предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;

- заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

- указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

- распоряжения Минюста России о регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае принятия решения о регистрации соглашений;

- заключения Минюста России в случае принятия решения об отказе в регистрации соглашений или возврате их без регистрации;

- документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;

- письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов.

Экспертное заключение включается в федеральный регистр независимо от результата правовой экспертизы правового акта.

Федеральный регистр ведется в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях).

Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные Управления Минюста РФ по субъектам РФ в срок до 7 рабочих дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста РФ.

В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты. Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации, который представляет собой последовательный ряд знаков и цифр, состоящий из 16 позиций: позиции 1 и 2 - RU (обозначение Российской Федерации);

позиции 3 и 4 - номер субъекта Российской Федерации согласно приложению № 2 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5;

позиции 8, 9, 10 и 11 - год принятия правового акта (например, 1998, 1999, 2000, 2001 и т. д.); позиции 12, 13, 14, 15 и 16 - порядковый номер правового акта (например, 00001, 00002 и т. д.).

Номер государственной регистрации правового акта вносится в базу данных.

В итоге, как мы видим, выше рассматриваемые нормативные правовые акты в целом способствуют:

- установлению единой федеральной политики в области нормотворческой деятельности на уровне субъектов РФ (управления), т. е. региональных, местных органов исполнительной власти и государственных органов, в т. ч. и муниципальных (кроме районного уровня);

- урегулированию государственной регистрации нормативных правовых актов;

- пресечению и недопущению нижестоящими субъектами управления правовых коллизий в области нормотворческой деятельности.

Ценность и значимость федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации состоит в том, что в нем содержатся не только актуальные тексты нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов России, но и дополнительные сведения к ним.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

3. Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2005 г. № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

6. Приказ от 20 августа 2013 г. № 144 «Об утверждении разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

7. Андриченко Л. В. Проблемы развития законодательства субъектов Российской Федерации Текст. / Л. В. Андриченко, Ю. А. Тихомиров // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2009. № 3.

8. Аничкин Е. С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации: монография. Текст. / Е. С. Аничкин / под ред. В. В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2008.

9. Горохов Д. Б. Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие Текст. / Д. Б. Горохов, А. Ю. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2009.

10. Замятин А. Е. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, его место в деятельности по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации // Мир юстиции. - Екатеринбург, 2003, № 7-8.

11. Лобутина В. Н. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как средство обеспечения единства правового пространства Российской Федерации // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.: Спарк, 2003, № 2.

12. Смыслов С. Е., Тюменев А. В. Мониторинг нормативных правовых актов - как эффективное средство обеспечения единства правового пространства Российской Федерации // Актуальные проблемы частного права на этапе становления правового государства в России. Сборник материалов научно-практической конференции, г. Рязань, 30 июня 2006 г. - Рязань: Изд-во Рязан. Филиала Московского университета МВД России, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.