Научная статья на тему 'Теоретические аспекты юридической экспертизы нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации'

Теоретические аспекты юридической экспертизы нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / LEGAL INVESTIGATION / REGIONAL NORMATIVELAW ACTS / LAW SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов Александр Иванович

Юридическая экспертиза нормативно-правовых актов является важным инструментом в деятельности по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации. Целью проведения юридической экспертизы является повышение качества нормативно-правовых актов субъектов Федерации, обеспечение их соответствия федеральному законодательству, а также приемам и правилам юридической техники. Кроме того, посредством ведения федерального регистра территориальные органы юстиции делают «прозрачным» результат регионального правотворчества как для граждан и юридических лиц, так и для органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баженов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal investigation of normative-law acts of the Russian Federation subjects: aspects of theory

The author highlights the importance of legal investigation of normative-law acts in the activity on guaranteeing the unity of the Russian Federation law space. Increasing quality of the normative-law acts, providing for their correspondence to Federal justice, rules and devices of law technique present the final aim of legal investigation. Apart from that, by conducting a Federal register territorial organs of justice make the results of regional law creating «transparent» both for the citizens and public authorities.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты юридической экспертизы нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.И. Баженов

Юридическая экспертиза нормативно-правовых актов является важным инструментом в деятельности по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации. Целью проведения юридической экспертизы является повышение качества нормативно-правовых актов субъектов Федерации, обеспечение их соответствия федеральному законодательству, а также приемам и правилам юридической техники. Кроме того, посредством ведения федерального регистра территориальные органы юстиции делают «прозрачным» результат регионального правотворчества как для граждан и юридических лиц, так и для органов государственной власти.

Ключевые слова: юридическая экспертиза, региональный нормативно-правовой акт, правовое пространство.

Понятие «экспертиза» (от лат. ехреПш -знающий по опыту, испытанный, проверенный) используется в науке и практике для обозначения изучения специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в той или иной области (юридическая, криминалистическая, экологическая, патентная, бухгалтерская экспертизы и др.).

Проведение экспертизы - весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. Экспертизы широко применяются на практике и играют значительную роль в жизни общества. Однако до настоящего времени теория экспертиз (экспертология) в науке разработана недостаточно. Еще менее разработано понятие юридической экспертизы нормативного правового акта [1].

На наш взгляд, экспертизу нормативного правового акта следует рассматривать как один из элементов системы социального порядка, функционально ориентированной на обеспечение правового регулирования общественных отношений, возникающих между субъектом и объектом воздействия.

Под юридической экспертизой нормативно-правового акта в механизме обеспечения единства правового пространства Российской Федерации мы понимаем специальное исследование специалистами (экспертами) региональных и местных нормативных правовых актов на предмет их совместимости Конституции, федеральному законодательству и международным договорам Рос-

сийской Федерации, а также установление качества нормативных правовых актов с точки зрения примененных правил законодательной техники.

Функция по проведению юридической экспертизы актов субъектов РФ возложена на Минюст России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции РФ», Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1786 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

Целью проведения юридической экспертизы является обеспечение единого правово -го пространства Российской Федерации, принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, подготовки предложений по устранению нарушений Конституции РФ и федеральных законов, содержащихся в правовых актах субъектов РФ.

В процессе проведения юридической экспертизы анализируются следующие вопросы: а) цели, задачи и предмет правового регулирования нормативного правового акта (соответствие исследуемого нормативно-правового акта основам конституционного строя РФ, содержанию основных прав и свобод человека и гражданина, а также соответствие разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, установленному Конституцией РФ (ст. 71-73, 76) и федеральными законами); б) место рассматриваемого акта среди других нормативно-правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соот-

ношение (устанавливается во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом) принят акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции РФ и федеральном законодательстве. Причем анализируются не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного суда РФ, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти РФ. Также учитываются все изменения (дополнения), внесенные в федеральные нормативные акты, а также в акты субъекта Российской Федерации); в) компетенции органа государственной власти субъекта РФ на принятие акта; г) смысл нормы, а также правовые последствия ее применения (анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения юридической экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений акта и норм федерального законодательства. В некоторых случаях рассматривается несколько нормативно-правовых актов, содержащих части нормы, например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных нормативно-правовых актах); д) соблюдение правил юридической техники при подготовке акта (наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии) [2].

По итогам юридической экспертизы выносится экспертное заключение, которое может быть положительным - в случае соответствия нормативного правового акта федеральному законодательству, или отрицательным - в случае, если в ходе юридической экспертизы выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.

При выявлении в нормативном правовом акте, принятом органами государственной власти субъекта РФ, положений, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, специалистами органов юстиции составляется мотивированное экспертное заключение, в котором указываются выявленные нарушения и содержится предложение привести отмеченные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Далее такое экспертное заключение направляется в орган государственной власти субъекта РФ, при-

нявший данный нормативный правовой акт, для рассмотрения вопроса об устранении выявленных нарушений.

В случае, если выявленные противоречия не будут устранены органом государственной власти, принявшим незаконный акт, на него органами прокуратуры может быть принесен протест и подано заявление в суд для признания акта противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.

В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в РФ, а также реализации права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ 10 августа 2000 г. Указом Президента РФ № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» был создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ. Функции по созданию и ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ были возложены на Министерство юстиции РФ. Этим же указом была установлена обязанность высших должностных лиц субъектов РФ по обеспечению направления в Минюст России копий нормативных правовых актов в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов РФ, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

Проведение юридической экспертизы региональных нормативных актов неразрывно связано с ведением федерального регистра, в который включаются уставы, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта РФ, в т. ч. ведомственные приказы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, а также уставы муниципальных образований [3].

Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, конституционного права граждан на получе-

ние достоверной информации, создания условий для получения информации о право -вых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения Федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре [4].

Ведение Федерального регистра включает в себя: юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации; формирование текстов правовых актов в электронном виде; формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа; проведение юридической экспертизы правового акта; обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде; поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии; формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

Итак, практическая цель формирования регистра - обеспечение полноты и максимально широкого доступа к информации о действующих нормативных правовых актах субъекта РФ. При помощи данных, содержащихся в федеральном регистре, любые заинтересованные лица могут получить полные и достоверные сведения о том, действует ли тот или иной нормативный правовой акт, вносились ли в него изменения, был ли он официально опубликован во исполнение требований Конституции РФ, не противоречат ли его положения федеральным законам.

Таким образом, юридическая экспертиза нормативных правовых актов является важным инструментом в деятельности по повышению качества нормативных правовых актов субъектов Федерации, обеспечению их соответствия приемам и правилам юридической техники. Кроме того, посредством ведения федерального регистра территориальные органы юстиции делают «прозрачным» результат регионального правотворчества как для граждан и юридических лиц, так и для органов государственной власти.

Несмотря на важность экспертной работы органов юстиции, неотъемлемым элементом механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации являются органы прокуратуры, органы госу-

дарственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые широко используют юридическую экспертизу нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также проектов указанных актов в качестве средства обеспечения единства правового пространства страны. Нельзя забывать и об общественной и научной экспертизе указанных актов, преследующих те же цели. Только совместная экспертная работа указанных органов, научных учреждений и общественных организаций способна обеспечить целостность механизма обеспечения единства правового пространства и его надлежащее функционирование как единой системы.

1. Андреев И.С. Системный подход к понятию экспертизы нормативного правового акта // Журнал российского права. 2001. № 6.

2. Приказ Минюста РФ от 12.01.2004 г. № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» (в ред. от 09.03.2007 г.) // Российская газета. 2004. 30 янв.

3. Ельцов Н.С. Оптимизация правового статуса территориальных органов юстиции в современной России: дис. ... канд. юр. наук. Коломна, 2003. С. 69.

4. Приказ Минюста РФ от 29.10.2003 г. № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (в ред. от 06.05.2005 г.) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 11.

Поступила в редакцию 20.09.2008 г.

Bazhenov A.I. Legal investigation of normative-law acts of the Russian Federation subjects: aspects of theory. The author highlights the importance of legal investigation of normative-law acts in the activity on guaranteeing the unity of the Russian Federation law space. Increasing quality of the normative-law acts, providing for their correspondence to Federal justice, rules and devices of law technique present the final aim of legal investigation. Apart from that, by conducting a Federal register territorial organs of justice make the results of regional law creating «transparent» both for the citizens and public authorities.

Key words: legal investigation, regional normative-law acts, law space.

57G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.