Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 228 — 234. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):228 — 234.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 338.43
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-228-234 NIION: 2007-0062-4/24-201
EDN: https://elibrary.ru/YBARXX MOSURED: 77/27-004-2024-04-401
Федеральный проект «Профессионалитет» как инструмент подготовки кадров для АПК региона
Любовь Владимировна Шлыкова1, Анатолий Евгеньевич Шамин2
1 2 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия
Аннотация. Авторы рассматривают решение проблемы кадрового обеспечения аграрной отрасли путем взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы СПО в рамках ФП «Профессионалитет» и предприятий АПК. При анализе результатов кадрового обеспечения отрасли АПК и работы образовательных организаций, в том числе участвующих в ФП «Профессионалитет», использовались официальные статистические данные РФ и Нижегородской области, научные исследования ученых по данной тематике и собственные аналитические исследования проблем трудоустройства выпускников СПО на предприятия АПК. Предложено и обосновано мероприятие по модернизации системы взаимодействия предприятий аграрного сектора с абитуриентами и образовательными организациями для повышения уровня трудоустройства специалистов среднего звена. Предлагается рассмотреть возможность выделения образовательным организациям СПО специальной квоты для целевого приема, благодаря которой потенциальные работодатели смогут выбирать для себя будущие кадры еще на стадии работы приемной кампании, принимать участие и оценивать подготовку будущего специалиста после зачисления во время обучения и прохождения практической подготовки.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионалитет, кадры для предприятий АПК, взаимодействие образовательных учреждений и АПК региона, подготовка кадров среднего звена, целевой прием
Для цитирования: Шлыкова Л.В., Шамин А.Е. Федеральный проект «Профессионалитет» как инструмент развития системы взаимодействия образовательных организаций и АПК региона // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 228 — 234. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-228-234. EDN: https://elibrary.ru/YBARXX.
REGIONAL AND SECTOR ECONOMY
Original article
Federal Project "Professionality" as a tool for developing the system of interaction between educational organizations and the region's agro-industrial complex
Lyubov V. Shlykova1, Anatoly E. Shamin2
1 2 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia
Abstract. The authors consider solving the problem of staffing in the agricultural sector through cooperation between educational organizations implementing secondary vocational education programs as part of the "Profession-alitet" Federal Project and agricultural enterprises. When analyzing the results of staffing in the agricultural sector and the work of educational organizations, including those participating in the "Professionalitet" Federal Project, official statistical data from the Russian Federation and the Nizhny Novgorod region, scientific research by scholars on this topic, and the authors' own analytical studies on the employment problems of secondary vocational education graduates in agricultural enterprises were utilized.
A proposal has been made and justified for modernizing the system of interaction between agricultural enterprises and prospective students and educational organizations to improve the employment rate of middle-level specialists. It is
© Шлыкова Л.В., Шамин А.Е., 2024
suggested to consider the possibility of allocating a special quota for targeted admission to secondary vocational educational organizations, allowing potential employers to select future employees during the admission campaign and take part in and assess the training of future specialists after enrollment throughout the learning process and practical training.
Keywords: secondary vocational education, professionalitet, personnel for agricultural enterprises, interaction between educational institutions and the regional agricultural sector, training of middle-level personnel, targeted admission
For citation: Shlykova L.V., Shamin A.E. Federal Project "Professionality" as a tool for developing the system of interaction between educational organizations and the region's agro-industrial complex // Obrazovaniye. Nauka. Nauch-nyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):228-234. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-4-228-234. EDN: https://elibrary.ru/YBARXX.
Введение. В настоящее время острой проблемой многих регионов является дефицит кадров для аграрной отрасли. По словам бывшего главы Минсельхоза Александра Ткачева, у сельского хозяйства нет ресурсов, чтобы конкурировать за работников с другими индустриями [12].
Аналогичная ситуация наблюдается и в Нижегородской области, в перечне вакансий специалистов и рабочих кадров по состоянию на конец 2024 г. насчитывается 1444 вакансии для организаций АПК, в том числе требуется более 750 специалистов со средним профессиональным образованием (СПО). Среди основных вакансий числятся тракторист-машинист, бухгалтер, водитель категорий «В», «С», слесарь-ремонтник, механик, электромонтер и т.д.
В связи с тем, что приоритетной задачей каждого региона является его устойчивое финансовое развитие, основное внимание должно уделяться подготовке кадров, высокая квалификация которых будет этому способствовать. В первую очередь исследователи обращают внимание на организацию взаимодействия предприятий отраслевой экономики и образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, с целью накопления профессионального опыта, а также профессиональной адаптации обучающихся и отработки теоретической базы во время прохождения ими практической подготовки на базе предприятий агропромышленного комплекса.
Ученые считают, что по причине прежде всего влияния экономических факторов, общей картины утраты престижности аграрных специальностей СПО среди молодежи и, как следствие, дефицита квалифицированных кадров среднего звена для предприятий АПК появилась необходимость пересмотра действующих подходов к взаимодействию образовательных учреждений и предприятий аграрного сектора.
Важность взаимного развития экономики регионов и организаций, реализующих на их территории образовательную деятельность, стало
своеобразным трамплином к созданию федерального проекта «Профессионалитет».
Основная часть. Эффективная реализация кадровой политики в сельском хозяйстве, в том числе в аграрном секторе, особенно в эпоху его цифровизации, в значительной мере зависит от оценки качества человеческого капитала, уровень образования которого является важнейшим показателем.
На рынке труда сложилась парадоксальная ситуация, которая заключается в том, что компании не могут найти нужных кандидатов, а профессионалы не могут найти работу. Такая ситуация наблюдается и в аграрной отрасли. Основными причинами такой картины в первую очередь являются рост наукоемкости и технического переоснащения, развитие технологий и оборудования, для работы на котором современному рабочему необходимы прогрессивные профессиональные навыки [4].
В настоящее время аграрная отрасль испытывает потребность в кадрах, обладающих новым мышлением, высоким профессионализмом и стремлением к достижению результатов, которые способны использовать современные цифровые технологии, именно они играют основную роль в повышении эффективности отрасли и укреплении общей конкурентоспособности аграрного сектора. По причине непонимания реальности работы в этой сфере молодежь, как правило, не рассматривает ее как перспективную область для реализации своих амбиций, поэтому необходимо использовать комплексный подход
[5; 1; 10].
Одним из элементов такого подхода стал ПФ «Профессионалитет», его задачами в первую очередь являются популяризация ведущих предприятий регионов, распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов среднего звена и рабочих по востребованным специальностям и профессиям, актуальным и для аграрной отрасли. Отраслевой подход к подготовке кадров, лежащий в основе федерального проекта, позволит решить множество вопросов, в том числе качественную подготовку кадров для аграрной отрасли регионов.
Цель ФП «Профессионалитет» как экспериментальной формы образования — приблизить обучающихся к возможности быть востребованными на рынке труда после завершения образования, а также увеличить шансы восприятия профессии в реальности [3].
Одной из особенностей слабого формирования человеческого капитала в аграрном секторе является неналаженное сотрудничество между учебными заведениями и работодателями, как следствие — отсутствие у студентов возможностей для прохождения практики, стажировки и других форм практического обучения на рабочем месте. Такой опыт крайне важен для обучающихся, так как он поможет применить свои теоретические знания на практике и повысить свою трудоспособность. Еще одним немаловажным последствием отсутствия сотрудничества является несоответствие между навыками, полученными в образовательных организациях и требуемыми работодателями. Выпускники не обладают необходимыми практическими навыками и знаниями для успешной работы в выбранной ими области, данная проблема также распространяется и на специальности для аграрной отрасли. В целом отсутствие регулярной обратной связи с работодателями способствует тому, что образовательные программы не будут соответствовать текущим или будущим требованиям рынка труда [6].
Именно потенциальные работодатели, в том числе и отрасли АПК, имеющие возможность и желание инвестировать в развитие СПО, в том числе путем предоставления площадки на время прохождения практической подготовки и для приобретения студентами практических навыков на реальной базе, предоставляемой со стороны работодателя, стали основными субъектами взаимодействия, реализуемого в образовательном пространстве в ФП «Профессионалитет». Таким образом, у студентов появилась возможность оптимизировать формирование компетенций, которые им будут необходимы в будущей профессиональной деятельности [7].
При реализации ФП «Профессионалитет» предполагается активное привлечение аграрных предприятий к формированию образовательно-производственного кластера «Сельское хозяйство». В 2022 г. по условиям конкурса на предоставление грантов на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров предполагались следующие инструменты участия предприятий:
■ заключение договоров о целевом обучении с гарантированным трудоустройством обучающихся;
■ передача денежных средств в образовательные организации на приобретение оборудования, пополнение целевого капитала, приобретение программного обеспечения, проведение ремонта и т.п.;
■ возможная передача имущества в образовательные организации для обучения на безвозмездной основе [8].
Ряд авторов считают, что в рыночных условиях решение предприятия о вложении в программы подготовки специалистов определяется в первую очередь соотношением выручки и затрат в процесс обучения. Во время обучения будущий специалист аграрного профиля выполняет работу на предприятии и приносит выручку, а предприятие несет затраты в виде его заработной платы, расходов на наставников и пр. Они отмечают, что эта модель будет в дальнейшем взята за базу при моделировании соотношения затрат на обучение студентов и выручки от их производительной деятельности во время обучения, что «Профессионалитет» предусматривает отход от многопрофильной подготовки и переход на отраслевой принцип подготовки кадров за счет активного участия в образовательном процессе предприятий. Немаловажным в проекте можно считать факт погружения студентов в так называемую корпоративную культуру работодателя, на предприятии которого в будущем им предстоит трудиться: иными словами, весь курс обучения представляет собой расширенный вариант производственной практики [8].
Согласно статистическим отчетам в 2024 г. на рынок труда вышли более 1 млн 600 тыс. выпускников вузов и колледжей, а также состоялся первый выпуск ФП «Профессионалитет», в рамках которого подготовлено почти 138 тыс. молодых специалистов. Отмечается, что в настоящий момент трудоустроены 66% выпускников СПО, в том числе в Нижегородской области уровень трудоустройства специалистов среднего звена составляет 59%, что является низким показателем, учитывая растущий спрос на квалифицированные кадры [11].
Многие выпускники, в том числе специалисты среднего звена, считают, что главной причиной, вызывающей трудности при их трудоустройстве, являются отсутствие практического опыта работы и завышенные требования к ним со стороны работодателей, а также низкий уровень взаимодействия ПОО с работодателями [2].
По итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 г., в Нижегородской области было создано четыре учебно-производственных цент-
ра (кластера) в рамках ФП «Профессионалитет», одним из которых являлся кластер «Сельское хозяйство».
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет стал одной из 70 образовательных организаций — участников федерального проекта, на базе которого был создан образовательно-производственный центр (кластер) сельского хозяйства Нижегородской области, формирующий систему опережающей подготовки специалистов, владеющих современными технологиями в сфере аграрного производства [9].
Благодаря участию в проекте университетом была приобретена новейшая сельскохозяйственная техника для реализации учебного процесса. Кластер, созданный на базе университета, объединил в одну команду не только ведущих работодателей АПК, таких как агрохолдинг «Русское поле», ООО «Княгининское молоко», «АГАТ-агро» и др., но обеспечил сетевое взаимодействие с семью образовательными организациями, реализующими обучение по аграрным специальностям, благодаря которому их обучающиеся имеют возможность проходить практическую подготовку на сельскохозяйственной технике на базе Кня-гининского университета с участием представителей предприятий АПК, являющихся партнерами НГИЭУ в рамках проекта.
Предприятия-работодатели обеспечивают университет площадками для проведения практической подготовки в рамках практик, а со студентами, хорошо зарекомендовавшими себя во время практической подготовки, заключается договор о целевом обучении.
Считаем очень важным, что предприятия-партнеры принимают участие в значимых мероприятиях университета, реализуя мастер-классы по работе на новейшем оборудовании для студентов и гостей, а также презентуют свою продукцию.
В кластер сельского хозяйства в Княгининс-ком университете вошли три специальности СПО, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена для отрасли АПК, такие как 35.02.16 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники и оборудования», 09.02.07 «Информационные системы и программирование», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Отличительной чертой специальностей в рамках ФП «Профессионалитет» от установленных требований во ФГОС СПО является возможность сокращения срока обучения на один год за счет интенсификации процесса обучения, что будет выгодно потенциальным работодателям аграрно-
го сектора [8]. Благодаря такой возможности в рамках эксперимента по специальности 35.02.16 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники и оборудования» был сокращен срок бучения на один год, в связи с этим была оптимизирована учебная программа путем увеличения количества практик в форме практической подготовки на предприятиях агропромышленного комплекса. Благодаря данной оптимизации предприятия АПК смогут получить квалифицированного специалиста среднего звена уже через 2 года 10 месяцев.
Под руководством Института развития профессионального образования кадровый состав кластера сельского хозяйства ГБОУ ВО НГИЭУ — педагогические работники, учебные мастера, административный персонал, представители управленческих команд — прошли дополнительное обучение с целью овладения актуальными педагогическими, производственными (профильными), цифровыми навыками, навыками конструирования образовательных программ под запросы работодателей отрасли АПК и экономики для эффективной реализации проекта.
Благодаря полученным навыкам преподавали ГБОУ ВО НГИЭУ смогут более качественно осуществлять подготовку специалистов среднего звена для выхода на рынок труда, привить интерес к работе в кластере «Сельское хозяйство» благодаря знакомству с новым специализированным оборудованием, на котором выпускники смогут работать.
Так как получение образования после 9-го класса является общедоступным и по многим специальностям прием проводится без вступительных испытаний, а исключительно по среднему баллу аттестата, мы наблюдаем ежегодное возрастание числа абитуриентов практически по всем специальностям очной формы обучения, в том числе по программам ФП «Профессионалитет».
В 2024 г. специальности среднего звена выбрали 60% выпускников 9-х классов (почти 1 млн 200 тыс. человек) и 30% выпускников 11-х классов.
Средний конкурс в системе СПО при поступлении составил 3—4 заявления на одно бюджетное место, а по некоторым специальностям достигал до 20 человек на место, на специальности, участвующие в ФП «Профессионалитет», было подано 810 000 заявлений.
Динамика приема обучающихся по специальностям СПО ГБОУ ВО НГИЭУ, входящих в кластер Сельское хозяйство ФП «Профессионалитет», представлена в табл. 1.
Таблица 1. Динамика приема на специальности, входящие в ФП «Профессионалитет» в ГБОУ ВО НГИЭУ
Наименование направления подготовки 2022 г. 2023 г. 2024 г.
План приема ( бюджет) Количество заявлений Количество принятых План приема ( бюджет ) Количество заявлений Количество принятых: План приема ( бюджет ) Количество заявлений Количество принятых
35.02.16 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники и оборудования» 25 44 25 25 51 32 25 46 33
09.02.07 «Информационные системы и программирование» 25 43 28 25 89 35 25 117 31
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 25 54 28 25 56 28 25 80 29
Всего по университету 75 141 78 75 196 95 75 243 96
X
О
г £
а>
о *
г
а>
х
ш
<
г
Из таблицы видно, что на протяжении двух лет КЦП на бюджетную форму остаются неизменными в количестве 75 человек, при этом в 2024 г. по сравнению с 2022 г. количество поданных заявлений возросло на 72% , также увеличилось количество принятых на 18 человек, что свидетельствует о повышении интереса к специальностям, представленным в федеральном проекте.
При увеличении числа абитуриентов возникает повышение проходного балла, при этом именно средний балл аттестата не всегда является показателем того, что студент после получения СПО будет готов трудоустроиться и сможет работать практиком на предприятии агропромышленного комплекса.
Несмотря на то, что абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования, становится все больше, для части поступающих обучение по программам СПО является ступенью перед получением высшего образования. Таким образом, перед работодателями отрасли АПК остается ряд нерешенных задач, одна из которых — отсутствие в образовательных организациях, реализующих аграрные специальности, квоты на целевой прием.
На данный момент у работодателя есть возможность заключить договор о целевом обучении после зачисления на программы СПО, при этом возможно, что среди тех, кто уже обучается, не получится найти для своего предприятия будущего квалифицированного специалиста, обладающего определенными навыками и компетенциями, а также стремлением после завершения обучения трудоустроиться по полученной специальности.
Как показывает статистика, заключение договора на целевой прием при поступлении на высшее образование пользуется у выпускников школ большой популярностью, например, в 2024 г. на территории РФ было зачислено 51,5 тыс. человек по договорам. Именно благодаря взаимодействию с абитуриентами и образовательными организациями СПО на стадии работы приемной кампании работодатель сможет обеспечить себя будущим специалистом, который осознанно заключит договор о целевом приеме и трудоустроится сразу после получения специальности, при этом во время обучения будет проходить практику на данном предприятии, тем самым повышая уровень практической подготовки и получая опыт работы на необходимом оборудовании до выхода на рынок труда.
Таким образом, при установлении образовательным организациям квоты на целевой прием в рамках поступления на программы СПО аграрного профиля в ФП «Профессионалитет» у работодателей появится уникальная возможность воспитывать для себя кадры после получения основного общего образования.
Выводы. Последние три года показали, что благодаря модернизации СПО посредством внедрения ФП «Профессионалитет» происходит регулирование системы взаимодействия образовательных организаций СПО и агропромышленных предприятий, обеспечивающих экономическое развитие региона. Благодаря введению кластера сельского хозяйства будущие специалисты выходят на новый уровень формирования компетенций и обладают высокой степенью практико-ориентирован-ности. Многие ведущие предприятия АПК региона благодаря участию в проекте могут участвовать в профессиональном становлении будущих выпускников образовательных организаций СПО.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на ряд спорных моментов, ФП «Профессионалитет» решает такую задачу, как качественная подготовка кадров под запрос конкретного работодателя в сокращенные сроки, без адаптации на рабочем месте. Это значительно меняет всю систему подготовки кадров, делая ее более привлекательной для сельской молодежи. При этом не всегда после завершения обучения и получения диплома СПО студенты готовы связать свою жизнь с работой на предприятии аграрного сектора. Для решения данной проблемы предлагается выделение для образовательных организаций квоты на целевой прием. Поступление на целевое обучение по квоте будет предполагать отдельный конкурс, в рамках этой квоты работодатель сможет принимать активное участие в выборе тех абитуриентов, с кем он планирует заключение договора, а студентам, заключившим договор с работодателем, будут гарантированы дополнительные меры поддержки во время обучения и дальнейшее трудоустройство на данное предприятие.
Список источников
1. Ефимова ЛА. Образование — драйвер развития человеческого капитала в сфере труда аграрного сектора экономики / / Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 4 (86). С. 121 — 130.
2. Заруцкова В.М. Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандемии и трансформации рынка труда // Актуальные исследования. 2023. № 2-2 (132). С. 66—70.
3. Климова ЛА. «Профессионалитет» — экспериментальный образовательный проект для ссузов // Матрица научного познания. 2022. № 9-2. С. 149—152.
4. Савина Е.В. Профессионалитет — новая модель подготовки квалифицированных кадров // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИ-РО. 2023. № 1. С. 90—93.
5. Cauдoв AM, Cyбaeвa A.K. Аграрное образование как эффективный механизм формирования человеческого капитала сельского хозяйства в условиях цифровой экономики 11 Вестник НГИЭИ. 2024. M 8 (159). C. 108—119.
6. Cauдoв A.M., Cyбaeвa A.K. Человеческий капитал в сельском хозяйстве: особенности и цифровая трансформация || Вестник НГИЭИ. 2024. M 6 (157). C. 101 — 114.
7. Caдoвнuкoвa H.O., Ceнoгнoeвa H.A. Профессионалитет: риски и возможности 11 Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, M 1(49). C. 90—94.
8. Camдыкoв A.È. Экономические аспекты реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» || Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2021. M 4 (56). C. 1—4.
9. Модель университета комплексного развития сельских территорий: (на примере Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, г. Княгинино) | Д.В. Га-нин, А.Н. Cмирнов, Ж.В. Касимова [и др.]. Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 2023. 52 с.
10. Gekht I., Philippov D, Saidov A. The dual system efficiency of human capital formation of the Republic of Kazakhstan agroindustrial complex || Ecological Agriculture and Sustainable Development, Chelyabinsk. 21 — 23 November, 2018. Bologna. Italy. 2019. P. 149—156.
11. URL: https:||tass.ru| obschestvo |22327247.
12. URL: https:||www.kommersant.ru|doc| 7230299.
References
1. Efimova L.A. Education is a driver of human capital development in the field of labor in the agricultural sector of the economy || Economics, labor, management in agriculture. 2022. No. 4 (86). pp. 121—130.
2. Zarutskova V.M. Employment and promotion of employment of graduates of universities and
vocational schools in the context of a pandemic and transformation of the labor market / / Actual research. 2023. No. 2-2 (132). pp. 66—70.
3. Klimova LA "Professionalitet" — an experimental educational project for colleges / / Matrix of scientific cognition. 2022. No. 9-2. pp. 149—152.
4. Savina E.V. Professionalitet — a new model of training qualified personnel // Education: Development resources. Bulletin of LOIRO. 2023. No. 1. pp. 90—93.
5. Saidov A.M., Subaeva A.K. Agrarian education as an effective mechanism for the formation of human capital in agriculture in the digital economy // Bulletin of NGIEI. 2024. No. 8 (159). pp. 108—119.
6. Saidov A.M., Subaeva A.K. Human capital in agriculture: features and digital transformation // Bulletin of the NGIEI. 2024. No. 6 (157). pp. 101—114.
7. Sadovnikova N.O., Senognoeva NA. Professionalism: risks and opportunities // Humanities and Education. 2022. Vol. 13, No. 1(49). pp. 90—94.
8. Satdykov A.I. Economic aspects of the implementation of educational programs within the framework of the federal project "Professionalism" // Additional professional education in the country and in the world. 2021. No. 4 (56). pp. 1—4.
9. The model of the University of integrated rural development: (on the example of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino) / D.V. Ganin, A.N. Smir-nov, J.V. Kasimova [et al.]. Knyaginino: Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, 2023. 52 p.
10. Gekht I., Philippov D, Saidov A. The dual system efficiency of human capital formation of the Republic of Kazakhstan agroindustrial complex // Ecological Agriculture and Sustainable Development, Chelyabinsk. 21 — 23 November, 2018. Bologna. Italy. 2019. P. 149—156.
11. URL: https://tass.ru/obschestvo/22327247.
12. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 7230299.
Информация об авторах
Л.В. Шлыкова — аспирант Нижегородского государственного инженерно-экономического университета; А.Е. Шамин — ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук, профессор.
Information about the authors
L.V. Shlykova — Graduate Student at the Nizhny Novgorod State Engineering and Economics University;
A.E. Shamin — Rector of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economics University, Doctor of Economic
Sciences, Professor.
Сведения о вкладе каждого автора Л.В. Шлыкова — проработка научной литературы; сбор статистических данных; доработка текста; итоговые выводы и предложения.
А.Е. Шамин — научное руководство; концепция исследования; формирование итоговых выводов и предложений.
Contribution of the authors
L.V. Shlykova — literature review; collection of statistical data; text revision; final conclusions and recommendations. A.E. Shamin — scientific supervision; research concept; formulation of final conclusions and recommendations. Статья поступила в редакцию 18.10.2024; одобрена после рецензирования 18.11.2024; принята к публикации 18.12.2024. The article was submitted 18.10.2024; approved after reviewing 18.11.2024; accepted for publication 18.12.2024.