Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
востребованные профессии / отраслевая модель подготовки кадров / дуальное образование / персонализированное обучение / карьерная карта / in-demand professions / industry model of personnel training / dual education / personalised training / career map

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Сергеевна Ахтариева, Эвальд Фридрихович Зеер, Вера Степановна Третьякова

Основными идеями запущенного в 2022 г. федерального проекта «Профессионалитет» являются стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей экономики. Решение стратегически важной задачи развития профессионального образования возможно только на основании тесного реального взаимодействия профессиональных образовательных организаций СПО с работодателями, индустриальными партнерами, чей заказ на подготовку кадров выполняют колледжи и техникумы. Проблема исследования заключается в необходимости ответить на вопрос: как добиться успешного профессионального становления специалистов среднего звена, чтобы обеспечить потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий региона? Целью статьи является обобщение опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области – металлургическом кластере на базе Первоуральского металлургического колледжа. В ходе исследования применен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике, контент-анализ, обобщение и систематизация полученных данных; изучен и обобщен педагогический опыт, осмыслено достигнутое и определены перспективы дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет». Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций с целью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для конкретных производственных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александра Сергеевна Ахтариева, Эвальд Фридрихович Зеер, Вера Степановна Третьякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONALISATION OF STUDENTS WITHIN THE FEDERAL PROJECT “PROFESSIONALITET”

The main ideas of the Federal Project “Professionalitet”, launched in 2022, are strategic vectors for the development of vocational education in the context of modern challenges, a new sectoral approach to targeted training of in-demand professionals for priority sectors of the economy. The solution to this strategically important task is possible only on the basis of close real interaction between professional educational organisations of secondary vocational education and training with employers and industrial partners, whose orders for personnel training are carried out by colleges and technical schools. The problem of the research is the need to answer the question: how to achieve successful professional development of mid-level specialists in order to meet the needs of industry labour markets and specific enterprises in the region. The purpose of the article is to summarise the experience of implementing the federal project “Professionalitet” for training a new specialist in one of the largest clusters of the Sverdlovsk region – the metallurgical cluster based on the Pervouralsk Metallurgical College. During the study, an analysis of domestic and foreign scientific literature on the issue, content analysis, generalisation and systematisation of the data obtained were used; pedagogical experience has been studied and generalised and prospects for further implementation of the federal project “Professionalitet” have been determined. The results of the study can be used by managers of professional educational organisations in order to improve the process of training highly qualified specialists for specific industrial sectors.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»»

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 377.1.015.62 йО!: 10.17853/2686-8970-2024-2-67-85

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Александра Сергеевна Ахтариева

заместитель директора по инновационной деятельности

Первоуральский металлургический колледж,

Первоуральск, Россия

akhtarieva@bk.ru, https://orcid.org/0009-0002-1886-7297

Эвальд Фридрихович Зеер

доктор психологических наук, профессор

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

zeer.ewald@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1680-4970

Вера Степановна Третьякова

доктор филологических наук, профессор

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Россия

tretyakova1738@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8443-1478

Аннотация. Основными идеями запущенного в 2022 г. федерального проекта «Профессионалтет» являются стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей экономики. Решение стратегически важной задачи развития профессионального образования возможно только на основании тесного реального взаимодействия профессиональных об-

© Ахтариева А. С., Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., 2024 INSIGHT. 2024. № 2 (18)

67

разовательных организаций СПО с работодателями, индустриальными партнерами, чей заказ на подготовку кадров выполняют колледжи и техникумы. Проблема исследования заключается в необходимости ответить на вопрос: как добиться успешного профессионального становления специалистов среднего звена, чтобы обеспечить потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий региона? Целью статьи является обобщение опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области -металлургическом кластере на базе Первоуральского металлургического колледжа.

В ходе исследования применен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике, контент-анализ, обобщение и систематизация полученных данных; изучен и обобщен педагогический опыт, осмыслено достигнутое и определены перспективы дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций с целью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для конкретных производственных отраслей.

Ключевые слова: востребованные профессии, отраслевая модель подготовки кадров, дуальное образование, персонализированное обучение, карьерная карта

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта: Российский научный фонд, № 23-28-00227 «Персонификация субъекта деятельности как предиктор формирования социально-профессиональной успешности студенческой молодежи». Авторы выражают благодарность членам редакционной коллегии и издательской команде журнала.

Для цитирования: Ахтариева А. С., Зеер Э. Ф., Третьякова В. С. Условия успешной профессионализации студентов в рамках федерального проекта «Профес-сионалитет» // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 2 (18). С. 67-85. Ы^: //doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-67-85.

Section 2. PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Original article

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONALISATION OF STUDENTS WITHIN THE FEDERAL PROJECT "PROFESSIONALITET"

Alexandra S. Akhtarieva

Deputy Director for Innovation Activities

Pervouralsk Metallurgical College, Pervouralsk, Russia

akhtarieva@bk.ru,

https://orcid.org/0009-0002-1886-7297

68

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Evald F. Zeer

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science)

In Psychology, Professor

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

zeer.ewald@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1680-4970

Vera S. Tretyakova

Holder of an Advanced Doctorate (Doctor of Science)

In Philology, Professor

Russian State Vocational Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia

tretyakova1738@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8443-1478

Abstract. The main ideas of the Federal Project "Professionalitet", launched in 2022, are strategic vectors for the development of vocational education in the context of modern challenges, a new sectoral approach to targeted training of in-demand professionals for priority sectors of the economy. The solution to this strategically important task is possible only on the basis of close real interaction between professional educational organisations of secondary vocational education and training with employers and industrial partners, whose orders for personnel training are carried out by colleges and technical schools. The problem of the research is the need to answer the question: how to achieve successful professional development of mid-level specialists in order to meet the needs of industry labour markets and specific enterprises in the region. The purpose of the article is to summarise the experience of implementing the federal project "Professionalitet" for training a new specialist in one of the largest clusters of the Sverdlovsk region - the metallurgical cluster based on the Pervouralsk Metallurgical College.

During the study, an analysis of domestic and foreign scientific literature on the issue, content analysis, generalisation and systematisation of the data obtained were used; pedagogical experience has been studied and generalised and prospects for further implementation of the federal project "Professionalitet" have been determined.

The results of the study can be used by managers of professional educational organisations in order to improve the process of training highly qualified specialists for specific industrial sectors.

Keywords: in-demand professions, industry model of personnel training, dual education, personalised training, career map

Acknowledgments: The study was financially supported by the Russian Science Foundation. Project No. 23-28-00227 ("Personification of the subject of activity as a predictor of the formation of socio-professional success of student youth"). The authors are grateful to the editorial board members and the publishing team of the journal.

For citation: Akhtarieva A. S., Zeer E. F., Tretyakova V. S. Conditions for successful professionalisation of students within the federal project "Professionalitet" // INSIGHT. 2024. № 2 (18). P. 67-85. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2024-2-67-85.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

69

Введение и постановка проблемы. Учет интересов государства, бизнеса и обучающегося на рынке образовательных услуг стал важной проблемой профессионального образования в мире и требует переосмысления имеющегося опыта и адаптации опыта зарубежного. Такой государственной инициативой применительно к российской действительности стал федеральный проект (ФП) «Профессионалитет» , реализация которого рассчитана до 2030 г. Нормативным основанием старта проекта является постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 г. № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионали-тет"» . Проект направлен на изменение основного принципа управления колледжем: вместо регионального управления по линии образования в основу положен отраслевой принцип управления, где образование и бизнес должны договориться, как они вместе будут достигать результатов проекта. Среди ключевых инициатив проекта можно назвать создание образовательно-производственных центров (образовательно-индустриальных кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики . «В кластер входят колледжи по соответствующему профилю и отраслевые предприятия, которые формируют новую управленческую структуру, новые образовательные программы, новые учебно-производственные комплексы» , а также структуру и объем региональных контрольных цифр приема.

Основная задача проекта - внедрение отраслевой модели подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена по востребованным профессиям. На первый план выходит проблема профессионального становления [1], поскольку большинство подростков 15-16 лет, являющиеся потенциальными абитуриентами колледжей, не имеют

1 Федеральный проект «Профессионалитет». URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/ additional_vocational_education.

2 О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»: постановление Правительства РФ от 16.03.2022 г. № 387. URL: https://base.garant.ru/403719658/.

3 В России открыто 130 новых кластеров «Профессионалитета». URL: https://edu.gov.ru/ press/7456/v-rossii-otkryto-130-novyh-klasterov-professionaliteta.

4 Федеральный проект «Профессионалитет». URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/ additional_vocational_education.

70 ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

четкого профессионального самоопределения и, как следствие, стратегии профессионального становления и развития. Колледжи ежегодно сталкиваются с тем, что на выбор абитуриентом конкретной специальности влияют внешние факторы: мнение родителей, выбор профессии значимым окружением, стремление выбрать профессию, «на которую полегче учиться» [2, с. 72]. В итоге в процессе подготовки специалиста колледж теряет контингент, а после окончания обучения не все выпускники трудоустраиваются по специальности. И это не всегда связано с трудностями в освоении профессии. Чаще на первый план выходит понимание, что выбрана «не та профессия», а также сложности адаптации, казалось бы, в «своей» профессии. Данная проблема является системной и требует консолидированной политики всех участников образовательного сегмента [3] - от школы до работодателя, который благодаря проекту «Профессионалитет» становится полноправным его участником, партнером, чей заказ на подготовку высококвалифицированных кадров колледж выполняет. Понятно, что сам факт трудоустройства выпускника по востребованной профессии еще не обеспечивает его закрепление в профессии [4], а значит, качественная профориентационная работа, работа по адаптации молодого специалиста, помощь в профессиональном становлении остаются в приоритете независимо от сферы трудовой деятельности молодого специалиста [5] и несмотря на дефицитарный характер данных компетенций среди педагогического сообщества в системе профессионального образования [6].

Сегодня можно констатировать, что проблема успешной профессиональной адаптации молодых специалистов к производству и достижения ими максимально высоких профессиональных результатов находится на повестке всех уровней власти, а значит, ее наличие осознается. Целью статьи является проведение комплексного анализа результатов двухлетней реализации федерального проекта «Профес-сионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области.

Мы полагаем, что в кластере «колледж - предприятие» эффективную ускоренную профессионализацию студентов СПО обеспечит комплекс определенных условий:

• участие предприятий в управлении образовательной системой колледжа;

• дуальный подход к обучению;

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

71

• раннее погружение в профессионально значимую среду;

• персонализация обучения на основе карьерных карт;

• использование современных цифровых технологий.

Обзор литературы. Взаимодействие рынка и образовательных услуг - это проблема, которую решают многие страны. Так, положительный опыт внедрения дуального образования (duales studium) имеется в Австрии, Германии, Дании, Казахстане, Китае и других странах. Модель дуального образования предполагает такое обучение, когда 50 % учебного времени отводится теоретической подготовке в образовательной организации с максимальной привязкой к реальной практике, а 50 % учебной нагрузки выносится в цеха и лаборатории, т. е. идет подготовка на производстве с целью погружения обучающихся в профессиональную деятельность (в Германии, например, распределение времени происходит в пользу практической подготовки: 40 % и 60 %). Такая модель максимально приближает образование к запросам рынка труда за счет усиления практической компоненты образования, по сути, это обучение через действие и через процесс.

Колледжи среднего профессионального образования Голландии устанавливают связи с компаниями, которые нуждаются в тех или иных сотрудниках. Получая запросы от компаний о том, специалисты с какими навыками им нужны, колледжи обучают этим навыкам своих студентов и передают их напрямую работодателю. В Финляндии обучение в вузах строится по принципу peer-to-peer (англ. peer - коллега, равный), при котором нет вертикального подчинения в системе «учитель -ученик», это обучение на равных, на одной ступени учебной иерархии. Обучающиеся, преподаватели и специалисты-практики реальных компаний совместно разрабатывают и реализуют различные проекты [7].

В Китае дуальное образование осуществляется как в средних специальных учреждениях, так и в высших профессиональных колледжах и краткосрочных вузах. Срок обучения - 3-4 года. Основной спецификой такого образования является то, что «предприятие берет на себя расходы за обучение студента и основная нагрузка в области профессионального образования лежит на предприятиях» [8, с. 76]. В качестве образца Китай (как и многие другие страны) взял модель дуального образования Германии, которая отличается развитым институтом наставничества и имеет строгие законодательные рамки [9]. В результате уже пи-

72

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

лотный китайский проект, который начал реализовываться в 80-е гг. XX в., показал хорошие результаты и получил высокую оценку ученых и государства. Однако Китай вступил на путь развития профессионального образования (ПО) с учетом своей национальной специфики. Особенностями китайской системы дуального образования являются следующие:

1) главная национальная идея - это воспитание «высокоморального человека». «Внимание к человеку и воспитание нравственного человека уже превратились в основную ценностную ориентацию обучения в системе ПО, а всемерное развитие духа мастерства и подготовка китайских ремесленников, обладающих как высокими моральными качествами, так и профессиональными навыками, стало единым устремлением всей страны» [10, с. 344];

2) «углубленный поиск разнообразных форм и путей слияния трудового и учебного процессов, сотрудничества образовательных учреждений и предприятий. Это, например, целевая профподготовка "по заказу", осуществляемая при тесном взаимодействии школ/колледжей и предприятий; совместное создание вузами и предприятиями высших колледжей второго уровня и площадок для практики; организация "фабрик в школах" и "школ на фабриках" посредством привлечения предприятий в учебные заведения и наоборот; интегрированная модель организации с совместным распределением ресурсов и использованием своих преимуществ для взаимодополнения, проведение полноценных рабочих стажировок и пр.» [10, с. 344];

3) рамочная система «управления делами профессионального образования с китайской спецификой: под руководством Госсовета, с разделением управления по уровням и ведущей ролью местных администраций, при координации правительства и участии общества» [10, с. 344];

4) реорганизация системы управления сферой профессионального образования, направленная на регламентирование нормативной системы, образовательных стандартов, финансирования, преподавательского состава и предоставления услуг в системе ПО. «Создана система государственных образовательных стандартов, состоящая из пяти компонентов: перечня специальностей, стандартов профессионального обучения, стандартов учебных планов, стандартов целевых стажировок на рабочем месте и нормативов оснащения профессиональным оборудованием и приборами» [10, с. 347].

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

73

Обращение к опыту указанных стран показывает, что «дуальное образование - одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире» [8, с. 75].

Методы исследования. Методологической основой исследования стал практико-ориентированный дуальный подход, который нацелен на представление профессиональной подготовки выпускника проекта «Профессионалитет» как единства теоретической и практической подготовки и приобретение профессиональной компетентности в профессиональной деятельности. Дуальный подход к подготовке кадров имеет особое значение в условиях нестабильности экономики и смены приоритетов, требований к уровню, масштабам и качеству подготовки кадров. «Главное отличие дуального подхода от традиционного, знаниево-ориентированного, в том, что в дуальной системе обучения усиливаются и качественно меняются коммуникации между вузами и предприятиями, между преподавателем, студентами и специалистами-практиками» [7]. Главным принципом дуального подхода к образованию является равноправие участников процесса подготовки трудовых кадров для современных отраслей экономики.

Дуальный подход к профессиональному образованию не является инновацией для российского образования. В 2013 г. был дан старт национальному проекту «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»1 (направление «Молодые профессионалы»), основными задачами которого стали «выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения»2. В проект включились 13 регионов России, Свердловская область приняла участие в этом проекте в машиностроительной и металлургической отраслях.

1 Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» (Направление «Молодые профессионалы»). Агентство стратегических инициатив. URL: https://old.kai.ru/ univer/pro/DualEducation_presentation.pdf.

2 Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации. URL: https:// lala.lanbook.com/dualnaya-sistema-obucheniya.

74

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Методами получения информации по проблеме исследования являются:

• изучение и обобщение педагогического опыта, осмысление достигнутого и определение перспектив дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет». При этом изучение и анализ состояния практики, новых тенденций в деятельности Первоуральского металлургического колледжа (ПМК), эффективности подготовки специалистов в новых условиях, доступности рационализаторских форм и методов деятельности имеют адресную направленность: профессиональные образовательные организации, которые вступают в проект или планируют в него войти, получают возможности для комфортного вхождения в инновационную педагогическую среду и оптимальной организации педагогического процесса;

• теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация литературы по предмету исследования.

Результаты исследования и обсуждение. Металлургический кластер на территории Свердловской области создан на базе Первоуральского металлургического колледжа. Он является самым крупным по числу участников. На рис. 1 показаны участники металлургического кластера: колледж, модернизируемый под ключ, колледжи, техникумы, имеющие мастерские по профилю кластера, и партнеры-предприятия (работодатели).

Рис. 1. Модель образовательно-производственного кластера на базе ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж»

МЭЮНГ. 2024. № 2 (18)

75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дуальное образование «Будущее Белой металлургии». Уже 12 лет в колледже для подготовки квалифицированных рабочих кадров для металлургической отрасли действует программа дуального образования «Будущее Белой металлургии», целью которой является подготовка грамотных специалистов, соответствующих современным требованиям высокотехнологичного производства. Обучение по программе основано на модели практико-ориентированного дуального образования: 40 % времени занимает теория, 60 % отведено занятиям на современных учебно-производственных комплексах, а также производственной практике на инновационном производстве компаний-партнеров. По результатам реализации в 2020 г. программа «Будущее Белой металлургии» первой в России получила сертификат соответствия стандартам немецкой дуальной модели образования TÜV RHEINLAND1.

Лучшие практики этой программы легли в основу «Профессио-налитета», став доступными для всех его участников [11].

Участие предприятий в управлении образовательной системой колледжа. Для достижения эффективного результата необходимы постоянное тесное взаимодействие и координация работы колледжа и работодателя. Ответственность за все основные процессы (прием, обучение, практики, наставничество, воспитание, трудоустройство) паритетно распределена между партнерами - колледжем и работодателем. Именно на стыке этого взаимодействия находятся процессы, влияющие на профессиональное становление студента. Колледж и работодатель совместно обеспечивают воздействие как минимум на три социальных фактора, влияющих на самоопределение и становление студентов в профессии: среду, мотивацию, наставничество [12].

Наставничество. Профессиональное становление практически невозможно без наставника. Работодатель становится полноправным участником образовательного процесса, поскольку именно во время практики на производстве студент под кураторством наставника осваивает требуемые навыки и проникается корпоративной культурой своего будущего предприятия. Наставничество - это модель взаимодействия, выигрышная для всех участников. Практикант получает специалиста, к которому он может обратиться с рабочим вопросом, наставник оттачивает свои профессиональные компетенции, развивает

1 Ты в хорошей компании с Первоуральским металлургическим колледжем: официальный сайт ПМК. «Профессионалитет». URL: https://pmk-online.ru/innovate/innovate-bbm/.

76

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

управленческие компетенции и повышает потенциал как возможный руководитель. Работодатель обеспечивает преемственность профессиональных компетенций, корпоративной культуры и снижение периода адаптации будущего работника, а колледж - повышение качества образования и подготовку специалиста под требования работодателя с ростом успешности трудоустройства.

В установившемся порядке взаимодействия между Первоуральским металлургическим колледжем и ООО «Киберсталь» системе наставничества отводится одна из главных ролей. Работодатель обеспечивает отбор и оценку наставников, организует процесс их обучения и развития, ведет реестр наставников, организует мониторинг результативности наставничества.

Среда. Профессиональное образовательное пространство начинается со среды. Еще до включения в проект колледж на протяжении 12 лет создает открытое, избыточное (вариативное) образовательно-культурное пространство, а ФП «Профессионалитет» помогает вывести это пространство на современный цифровой уровень.

В рамках проекта в колледже создано 9 новых лабораторий. Планирование наполнения и размещения лабораторий обеспечивали рабочие группы, состоящие из работников колледжа и представителей работодателя - специалистов по направлению каждой лаборатории. Такая кооперация направлена, с одной стороны, на соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к материальному обеспечению конкретных специальностей СПО, а с другой стороны, - на учет запроса работодателя на подготовку будущих работников под оборудование и технологические процессы конкретного производства. Лаборатории позволяют:

• изучить технологические процессы металлургического производства;

• познакомиться с оборудованием и получить навыки по его эксплуатации;

• отработать трудовые действия и технологические операции на цифровых двойниках реального оборудования без риска и дополнительных затрат на расходные материалы.

При создании лабораторий была сделана ставка на цифровиза-цию, поэтому пять из девяти лабораторий являются электронными и содержат 3Б-атласы, тренажеры, цифровые двойники и имитаторы, эмуляторы оборудования. Цифровые модели помогают изучить физи-

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

77

ческие объекты и процессы в виртуальной среде в режиме реального времени. Благодаря цифровым двойникам «создается технологический "виртуальный мир", точно воспроизводящий "реальный мир" с точки зрения времени, пространства и функций» . Это позволяет студенту осваивать практические навыки еще до выхода на производство, будучи несовершеннолетним. В колледже создана среда, которая мотивирует студента профессионально расти, воспринимая выбранную профессию не через розовые очки, а адекватно. Воссозданы не только реальное оборудование и технологические процессы, но и производственный шум. Использование цифровых двойников реального производственного процесса делает разницу между реальными и виртуальными установками едва заметной, что ускоряет адаптацию будущего работника, когда он приходит непосредственно на завод.

Созданная в колледже на деньги работодателя видеостудия в первую очередь предназначена для создания цифрового образовательного контента (ЦОК), который позволяет использовать современные педагогические технологии, обеспечивает интенсификацию образовательного процесса и возможность построения индивидуальных образовательных траекторий. Содержание ЦОК должно соответствовать запросу времени и студенческой аудитории, чтобы образовательный процесс был не только содержательным, но и интересным для студента, а это работает уже на следующее направление профессионального становления - мотивацию.

Персонализация обучения на основе карьерных карт. Особо отметим, что Первоуральский металлургический колледж с 2020 г. является действующей региональной инновационной площадкой Свердловской области в инновационном проекте «Совершенствование образовательного процесса профессиональной образовательной организации путем внедрения элементов персонализированного обучения и применения цифровой платформы при реализации основных профессиональных образовательных программ». Персонализированное обучение - это продвижение по индивидуальному образовательному маршруту, который «задает вектор развития личности через установление целей, направленности и результативности профессионального пути. Таким образом, личность получает маршрут воплощения в жизнь ак-

1 Использование цифровых двойников для образования в изучении технических наук. URL: https://iitb.ru/ru/blog/digital_twins_technical_sciences.

78

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

туальных событий в соответствии со своими целями и смыслом жизни» [13, с. 65]. В персонализированном обучении профессиональная перспектива представлена в виде индивидуальной траектории профессионального развития в ближайшем и отдаленном будущем, особенностями которой являются [14, с. 22]:

• «актуализация личностного потенциала путем усиления мотивов учения и применения развивающей диагностики;

• предоставление обучающимся возможности составления персонализированного учебного плана, выбора вариативных дополнительных программ обучения и практико-ориентированных технологий: заданий, кейсов, проектов и др.;

• самостоятельное определение способов оценки учебно-профессиональных достижений».

Индивидуальная траектория профессионального развития представлена в виде карьерной карты, направленной на повышение мотивации и осознанное личностное профессиональное самоопределение будущего работника. Карьерная карта гибко сочетает в себе как образовательный, так и профессиональный трек будущего работника.

Практика взаимодействия Первоуральского металлургического колледжа с работодателем уникальна в том, что еще 8 лет назад в колледже создали карьерную карту Белого металлурга, которая позже легла в основу карьерной карты выпускника ФП «Профессионалитет». Сегодня карьерная карта выпускника проекта «Профессионалитет» в Первоуральском металлургическом колледже прямо коррелирует с «Картой развития ки-берметаллурга»1, разработанной опорным работодателем колледжа в рамках кластера CYBERSTEEL . Карьерная карта позволяет студенту визуализировать свое становление в профессии на конкретном производстве, дает ему опорные точки в выстраивании собственного профессионального трека и создает понятные и достижимые альтернативные траектории профессионального развития [15, с. 22]. Пример карьерной карты выпускника ФП «Профессионалитет» ПМК представлен на рис. 2.

1 Карта развития киберметаллурга. URL: https://cybersteel.com/company/career/person-nel-development/.

2 CYBERSTEEL - ведущий российский поставщик трубной продукции из нержавеющей стали с высокотехнологичными мощностями, передовым оборудованием и успешным опытом поставок продукции для предприятий атомной промышленности, энергетического машиностроения, авиации, судостроения и нефтепереработки. Доля компании на отечественном рынке - 24 %. Официальный сайт ПМК. «Профессионалитет». URL: https://pmk-online.ru/professionalitet/.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

79

00 о

КАРЬЕРНАЯ КАРТА ВЫПУСКНИКА

ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж»

22.02.01 Металлургия черных металлов

Студент колледжа 16 лет Стипендия! 5-8 тыс. р.

Практикант 18 лет

Заработная плата: 20-30 тыс. р.

Квалифицированный

рабочий

19 лет

Заработная плата: 50-70 тыс. р.

Мастер 22 года Заработная плата: 70-100 тыс. р. Начальник участка 24 года Заработная плата: 100-120 тыс. р. Заместитель начальника цеха 29 лет Заработная плата: 120-160 тыс. р. Руководитель подразделения 30 лет Заработная плата: >150 тыс. р.

2 X,

IV)

о

IM

-Р0

Целевой договор

• Гарантированное трудоустройство

в СУВЕКБТЕЕ!.

• Востребованные специальности

• Дотация на питание

• Гарантированная стипендия

• Оплачиваемая практика на 3-м курсе

• Опытные наставники . Фирменная спецодежда

Профессии:

- разливщик стали

- контролер в производстве черным металлов —подручный вальцовщик

- стропальщик

- оператор машины непрерывного литья заготовок

- подручный сталевара электропечи

- вальцовщик проката труб

- подручный вальцовщика проката труб

- нагревальщик

- термист

- травильщик

2.1

Призывник 18 лет Прохождение обязательной для юношей военной службы в подшефных воинских частях (лос. Горный Щит Свердл. обл.; пос. Мирный Сэмар обп.)

• Повышение квалификации

• Обучение второй профессии

• Предоставление программы добровольного медицинского страхования

• Возможность продолжить обучение

в вузе без отрыва от работы

• Софинансирование получения высшего образования (80 % -работодатель, 20% -сотрудник)

• Получение повышенного разряда

• Уверенное знание технологии

• Развитие управленческих компетенций: лидерство, командная работа, способность влиять на коллег, подчиненных, ориентация на результат

• Аттестат промышленной безопасности

• Внедрение стандартов корпоративной культуры

5.1

Инженер 25 лет

Участие в программе кадрового резерва CYBERSTEEL

5.2

Ведущий инженер

26 лет Участие в профессиональных конференциях

и повышение профессио-нальных компетенций

Начальник проиэвод-5.3 ственногобюро

27 лет

Повышение эффективности производственных процессов

СУВЕКБТЕЕЬ является опорным работодателем металлургического кластера федерального проекта «Профессионалитет» в Свердловской области. Компания предоставляет широкие возможности для карьерного роста и самореализации. Для тех, кто только начинает свою карьеру, в компании создан институт наставников, а для специалистов с опытом действуют различные программы повышения квалификации и предоставляется возможность получения высшего образования без отрыва от работы

623101 Свердловская область, город Первоуральск, проспект Космонавтов, дом 1. Телефон/факс: +7 (3439) 63 84 30 Электронная почта: mail@pink-online.ru

Рис. 2. Пример карьерной карты выпускника ФП «Профессионалитет»

Идея персонализации как ориентация процесса обучения на образовательные интересы и потребности студентов непосредственно связана с целями и интересами предприятия. В карьерной карте студент определяет цели своего профессионального будущего и желаемый результат, на достижение которого направлены его усилия. Карьерная карта гибко сочетает в себе как образовательный, так и профессиональный трек будущего работника: студент колледжа (целевой договор, востребованная профессия, компетентностная модель, образовательные микромодули, проекты); практикант (опытный наставник, профессиональные пробы, профессиональные компетенции); квалифицированный рабочий (получение второй профессии, возможность продолжения обучения в вузе); мастер (получение повышенного разряда, уверенное знание технологий, развитие управленческих компетенций); начальник участка (участие в программе кадрового резерва CYBERSTEEL, участие в профессиональных конференциях, повышение управленческих компетенций); заместитель начальника цеха, руководитель подразделения. Этот результат соответствует цели предприятия, которая заключается в том, чтобы на производство пришел высококвалифицированный специалист, освоивший нужную для предприятия профессию, знающий особенности данного производства и готовый внести свой вклад в достижение необходимого для предприятия результата.

Персонализация в карьерной карте осуществляется через компе-тентностную модель, включающую в себя систематизацию тех компетенций, которые представляют профессиональный дефицит конкретного студента и которые ему необходимо восполнить для успешной реализации себя в профессии. Обучающийся с помощью наставника выбирает из множества образовательных ресурсов, разработанных образовательной организацией совместно с работодателем в целях развития конкретной профессиональной компетенции, те формы и методы, которые направлены на развитие компетенций, заложенных в компетентностную модель конкретного выпускника. Также карьерная карта является основой для дальнейшей персонализации профессионального развития через договор целевого обучения.

Заключение. Установлено, что новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей российской экономики имеет свои преимущества: опти-

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мальные сроки подготовки (2,5 года); интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании; освоение практических навыков еще до выхода на производство; гарантированное трудоустройство выпускников. Опыт образовательных организаций, проработавших в условиях эксперимента 2 года, показал положительные результаты. Для колледжа критерием результативности совместной с работодателем деятельности по подготовке кадров является процент трудоустройства по специальности выпускников программ. Он должен быть не ниже 85 %. Это высочайшая планка. Руководство колледжа видит возможность ее достижения в системе ранней профориентационной работы, концепции и механизме реализации целевой подготовки и, как следствие, количестве целевых договоров, заключенных студентами с предприятием. Стоит отметить, что с 2019 г. по текущее время с бывшими и настоящими студентами колледжа заключено 911 целевых договоров, 368 из них - с настоящими студентами колледжа. Эти цифры являются наглядной иллюстрацией успешности выбранной стратегии взаимодействия колледжа и работодателя в профессиональном становлении студентов СПО.

Немаловажной становится проблема минимизации рисков, связанных с сокращением сроков обучения в проекте «Профессионалитет» (объем и срок обучения образовательной программы в рамках ФП «Профессионалитет» сократился на 24,85 %о (на 1 год)), и форсированием профессионального становления студента. Эту проблему колледж решает путем «профессионального окрашивания» общеобразовательных предметов и включения в вариативную часть общеобразовательного цикла профессионально направленных предметов. «Профессиональное окрашивание» общеобразовательных предметов позволяет в рамках выполнения ФГОС среднего общего образования познакомить студента с выбранной специальностью и начать формирование профессиональных компетенций через содержание занятий, включающих в себя задания по деятельности предприятия. Например, при изучении математики используются задачи расчетов по производимым трубам, при изучении стилей текста - примеры оформления деловых документов предприятия и т. п. Такой подход укрепляет межпредметные связи, наполняя «школьные» предметы профессиональным смыслом, а также позволяет часть содержания дисциплин других

82

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

циклов программы СПО перенести в общеобразовательный цикл. На повышение эффективности обучения влияет и использование элементов персонализированного обучения, таких как избыточное количество заданий по конкретной теме различного уровня сложности (от достаточного до повышенного). Это позволяет студентам с разными психологическими особенностями и разным уровнем подготовки успешно осваивать новые темы. Важно, что работодатель понимает значимость общеобразовательного цикла в личностном становлении студента. Именно поэтому в колледже 2 раза в год проводится независимый контроль знаний студентов, начиная с 1-го курса. Результаты такого контроля, как и результаты текущей и промежуточной аттестаций, ложатся в систему рейтингования студентов. Рейтинг является для работодателя показателем для заключения целевого договора.

Представленные результаты отражают новые аспекты уникального опыта Первоуральского металлургического колледжа и предприятий-партнеров по организации профессионально-образовательного кластера. Установлено, что успешную ускоренную профессионализацию студентов СПО в соответствии с требованиями отрасли и конкретных предприятий-партнеров обеспечит комплекс определенных условий: использование инструментов многоканального управления и дуального обучения, практико-ориентированных форм организации обучения, персонализа-ции обучения, современных цифровых технологий. Исследование показало, что известные в мировой практике эффективные образовательные подходы возможно не просто внедрить в российских условиях, но и обеспечить многолетнюю устойчивость их успешного функционирования.

В целом главным преимуществом федерального проекта «Профес-сионалитет» является комплексный подход к использованию потенциала СПО. Проект способствует повышению престижа рабочих профессий, предоставляет возможности профессионального и карьерного роста выпускникам, обеспечивает подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для российской экономики.

Список источников

1. Кобзарева И. И. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 1. С. 34-38. URL: https://

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

83

cyberleninka.ru/ arti cle/n/professionalnoe-samoopredelenie-p odrostka-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.

2. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.

3. Заварина С. Ю. Профессиональное самоопределение современных детей и подростков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 4-2 (79). С. 183-187. https://doi.org/10.24412/ 2500-1000-2023-4-2-183-186.

4. Ланина С. Ю. Профессиональная адаптация выпускников учреждений среднего профессионального образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 191-195. https://doi.org/ 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p191-195.

5. Манакова М. В. Современные способы профессиональной адаптации выпускников педагогических вузов в образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта, 2022. Вып. 74, ч. 4. С. 290-293. URL: https:// gpa.cfuv.ru/attachments/article/5387.pdf.

6. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций ком-петентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9-26. https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2022-2-9-26.

7. Семенова Л. М. Дуальный подход к обучению в высшей школе как ответ на социальный заказ // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN222.pdf.

8. Лю Чжиянь. О развитии дуального образования в профессиональном образовании Китая // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11, № 6. С. 74-79. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-dualnogo-obrazovaniya-v-professionalnom-obrazovanii-kitaya.

9. Eisenmann S. German Vocational Training and Education Cooperation. Possibilities for Transferring a Successful Education and Training Principle. Berlin: Secretariat of the Standing Conference of the Ministers of Education and Cultural Affairs of the Länder in the Federal Republic of

84

ИНСАЙТ. 2024. № 2 (18)

Germany (KMK), 2017. URL: https://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/pdf/ PresseUndAktuelles/2017/2017_KMK_Berufsbildung_ENGL_Web.pdf.

10. Фан Цзяньхуа. Развитие профессионального образования в Китае // Россия-Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред.: В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. С. 336-370. URL: https://msu.ru/upload/pdf/lsh2020/l1730.pdf.

11. Антипина О. Ф. Программа «Будущее Белой металлургии» -это новая философия подготовки рабочих кадров // Бизнес России. 2023. № 03 (200). URL: https://businessofrussia.com/items/osen-2023.-%E2%84 %9603-(200)/olga-antipina-%C2%ABprogramma-budushhee-beloj -metallurgii-%E2%80%93-eto-novaya-filosofiya-podgotovki-rabochix-kadrov %C2%BB.

12. Кабанова А. В. Факторы профессионального становления личности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 1. С. 203-207. URL: https://sciup.org/14083316.

13. Третьякова В. С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 1. С. 61-70. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-1-61-70.

14. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25. https://doi.org/ 10.12345/2079-8717_2021_01_02.

15. Ахтариева А. С. Опыт реализации федерального проекта «Профессионалитет» в Первоуральском металлургическом колледже: итоги первого года // Векторы взаимодействия: СПО - вуз - предприятие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Векторы взаимодействия среднего профессионального образования и базовых предприятий при реализации проекта "Профессионалитет": синергия партнерства», Первоуральск, 23 марта 2023 г. Екатеринбург; Первоуральск / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2023. С. 18-25. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43033.

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 27.02.2024; принята к публикации 29.04.2024.

The article was submitted 30.01.2024; approved after reviewing 27.02.2024; accepted for publication 29.04.2024.

INSIGHT. 2024. № 2 (18)

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.