Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО:ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО:ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИКИ СПО / РАБОТОДАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

Введение. В статье рассматривается ситуация с трудоустройством выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как одним из основных и объективных показателей их востребованности на рынке труда. Существенные инвестиции в систему образования со стороны государства и работодателей требуют предварительной оценки эффективности их вложения, главным критерием которой является удовлетворение рынка труда в специалистах с необходимой профессиональной подготовкой. Цель статьи - выявить проблемы и факторы, влияющие на трудоустройство выпускников СПО, на основе многоаспектного опроса всех участников данного процесса и предложить эффективные инструменты их решения. Методология. Трудоустройство выпускников СПО выступает одним из ведущих критериев качества их профессиональной подготовки, показателем ее соответствия запросам рынка и современной экономики. В статье анализируется ситуация с положением молодых специалистов в рыночных условиях на основе опроса всех субъектов - участников данного процесса, рассматриваются трудности, с которыми они сталкиваются при устройстве на работу по специальности, сравниваются запросы и потребности выпускников и работодателей в зависимости от региона. Приводится актуальная статистика социально-общественных установок населения страны в отношении выбора среднего профессионального образования и новых форм занятости, в частности фриланса. Результаты. Названы наиболее часто встречающиеся проблемы и противоречия между потребностями выпускников СПО и запросами работодателей, такие как отсутствие опыта профессиональной деятельности, низкая стартовая зарплата, недостаточная информированность о вакансиях и предложениях молодых специалистов, несформированность гибких навыков, необходимых для работы в коллективах. Заключение. Автором предложены эффективные инструменты разрешения противоречий и повышения показателей трудоустройства, таких как качественная организация производственной практики, заключение сетевых и целевых договоров с работодателями, совмещение обучения и работы по своей профессии, образовательно-производственный кластер «Профессионалитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF GRADUATES OF THE SVE SYSTEM: FACTORS AND EFFECTIVE TOOLS

Introduction. The article examines the situation with the employment of graduates of secondary vocational education institutions as one of the main and objective indicators of their demand for them in the labor market. Substantial investments in the education system by the state and employers require evaluating the effectiveness of their investment, the main criterion of which is the satisfaction of the labor market in specialists with the necessary professional training. The purpose of the article is to identify the problems and factors affecting the employment of graduates of the vocational school, based on a multidimensional survey of all participants in this process and to offer effective tools to solve them. Methodology. Employment of graduates of vocational education and training is one of the leading criteria for the quality of their professional training, an indicator of its compliance with the demands of the market and the modern economy. The article analyzes the situation with the situation of young professionals in market conditions based on a survey of all subjects participating in this process, examines the difficulties they face when applying for a job in their specialty, it compares the requests and needs of graduates and employers depending on the region. The current statistics of the socio-social attitudes of the population of the country regarding the choice of secondary vocational education and new forms of employment, in particular, freelancing, are given. Results. The most common problems and contradictions between the needs of graduates of vocational education and the requests of employers, such as lack of professional experience, low initial salary, insufficient awareness of vacancies and offers of young professionals, lack of flexible skills required to work in teams, i. e. soft skills, have been identified. Conclusion. The author suggests effective tools for resolving contradictions and improving employment indicators, such as the qualitative organization of industrial practice, the conclusion of network and targeted contracts with employers, the combination of training and work in their profession, the educational and production cluster “Professionalitet”.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО:ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

education system]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 3, pp. 36-55. (In Russian).

5. Ezhegodny'j doklad o rezul'tatax Monitoringa kachestva podgotovki kadrov v Rossijskoj Federacii. 2019. [Annual report on the results of Monitoring the quality of training in the Russian Federation. 2019]. Available at: https://open.edu.gov.ru/files/reports/doklad_monitor-ing_2019.docx (accessed 17.03.2022). (In Russian).

6. Kaufman N. Yu. Genezis konfliktov razvitiya ry'nka truda v uslovi-yax cifrovoj e'konomiki [The genesis of the conflicts of labour market development in a digital economy]. DOI: 10.26425/18164277-2019-5-16-22. Bulletin of the University, 2019, no. 5, pp. 16-22. (In Russian).

7. Shvakov E. E., An E. A. Kadrovaya strategiya regiona v usloviyax strukturnoj perestrojki ego e'konomiki [Personnel strategy of the region in the context of structural restructuring of its economy]. Economics and Management: Problems and Solutions, 2019, no. 2 (12), pp. 27-32. (In Russian).

8. Yakovleva I. V. Podgotovka kvalificirovanny'x rabochix (slu-zhashhix) i specialistov srednego zvena v sootvetstvii s potreb-nostyami e'konomiki i obshhestva [Training of qualified workers (clerks) and mid-level specialists in accordance with the needs of the economy and society]. Professionalism and citizenship are the most important priorities of Russian education of the XXI century. Pedagogical readings dedicated to the 270th anniversary of the birth of Johann Heinrich Pestalozzi. Collection of articles. Voronezh, 2016, pp. 356-359. (In Russian).

9. Byankina N. N. Podgotovka rabochix kadrov i specialistov srednego zvena v sootvetstvii s potrebnost'yu e'konomiki Zabajkal'skogo kraya [Training of workers and mid-level specialists in accordance with the needs of the economy of the Trans-Baikal Territory]. Professional Education and Society, 2014, no. 2 (10), pp. 215-218. (In Russian).

10. Malorossiyanova O. I. Struktura podgotovki kvalificirovanny'x rabochix i specialistov srednego zvena v Kemerovskoj oblasti [The structure of the training of skilled workers and mid-level specialists in the Kemerovo region]. Professional education and youth employment: XXI century. The problem of advanced personnel training for the Russian economy (regional aspect). Proceedings of the international scientific-practical conference. Kemerovo, 2016, pp. 71-73. (In Russian).

11. Pituxin E. A., Kekkonen A. L., Shabaeva S. V. Ocenka potenciala sistemy' professional'nogo obrazovaniya Dal'nego Vostoka kak prioritetnoj territorii Rossii [Assessment of the potential of the system of vocational education in the Far East as a priority territory of Russia]. DOI: 10.32744/pse.2019.1.2. Prospects for Science and Education, 2019, no. 1 (37), pp. 20-36. (In Russian).

12. Valishina T. M. Podgotovka specialistov srednego zvena dlya stroitel'noj otrasli v usloviyax sovremennojsocial'no-e'konomicheskoj sfery' i mezhdunarodny'x otnoshenij [Training mid-level professionals for the construction industry in the conditions of modern socio-economic sphere and international relations]. Higher and secondary vocational education in Russia at the beginning of the 21st century: state, problems, development prospects. Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference. Eds. R. S. Safin, E. A. Korchagin. Kazan, 2018, book 1, pp. 102-106. (In Russian).

13. Czareva N. O. K voprosu o podgotovke budushhix specialistov po turizmu srednego zvena k predostavleniyu bezopasny'x turistich-eskix uslug [On the issue of training future middle-level tourism specialists to provide safe tourism services]. Bulletin of MANEB, 2017, no. 1 (22), pp. 152-154. (In Russian).

14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service]. Website. Available at: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 05.05.2022). (In Russian).

УДК/UDC 377.5

DOI10.54509/22203036_2022_4_33 EDN AFSVCZ

Резинкина Лилия Владимировна

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург

Rezinkina Liliya V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ СПО: ФАКТОРЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

EMPLOYMENT OF GRADUATES OF THE SVE SYSTEM: FACTORS AND EFFECTIVE TOOLS

Введение. В статье рассматривается ситуация с трудоустройством выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования как одним из основных и объективных

показателей их востребованности на рынке труда. Существенные инвестиции в систему образования со стороны государства и работодателей требуют предварительной оценки эффективности их вложе-

ния, главным критерием которой является удовлетворение рынка труда в специалистах с необходимой профессиональной подготовкой. Цель статьи - выявить проблемы и факторы, влияющие на трудоустройство выпускников СПО, на основе многоаспектного опроса всех участников данного процесса и предложить эффективные инструменты их решения.

Методология. Трудоустройство выпускников СПО выступает одним из ведущих критериев качества их профессиональной подготовки, показателем ее соответствия запросам рынка и современной экономики. В статье анализируется ситуация с положением молодых специалистов в рыночных условиях на основе опроса всех субъектов - участников данного процесса, рассматриваются трудности, с которыми они сталкиваются при устройстве на работу по специальности, сравниваются запросы и потребности выпускников и работодателей в зависимости от региона. Приводится актуальная статистика социально-общественных установок населения страны в отношении выбора среднего профессионального образования и новых форм занятости, в частности фри-ланса.

Результаты. Названы наиболее часто встречающиеся проблемы и противоречия между потребностями выпускников СПО и запросами работодателей, такие как отсутствие опыта профессиональной деятельности, низкая стартовая зарплата, недостаточная информированность о вакансиях и предложениях молодых специалистов, несформированность гибких навыков, необходимых для работы в коллективах.

Заключение. Автором предложены эффективные инструменты разрешения противоречий и повышения показателей трудоустройства, таких как качественная организация производственной практики, заключение сетевых и целевых договоров с работодателями, совмещение обучения и работы по своей профессии, образовательно-производственный кластер «Профессионалитет».

Introduction. The article examines the situation with the employment of graduates of secondary vocational education institutions as one of the main and objective indicators of their demand for them in the labor market. Substantial investments in the education system by the state and employers require evaluating the effectiveness of their investment, the main criterion of which is the satisfaction of the labor market in specialists with the necessary professional training. The purpose of the article is to identify the problems and factors affecting the employment of graduates of the vocational school, based on a multidimensional

survey of all participants in this process and to offer effective tools to solve them.

Methodology. Employment of graduates of vocational education and training is one of the leading criteria for the quality of their professional training, an indicator of its compliance with the demands of the market and the modern economy. The article analyzes the situation with the situation of young professionals in market conditions based on a survey of all subjects participating in this process, examines the difficulties they face when applying for a job in their specialty, it compares the requests and needs of graduates and employers depending on the region. The current statistics of the socio-social attitudes of the population of the country regarding the choice of secondary vocational education and new forms of employment, in particular, freelancing, are given.

Results. The most common problems and contradictions between the needs of graduates of vocational education and the requests of employers, such as lack of professional experience, low initial salary, insufficient awareness of vacancies and offers of young professionals, lack of flexible skills required to work in teams, i. e. soft skills, have been identified.

Conclusion. The author suggests effective tools for resolving contradictions and improving employment indicators, such as the qualitative organization of industrial practice, the conclusion of network and targeted contracts with employers, the combination of training and work in their profession, the educational and production cluster "Professionalitet".

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, трудоустройство, выпускники СПО, работодатели, soft skills, Профессионалитет.

Keywords: secondary vocational education, employment, vocational school graduates, employers, soft skills, Professionalitet.

Введение

Трудоустройство молодежи во всем мире не является легким, быстрым и результативным процессом. В России эта проблема усиливается из-за сильной неоднородности экономики страны с точки зрения регионального развития. Региональные рынки труда имеют существенные различия, которые определяют спрос на конкурентоспособных специалистов в той или иной отрасли. Это подтверждается данными Росстата, согласно которым более 75 % выпускников профессиональных образовательных организаций сталкиваются с определенными трудностями при поиске работы [2]. В связи с этим в профессио-

нальном образовании необходимо решить не только задачу подготовки будущего высококвалифицированного специалиста, обладающего новым мышлением, профессиональными компетенциями и профессиональной культурой [12]. Но важным направлением деятельности системы СПО становится воспитание специалистов среднего звена и привитие им гибких навыков, которые помогут найти свое место на рынке труда, адаптироваться в новом коллективе и на предприятии, стать успешными в профессии.

Данные требования легли в основу происходящей сегодня модернизации в области обновления содержания профессионального образования, обусловили необходимость внедрения компетентностного и проектного подходов, усилили практическую направленность образования. Значимость происходящих изменений подчеркивается активным внедрением в систему СПО демонстрационного экзамена как независимой внешней оценки качества профессиональной подготовки специалистов, которая должна продемонстрировать умения выпускников применять полученные знания на практике [4].

Проводимые мероприятия вызвали значительный рост интереса работодателей к специалистам, выходящим из средних профессиональных учебных заведений. Поэтому востребованность выпускников образовательной организации на рынке труда, безусловно, также является важной внешней оценкой качества деятельности профессиональной образовательной организации по подготовке современных специалистов.

Существенные инвестиции в систему образования со стороны государства и работодателей поднимают вопрос об их эффективности в профессиональной подготовке специалистов в СПО, которую можно оценить на основании положения выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Значительное повышение спроса на программы СПО наблюдается также у российских семей независимо от их социально-экономического положения [6]. Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в нашей стране отсутствует государственное распределение выпускников СПО, что дает более широкие возможности для самостоятельного выбора профессионального пути, однако не гарантирует предоставления рабочего места и требует значительных усилий по трудоустройству [5]. Вместе с тем на рынке труда наблюдается возрастающая потребность в молодых кадрах по ряду профессий.

Именно на удовлетворение данного спроса и нацелена происходящая сегодня модернизация среднего профессионального образования, в котором

как один из показателей качества деятельности профессиональной образовательной организации системы СПО выступает доля трудоустроенных выпускников и начало их профессиональной деятельности по полученной специальности. Вместе с тем ряд ученых (А. О. Полушкина, В. П. Поневаж, Л. Ю. Бедарева, Е. В. Ломтева и др.) отмечают, что в настоящее время в системе профессионального образования не разработан инструментарий, с помощью которого можно получать и анализировать достоверные и актуальные данные о трудоустройстве выпускников СПО по полученной профессии (специальности) [8].

Это связано с тем, что понятие трудоустройства молодого специалиста не имеет официального статуса и трактуется неоднозначно. В ряде мониторин-гов под ним понимают трудоустройство по приобретенной специальности, в других отчетах считают численность выпускников, получивших рабочее место по окончании техникумов, колледжей вне зависимости от профессии. Пенсионный фонд считает выпускника трудоустроившимся лишь при получении первого отчисления с заработной платы на пенсионные накопления. Однако и в том, и другом случае отмечается неравномерность распределения доли численности трудоустроенных выпускников в большинстве федеральных округов и существенная региональная дифференциация, обусловленная уровнем развития промышленности, сельского хозяйства и другими территориальными особенностями.

Один из отрицательных факторов, влияющих на трудоустройство молодых специалистов, постепенное увеличение экономически неактивного количества выпускников, хотя в целом по трудоспособному населению этот показатель снижается. По данным на 2020 год 4,6 % от общей численности выпускников не работали и не продолжали обучение, что подтверждает наличие в нашей стране тенденции к увеличению численности категории граждан NEET (Not in Education, Employment or Training), т. е. молодых людей, которые не хотят учиться и работать. Согласно докладу экспертов ООН об устойчивом развитии, в России уровень NEET выше, чем в развитых странах Европы (17 % от общего числа молодежи этого возраста против 9-12 %) [1]. В качестве ведущей причины такой ситуации приводится желание молодежи работать в сфере самозанятости, что не отражается в показателях трудоустройства и влияет на общую картину монито-рингов [10]. Например, 86 % самозанятых выпускников полностью удовлетворены такой формой деятельности и не намерены ее изменять. Поэтому лексема «фриланс» в контекстах сообщений в социаль-

ных сетях трактуется как «бизнес», «независимость», «возможность заниматься любимым делом» и лишь потом - «заработок». Сообщения имеют позитивный смысл, в отличие от слова «работа», воспринимающегося как обязанность, принуждение [14].

Исследование, проведенное среди выпускников профессиональных образовательных организаций и работодателей, а также мониторинг качества подготовки кадров, выполненный ФГБОУ ВО «МИРЭА -Российский технологический университет» по заказу Минпросвещения России, выявили общие проблемы, возникающие при трудоустройстве молодых специалистов [7].

Несмотря на то, что в процессе профессиональной подготовки у выпускника СПО формируется способность и готовность к жизненному и профессиональному самоопределению, большинство молодых людей сталкивается со сложностями при трудоустройстве. Статистика показывает, что из каждых 4 выпускников трое свидетельствуют о наличии таких проблем.

С чем это связывается? Причины и факторы, влияющие на трудоустройство, достаточно многообразны. В статье рассмотрены точки зрения на проблему трудоустройства работодателя и молодого специалиста.

Методология

Цель исследования - изучить проблемы взаимодействия выпускников СПО и потенциальных работодателей и разработать пути их решения. Основной метод исследования - анализ наиболее актуальных проблем будущих специалистов при устройстве на работу на основе опроса выпускников СПО, рекру-тинговых агентств и работодателей. Новизна реализуемого нами исследования заключается в попытке интегративного теоретического анализа проблемы трудоустройства выпускников СПО и поиске эффективных механизмов ее разрешения на основе оптимизации взаимодействия всех субъектов - участников данного процесса.

Результаты

Опрос выпускников СПО показал, что самой большой проблемой для них оказалось отсутствие первоначального опыта работы. Как показало исследование рынка труда, одним из немногих факторов, значительно повышающих возможности выпускника СПО трудоустроиться, является его работа во время обучения, независимо от того, проживает ли он в мегаполисе или небольшом городе. Устроиться сразу после окончания техникума или колледжа на работу по специальности, не имея трудового стажа, практи-

чески невозможно. С этим согласны 66 % опрошенных студентов. Для работодателей данный параметр тоже находится на первом месте, его отметили более 40 % опрошенных, подчеркнув, что молодые специалисты нуждаются в профессиональной адаптации. Несмотря на имеющиеся общие профессиональные знания и умения, им необходимо освоить особенности работы на конкретном месте на производстве, познакомиться с корпоративным укладом.

Однако решение данной проблемы возможно как через качественную организацию производственной практики, так и заключение сетевых и целевых договоров с работодателями. В этом случае отлично зарекомендовавшему себя на предприятии студенту может быть предложена работа сразу после окончания практики или по завершении обучения. Результативность данного подхода отмечена у 42 % респондентов-выпускников и у 54 % респондентов-работодателей. В образовательных организациях, где ведется подготовка кадров для конкретного работодателя, показатель трудоустроенных выпускников закономерно значительно выше среднего. Высокие показатели отмечаются в сфере социально значимых услуг - 67,7 % (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка), градообразующих предприятий - 59,2. Наиболее низкий уровень трудоустройства наблюдается в области сельского хозяйства - менее 50 % [7].

Дополнительным положительным фактором для трудоустройства является работа в свободное от учебы время. Среди тех, кто постоянно работал во время учебы, показатель затруднения с трудоустройством снижается до 12 %.

Второй по рейтингу, но самой трудно преодолимой проблемой является противоречие по заработной плате. Несоответствие уровня стартовых зарплат ожиданиям выпускников СПО выступает одной из значительных проблем, согласно опросу. Отсутствие опыта и практических навыков способствует присвоению молодому специалисту одной из самых низких квалификаций, что определяет и более низкую заработную плату, чем на предприятии или в отрасли.

В то же время 40 % работодателей считают, что ожидания специалистов, не имеющих практического опыта, в отношении зарплаты значительно завышены. Средняя заработная плата выпускника СПО в первый год работы в 2019 году составила 26,5 тыс. рублей. Разница в оплате труда выпускников СПО по регионам в абсолютном выражении составила 4,5 раза. Наибольший уровень заработной платы наблюдается в Москве (37,7 тыс. руб.), Дальневосточном феде-

ральном округе (35,0 тыс. руб.) и Санкт-Петербурге (32,0 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у выпускников среднего профессионального образования образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа (20,9 тыс. руб.) и Южного федерального округа (22,2 тыс. руб.). Среди субъектов Российской Федерации наибольшие зарплаты отмечены в Чукотском автономном округе (54,6 тыс. руб.) и Магаданской области (54,0 тыс. руб.) [3].

При опросе выпускников выяснилось, что среди тех, кто в течение учебы постоянно работал, лишь 9 % не довольны предложенной зарплатой, среди нера-ботавших студентов данный показатель возрастает до 42 %.

Однако далее по рейтингу идет противоречие, которое заключается в том, что работодатель не может найти нужные кадры (нет выпускников по требуемой специальности (38 %), несоответствие работников формальным квалификационным требованиям (15 %), трудности при отборе претендентов и в процессе приема на работу (15 %)), а выпускник СПО не может найти работу по полученной специальности (отсутствие подходящих рабочих мест - 42 %, несоответствие квалификационным требованиям (8 %)). Из этого противоречия можно сделать два вывода - в регионе плохая информированность о наличии вакансий, или осуществляется подготовка по устаревшим номенклатурам профессий, что подтверждается закрытием в некоторых организациях приема на такие специальности [3].

В этой ситуации самым лучшим инструментом решения рассматриваемой проблемы является получение опыта работы, который не только способствует по многим позициям трудоустройству, но и хорошо влияет на профессиональную адаптацию молодых специалистов. Это подтверждается исследованиями И. В. Селиверстовой, которая отмечает, что среди тех выпускников СПО, которые имели постоянную работу во время учебы, лишь 5,9 % не смогли устроиться на работу по специальности, а среди не имевших этот показатель возрастает более чем в 3 раза [11].

Остановимся еще на одном запросе от работодателей - это недостаточная сформированность гибких навыков (soft skills), т. е. навыков, не связанных конкретно с профессиональными компетенциями и практикой, но особо значимых для работы в коллективе [13]. Это отмечают более 20 % принимающих на работу. Поэтому молодым специалистам требуется понимать, что половина собеседования сегодня посвящена выяснению - есть ли у вас практические навыки для выполнения работы, а затем работода-

тель тестирует, насколько вы эмоционально соответствуете той команде, которая уже существует.

В качестве наиболее востребованных навыков межличностного общения, которые работодатели ищут сегодня: навыки презентации, адаптируемость, самоконтроль, оптимизм, коммуникабельность, подотчетность, честность, самомотивация, навыки сотрудничества, терпение, энтузиазм, уверенность и общий профессионализм, лидерские навыки, инновации и творчество, командная работа, обучение на протяжении всей жизни, мотивация и инициативность, взаимопонимание, этика добросовестной работы, решение проблем и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что важными направлениями работы по успешному трудоустройству, кроме их качественной профессиональной подготовки, могут быть:

- консультационная деятельность и круглые столы с потенциальными работодателями;

- мотивационная работа и профориентационные беседы руководителей практик, кураторов и мастеров производственного обучения со студентами при направлении их на производственную практику;

- совместная деятельность со службами занятости по информированию о вакансиях на рынке труда;

- проведение мастер-классов по составлению резюме и оформлению портфолио;

- профессиональные пробы с целью выявления мотивации студентов на будущую профессиональную деятельность [9].

Сегодня одним из самых эффективных инструментов, решающих все вышеперечисленные проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, заявлен образовательно-производственный кластер в рамках федерального проекта «Профессиона-литет».

Рассмотрим концепцию его реализации в сфере легкой промышленности на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Направлен данный кластер на предприятия легкой промышленности в сфере производства обуви и изделий из кожи. Образовательно-производственный кластер базируется на площадке Колледжа технологии, моделирования и управления и включает пять ведущих региональных кожгаланте-рейных и обувных предприятий.

В основу создания такого кластера заложена идея поддержки молодежи, стремящейся реализовать себя в творческой и востребованной профессии в виде построения понятного карьерного маршрута. В ходе профориентационной работы будущим

студентам объясняют, что для того, чтобы стать модным дизайнером, успешным конструктором обуви или сумок, необходимо приобрести базовые компетенции раскройщика, оператора швейного оборудования, получить знания в области материаловедения или контроля качества. А для того, чтобы стать профессионалом в сфере технологии обувного производства, нужно освоить современное оборудование, изучить все операции технологического цикла на производстве. Результатом обучения в образовательно-производственном кластере будет не только получение интересной и актуальной творческой профессии, но и предложения трудоустройства, возможность стажировок за границей, карьерный рост или открытие собственного дела.

Создаваемый образовательно-производственный кластер проектируется как центр притяжения предприятий обувной и кожгалантейной промышленности, работающих не только в Петербурге, но и по всей России, задающий вектор развития отрасли и обеспечивающий возникающую в связи с этим кадровую потребность предприятий. Поэтому образовательные программы нацелены на опережающую подготовку квалифицированных специалистов, возможность использовать кластер в качестве «профессионального лифта», когда на практике реализуется принцип непрерывного образования. Данная подготовка современных специалистов базируется на неразрывной связи профессиональных образовательных организаций с инновационными предприятиями, что обеспечивает рост уровня и квалификации выпускников, их универсальность, способность контролировать и организовывать все производственные процессы.

Уникальность рассматриваемого кластера, который строится на базе Колледжа технологии, моделирования и управления (КТМУ) в партнерстве с работодателями, заключается в том, что мощным механизмом продвижения проекта «Профессионалитет» является университет с его значительным научно-образовательным ресурсом. Это позволяет встроить в индивидуальный образовательно-карьерный маршрут вертикальное развитие будущих или уже работающих специалистов внутри компаний: от рабочей специальности до доктора наук. При этом предприятию предоставляется возможность направлять перспективных сотрудников на обучение или повышение квалификации в образовательно-производственный кластер на любом этапе их карьеры.

По прогнозам разработчиков, проект «Профес-сионалитет» позволит вывести экономику России

на новый уровень и обеспечит стопроцентное трудоустройство молодых специалистов.

Заключение

Таким образом, установлено, что главным фактором затруднений выпускников СПО при трудоустройстве является отсутствие первоначального стажа работы и профессионального опыта. В то же время любой опыт работы является единственным фактором, который вне зависимости от внешних социоэко-номических условий значительно повышает успешность поиска работы молодым специалистом.

Противоречивая ситуация со стартовой заработной платой присуща практическим всем участникам процесса выхода на рынок труда выпускников, отражая несоответствие завышенных ожиданий молодых специалистов относительно своей будущей зарплаты реальным предложениям работодателей.

В качестве третьего, наиболее распространенного фактора снижения показателя трудоустройства по профессии/специальности установлена нестабильная ситуация на муниципальных или региональных рынках труда, обусловленная социогеографичес-ким положением территории, отраслевыми запросами, потребностями всех социодемографических групп.

В качестве новой причины отказа в приеме на работу в последние годы значительной долей работодателей заявлен низкий уровень или полное отсутствие soft skills у выпускников СПО, что является серьезной проблемой, однако не в полной мере осознаваемой самими выпускниками СПО.

Государством предпринята попытка для разрешения всех вышеуказанных проблем - внедрение в систему среднего профессионального образования проекта «Профессионалитет» в качестве главного механизма насыщения рынка труда высококвалифицированными молодыми кадрами.

Литература

1. Газета Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3577995.

2. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 02.04.2019).

3. Качество подготовки кадров системы СПО РФ - 2019 // Аккредитация в образовании. 2019. № 8 (116). С. 52-54.

4. Ломтева Е. В., Бедарева Л. Ю. Функционирование системы среднего профессионального образования в условиях пандемии и роста социально-экономической нестабильности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 89-97.

5. Морозова М. В., Захарова А. А., Лизунков В. Г Сотрудничество университетов с предприятиями малого и среднего бизнеса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 20-30.

6. Никитин М. В. Сегментация социального портрета субъектов сетевой формы обучения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 30-39.

7. О результатах анализа трудоустройства выпускников программ СПО в рамках мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году. М., 2020. 15 с.

8. Современные подходы к оценке трудоустройства выпускников системы СПО: трудности и возможные пути решения / А. О. Полушкина, В. П. Поневаж, Л. Ю. Бедарева, Е. В. Лом-тева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-otsenke-trudoustroystva-vypusknikov-sistemy-spo-trudnosti-i-vozmozhnye-puti-resheniya (дата обращения: 07.07.2022).

9. Резинкина Л. В., Марон А. Е. Управление развитием субъектов профессионального образования в новой реальности // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога. СПб., 2021. С. 6-11.

10. Резинкина Л. В., Панова Н. А. Подготовка студентов к самостоятельной предпринимательской деятельности как ведущая тенденция среднего профессионального образования // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога. СПб., 2021. С. 120-123.

11. Селиверстова И. В. Трудоустройство выпускников СПО: в чем специфика? DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0404.0004 // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 24-30.

12. Тахтарова Л. С. Трудоустройство выпускников СПО // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Одиннадцатой всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2014. С. 185-194.

13. Уварина Н. В., Корнеева Н. Ю., Микрюков Ю. В. Soft skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 40-47.

14. Социальная сеть «ВКонтакте», подгруппы «Клуб фрилансе-ров», «Предприниматель. Сообщество успешных и начинающих предпринимателей!», «Гильдия медиафрилансеров».

References

1. Gazeta Kommersant [Kommersant newspaper]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3577995. (In Russian).

2. Itogi vyborochnogo nablyudeniya trudoustrojstva vypusknikov, poluchivshih srednee professional'noe i vysshee obrazovanie [Results of selective observation of employment of graduates who have received secondary vocational and higher education]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/itog_trudoustr/index.html (accessed 02.04.2019). (In Russian).

3. Kachestvo podgotovki kadrov sistemy SPO RF - 2019 [The quality of personnel training of the system of the SPO of the Russian Federation - 2019]. Accreditation in Education, 2019, no. 8 (116), pp. 52-54. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lomteva E. V., Bedareva L. Yu. Funkcionirovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyah pandemii i rosta social'no-ekonomicheskoj nestabil'nosti [Functioning of the system of secondary vocational education in the pandemic circumstances and increased social and economic instability].

Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 89-97. (In Russian).

5. Morozova M. V., Zakharova A. A., Lizunkov V. G. Sotrudnichestvo universitetov s predpriyatiyami malogo i srednego biznesa [Cooperation of universities with small and medium-sized enterprises]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 20-30. (In Russian).

6. Nikitin M. V. Segmentaciya social'nogo portreta sub"ektov setevoj formy obucheniya v srednem professional'nom obrazovanii [Segmentation of the social portrait of subjects of network form of learning in vocational education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 30-39. (In Russian).

7. O rezul'tatah analiza trudoustrojstva vypusknikov programm SPO v ramkah monitoringa kachestva podgotovki kadrov v 2020 godu [On the results of the analysis of the employment of graduates of vocational training programs in the framework of monitoring the quality of training in 2020]. Moscow, 2020, 15 p. (In Russian).

8. Polushkina A. O., Ponevazh V. P., Bedareva L. Yu., Lomteva E. V. Sovremennye podhody k ocenke trudoustrojstva vypusknikov sistemy SPO: trudnosti i vozmozhnye puti resheniya [Modern approaches to employment assessment of graduates of the secondary vocational education system: difficulties and possible solutions]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2021, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-podhody-k-otsenke-trudoustroystva-vypusknikov-sistemy-spo-trudnosti-i-vozmozhnye-puti-resheniya (accessed 07.07.2022). (In Russian).

9. Rezinkina L. V., Maron A. E. Upravlenie razvitiem sub"ektov professional'nogo obrazovaniya v novoj real'nosti [Management of the development of subjects of vocational education in the new reality]. Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher. St. Petersburg, 2021, pp. 6-11. (In Russian).

10. Rezinkina L. V., Panova N. A. Podgotovka studentov k samo-stoyatel'noj predprinimatel'skoj deyatel'nosti kak vedu-shchaya tendenciya srednego professional'nogo obrazovaniya [Preparation of students for independent entrepreneurial activity as a leading trend of secondary vocational education]. Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher. St. Petersburg, 2021, pp. 120-123. (In Russian).

11. Seliverstova I. V. Trudoustrojstvo vypusknikov SPO: v chem specifika? [Employment of secondary vocational education graduates: what are the specifics?]. DOI: 10.34671/SCH. SVB.2020.0404.0004. Scientific Vector of the Balkans, 2020, vol. 4, no. 4 (10), pp. 24-30. (In Russian).

12. Takhtarova L. S. Trudoustrojstvo vypusknikov SPO [Employment of graduates of SPO]. Demand and supply in the labor market and the market of educational services in the regions of Russia. Collection of reports on the materials of the Eleventh All-Russian Scientific and practical conference. Petrozavodsk, 2014, pp. 185194. (In Russian).

13. Uvarina N. V., Korneeva N. Yu., Mikryukov Yu. V. Soft skills: aktual'nost', istoriya, perspektivy razvitiya [Soft skills: current relevance, history, development prospects]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 4 (44), pp. 40-47. (In Russian).

14. Social'naya set' «VKontakte», podgruppy «Klub frilanserov», «Predprinimatel'. Soobshchestvo uspeshnyh i nachinayushchih predprinimatelej!», «Gil'diya mediafrilanserov». [Social network "VKontakte", subgroups "Freelancers Club", "Entrepreneur. Community of successful and aspiring entrepreneurs!", "Guild of Media Freelancers"].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.