4. Polyakova T. Yu. Sovremennye tendencii razvitiya inzhenernoj pedagogiki [Modern trends of engineering pedagogy development]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 12, pp. 132-140. (In Russian).
5. Finch D. J., Hamilton L. K., Baldwin R., Zehner M. An exploratory study of factors affecting undergraduate employability. Education and Training, 2013, vol. 55, no. 7, pp. 681-704. (In English).
6. Platonova R. I., Mikhina G. B. Aktual'nost' soft skills v professional'nom plane budushchih specialistov [Soft skills actuality in the professional plan of future specialists]. Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology, 2018, no. 4 (25), pp. 177-181. (In Russian).
7. Tsareva E. E., Fahretdinova G. N., Zinnatullina L. M., Dulal-aeva L. P. Kompetencii v inzhenernom obrazovanii v stranah Evrosoyuza [Competencies in engineering education in European Union Countries]. Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2020, no. 2, pp. 15-19. (In Russian).
8. Kudrin nazval sposob popast' v mezhdunarodnye rejtingi rossi-jskim vuzam [Kudrin named a way to get into international rankings for Russian universities]. Available at: https://www.rbc.ru/ society/18/02/2021/602dd76c9a79475831756c8b?from=from_ main_1. (In Russian).
9. Khasanova G. B. Trebovaniya rabotodatelej k vypusknikam inz-henernyh vuzov [Requirements of employers for graduates of engineering universities]. Bulletin of Kazan Technological University, 2012, no. 15 (20), pp. 215-217. (In Russian).
10. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today's Workplace. Business Communication Quarterly, 2012, vol. 75, no. 4, pp. 453-465. (In English).
11. Bondarenko N. The nature of the current and anticipated shortage of professional skills and qualities of workers in the Russian Labor market. Russian Education and Society, 2015, vol. 57, no. 3, pp. 119-145. (In English).
12. Andrews J., Higson H. Graduate employability, 'soft skills' versus 'hard' business knowledge: A european study. Higher Education in Europe, 2008, vol. 33, no. 4, pp. 411-422. (In English).
13. Velasco M. S. More than just good grades: Candidates' perceptions about the skills and attributes employers seek in new graduates. Journal of Business Economics and Management, 2012, vol. 13, no. 3, pp. 499-517. (In English).
14. Pons D. Relative importance of professional practice and engineering management competencies. European Journal of Engineering Education, 2016, vol. 41, no. 5, pp. 530-547. (In English).
15. Ling Y. Y. Model for predicting performance of architects and engineers. Journal of Construction Engineering and Management, 2002, vol. 128, no. 5, pp. 446-455. (In English).
16. Flynn K., Wahnstrom E., Popa M., Ruiz-Bejarano B., Quintas M. A.C. Ideal skills for European food scientists and technologists: Identifying the most desired knowledge, skills and competencies. Innovative Food Science and Emerging Technologies, 2013, vol. 18, pp. 246-255. (In English).
17. Ahmed F., Capretz L. F., Bouktif S., Campbell P. Soft skills and software development: A reflection from software industry. International Journal of Information Processing and Management, 2013, vol. 4, no. 3, pp. 171-191. (In English).
18. Teng W., Ma C., Pahlevansharif S., Turner J. J. Graduate readiness for the employment market of the 4th industrial revolution: The development of soft employability skills. Education and Training, 2019, vol. 61, no. 5, pp. 590-604. (In English).
19. Rao M. S. Enhancing employability in engineering and management students through soft skills. Industrial and Commercial Training, 2014, vol. 46, no. 1, pp. 42-48. (In English).
20. Matsouka K., Mihail D. M. Graduates' employability: What do graduates and employers think? Industry and Higher Education, 2016, vol. 30, no. 5, pp. 321-326. (In English).
21. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? Economic and Labour Relations Review, 2016, vol. 27, no. 4, pp. 453-470. (In English).
22. Isaev A. P., Plotnikov L. V. Uchebnyj inzhiniring» v kontekste reali-zacii ideologii CDIO [«Educational engineering" in the context of the implementation of the cdio ideology]. Higher Education in Russia, 2016, no. 12, pp. 45-52. (In Russian).
УДК/UDC 377
Е. В. Ломтева E. Lomteva
ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РОСТУ КОНТИНГЕНТА ПОСТУПАЮЩИХ1
READINESS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM FOR THE GROWTH OF THE INCOMING POPULATION2
Введение. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена ростом нагрузки на систему среднего профессионального образования (СПО), а именно увеличением численности выпускников 9-х
и 11-х классов, выбирающих после школы данный уровень образования. Целью статьи стало исследование проблем и рисков как последствий роста контингента поступающих для системы СПО.
1 Статья выполнена в рамках темы Государственного задания РАНХиГС № 11.5 «Исследование моделей трансформации региональных систем среднего профессионального образования и их потребности в ресурсном обеспечении» на 2021 г.
2 The article was completed within the framework of the topic of the State Task of the RANEPA N11.5 "Study of models for the transformation of regional systems of secondary vocational education and their need for resource support" for 2021.
Методология. Ведущим методом исследования стал анализ статистических данных в сфере профессионального образования, а также социологическое исследование, проведенное Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в августе 2020 г. среди 903 выпускников образовательных организаций системы среднего профессионального образования, позволившее выявить основные мотивы выбора молодежью следующей ступени обучения.
Результаты исследования заключаются в выводах о том, что система среднего профессионального образования в настоящее время не готова к повышенному интересу со стороны молодежи. Рост контингента поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных кадров сдерживается ограниченными возможностями ресурсного обеспечения системы СПО, что вынуждает молодежь поступать в профессиональные образовательные организации на платной основе или выбирать для поступления другие регионы. Автором рассмотрены факторы, ограничивающие возможность системы СПО к тенденции роста численности желающих поступить в ПОО, и связанные с этим риски.
Заключение. Представленные в статье материалы могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оценки динамики показателей развития и оценки результативности системы среднего профессионального образования и образовательных организаций СПО.
Introduction. The relevance of the study of this problem is due to the increasing burden on the secondary vocational education system, namely the increasing number of graduates of 9th and 11th grades who choose this level of education after school. The purpose of the article was to study the problems, consequences and risks of the growth of enrollment in secondary vocational education system.
Methodology. The leading method of research was the analysis of statistical data in the field of vocational education, as well as a sociological study conducted by the Center for the Economics of Continuing Education of the RANEPA in August 2020 among 903 graduates of educational organizations of the secondary vocational education system, which revealed the main motives for young people to choose the next stage of education.
The Results of the study are the conclusions that the secondary vocational education system is not currently ready for increased interest on the part of young people. The growing number of middle-level and skilled personnel entering training programs is constrained by limited resources for secondary vocational education, which forces young
people to enter professional educational organizations on a paid basis or choose other regions for admission. The author considered the factors limiting the possibility of the secondary vocational education system to the tendency to increase the number of people wishing to enter professional educational organizations and the associated risks.
Conclusion. The materials presented in the article can be used by the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation to assess the dynamics of development indicators and evaluate the performance of the secondary vocational education system and educational organizations.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ресурсное обеспечение, качество образования, образовательная миграция, контингент поступающих.
Keywords: secondary vocational education, resource provision, quality of education, educational migration, enrolment.
Введение
В стране с каждым годом растет спрос на среднее профессиональное образование. Динамика прироста обучающихся в профессиональные образовательные организации наблюдается с 2014 г. Об этом в своих выступлениях говорил Д. Глушко [1]. Это также отмечено в ряде региональных изданий [2-6]. Действительно, расчетные показатели на основе статистических данных, представленных на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации, а именно: анализ статистических форм СПО-1 [7] за 2014-2020 гг. позволяет утверждать, что с 2014 г. спрос на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) неуклонно рос и в 2020 г. превысил количество желающих продолжить обучение в вузе (рис. 1).
Средний ежегодный прирост поступающих на ППССЗ составляет 5 %, поэтому можно говорить о том, что в ближайшие годы по программам подготовки СПО ожидается увеличение численности поступающих от 45 до 72 тыс. человек.
Снижение качества обучения школьников, связанное с переходом на дистанционные формы обучения в период пандемии [8], а также отмена ЕГЭ в 2020 и 2021 гг. для одиннадцатиклассников, не планирующих поступать в вузы [9], привела к еще большему притоку желающих обучаться в профессиональных образовательных организациях. Среднее профессиональное образование уже не является вариантом для троечников, конкурс в ПОО в 2020 г. вырос настолько, что
108%
104% 104%
1072,9
873,3'900,0
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
□ Прием, ВО ■ Прием, СПО (ППССЗ)
в Прирост контингента обучающихся по отношению к предыдущему году (ППССЗ), % Рис. 1. Динамика приема студентов по уровням профессионального образования, тыс. чел.
средний балл во многих образовательных организациях был не ниже 4,0 [10], а конкурс достигал 12 человек на место [11]. В настоящее время начинает формироваться категория родителей, считающих выбор СПО лучшим решением для их детей.
Прогнозируемый Росстатом рост численности молодежи в возрасте 15-18 лет к 2031 г. на 1,79 млн человек [12] даже при фиксированном проценте прироста поступивших в ОО СПО приведет к тому, что система не сможет выдержать дополнительную нагрузку.
Методология
В качестве основных методов исследования использовались метод анализа исходных статистических и полученных производных (расчетных) данных, метод сопоставительных исследований, метод сравнения и обобщения полученных результатов, а также количественный метод исследования - массовый социологический опрос выпускников системы СПО (были опрошены 903 респондента из Свердловской, Саратовской и Волгоградской областей, имеющих среднее профессиональное образование), направленный на выявление факторов влияния на образовательные траектории молодежи.
Источниками информации для расчета и анализа стали данные из форм статистического наблюдения:
- аналитические материалы ГИВЦ МИРЭА;
- данные государственных агрегаторов статистических данных, находящихся в открытом доступе.
Для наглядного представления полученные результаты отображались в виде таблиц и диаграмм (рис. 1-5).
Результаты
Перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование, по данным социологического исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, связано, с одной стороны, с ростом популярности среднего профессионального образования, а именно присоединением Российской Федерации в 2012 г. к международному движению WorldSkills и возможностью участвовать в международных соревнованиях, с другой - стагнацией реальных доходов россиян. Статистика показывает, что если с 2000 г. реальные доходы населения росли и находились на уровне примерно 10 % к предыдущему году, то с 2014 г. они стали падать, что тоже могло отразиться на отсутствии финансовой возможности семей для подготовки к поступлению и обучению ребенка в вузе. Молодежь, проживающая в семьях с невысоким доходом, сосредоточена в большей степени на получении материальной выгоды в ближайшем будущем, стимулом получения СПО для них становится стремление к быстрому трудоустройству и финансовой самостоятельности.
Социологический опрос выпускников профессиональных образовательных организаций показал, что большая часть молодежи проживала, по их мнению, в семьях с низким уровнем ресурсообеспечен-ности (66,1 % опрошенных). Под ресурсообеспеченно-стью в исследовании подразумевался интегральный показатель, включающий социальный статус и образование родителей, а также финансовое положение семей. К домохозяйствам с высоким уровнем обеспеченности себя отнесли только 3 % молодежи. Поэтому
140,0 120,0 100,0
80,0 60,0 59,5 66,9 72,6 75,7
40,0 36,4 38,5 39,0 39,2
20,0 0,0
40,3
II
42,5
1
38,4
45,7
II
1ЧИ11111
2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021
I I Подано заявлений на обучение (ППССЗ), % от выпуска 9-х классов текущего года
М■ Принято на ППССЗ, % от выпуска 9-х классов текущего года
^^^ Доля принятых после 9-го класса от численности подавших заявление (ППССЗ), %
Рис. 2. Динамика прироста контингента поступающих в ПОО после 9-го класса, % Источник: Министерство просвещения Российской Федерации
70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
92,3
51,6
59,5
53,4
50,9 73,0
61,6
72,5 70,7
38,6 38,7 36,0
36,7 38<6 38'7 36,0
иш
2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021
| I Подано заявлений на обучение (ППССЗ), % от выпуска 11-х классов текущего года
М■ Принято на ППССЗ, % от выпуска 11-х классов текущего года
^^^ Доля принятых после 11-го класса от численности подавших заявление (ППССЗ), %
Рис. 3. Динамика прироста контингента поступающих в ОО СПО после 11-го класса, % Источник: Министерство просвещения Российской Федерации
.48,
35,3
40,4
37,3
70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
основным мотивом перехода «школа - СПО» стало желание раньше начать работать (51,4 %), получить специальность, с которой легко найти работу (22.6 %) и недостаток денег для подготовки в вуз (24,7 %).
Негативные влияния пандемии продолжат тенденцию увеличения численности молодежи желающих обучаться в системе СПО, хотя уже сегодня можно видеть, что нагрузка на систему растет, и в этих усло-
виях сложно говорить о доступности среднего профессионального образования. Происходящие изменения, связанные с повышением у молодежи интереса к обучению в системе СПО по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), представлены на рисунках, показывающих динамику изменения контингента поступающих после 9-го (рис. 2) и 11-го классов (рис. 3).
Число поданных заявлений на ППССЗ выросло в 2021 г. практически в 2 раза по сравнению с 2014 г. для поступающих после 9-го класса и с 51,6 % до 92,3 % для поступающих после 11-го класса. Это говорит о том, что одиннадцатиклассники все больше склоняются к решению обучаться в ПОО. Об этом говорит и рост доли принятых выпускников 11-х классов на ППССЗ - если в 2014 г. их доля составляла 32,5 %, то в 2020 г. этот показатель уже был равен 37,3 %.
Важен факт того, что доля принятых выпускников 9-х и 11-х классов от общей численности, подавших заявление на ППССЗ, неуклонно падает, что говорит о недостаточном количестве контрольных цифр приема, утверждаемых региональными органами управления образованием. Расчетные показатели на основе статистической формы СПО-1 говорят о том, что за три года с 2018-го прием на программы подготовки специалистов среднего звена на договорной основе после 11-го класса вырос в 64 субъектах, а после 9-го - в 83 субъектах Российской Федерации [6; 8].
Система СПО сегодня не готова к возросшему потоку абитуриентов, нагрузка на систему слишком велика. Проблема усугубляется еще и тем, что в профессиональные образовательные организации испытывают дефицит кадров - в образовательных организациях остаются открытыми более 750 вакансий педагогов и 1286 вакансий мастеров производственного обучения [14]. Ограниченные возможности государственных образовательных организаций, реализующих программы СПО, уже приводят к тому, что наблюдается тенденция роста поступающих в негосударственные ОО СПО (рис. 4).
Необходимо сказать об обеспеченности образовательных организаций кадрами. Согласно статистиче-
ским данным 2021 г. на одного преподавателя в государственных образовательных организаций СПО приходится 22,5 обучающегося, а в негосударственных -на одного преподавателя приходится уже 40,9 обучающегося. Конечно, это не может не отразиться на качестве образования [8].
Дополнительная нагрузка на региональные системы среднего профессионального образования также приводит к росту образовательной миграции молодежи (рис. 5).
На примере Центрального федерального округа хорошо видна образовательная миграция молодежи в регионы, которые, по их мнению, являются привлекательными с точки зрения дальнейшего трудоустройства, а также наличия в ПОО региона набора по интересующей профессии/специальности и возможности поступить на бюджетной основе.
Заключение
Среднее профессиональное образование становится новым трендом, оставив позади по численности принятых в 2020 г. высшее образование. Уходить после 9-го класса из школы в систему СПО, а последние несколько лет и после 11-го класса становится нормой как для молодежи, так и для их родителей. Система среднего профобразования не готова к такому массированному и быстрому наращиванию контингента. Нехватка преподавателей и мастеров производственного обучения, не соответствующая материально-техническая база (только 34,2 % используемого в процессе обучения оборудования не старше 5 лет) [15], низкая заинтересованность предприятий готовых инвестировать в развитие материально-технической базы и повышение квалификации педагогов и мастеров производственного
2016 2017 2018 2019 2020
■ Доля принятых в государственные ОО, % □ Доля принятых в негосударственные ОО, %
Рис. 4. Динамика поступления в образовательные организации СПО по годам, %
Липецкая область г. Москва Костромская область Смоленская область Ярославская область Курская область Тульская область Орловская область Брянская область Ивановская область Рязанская область Воронежская область Тамбовская область Калужская область Тверская область Владимирская область Белгородская область Московская область
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 Рис. 5. Доля поступивших из других регионов в общем приеме в ПОО данного региона (на примере ЦФО), %
обучения не позволяет решить проблему доступности бесплатного среднего профессионального образования, и, как следствие, в ближайшие годы будет продолжать расти доля поступающих в негосударственные образовательные организации СПО, что связано с возможностью получить востребованную специальность в образовательной организации СПО за меньшие деньги, чем в вузе.
Тенденция роста численности контингента поступающих в профессиональные образовательные организации в настоящее время и ближайшем будущем требует от системы СПО ответа на новые вызовы, среди которых можно назвать ожидаемый рост численности молодежи в возрасте 15-18 лет, что приведет к росту численности обучающихся и увеличению нагрузки на всю образовательную инфраструктуру даже при сохранении тенденции приема в образовательные организации СПО. В условиях ограниченности ресурсов региональным системам СПО очень сложно поддерживать необходимый уровень качества подготовки кадров.
Литература
1. Дмитрий Глушко: «Мы наблюдаем устойчивый спрос на программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/ dmitrii-glushko-my-nabliudaem-ustoichivyi-spros-na-programmy-srednego-professionalnogo-obrazovaniia (дата обращения: 12.05.2021).
2. В пользу навыков: у молодежи растет спрос на профессиональное образование [Электронный ресурс]. URL: https:// iz.ru/1068699/marta-litvinova/v-polzu-navykov-u-molodezhi-rastet-spros-na-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения: 14.05.2021).
3. Фрумгарц А. Порядка 60 % выпускников девятых классов поступают в колледжи и техникумы [Электронный ресурс]. URL: https://vesti-omsk.ru/news/education/ porjadka-60-vypusknikov-devjatyh-klassov-postupajut-v-kolledzhi-i-tehnikumy/ (дата обращения: 14.05.2021).
4. 51 процент выпускников девятых классов уходит в колледжи и техникумы [Электронный ресурс]. URL: https://mgazeta. com/articles/vazhno/2017-07-11/51-protsent-vypusknikov-devyatyh-klassov-uhodit-v-kolledzhi-i-tehnikumy-1039816 (дата обращения: 10.06.2021).
5. Седова А. В 2018 году число ушедших в колледжи 9-класс-ников впервые превысило 50 % [Электронный ресурс]. URL: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20181207-v-2018-godu-chislo-ushedshih-v-kolledzhi-9-klassnikov-vpervye-prevysilo-50 (дата обращения: 10.06.2021).
6. Сводная форма ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 15.04.2021).
7. Из-за COVID-19 поступать в вузы в 2021 году намерены гораздо меньше выпускников школ [Электронный ресурс]. URL: https://1line.info/news/social/obrazovanie/ iz-za-covid-19-postupat-v-vuzy-v-2021 -godu-namereny-gorazdo-menshe-vypusknikov-shkol.html (дата обращения: 10.06.2021).
8. Сводная форма СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://edu. gov.ru/activity/statistics/ (дата обращения: 14.04.2021).
9. Потери в обучении из-за пандемии covid-19: прогнозирование и поиск способов компенсации / Р. С. Звягинцев, Ю. Д. Керша, С. Г Косарецкий, И. Д. Фрумин [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/sao_lost.
10. Объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ press/3285/obyavleny-izmeneniya-poryadka-provedeniya-ege-i-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-vypusknikov-9-i-11-klassov-v-2021-godu/ (дата обращения: 16.04.2021).
11. Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=spo (дата обращения: 06.04.2021).
12. Власти Петербурга анонсировали создание уникального «суперколледжа» [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/spb_sz/10/07/2021/60e3f6139a79477c3405ab82.
13. Демография [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/12781 (дата обращения: 06.04.2021).
14. Работа в Москве, поиск персонала и публикация вакансий [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru (дата обращения: 07.07.2021).
15. Сводная форма СПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (дата обращения: 06.05.2021).
References
1. DmitrijGlushko: «My nablyudaem ustojchivyjspros na pro-grammy srednego professional'nogo obrazovaniya» [Dmitry Glushko: "We see a steady demand for secondary vocational education programs"]. Available at: https://vestnik.edu.ru/ main-topic/dmitrii-glushko-my-nabliudaem-ustoichivyi-spros-na-programmy-srednego-professionalnogo-obrazovaniia (accessed 12.05.2021). (In Russian).
2. V pol'zu navykov: u molodezhi rastet spros na professional'noe obrazovanie [In favor of skills: the demand for vocational education is growing among young people]. Available at: https:// iz.ru/1068699/marta-litvinova/v-polzu-navykov-u-molodezhi-rastet-spros-na-professionalnoe-obrazovanie (accessed 14.05.2021). (In Russian).
3. Frumgarz A. Poryadka 60 % vypusknikov devyatyh klassov postupayut v kolledzhi i tekhnikumy [About 60 % of ninth-grade graduates enter colleges and technical colleges]. Available at: https://vesti-omsk.ru/news/education/porjadka-60-vypusknikov-devjatyh-klassov-postupajut-v-kolledzhi-i-tehnikumy/ (accessed 14.05.2021). (In Russian).
4. 51 procent vypusknikov devyatyh klassov uhodit v kolledzhi i tekhnikumy [51 percent of ninth-grade graduates go to colleges and technical colleges]. Available at: https://mgazeta.com/arti-cles/vazhno/2017-07-11/51-protsent-vypusknikov-devyatyh-klassov-uhodit-v-kolledzhi-i-tehnikumy-1039816 (accessed 10.06.2021). (In Russian).
5. Sedova A. V 2018 godu chislo ushedshih v kolledzhi 9-klass-nikov vpervye prevysilo 50 % [In 2018, the number of 9th graders leaving for colleges for the first time exceeded 50 %]. Available at: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20181207-v-2018-godu-
chislo-ushedshih-v-kolledzhi-9-klassnikov-vpervye-prevysilo-50 (accessed 10.06.2021). (In Russian).
6. Svodnaya forma OO-1 «Svedeniya ob organizacii, osushchest-vlyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya» [Summary form GS-1 «Information about the organization carrying out educational activities according to educational programs of primary general, basic general, secondary general education"]. Available at: https://edu.gov. ru/activity/statistics/ (accessed 15.04.2021). (In Russian).
7. Iz-za COVID-19 postupat' v vuzy v 2021 godu namereny gorazdo men'she vypusknikov shkol [Much fewer school graduates intend to enter the universities in 2021 because of COVID-19]. Available at: https://1line.info/news/social/obrazovanie/iz-za-covid-19-postupat-v-vuzy-v-2021 -godu-namereny-gorazdo-menshe-vypusknikov-shkol.html (accessed 10.06.2021). (In Russian).
8. Svodnaya forma SPO-1 «Svedeniya ob obrazovatel'noj organi-zacii, osushchestvlyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya» [Consolidated form SPO-1 «Information about the educational organization carrying out educational activities according to educational programs of secondary vocational education»]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (accessed 14.04.2021). (In Russian).
9. Zvyagintsev R. S., Kersha Yu. D., Kosaretskii S. G., Fru-min I. D. Poteri v obuchenii iz-za pandemii covid-19: prognozi-rovanie i poisk sposobov kompensacii [Losses in education due to the covid-19 pandemic: forecasting and finding ways to compensate]. Available at: https://ioe.hse.ru/sao_lost. (In Russian).
10. Ob"yavleny izmeneniya poryadka provedeniya EGE i gosudarst-vennoj itogovoj attestacii vypusknikov 9-h i 11-h klassov v 2021 godu [Changes in the order of USE and state final attestation of graduates of 9th and 11th classes in 2021 were announced]. Available at: https://edu.gov.ru/press/3285/obyavleny-izmeneniya-poryadka-provedeniya-ege-i-gosudarstvennoy-itogovoy-attestacii-vypusknikov-9-i-11 -klassov-v-2021 -godu/ (accessed 16.04.2021). (In Russian).
11. Informacionnyj byulleten' o rezul'tatah monitoringa kachestva podgotovki kadrov, 2019 [Newsletter on the results of monitoring of the quality of training, 2019]. Available at: http://indicators.mic-cedu.ru/monitoring/?m=spo (accessed 06.04.2021). (In Russian).
12. Vlasti Peterburga anonsirovali sozdanie unikal'nogo «super-kolledzha» [The authorities of St. Petersburg announced the creation of a unique "super-college"]. Available at: https:// www.rbc.ru/spb_sz/10/07/2021/60e3f6139a79477c3405ab82. (In Russian).
13. Demografiya [Demographics]. Available at: https://rosstat.gov. ru/folder/12781 (accessed 06.04.2021). (In Russian).
14. Rabota v Moskve, poisk personala i publikaciya vakansij [Work in Moscow, personnel search and publication of vacancies]. Available at: https://hh.ru (accessed 07.07.2021). (In Russian).
15. Svodnaya forma SPO-2 «Svedeniya o material'no-tekhnicheskoj i informacionnoj baze, finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti professional'noj obrazovatel'noj organizacii» [Consolidated Form SPO-2 «Information about Material and Technical and Information Base, Financial and Economic Activity of Professional Educational Organization»]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (accessed 06.05.2021). (In Russian).