Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 50-57. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 2 (220), pp. 50-57.
УДК 377.1 +37.04
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анастасия Евгеньевна Метлина
Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, М[email protected]
Аннотация
Введение. Вопросы совершенствования подходов и принципов обучения в целях повышения его продуктивности; развития компетенций, а также адаптивных и коммуникативных способностей обучающихся системы среднего профессионального образования, что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда; разработки мероприятий по решению проблем занятости молодых специалистов являются актуальными для системы государственного и муниципального управления в области образования и смежных вопросов в сфере занятости.
В целях повышения эффективности образовательного процесса обучение должно быть осознанным. Внедрение в образовательный процесс модели тьюторского сопровождения решит задачу научить учиться. Обучаемый становится самостоятельным, с правильной жизненной позицией и навыком самоорганизации. Тьютор выполняет роль консультанта, педагога, психолога, координатора.
Цель - обосновать эффективность применения в образовательном процессе системы среднего профессионального образования модели тьюторского сопровождения обучающихся.
Материал и методы. В статье использованы данные выборочного федерального статистического наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Результаты опроса студентов, выпускных групп учреждения среднего профессионального образования. Использованы теоретические методы исследования; эмпирические методы: анализ и беседа.
Результаты и обсуждение. Современный мир - это среда глобальной неустойчивости и динамичных изменений во всех сферах. Поэтому потенциальные работодатели высоко ценят не только профессиональные качества своих работников, но и социально-психологические качества (softskills): коммуникативные, лидерские, командные, предпринимательские навыки. Работодатели отмечают недостаток softskills-компетенций у выпускников образовательных учреждений: слабая мотивация и несоответствие личностных качеств (самоорганизации, мотивации, инициативности, ответственности, стремления обучаться).
В числе наиболее значимых характеристик выпускники системы среднего профессионального образования назвали мотивацию; опыт; общее впечатление; профессиональные компетенции; способность обучаться; IT-компетентно сть.
По результатам самоанализа, они также склонны были дать невысокую оценку уровню их развития. И высказывали мнение о необходимости в процессе обучения уделять больше внимания развитию личностных компетенций, умений и навыков, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда, таких как коммуникабельность, маркетинг личности, тайм-менеджмент и т. д.
В целях решения базовой задачи среднего профессионального образования: интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования - рассматривается целесообразность внедрения в образовательный процесс тьютор-ского сопровождения.
Тьютор выполняет роль консультанта, педагога, психолога, координатора. На основе индивидуальных образовательных маршрутов тьютор добивается становления гармоничной, социально ответственной личности, ориентированной на саморазвитие и самореализацию.
В модели тьюторского сопровождения обучение строится с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, что позволяет максимально раскрыть его потенциал.
Основным результатом исследования стала разработка модели тьюторского сопровождения обучающихся системы среднего профессионального образования.
Заключение. Модель тьюторского сопровождения следует отнести к одной из самых перспективных.
Во-первых, тьютор - это психолог, помогающий обучающемуся понять его внутренние проблемы, мотивы, желания, способности; понять ресурсы и ограничения. Достичь баланса желаний и возможностей.
Во-вторых, тьютор как педагог обучает (формирует способность) самостоятельности: ставить цели и задачи; определять возможности и ресурсы; развивает способность к действию и готовность нести ответственность за принятые решения.
© А. Е. Метлина, 2022
Третий важнейший компонент: тьютор - это воспитатель, который выстраивает правильное отношение к окружающему миру и себе; способствует сохранению национальной идентичности, формирует бережное отношение к родному языку, культуре и патриотизм.
Четвертый вектор работы тьютора - профориентационная работа. Разработка и движение по индивидуальной траектории обучения требует от тьютора компетентности в области профессиональной подготовки его подопечного.
Ключевые слова: softskills - надпрофессиональные компетенции, конкурентоспособность выпускника на рынке труда, тьютор, тьюторское сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, воспитательная функция, индивидуальный образовательный маршрут, мотивация обучаемого
Для цитирования: Метлина А. Е. Модель тьюторского сопровождения в повышении продуктивности образовательного процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 50-57. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
MODEL OF TUTORIAL SUPPORT IN INCREASING THE PRODUCTIVITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Anastasiya E. Metlina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract
Introduction. In order to increase the effectiveness of the educational process, learning should be deliberate.
The introduction of the model of tutor support into the educational process will solve the problem: to teach to learn. The learner becomes independent, with the correct attitude in life and the skill of self-organization.
The tutor plays the role of a consultant, teacher, psychologist, coordinator.
Aim and objectives. To substantiate the effectiveness of using the model of tutor support for students in the educational process of the secondary vocational education system.
Material and methods. The article uses the data of the selective federal statistical observation of the employment of graduates who have received secondary vocational and higher education.
A survey of students, graduating groups of the institution of secondary vocational education.
Theoretical research methods were used; empirical methods: analysis and conversation.
Results and discussion. The modern world is an environment of global instability and dynamic changes in all spheres. Therefore, potential employers highly value not only the professional qualities of their employees, but also social and psychological qualities (Softskills): communication, leadership, team, entrepreneurial skills.
Employers note the lack of Softskills competencies among graduates of educational institutions: weak motivation and inconsistency of personal qualities (self-organization, motivation, initiative, responsibility, desire to learn)
Among the most significant characteristics, graduates of the secondary vocational education system named: motivation; experience; general impression; professional competencies; ability to learn; IT-competence.
According to the results of introspection, they also tended to give a low assessment of their level of development. And they expressed an opinion about the need to pay more attention to the development of personal competencies in the learning process; skills that will allow them to be competitive in the labor market, such as communication skills, personality marketing, time management, etc.
In order to solve the basic problem of secondary vocational education: the intellectual, cultural and professional development of a person and the training of qualified workers or employees and mid-level specialists in all main areas of socially useful activity in accordance with the needs of society and the state, as well as meeting the needs of the individual in deepening and expanding education. The feasibility of introducing tutor support into the educational process is considered.
The tutor plays the role of a consultant, teacher, psychologist, coordinator. On the basis of individual educational routes, the tutor achieves the formation of a harmonious, socially responsible personality of the student, focused on self-development and self-realization.
In the model of tutor support, training is built taking into account the individual characteristics of each student, which allows him to maximize his potential.
Conclusion. The model of tutor support should be considered one of the most promising.
First, a tutor is a psychologist who helps a student to understand his inner problems, motives, desires, abilities; understand resources and limitations. Achieve a balance of desires and possibilities.
Secondly, a tutor as a teacher teaches (forms the ability) independence: to set goals and objectives; identify opportunities and resources; develops the ability to act and the willingness to take responsibility for the decisions made.
The third most important component: a tutor is an educator who builds the correct attitude to the world around him and himself; preservation of national identity, respect for the native language, culture and patriotism.
The fourth vector of a tutor's work is career guidance work. The development and movement along an individual learning path requires the tutor to be competent in the field of professional training of his ward.
Keywords: Softskills - over-professional competencies, graduate competitiveness in the labor market, tutor, tutor support, psychological and pedagogical support, educational function, individual educational route, student motivation
For citation: Metlina A. E. Model' t'yutorskogo soprovozhdeniya v povyshenii produktivnosti obrazovatel'nogo protsessa [Model of Tutorial Support in Increasing the Productivity of the Educational Process]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2022, vol. 2 (220), pp. 50-57 (In Russ.). https:// doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
Введение
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [1].
Современное обучение в системе среднего профессионального образования (СПО) ориентировано на формирование конкурентоспособного выпускника [2, 3]. «Модель выпускника среднего профессионального образования» включает важнейшие личностные характеристики, профессиональные, общепрофессиональные и общие компетенции [4-6]. Выпускник должен быть самостоятельным и быть профессионалом:
- способен осуществлять поиск работы;
- вести эффективную коммуникацию по трудоустройству;
- готов к выполнению профессиональной деятельности;
- создает условия и реализует личные интересы;
- определяет возможности и развивает внутренний потенциал.
Необходимо научить обучающегося сочетать мотивационный, интеллектуальный и деятельност-ный компоненты. Тьютор - это специалист, который инициирует обучение через личностные интересы обучаемого [7-9].
В теории и практике тьюторство рассматривается применительно к общему образованию, инклюзивному образованию либо системе дополнительного образования детей.
В статье рассматривается целесообразность организации образовательного процесса с участием тьютора в системе среднего профессионального образования.
Цель — на основе выявления требований работодателей, оценки требований к подготовке выпускников системы среднего профессионального образования, исследований ожиданий и запросов обучающихся системы среднего профессионального образования, анализа программ и мер поддержки выпускников системы среднего профессионального образования на рынке труда обосновать эффективность применения в образовательном процессе системы среднего профессионального образования модели тьюторского сопровождения обучающихся.
Материал и методы
В статье использованы данные выборочного федерального статистического наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Исследование содержит: значение показателей по трудоустройству данной категории; сведения о проблемах при трудоустройстве.
Опрос студентов, выпускных групп учреждения среднего профессионального образования, нацеленный на исследование их знания о требованиях потенциальных работодателей при приеме на работу молодых специалистов - выпускников СПО.
Исследование выполнено на основе изучения и анализа литературы по вопросам:
- требования к организации образовательного процесса (федеральный государственный образовательный стандарт);
- меры государственной поддержки выпускников системы среднего профессионального образования;
- социально-возрастные особенности, психосоциальные характеристики обучающихся системы среднего профессионального образования;
- конкурентоспособность выпускников системы среднего профессионального образования;
- компетенции и модели выпускника системы среднего профессионального образования;
- тьюторство и наставничество.
Анализ статистических данных:
- количество трудоустроенных выпускников среднего профессионального образования сразу после окончания обучения;
- ожидаемый период трудоустройства после окончания учреждений среднего профессионального образования;
- способы поиска работы выпускниками учреждений среднего профессионального образования;
- соответствие трудоустройства полученному образованию (соответствие профилей);
- оценка проблем трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования.
Анализ и интерпретации мнений респондентов (обучающихся учреждений среднего профессионального образования) по вопросам:
- оценка перспектив трудоустройства;
- требования работодателей;
- оценка качества профориентационной работы образовательного учреждения;
- отношение к тьюторскому сопровождению в процессе обучения и оценка тьюторской модели.
Результаты и обсуждение
Согласно ряду исследований [10-13] в области актуальных вопросов трудоустройства, работодатели оценивают потенциального претендента по его профессиональным компетенциям и не меньшее внимание в современном мире уделяется над-профессиональным компетенциям (softskills). Soft-skills - социально-психологические качества, такие как коммуникативные, лидерские, командные, предпринимательские и прочие навыки, которые позволяют создавать индивиду его личную конкурентоспособность. В числе высоко оцениваемых качеств выделяют:
- самостоятельность;
- креативность;
- инициативность и творчество;
- мобильность.
При этом работодатели отмечают недостаток надпрофессиональных компетенций у выпускников образовательных учреждений [14]. Что в сумме с отсутствием практического опыта делает данную социальную группу весьма уязвимой на рынке труда.
Аналогичные оценки и ожидания относительно перспектив трудоустройства выявлены у обучающихся выпускных курсов системы среднего профессионального обучения [15, с. 36-40].
Вопрос «Насколько Вы довольны выбором специальности своей будущей профессиональной деятельности?» (рис. 1) большинство оценили нейтрально. 32 % опрошенных готовы сменить об-
ласть профессиональной деятельности, остальные подтвердили правильность сделанного выбора.
Рис. 1. Как Вы оцениваете правильность выбора специальности своей профессиональной деятельности по шкале от 1 до 10 баллов?
Можно сделать вывод о том, что обучающиеся осведомлены о характере трудовых функций и набор трудовых действий, присущий выбранной специальности, в целом устраивает.
Планируют сразу после выпуска трудоустроиться 32 %; остальные ощущают определенные сложности поиска рабочего места и последующего трудоустройства.
При этом в числе наиболее значимых проблем трудоустройства выпускники на первое место поставили отсутствие опыта; затем - слабую мотивацию и несоответствие личностных качеств.
По мнению выпускников системы среднего профессионального образования, в числе наиболее значимых параметров конкурсного отбора находятся (рис. 2):
- мотивация;
- опыт;
- общее впечатление;
- профессиональные компетенции;
- способность обучаться;
- 1Т-компетентность.
Количество обучающихся
Рис. 2. Как Вы считаете, что является наиболее значимым для работодателя при приеме на работу выпускников?
На основе результатов опроса, проведенного среди обучающихся учреждения среднего профессионального образования, можно сделать вывод о том, что перспективы трудоустройства и возникающие при этом проблемы во многом обусловлены слабым развитием у обучающихся способности быть успешными.
Выпускники не только осознают слабость собственной позиции на рынке труда, но и ощущают необходимость развития надпрофессиональных (личностных) компетенций и готовы работать над развитием своих способностей.
В образовательном процессе требуется обязательное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Тьютор - педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов (проектов).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [16], основная трудовая функция тьютора: выявлять индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения обучающихся в образовательном процессе. Для каждого обучающегося тьютор разрабатывает его индивидуальный образовательный маршрут и выполняет последующее сопровождение в целях достижения «идеального портрета выпускника», а именно гармоничной, социально ответственной личности, ориентированной на саморазвитие и самореализацию.
Модель тьюторского сопровождения была выбрана как наиболее эффективная, адаптирована и предложена к внедрению в образовательный процесс учреждений системы среднего профессионального образования.
Оценку восприятия тьюторского сопровождения в процессе обучения выпускниками учреждения среднего профессионального образования выполнила С. А. Шалунова в рамках исследования и написания магистерской диссертации [15, с. 46].
По результатам опроса (рис. 3), 80 % высказали мнение о целесообразности применения модели тьюторского сопровождения и реализации индивидуальной образовательной траектории.
образовательной траектории ™ Нет, меня устраивала модель, по которой я обучался в техникуме
Рис. 3. Отношение студентов к модели тьюторского сопровождения
Это должно способствовать правильной профессиональной ориентации и успешности трудоустройства.
Заключение
Основной контингент учреждений системы среднего профессионального образования - обучающиеся в возрасте 15-20 лет. Это период активного становления личности и формирования психоэмоциональной сферы, включения в социальную систему.
Специфика психоэмоциональных и поведенческих характеристик данного возрастного периода:
во-первых, стремление к самостоятельности, сопряженной с неготовностью принятия решений и ответственности;
во-вторых, стремление к личностному проявлению и общественному вниманию в условиях противоречивости мотивов и несформированности ценностных ориентиров;
в-третьих, желание избежать неудачи сдерживает их творческую активность;
в-четвертых, стремление к независимости нередко проявляется в сочетании с ведомостью.
Человек в 15-20 лет активный, стремится к самостоятельности, индивидуальности, равноправным отношениям, социальной значимости и независимости. Это период активного физиологического, эмоционального и интеллектуального развития. Выстраиваются планы на будущее, в том числе и в профессиональной сфере.
Планы и видение перспектив еще не становятся фактором успеха. Возникают трудности в определении приоритетов, эффективной организации и коммуникации. А осознание наличия подобных сдерживающих факторов вызывает желание научиться и снять барьеры своих возможностей.
Молодые люди склонны воспринимать необходимость развития личностных качеств как нужный и важный элемент своего обучения. По завершении своего обучения выпускник рассчитывает обладать всеми необходимыми в трудоустройстве качествами [15, с. 47].
Обращение к опыту эксперта объективно и имеет строгий рациональный расчет - обучиться наиболее успешным стратегиям и практикам личного поведения во всех (и прежде всего профессиональной) сферах жизнедеятельности человека. Экспертом в образовательном процессе выступает тьютор: профессионал, советник, эксперт, психолог, учитель, наставник, друг, посредник, координатор, методист.
Модель тьюторского сопровождения следует отнести к одной из самых перспективных.
Во-первых, тьютор - это психолог, помогающий обучающемуся понять его внутренние проблемы,
мотивы, желания, способности; понять ресурсы и ограничения. Достичь баланса желаний и возможностей.
Во-вторых, тьютор как педагог обучает (формирует способность) самостоятельности: ставить цели и задачи; определять возможности и ресурсы; развивает способность к действию и готовность нести ответственность за принятые решения.
Третий важнейший компонент: тьютор - это воспитатель, который выстраивает правильное отношение к окружающему миру и к себе; сохранение национальной идентичности, бережное отношение к родному языку, культуре и развивает патриотизм.
Четвертый вектор работы тьютора - профори-ентационная работа. Разработка и движение по индивидуальной траектории обучения требуют от тьютора компетентности в области профессиональной подготовки его подопечного.
В модели тьюторского сопровождения обучение строится с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Образовательный процесс строится на основе личных интересов (потребности, мотивы) обучаемого.
Основная задача - раскрыть потенциал обучающегося во всех образовательных областях: исследовательской деятельности, командной работы, профессиональной компетентности и т. д.
Важнейшим этапом в образовательном процессе становится рефлексия. Осознанное восприятие всех этапов образовательного процесса: начиная от постановки целей и задач, выбора ресурсов и средств решения задач и завершая оценкой и анализом достигнутого результата.
Обучающийся развивает навык достижения планируемого результата: проявляет самостоятельность, действует в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов, а также проявляет навык успешной коммуникации.
Список источников
1. Федеральный закон об образовании. № 273 от 29.12.2012. Ст. 68. Среднее профессиональное образование. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.07.2021).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы». URL: http:// government.ru/docs/17088/ (дата обращения: 10.07.2021).
3. Центр содействия трудоустройства выпускников. URL: https://www.tomintech.ru/lyceum/index. php?rm=news&action=viewArt&cat_id=364&PHPSESSID=90b93b4ce42eabb34a00025418bbb605 (дата обращения: 10.07.2021).
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/concept_fgos_spo_4_01_04_15.pdf (дата обращения: 06.07.2021)
5. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года. URL: https://edu.gov. ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 10.07.2021).
6. ФГОС СПО. Список федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования. URL: http://spo-edu.ru/spo (дата обращения: 06.07.2021).
7. Азарова Е. А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230-234.
8. Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара. М.: АП - КиППРО, 2019.
9. Фролова В. С. Тьюторское сопровождение как технология образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2436-2440. URL: http://e-koncept.ru/2017/970814.htm (дата обращения: 14.07.2021).
10. Выборочное обследование рабочей силы 2016-2020 гг. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 16.06.2021).
11. Выборочное федеральное статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 06.06.2021).
12. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. Ф. Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Высшая школа экономики, 2019. 271 с.
13. Макарова О. А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/16(40)/makarova_16_40_427_432.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
14. Гаджиев Г М., Рамазанов С. А., Маитханова К. Д. Трудоустройство выпускников как показатель эффективности образовательной среды // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (30). С. 57-64.
15. Шалунова С. А. Оценка уровня и проблем трудоустройства выпускников экономических специальностей системы среднего профессионального образования. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) // Томск: ТГПУ, 2021. 66 с.
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 02.07.2021).
References
1. Federal'nyy Zakon ob obrazovanii. № 273 ot 29.12.2012. St. 68. Sredneyeprofessional'noye obrazovaniye [Federal Law on Education. No. 273 dated December 29, 2012. Art. 68. Secondary vocational education] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 2 July 2021).
2. Rasporyazheniye Pravitel 'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 marta 2015 goda № 349-r "Ob utverzhdenii kompleksa mer, napravlen-nykh na sovershenstvovaniye sistemy srednegoprofessional'nogo obrazovaniya na 2015-2020 gody" [Order of the Government of the Russian Federation of Labor of March 3, 2015 No. 349-r "On approval of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education for 2015-2020"] (in Russian). URL: http://government.ru/docs/17088/ (accessed 10 July 2021).
3. Tsentr sodeystviya trudoustroystva vypusknikov [Center for Assistance to Employment of Graduates] (in Russian). URL: https:// www.tomintech.ru/lyceum/index.php?rm=news&action=viewArt&cat_id=364&PHPSESSID=90b93b4ce42eabb34a00025418b bb605 (accessed 10 July 2021).
4. Kontseptsiya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov srednego professional'nogo obrazovaniya chetvertogo pokoleniya [The concept of federal state educational standards of secondary professional education of the fourth generation] (in Russian). URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/fgos_spo/spo/concept (accessed 6 July 2021).
5. Minprosveshcheniya Rossii predstavilo Strategiyu razvitiya srednego profobrazovaniya do 2030 goda. Ministerstvo prosve-shcheniya Rossii [The Ministry of Education of Russia presented the Strategy for the development of secondary vocational education until 2030. Ministry of Education of Russia] (in Russian). URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (accessed 10 July 2021).
6. FGOS SPO. Spisok Federal'nykh uchebno-metodicheskikh ob"yedineniy v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [FSES SPO. List of Federal educational and methodological associations in the system of secondary vocational education] (in Russian). URL: http://spo-edu.ru/spo (accessed 06 July 2021).
7. Azarova Ye. A. K voprosu o t'yutorskoy praktike v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [On the issue of tutoring practice in the modern educational space]. Prepodavatel'vysshey shkoly XXI veke: trudy 8y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy in-ternet-konferentsii. Sbornik 8. Chats'2 [Higher school teacher in the 21st century: tr. 8th Int. scientific-practical. internet conference. Sat. 8. Part 2]. Rostov-on-Don, 2010. P. 230-234 (in Russian).
8. Dolgova L. M. Normativno-pravovoye oformleniye deyatel'nosti t'yutora v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Regulatory and legal formalization of a tutor's activity in an educational institution]. Organizatsiya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhaniye, normirovaniya i standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vserossiyskogo nauchnogo-meto-dicheskogo seminara [Organization of tutor support in an educational institution: content, regulation and standardization of a tutor's activity: Materials of the All-Russian scientific and methodological seminar]. Moscow, AP-KiPPRO Publ., 2019 (in Russian).
9. Frolova V. S. T'yutorskoye soprovozhdeniye kak tekhnologiya obrazovatel'noy deyatel'nosti [Tutor support as a technology of educational activity]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" - Scientific-methodical electronic journal "Concept", 2017, vol. 39, pp. 2436-2440 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2017/970814.htm (accessed 14 July 2021).
10. Vyborochnoye obsledovaniye rabochey sily 2016-2020 gg. [Sample Labor Force Survey 2016-2020]. Rosstat (in Russian). URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (accessed 16 June 2021).
11. Vyborochnoye federal'noye statisticheskoye nablyudeniye trudoustroystva vypusknikov, poluchivshikh sredneye professional'noye i vyssheye obrazovaniye [Selective federal statistical observation of the employment of graduates who have received secondary vocational and higher education. Federal State Statistics Service, 2016 (in Russian). URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/trud/itog_trudoustr/ index.html (accessed 6 June 2021).
12. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abankina I. V. Molodyye professionaly dlya novoy ekonomiki: sredneye professional'noye obrazovaniye v Rossii [Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia]. Ed. F. F. Dudyreva, I. D. Frumin; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. 271 p. (in Russian).
13. Makarova O. A. Model'i diagnostika konkurentosposobnykh kachestv vypusknika sredney shkoly sprofil'nym obucheniyem [Model and diagnostics of competitive qualities of a secondary school graduate with profile training] (in Russian). URL: https: //lib. herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/16_404_40427.pdf (accessed 10 July 2021).
14. Gadzhiyev G. M., Ramazanov S. A., Maitkhanova K. D. Trudoustroystvo vypusknikov kakpokazatel'effektivnosti obrazovatel'-noy sredy [Employment of graduates as an indicator of the effectiveness of the educational environment]. Izvestiya DGPU, 2015, no. 1 (30), pp. 57-64 (in Russian).
15. Shalunova S. A. Otsenka urovnya i problem trudoustroystva vypusknikov ekonomicheskikh spetsial'nostey sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota (magisterskaya dissertatsiya) [Assessment of the level and problems of employment of graduates of economic specialties of the system of secondary vocational education. Final qualification work (master's thesis)]. Tomsk, TSPU Publ., 2021. 66 p. (in Russian).
16. PrikazMinisterstva truda i sotsial'noy zashchity RFot 10yanvarya 2017g. № 10n "Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of January 10, 2017 No. 10n "On the approval of the professional standard "Specialist in the field of education"] (in Russian). URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630 / (accessed 2 July 2021).
Информация об авторах
А. Е. Метлина, кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).
Information about the authors
A. E. Metlina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Статья поступила в редакцию 30.07.2021; принята к публикации 05.02.2022 The article was submitted 30.07.2021; accepted for publication 05.02.2022