Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности'

Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / SAFETY CULTURE OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бовкун О. А., Комарова Э. П.

В статье рассматриваются основные направления федерального образовательного стандарта в области безопасности жизнедеятельности, выделяются ключевые аспекты культуры безопасности жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERALSTATEEDUCATIONALSTANDARD - THELANDMARKOFTHEEDUCATIONALPROCESS ON THE BASICS OF LIFE SAFETY

The paper discusses the main directions of the federal educational standards in the area of life safety, highlights key aspects of the culture of safety

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности»

УДК 371 (075)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - ОРИЕНТИР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Бовкун, Э.П. Комарова

В статье рассматриваются основные направления федерального образовательного стандарта в области безопасности жизнедеятельности, выделяются ключевые аспекты культуры безопасности жизнедеятельности

Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт, культура безопасности жизнедеятельности

В настоящее время произошли существенные изменения в содержании основ безопасности жизнедеятельности школьников соотнесенные с принципами культуросообразности и природосообразности. В связи с этим был введен федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, чтобы обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в образовательных учреждениях разного типа. Несмотря на то, что федеральный образовательный стандарт является важным ориентиром в подготовке школьников по основам безопасности жизнедеятельности он не должен привести к строгой унификации и зарегламентированности этих процессов, так как от этого может пострадать индивидуальность обучающегося и творчество учителя.

Современная образовательная парадигма поставила в центр образовательной системы личность школьника, его развитие, а деятельностная компонента занимает в ней центральное место. Естественно, для того чтобы выпускник школьного образовательного учреждения смог себя реализовать в дальнейшем и был востребован в новом строящемся российском

обществе, ему необходимо овладеть способами познания, т. е. его следует научить познавать, научить учиться. Поэтому при сохранении определенной преемственности с традиционной моделью обучения ведущее место начинает занимать проблема, связанная с овладением обучающимися способами учебно-познавательной деятельности. Одной из задач является

формировать у обучающихся познавательную компетенцию, которая во многих своих параметрах соотносима с основами безопасности жизнедеятельности и коррелирует с достижением обучающимися метапредметных результатов и

овладением универсальными учебными действиями в процессе освоения содержания основ

безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому

Бовкун Ольга Александровна - ВГТУ, аспирант, e-mail: bovkun.olg@yandex.ru

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: vivtkmk@mail.ru

требуются новые формы и методы обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные «с раскрытием способностей каждого ученика, воспитанием порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Среди основных направлений

модернизации современного образования следует выделить:

• совершенствование системы и

повышение качества профессионального образования педагогов;

• использование в школьной практике здоровьесберегающих технологий;

• развитие системы поддержки и

выявления талантливых детей.[1]

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и

государства. [2]

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».[3]

Безопасность жизнедеятельности - одна из главных проблем человеческого существования от начала зарождения цивилизации и до наших времен. Однако как наука безопасность жизнедеятельности оформилась сравнительно недавно, в конце

ХХстолетия. Связано это: а) со все

увеличивающимися темпами роста

индустриализации; б) необходимостью защиты не столько от непредсказуемой природы, сколько от последствий собственно человеческих открытий и изобретений; в) с психологическими проблемами, когда практически полностью исключен адаптационный период к изменениям среды обитания: имеют место частые и разрушительные природные, техногенные, антропогенные катастрофы; наводнения, землетрясения, цунами, аварии в промышленности, а так же: теракты, смена идеологии целых государств, девальвация и модификация общечеловеческих ценностей.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для:

• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

• приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

• формирования у учащихся

антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков [4,5].

Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» констатировал, что «первым государственным благом» является безопасность его граждан. Статья 1 закона РФ «о безопасности определяет безопасность, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Стремительное развитие цивилизации вносит свои коррективы в понимание безопасности жизнедеятельности. В начале XXI века безопасность личности рассматривалась как как: гарантированная безопасность всего народа, достигнутая в результате развития государства; безопасность каждого человека в своем доме и на своем рабочем; защиту от конфликтов между национальностями и народами. Поэтому введение в учебный процесс курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для

общеобразовательных учреждений и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для средних и высших учебных заведений продиктовано самой жизнью.

В современном обществе необходимо обучать выживанию со школьной скамьи. Почти 20 лет пропагандируют на всех уровнях высокую социальную значимость и крайнюю необходимость преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в средних

общеобразовательных школах и рассматривать ее, как базовый, систематизирующий элемент в деле воспитания, обучения и развития обучающихся и защиты их прав. С одной стороны, безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии с техносферой. С другой, целью данной науки является: защита человека от опасностей как техносферного, так антропогенного и естественного происхождения; сохранение его здоровья и создание комфортных условий жизнедеятельности вообще. Таким образом, культура безопасности

жизнедеятельности как наука имеет явно выраженную гуманитарную направленность, поскольку основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек и в настоящее время широкое движение и признание получило требование в воспитании подрастающего поколения на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности [7].

Особенность феномена культуры безопасности жизнедеятельности заключается в том, что являясь компонентом общей культуры, она выступает и как самостоятельное образование.

Анализ психолого-педагогических

исследований показал, что накоплен большой эмпирический опыт (В. Гафнер, С. Данченко, В. Залыгин, Ю. Иванов, Л. Маринина) и имеется теоретическая база исследования для подготовки специалистов обеспечения техносферной безопасности (В.С. Белов, Н.Е.Гарнагина, В.А. Девисилов, Н.Г. Занько, А.В. Ильницкая); ряд исследований посвящен подготовке учителей безопасности жизнедеятельности (Э.Г. Антюхин, С.Н. Вольхин, Э. Киселева, В.В. Марков); подготовке личности к безопасности жизнедеятельности (А. В. Генералов, Е. Лисина, В. Н. Мошкин, В. В. Сапронов). Появились возможности обосновать теоретические основы построения технологии исследуемого феномена, создать объективные предпосылки для разработки сущностных характеристик формирования культуры безопасности жизнедеятельности

личности и общества, а так же выявить принципы и педагогические условия ее формирования. [8,9]

Зарубежные ученые (С.Знаиди, Ж.-М. Шлере) считают, что информированность и обучение являются двумя наилучшими способами снижения количества бедствий и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные

принципы самозащиты и осознает свою

ответственность за действия в период бедствий, тем эффективнее будут результаты минимизации негативных последствий. Таким образом, подростки являются важными субъектами

информационных и учебных мероприятий по развитию культуры безопасного существования.

Причиной возникновения большинства сегодняшних опасностей для человека, включая глобальные, является его собственная

жизнедеятельность. Жизнедеятельностью может считаться либо длительная деятельность одного человека, либо суммарная деятельность многих людей (общества) - в обоих случаях, если в итоге этой деятельности получается заметное преобразование окружающей среды

(В.В.Сапронов).

Преобразующая жизнедеятельность

осуществляется для достижения определенной пользы, однако неизбежно имеет «побочные эффекты». Эти эффекты и являются причиной возникновения дополнительных опасностей для человека, общества, природы, цивилизации. Увеличение масштабов преобразований увеличивает и масштабы опасностей.

Стремясь изменить окружающую среду с учетом только собственных потребностей люди объединяются в сообщества - трудовые коллективы, профессиональные, территориальные, национальные объединения. Чем крупнее объединение, тем обширнее сфера его жизнедеятельности, значительнее его

преобразующее воздействие на окружающую среду, глобальнее возникающие при этом сопутствующие опасности.

В целях обеспечения своей жизнедеятельности человек, переходя из состояния обучаемого в состояние деятеля (специалиста, профессионала, должен знать и рассчитывать возможные последствия своих преобразующих среду действий, заранее предусматривать меры защиты от них, ликвидировать последствия катастроф с минимальными потерями для человека и природы, то есть владеть культурой безопасности жизнедеятельности. В этой связи, как необходимое условие профессионального становления личности обучающегося перед системой образования в современных условиях встает задача формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, подготовка

подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня

культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Литература

1. Федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 года № 986.

4. Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля

2011г. №03-255 «О введении федерального

государственного образовательного стандарта общего образования».

5. Методические рекомендации по

разработке учебных программ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для

общеобразовательных учреждений. Приказ

Министерства образования от 17 декабря 2010 №1887(о поэтапном переходе на ФГОС).

6. Федеральные требования к

образовательным учреждениям в части охраны здоровья

обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 года № 2106

7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года.

8. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова// -Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. - Т. 8. - №10.2. - С. 2527.

9. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова// - Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. №3.2. -С. 160-163.

Воронежский государственный технический университет

FEDERALSTATEEDUCATIONALSTANDARD -THELANDMARKOFTHEEDUCATIONALPROCESS ON THE BASICS OF LIFE SAFETY

O.A. Bovkun, E.P. Komarova

The paper discusses the main directions of the federal educational standards in the area of life safety, highlights key aspects of the culture of safety

Keywords: federal educational standards, safety culture of life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.