Научная статья на тему 'Взаимодействие школ города и ЧГУ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения г. Череповца'

Взаимодействие школ города и ЧГУ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения г. Череповца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КАФЕДРА ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧГУ / SECURITY / STUDENTS / DEPARTMENT OF TECHNOSPHERE SECURITY OF CHEREPOVETS STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермилов Владимир Витальевич, Кочнев Александр Олегович

В статье поднимается вопрос о цели, задачах безопасности жизнедеятельности как науки. Авторы доказывают, что совместная деятельность школы и университета может дать обучающимся крепкие научные знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе проведенного круглого стола на базе ЧГУ и анализа полученных в результате проведенного анкетирования со слушателями круглого стола сделаны предположения и выводы о современной специфике взаимодействия школ города и кафедры техносферной безопасности в области обеспечения безопасности подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермилов Владимир Витальевич, Кочнев Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие школ города и ЧГУ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения г. Череповца»

УДК 614.8.084

В.В. Ермилов, А. О. Кочнев

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ГОРОДА И ЧГУ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Г. ЧЕРЕПОВЦА

В статье поднимается вопрос о цели, задачах безопасности жизнедеятельности как науки. Авторы доказывают, что совместная деятельность школы и университета может дать обучающимся крепкие научные знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Рассматривается теоретический и практический аспект заявленной проблемы. На основе проведенного круглого стола на базе ЧГУ и анализа полученных в результате проведенного анкетирования со слушателями круглого стола сделаны предположения и выводы о современной специфике взаимодействия школ города и кафедры техно-сферной безопасности в области обеспечения безопасности подрастающего поколения.

Безопасность, обучающиеся, кафедра техносферной безопасности ЧГУ.

The article raises the question about the purpose and problems of life safety as a science. The authors argue that the joint activity of the school and the University may give students solid, scientific knowledge in the field of providing life safety. The theoretical and practical aspects of the stated problems are discussed. Based on the round table held at Cherepovets state university and the analysis of the data survey of the participants of roundtable discussion the authors made conclusions about the contemporary specifics of interaction between the schools of the city and the department of technosphere security in providing the safety of the younger generation.

Security, students, department of technosphere security of Cherepovets state university.

Современное общество несет огромные потери от несчастных случаев в быту, на производстве, в социальной сфере, аварий, стихийных бедствий и катастроф. Во всем мире все больше внимания уделяется основам безопасности человека: изучаются итоги разных видов трудовой и производственной деятельности, анализируются проблемы безопасности на производстве, охраны окружающей среды, раскрываются теоретические и практические вопросы зашиты от природных, техногенных, социальных угроз и опасностей, происходит стремительный поиск путей формирования у подрастающего поколения навыков и умений здорового образа жизни.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляющая собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, и способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены: тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности необходимы обучающимся для:

- идентификации негативных воздействий среды, естественного, социального и техносферного происхождения;

- проектирования развития негативных воздействий и оценки данных последствий на человека;

- создания положительного состояния среды в зонах деятельности субъекта;

- проектирования и эксплуатации технологических процессов и объектов экономики в соответствии с законами безопасности;

- разрабатывания мер защиты человека от опасных действий;

- обеспечения взаимодействия объектов и технических систем в чрезвычайно опасных ситуациях;

- создания защиты технического персонала и мирного населения от последствий аварий и катастроф;

- принятия мер по ликвидации применения современных средств поражения.

Обеспечение безопасности при проведении технических процессов и эксплуатации технологических систем во многом определяется решениями и действиями персонала. Работающие при этом должны:

- соблюдать правила безопасности;

- контролировать соблюдение правил безопасности работниками;

- организовывать инструктаж работников, а также учить их безопасным приемам деятельности;

- обеспечивать оптимальные условия деятельности на рабочих местах сотрудников;

- распознавать травмирующие и вредные факторы;

- обеспечивать применение и эксплуатацию средств защиты работников и среды окружения;

- осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих;

- при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Изучение безопасности жизнедеятельности и профессиональная подготовка в этой области знаний в настоящее время в современном образовании реализуется на четырех уровнях:

1. Общеобразовательный уровень (реализуется в общеобразовательной школе и связан с изучением курса «Основы безопасности жизнедеятельности»).

2. Общепрофессиональный уровень (реализуется в колледжах, средних специальных учреждениях, высших учебных заведениях) при изучении будущими специалистами, бакалаврами всех специальностей общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»).

3. Профессиональный уровень (реализуется при подготовке бакалавров и магистров в области безопасности жизнедеятельности по образовательным стандартам ряда направлений, например, 280700 Техносферная безопасность).

4. Уровень институтов и факультетов повышения квалификации (реализуется изучением специальных курсов по безопасности жизнедеятельности).

На всех перечисленных уровнях при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» отмечается системный и комплексный характер многих знаний. Медицинские и биологические знания в области безопасности жизнедеятельности нужны специалистам для хорошего восприятия взаимодействия личности со средой обитания, а также выбора показателей действующего воздействия технической сферы на людей и природу. Технические знания для оценивания угроз технических систем и технологий, а также необходимых мер защиты человечества и среды обитания от угроз и опасностей, правовые и нормативные основы необходимы для реализации управленческими действиями обеспечения безопасности в промышленности, при проведении необходимых мероприятий по охране природы и при защите населения и территорий от воздействия угроз в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, современный этап развития общества создает необходимость особого внимания со стороны всех образовательных систем, на различных уровнях и характеризуется необходимостью выстраивания положительного взаимодействия школы с разными учреждениями, которые обеспечивают безопасность человека, охрану здоровья личности, психологическую поддержку субъекта, научную организацию безопасности человека и общества.

В данном контексте возрастает роль системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизни и деятельности человека, становления и развития культуры безопасного поведения в социуме и выработки навыков здорового образа жизни. На наш взгляд, именно совместная деятельность средних общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений дает необходимый фундамент крепких научных знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Для решения данной задачи кафедрой техносферной безопасности Череповецкого государственного университета (ЧГУ) был проведен круглый стол «Безопасность жизнедеятельности - региональный аспект», в работе которого приняли участие организации: управление образования мэрии г. Череповца, центр по защите населения и территорий от

ГО и ЧС г. Череповца, ГИБДД г. Череповца, заместители директоров школ г. Череповца по воспитательной работе, учителя основ безопасности жизнедеятельности школ г. Череповца. Цель круглого стола - наметить перспективы взаимодействия средних общеобразовательных учреждений и ЧГУ.

Круглый стол состоялся на базе Череповецкого государственного университета, с докладами выступили:

1. Ермилов Владимир Витальевич - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой техносферной безопасности ЧГУ - «О направлении подготовки специалистов в области безопасности в г. Череповце».

2. Коркин Юрий Алексеевич - заместитель директора центра по защите населения и территорий от ГО и ЧС - «Характеристика г. Череповца и органов управления, уполномоченных на решение задач ГО и ЧС».

3. Кучер Виктор Михайлович - специалист 1 категории ГОРУО - «Антитерростическая защита населения г. Череповца».

4. Попова Светлана Анатольевна - представитель ГИБДД - «Дорожно-транспортная безопасность г. Череповца».

5. Кочнев Александр Олегович - канд. пед. наук, доцент кафедры техносферной безопасности ЧГУ -«Социальная безопасность подрастающего поколения г. Череповца».

После обсуждений тем кругло стола был проведено анкетирование со слушателями. Задача - обсуждение перспектив дальнейшего сотрудничества Череповецкого государственного университета и средних общеобразовательных школ г. Череповца. В результате были подведены следующие итоги:

Всего в круглом столе приняли участие 28 общеобразовательных школ города Череповца, школа-интернат 1 вида, АМТЭК, Женская гуманитарная гимназия.

За дальнейшее сотрудничество с ЧГУ высказались 26 участников круглого стола (больше 80 % участников). Ведущими направлениями в области безопасности, требующими изучения, обмена опытом и выработки путей решения, по мнению преподавателей средних общеобразовательных учреждений, являются:

- преподавание основ безопасности жизнедеятельности в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта;

- перспективы курса развития ОБЖ в школе;

- криминогенная обстановка в г. Череповце;

- анализ статистических данных в области заболеваний по городу и мероприятий, направленных на их снижение;

- мероприятия по безопасности, проводимые на отдельных предприятиях;

- влияние Интернета на детей;

- экологическая безопасность;

- проведение конкурсов, практикумов по дисциплине ОБЖ;

- безопасность образовательного пространства;

- культура БЖД;

- терроризм;

- социальная безопасность;

- вопросы по НВП;

- детская безопасность;

- введение должности заместителя директора по безопасности в школах.

Более 60 % участников круглого стола высказались за проведение в 2013 г. региональной научно-практической конференции, посвященной проблемам безопасности жизнедеятельности на базе Череповецкого государственного университета, целью которой будет ориентировочные пути взаимодействия преподавателей безопасности жизнедеятельности по актуальным вопросам БЖД.

Таким образом, анализируя результаты анкетирования, мы считаем, что сотрудничество ЧГУ и средних общеобразовательных школ города является перспективным направлением деятельности университета в аспекте работы с молодежью.

Итогами круглого стола мы считаем:

- продолжение тесного сотрудничества на базе ЧГУ;

- изменение форм взаимодействия ЧГУ и школ г. Череповца с привлечением специалистов предприятий города;

- организацию курсов повышения квалификации для учителей ОБЖ средних общеобразовательных школ города.

УДК 004.4'27

И.И. Иванова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор А.Ф. Касторнов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В данной статье автор обосновывает выбор приемов использования интерактивной доски в учебном процессе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Рассмотрены три ступени обучения в общеобразовательной школе: I - IV классы (младшая школа), V - IX классы (средняя школа) и X - XI классы (старшая школа). Для каждого этапа приведены примеры использования интерактивной доски на различных уроках.

Интерактивная доска, возможности интерактивной доски, возрастные особенности учащихся, эффективность образовательного процесса.

The article deals with the techniques of using an interactive board in the educational process in accordance with the age characteristics of the students. Three levels of studying at comprehensive school are considered in the article: Ist-IVth grades (elementary school), Vth-IXth grades (secondary school) and Xth-XIth grades (high school). There are given the examples of using an interactive board for each stage at different lessons.

Interactive board, capabilities of an interactive board, age characteristics of students, effectiveness of educational process.

Интерактивная доска (ИД) - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор [2, с. 96]. В последнее время она стала неотъемлемой частью образовательного процесса, хотя новинкой ее уже не назовешь. Это устройство есть практически в любой современной школе. ИД позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, схемы, диаграммы, таблицы, фотографии и др.) и интерактивности (технология «Drag and Drop», затенение экрана, утилита множественного клонирования и др.). Ее можно использовать на любой ступени обучения и при преподавании любого предмета, что с успехом и делают педагоги образовательных учреждений. Но не все учителя задумываются о педагогической целесообразности применения интерактивной доски на своем уроке. Ведь мало просто показать на ней подготовленную или скачанную из сети Интернет презента-

цию и сделать поверх всего записи от руки, необходимо еще и понимать, для какого возрастного периода какие задания лучше предлагать, чтобы занятие проходило с наибольшей пользой.

Нужно помнить, что личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем, каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии, которые и нужно постараться учитывать при подготовке к уроку с использованием интерактивной доски.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.