Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности учащихся в компетентностной парадигме'

Формирование культуры безопасности учащихся в компетентностной парадигме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
339
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY CULTURE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПАРАДИГМА / PARADIGM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бовкун О. А.

В статье рассматривается формирование культуры безопастности жизнедеятельности учащихся в компетентностной парадигме, дается определение культуры безопастности жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PUPILS IN COMPETENCE PARADIGM

The paper discusses the formation of safety culture of pupils in competence paradigm, the definition of safety culture.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности учащихся в компетентностной парадигме»

УДК 371(075)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ

ПАРАДИГМЕ

О.А. Бовкун

В статье рассматривается формирование культуры безопастности жизнедеятельности учащихся в компетентностной парадигме, дается определение культуры безопастности жизнедеятельности

Ключевые слова: формирование, культура безопасности, компетентность, парадигма

Изменение мира, процессы глобальной трансформации, которые таят в себе риски самого разного, зачастую непредсказуемого характера привело к тому, что мы стали свидетелями страшных трагедий не только во всем мире, но и в России, в частности: террористические акты («Норд - Ост», 2002 г., Беслан (Северная Осетия), 2004г. и др.); чрезвычайные ситуации природного характера (лесные пожары 2010 г., наводнение на Дальнем Востоке, 2013г. и др.); чрезвычайные ситуации техногенного характера (Чернобыльская авария, 1986 г., гибель атомной подводной лодки Северного флота К -141 «Курск», 2000г., авария на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009г., и др.); новые ранее неизвестные болезни (СПИД, 1987г., геморрагическая лихорадка Эбола 2014г.); ведение активных боевых действий непосредственно у границ Российской Федерации (Северная Осетия, 2008г., Украина, 2014г.) и много другое, говорит о необходимости разработки механизмов

реагирования не только на уже существующие опасности, но и об необходимости «смотреть за горизонт», оценивания характер угроз на 30 -50 лет вперед. (В.В. Путин, «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», российская газета). Отсюда следует, что

актуальной задачей в настоящее время становится обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан нашей страны, предотвращение и смягчение последствий природных и техногенных катастроф, сохранение окружающей среды, разумное использование природных ресурсов, предотвращение политических конфликтов, борьба с международным терроризмом, разоружение,

Бовкун Ольга Александровна - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

содействие социальному и экономическому прогрессу страны.

Важнейшим условием для создания и разработки современных средств и способов защиты от различных чрезвычайных ситуаций, является усиленная работа по подготовке граждан к безопасному поведению, проявлению активной жизненной позиции в сфере безопасности [1]. Поэтому, одну из важных ролей в научном обосновании и создании системы противостояния угрозам и опасностям в обеспечении безопасности личности и общества должно сыграть формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Современный этап модернизации российского образования предполагает распространение современных моделей формирования культуры безопасности, культуры безопасного образа жизни, развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы). И центральная роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности как фундамента общественного и личного благосостояния, а также стабильного развития и совершенствования личности отводиться школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». За 20-ти летний срок существования школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» сформировался определенный опыт обучения безопасности жизнедеятельности. Принят ряд документов по введению и организации обучения основам безопасности жизнедеятельности, приведем некоторые из них: Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. «О введении в государственных общеобразовательных учебных

заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"; Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»; Приказ Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) от 16 марта 1993 г. № 66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях»; Письмо Управления общего образования Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 811.14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России»; Письмо Минобразования РФ от 28 июня 2001 г. № 05-51-15 ИН/13-05«О взаимодействии органов управления образованием и органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ по созданию условий для подготовки учащихся и студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях»; Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898«Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" за счет времени вариативной части базисного учебного плана»; Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «ОСтратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690«Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и др.

Но как показывают последние исследования статистики травматизма и смертности в России, введение данной дисциплины не решило всех проблем, оказалось недостаточным приобретение совокупных формальных знаний и разрозненных умений. Все это должно быть доведено до уровня ценностных отношений и опыта действий в реальных условиях, так как именно ценностные отношения личности являются ядром культуры безопасности жизнедеятельности. В сложившейся ситуации Россия выступала в НАТО с предложением по введению предмета ОБЖ во всех школах и вузах мира, так как решение одной из главных глобальных проблем XXI века без коренного изменения менталитета человека и общества в целом невозможно.

Обеспечение собственной безопасности, безопасности общества и окружающей природной среды, волновали человека с момента появления человечества. Подтверждением тому являются

многочисленные осмысления, представленные нам в науке, мифологии, искусстве и религии. Постепенное развитие цивилизации, активно способствовало изменению характера возникающих опасностей. С развитием научно-технического прогресса к природным опасностям добавились опасности техногенного, социального и экологического характеров. Появление новых опасностей подталкивало человека к поиску путей и способов устранения как самой опасности, так и её последствий, т.е. обеспечение собственной безопасности.

Первые научные представления о безопасности появились ещё в средние века (Парацельс, горное дело), он впервые задумался о предельно допустимых концентрациях веществ, способных приносить человеку, как пользу, так и вред. М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» дополнительно изложил систему по сохранению здоровья работников, К. Маркс и Ф. Энгельс (18181895 гг.) активно изучали условия труда и безопасности, считая их важным фактором развития социально-экономического капитализма.

Анализ исторической литературы показывает, что первые представления о безопасности рассматривались исследователями по разным направлениям, приведем примеры наиболее распространенных из них: техника безопасности в шахте, в электротехнике, радиотехнике (Б.И. Бокий, В.Б. Комаров, П.И. Мустель, П.Д. Войнаровский, И.Г. Фрейман и др.); травматизм, его профилактика (Н.Н. Бурденко, А.Н. Быхов и др.); гигиена и санитария (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко и др.); профессиональные заболевания, их профилактика (Н.А. Выгдорчик, Б. Рамаццини, А.В. Погожев и др.); международная безопасность, безопасность государства; медико-валеологическое направление (И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков) и т.д. Перечисленные направления позднее закрепятся на государственном уровне, будет введен предмет «Охрана труда», 1966г. Внедрение современных технологий, как в быту, так и на производстве, все чаще будет становиться причиной более мощных по масштабу и разрушительной силе воздействия техногенных аварий. Увеличится количество социальных конфликтов, террористических актов, что прриведет к введению в 1990 г. курса «Безопасность жизнедеятельности», в ВУЗах страны. В 1993 году в ВУЗах вводится новая учебная специальность «Безопасность

жизнедеятельности» для подготовки

соответствующих специалистов.

В 1991 году во всех общеобразовательных учреждения нашей страны вводится курс «Основы безопасности жизнедеятельности», направленный на воспитание «личности безопасного типа» (Постановление Совета министров РСФР от 14.05. 1991 № 253). Именно это время, наверное, можно считать началом целенаправленной работы по формированию культуры безопасного поведения обучающихся. Становление предмета проходило

достаточно трудно, так как многие не понимали значимость предмета в решение задач по формированию в обществе культуры безопасности. Однако, важность формирования культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся подтверждается в настоящее время и на законодательном уровне, принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010), определяющий изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» с целью овладения основами современной культуры безопасности

жизнедеятельности (п.118),так как, культура безопасности, являясь компонентом

общечеловеческой культуры должна стать одной из основных целей процесса воспитания обучающихся. В 2012 году специалисты Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России предложили проекты национальных стандартов РФ в области безопасности: ГОСТ Р БЧС Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Общие положения [3], ГОСТ Р БЧС «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Термины и

определения»[2].Впервые термин «культура безопасности» был введен в 1986 году экспертами INSAQ, определив, что это - «набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшими приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью»

(IAEA. SafetyCulture. - SafetyseriesNo. 75-INSAG-4. IAEA.-Vienna, 1991).

В XXI веке перед обществом возникают новые глобальные задачи, решение которых по нашему мнению зависит от грамотно сформированного образовательного пространства. Необходимость «воспитания культуры

безопасности» у обучающихся, рассматривалась многими учеными и специалистами (В.В. Чебан, А.В. Балашовым, М.В. Головко, Л.Н. Гориной, Кузнецовым В.Н., Т.А. Ивановой, И.В. Иовенко, П.И. Кайгородовым, Л.А. Моссоулиной, Т.В. Мельниковой, В.Н. Мошкиным, И.Н. Немковой, Дроновым А.А., Пидручной С.Н., Сатрединовой А.И., Усачевым Н.А., В.В. Гафнером, Дурневым Р.А. и др.). Какую же роль и место в настоящее время занимает культура безопасности жизнедеятельности в общей культуре человека? Для осмысления данного значения, обратимся к базовым определениям и проведем анализ его отдельных составляющих - «культура», «безопасность», «жизнедеятельность», «культура безопасности жизнедеятельности».

Анализ психолого-педагогической

литературы показал, что существуют разные

подходы к определению понятий «культура», «безопасность», «жизнедеятельность», «культура безопасности жизнедеятельности» в частности: «культура» - определяется как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания; как совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух и более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих своим поведением друг на друга; «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях...»[5]; с одной стороны культуру можно рассматривать как совокупность традиций, идей, ценностей, знаковых систем, смыслов характерных для социальной общности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект культуры, а с другой стороны, как создаваемую самим же субъектом, технологию существования этой культуры, которая предопределяет их качественную связь или не что иное, как «безопасность» как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях ^^ultra -возделывание, воспитание, образование) (С.И. Ожегов, И.Т. Фролов, П.А. Сорокин, А.А. Дронов, Вольтер, И.Г. Гердер, И. Кант, Лейбниц и др.).

Представители философско-исторического подхода, истолковывают культуру как синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции; как геном социальной жизни и в развитии общества играет примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме (П.А. Флоренский и др.); аксиологический подход трактует культуру как совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей, при этом человек являет собой высшую ценность и цель развития общества (У. Бекет, Г.П. Выжлецов, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Б. Малиновский, Е.А. Мамчур, В.П. Пуликовский, А. Радклифф- Браун, В.И. Толстых, М.Б. Туровский, И.Т. Фролов, Н.З. Чавчавадзе, В.Б. Черкасов, В.Н. Шердаков, Б.Г. Юдин, К. Юнг и др.); философско-

антропологический подход определяет культуру, как выражение человеческой природы (Боас, А. Гелен, Малиновский, Ж. Мариген, Э.Тайлор); система общечеловеческих ценностей в своей «целокупности»(Гегель); деятельностный подход понимает культуру как общий способ человеческого существования и трактует культуру как важную характеристику разнообразных видов человеческой деятельности (Н.С. Злобин, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.); как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее полифункциональный характер и гуманистическую направленность (А.И. Арнольдов, С.И. Иконников, А.К. Уледов, А.А. Дронов).«Безопасность» можно определить, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз [4]; состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности; стремление защищать свою жизнь, жизнь близких, суть внутрикультурной связи, детерминирующей условия существования человека; состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (С.П. Левашов и др).

Проведенное теоретическое исследование показало, что в понятии «культура безопасности жизнедеятельности» прослеживается разночтение этого термина. Культура безопасности жизнедеятельности базируется на глубоком знании принципов безопасности, умении личности эффективно проецировать их в область практических задач; рассматривается как процесс подготовки к безопасной деятельности через:

^ формирование (В. Гафнер, Ю.Л.

Воробьева, Л.Н. Гориной, Н.А. Лызь, И. Н. Немковой и др.);

^ через воспитание (Г.А. Калачева,

В.Н. Мошкина и др.);

^ через обучение (А.В. Буданова и

др.);

Определяют культуру безопасности жизнедеятельности как интегративное,

динамическое структурно-уровневое образование, способствующие безопасной и творческой самореализации в процессе деятельности личности; как метод нейтрализации опасностей современного общества через воспитание необходимых качеств человека, лежащих в основе его деятельности (Л.Н. Макарова и И.Н. Немкова, Ю.Л. Воробьев, В.Н. Мошкин и др.). Неоднозначность понимания «культуры безопасности жизнедеятельности», не

достаточная её обоснованность, требует уточнения сущности и структуры культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, разработки критериев оценки сформированности уровней культуры безопасности жизнедеятельности и разработки новых образовательных технологий, эффективного формирования культуры

безопасности жизнедеятельности [7].

Из выше сказанного следует, что центральной задачей образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности является формирование сознания, мышления обучающихся, основанного на глубоком понимании ими принципа - приоритета безопасности как общества, так и личности. Возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего специфику деятельности человека [8].

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности процесс длительный, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием научных знаний, искусства, идеологии, политики, образования и т.д.[9]

Культура безопасности жизнедеятельности рассматривается нами как:

• интегративное, динамическое образование, состоящие из 2-х блоков - личностного и профессионального. Личностный блок включает знания, умения и навыки увидеть, прогнозировать и предотвращать опасные ситуации. Профессиональный блок отражает психические и характерологические качества личности, осмысление и рефлексию опасной ситуации;

• многоуровневое и многокомпонентное образование в условиях чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, в процессе формирования обучающихся нового типа культура безопасности жизнедеятельности реализует функциональные возможности, обеспечивая гармоничное и духовно-нравственное развитие личности.

Литература

1. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: предпосылки возникновения нового научного направления в педагогике//Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов Всерос. научн. -практ. конф. с межд. участ. - Челябинск. Изд.-во ООО «Дитрих», 2011. -С.94- 102.

2. ГОСТ Р 22.0.02-94 Государственный стандарт Российской Федерации

«Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. №327;

3. ГОСТ Р 22.3.03-94 Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения».Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 329;

4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», ст.1.

5. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

7. Бовкун, О.А., Федеральный государственный образовательный стандарт -ориентир образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности[Текст] /О.А. Бовкун, Э.П.Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2013. -Т.9. - №5.2.- С. 34 -36.

8. Комарова, Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т.8. - №10.2 - С. 25-27.

9. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - №3.2 -С. 160-163.

BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHTexHHHecKHHyHHBepcHTeT

THE FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PUPILS IN COMPETENCE PARADIGM

O. A. Bovkun

The paper discusses the formation of safety culture of pupils in competence paradigm, the definition of safety culture.

Key words: formation, safety culture, competence, paradigm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.