Научная статья на тему 'Пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе'

Пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2257
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / CULTURAL SAFETY / FORMATION / STUDENTS / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бовкун О. А.

В статье рассматриваются пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF CULTURAL SAFETY FORMATION OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

The paper describes the ways of cultural safety formation of students in secondary school

Текст научной работы на тему «Пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе»

УДК 371 (075)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.А. Бовкун

В статье рассматриваются пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе

Ключевые слова: культура, безопасность, культура безопасности, воспитание

В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой

образовательной среды. Именно поэтому владение педагогом основами безопасности

жизнедеятельности становиться весьма актуальным. Определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в образовательных учреждениях является подготовка учащихся образовательного учреждения и освоение ими культуры безопасности.

Безопасность рассматривается нами как состояние защищённости жизненно-важных

интересов личности, общества от потенциально и реально существующих угроз[3]; условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Необходимость воспитания культуры безопасности у школьников рассмотрена в трудах многих отечественных ученых: Е. Лисиной [1], В.Н. Мошкиным[2], В.В. Сапроновым, А.Т. Смирновым, Л. Трубиной.

Анализ психолого -педагогической литературы показал, что существуют разные подходы к определению понятий «культура», «безопасность», «воспитание», в частности, «культура» определяется как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (С.И. Ожегов); социально - прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания (И. Т. Фролов); совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух и более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих своим поведением друг на друга (П.А. Сорокин) [4]; «безопасность» - можно определить как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений, под культурой безопасности - мы понимаем состояние

Бовкун Ольга Александровна - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

общественной организации человека,

обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Процесс обучения закономерно связан с процессом воспитания. Основной целью

воспитания является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Педагогической практикой установлено, что наиболее эффективен процесс воспитания для подрастающего поколения в период активного развития личности, формирования характера, убеждений, ценностей, повышенной восприимчивости и усваиваемости информации.

По определению В.В. Краевского, воспитание в широком смысле - целенаправленная, специально проектируемая и организуемая деятельность по приобщению человека к жизни общества; воспитание в узком смысле -деятельность по включению обучающихся в жизнь (Краевский В.В., 1993, с. 171). Л.И. Маленкова определяет воспитание как творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности (Маленкова Л.И., 1999, с. 18). В.Н. Котляр дает следующее определение воспитания в его развитой форме: это -

идеологически направленное, педагогически обоснованное, профессионально компетентное управление деятельностью людей с целью воспроизведения культуры в их личности (Котляр В.Н., 1999, с. 10). Борытко Н.М., анализируя

различные подходы к пониманию воспитания с точки зрения бытийной природы человека определяет три аспекта воспитания: социальнонормативный (формирование личности через идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие его норм), индивидуально-смысловой (развитие индивидуальности как выделение себя из среды: самоопределение, самостановление,

самореализация, определяющие самоценность человека в жизни и деятельности) и ценностнодеятельностный (становление субъектности во взаимодействии со средой: обмен влияниями,

не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения).

На основе проведенного выше анализа понятий «культура», «безопасность», «воспитание» охарактеризуем процесс воспитания культуры безопасности как:

• процесс общения воспитанников с педагогом, являющимся носителем культуры безопасности;

• развитие творческих сил и способностей

воспитанников к профилактике и предупреждению причиняемого опасными факторами

жизнедеятельности им лично, другим людям и обществу в целом ущерба;

• создание благоприятных условий освоения знаний,

умений и навыков, норм, ценностей,

совершенствования интеллектуальной,

нравственной и психологической готовности воспитанников к безопасной жизнедеятельности;

• деятельность по включению воспитанников в жизнь, способствующую формированию личности, готовой действовать в опасных и экстремальных ситуациях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

На основании вышеизложенного, в широком аспекте воспитание культуры безопасности - это процесс формирования готовности к различным видам деятельности: познавательной, физической, коммуникативной; к выполнению различных социальных функций; присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры.

Таким образом, можно выделить следующие пути формирования культуры безопасности учащихся:

- введение и сохранение учебной дисциплины, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирование и объединение усилий всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

- построение системы педагогических задач по формированию и развитию у учащихся готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

- совершенствование программ, учебников, методического оснащения учебного процесса для повышения эффективности подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности;

- обобщение опыта более эффективного учебного процесса позволяющего сделать новый шаг в развитии теории воспитания культуры безопасности;

- развитие сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека.

Обозначенные пути формирования культуры безопасности на наш взгляд призваны формировать общественное сознание по вопросам обеспечения защиты жизни и сохранения здоровья подрастающего поколения, а также создания для этого необходимых условий.

Литература

1. Лисина Е., Севастьянов Б. Образовательная структура в области безопасности жизнедеятельности // «ОБЖ». 2004. - № 4. - С. 40-44.

2. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. — №2.-С. 14-20.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991. 582 с.

4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В.Сапова. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

Воронежский государственный технический университет

THE WAYS OF CULTURAL SAFETY FORMATION OF STUDENTS IN SECONDARY

SCHOOL

O.A. Bovkun

The paper describes the ways of cultural safety formation of students in secondary school

Key words: cultural safety, formation, students, secondary school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.