Научная статья на тему 'Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе'

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / SAFE LIFESTYLE CULTURE / SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савицкая Наталья Васильевна

Рассматривается воспитание культуры безопасной жизнедеятельности как неотъемлемая часть социально-педагогического процесса, способствующего формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савицкая Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of safe lifestyle culture in socio-pedagogical process

Development of safe lifestyle culture is treated as an inseparable part of socio-pedagogical process, which helps formation of personality ready to act in unpredictable conditions (including dangerous and extreme) and a person striving for self-perfection and realization of new possibilities.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности в социально-педагогическом процессе»

УДК 3 7 2.855 ББК Ч426.81-82

Н. В. Савицкая

Москва

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура безопасной жизнедеятельности; социальнопедагогический процесс.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается воспитание культуры безопасной жизнедеятельности как неотъемлемая часть социально-педагогического процесса, способствующего формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

N. V. Savitskaya

Moscow

DEVELOPMENT OF SAFE LIFESTYLE CULTURE IN SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS

KEY WORDS: safe lifestyle culture; socio-pedagogical process.

ABSTRACT. Development of safe lifestyle culture is treated as an inseparable part of socio-pedagogical process, which helps formation of personality ready to act in unpredictable conditions (including dangerous and extreme) and a person striving for self-perfection and realization of new possibilities.

При рассмотрении вопроса воспитания культуры безопасной жизнедеятельности и процесса подготовки к безопасной жизнедеятельности в педагогике используются различные термины: «формирование», «воспитание», «обучение», «образование». И. Н. Немкова пришла к заключению, что формирование культуры безопасной жизнедеятельности включает рост, становление, интеграцию в жизнедеятельности личностных качеств и способностей, знаний, умений, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность; активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к воз-

можности безопасной самореализации личности в любом виде деятельности. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, т. е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, — социально-

© Савицкая Н. В., 2011

педагогическую деятельность. Признавая правомерность использования различных терминов, мы используем понятие «социальное воспитание» как наиболее адекватное изучаемому явлению. В современной отечественной педагогике воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией, с учетом потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности. Субъектами потенциальных возможностей социума являются одушевленные и неодушевленные его составляющие, включающие людей (специалистов), материально-технические средства, библиотеки, учебные классы, специальное оборудование, музеи, спортинвентарь, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения. Носителями потенциальных возможностей социума могут являться как отдельные специалисты, профессиональные и ученические коллективы, организации, общества, так и отдельные личности, в том числе и нуждающиеся в помощи извне.

Соответственно воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой. Социально-педагогическая работа выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности. Главной целью социально-педагогической работы является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социальнопедагогической работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социальнопедагогического воздействия, ее качественных параметров, — социальная активность личности. Это новое личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использо-

вать в практической деятельности, разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования этого опыта позитивно влиять на него, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня.

Социальное воспитание — процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Назовем признаки социального воспитания, имеющие методологическое значение для исследования проблемы культуры безопасной жизнедеятельности:

цель: воспроизведение культуры в личности воспитанников на основе управления их деятельностью; процесс совместной целенаправленной, специально организованной деятельности педагога и воспитанников по включению в социум; основные функции: создание благоприятных условий для развития личности воспитанников, упорядочение всего спектра социальных влияний на них; результат — освоение воспитанниками культурных ценностей, способствующее самоактуализации личности.

Сколько существует особых форм, отдельных культур в обществе, отмечает В. Н. Котляр, столько может быть форм и видов воспитания. Использование предложенного В. Н. Котляром подхода к определению видов воспитания дает возможность сформулировать следующее определение воспитания культуры безопасной жизнедеятельности — это идеологически направленное, педагогически обоснованное, профессионально компетентное управление поведением и познанием людей с целью воспроизведения в их личности культуры безопасной жизнедеятельности. Такое определение, являясь принципиально

верным, нуждается в уточнении и конкретизации.

Прежде всего сформулируем признаки воспитания культуры безопасной жизнедеятельности:

процесс специально организованного творческого общения воспитанников с педагогом, являющимся носителем культуры безопасности; воспроизведение в деятельности и личности учащихся культуры безопасности, развитие творческих сил и способностей воспитанников к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) им лично, ущерба другим людям и обществу в целом; создание благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей смыслов, совершенствования мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности воспитанников к безопасной жизнедеятельности; освоение воспитанниками материальных и духовных ценностей культуры безопасной жизнедеятельности в процессе взаимодействия со структурными компонентами культуры как духовной деятельности: мифологией, религией, идеологией, художественной культурой, наукой, спортом, представленными в знаковой, вещной, личностной формах, а также в формах общения, в типах и формах организации жизни и деятельности людей; деятельность по включению воспитанников в жизнь, способствующая формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

В социально-педагогической практике подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности: учащиеся осваивают элементы культуры безопасной жизнедеятельности,

суть которых в том, что они содержат правила, нормы, традиции (безопасной жизнедеятельности), но не содержат информации об опасности и, тем более, реальных факторов риска; учащиеся взаимодействуют с элементами контркультуры деструктивности, при этом у них формируется «иммунитет» к деструктивному влиянию контркультуры и к вик-тимному поведению; воспитанники действуют с использованием элементов культуры безопасной жизнедеятельности в информационных, имитационных, дозированных и реальных опасных ситуациях.

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности включает в качестве составных частей следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т. д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т. д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и других как основы безопасности человека и общества).

Названные аспекты воспитания готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности включают подготовку к использованию (комбинирование, модернизация, развитие) элементов культуры безопасной жизнедеятельности или подготовку учащихся к применению предметных средств деятельности, в том числе и в условиях наличия вредных и опасных факторов.

При подготовке учащихся к безопасной жизнедеятельности важно учитывать психологические и социальнопсихологические механизмы социализации: импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействия на него жиз-

ненно важных объектов; подражание — следование какому-либо примеру, образцу (это один из путей произвольного или непроизвольного усвоения человеком социального опыта); экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами; идентификация (отождествление) — неосознаваемое отождествление человеком себя с другим человеком, группой, образцом; рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности. С помощью рефлексии человек может изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя. Поэтому важными здесь появляются понятия «психическое», рассматриваемое как внешнее проявление внутренней психической деятельности, и «психологическое», рассматриваемое как внешнее проявление внутренней психической деятельности, как реакции человека на воздействие внешних и внутренних факторов. Именно эти нюансы и учитывает социальный педагог: для него становится важным выявить характер воздействия и определить, какие именно факторы влияют на состояние личности и направленность такого влияния — позитивное, стимулирующее или негативное, разрушающее воздействие. Таким образом, роль «психического» и «психологического» в деятельности социального педагога

является первоопределяющей, так как на этой основе он выявляет саму социально-педагогическую проблему и строит схему дальнейшего воздействия на личность, строит своего рода гипотезу «лечения ее проблемы», планирует и реализует набор мероприятий, в которые включает искомую личность, заранее предполагая более или менее примерный или точный результат ее изменений.

Нередко сама личность не может справиться с влиянием социальной среды на свою психику, и здесь велика роль посредника — социального педагога. Социальный педагог, зная потенциал социума, его положительные и негативные возможности, может осуществить выбор положительного, необходимого для личности ресурса социума.

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности является неотъемлемой частью социально-педагогического процесса, способствующего формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности закономерно реализуется как компонент, функция социально-педагогического процесса.

Закономерный характер воспитания культуры безопасной жизнедеятельности осознается социальным педагогом как педагогический принцип, ориентирующий на подготовку воспитанников к безопасной жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. МОШКИН В. Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 9.

2. ТОРОХТИЙ В. С. О сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке. М., 2009.

3. ТОРОХТИЙ В. С. Роль этнопедагогики в формировании основ социально-педагогической деятельности образовательного учреждения // Этнос. Образование. Личность : науч. сб. по материалам 3 Волковских этнопедагогических чтений / ИПКРО РС (Я). Якутск, 2010.

4. ТОРОХТИЙ В. С. Социально-педагогическая поддержка детей как форма социальнопедагогической деятельности // Орхон их Сургууль «Эрдэм шинжилгээний бичиг» : науч. сб. Улаанбаатор, 2010. № 11 (на монг. яз.).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. С. Торохтий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.