Научная статья на тему 'Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния»: ожидание и реальность'

Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния»: ожидание и реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕГР ЗАГС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНВЕРТАЦИЯ / УКЭП / СТП / ЗАПИСЬ АКТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ПОВТОРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / USR RCSA / INFORMATION SYSTEM / CONVERSION / UQDS / STP / RECORD OF ACT / STATE REGISTRATION / DUPLICATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краузе В. А.

Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) вот уже на протяжении столетия фиксируют наиболее важные события в жизни каждого человека от самого рождения до смерти. Каждый день в отделы ЗАГС обращаются граждане за предоставлением услуг: государственная регистрация семи актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, установление отцовства, усыновление (удочерение), перемена имени), выдача повторных документов, внесение изменений и дополнений. То, насколько качественно будут оказываться данные услуги, зависит престиж всего государства. Для усовершенствования сферы предоставления услуг населению была создана информационная система «ЕГР ЗАГС», которая начала свою работу с 1 октября 2018 г. Цель статьи сопоставить ожидаемые результаты от внедрения информационной системы и то, как осуществляется работа в настоящее время. В качестве объекта исследования рассмотрим федеральную информационную систему «ЕГР ЗАГС», в качестве предмета исследования выступит механизм работы данной системы. Преимущественно использовался метод включенного наблюдения.Register of civil state acts (RCSA) have been recording the most important events in the life of every person from birth to death for over a century. Every day, citizens turn to civil registry offices to provide services: state registration of seven acts of civil status (birth, death, marriage, divorce, establishment of paternity, adoption, change of name), issuance of duplicates, making changes and additions. How well these services will be provided depends on the prestige of the entire state. To improve the scope of the provision of services to the public, the USR RCSA information system was created, which began its work on October 1, 2018. The purpose of the article is to compare the expected results from the implementation of the information system and how the work is currently being carried out. As an object of study, we consider the federal information system USR RCSA, as the subject of research will be the mechanism of this system. Mostly, the method of inclusive observation was used.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния»: ожидание и реальность»

УДК 34.342

В. А. Краузе

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ»: ОЖИДАНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Принята к публикации 16.12.2019

Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) вот уже на протяжении столетия фиксируют наиболее важные события в жизни каждого человека от самого рождения до смерти. Каждый день в отделы ЗАГС обращаются граждане за предоставлением услуг: государственная регистрация семи актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, установление отцовства, усыновление (удочерение), перемена имени), выдача повторных документов, внесение изменений и дополнений. То, насколько качественно будут оказываться данные услуги, зависит престиж всего государства.

Для усовершенствования сферы предоставления услуг населению была создана информационная система «ЕГР ЗАГС», которая начала свою работу с 1 октября 2018 г. Цель статьи — сопоставить ожидаемые результаты от внедрения информационной системы и то, как осуществляется работа в настоящее время. В качестве объекта исследования рассмотрим федеральную информационную систему «ЕГР ЗАГС», в качестве предмета исследования выступит механизм работы данной системы. Преимущественно использовался метод включенного наблюдения.

Ключевые слова: ЕГР ЗАГС, информационная система, конвертация, УКЭП, СТП, запись акта, государственная регистрация, повторные документы.

Уже больше года по всей стране органы ЗАГС осуществляют свою деятельность в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Реализация проекта по созданию данной информационной системы, которая содержала бы сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния, была возложена на Правительство Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования».

Основу ЕГР ЗАГС составляет программное обеспечение, в котором осуществляется государственная регистрация всех видов записей актов, осуществляется внесение изменений и дополнений в уже существующие записи, в том числе действия по выдаче повторных документов, формирование ответов о предоставлении информации об актах гражданского состояния по запросам других органов.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2019. № 4 (18). © В. А. Краузе, 2019

Оператором данной системы выступила Федеральная налоговая служба России. Оператор федеральной информационной системы, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» осуществляет: создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных, обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования федеральной информационной системы и т. д.

Предполагается, что сотрудники органов ЗАГС после подтверждения права на доступ к системе смогут выполнять любое действие по государственным услугам в сфере актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных, в частности:

1) иметь онлайн-доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их хранения на всей территории Российской Федерации, который необходим для совершения того или иного юридически значимого действия органом ЗАГС;

2) по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр, в день обращения получать повторный документ: свидетельство или справку, независимо от того, где хранится актовая запись;

В. А. Краузе. Федеральная государственная информационная система ЕГР ЗАГС: ожидание и реальность

3) осуществлять проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;

4) в перспективе — использовать сведения Реестра ЗАГС как основной источник формирования Реестра населения;

5) взаимодействовать со всеми участниками системы актов гражданского состояния — органами ЗАГС разных субъектов Российской Федерации только в электронной форме;

6) представлять сведения уполномоченным органам автоматизированным способом в электронном виде в среде СМЭВ.

Рассмотрим заявленные возможности информационной системы ЕГР ЗАГС на примере Специализированного отдела регистрации актов гражданского состояния о смерти по г. Новосибирску управления по делам ЗАГС Новосибирской области.

Главным и несомненным плюсом является тот факт, что получить документ о смерти, будь то свидетельство или справка, можно в день обращения, независимо от места государственной регистрации. Когда ранее, например, гражданам было необходимо направлять письменное заявление на получение повторных документов и отправлять его по средствам почтовой связи, на что уходило в среднем 14 дней с учетом пересылки документа органом ЗАГС, более продвинутые пользователи могли направлять заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день процедура выдачи повторных документов выглядит следующим образом: если гражданину, обратившемуся в Специализированный отдел ЗАГС нужно получить повторный документ о смерти родственника, чья смерть зарегистрирована другим отделом записи актов гражданского состояния, Специализированный отдел формирует извещение в ЕГР ЗАГС о необходимости конвертации записи акта о смерти, если запись составлена до 1 октября 2018 г. Это связано с тем, что на данный момент Единый государственный реестр не содержит информацию обо всех записях актов гражданского состояния. В процессе работы разработчиками ЕГР ЗАГС осуществлялось налаживание функционала точечной конвертации (перевод актовых записей с бумажного носителя в программу для дальнейшей выдачи документа заявителю), так как в программе содержатся актовые записи, составленные только с 1 октября 2018 г.

Если же запись акта составлена после 1 октября 2018 г., отдел ЗАГС беспрепятственно находит необходимую запись и осуществляет юридически значимое действие. Повторный документ выдается с одновременным отправлением в орган ЗАГС по месту хранения актовой записи извещения о необходимости внесения отметки в запись акта о выдаче повторного документа.

В отличие от получения гражданами документов из других органов ЗАГС, процесс получения документов, составленных Специализированным отделом, стал более трудоемким. До мар-

та 2019 г. сохранялось право выдавать повторные свидетельства и справки о смерти из программы «Находка-ЗАГС», на что уходило примерно пятнадцать минут, но затем данное право было отменено в связи с тем, что из данной программы свидетельство выходит без рЯ-кода.

Процесс выдачи повторных документов стал включать в себя следующие этапы:

1. Перенос информации из актовой записи с бумажного носителя в ЕГР ЗАГС.

2. Отправка на подпись руководителю (уполномоченному работнику).

3. Проверка на правильность заполнения актовой записи и подписание руководителем (уполномоченным работником).

4. Процедура заполнения данных заявителя, распечатка свидетельства, внесение записей об умершем и заявителе в книгу по учету расхода бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния о смерти.

Если в очереди на прием к специалисту несколько граждан, смерть родственников которых зарегистрирована до 1 октября 2018 г., ситуация усугубляется. Участились случаи высказывания неудовлетворения гражданами данным механизмом работы.

Время на выдачу документов увеличилось, нагрузка на специалистов органа ЗАГС также повысилась ввиду нехватки кадров.

Процесс перевода актовых записей с бумажного носителя в ЕГР ЗАГС будет осуществляться до конца 2019 г., после чего весь архив, в частности Специализированного отдела, будет содержаться в данной информационной системе.

Информационная система ЕГР ЗАГС совершенствуется в процессе своей работы, и не всегда это проходит гладко, нередки случаи сбоев уже налаженных функций. Существует плановый график обновления Единого государственного реестра, но бывали случаи обновлений без предупреждения. После обновления могут нарушиться отступы печати свидетельства, количество страниц заявления о смерти в письменной форме, исчезнуть название юридического лица на бумажном носителе в записи акта, могут самопроизвольно измениться даты рождения умершего, выход на бумажный носитель кодов причин смерти и т. д. Имела место трехдневная парализация ЕГР ЗАГС по всей стране, когда невозможно было производить государственную регистрацию, что вызвало широкий общественный резонанс. Специализированный отдел ЗАГС такой сбой ощущал наиболее остро, ведь регистрация смерти близкого человека является для людей тяжелым моментом в жизни и не должен усугубляться еще больше.

Большие трудности в настоящее время также связаны с невозможностью формирования Единым государственным реестром алфавитной книги. Объем зарегистрированных записей актов гражданского состояния о смерти Специализированным отделом насчитывает в среднем за один год около 20 тысяч. Следовательно, алфавитную

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

книгу необходимо составить вручную, как, впрочем, посчитать количество зарегистрированных мужчин, женщин и детей до года (в том числе на первой неделе жизни) для статистической отчетности. Произвести выборку по данным критериям в ЕГР ЗАГС не представляется возможным.

Каждая актовая запись, составленная в отделе ЗАГС, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) руководителем отдела в день составления. Имеют место сбои в подписании актовых записей, расхождение информации в электронном варианте и на бумажном носителе после подписания.

Как можно заметить, на сегодняшний день недостатки ФГИС ЕГР ЗАГС преобладают над

достоинствами. Система считается новой, так как вступила в действие всего лишь год назад, работа по совершенствованию функционала, учету специфики работы каждого органа ЗАГС продолжает осуществляться. Сотрудники системы технической поддержки стремятся устранить возникшие неполадки в кратчайшие сроки и предложить пути решения возникших проблем. Федеральная информационная система продолжает свой путь развития по улучшению работы сотрудников органов записей актов гражданского состояния и предоставления услуг населению.

Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент А. В. Сигарев

V. A. Krause

FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEM "UNITED STATE REGISTER OF CIVIL STATE

ACTS": EXPECTATIONS AND REALITY

Register of civil state acts (RCSA) have been recording the most important events in the life of every person from birth to death for over a century. Every day, citizens turn to civil registry offices to provide services: state registration of seven acts of civil status (birth, death, marriage, divorce, establishment of paternity, adoption, change of name), issuance of duplicates, making changes and additions. How well these services will be provided depends on the prestige of the entire state.

To improve the scope of the provision of services to the public, the USR RCSA information system was created, which began its work on October 1, 2018. The purpose of the article is to compare the expected results from the implementation of the information system and how the work is currently being carried out. As an object of study, we consider the federal information system USR RCSA, as the subject of research will be the mechanism of this system. Mostly, the method of inclusive observation was used.

Keywords: USR RCSA, information system, conversion, UQDS, STP, record of act, state registration, duplicates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.