Научная статья на тему 'Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС'

Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ / NOTARY / ОРГАНЫ ЗАПИСЕЙ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ELECTRONIC INTERACTION / РЕЕСТР ЗАПИСЕЙ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ОПОСРЕДОВАННОЕ УЧАСТИЕ / MEDIATED PARTICIPATION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / CIVIL STATUS RECORDS / REGISTER OF CIVIL STATUS RECORDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антошина Марина Владимировна

Данная статья представляет на обозрение актуальные аспекты новшеств российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с Единым государственным реестром записей гражданского состояния. Федеральная нотариальная палата утверждает, что поддельных документов станет меньше благодаря новым технологиям нотариата. С 2018 г. все нотариусы России получили возможность запрашивать необходимые для совершения нотариальных действий сведения о гражданском состоянии заявителей напрямую из соответствующего электронного реестра органов записи актов гражданского состояния (далее ЗАГС). Реальность такова, что внедренная в России система регистрации актов гражданского состояния в полном объеме не отражает современных тенденций применения электронных средств в нотариальном делопроизводстве. В рамках настоящей статьи приводится вывод о значении усовершенствований нормативно-правового регулирования этапов внедрения, создания, информационно-технического обеспечения существования реестра ЗАГС и его взаимодействия с иными публичными структурами информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN RUSSIAN LEGISLATION ON ELECTRONIC INTERACTION OF NOTARIES WITH A SINGLE STATE REGISTER OF THE REGISTRY OFFICE

This article deals with the current aspects of the innovations in the Russian legislation on electronic interaction of the notary with the Unified State Register of Civil Status Records. The Federal Chamber of Notaries asserts that counterfeit documents will be reduced due to new notary technologies. Since 2018, all notaries of Russia have been able to request information about the civil status of the applicants necessary for the performance of notarial acts directly from the relevant electronic register of civil registration bodies (hereinafter Registry Office). The reality is that the civil registration system introduced in Russia does not fully reflect the current trends in the use of electronic means in notarial office work. Within the framework of this article, the conclusion is made about the importance of improvements in the regulatory and legal regulation of the stages of implementation, creation, information and technical support of the registry of the registry office and its interaction with other state information systems.

Текст научной работы на тему «Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС»

УДК 347

М. В. Антошина

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

НОВШЕСТВА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НОТАРИАТА С ЕДИНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЕСТРОМ ЗАГС

Аннотация. Данная статья представляет на обозрение актуальные аспекты новшеств российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с Единым государственным реестром записей гражданского состояния. Федеральная нотариальная палата утверждает, что поддельных документов станет меньше благодаря новым технологиям нотариата. С 2018 г. все нотариусы России получили возможность запрашивать необходимые для совершения нотариальных действий сведения о гражданском состоянии заявителей напрямую из соответствующего электронного реестра органов записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Реальность такова, что внедренная в России система регистрации актов гражданского состояния в полном объеме не отражает современных тенденций применения электронных средств в нотариальном делопроизводстве.

В рамках настоящей статьи приводится вывод о значении усовершенствований нормативно-правового регулирования этапов внедрения, создания, информационно-технического обеспечения существования реестра ЗАГС и его взаимодействия с иными публичными структурами информатизации.

Ключевые слова: нотариат, органы записей гражданского состояния, электронное взаимодействие, реестр записей гражданского состояния, информационная система, опосредованное участие, ответственность.

М. V. Antoshina

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

INNOVATIONS IN RUSSIAN LEGISLATION ON ELECTRONIC INTERACTION OF NOTARIES WITH A SINGLE STATE REGISTER OF THE REGISTRY OFFICE

Abstract. This article deals with the current aspects of the innovations in the Russian legislation on electronic interaction of the notary with the Unified State Register of Civil Status Records. The Federal Chamber of Notaries asserts that counterfeit documents will be reduced due to new notary technologies. Since 2018, all notaries of Russia have been able to request information about the civil status of the applicants necessary for the performance of notarial acts directly from the relevant electronic register of civil registration bodies (hereinafter - Registry Office). The reality is that the civil registration system introduced in Russia does not fully reflect the current trends in the use of electronic means in notarial office work.

Within the framework of this article, the conclusion is made about the importance of improvements in the regulatory and legal regulation of the stages of implementation, creation, information and technical support of the registry of the registry office and its interaction with other state information systems.

Key words: notary, civil status records, electronic interaction, register of civil status records, information system, mediated participation, responsibility.

В Российской Федерации нотариальные органы сформированы с целью предоставить охрану правам и законным интересам физических лиц и организаций посредством осуществления самими нотариусами и иными управомоченными

сотрудниками нотариальных контор действий от имени публичной власти, регулируемых положениями нормативно-правовых актов.

Деятельность нотариата в нашей стране регулируется Конституцией РФ [3], Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее - Основы о нотариате) [11] и иными нормативно-правовыми актами.

На территории Российской Федерации функционируют государственные нотариусы, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой. Обе категории сотрудников органов нотариата имеют равные права и несут одинаковые обязанности (ст. 2 Основ о нотариате).

Профессиональная практика нотариусов не обладает признаками предпринимательской деятельности, так как не нацелена на получение приращения дохода. Нередко закон устанавливает безвозмездное оказание услуг нотариусом.

Современная российская действительность говорит о том, что нотариат развивается сверхбыстрыми этапами, предоставляет своим потребителям (гражданам и юридическим лицам) инновационные решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот, который, в свою очередь, и снизит количество фактов предъявления в адрес нотариусов фальшивых документов [14; 15].

Например, в практике нотариусов встречались клиенты, которые оформляли поддельное свидетельство о браке с умершим человеком, чтобы войти в число наследников (см.: Постановление АС УО от 08.05.2015 № А50-14001/2014 [13], Постановление АС ВВО от 26.04.2016 № А82-11554/2014 и др.) [7].

Статья 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об актах гражданского состояния» устанавливает, что во-первых, акты гражданского состояния - это поступки физических лиц или обстоятельства, формирующие возникновение, изменение или прекращение правомочий и обязанностей, а также отражающие юридическое положение физических лиц; во-вторых, акты гражданского состояния обязательны к государственной регистрации, которая осуществляется структурами ЗАГС, функционирующими на территории региона России: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть [10].

Нотариусам такой доступ прежде всего необходим для оперативного получения сведений о рождении, смерти, заключении и прекращении брака, отцовстве, смене ФИО, а также для фиксирования корректировок уже существующих актов гражданского состояния.

Как отметила член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко, «теперь нотариус буквально в два клика, зайдя в соответствующий электронный реестр ЗАГС, сможет поверить подлинность предоставленного документа» [2].

Безусловно, нотариусы всегда проводят доскональную проверку представленных документов и, в случае возникновения сомнений, делают целый ряд запросов в различные инстанции для получения достоверной информации. Например, в конце прошлого года одному из московских нотариусов удалось разоблачить «черных риелторов» благодаря своевременно направленному запросу в Калужский ЗАГС. Мошенники пытались с помощью фальшивых документов присвоить себе чужое имущество.

Однако далеко не всегда ответы на запросы нотариусов поступали быстро, иногда ожидание затягивалось на недели, месяцы. Оперативному обмену информацией препятствовало отсутствие общей базы данных записей актов гражданского состояния. Взаимодействие внутри сети подразделений ЗАГС было затруднено, сведения не всегда обновлялись своевременно. Как итог - предоставление недостоверных данных нотариусу.

Теперь же обмен сведениям между нотариусами и органами ЗАГС будет происходить через систему межведомственного электронного взаимодействия

(СМЭВ). Нотариусы являются полноправными участниками этой системы с 2014 г.

Итак, закон от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» отразил процесс формирования Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ст. 13.1). Данный инструмент дает правомочия представителям нотариата в рамках своей деятельности делать запросы из баз Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния [9].

Указанный выше инструмент начал функционировать с 1 января 2018 г.

Планируется, что в течение 2018-2019 гг. рассматриваемый Реестр дополнят сведениями об актах гражданского состояния, сформированными в 1926 г. и позднее, которые сейчас продолжают находиться в архивах на бумажных носителях.

Также рассматриваемый Реестр объединит в себе информацию об иностранных документах, которые подтверждают факты гражданского состояния, свершившиеся за рубежом на основании нормативных актов других стран в отношении граждан РФ.

Но проблемы все же есть: регионы формируют записи актов гражданского состояния посредством разного программного обеспечения, информационное взаимодействие среди подразделений ЗАГС отсутствует, что ведет к неточностям сведений.

Актуальные нормы закона об информатизации нотариальных органов позволяют направлять электронные документы в иные населенные пункты и субъекты России. В этом случае каждый работник нотариата правомочен подтвердить подлинность данного документа на бумажном носителе, а также переслать любому иному представителю нотариата, на которого укажет пользователь услуги [8]. В ином населенном пункте нотариус сформирует из присланной электронной версии документа его бумажный (идентичный по юридическому значению) аналог, заверит и передаст пользователю услуги [5, с. 62-64].

В идеале, функционирование Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния позволит формировать устойчивость и правомерность делового оборота [9].

Итак, перечень информации, которая требуется при осуществлении нотариальных действий, таков:

- сведения о государственной регистрации рождения (смерти);

- сведения о государственной регистрации заключения (расторжения) брака;

- сведения об установлении отцовства;

- сведения об изменении имени;

- сведения о внесении изменений (исправлений) в соответствующие акты гражданского состояния.

Все, что становится известно представителям нотариальных органов при осуществлении соответствующих действий, является нотариальной тайной, которая не обнародуется [6, с. 33].

Федеральная нотариальная палата утверждает, что формируемый Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния - это инструмент современного российского общества, который даст возможность представителям нотариата апеллировать правдоподобными сведениями для осуществления процедур нотариального характера, то есть результативно противостоять противоправным деяниям недобросовестных лиц, особенно при заверении договоров купли-продажи недвижимости, долей и акций в уставных капиталах организаций, при подтверждении факта наследования [4].

Обращает на себя внимание тот факт, что единого положительного мнения у самих нотариусов о проблемах внедрения реестра ЗАГС не сложилось.

Предполагается, что нелегко станет предоставить охрану сведений рассматриваемого Реестра, что ставит под угрозу их обнародование и противоправное применение [7]. Здесь также важен фактор своевременного и достаточного финансирования вновь вводимого инструмента, так как при малейшем нестабильном экономическом положении в стране поддержание охраны и конфиденциальности сведений в Реестре будет под сомнением [1 ].

Также высказывается мнение, что для формирования реестра ЗАГС на должном технологическом уровне [16; 17] необходимо увеличить сроки его внедрения в практику.

Несмотря на это, Министерство финансов РФ утверждает, что запуск и внедрение реестра ЗАГС осуществится в те временные рамки, которые урегулированы в нормативно-правовых актах, в том числе при «неукоснительном следовании положениям об охране и защите персональных данных от неправомерного доступа».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС / Портал TAdviser. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ index.php /Проект: Регистр_населения_России_на_базе_реестра_ЗАГС_(проект_ФНС) (дата обращения: 27.01.2018).

2. Игнатенко А. Поддельных документов станет меньше благодаря новым технологиям нотариата / А. Игнатенко //Сайт Федеральной нотариальной палаты «Нотариат.рф»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://notariat.ru/ru-ru/news/poddelnyh-dokumentov-stanet-menshe-blagodarya-novym-tehnologiyam-notariata (дата обращения: 25.01.2018).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.01.2018).

4. Королев И. Власти создадут электронные досье на всех россиян поголовно / И. Королев // Сетевое издание CNews [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.m/news/top/2016-07-elektronnye_dose_na_vseh_rossiyan (дата обращения: 21.01.2018).

5. Котляров С.Б. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества / С.Б. Котляров, О.В. Кукушкин, О.Е. Храмова // Социально-политические науки. — 2016. — № 2. — С. 62-64.

6. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок / А.Н. Маремкулов // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2016. — № 3. — С. 32-35.

7. Нотариусам откроют доступ к Единому государственному реестру ЗАГС / Информационный портал Informatio.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// informatio.ru/news/society/itogi_i_prognozy/notariusam_otkroyut_dostup_k_edinomu/ (дата обращения: 27.01.2018).

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156007/ (дата обращения: 21.01.2018).

9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»: федер. закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200018/ (дата обращения: 27.01.2018).

10. Об актах гражданского состояния: федер. закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/ (дата обращения: 21.01.2018).

11. Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1581/ (дата обращения: 29.01.2018).

12. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 № Ф01-1168/2016 по делу № А82-11554/2014 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=AVV&n=74699#01689300989170781 (дата обращения: 27.01.2018).

13. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2015 № Ф09-2379/15 по делу № А50-14001/2014 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= AUR&n=161814#06951137313383782 (дата обращения: 28.01.2018).

14. Романовская О.В. К дискуссии о будущем нотариата / О.В. Романовская // Нотариус. — 2013. — № 5. — С. 40-44.

15. Романовская О.В. К проекту закона о нотариате / О.В. Романовская // Нотариус. — 2012. — № 4. — С. 4-9.

16. Романовская О.В. Российский нотариат и международная унификация права / О.В. Романовская // Московский журнал международного права. — 2009. — № 4. — С. 119-132.

17. Храмцовская Н. Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния / Н. Храмцовская // Блог Натальи Храмцовской [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusrim.blogspot.ru/2016/07/blog-post_19.html (дата обращения: 27.01.2018).

REFERENSES

1. Gosduma priniala v pervom chtenii zakonoproekt o sozdanii edinogo reestra ZAGS (The State Duma has adopted in the first reading the bill of creation of the unified register the registry office). Available at: http://www.tadviser.ru/index.php/Proekt:Registr_naseleniia_ Rossii_na_baze_reestra_ZAGS_(proekt_FNS) (accessed 27.01.2018).

2. Ignatenko A. Poddel'nykh dokumentov stanet men'she blagodaria novym tekhnologi-iam notariata (Counterfeit documents will become less thanks to new technologies of a notary). Available at: https: //notariat.ru/ru-ru/news/poddelnyh-dokumentov-stanet-menshe-blago darya-novym-tehnologiyam-notariata (accessed 25.01.2018).

3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 5.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant. ru/ (accessed 22.01.2018).

4. Korolev I. Vlasti sozdadut elektronnye dos'e na vsekh rossiianpogolovno (The authorities will create electronic files on all Russians). Available at: http://www.cnews.rn/news/ top/2016-07-elektronnye_dose_na_vseh_rossiyan (accessed 21.01.2018).

5. Kotliarov S.B., Kukushkin O.V., Khramova O.E. Search of effective model of interaction between the state and civil society institutes. Sotsial'no-politicheskie nauki = Sociopolitical sciences, 2016, no. 2, pp. 62-64 (in Russian).

6. Maremkulov A.N. For the study of coercive law-making as a means of resolving legislative errors. Severo-Kavkazskii iuridiche-skii vestnik = North Caucasus Legal Vestnik, 2016, no. 3, pp. 32-35 (in Russian).

7. Notariusam otkroiut dostup k Edinomu gosudarstvennomu reestru ZAGS (Will open for notaries access to the Unified state register the registry office). Available at: https:// informatio. ru / news/society / itogi_i_prognozy /notariusam_otkroyut_dostup_k_edinomu / (accessed 27.01.2018).

8. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: feder. za-kon ot 21.12.2013 № 379-FZ (On introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation: the federal law from 21.12.2013 no. 379-FZ). Available at: http://www. consultant.ru / document /cons_doc_LAW_ 156007/ (accessed 21.01.2018).

9. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob aktakh grazhdanskogo sostoianiia»: feder. zakon ot 23.06.2016 № 219-FZ (On introduction of amendments to the Federal law "On Acts of Civil Status": the federal law from 23.06.2016 no. 219-FZ). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200018/ (accessed 27.01.2018).

10. Ob aktakh grazhdanskogo sostoianiia: feder. zakon ot 15.11.1997 № 143-FZ (On acts of civil status: the federal law from 15.11.1997 no. 143-FZ): http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_16758/ (accessed 21.01.2018).

11. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii «O notariate» (utv. VS RF 11.02.1993 № 4462-1) (red. ot 31.12.2017) (Principles of the legislation of the Russian Federation "On a notary" (it is approved by the Supreme Council of the Russian Federation 11.02.1993 no. 4462-1) (an edition from 31.12.2017)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1581/ (accessed 29.01.2018).

12. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Volgo-Viatskogo okruga ot 26.04.2016 № F01-1168/2016 po delu № A82-11554/2014 (The resolution of Arbitration court of the Volga-Vyatka district from 26.04.2016 no. F01-1168/2016 on the case no. A82-11554/2014). Available at: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AVV&n=74699#0168 9300989170781 (accessed 27.01.2018).

13. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Ural'skogo okruga ot 08.05.2015 № F09-2379/15 po delu № A50-14001/2014 (The resolution of Arbitration court of Ural federal district from 08.05.2015 no. F09-2379/15 on the case no. A50-14001/2014). Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AUR&n=161814#06951137313383782 (accessed 28.01.2018).

14. Romanovskaya O.V. On the discussion about the future of Notaries. Notarius = Notary, 2013, no. 5, pp. 40-44 (in Russian).

15. Romanovskaya O.V To the draft of law on notaries. Notarius = Notary, 2012, no. 4, pp. 4-9 (in Russian).

16. Romanovskaya O.V. The Russian notary and the international unification law. Mos-kovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava = Moscow Journal of International Law, 2009, no. 4, pp. 119-132 (in Russian).

17. Khramtsovskaia N. Edinyi gosudarstvennyi reestr zapisei aktov grazhdanskogo sostoianiia (Unified state register of civil registrations). Available at http://rusrim. blogspot.ru/2016/07/blog-post_19.html (accessed: 27.01.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Антошина Марина Владимировна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: marina. [email protected].

AUTHOR

Antoshina Marina Vladimirovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Антошина М. В. Новшества российского законодательства об электронном взаимодействии нотариата с единым государственным реестром ЗАГС / С.И. Козлов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2018.— Т. 6, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Antoshina М. V. Innovations in Russian legislation on electronic interaction of notaries with a single state register of the registry office. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.