Государственное регулирование внесения изменений и исправлений в запись акта
гражданского состояния
State regulation of changes and corrections in the record of the act of civil status
Горбунова О. А.
Студент 3 курса
Факультет Экономическая теория, мировая экономика и государственное муниципальное управление ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
г.Улан-Удэ e-mail: bravo-4ever@list.ru
Gorbunova O. A.
Student 3 term
Faculty of Economic theory, world economy and public administration East Siberia State University of Technology and Management
Ulan-Ude e-mail: bravo-4ever@list.ru
Научный руководитель Сахаровская Е. Ц.
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
г. Улан-Удэ
Scientific adviser Sakharovskaya E. T.
Cand. Sc. Economics, Associate Prof. East Siberia State University of Technology and Management
Ulan-Ude
Аннотация.
В статье рассматриваются причины, по которым граждане обращаются в органы ЗАГС для внесения исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния. Тема актуальна и важна, так как от этого зависит получение наследства, установление родственных связей, оформление и начислений пенсий. Приведены основания для внесения исправлений и изменений.
Annotation.
The article discusses the reasons why citizens apply to the registry office to make corrections and changes to the record of the act of civil status. The topic is relevant and important, as it affects the inheritance, the establishment of family ties, registration and accruals of pensions. The reasons for corrections and changes are given.
Ключевые слова: гражданское состояние, документ, государственная регистрация актов, ЗАГС, внесение изменений.
Key words: civil status, document, state registration of acts, registry office, amendments.
Основным документом, которым руководствуются в своей деятельности органы ЗАГС России, является Федеральный закон № 143 «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон) принятый Государственной Думой в третьем чтении 22 октября 1997 года и одобренный Советом Федерации 5 ноября того же года. Законодательный акт был подписан президентом и вступил в силу 15 ноября 1997 года.
Одно из направлений, регулируемое Законом, является исправление и изменение записей актов гражданского состояния. Глава 9 определяет четкий порядок действий при внесении изменений в документы о государственной регистрации актов гражданского состояния. Пункты статья 69 определяют полный перечень основания для исправления и изменения, вносимые в записи актов гражданского состояния. Исправления
вносятся в документы, выданные органами ЗАГС, только если соблюдается обоюдное согласие всех заинтересованных лиц и имеются веские причины [1].
Если стороны же стороны не достигают общего решения, внесение изменений будет исполняться на основании решения суда. Современное законодательство руководствуется следующие причинами, являющимися основанием для внесения изменений в свидетельства и иные документы о гражданском состоянии: актовые записи акта об усыновлении; об установлении отцовства, о перемене имени; решения суда, вступившее в законную силу, решение органов опеки или попечительства; заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребёнка, об изменении данных об отце ребёнка или их исключении; заявление совершеннолетнего лица об изменении сведений о родителях/родителе, если они оформили перемену имени; установленной формы документ от органов дознания и следствия, устанавливающий личность умершего человека, чья смерть была зарегистрирована, как смерть неизвестного лица, документ, подтверждающий смерть лица, которое было репрессировано, а потом реабилитированного в соответствии с законом о реабилитации, если смерть была оформлена ранее, и заключение органов ЗАГС о необходимости внесения исправлений и изменений [1].
Статья 70 Закона подробно описывает причины, составления заключения органа ЗАГС: если в записи указаны неполные или неправильные сведения, неточности, орфографические ошибки, если запись составлена без учета правил, учрежденных законодательство субъектов Российской Федерации, а также, если заявителем предоставляется документ об изменении пола гражданина, выданный медицинской организацией по утвержденной форме, при установленном, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, порядке. С заявлением о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния заинтересованное лицо может обратиться в орган ЗАГС или по месту его жительства или по месту хранения актовой записи, которая подлежит исправлению или изменению. Если лицо, в отношении которого была ранее составлена запись акта умерло, внесение исправлений или изменений будет производиться родственником или другим заинтересованным лицом.
Заинтересованность таких граждан установлена Приказом «Об утверждении перечня документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Закона право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния», утвержденного Минюстом России 19.08.2016 № 194 [2]. В большинстве случаев, с какими заявлениями обращаются близкие умершего для вступления в права наследства, потому что в документах, выданных органами ЗАГС не должно быть ошибок и неточностей. Очень часто граждане, достигшие пенсионного возраста, сталкиваются с тем, что в документах, ранее составленных органами ЗАГС, присутствуют неверные сведения, и для оформления пенсии — это необходимо устранить, привести в соответствие с другими документами.
Много неудобств заявителям доставляют буквы «е» и «ё». Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» обязывает должностных лиц при заполнении официальных бумаг соблюдать правила современного русского языка в части орфографии и пунктуации. Но получилось так в одних правоустанавливающих документах, особенно старых, выданных в советскую эпоху, буква «е», а в других «ё» и сотрудники органов ЗАГС обязаны эти нарушения устранить, чтобы граждане смогли реализовать свои права [3].
Меняются времена, совершенствуется законодательство, к документам, выдаваемыми органами ЗАГС предъявляются большие требования. В записях актов о рождении до 60-х годов прошлого века, указывались неполные сведения: не указывалось отчество и место рождения ребенка, а в свидетельствах о рождении,
выдаваемых в то время эти данные записывались. И при обращении граждан за повторными документами о рождении, работники органа ЗАГС, обязаны выдать документ в неполными данные, без указания отчества и места рождения ребенка, в соответствии с правилами заполнения бланков свидетельств. В настоящий момент это привела к тому, что в органы ЗАГС, поступает немало заявлений от лиц, желающих, чтобы в выдаваемых документах была указана полная информация. Нередки случаи, когда в актовых записях данные записаны в сокращенном виде, и для устранения этих ошибок, подается заявление о внесении исправлений. Поэтому очень важно, чтобы при предоставлении услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, при заполнении записей актов гражданского состояния, специалисты грамотно, правильно и достоверно вносили необходимую в соответствии с действующим законодательством, информацию.
Хотелось бы обратить внимание, что документы представленными заявителями и являющиеся основанием для регистрации того или иного вида акта гражданского состояния, содержат ошибки и неточности, поэтому это еще одна важная задача для сотрудника органа ЗАГС, внимательно проверять такие документы и на первоначальном этапе не допускать составления записей с неправильными сведениями, сообщать гражданину о выявленных недостатках и предлагать принять меры к их устранению.
Нужно отметить, что в Республике Бурятия, между районными отделами и секторами ЗАГС документооборот с 2015 года велся в электронной форме, что значительно сокращало время по предоставлению государственной услуги. Тем не менее, полностью отказаться от отправки материалов по внесению исправления или изменения по почте было невозможно, так как это не позволял, действовавший на тот момент «Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» № 412 от 29.11.2011 года [4].
С 01 октября 2018 года органы ЗАГС Российской Федерации работают в новой федеральной государственной информационной системе «ЕГР ЗАГС». Эта программа имеет большие преимущества. Если ранее в регионах России были разные информационные системы, и электронный документооборот между органами ЗАГС субъектов был практически невозможен. Гражданам долгое время приходилось ждать необходимые свидетельства и справки, а также после подачи заявления о внесении исправления или изменения, необходимые записи актов и документы. В соответствие с новым «Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» № 307 от 28.12.2018 года в случае принятия решения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, формируется и направляется Проект заключения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в электронном виде на координирование в отделы ЗАГС, которые будут исполнять заключение. Установлен период рассмотрения проекта заключения - 1 день с момента поступления, а в случае выдачи отказа в предоставлении государственной услуги - 2 дня [5].
Новая программа ФГИС «ЕГР ЗАГС» рассчитана на то, что изменения будут вносится даже в те записи, которые составлены в других субъектах Российской Федерации, и будет производится выдача документа уже не только по месту хранения записи, но и по месту подачи заявления о внесении исправления или изменения. Для заявителей это очень удобно и займет значительно меньше времени, даст скорейшую возможность обратиться в соответствующие организации и учреждения с документами, выдаваемыми органами ЗАГС. Но для этого записи, составленные органами ЗАГС, должны быть преобразованы, т.е. сконвертированы и перенесены в «ЕГР ЗАГС».
Поэтому на данном этапе перед органами ЗАГС нашей страны, помимо освоения новой программы, стоит большая задача по успешной конвертации записей актов гражданского состояния, что значительно поспособствует более качественному и более быстрому предоставлению государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), статьёй 333.26 определяет размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами. Так пункт 5 данной статьи указывает, что за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, оплачивается государственная пошлина в сумме 650 рублей (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ), независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств. Федеральным законом от 02.11.2013 № ЗОб-ФЗ, установлено, что за внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, государственная пошлина не уплачивается (п 2.2. ст. 333.26 Кодекса) [6]. Введенный пункт был необходим и своевременен, так как таких гражданам было достаточно много, около 50 % от общего количества заявлений о внесении изменений. Статья 333.39 Кодекса рассматривает льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния, и определяет круг лиц освобожденных от уплаты государственной пошлины: от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, освобождаются физические лица за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, включая выдачу свидетельства, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств [6].
При наличии заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, необходимых документов, предусмотренных законодательством, и полученных истребованных копий записей актов гражданского состояния исправление или изменение вносятся в записи актов гражданского состояния или во внесении таких исправлений или изменений заявителю отказывается.
Если отсутствуют основания, то органы ЗАГС не могут внести изменения или исправления в записи актов гражданского состояния и выдать новые документы. Причинами этого могут быть: отсутствие записей актов гражданского состояния, являющиеся основаниями для внесения исправлений, наличие разночтений в представленных заявителем документах, неполучение записей актов гражданского состояния с территории стран бывшего Советского Союза. Если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, обязательно подлежат возврату. Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправления или изменения в
запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд [1]. При рассмотрении заявлений о внесении исправлений и (или) изменений, заявлений о неправильности записи акта гражданского состояния в судебных инстанциях, представители органов ЗАГС, выступают в качестве третьих лиц.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с последними изменениями.
2. Приказ Минюста России от 19.08.2016 № 194 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2016 № 43386).
3. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации».
4. Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (утв. приказом Минюста России от 29 ноября 2011 года № 412). // http://zags.government-nnov.ru
5. Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (утв. приказом Минюста России от 28.12.2018 года № 307) // http://zags.government-nnov.ru
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 17-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), // Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/