Научная статья на тему 'Государственное регулирование регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации'

Государственное регулирование регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1341
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГС / регистрация актов гражданского состояния / единый электронный реестр / электронный документооборот / электронификация / Registry office / registration of acts of civil status / a single electronic registry / electronic document management / electronification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андерсон Илона Ильинична

Государственная регистрация актов гражданского состояния является инструментом фиксации гражданского в стране. На данный момент инструменты регистрации актов гражданского состояния и работы органов ЗАГС являются устаревшими и не удовлетворяют современным запросам. В связи с этим в январе 2016 года Президент России В.В.Путин подписал Указ о создании единого электронного реестра зарегистрированных актов гражданского состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of registration of acts of civil status in the Russian Federation

State registration of acts of civil status is a tool for fixing civil in the country. At the moment tools of registration of acts of civil status and work of civil registry offices are outdated and do not meet modern demands. In this regard, in January 2016, Russian President Vladimir Putin signed a Decree on creation of a unified electronic register of acts of civil status.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации»

Государственное регулирование регистрации актов гражданского состояния в

Российской Федерации.

State regulation of registration of acts of civil status in the Russian Federation.

Андерсон Илона Ильинична,

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС (Санкт - Петербург) Студент 4 курса, факультет Государственного и муниципального управления

Anderson Ilona,

North-West Management Institute - a branch RANEPA (St. Petersburg) Student of4st year, Department of State and Municipal Management

Аннотация.

Государственная регистрация актов гражданского состояния является инструментом фиксации гражданского в стране. На данный момент инструменты регистрации актов гражданского состояния и работы органов ЗАГС являются устаревшими и не удовлетворяют современным запросам. В связи с этим в январе 2016 года Президент России В.В.Путин подписал Указ о создании единого электронного реестра зарегистрированных актов гражданского состояния.

Ключевые слова:

ЗАГС, регистрация актов гражданского состояния, единый электронный реестр, электронный документооборот, электронификация.

Abstract.

State registration of acts of civil status is a tool for fixing civil in the country. At the moment tools of registration of acts of civil status and work of civil registry offices are outdated and do not meet modern demands. In this regard, in January 2016, Russian President Vladimir Putin signed a Decree on creation of a unified electronic register of acts of civil status.

Keywords:

Registry office, registration of acts of civil status, a single electronic registry, electronic document management, electronification.

Введение

На фоне ежегодного увеличения в Российской Федерации количества зарегистрированных актов гражданского состояния, и, как следствие, повышения объёма обрабатываемой органами ЗАГС информации и документов, всё активнее высказываются предложения по введению электронной системы подачи заявлений и обработки актов гражданского состояния.

. В настоящий момент органы ЗАГС справляются со своей работой, однако сроки рассмотрения обращений постепенно увеличиваются. Экстенсивные пути разрешения проблемы уже не приемлем: в связи с все возрастающим удорожанием содержания гигантского штата сотрудников, а также падением общего коэффициента полезного действия с появлением каждого нового учреждения или введения новой должности специалиста.

При сохранении текущей динамики в сфере демографических

и экономических процессов в государстве, количество регистрируемых актов гражданского состояния будет увеличиваться пропорционально изменению качества жизни населения, что в свою очередь значительно увеличит нагрузку на органы ЗАГС.

Также в ходе исследования в общей динамике были выявлены, помимо планомерного увеличения количества регистрируемых актов, трудно прогнозируемые спады, заметно влияющие на загруженность органов ЗАГС. Из этого можно сделать вывод, что решение зарождающейся проблемы в виде увеличения нагрузки на органы ЗАГС путём увеличения штата сотрудников, в долгосрочной перспективе, является

малоэффективным и затратным для бюджета. Необходимо продумать варианты, которые позволят снизить уровень нагрузки на органы ЗАГС, не прибегая к ординальным изменениям в размерах штатов сотрудников.

В связи с этим в январе 2016 года Президент России В.В.Путин подписал Указ о создании единого электронного реестра зарегистрированных актов гражданского состояния

Также на ряду общего увеличения количества обращений в ЗАГС увеличивается уровень сложности задач, решаемый работниками ЗАГС. В такой ситуации экстенсивный путь развития и решение проблем и загруженности органов ЗАГС путём увеличения штата сотрудников является не целесообразным. Следует искать более рациональные методы по устранению существующих трудностей.

В связи с этим 15 января 2016 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 13 \ «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» - Указ о создании единого электронного реестра зарегистрированных актов гражданского состояния

В контексте данного диплома нас интересует пункт 1,часть а), третий абзац, а именно: «Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций: «...» по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния». После обсуждения комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о создании Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, а 11 апреля 2016 года данный законопроект был одобрен и на заседании Правительства.

Как понятно из названия Указа Президента, система регистрации актов гражданского состояния является не основным объектом для улучшения,

а лишь инструментом. Тем не менее, Президент Российской Федерации выделил процесс электронификации реестра актов гражданского состояния как один из значимых этапов для достижения главной цели - укрепление платежной дисциплины и улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы России.

Положительные последствия электронификации базы данных ЗАГСов

Окончательный переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере регистрации актов гражданского состояния произойдёт 1 января 2018 года. На сегодняшний день производится перенос данных о зарегистрированных актах из актовых книг в электронную форму. Из ожидаемых улучшений в сфере регистрации актов гражданского состояния следует выделить:

• Сокращение срока оказания государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния;

• Предотвращение нарушения законодательства в области регистрации актов гражданского -работники ЗАГСа смогут сделать запрос в единую базу данных и выяснить, существуют ли препятствий для отказа в регистрация акта для данного гражданина;

• Упрощение процедуры повторной выдачи свидетельства о регистрации акта гражданского состояния в любом ЗАГСе страны;

• Экономия средств федеральных бюджетов, выделяемых на содержание и обслуживание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

Также, к положительным последствиям, не относящимся напрямую к процессу регистрации актов гражданского состояния, но ожидаемых после создания электронной базы данных можно отнести упрощение оказания государственных услуг и экономия денег, выделяемых из государственного бюджета на проведение перепись населения.

Спорные моменты и возможные негативные последствия вызванные единой электронной базой

данных ЗАГС

В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что оператором электронной базы данных зарегистрированных актов будет Федеральная Налоговая Служба. Это вызвано тем, что изначально разработка проекта по созданию базы данных зарегистрированных актов гражданского состояния, направлена на улучшение системы функционирования Федеральной налоговой службы. Также, по мнению экспертов, такой выбор оператора обусловлен тем, что в электронной информационной системе

1 Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Опубликован

20 января 2016 г. Дата подписания 15 января 2016 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6877 (9)

Федеральной налоговой службы, на сегодняшний день, учтено 145,4 миллиона физических лиц через идентификационные номера налогоплательщика - ИНН2.

В законопроекте «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния» предусмотрена возможность получения органами ЗАГС необходимых данных из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия, не позднее пяти дней со дня отправки запроса. Получается, все органы ЗАГС России создают базу данных, для доступа к которой им дополнительно нужно отправлять запросы. На наш взгляд данная ситуация, пусть и сократить время ожидания на регистрацию акта гражданского состояния, относительно срока ожидания на сегодняшний день, в дальнейшем может заметно тормозить работу органов регистрации актов гражданского состояния. Возможно, целесообразно было бы создать для ЗАГСосв и для Федеральной налоговой службы равные условия и сроки для получения информации из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

Также, по мнению Михаила Юрьевича Брауде-Золотарева, директора ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС, существует большая угроза сохранности персональных данных и сбои в работе из-за отказов работы системы3. Могут быть попытки ложных изменений, удалений и хищений личных данных. По словам эксперта в большинстве развитых стран правительство избегает подобной концентрации персональных данных ради обеспечения безопасности частной жизни своих граждан. При изучении проекта Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и сопутствующей ему документации видно, что разработчики уделяют этому аспекту внимание.

Так, например, внесение данных о записи акта гражданского состояния производится с помощью усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа ЗАГС. Также, при внесении изменений в запись акта гражданского состояния, в Едином реестре сохраняется и ранее составленная запись акта гражданского состояния. Таким образом, в случае попытки внести ложные изменения в запись акта гражданского состояния, даже при помощи усиленной квалификационной электронной подписи, в базе данных останутся сведения о ранее зарегистрированной, верной записи.

При изучении таблиц расчёта сложности регистрации актов гражданского состояния4 было отмечено, что сложность процесса проверки документов, внесения сведений в поисковую систему, отправка запросов и подтверждений в другие органы государственного управления занимают до 35% от трудоёмкости всего процесса. Логично предположить, что после введения в эксплуатацию Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, процесс регистрации актов гражданского состояния упростится. При анализе аналогичного опыта введения единого государственного реестра юридических лиц можно прогнозировать приблизительное снижение коэффициента сложности регистрации актов гражданского состояния.

Также, основываясь на показателях динамики изменения количества регистрируемых актов, мы сделаем приблизительный прогноз количества регистрируемых актов и с помощью формулы (1) вычислим, как повлияет введение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния на средний коэффициент сложности актов гражданского состояния. Прогноз роста количества регистрируемых актов составлен на основе формул и прогнозов Росстата.

Kia=(Aр*Kр+Aб*Kб+Aрб*Kрб+Aу*Kу+Aуо*Kуо+Aш*Kпи+Ac*Kc)A (1)5

Где:

А - общее количество зарегистрированных актов;

Aр - количество актов о государственной регистрации рождения;

^ - коэффициент сложности государственной регистрации рождения;

Aб - количество актов о государственной регистрации брака;

^ - коэффициент сложности государственной регистрации брака;

Aрб - количество актов о государственной регистрации расторжения брака;

2 Российская газета - Федеральный выпуск №6899 (31) 12.02.2016 Рубрика: Экономика URL: https://rg.ru/2016/02/12/f№s-pri-pomoshchi-zagsov-sozdast-edi№yj-reestr-i№formacii.html (дата обращения 20.02.2016)

3 Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС URL http://tadviser.ru/a/308608 (дата обращения 20.04.2016)

4 Приказ Минюста Российской Федерации от 12.10.2009 № 345 «Об утверждении порядка определения среднего коэффициента сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации» Приложение №2 к Порядку Расчёта коэффициентов сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС. «Российская газета», № 211, 11.11.2009

5 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 октября 2009 г. № 345 г. Москва «Об утверждении Порядка определения среднего коэффициента сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации Опубликован 11 ноября 2009 г.Дата подписания 12 октября 2009 г.Российская газета - Федеральный выпуск №5035 (211)

Крб - коэффициент сложности государственной регистрации расторжения брака;

Ау - количество актов о государственной регистрации усыновления (удочерения);

Ку - коэффициент сложности государственной регистрации усыновления (удочерения);

Ауо - количество актов о государственной регистрации установления отцовства;

Куо - коэффициент сложности государственной регистрации установления отцовства;

Апи - количество актов о государственной регистрации перемены имени;

Кпи - коэффициент сложности государственной регистрации перемены имени;

Ас - количество актов о государственной регистрации смерти;

Кс - коэффициент сложности государственной регистрации смерти;

Ки 2ООО=7,29; К1а 2005=7,32; К1а 2010=7,37; К1а 2015=7,41; КШ2019=7,46.

А2ООО=5303906; А2005= 5756645; А2010= 6051243; А2015= 6239931;

А2019= 6406332.

6600000

6500000

6400000

6300000

6200000

6100000

6000000

5900000

5800000

■Общее количествово зарегистрированы х актов

•Средний коэфициент С/Ю1 юс 1 и актов гражданского состояния

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Год

(Рис. 1) Ожидаемые изменения среднего коэффициента сложности регистрации актов гражданского

состояние.

На графике представлена предполагаемая выгода от перехода к Единому государственному реестру записей актов гражданского состояния. Как видно, систему ЗАГС ожидает значительная выгода, снижение уровня нагрузки и в следствии снижение уровня затрат на регистрацию актов гражданского состояния благодаря Единому государственному реестру записей актов гражданского состояния. К схожим выводам пришли и эксперты счётной палаты.

Вывод: из всего вышеизложенного следует, что уровень нагрузки на органы ЗАГС неуклонно возрастает и система регистрации актов гражданского состояния, на сегодняшний день, нуждается в усовершенствовании. Простое увеличение штата в такой ситуации не будет являться действенным способом решения проблемы, ведь увеличивается не только количество регистрируемых актов, увеличивается ещё и их суммарная трудоёмкость. Следует пересматривать сами методы и механизмы регистрирования актов гражданского состояния. Подтверждением данного высказывания служит особое внимание к вопросу регистрации актов гражданского состояния со стороны правительства, в лице Владимира Владимировича Путина и управления Министерства Юстиций. Главным инструментом улучшения работы органов ЗАГС, на данный момент, является система электронизации реестра актов гражданского состояния, вводимая в эксплуатацию Федеральной Налоговой Службой. После запуска Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в 2018 году, ожидается значительное ускорение работы системы органов регистрации актов гражданского состояния и упрощения процедуры выдачи повторных свидетельств об актах гражданского состояния. Для части проблемных, и, на данный момент непроработанных моментов функционирования системы органов ЗАГС, также подойдёт электронификация. Переход от бумажного к электронному документообороту значительно ускорит процесс регистрации актов гражданского состояния. Также следует свести бумажное дублирование к минимум.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998

№ 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998.

2. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Опубликован 20 января 2016 г. Дата подписания 15 января 2016 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6877 (9)

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 октября 2009 г. № 345 г. Москва «Об утверждении Порядка определения среднего коэффициента сложности актов гражданского состояния и юридически значимых действий, совершаемых органами записи актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации». Опубликован 11 ноября 2009 г. Дата подписания 12 октября 2009 г. Российская газета - Федеральный выпуск №5035 (211)

Электронные ресурсы

1. Официальная статистика РОССТАТА URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

2. Российская газета - Федеральный выпуск №6899 (31) 12.02.2016 Рубрика: Экономика URLhttps://rg.ru/2016/02/12/fns-pri-pomoshchi-zagsov-sozdast-edinyj-reestr-informacii.html (дата обращения 20.02.2016)

3. Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС URL http://tadviser.ru/a/308608 (дата обращения 20.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.