мечается у спортсменов выступавших по схеме «подстраховка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Божко А.И Тяжелая атлетика : учебное пособие для секций, коллективов физической культуры (для занятий с начинающими) / А.И. Божко. - Москва : Физкультура и спорт, 1959. - 175 с.
2. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика : учебник для институтов физической культуры / А.Н. Воробьев. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 238 с.
3. Замогильнов А.И. Теория и методика физической культуры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Замогильнов. - Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. - 283 с.
4. Лучкин Н.И. Тяжелая атлетика : [учебник для ин-тов физ. культуры] / Н.И. Лучкин. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва : Физкультура и спорт, 1962. - 271 с.
5. Тяжелая атлетика и методика преподавания : учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. А.С. Медведева. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 112 с.
6. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
7. Роман Р. А. Тренировка тяжелоатлета / Р. А. Роман. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 175 с.
8. Результаты соревнований за 2020 год // Федерация тяжелой атлетики России : [сайт]. -URL: https://rfwf.ru/results/ (дата обращения: 10.09.2020).
REFERENCES
1. Bozhko, A.I. (1959), Weightlifting: textbook for sections, groups of physical education (for training with beginners), Physical education and sport, Moscow.
2. Vorobiev, A.N. (1988), Weightlifting: textbook for institutes of physical education, Physical education and sport, Moscow.
3. Zamogilnov A.I. (2017), Theory and methodology of physical culture: textbook for students of higher educational institutions enrolled in areas 49.03.01 Physical culture, Shuya.
4. Luchkin, N.I. (1956), Weightlifting: textbook for institutes of physical education, Physical education and sport, Moscow.
5. Medvedev, A.S. (1986), Weightlifting and teaching methods: textbook for institutes of physical education, Physical education and sport, Moscow.
6. Platonov, V.N. (1997), General theory of training athletes in Olympic sports, Olympic Literature, Kiev:
7. Roman, R.A. (1968), Weightlifter's training, Physical education and sport, Moscow.
8. Weightlifting Federation of Russia. Competition results for 2020, available at: https://rfwf.ru/results/ (date of access: 09/10/2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2021
УДК 796.88
ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА РЫВКА КЛАССИЧЕСКОГО В ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ
АТЛЕТИКЕ
Светлана Эдуардовна Тё, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Наиль Нариманович Мухамедьяров, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь; Сергей Юрьевич Тё, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск, филиал военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва; Ольга Сергеевна Тё, Сибирский государственный университет физической культуры и
спорта, Омск
Аннотация
В представленной статье авторы на основе как личного, так и многолетнего практического и научно-исследовательского опыта подготовки высококвалифицированных женщин-тяжелоатлеток анализируют фазовую структуру рывка штанги двумя руками - одного из двух соревновательных упражнений классического двоеборья. Женская тяжёлая атлетика стала равноправным членом летней олимпийской программы в 2000 году в Сиднее и, как показало время, на сегодняшний день уверенно занимает свою нишу в ней. Поэтому вопросы, связанные с решением проблем подготовки, сохранения здоровья, участия в соревнованиях и увеличения спортивного результата женщин-спортсменок не теряют своей актуальности на протяжении всего времени существования тяжелоатлетических видов спорта силовой направленности, как таковых. Можно с уверенностью констатировать, что в рассматриваемом виде двигательной деятельности биомеханические параметры движений эквивалентны технике выполнения соревновательных упражнений, культуре двигательных действий, спортивной этике и эстетике, а также, на этой основе - эмоциональной составляющей соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тяжёлая атлетика, женщины-спортсменки, биомеханика, фазовая структура, рывок классический.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p359-366
PHASE STRUCTURE OF THE CLASSIC SNATCH IN WOMEN'S WEIGHTLIFTING
Svetlana Eduardovna Tyo, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Nail Narimanovich Mukhamedyarov, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Department chair, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yaku-bov, Simferopol; Sergey Yuryevich Tyo, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk Automobile and Armored Engineering Institute, Omsk, branch of the Military Academy of Material and Technical Support named after General of the Army A.V. Khruleva; Olga Ser-geevna Tyo, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
In this article, the authors analyze the phase structure of the two - handed barbell snatch, one of the two competitive exercises of the classic double-event, based on both personal and long-term practical and research experience in training highly qualified women weightlifters. Women's weightlifting became an equal member of the summer Olympic program in 2000 in Sydney and, as time has shown, today confidently occupies its niche in it. Therefore, issues related to solving the problems of training, maintaining health, participating in competitions and increasing the athletic performance of women athletes do not lose their relevance throughout the entire existence of weightlifting sports of a power orientation, as such. It's safe to say that in this type of motor activity biomechanical parameters of movements is equivalent to the technique of competitive exercises, culture, physical actions, sporting ethics and aesthetics and, on this basis, the emotional component of competitive activity.
Keywords: weightlifting, women athletes, biomechanics, phase structure, classic snatch.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития спортивного движения, стремительное вторжение «прекрасной половины» человечества в сферу деятельности совсем недавно, казалось бы, чисто мужских видов спорта безоговорочно требует поиска новых путей повышения эффективности процесса подготовки квалифицированных отечественных спортсменок, способных на равных конкурировать с мировыми лидерами и достойно представлять российский спорт на мировых спортивных аренах. Хотим мы этого или нет, но время берёт своё - и исторический ход происходящих в мире событий невозможно остановить - тем более коренным образом повлиять на создавшуюся ситуацию или изменить её [1, 2].
Мировой масштаб возникновения и всеобщего развития женской тяжёлой атлетики является ярким примером, подтверждающим эту ситуацию, поэтому федерация тяжёлой атлетики России (ФТАР) была вынуждена, если так можно сказать, развивать данный вид спорта на территории Российской Федерации.
На сегодняшний день женщины-тяжелоатлетки, как и мужчины, соревнуются в десяти (10) весовых категориях, семь (7) из которых являются олимпийскими.
Женские весовые категории выглядят следующим образом: до 45 кг, 49 кг, 55 кг, 59 кг, 64 кг, 71 кг, 76 кг, 81 кг, 87 кг и более 87 кг [3].
По семь категорий из каждого разряда уже одобрены МОК для соревнований в них на Олимпийских играх - Токио-2020. Но в связи с пандемией эпидемии коронавируса (соу1^19) эти Олимпийские игры в Японии перенесены для проведения на лето 2021 года. Представители мужского пола будут выступать в следующих весах: до 61 кг, 67 кг, 73 кг, 81 кг, 96 кг, 109 кг и свыше 109 кг. Женская часть соревнующихся - до 49 кг, 55 кг, 59 кг, 64 кг, 76 кг, 87 кг и свыше 87 кг.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в условиях соревновательной деятельности на международных и всероссийских соревнованиях различного уровня в период с 2017 по 2020 годы. В исследовании приняли участие МС МК по тяжёлой атлетике Козлова Александра, Тё Ольга, Алеева Татьяна и Вострикова Мария. Проводилась экспертная оценка техники выполнения рывка классического исследуемыми спортсменками и экспериментальная методика, позволяющая отследить и зафиксировать динамические и кинематические характеристики при выполнении подъёма спортивного снаряда (штанги) высококвалифицированными спортсменками.
Первое соревновательное упражнение тяжелоатлетического двоеборья рывок классический - характеризуется в большей степени, как скоростное, сложно координационное движение с разновременной взаимозависимой ритмовой структурой и сложнейшими пространственно-временными перемещениями спортивного снаряда и самого спортсмена, т.е. системы «атлет-штанга», удерживающего в руках этот самый спортивный снаряд (штангу). Атлет выполняет это движение в условиях ограничения времени и площади опоры. Таковая характеристика упражнения и определяет конкретные требования к кинематическим и динамическим параметрам техники выполнения рывка классического в процессе выполнения (согласования) работы всей системы «атлет-штанга».
Фазовое деление осуществлялось по схеме, предложенной в своё время А.А. Лу-кашевым в 1972 (три периода и шесть фаз) - без вставания, а в настоящее время адаптированной и доработанной С.Ю. и С.Э. Тё. Согласно, этой схемы, всё движение было разделено на четыре периода и восемь фаз, потому что согласно правил соревнований по тяжёлой атлетике, если поднятый вес не фиксируется атлетом, то попытка ему не засчи-тывается и это может привести спортсмена(ку) к нулевой оценке, что весьма нежелательно. Таким образом, движение в рывке классическом было разделено на 4 (четыре) периода и 8 фаз: каждый из четырёх периодов включал в себя по две последовательные фазы (1-ый период - 1-ю и 2-ю фазы; 2-ой - 3-ю и 4-ю фазы; 3-ий период - 5-ю и 6-ю; 4-ый - 7-ю и 8-ю фазы).
По результатам комплексного исследования биомеханических параметров движения системы «атлет-штанга» как в рывке, так и в толчке классическом, проведённого на элитных тяжелоатлетах-мужчинах сборной команды страны (основной и запасной составы) были получены следующие результаты, которые можно обозначить как модельные для данного вида спорта. Первый период («тяга») состоит из двух фаз - 1-я фаза это взаимодействие атлета со штангой до момента отделения её от помоста - «МОШ» (момент отрыва штанги от помоста). Длительность первой фазы в среднем равна 0,37 с. Она начинается с момента приложения усилия к штанге и заканчивается моментом отделения штанги от помоста и 2-я фаза - предварительный разгон. Вторая фаза длится от МОШ до первого максимума разгибания коленных суставов. К моменту завершения этой фазы снаряд перемещается к тяжелоатлету и достигает примерно уровня коленей. Длительность второй фазы в среднем 0,51 с. Общая длительность первого периода имеет индиви-
дуальный временной разброс.
Задача второй фазы состоит в том, чтобы, перемещая спортивный снаряд (штангу) по оптимальной траектории, сообщить ему необходимую скорость и принять рациональную позу перед выполнением последующего двигательного акта - третьей фазы.
Второй период («подрыв») включает в себя ещё две последующие фазы - 3 фаза -амортизационная (фаза «амортизации»). Данная фаза начинается со сгибания ног атлета в коленных суставах и завершается к моменту наибольшего сгибания ног в этих суставах. Длительность третьей фазы у высококвалифицированных (элитных) тяжелоатлетов-мужчин равна в среднем 0,13 с. Самые высокие показатели этого значения были зафиксированы у чемпиона Олимпийских игр 1980 года в Москве Юрика Варданяна - 0,11 с.
Задача вышеуказанной фазы состоит в том, чтобы, сохраняя оптимальное взаимодействие между системой «атлет-снаряд-опора» максимально сохранить достигнутую за счёт выполнения тяги скорость, путём быстрого выполнения этой фазы - ударного взаимодействия спортсмена с опорой (удара).
Далее следует 4-я фаза - фаза финального разгона, которая выполняется с момента наибольшего сгибания ног в коленных суставах и продолжается до момента наибольшего разгибания (вторичного разгибания) ног в коленных суставах, а также в тазобедренных и голеностопных. Время выполнения этой фазы равно 0,16 с.
Решаемые задачи четвёртой фазы - в момент приложения усилий к грифу движение штанги и ОЦТ системы «атлет-штанга» должны совпадать по направлению; достичь максимальной скорости движения штанги на возможно большей высоте за счёт мощной работы мышц ног и туловища
Третий период («подсед») состоит из 5-ой и 6-ой фаз - безопорного и опорного подседа; пятая фаза - безопорный и шестая - опорный подсед. 5-я фаза начинается с момента полного вторичного разгибания ног в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах - прыжка атлета со штангой в руках - отрывом стоп (ног) от помоста; заканчивается эта фаза постановкой ног (стоп) на опору т.е. помост и быстрым «уходом» спортсмена под штангу - очередным максимальным сгибанием ног в коленных и голеностопных, в тазобедренных суставах. Длительность выполнения пятой фазы равна в среднем 0,28 с.
Задача пятой фазы - постоянно воздействовать на снаряд и, отталкиваясь от него, очень быстро переключиться от подрыва к подседу, к мгновенной перестановке ног.
Шестая фаза - опорный подсед. Выполняется от максимума высоты подъёма штанги до момента фиксации её в подседе (высота подъёма штанги в рывке составляет 70-78% роста атлета, в среднем - 74%).
Задача 6-ой фазы - зафиксировать снаряд в опорном подседе, максимально использовать подвижность в суставах без значительных отклонений от первоначальной площади опоры. Время выполнения шестой фазы во многом зависит от точности выполнения ухода под штангу и расстановки ног, а также правильного, но в большей степени рационального положения спортсмена в подседе. Длительность данной фазы в среднем составила 0,32 с.
Четвёртый период («фиксация») - 7-я фаза (вставание), 8-я фаза (конечное (финальное) положение).
Седьмая фаза выполняется от максимума сгибания ног в опорном подседе - фиксации снаряда в седе и заканчивается максимумом разгибания ног в коленных суставах, т.е. фиксацией штанги на прямых руках с полностью выпрямленными ногами (угол в коленных суставах - 1800). Время выполнения обозначенного периода находится в широком диапазоне и, согласно правил соревнований, никак не ограничивается.
Задачей 7-ой фазы является удержание штанги над головой на прямых руках при конечном разгибании ног.
Восьмая фаза - конечное положение (фиксация). Фаза начинается с полного выпрямления ног в коленных суставах, принятия неподвижного положения и заканчивается командой судей опустить снаряд на помост. Как бы ни красиво была поднята штанга в одном из упражнений тяжелоатлетического двоеборья, но вес спортсмену будет не засчитан, если он или она не зафиксировали его.
Задача 8-ой фазы - зафиксировать (поднять) штангу над головой, согласно действующих правил соревнований по тяжёлой атлетике.
В среднем исследуемые высококвалифицированные тяжелоатлеты-мужчины выполняли рывок штанги двумя руками за 1,77 с. Усилие на опору у них при этом составляло Бмош=117,78; Б1=156,24; Б2=137,45; Ршш=69,55; Б4=189,52; Бшах=192,41 в процентах от поднимаемого веса, при вертикальном перемещении снаряда со скоростью движения штанги в граничные моменты фаз: У3=1,28 м/с; У4=1,40 м/с; Ушах=1,88 м/с. Углы в голеностопных суставах в рывке классическом 90% веса составляли: &3=87,970; &4=77,240; &5=107,550 и &3-4=10,720, а в коленных суставах соответственно: &3=147,140; &4=123,760; &5=169,380; &3-4=23,380.
Следует обратить самое пристальное внимание на тот факт (момент), что окончание каждого предыдущего движения является началом последующего, а для качественного (эффективного или оптимального) выполнения всего движения в целом каждая фаза изучаемого движения должна быть выполнена в соответствии с максимальными требованиями к кинематическим и динамическим параметрам (биомеханике), выполняемого (заданного) по необходимым характеристикам движения.
Женщины поднимают штангу не так как мужчины и эти различия в подъёме спортивного снаряда в соревновательных и специально-подготовительных упражнениях объективно зависят от анатомических и морфологических, физиологических и функциональных различий, особенностей психики (гендерные различия) и степени проявления физических (двигательных) качеств мужчин и женщин. В основе этих различий лежит половой диморфизм.
Профессиональный подход к делу и умение тандема «тренер-спортсмен» разложить целостное движение на части - является залогом успешного освоения и дальнейшего совершенствования изучаемого упражнения - как, например, в данном конкретном случае - рывка штанги двумя руками. Изучить каждую отдельную часть гораздо легче, нежели всё сразу, а затем после изучения каждой вновь соединить отдельные его части в единое целое - затем, учитывая биологические закономерности становления двигательного навыка, следует формировать (разложить по «полочкам») образование двигательного стереотипа в изучаемом соревновательном движении.
Общие двигательные задачи периодов и фаз движения были рассмотрены авторами как взаимодействие элементов и звеньев двигательного аппарата спортсменов на примере рывка классического
Движения человека осуществляются в неразрывной взаимосвязи его с внешней средой и в этом отношении определяются как работа системы «атлет-штанга-помост» и теми силами, которые действуют на организм. Внешним силам противодействуют силы мышечных тяг, развиваемые скелетными мышцами при их сокращении. движений отдельных частей тела. При анализе соревновательных движений тяжелоатлетов выяснилось, что двигательная структура рывка штанги двумя руками значительно более сложна и многообразна, чем считалось на первый взгляд. К двигательной деятельности человека относятся все перемещения тела в пространстве, любые трудовые движения, многообразные физические упражнения, мимические движения, связанные с речью, выражением эмоций и тому подобное.
Характерной чертой двигательной деятельности человека и животных является то обстоятельство, что в осуществлении движений принимает участие весь двигательный аппарат в целом, потому что даже не очень сложное движение представляет собой опре-
делённый набор (комплекс) простых движений в различных структурах, системах или суставах, обусловленную согласованной работой скелетных мышц.
При изменении взаимного расположения частей тела (поз) проекция ОЦТ несомненно меняется. Таковые изменения влекут за собой и изменения устойчивости тела или его звеньев. Многочисленными исследованиями было выявлено, что у женщин в положении стоя общий центр тяжести (ОЦТ) тела чаще всего, находится несколько ниже, чем у мужчин: у мужчин - в среднем на уровне передненижнего края тела 5-го (пятого) поясничного позвонка (индивидуальные колебания могут быть в пределах - от 3-го (третьего) поясничного до 5-го (пятого) крестцового позвонка); у женщин же - на уровне передне-нижнего края тела 1-го (первого) крестцового позвонка (индивидуальные колебания - от 5-го (пятого) поясничного до 1-го (первого) копчикового позвонка).
Устойчивость тела определяется величиной площади опоры, высотой расположения ОЦТ тела и местом прохождения вертикали, опущенной из ОЦТ, внутри площади опоры. Чем больше площадь опоры и чем ниже расположен ОЦТ тела, тем больше устойчивость тела. Так, в положении стоя с сомкнутыми стопами равновесие сохранять труднее, чем в положении, когда стопы находятся на ширине плеч. Если из положения стоя присесть, то высота расположения ОЦТ тела уменьшится, а устойчивость тела станет больше. Чем ближе к краю опоры проходит вертикаль, опущенная из ОЦТ тела, тем меньше возможностей для перемещения тела в этом направлении и тем легче нарушается равновесие в эту сторону.
1 фаза 2 фаза
Рисунок 1. - Рывок классический 100% веса (1-й период)
3 фаза 4 фаза
Рисунок 2. - Рывок классический 100% веса (11-ой период)
5 фаза 6 фаза
Рисунок 3. - Рывок классический 100% веса (111-й период)
7 фаза 8 фаза
Рисунок 4. - Рывок классический 100% веса (ТУ-й период)
На рисунках 1, 2, 3, 4 показана биомеханическая реализация при подъёме штанги 100 % веса в рывке классическом на чемпионате Европы среди юниоров и-23 по тяжёлой атлетике МС МК Ольгой Тё. Здесь целостное движение разбито на 4 (четыре) периода и 8 (восемь) фаз, а в таблице 1 даны кинематические и динамические характеристики рывка соревновательного в тяжёлой атлетике.
Таблица 1 - Динамические и кинематические параметры рывка классического 90 % веса (на примере МС МК Ольги Тё) ___
Параметры/ значения тяга под рыв подсед вставание
1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза 5 фаза 6 фаза 7 фаза 8 фаза
Duration 0.64 0.41 0.16 0.17 0.25 0.49 1.27 х
Vmax (м/с) х 1.1 1.428 2.199 2.183 0.034 0.842 х
H (см) х 27.868 48.157 80.616 110.2 89.517 152.192 max
F(kg)-all 165.663 127.586 224.652 18.638 117.913 153.794 87.657 weight of sistem
Fmax-all (kg) 165.663 168.981 224.652 225.757 117.913 164.59 154.639 weight of sistem
1 фаза - МОШ (момент отрыва штанги от помоста) и 2 фаза - предварительный разгон - составляют 1-ый период;
3 фаза - фаза амортизации, 4 фаза - финальный разгон - 2-ой период;
5 фаза - безопорный подсед, 6 фаза - опорный подсед - 3-ий период;
из 7 фазы - вставания и 8 фазы - фиксации - состоит 4-ый период.
ВЫВОД
Полученные результаты позволяют констатировать, что мужчины и женщины поднимают штангу по-разному по причине разницы в уровне развития физических качеств (двигательных способностей) и биологических особенностей развития и становления мужского и женского организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - 4-е изд. - Москва : Советский спорт, 2020. - 216 с.
2. Воробьёв, А.Н. Тяжелоатлетический спорт: очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.
3. Тё, С.Э. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / С.Э. Тё // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 9. - С. 66-67.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (2020), Foundations of special strength training in sports, Soviet Sport, Moscow.
2. Vorobiev, A N. (1977), Weightlifting: Essays on Physiology and Sport Training, Physical Culture and Sport, Moscow.
3. Tyo S.E. (2009), "Biomechanics of weightlifting exercises", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 66-67.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
УДК 796.012.2
ТЕСТИРОВАНИЕ ЛОВКОСТИ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ
Аркадий Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алексей Михайлович Седых, преподаватель, Алексей Викторович Полуян, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Евгений Геннадьевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Аннотация
Цель исследования: проанализировать организацию обучения курсантов и слушателей вузов МО РФ по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка)» в части касающейся направленности обучения на развитие профессионально важных физических качеств; разработать перечень упражнений (тестов) для оценки уровня сформированности физического качества ловкость, как наиболее важного военно-профессионального физического качества.
Задачи исследования: теоретически обосновать необходимость использования схемы проявления ловкости в военно-профессиональной деятельности будущих офицеров по боевому управлению ВКС России.
Полученные результаты: определены «поля» проявления ловкости у будущих офицеров по боевому управлению ВКС России, на основании которых разработаны тесты для проверки данного физического качества на занятиях по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка).