6. Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL : https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/12/VPO- 1_za_2019_g. .rar (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 13, 2013 N1065 "On approval of the implementation of the activities of school sports clubs and student sports clubs", available at: https://base.garant.ru/70487996/.
2. Morozova, L.V. and Morozov O.G. (2017), Popularization of the sports movement among students, Pedagogy: traditions and innovations: materials of the VIII International Scientific Conference. (Chelyabinsk, January 2017, Two Komsomol members, Chelyabinsk, pp. 8-11, available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11623/.
3. Order of the Governor of the Pskov Region dated 08.08.2018 N 54-RG "On the organization in the Pskov region of work on the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation dated May 07, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024", available at: http://edu.pskov.ru/spravochnaya-informaciya/realiza-ciya-ukaza-prezidenta-rf-ot-07052018-no-204-o-nacionalnyy-celyah-i-strategicheskih-zadachah/.
4. Consolidated report on the form of federal statistical observation No. 1-FC "Information on physical education and sport" for 2018, available at: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Svodnii-ot-shet-1fk-za_2018. xls.
5. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 N 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" (with amendments and additions), available at: https://base.garant.ru/71937200/.
6. Form N VPO-1 "Information about the organization that carries out educational activities on educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's programs", available at: https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/ 12 / VP0-1_za_2019_g..rar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2020
УДК 796.884
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫВКА У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университет, Уссурийск
Аннотация
Выявление биомеханических и кинематических параметров техники рывка в тяжелой атлетике у перворазрядников и мастеров спорта позволит сравнить техническое мастерство, раскрыть технические резервы тяжелоатлетов и повысить эффективность тренировочного процесса, а также совершенствовать рост спортивных результатов. Возникшие ошибки освоенной техники движений гораздо труднее исправить, чем предупредить их в формировании динамического стереотипа с самого начала обучения, потому что несовершенство техники движений могут быть исправлены только на основе знаний и повседневного использования биомеханических закономерностей, анализ которых создает резервы для роста спортивных результатов. Применение рациональной, научно обоснованной техники рывка в тяжелой атлетике c начального обучения до этапа совершенствования, создает определенные уровни в методической преемственности тренировки - от элементарной, упрощенной техники новичка до технического искусства мастера, и улучшит эффективность соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, рывок, фазы выполнения, параметры углов, биомеханические и кинематические данные.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p239-244
BIOMECHANICAL AND KINEMATIC CHARACTERISTICS OF THE JERK AT WEIGHTLIFTERS OF VARIOUS QUALIFICATIONS
Boris Grigorievich Manshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University, Ussuriysk
Abstract
Identification of biomechanical and kinematic parameters of the jerk technique in weightlifting among the first-class athletes and masters of sports will allow comparing technical skills, revealing technical reserves of weightlifters and increasing the efficiency of the training process, as well as improving the growth of sports results. It is much more difficult to correct errors in the mastered technique of movements than to prevent them from forming a dynamic stereotype from the very beginning of training, because imperfections in the technique of movements can be corrected only on the basis of knowledge and everyday use of biomechanical patterns, the analysis of which creates reserves for the growth of sports results. The use of rational, scientifically based jerk techniques in weightlifting from initial training to the improvement stage creates certain levels in the methodological continuity of training - from the elementary, simplified technique of the beginner to the technical art of the master, and will improve the effectiveness of competitive activity.
Keywords: weightlifting, snatch, the execution phase, the parameters of the angles, biomechanical and kinematic data.
ВВЕДЕНИЕ
Применение рациональных научно обоснованной техники рывка в тяжелой атлетике на этапе спортивного совершенствования создаст определенную связь методик тренировки спортсменов от низшей квалификации до мастеров спорта. Изучение этих связей может стать одним из существенных резервов совершенствования технического мастерства тяжелоатлетов, роста спортивных результатов, что позволит улучшить эффективность соревновательной деятельности.
Цель нашего исследования изучить, сравнить и экспериментально проверить кинематические и биомеханические параметры техники рывка в тяжелой атлетике у спортсменов первого разряда и мастеров спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследуемыми явились участники чемпионата Дальнего Востока, проходившего в г. Арсеньев Приморского края, возраст 17-20 лет, стаж занятий 6-7 лет, в весовых категориях различий не было. Определены 6 лучших перворазрядников и 6 мастеров спорта одной весовой категории.
Техника рывка выполнялась в соревновательных условиях и фиксировалась на цифровую видеокамеру. Видеоматериал обрабатывался с помощью компьютерной программы Silicon Coach PRO-6, обеспечивающей оценку пространственных, временных, скоростных, угловых параметров и траектории подъема штанги перворазрядниками и мастерами спорта (рисунок 1). Полученные данные у мастеров спорта и перворазрядников обрабатывались по биомеханическим (угловые параметры коленного и тазобедренного суставов, траектория подъема штанги ЦТШ) и кинематическим параметрам техники рывка (абсолютное время выполнения, скорость, ускорение и траектория движения), затем сопоставлялись и делались выводы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное анкетирование 8 тренеров по тяжелой атлетики Приморского края и Дальнего Востока (2 заслуженных тренера РФ, 2 с высшей и 4 первой квалификационной категорией) с целью получения информации о влиянии упражнений на технику рывка.
Рисунок 1 - Показатели биомеханических параметров техники рывка
Результаты опроса тренеров с различной квалификационной категорией показали, что 70% из них считают, что выполнение тяжелых рывковых тяг, увеличивает скорость выполнения классического рывка, 30% считают, что способствует снижению скорости. 85% считают, что прыжки в «глубину» увеличивают скорость подрыва и ухода под штангу, а 15% считают, наоборот. 95% считают, что статические упражнения являются одними из самые лучших для проработки углов в рывке, а 5% считают, что это не эффективные упражнения. В технике рывка нет мелочей. Каждая фаза движения рывка фиксируется в определенных параметрах: стартовое положение, цель которого создание оптимальных условий для эффективного использования своих возможностей при развитии максимальных усилий в первой фазе её подъёма (таблица1).
Таблица 1 - Показатели кинематических параметров исследования техники рывка у спортсменов перворазрядников и МС (п=12)___
Биомеханические параметры Средние показатели (М±т) Разность Достоверность различий (Р)
1 разряд МС Ед. В % t
Абсолютное время 5,43±0,91 11,13±2,94 5,7 51,21 2,95 <0,05
Скорость (м/с) 0,74±0,04 0,81±0,06 0,07 8,6 0,97 >0,05
Ускорение (м/с2) -0,24±0,13 0,08±0,19 0,32 400,0 1,4 >0,05
Показатели в таблице 1 фиксируют абсолютное время выполнения, скорость и ускорение подъема штанги перворазрядниками и мастерами спорта. Выполнение всего рывко-вого движения у МС в два раза растянуто во времени, но отдельные фазы характеризуют кратковременность усилий с проявлением максимальной мощности. Мастера спорта основательней подходят к подготовке стартового положения, чем перворазрядники, для них скорость менее важна, чем позиция на старте (позиция - правильная постановка рук, ног, угла туловища к помосту и прогиб в поясничном отделе) (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели биомеханических параметров исследования техники рывка спортсменов 1 разряда и МС в фазе старта (п=12) __
Фазы рывка Биомеханические параметры фаза старта (М±т) Достоверность различий (Р)
1 разряд МС
Время старта (с) 3,41±0,75 10,56±3,5 >0,05
Скорость старта (м/с) 0±0 0±0 >0,05
Ускорение старта (м/с2) 0±0 0±0 >0,05
Тяга начинается за счет мощного разгибания ног, до достижения середины бедра, движения в подъеме штанги, относительно медленные: атлет определяет правильность позиции, затем за счет силы ног и спины увеличивается скорость движения. Снаряд должен находиться в непосредственной близости от ног, что позволит поднять штангу с определенным весом. Тяга заканчивается энергичным разгибанием туловища с выходом на носки,
скорости тяги зависит от силы мышц разгибателей ног и мышц спины (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели кинематических параметров исследования техники рывка спортсменов 1 разряда и МС в фазе тяги (п=12)__
Фазы рывка Кинематические параметры фаза тяги (М±т) Достоверность различий (Р)
1 разряд МС
Время тяги (с) 1,21±0,47 0,73±0,19 >0,05
Скорость тяги (м/с) 1,14±0,22 0,69±0,14 >0,05
Ускорение тяги (м/с?) 0,04±0,31 -0,45±0,1 >0,05
Фаза подрыва носит «взрывной характер». Перворазрядники спешат и не дорабатывают эту фазу 0,46 с, у МС эта фаза длится 0,91 с, ноги и спина должны выпрямиться в одну линию, плечи поднимаются максимально вверх, после чего штангист выходит на носки. У МС при скорости 1,30 м/с увеличивается ускорение до 2,92 м/с2, перворазрядники имеют небольшое преимущество в скорости 1,50 м/с, но в два раза проигрывают в ускорении 1,14 м/с2 (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели кинематических параметров исследования техники рывка спортсменов 1 разряда и МС в фазе подрыва (п=12)__
Фазы рывка Кинематические параметры фаза подрыва (М±т) Достоверность различий (Р)
1 разряд МС
Время подрыва (с) 0,46±0,08 0,91±0,14 >0,05
Скорость подрыва (м/с) 1,50±0,28 1,30±0,15 >0,05
Ускорение подрыва (м/с?) 1,14±0,84 2,92±1,12 >0,05
Фаза подседа одна из сложных фаз в рывке. В подседе необходимо удержать спину в прогнутом положении и немного наклонив голову вперёд, при этом бёдра поджать к туловищу для того, чтобы поймать равновесие. Правильно выполненная фаза подседа развивает положительные усилия для подъема из подседа. Поэтому МС выполняют подсед более медленно и обстоятельно чем перворазрядники (таблица 5).
Таблица 5 - Показатели кинематических параметров исследования техники рывка спортсменов 1 разряда и МС в фазе подседа (п=12)__
Фазы рывка Кинематические параметры фаза подседа (М±т) Достоверность различий (Р)
1 разряд МС
Время подседа (с) 0,69±0,11 0,93±0,21 >0,05
Скорость подседа (м/с) 0,61±0,09 0,73±0,1 >0,05
Ускорение подседа (м/с?) -0,94±0,25 -1,32±0,84 >0,05
Фаза вставание из подседа осуществляется за счет мышц разгибателей ног при сохранении прогнутой спины. Атлет удерживает равновесие за счет смещения таза назад и постепенного поднимания штангу вверх. Несмотря на больший вес штанги и смещение ЦТШ вверх, МС меньше тратят времени 1,17 с, за счет увеличения скорости 0,59 м/с и снижения ускорения, чем перворазрядники: 1,67 с, 0,47м/с, 0,11 м/с2 соответственно (таблица 6).
Таблица 6 - Показатели кинематических параметров исследования техники рывка спортсменов 1 разряда и МС в фазе вставания (п=12)__
Фазы рывка Кинематические параметры фаза вставания (М±т) Достоверность различий (Р)
1 разряд МС
Время вставания (с) 1,67±0,27 1,17±0,28 >0,05
Скорость вставания (м/с) 0,47±0,08 0,59±0,05 >0,05
Ускорение вставания (м/с?) 0,11±0,46 -0,78±0,28 >0,05
Исследование биомеханических параметров угловых показателей в тазобедренных и коленных суставах у перворазрядников составляет 60,16° и 82,84°, а у МС 55,34° и 62,5°
(по Р.А. Роман 2006, 45° и 70°) (рисунок 2).
Щ-sJ i
Рисунок 2 -Биомеханические параметры техники рывка мастера спорта
Правильно принятая позиция на старте отразится на силе, которую может проявить спортсмен, с изменением положения сустава изменится длина мышц. Сила же, проявляемая мышцей, падает примерно пропорционально квадрату уменьшения её длины (Паувелс, 1954). Наименьшие величины тягового усилия мышца проявляет при своем наибольшем укорочении. Наоборот, максимальные величины могут быть проявлены, если мышца растянута до своей наибольшей длины. При изменении суставного угла тазобедренного и коленного суставах плечо тяги меняется, в результате меняется и вращательный момент силы. Следовательно, если тяга мышцы будет одной и той же, то при изменении угла, внешне проявляемая сила может увеличиться или уменьшиться в 4 раза.
Рисунок 3 - Биомеханические параметры техники рывка перворазрядника
Траектория подъема штанги является важным показателем качества техники спортсмена. Величина направления и характер траектории зависит от квалификации спортсмена, его стартового положения, роста атлета и веса снаряда. Перворазрядники поднимают штангу по траектории, пересекающей вертикаль один раз (рисунок 3). Данная траектория подъема штанги приближенная к вертикальной, что означает крайнее расстояние между двумя точками. Мастера спорта выполняют рывок по траектории, пересекающей вертикаль два раза, приближенная к 8 образной, т.е. штанга должна проходить как можно ближе к телу (рисунок 2). Траектория является наиболее лучшим информативным параметром, определяющим пространственное перемещение штанги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование показало, что успешность выполнения штангистами рывка и поднятый ими вес во многом связан с правильным выполнением биомеханических, кинематических и пространственных параметров технического действия.
Кинематические характеристики фаз рывка: абсолютное время выполнение, скорость и ускорение создают определенный ритм технического действия рывка, закрепленного в динамическом стереотипе, который, в конечном счете, отражается в результате
поднятого веса. Полученные результаты можно использовать для целенаправленного и акцентированного улучшения уровня показателей, определяющих развитие техники рывка. Кроме этого, они могут быть применены для индивидуализации обучения и поиска оптимальных режимов мощности, необходимых для успешного обучения технике рывка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронович, Ю.В. Биомеханический анализ техники рывка в тяжелой атлетике : дис. ... магистра пед. наук / Воронович Ю.В. - Могилев, 2011. - 60 с.
2. Жеков, И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений / И.П. Жеков. - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 188 с.
3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - Москва : Советский Спорт, 2009. - 200 с.
REFERENCES
1. Voronovich, Yu.V. (2011), Biomechanical analysis of the jerk technique in weightlifting, dissertation, Mogilev.
2. Zhekov, I. P. (2012), Biomechanics ofweightlifting exercises, Physical culture and sport, Moscow.
3. Zatsiorsky V.M. (2009), Physical qualities of an athlete: fundamentals of the theory and methods of education, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2020
УДК 796.011.3
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ
Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург
Аннотация
Большая зрительно-смысловая нагрузка при низкой двигательной активности и отсутствии сбалансированной эргономики труда и отдыха может стать причиной ухудшения физического здоровья и функциональных нарушений зрения у студентов в процессе обучения в вузе. Выявленные психофизиологические и физические особенности студентов позволят эффективнее применять средства физической культуры с целью профилактики и снижения риска развития нарушений здоровья. Материалы исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по оздоровлению и коррекции физических и функциональных состояний студентов в период обучения в вузе.
Ключевые слова: психофизиологические и физические особенности, близорукость, образовательный процесс, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p244-248
PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF HEALTH
Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg
Abstract
The large visual and semantic load with low motor activity and the lack of balanced ergonomics of work and rest can cause a deterioration in physical health and functional visual impairment among the students in the process of learning at the university. The revealed psychophysiological and physical characteristics of the students will allow more efficiently building the educational process in physical education for