1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
УДК 796.88 10.24412/2305-8404-2021-6-156-167
АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ:
ОСНОВЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
С.Э. Тё, С.Ю. Тё
Дан анализ техники выполнения классического рывка в тяжелой атлетике на
основании многолетнего исследовательского и практического опыта подготовки
высококвалифицированных атлетов. Раскрыты характерные особенности техниче-
ской подготовки мужчин и женщин разных весовых категорий в процессе многолетней
тренировки с учетом закономерностей физического развития человека в онтогенезе.
Установлено, что биомеханические параметры двигательных действий спортсмена
выступают ключевой позицией при подъеме штанги в рывке.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, весовые категории, техника выполнения,
рывок классический, двигательные способности, биомеханические параметры, индиви-
дуальный максимум.
ANALYSIS OF TECHNIQUE Тё Светлана Эдуардовна, доц., [email protected],
OF PERFORMING COMPETITIVE Россия, Омск, Сибирский государственный университет
EXERCISES OF WEIGHTLIFTERS: физической культуры и спорта,
BASICS AND PERSONALITY Тё Сергей Юрьевич, канд. пед. наук, доц.,
[email protected], Россия, Омск, Филиал Военной академии
Tyo S.E., associate professor, [email protected], материально-технического обеспечения имени генерала
Russia, Omsk, Siberian State University of армии А.В. Хрулева
Physical Education and Sport,
Tyo S.Yu., candidate of pedagogical sciences, Практика тяжелоатлетического
associate professor, [email protected], Russia,
Omsk, Branch of Khrulev Military Academy спорта подтверждает постулат, что тех-
of Logistics ническое мастерство – это то, чему необ-
ходимо учить и, безусловно, можно нау-
The analysis of the jerk execution technique in
classical weightlifting is given on the basis of читься, а также то, что следует много-
many years of research and practical кратно совершенствовать и воспроизво-
experience in training highly qualified
athletes. The characteristic features of the дить самому тренирующемуся или лю-
technical training of men and women of бому другому человеку. Кроме всего
different weight categories in the process of прочего, технику выполнения соревнова-
long-term training are revealed, taking into
account the laws of human physical тельных упражнений можно отнести к
development in ontogenesis. It was found that первой форме рефлексии деятельности.
the biomechanical parameters of the athlete's Для того чтобы сделать и воспроизвести
motor actions are the key position when lifting
the bar in the snatch. однажды, а затем и многократно выпол-
ненное действие, надо продумать, понять
Key words: weightlifting, weight categories,
execution technique, classic snatch, motor и осознать, каким образом ее (эту самую
abilities, biomechanical parameters, individual технику движений) сформировать, обос-
maximum. нованно описать и убедительно сформу-
лировать в виде предписания к конкретной двигательной деятельности или
виду спорта, что в итоге в спорте и называем формированием динамиче-
ского стереотипа.
156
2
Спорт [Sport]
Структура и содержание техники выполнения соревновательных
упражнений в качестве основополагающего средства спортивной деятель-
ности заключаются в усилении деятельности функциональных систем
организма спортсмена, а также различных специфических потенций и спо-
собностей человека, в том числе физических, психических и интеллекту-
альных. В современном обществе в процессе интенсивного развития науч-
ной мысли и технократии производства физическая культура и «большой»
спорт окружены миром технического, но не в онтологическом, а в пред-
метно-историческом и методологическом смысле. Спортивная сфера как
особое социальное явление изобилует многоликой концентрацией разбро-
санных вокруг целой серией различных артефактов – сооружениями, обо-
рудованием и инвентарем, стадионами и спортивными залами, тренаже-
рами и механизмами, знаниями, умениями, навыками и компетенциями,
полученными в результате эволюции и многовековой селекции физиче-
скими упражнениями, средствами и методами, экипировкой, жильем и т. д.
Однако не этим в целом определяется смысл технической цивилизации, а
способами ее воспроизведения. Без постоянного повторения одних и тех
же по сути процедур поиска средств достижения заранее определенных
целей все эти артефакты постепенно превращаются в рутинную работу, а
потом становятся и совсем неотличимыми от предыдущего опыта развития
(становления) человека разумного (homosapiens), чаще всего затронутого
спортивной деятельностью.
Таким образом, суть «технического мастерства» атлета в различных
видах спорта заключается и в результатах технической (механической)
деятельности, и в биомеханической реализации ее параметров (двигатель-
ных действиях), и в структуре самих физических упражнений (средствах,
продуктах), и в конкретном способе их использования и применения (дей-
ствования) – «культуре движений».
В современной философии техники, особенно в связи с задачами
оценки последствий научно-технического прогресса (развития), ставится
проблема формулировки деятельностного подхода к определению понятия
«спортивная техника». При этом подчеркивается, что исходным пунктом
для анализа техники выполнения соревновательных упражнений в кон-
кретном виде спорта должна стать не субстанциальная – артефакты, а про-
цедурная, деятельностная сторона техники – способы, методы, методиче-
ские приемы, то есть «технология» двигательной деятельности, имея в
виду методологическую последовательность, регулярность и стандартную
повторяемость необходимых движений и действий. Тогда техническое
мастерство спортсмена-тяжелоатлета становится понятием, объемлющим
не только практику двигательного совершенства и производства артефак-
тов, а также их использования, но и практическую деятельность по коррек-
тировке устаревшей техники.
В спорте техника двигательных действий – это организованная в
форме технических правил схема деятельности, в которой центральным
157
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
является отношение «цель–средство–реализация». Такое понимание спор-
тивной техники как деятельности, причем индивидуальной деятельности,
предполагает наличие в ней критической рефлексии, то есть учета собст-
венного исторического развития, современного (сегодняшнего) состояния
и перспектив дальнейшего развития [7], а также оценки всевозможных по-
следствий и даже разумной критики того или иного пути технического
(двигательного) совершенствования с точки зрения социально-политиче-
ских, социально-экономических, социально-психологических, социально-
экологических целей и задач современного общества.
Деятельностный подход к определению сущности «технического»
является наиболее репрезентативным и конструктивным, поскольку позво-
ляет учесть не только технологические и естественнонаучные, но и соци-
альные характеристики тяжелоатлета как субъекта непосредственной
спортивной деятельности, а также систематизировать накопленные знания
об особенностях развития тяжелоатлетического спорта в России и за рубе-
жом в целях выработки рационально приемлемых стратегических направ-
лений устойчивого развития современного силового спорта высших дос-
тижений, немыслимого без солидного материально-технического базиса и
научно-методического обеспечения. При этом совершенствование техни-
ческого мастерства атлетов, активно занимающихся тренировкой скоро-
стно-силовой направленности, и оптимизация двигательной деятельности
вообще понимается авторами, прежде всего, как мыслительная деятель-
ность, обусловленная деятельностью практической, базирующейся на вре-
менном опыте исторического развития вида спорта.
Современные принципы спортивной деятельности, коммерциализа-
ция спорта и, конечно же, политическая составляющая, а также повышение
зрелищности и тенденции развития олимпийского спорта позволяют по-
иному взглянуть на природу технического мастерства тяжелоатлетов и
определить сущность техники выполнения соревновательных упражнений
(например, рывка классического), обратившись к систематическому ана-
лизу технической деятельности как предметно-орудийной и предметно-
преобразовательной деятельности с учетом наработанных в философии,
педагогике, психологии, физиологии, анатомии, биомеханике и некоторых
других смежных с ними дисциплинах огромного специфического ком-
плекса методологических средств и методов совершенствования техниче-
ского мастерства спортсменов.
Необходимо отметить, что формирование совершенной техники
может привести атлета к увеличению спортивного результата, являюще-
гося основной (конечной) целью любого спортсмена, профессионально
занимающегося спортом высших достижений [2]. Подобное положение
подтверждено множеством конкретных примеров и исторических фактов –
это, как утверждают и специалисты, и обыватели, является мощным, доми-
нирующим фактором, стимулирующим спортсмена(-ку) и приносящим ему
158
4
Спорт [Sport]
определенные дивиденды – морально-патриотические, материальные,
духовные и эмоциональные. Рост спортивных результатов, выраженных в
мировых рекордах, как у мужчин, так и у женщин показывает, насколько
неудержим человек в своих притязаниях, стремлениях и возможностях,
насколько он амбициозен и на что же каждый способен. Принцип «век
живи, век учись» не теряет своей актуальности для квалифицированных
тяжелоатлетов и новичков, зрелых атлетов и детей, мужчин и женщин.
С нашей стороны предпринята аналитическая попытка рассмотре-
ния динамических и кинематических (экспертная оценка и инструменталь-
ная методика) параметров техники выполнения соревновательных упраж-
нений в тяжелой атлетике на примере рывка классического, определяющих
ее сущность, смысловую структуру, содержательную составляющую и
траекторию движения штанги во время ее подъема над головой.
Техника (некий механизм) представляет собой артефакт (искусст-
венное образование). Она специально изготавливается, создается челове-
ком (тренером-педагогом, специалистом, ученым, мастером-техником,
инженером и т. д.). При этом необходимо заострить внимание на том, что
человек по своей сути являет биологическим самонастраивающимся меха-
низмом (системой). По мнению В.М. Розина [7], все поле артефактов, оче-
видно, нужно разделить на два больших класса: технику – механизмы и
знаки – определения (символы).
Техника выполнения тяжелоатлетического движения выступает
«специфическим инструментом» и в обязательном порядке используется
как средство, орудие, путь достижения конкретной двигательной цели или
разрешающее определенную спортивную потребность (в силе, движении,
энергообеспечении, мощности, скорости и т. д.). На рис. 1 представлена
схема движений отдельных звеньев верхних конечностей и плечевого
пояса, туловища и нижних конечностей тяжелоатлета при выполнении
соревновательного упражнения, в значительной степени определяющих
оптимальность и реальную эффективность работы всей многозвенной сис-
темы «атлет–штанга» в целом.
Техническое мастерство тяжелоатлета – это его самостоятельный,
внутренний мир, субъективное «чувство веса», индивидуальное воспри-
ятие и ответная реакция (адаптация) на объективную реальность, происхо-
дящую в тренировочном процессе и во время выступления в соревнова-
ниях. Техника двигательных действий и техническое мастерство спорт-
смена подвержена корректировке и управлению, потому что эти навыки и
умения не противопоставляются природе, искусству (культуре) движения,
всему живому, наконец, физическому совершенствованию самого чело-
века. С понятием техники и способом ее воспроизведения в рассматривае-
мом виде спорта связывается определенный способ существования и ста-
новления человека как личности и объекта воздействия, связанного с его
типологическими, функциональными и морфологическими особенно-
стями.
159
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Рис. 1. Согласование работы звеньев тела системы
«атлет–штанга» при подъеме штанги в рывке классическом:
1 – голеностопный сустав; 2 – коленный сустав;3 – тазобедренный
сустав; 4 – локтевой сустав; 5 – плечевой сустав; 6 –площадь опоры
системы; ОЦТ – общий центр тяжести системы
Техника выполнения двигательных действий и, в частности, рывка
классического в тяжелоатлетическом спорте основывается или, если так
можно сказать, базируется на выработанных в практике этого вида спорта
критериях технического мастерства спортсмена. На сегодняшний день к
таким критериям следует отнести:
– траекторию движения спортивного снаряда в процессе подъема
штанги;
– скорость движения штанги на всем протяжении выполнения дан-
ного упражнения;
– высоту подъема штанги в отслеживаемом упражнении;
– ритм подъема штанги в конкретном упражнении, то есть его рит-
мовую структуру.
В основе технического мастерства тяжелоатлета лежит фазовая
структура подъема спортивного снаряда, которая условно расчленяет ры-
вок и толчок классические на периоды и фазы движения. Естественно,
фазы движения взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от
друга, потому что остановка во время подъема штанги запрещена прави-
лами соревнований, а самое главное, что окончание одной (предыдущей)
фазы является началом другой (последующей) [8].
160
6
Спорт [Sport]
Техника выполнения всех тяжелоатлетических упражнений, в том
числе соревновательных – рывка и толчка штанги двумя руками, пред-
ставляет специфический способ использования имеющихся в распоряже-
нии спортсмена и развитых до определенного уровня двигательных
качеств и способностей, а также его генетики и природных данных. Вывод
однозначен, данная характеристика техники в спорте высших достижений
диктуется современным ее пониманием.
Тяжелая атлетика относится к индивидуальным видам спорта, в ее
понятийный аппарат по определению и трактовке техники выполнения
тяжелоатлетических упражнений вошло множество условных видов и
определений технического мастерства, именуемого как техника эталонная,
оптимальная, эффективная, индивидуальная и т. д. Любой из используе-
мых вариантов не должен противоречить правилам соревнований по тяже-
лой атлетике и позволять атлету успешно решать поставленные или вновь
возникающие перед ним двигательные задачи.
При обучении технике выполнения двигательных действий и даль-
нейшем ее совершенствовании на протяжении всей спортивной карьеры
спортсмена должно быть четкое понимание того, что относится к основам
техники – и специалисты на этом настаивают, а что по определению отно-
сится к основам – индивидуальности.
Например, в стартовом положении при выполнении первой фазы
движения (момент отрыва штанги от помоста) расстановка стоп выполня-
ется в трех вариантах – узкая, на ширине плеч и широкая (шире плеч).
Выбор расстановки стоп относится к индивидуальности и определяет
величину площади опоры каждого спортсмена-тяжелоатлета индивиду-
ально, а положение ног и постановка коленей в одной плоскости по
направлению с носками в стартовом положении относится к основам тех-
ники. Старт относится к подготовительным действиям и во многом опре-
деляется морфологическими особенностями и типом телосложения атлета,
а также половыми (диморфическими) различиями и степенью развития
двигательных способностей мышц нижних и верхних конечностей, спины
и плечевого пояса – мышечной топографией.
Тяжелоатлет во время подъёма штанги представляет собой много-
звенную систему «атлет–штанга» с огромным количеством степеней сво-
боды во всех сочленениях (суставах, звеньях) специфически образованной
цепочки, взаимосвязанных между собой движений и двигательных дейст-
вий. Поэтому к основам техники выполнения соревновательных движений
относят:
– жесткость конструкции системы;
– ударное взаимодействие конструкции с опорой;
– прыжок со штангой в руках в третьей фазе движения;
– последовательность выполнения двигательных действий: ноги–
ноги–спина.
161
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Максимальная (эталонная) мощность движения – это требование,
также относящееся к основам техники выполнения двигательных дейст-
вий, а реально развиваемая тяжелоатлетом в процессе подъема штанги
мощность – индивидуальность. К индивидуальности в данном конкретном
случае относятся все подготовительные и заключительные действия спорт-
смена.
Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой
технологии [9]. Она претерпевает изменения и совершенствуется по мере
развития, гарантированно обеспечивая прогресс в тяжелой атлетике как
единственном на сегодняшний день силовом виде спорта, входящем в
программу Олимпийских игр.
По логике вещей в связи с механическими изменениями, происхо-
дящими в технике, аналогичные изменения на физическом, функциональ-
ном, морфологическом и т. д. уровнях с течением времени происходят в
организме спортсмена. Эти изменения определяют индивидуальное разви-
тие или угасание моторики атлета во временном аспекте, сюда же отно-
сятся биологические закономерности как индивидуальных, так и группо-
вых особенностей развития моторики.
По мнению Ю.В. Верхошанского, умение полноценно и эффек-
тивно использовать моторный потенциал для достижения успеха состав-
ляет сущность спортивно-технического мастерства. Здесь же: «Это умение
реализуется посредством конкретной системы движений, критерий целе-
сообразности в составе и организации которой определяется условиями
спортивной деятельности и правилами соревнований» [2].
Развивая свою мысль, Юрий Витальевич утверждает тот факт, что
движение – это то реальное явление, которое лежит в основе спортивной
деятельности и составляет ее содержание [2]. Посредством движения
решается спортивная задача, именно движение является тем объектом, на
который прямо или косвенно направлен комплекс тренирующих воздейст-
вий в ходе многолетней подготовки спортсмена [8].
Каждый спортсмен – индивид со всеми его плюсами и минусами, а
каждый чемпион – личность в лучшем понимании этого слова (выраже-
ния). На рис. 2 показана динамика функционального развития человека на
всем протяжении его жизни – от рождения и до смерти.
«Движение – это жизнь, а жизнь – это движение!». Еще великий
древнегреческий мыслитель, философ и ученый Аристотель (384–322 гг.
до н.э.) сказал, что жизнь требует движения (развития) и максимального
напряжения жизненных (внутренних) сил. Если, по мнению ученых и
сильных мира сего, назначение человека – в разумной деятельности, то для
двигательной деятельности и для современного спорта высших достиже-
ний с его требованиями к спортивному результату и целым комплексом
специфических и общих требований к самому спортсмену – это выражение
особенно злободневно и актуально [1].
162
8
Спорт [Sport]
Рис. 2. Развитие и угасание функции в процессе жизни человека
«Так почему движение – это жизнь? Потому что все, что происхо-
дит вокруг нас, не возникло просто так из «ниоткуда». Все, чего достигли
или не достигли в своей жизни, является результатом движения или, на-
оборот, бездействия. Важно понимать, что движение может быть не только
в виде какого-то физического действия, но также в виде духовного и умст-
венного развития. Аристотель полагал, что существует самое первое дви-
жущее начало, которое производит всякое движение и изменение. Это на-
чало непостижимо и неизменно, а само движение – вечно и представляет
собой чистую энергию» [1].
В том, что физическая активность влияет на здоровье, нет никаких
сомнений. Замечено, что люди, ведущие малоподвижный или сидячий
образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом.
Отсутствие физической активности всегда считалось губительным для
состояния здоровья человека. Среди его последствий можно выделить
гиподинамию, ожирение, гипертонию, остеохондроз, радикулит, проблемы
с сердечно-сосудистой системой.
В свое время Паскаль Блез сказал: «Суть человеческого естества – в
движении. Полный покой означает смерть», а я вам желаю жизни, полной
движения и действия [7].
163
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
В итоге подтверждается безоговорочный факт, что в скоростно-
силовых, высококоординационных, ациклических видах спорта, каким
является тяжелая атлетика, уровень техничного исполнения соревнова-
тельных движений является одним из решающих факторов, определяющих
спортивный результат. Тренеры-преподаватели, специалисты, ученые и
другая категория людей, имеющих непосредственное отношение к трени-
ровке силовой направленности, по мере накопления специальных знаний,
практического опыта, развития самого вида спорта, увеличения спортив-
ных результатов и многолетних наблюдений пытаются, как правило, пере-
дать наработки, модельные характеристики техники, которые считают
наиболее оптимальными и обоснованными [2, 8]. При этом они полагают,
что именно таким образом сформированный динамический стереотип
позволит достигнуть наиболее высоких результатов, соответствующих
подготовленности и притязаниям спортсмена. Очевидно, что долговеч-
ность, жизнеспособность и продуктивность разработанной таким образом
общей модели техники не может быть постоянно высокой, в определенный
момент она устаревает и требует коренной или частичной реконструкции.
В процессе специализированной тренировки происходит проверка или,
можно сказать, становление той модели, которая была подогнана к инди-
видуальным особенностям конкретного спортсмена: его скоростно-сило-
вым возможностям, антропометрическим, физическим, психологическим и
другим характеристикам. Таким образом, вырабатывается некий «стиль»
или индивидуальная модель техники. С течением времени происходит
совершенствование и самой техники, изменяются как общие, так и частные
представления об оптимальности двигательных параметров ее модельных
характеристик. Процесс совершенствования технического мастерства
тяжелоатлета можно сделать более эффективным, если поставить его на
научную основу, используя современные методы биомеханического ана-
лиза движений, при этом развивая (совершенствуя) методику физического
воспитания человека вообще, тем самым улучшая его функциональные
кондиции и расширяя двигательный потенциал. Интеграция знаний смеж-
ных дисциплин и своевременная дифференциация средств начального обу-
чения, а затем и дальнейшего совершенствования техники движений,
позволит контролировать подготовку и эффективно управлять процессом
становления спортивного мастерства тяжелоатлета.
Изучению техники выполнения соревновательных упражнений
тяжелоатлетов-мужчин, в частности рывка штанги двумя руками, посвя-
щено достаточное количество работ отечественных и зарубежных авторов
(С.М. Арутюнян, Н.Д Ге, В.А. Дружинин, А.А. Лукашев, Б.А. Подливаев,
Р.А. Роман, М.С. Шакирзянов, Л.Н. Соколов, В.И. Фролов и др.). Вместе с
тем публикаций, сконцентрированных на проблеме изучения индивиду-
альных моделей техники рывка и их модификаций по мере увеличения
164
10
Спорт [Sport]
тренировочных и соревновательных нагрузок у тяжелоатлетов, основан-
ных на определенном уровне развития специальных двигательных качеств
(способностей), встретили ограниченное количество. Исключением явля-
ется методологически и по фактическому материалу устаревшая моногра-
фия Р.А. Романа и М.С. Шакирзянова (1970), несмотря на то что она отно-
сительно недавно была переиздана в переводе на английский в США
(Charniga, 1982).
Если учесть, что женщины-тяжелоатлетки имеют в своем активе
гораздо менее длительную историю развития данного вида спорта, то ста-
новится очевидным их явное отставание во многих аспектах спортивной
тренировки (подготовки) [6]. В этих вопросах необходим учет особенно-
стей психологии и полового диморфизма, биологической устойчивости
женского организма к физическим нагрузкам, их общей и специальной ра-
ботоспособности, а также социального статуса и гендерной идентичности,
которые находят свое отражение, в частности, в вопросах тактико-техни-
ческого мастерства спортсменок. Разница в физическом развитии и
мышечной топографии полов откладывает свой конкретный отпечаток на
технику выполнения двигательных действий спортсменов-тяжелоатлетов,
что определяет так называемую культуру силовых движений, которая
наименее приемлема для женщин, нежели для мужчин.
В процессе исторического развития тяжелая атлетика претерпела
целый ряд изменений в плане траектории движения спортивного
снаряда [4] и всей системы «атлет–штанга» в целом, и в плане скорости их
перемещения, а также высоты подъема штанги и ритма выполнения всего
движения в частности.
Реальное выполнение технических действий во многом зависит от
степени физического состояния атлета, уровня развития его (ее) скоростно-
силовых качеств и координационных способностей [5], а также спортив-
ных амбиций, уровня притязаний и мотивационной составляющей для
занятий таким видом специфической двигательной деятельности, как
тяжелая атлетика. Данное положение обусловливается выполнением таких
требований, как теоретическая и практическая подготовленность тренер-
ского штаба, обслуживающего персонала, административных и медицин-
ских работников, наличием соответствующей материальной и учебной
базы.
Заключение. Техническое мастерство атлета определяется образо-
ванием устойчивого динамического стереотипа, который выражен в пра-
вильности, эффективности, оптимальности, красоте и, если так можно ска-
зать, «культуре» двигательных действий конкретного спортсмена. Техника
выполнения тяжелоатлетических упражнений и рывка классического в ча-
стности – всегда индивидуальна, она может быть только похожей, однооб-
разной (идентичной) или, как отмечают ученые, специалисты, теоретики и
практики аналогичной у двух или нескольких тяжелоатлетов одновре-
менно. Потому что нет на Земле двух совершенно одинаковых людей, что
165
11
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
и обусловливает статус человека как личности (индивида), определяя его
индивидуальность со всеми характерными для него плюсами и минусами.
Выводы.
1. Подготовительные действия выполняются тяжелоатлетами в
широком диапазоне разнообразия стартовых положений, скорости движе-
ния, промежуточных поз, ритмовой структуры и т. п. – это было отнесено к
индивидуальности.
2. К основам техники выполнения соревновательных упражнений в
тяжелой атлетике относятся двигательные действия, выполняемые всеми
атлетами однообразно независимо от пола, возраста, физической подго-
товленности, национальной принадлежности, индивидуальных и группо-
вых особенностей моторики.
Список литературы
1. Аристотель. Движение – это жизнь [Электронный ресурс]. URL:
https://proza.ru/2017/06/07/215 (дата обращения: 11.01.2021).
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в
спорте: 4-е изд. М.: ТД «Советский спорт». 2020. 216 с.
3. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиоло-
гии спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 255 с.
4. Гавердовский Ю.А. Обучение спортивным упражнениям. Биоме-
ханика. Методология. Дидактика. М.: Физкультура и спорт, 2007. 912 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы тео-
рии и методики воспитания: 3-е изд. М.: Советский спорт, 2009. 200 с.
6. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные ос-
новы и построение тренировки: монография / пер. с англ. И.В. Шаробайко.
М.: Спорт, 2016. 464 с.
7. Мудрость тысячелетий / сост. Е.А. Павликова. М.: Абрис, 2017.
256 с.
8. Мухамедьяров Н.Н., Те С.Ю., Те С.Э. Силовые виды спорта: тя-
желая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, армрестлинг, бодибилдинг,
кроссфит: учеб. пособие. Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. 248 с.
9. Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин
[Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.
html (дата обращения: 20.12.2020).
References
1. Aristotel'. Dvizhenie – eto zhizn' [Movement is life] [Electronic resource] URL:
https://proza.ru/2017/06/07/215 (date accessed: 01/11/2021).
2. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj silovoj podgotovki v sporte [Fundamen-
tals of special strength training in sports]: 4th ed. M.: TD "Soviet Sport". 2020. 216 p.
166
12
Спорт [Sport]
3. Vorob'ev A.N. Tyazheloatleticheskij sport. Ocherki po fiziologii sportivnoj treni-
rovki [Weightlifting sport. Essays on the physiology of sports training]. M.: Physical culture
and sport, 1977. 255 p.
4. Gaverdovskij Yu.A. Obuchenie sportivnym uprazhneniyam. Biomekhanika. Me-
todologiya. Didaktika [Training in sports exercises. Biomechanics. Methodology. Didactics].
M.: Physical culture and sport, 2007. 912 p.
5. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena: osnovy teorii i metodiki vos-
pitaniya [Physical qualities of an athlete: the foundations of the theory and methods of educa-
tion]: 3rd ed. M.: Soviet sport, 2009. 200 p.
6. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy i postroenie
trenirovki [Training of athletes of the XXI century. Scientific foundations and construction of
training]: monograph / per. from English I.V. Sharobaiko. M.: Sport, 2016. 464 p.
7. Mudrost' tysyacheletij [Wisdom of millennia] / comp. E.A. Pavlikova. M.: Abris,
2017. 256 p.
8. Muhamed'yarov N.N., Te S.Yu., Te S.E. Silovye vidy sporta: tyazhelaya atletika,
pauerlifting, girevoj sport, armrestling, bodibilding, krossfit [Power sports: weightlifting, po-
werlifting, kettlebell lifting, arm wrestling, bodybuilding, crossfit]: textbook. allowance. Sim-
feropol: IT "Arial", 2018. 248 p.
9. Filosofiya tekhniki: istoriya i sovremennost' [Philosophy of technology: history
and modernity] / ed. V.M. Rozin [Electronic resource]. URL: http://www.philosophy.ru/ iph-
ras/library/filtech. html (date accessed 12/20/2020).
167