Научная статья на тему 'Фасцинативные средства в сократическом диалоге'

Фасцинативные средства в сократическом диалоге Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
445
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / МАЙЕВТИКА / ФАСЦИНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК ИСТИНЫ / SOCRATIC DIALOGUES / FASCINATING MEANS AND METHODS / DIALOGUE / INDEPENDENT CREATIVE SEARCH OF THE TRUTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Елена Витальевна

В статье рассматриваются фасцинативные средства, выделенные и апробированные автором в ходе преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе. Проводится сравнительный анализ их со средствами и приемами речевого воздействия в сократических диалогах. Доказывается универсальность и практическая значимость средств и приемов фасцинативного воздействия в различных типах дискурса и коммуникативного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fascinating Means of Speech Influence in Socratic Dialogue

The author describes fascinating means ofspeech influence, extracted and proved by practice in the course of linguistics of university. Fascinating means are compared with means of Socratic dialogues. The universality ofthese means in different types ofdiscourses and communication is justified.

Текст научной работы на тему «Фасцинативные средства в сократическом диалоге»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (267).

Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 80-84.

ФАСЦИНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА В СОКРАТИЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ

В статье рассматриваются фасцинативные средства, выделенные и апробированные автором в ходе преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе. Проводится сравнительный анализ их со средствами и приемами речевого воздействия в сократических диалогах. Доказывается универсальность и практическая значимость средств и приемов фасцинативно-го воздействия в различных типах дискурса и коммуникативного пространства.

Ключевые слова: сократический диалог, майевтика, фасцинативные средства и приемы, диа-

логичность, самостоятельный творческий поиск

Современный период развития лингвистической науки требует объемных лингвокультурологических знаний. Сократический диалог - классический культурный образец философско-мировоззренческого диалога, предполагающий использование вопросноответной системы и подведение собеседника к самостоятельному выводу. Сократические диалоги были и являются объектом пристального внимания ученых - философов, историков, риторов; привлекали как диалогический феномен М. М. Бахтина; как исторический памятник -А. Ф. Лосева; были включены в хрестоматийные пособия по освоению искусства говорить; наконец, получили резонанс в программах НЛП и теории речевого воздействия. Цель настоящей статьи - выявить средства и приемы речевого воздействия в сократических диалогах и сопоставить их с фасцина-тивными в современных коммуникативных технологиях.

Существует несколько точек зрения на проблему фасцинации («фасцинация» от англ. «волшебство», «чары»). Ю. В. Кнорозов считал, что это «сигнал, который создал бы благоприятные условия для восприятия... информации» [5]. В. М. Соковнин считает, что это способность внешней формы, демонстрационного коммуникативного сигнала приковывать внимание, вызывать волнующий интерес, удивление, радость, восхищение...[5; 6].

Ю. А. Шрейдер определяет фасцинацию как «позывные», позволяющие свести к минимуму потерю информации [5].

Сопоставив данные точки зрения в спектре мнений по этому вопросу, согласимся, что фас-

истины.

«Искусство сочинительной речи -

это завораживание и заговор...»

(Из диалогов Сократа)

цинация - это коммуникативное явление [7]; дискурс и коммуникативная стратегия [3], совокупность средств и приемов, направленных на достижение экспрессивности, образности, наглядности, эмоциональной выразительности, следовательно, на развитие мотивации слушателя и активизацию процесса познания. Фасцинация настраивает на прием информации, делает её аттрактивной и релевантной для слушателя, создает установку, «провоцирует» развитие внутренней речи, создание речевых высказываний; обусловливает рефлексию и вербальный отклик, репрезентантами которого может быть и устное слово, и письменный текст - деятельность по текстопроизводству. Можно предположить, что применение фас-цинативных средств индуцирует мотив познавательной деятельности и изменяет языковую личность слушателя.

Фасцинация - сквозной процесс, затрагивающий и поверхностный слой и глубинные пласты общения. Использование фасцинатив-ных приемов делает коммуникацию благоприятной, пластичной, позволяет раскрыть личностный потенциал ее участников. Сделаем попытку сопоставить приемы фасцинации с некоторыми приемами воздействия речью в сократическом диалоге.

В стиле Сократа, в его«страшном и загадочном» облике, в его непредсказуемости («гениальный лгун»), граничащей с плутовством, в его резкости - не было агрессии, потому что «трагифарсовая» манера диалога исходила из гениально-трагических противоречий самого автора, стремящегося к истине и гармонии, желающего видеть мир и людей совершенными.

Сократу принадлежит роль первооткрывателя в области утверждения майевтическиго диалога; майевтика - искусство повивальной бабки при рождении ребенка. Отсюда образное название процесса «рождения знания» в диалогическом обмене информацией. По мнению М. М. Бахтина, Сократ умело применял следующие методы - синкриза- сопоставление различных точек зрения и анакриза -провоцирование собеседника к созданию высказывания [1].

Самое основное - направленность сократических диалогов. Их целью было - обучить, воспитать, воздействовать. Таковы иллокутивные силы и интенциональные характеристики этого речевоздействующего феномена. Реконструируя коммуникативные ситуации диалогов Сократа, можно убедиться в том, что цель говорящего была не просто передать знание, а способствовать рождению нового знания. Отсюда точная (и биографически обусловленная) сквозная метафора всего творчества Сократа - «духовное родовспоможение»

- майевтика - оказание помощи при «рождении души». Информация конвертируется в знание в случае и при условии осознания субъектом деятельности личностного смысла (А. Н. Леонтьев); мотивированность процесса, спроецированность на личностные потребности и, более того,- на практическую значимость знаний для самого индивида - центральная категория деятельностного личностномотивационного подхода любой активности (Л. С. Выготский, Т. М. Дридзе, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн).

Говоря о диалоге как о содержании и сущности общения, следует подчеркнуть взаимодействие его участников - взаимообмен, согласованность, конвенциональность, которые обусловлены единым целеполаганием в речевой деятельности.

В случае диалогического общения и обусловленной направленности на индуцирование мотива деятельности в сознании слушателя возникает интенция высказывания «в личностной версии» (происходит «обмен» интенциями). Активизация субъекта деятельности (в этом случае - познавательной, речевой) - стратегический процесс, в ходе которого происходит следующее: извне дается начальный толчок к изменению мотива познания. Доминантное влияние оказывает заложенное (онтологически обусловленное) стремление «знать» и открывать новое; значит, знание, условно говоря,

не передается, а рождается самостоятельно в творческом поиске. Конкретно говоря, участие в диалоге, аргументация, вербализация момента согласия, идентичного решения проблемы в поиске истины, - все это концентрируется, аккумулируется в речевом высказывании, по изменению модальности которого видны «пробуждение» личности, на которую большое влияние оказывает говорящий.

В спорах Сократ умело применял приемы воздействия на слушателя, активизации внимания, создания проблемных ситуаций. Вербализация парадокса, влекущего в поиск смысла духовных понятий, заключалась в знаменитом афоризме: «Я знаю, что ничего не знаю». Сократ объявлял ученикам, что «сам ничего не ведает»: сопоставление степени его авторитетности со «святой простотой»; свободы и крылатости мысли - с совершенно земным обликом, жесткости и бескомпромиссности в споре - с ролью Учителя и Воспитателя - все это, даже сама природа Сократа, были пропитаны некой антитезой - тем живым противоречием, которое является источником развития. Разрушение стереотипов изменяло и рамки общения, и коммуникативную ситуацию, и сознание участников диалога; использовался рефрейминг смыслов и ситуаций - переосмысление, перестройка восприятия и мышления. Это, во-первых, заставляло задуматься (поиск ответа на вопросы - «Неужели это так?», «Неужели мудрец глуп?»), во-вторых, позволяло активизироваться в свободном диалоге общения «на равных». Само представление Сократа несведущим мудрецом, самопрезента-ция в рамках «оксюморонной номинации», не ориентировало на простое потребление информации, было коммуникативным приемом, в основе которого была метафора, загадка.

«Его голос проникает в глубины вашей души. Сократ учит вас, как слушать. От соприкосновения с ним ты уходишь более богатым, открытым, возможно, менее уверенным, но наполненным ощущением того, чему еще нет названия» [2. С. 53]. В этом отрывке передано состояние, которое испытывал слушатель (и оппонент) Сократа. Сравним его с результатами фасцинативного воздействия. Ими являются доминанты повышенного внимания, интереса, азарта, разгадки, «захваченности» [6], приводящие к познавательному тонусу и исследовательскому «инсайту».

Для обсуждения Сократ предлагал нравственно-этическую проблематику - что та-

кое мудрость, храбрость, сила, справедливость, заставлял задуматься над тем, что вокруг, в мире и в душе человека. Эти проблемы имели жизненный, насущный характер. Размышления над ними, определение своего «самостоянья» в культурном пространстве

- это деятельностный сознательный процесс для любого мыслящего человека. В ходе

общения, диалога создавались «барьеры». Они выстраивались говорящим в виде ответных спонтанных реплик и намеренного провоцирования партнера по диалогу на смену привычного разговора (сценария) и поиски нового решения (стереотипов понимания и восприятия). Риторический прием «трех да», позволяющий расположить к себе оппонента

Базовые принципы фасцинации Проявления их в сократическом диалоге

Самостоятельный поиск знания, стимуляция мотивации и творческой активности Майевтический диалог как метод познания

Утверждение диалоговости, вопросно-ответный комплекс высказываний Свободное обсуждение, провоцирование высказываний

Воздействие на личность нравственно-этическими диалогами («драматургия страстей») Обсуждение нравственно-этических проблем; использование проблемных ситуаций

Фасцинативные средства Средства воздействия в сократическом диалоге

Использование элементов перфомансной коммуникации (по Г. Г. Почепцову) Смена ролей и масок в стиле массово-карнавальной культуры; игра в «несведущего мудреца»; использование элементов «аргона» в традициях древнегреческого театра

Использование разных каналов восприятия информации для активизации воздействия на слушателя Построение диалогов по принципу: «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Привлечение речевоздействующего потенциала образных средств; использование метафоризации Использование антитезы, гротеска, градации; май-евтика как сквозная метафора («рождение души» слушателя; Сократ как «повивальная бабка»)

Создание модели коммуникативного, нравственноэтического идеала «Вглядываясь в божество, мы пользуемся этим прекрасным зеркалом и определяем человеческие качества в соответствии с добродетелями души. Именно таким образом познаем себя... »

Использование акцентов, выделение ключевых концептов как актуализаторов; повторяемость Выделяются ключевые слова в зависимости от темы диалога: мудрость, богатство, клевета (клеветники, обвинители) добродетель, доблесть, храбрость и пр.

Использование нарративных сюжетов, исторических аллюзий, привлечение известных имен, прецедентных персонажей Цитация из Гомера, использование элементов жизнеописания; привлечение исторических эпизодов (сражение при Марафоне, морской бой при Саламине, битва при Трое)

Опора на авторитет Повторение обращений: «Клянусь Зевсом», «призываю Зевса»

Апеллятивность, обращение к личности, слушателю Использование обращений: мужи-афиняне, добрейший друг мой, Мелет

Риторический прием «трех да» как прием воздействия, активизации привлечения внимания, манипулирование сознанием слушателя Отрывок диалога: Сократ: Значит, человек в силу необходимости испытывает только одно из двух? Алкивиад: Мне кажется, да. Сократ: Вспомни же, ты признал, что разумность - противоположность безумию. Алкивиад: Да, признал. Сократ: Значит, как видим, разумие и безумие -это одно и то же. Алкивиад:Очевидно.

и одновременно проникнуть в его подсознание, даже манипулировать им - безусловное приоритетное авторство Сократа.

Сравним базовые принципы, фасцинатив-ные средства и приемы, выделенные и апробированные нами в образовательном дискурсе, в ходе преподавания риторики, с воздействующими приемами в сократическом диалоге.

Приведем некоторые примеры из диалогов Сократа, иллюстрирующие вышесказанное:

- Сократ нарушает законы тем, что не признает богов, а признает богов (антитеза, намеренный алогизм);

- Разве ты не согласен? Конечно, так. Принимаю, что ты согласен, если ты молчишь (обращение к личности; вопросно-ответная система, прием «трех да», императивность);

- Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшая из благ, а все боятся, как будто знают наверное, что она есть величайшая из зол (антитеза, использование антонимии);

- Если глаз не желает увидеть себя, он должен смотреть в другой глаз, именно в ту его часть, в которой заключено все достоинство глаза; достоинство - это зрение (далее проводится аналогия: достоинство души -мудрость); (метафоризация; намеренный абсурд);

- Ведь ты настолько же моложе меня, по крайней мере, насколько мудрее! (в основе высказывания - контаминация; алогизм);

- Коли превзойдет вас в доблести, это принесет нам бесчестье, но если мы уступим вам, то испытаем блаженство (алогизм);

- Мне предстоит умереть, потому что я не захотел слушать Сократа (гипербола, алогизм);

- Защищаюсь не ради себя, а ради вас (алогизм, антитеза) [5].

В речах встречается использование многочисленных обращений (мужи-афиняне, добрейший, друг мой, «Я обращаюсь к вам как к богам» и пр.); апелляция к авторитету, интертекстуальность(«Тоже ведь я, как говорится у Гомера, не от дуба родился, не от скалы», «Как сказал у Еврипида Креонт, увидевший Тиресия», «За добрый знак победный твой венец приму я, в пучине пребывая бед - ты это знаешь»).

Анализ диалогов Сократа позволил определить речевоздействующие средства, реализующие приемы фасцинации:

Реализация приемов фас-цинации Примеры из сократических диалогов

Лексические повторы, обеспечивающие концентрацию внимания на смысле слова и ритмизацию высказывания Эту известность, мужи-афиняне, получил я не иным путем, как благодаря некоторой мудрости. Какая же такая мудрость? Да уж, должно быть, человеческая мудрость. Этой мудростью я, пожалуй, в самом деле, мудр.

Использование средств художественной образности (эпитеты, метафоры, олицетворения, градация) - Тот, кто приобрел много знаний, не пользуется попутным ветром судьбы ...такое жизненное плаванье длитя недолго... - Могу представить верного свидетеля - мою бедность -того, что я говорю правду. - Мне виделось, что подошла ко мне какая-то прекрасная, величественная женщина в белом, назвала имя и сказала: «Сократ! В третий день, без сомнения, Фтии достигнешь холмистой». - Я приду позже, если встречу удачу. - Либо он умрет, либо испытает другую смертную муку... - вымаливать величайшее зло...

Использование речевоздействующего потенциала синонимов, антонимов - Никогда поэтому не буду бояться и избегать того, что может казаться и благом, более, чем того, что, наверное, и есть зло. - Если бы большинство способно было творить самое великое зло с тем, чтобы способным быть и на величайшее добро.

Использование однородных членов как воздействующего средства. Ритмизация - Не участвовал ни в управлении, ни в заговорах, ни в восстании. - мы умеем управлять и всеми - названными мастерами -жнецами, сборщиками плодов, огородниками, сеятелями и молотильщиками...

Риторические вопросы. Вопросноответное построение высказывания ... Ну, а если бы он сказал: «Ведь повара мудры в общении с мудрыми», - и мы спросили бы его: «Мудрыми в чем?». Как бы он ответил нам на это? «В поварском искусстве!» Не так ли?!

В высказываниях Сократа находим отражение некоторых риторических и коммуникативных принципов. Например:

- Тебе желательно узнать мои намерения; Слова мои будут обращены к терпеливому слушателю (диалогичность, обмен интенциями);

- Мы, люди, вместе как-то способнее к великому делу, слову и мысли (диалогичность, коммуникативное взаимодействие).

В диалогах встречается множество изречений, которые по степени сконцентрированности мысли являются афоризмами:

- Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь.

- Нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость и воздавать злом на претерпевающего зло.

- Обладание всевозможными знаниями без знания того, что является наилучшим, редко приносит пользу.

- Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливость и несправедливость.

- Совет - святая вещь.

- Я и так свободен, в особенности, если нужен...

- Если думаешь одолеть - говори! [5].

В своих речах Сократ открывается как великий мастер; он прекрасно прогнозировал воздейственность слова, ибо знал его великую силу. Он признавался: «Всякий раз я стою и слушаю, околдованный, и мнится мне, что становлюсь я значительнее, благороднее, прекраснее...».

Итак, наше исследование доказывает, что в сократических диалогах использовались фас-цинативные средства и приемы, которые способствовали эффективному восприятию и пониманию информации, стимулировали позна-

вательную деятельность слушателя, влияли на эмоциональную сферу, индуцировали мотив к созданию высказываний в майевтическом диалоге, наконец, делали коммуникацию захватывающей для собеседников. Следовательно, фасцинативное воздействие присутствовало еще в речевых образцах античности. В настоящее время фасцинативные средства и приемы используются в различных типах дискурса (интернет-дискурс, образовательный, политический, религиозный, рекламный), являются частью инновационных коммуникативных стратегий.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2. Гросс, Р. Путь Сократа. М. : Попурри, 2004.

3. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность : институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 2000. С. 5-20.

4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

5. Платон. Диалоги. М. : Мысль, 1986. 220 с.

6. Соковнин, В. М. Что такое фасцинация. Екатеринбург : АФА, 2009. 56 с.

7. Фасцинация. Коммуникация. Общение : сб. ст. / под ред. В. М. Соковнина. Екатеринбург, 2010.

8. Фасцинология. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2005. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.