Научная статья на тему 'Расширение смысла понятия «Патриотизм» в информационно- фасцинативном отклике на прощальное письмо Ю. Гагарина'

Расширение смысла понятия «Патриотизм» в информационно- фасцинативном отклике на прощальное письмо Ю. Гагарина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ФАСЦИНАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОФАСЦИНАТИВНЫЙ ОТКЛИК / INFORMATIONAL AND FASCINATIVE RESPONSE / FASCINATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Елена Витальевна, Обжорин Алексей Михайлович

Статья посвящена анализу «наращивания» смысла понятия «патриотизм» в информационнофасцинативном отклике на письмо Ю. Гагарина в представлении россиян (по материалам комментариев интернет-пользователей на текст прощального письма первого космонавта). Рассмотрены воздействующие средства текста письма и процесс расширения понятия патриотизма в информационно-фасцинативном отклике. Описаны современные представления россиян о понятии патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTENSION OF THE MEANING OF THE CONCEPT “PATRIOTISM” AT INFORMATIONAL AND FASCINATIVE RESPONSE TO THE FAREWELL LETTER OF Y. GAGARIN

The article deals with analysis of extension of the meaning of the concept «patriotism» at informational and fascinative response to the farewell letter of Y. Gagarin in Russians’ understanding. The research is based on material of internet commentaries of users to the text of the farewell letter of the first cosmonaut. The authors study expressive means of the letter and the process of extension of the concept «patriotism» at informational and fascinative response. Modern understanding of Russians about patriotism is described.

Текст научной работы на тему «Расширение смысла понятия «Патриотизм» в информационно- фасцинативном отклике на прощальное письмо Ю. Гагарина»

УДК 316.752 + 808.5

РАСШИРЕНИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В ИНФОРМАЦИОННО-ФАСЦИНАТИВНОМ ОТКЛИКЕ НА ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО Ю. ГАГАРИНА

Омельченко Елена Витальевна,

Челябинский государственный педагогический университет, доцент кафедры русского языка и МОРЯ, кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, Россия.

Обжорин Алексей Михайлович,

Челябинский филиал РАНХиГС, ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, г. Челябинск, Россия.

Аннотация Статья посвящена анализу «наращивания» смысла понятия «патриотизм» в информационно-фасцинативном отклике на письмо Ю. Гагарина в представлении россиян (по материалам комментариев интернет-пользователей на текст прощального письма первого космонавта). Рассмотрены воздействующие средства текста письма и процесс расширения понятия патриотизма в информационно-фасцинативном отклике. Описаны современные представления россиян о понятии патриотизма.

Ключевые понятия: патриотизм, фасцинация, информационно-фасцинативный отклик.

Социологический опрос, проведённый в конце 2013 года на тему «Патриотизм в представлении россиян», показал, что для большинства опрошенных (жителей России) «быть патриотом» означает «любить свою страну», «защищать свою страну от любых нападок и обвинений» и «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее». При этом подавляющее большинство опрошенных считают себя патриотами [9].

Целью данной статьи является анализ «наращивания» смысла понятия «патриотизм» в информационно-фасцинативном отклике на письмо Ю. Гагарина, опубликованное 12 февраля 2014 г. в СМИ, в представлении наших современников [7].

Остановимся на ключевых понятиях и концепциях исследования.

Патриотизм в различных литературных источниках понимается следующим образом:

- «любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [3];

- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1];

- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» [10];

- «нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство», которое формируется в процессе общения с представителями старших поколений на базе культурных традиций того или иного социума. При этом уточняется, что «патриот - человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, её истории, культурным традициям, её народу» [2].

Понятие патриотизма вызывало интерес также и у писателей и философов. Приведём некоторые примеры.

- «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству» (Руссо Ж.-Ж.).

- «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше» (Добролюбов Н. А.).

- «Патриотизм - это не значит только одну любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». (Толстой А. Н.).

- «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (Белинский В.Г.).

- «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма» (Чернышевский Н.Г.).

Резюмируем вышесказанное: патриотизм - это чувство (любви, преданности, привязанности), эмоциональное отношение (переживание), принцип. Обратим внимание, что во всех определениях отмечается такой компонент (атрибут) данного чувства, как действие (готовность к действию, служение, защита, труд, стремление, желание делать добро).

Следующим базовым понятием исследования является фасцинация - это коммуникативное явление, имеющее глубинную нейрофизиологическую, воздействующую природу. Как коммуникативный процесс, фасцинация представляет собой воздействие с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем [8].

Идея фасцинации и отдельные её аспекты рассматриваются рядом исследователей. Укажем ключевые, на наш взгляд, моменты развития данной концепции:

- у истоков идеи лежит философия диа-логизма коммуникации, развитая М.М. Бахтиным (участники диалога должны стремиться «добраться до творческого ядра личности» [5]);

- Ю.М. Лотман установил и доказал существование канала автокоммуникации;

- Ю.В. Кнорозов предложил концепцию о соотношении информации и фасцинации (учёный заговорил впервые о фасцинации в аспекте коммуникации);

- А.А. Брудный в работе «Семантика языка и психологии человека» (1973) предложил понятие семантической фасцинации;

- Н.Л. Мусхелишвили и Ю.А. Шрейдер доказали, что адресату важна не столько поступающая к нему фактическая информация, сколь побуждающие находить новую информацию (новые знания) факторы («восприятие сообщения определяется не столько его реальным содержанием или информацией, сколько свойствами самого сообщения - его аттрактивностью или фас-цинацией» [14]);

- обобщающими трудами по теории фас-цинации являются исследования В.М. Соков-нина - учёный рассматривает феномен фасцинации в лингвокультурологических, социально-философских, психолингвистических аспектах, описывает роль фасцинации в разных сферах человеческого общения [15];

- в исследовании О.А. Прохватиловой под фасцинацией понимается аттрактив-ность сообщения, создающая готовность адресата воспринимать содержание сообщения [11];

- в диссертации А. Сафаргалиной фасцинация определяется как воздействие с целью привлечения / развлечения реципиента [12];

- В.Д. Ширшов включает фасцинацию в педагогический процесс и определяет её как совокупность средств, позволяющих создать благоприятный фон коммуникации, усилить информацию [13].

Под информационно-фасцинативным откликом на текст (высказывание) мы имеем в виду ответный текст (высказывание) с наличием языковых единиц (маркеров), подтверждающих проявление автокоммуникации (термин Ю.М. Лотмана), - показателей информационности и аналитичности, аргументированности, личностности, самостоятельности, рефлексивности, эмоциональности, эмпатичности, оригинальности, креативности высказывания [8].

Свяжем понятие фасцинации и инфор-мационно-фасцинативного отклика с процессами коммуникации, передачи информации. Представим описательную модель процесса коммуникации с фасцинативной (воздействующей) составляющей.

Изначально адресат получает порцию информации от адресанта; эта информация такова, что она затрагивает личностные структуры воспринимающего сообщения (фоновые пресуппозиционные знания, интересы, потребности и пр.), имеет для адресата личностный смысл (по А.Н. Леонтьеву). На этом этапе происходит перекодирование информации, она подвергается дополнительной обработке. Это осуществляется уже в иных рамках - в канале общения Я-Я. Сообщение внедряется в сознание слушающего. Будучи обработанной «личностными ферментами», эта информация приобретает новое качество. При таком типе передачи информации её воздейственность - и логическая, и эмпати-ческая - возрастает. Обработка информации в сознании слушателя связана с ростом экзистенции, рефлексии, изменением тезауруса личности адресата. В канале общения с возможным развитием автокоммуникации (канал Я-Я) информация затрагивает слушателя более сущностно и интенсивно. Воздействен-ность связана с утверждением личностного мотива познания, расширением интерпретационного поля, подключением скрытых личностных творческих резервов. Это порождает новые смыслы информации, символизирует рождение нового знания, реализует принцип майевтичности [8].

Беспрепятственному прохождению информации сквозь фильтры и барьеры коммуникации и служит фасцинация, придающая информации семантическую значимость -аттрактивность, пертинентность, релевантность.

Изменение, гармонизация формы и содержания информации, введение в неё фас-цинативного кода (стратегически внедряемых воздействующих средств и приёмов восприятия сообщения) обусловливает развитие автокоммуникации.

Фасцинативными сигналами могут быть события, явления, личности, художественные и интеллектуальные продукты деятельности и пр. Чем более ярок фасцинативный сигнал, тем шире резонанс слушателя, свидетельствующий о подключении канала автокоммуникации. Другими словами, если информация захватывает слушателя, то он включается в процесс активной переработки сообщения и создает ответное высказывание (информа-ционно-фасцинативный отклик). Обратим внимание и на то, что данный отклик может быть осуществлен в рамках внутренней речи (своего рода внутренний диалог с адресатом - говорящим, автором и т.д.) и может быть вербализован в ходе экстериоризации внутренней речи слушателя.

Резонансность, широкое интерпретационное поле, стремление к диалогу являются знаками информационно-фасцинативного отклика, тогда как повышенное внимание, заинтересованность, увлечённость, захвачен-ность, страстность являются нейрофизиологическими признаками фасцинации.

Таким образом, мы выделяем информационный (когнитивный, логический) и фасцинативный (эмоциональный, эмпатический) потоки восприятия сообщения в коммуникационном процессе.

Для достижения поставленной цели мы провели исследование информацион-но-фасцинативного отклика на текст прощального письма Ю. Гагарина, проанализировав комментарии интернет-пользователей к тексту, опубликованному в СМИ 12 февраля 2014 г.

Отношение русского человека к личности первого космонавта трудно переоценить. «Полёт Гагарина давно уже стал частью истории. А сам творец этого подвига, как и положено историческому деятелю, превращается в монументальную фигуру» [6].

Легендарная личность не остаётся без внимания и за рубежом. К примеру, современный немецкий исследователь К. Андинг говорит о том, что «в ГДР на Гагарина равнялись все пионеры» и отмечает тот интересный факт, что улицы имени Юрия Гагарина по сей день не переименуются (в отличие, например, от улиц К. Маркса и Р. Люксембург) [4].

Текст письма представляет собой информацию, читающий является адресатом, воспринимающим сообщение. Исследовательской задачей являются фиксация и анализ следующих моментов:

а) наличие фасцинативных средств и приёмов в тексте;

б) восприятие информации, развитие автокоммуникации, проявляющейся в фас-цинативно-информационном отклике (вербализован в репликах-комментариях);

в) приращение смысла информации, углубление эмпатичности, экзистенциальности (на примере расширения ассоциативно-семантического поля понятия «патриотизм»).

В тексте используется развернутая антитеза - сопоставляется простой земной человек с его каждодневными, будничными заботами и великий герой, несущий огромную ответственность за выполнение важной государственной задачи.

В рамках этой антитезы определяется тональность текста и прослеживается его идейно-содержательная направленность.

1. Уверенность в успехе и человеческое волнение.

«В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя».

2. Значимость настоящего момента и заботы о будущем

«Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой».

«Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство».

3. Человеческая простота, искренность и готовность к решению глобальной задачи, целеустремленность.

«Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе те радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра!».

4. Чувства отца, мужа и сына.

«Надеюсь, что это письмо ты никогда не

увидишь, и мне будет стыдно перед самим со-

бой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца.

«Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра».

5. Чувства героя-патриота.

«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, ещё в детстве, прочитал слова В.П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке» [7].

Интенциональная направленность текста - духовное завещание, которое написано перед ответственным и рискованным шагом. В тексте имеются имплицитные содержательные фрагменты - гордость за Отечество, уверенность в силе и могуществе Родины, в том, что страна не предаст, не бросит в беде, в том, что всё будет хорошо именно потому, что каждый в ответе за выполнение своего дела и гражданского долга.

Анализ информационно-фасцинативного отклика, представляющего собой 147 высказываний, позволил разделить их на семантические группы.

1) Оценка личности и человеческих качеств Ю.А. Гагарина.

- Какой чистой души человек!

- Насколько он весь лучистый человек был, душа!

- Скромность и достоинство!

- Какой человек был Гагарин! Он тот, которым можно гордиться без оговорок, он - настоящий!

- Человек - легенда!

2) Оценка свершившегося события сквозь призму личности Гагарина и советской эпохи.

- Революция 1917 года дала нам Гагарина... У нас было счастливое детство, юность.

- Дорогие русские люди! Это наш праздник! Простой русский человек побывал первым в мире в космосе! Слава Гагарину! Слава нашей Родине!

- Юрий Гагарин и те советские учёные, которые причастны к полёту, - герои на все времена! Жаль, что у нас мало поводов гордиться страной!

- Может, хоть этот праздник нас объединит, сделает снова людьми. Гагарину - слава!

- Юрий Гагарин - настоящий человек настоящей страны, наша гордость и слава. Хотя от той страны остались обломки.

3) Оценка времени, действительности, страны.

- Юрий Гагарин своим подвигом открыл и ознаменовал собой эпоху Вдохновения 60-х.

- Мы все помним те светлые дни нашего Отечества.

- Как радовались, как горды были и за полёт Гагарина, и за страну, в которой жили!

- Как хочется вернуться в то время! Какое счастливое и светлое оно было!

- Это великая советская история.

Воздействующим фасцинативным сигналом текста письма, вызывающим инфор-мационно-фасцинативный отклик, является, на наш взгляд, именно патриотическая направленность, представленная в виде образа простого русского человека, искреннего и любящего, и одновременно бесстрашного героя, не боящегося пожертвовать жизнью ради Родины.

В данном случае представлены следующие фасцинативные явления:

- личностность (значимость исторического события для каждого члена общества);

- концептуальность (основанность текста на концептах «Родина», «любовь», «подвиг» и проч., вызывающих резонанс и инициирующих интерпретационные возможности адресата);

- прецедентность (Гагарин - герой великой страны);

- экземплификация (судьба Гагарина как пример и образец патриотизма);

- метафоричность (первенство страны в покорении космоса).

Все это проецируется на базовое понятие, организующее текстово-содержательную структуру, - «патриотизм». Фасцинация обусловливает особое эмпатическое прочтение текста письма и индуцирует когнитивные категории и эмоции, связанные с поиском идеала русского человека.

Фасцинативные, воздействующие факторы позволили углубить информационное и эмоциональное восприятие текста, что повлияло на стимуляцию автокоммуникации в процессе личностного восприятия информации. Это, в свою очередь, способствовало возникновению ассоциаций, расширению понятийного поля, наращиванию смысла понятия, в семантическое поле которого вошли смежные понятия - простота, настоящее геройство, ответственность, вера в Родину, мужество. То есть в восприятии большинства россиян патриотизм включает и личностные черты, и конкретную ситуацию, в которой они проявляются, и сочетание, казалось бы,

амбивалентных черт личности - простоты и доступности с высотой и величием образа, ориентированность духовности и нравственности одновременно на жизненные бытовые ситуации и на свершение великого подвига (отеческая забота о семье и осознание своей великой миссии). В представлениях об образе патриота чётко прослеживается связь трепетной любви к Родине, к своему народу с действиями и волей (готовность пожертвовать своей жизнью).

Не претендуя на полноту, исследование показывает, что в концептуальной мировоззренческой картине мира русского человека понятие «патриотизм» приобретает особый национально-ментальный смысл. «Надстройка» этого смысла, отражаемая в информаци-онно-фасцинативном отклике, обнаруживается как следствие развернутой интерпретации этого понятия и эмоциональной его оценки.

В конкретном случае для индуцирования личностного, духовно-креативного потенциала и последующего углубления смысла понятия «патриотизм» приобретает значение следующее:

- понимание ценности исторических событий прошлого (полёт в космос, обусловивший первенство и славу СССР);

- подтверждённая временем исключительная характеристика национального героя (Ю.А. Гагарин - первый космонавт, патриот, истинно русский человек);

- проявление человеческих качеств, фиксируемых как положительные в коммуникативном портрете русского человека (простота, скромность, доброжелательность, способность любить, ответственность, надежность, жертвенность, мужественность).

Анализ информационно-фасцинативного отклика позволил сделать ряд выводов, связанных с достижением цели исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фасцинативные явления в тексте позволяют повысить его воздейственность;

- фасцинация обусловливает ориентированность текста на читателя, повышает эмпа-тичность восприятия сообщения;

- читатель реагирует на текст особым образом, появляется резонанс, свидетельствующий о повышенном внимании, интересе, эмоционально-личностном восприятии информации;

- в ходе автокоммуникации осуществляется интерпретация и наращивание смыслов и базовых понятий текста, что, в свою очередь, влияет на становление категориальных личностных структур адресата.

Таким образом, для повышения воздейс-твенности информацией необходимо, чтобы она была семантически значимой (привлекательной, адекватной, личностно важной). Воздейственность концептуальных понятий

и их волновая программа расширяется, если в качестве примера используются факты, явления, биографии личностей, оставивших след в истории, - реализуется принцип пре-цедентности. Значимыми для воздействен-ности оказываются такие фасцинативные явления, как личностность, экземплифика-ция, метафоризация. Отмечая расширение семантического поля понятия «патриотизм» в пространстве фасцинативной информации, подчеркнём, что для большинства россиян это понятие не является абстрактным, не утверждается императивно, не стимулируется извне (например, рекламными слоганами), а связано с конкретным историческим периодом, характерными его чертами (чувство коллективизма, единения на основе равенства и общей идеи, сплочённость, доброжелательность атмосферы, проявление гордости за успехи страны) и конкретными героями эпохи и их деятельностью на благо Родины.

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - М.: Советская энциклопедия, 1969— 1978. — URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 11.03.2014).

2. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. — М.: Изд-во Вече, 2003. — 512 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.; СПб., 2000.

4. Володина, Э. Кевин Андинг: В ГДР на Гагарина равнялись все пионеры [Электронный ресурс]. — URL: http://dw.de/p/10rqs (дата обращения: 30.01.2014).

5. Диалогичность как понятие герменевтики [Электронный ресурс]. — URL: http://c3.ru/book1100_ 51.shtml (дата обращения: 12.03.2014).

6. Коробатов, Я. Что Гагарин писал бы сегодня в Интернете [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.kp.ru/daily/26204/3090339/ (дата обращения: 2.02.2014).

7. Милкус, А. Перед полётом Юрий Гагарин написал жене и детям прощальное письмо [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kp.ru/daily/25667/828449/ (дата обращения: 20.02.2014).

8. Омельченко, Е.В. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных типах дискурса: монография [Текст] / Е.В. Омельченко. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. — 223 с.

9. Патриотизм в представлениях россиян // Левада-центр. Аналитический центр Ю. Левады [Электронный ресурс]. — URL: http://www.levada.ru/19-11-2013/patriotizm-v-predstavleniyakh-rossiyan (дата обращения: 10.03.2014).

10. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук И.И. Санжаревский [Электронный ресурс], 2010. — URL: http://glos.virmk.ru/ (дата обращения: 5.02.2014).

11. Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи [Текст] / О.А. Прохватилова. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. — 362 с.

12. Сафаргалина А.Ш. Фасцинация как нарушение нормы в «качественной» прессе [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / А.Ш. Сафаргалина. — Уфа, 2008. — 26 с.

13. Ширшов, В.Д. Педагогическая фасцинация [Текст] / В.Д. Ширшов // Педагогика: научно-теоретический журнал; ред. В.П. Борисенков, А.Я. Дани-люк. - 2006. - № 9. - с. 29-34.

14. Шрейдер, Ю.А. Автокоммуникация как необходимый компонент коммуникации [Текст] / Ю.А. Шрейдер, Н.Л. Мусхелишвили // Фасцинация. Коммуникация. Общение; сб. под ред. В. Соковнина. Екатеринбург, 2010. - С. 35-53.

15. Fascinology.ru. Персональный сайт Владимира Соковнина [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.fascinology.ru/Avtor.htm (дата обращения: 01.02.2014).

References

1. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. - M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1969-1978. - URL: http://slovari.yandex. ru (accessed: 11.03.2014).

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii. - M.: Izd-vo Veche, 2003. - 512 s.

3. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. A.M. Prohorov. Izd. 2-e, per-erab. i dop. - M.; SPb., 2000.

4. Volodina, Je. Kevin Anding: V GDR na Gagarina ravnjalis' vse pionery [Kevin Anding: In GDR All pioneers align their selves with Y. Gagarin ]. - URL: http://dw.de/ p/10rqs (accessed: 30.01.2014).

5. Dialogichnost' kak ponjatie germenevtiki. - URL: http://c3.ru/book1100_51.shtml (accessed: 12.03.2014).

6. Korobatov, Ja. Chto Gagarin pisal by segodnja v internete. - URL: http://www.kp.ru/ daily/26204/3090339/ (accessed: 2.02.2014).

7. Milkus, A. Pered poletom Jurij Gagarin napisal zhene i detjam pro-shhal'noe pis'mo. - URL: http://www. kp.ru/daily/25667/828449/ (accessed: 20.02.2014).

8. Omel'chenko, E.V. Fascinativnaja kommunikativnaja strategija v raz-lichnyh tipah diskursa: monografija [Fascinative communicative strategy in different types of discourse: monograph]. -Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2013. -223 s.

9. Patriotizm v predstavlenijah rossijan // Levada-centr. Analiticheskij centr Ju. Levady. - URL: http://www. levada.ru/19-11-2013/patriotizm-v-predstavleniyakh-rossiyan (accessed: 10.03.2014).

10. Politicheskaja nauka: Slovar'-spravochnik. sost. prof pol nauk I.I. Sanzharevskij, 2010. - URL: http://glos. virmk.ru/ (accessed: 05.02.2014).

11. Prohvatilova O.A. Pravoslavnaja propoved' i molitva kak fenomen sovre-mennoj zvuchashhej rechi [Orthodox sermon and prayer as modern sound speech phenomenon]. - Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo gos. un-ta, 1999. - 362 s.

12. Safargalina A.Sh. Fascinacija kak narushenie normy v «kachestvennoj» presse: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk [Fascination as violation of the norm of "qualitative" press: abstract of diss. ... PhD]. - Ufa, 2008. - 26 s.

13. Shirshov, V.D. Pedagogicheskaja fascinacija // Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal; red. V.P. Borisenkov, A.Ja. Daniljuk [Pedagogical fascination. Pedagogy: scientific journal]. - 2006. - №9. - s. 29-34.

14. Shrejder, Ju.A. Avtokommunikacija kak neobhodimyj komponent kom-munikacii // Fascinacija. Kommunikacija. Obshhenie; sb. pod red. V. Sokovnina. Ekaterinburg, 2010. - S. 35-53.

15. Fascinology.ru. Personal'nyj sajt Vladimira Sokovnina. - URL: http://www.fascinology.ru/Avtor. htm (accessed: 01.02.2014).

UDC 316.752 + 808.5

EXTENSION OF THE MEANING OF THE CONCEPT "PATRIOTISM" AT INFORMATIONAL AND FASCINATIVE RESPONSE

TO THE FAREWELL LETTER OF Y. GAGARIN

Omelchenko Elena Vitalyevna,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Associate Professor of the Chair

of Russian Language

and Methods of Russian Language

Teaching,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, Russia.

Obzhorin Aleksey Michailovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch,

Senior Lecturer of the Chair of Linguistics and Professional Communication, Candidate of Philological Sciences, Chelyabinsk, Russia.

Annotation

The article deals with analysis of extension of the meaning of the concept «patriotism» at informational and fascinative response to the farewell letter of Y. Gagarin in Russians' understanding. The research is based on material of internet commentaries of users to the text of the farewell letter of the first cosmonaut. The authors study expressive means of the letter and the process of extension of the concept «patriotism» at informational and fascinative response. Modern understanding of Russians about patriotism is described.

Key concepts:

patriotism,

fascination,

informational and fascinative response.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.