Научная статья на тему 'Соотношение категорий сознательное, бессознательное, подсознательное в реализации фасцинации'

Соотношение категорий сознательное, бессознательное, подсознательное в реализации фасцинации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1894
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСЦИНАЦИЯ / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ / FASCINATION / CONSCIOUS / UNCONSCIOUS AND SUBCONSCIOUS CATEGORIES IN COMMUNICATION / INTENSIFICATION OF PERCEPTION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омельченко Елена Витальевна

Фасцинация рассматривается как естественный процесс коммуникативного воздействия, в котором могут сливаться явления сознательного, бессознательного и подсознательного. Статья посвящена описанию соотношения данных категорий в процессе фасцинативного воздействия с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF CATEGORIES OF THE CONSCIOUS, UNCONSCIOUS, SUBCONSCIOUS IN IMPLEMENTING FASCINATION

Fascination is considered as natural process of communicative effect, where conscious, unconscious and subconscious categories are merged. The article deals with description of correlation of these categories in fascinative process aimed at intensification of perception and mastering information by the addressee.

Текст научной работы на тему «Соотношение категорий сознательное, бессознательное, подсознательное в реализации фасцинации»

- М. : Яз. слав. культуры, 2004. - 472 с.

8. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов [Текст] / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 23. - М.: Прогресс, 1988. - С. 12-51.

9. Муравенко, Е.В. О случаях нетривиального соответствия семантических и синтаксических валентностей глагола [Текст] / Е.В. Муравенко // Семиотика и информатика. - Вып. 36. - 1998. - С. 71-81.

10. НКРЯ - Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ruscorpora.ru (дата обращения: 12.05.2014).

11. Падучева, Е.В. Динамические модели в семантике лексики [Текст] / Е.В. Падучева. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 608 с.

12. Сусов, И.П. Семантическая структура предложения (на материале простого предложения в современном немецком языке) [Текст] / И.П. Сусов. - Тула: Тульский гос. пед. ин-т, 1973. - 141 с.

13. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.

УДК 81 ББК 81.003

nsf/ushakov/ (дата обращения: 12.05.2014).

14. Филлмор , Ч. Дело о падеже [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика. - Вып. X. - М.: Прогресс, 1981. - С. 369495.

15. Филлмор2, Ч. Дело о падеже открывается вновь [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика. - Вып. X. - М.: Прогресс, 1981. - С. 496-530.

16. Givon, T. Prototype: Between Plato and Wittgenstein [Text] / T. Givon // Noun Classes and Categorization / Ed. by C. Craig. - Amsterdam, 1986. - P. 77-102.

17. Janda, L.A. A geography of case semantics: The Czech dative and the Russian instrumental [Text] / L.A. Janda. - Berlin: Mouton de Gruyter, 1993. - 225 p.

18. Rakhilina, E.V. The Russian instrumental-of-comparison: constructional approach [Text] / E.V. Rakhilina, E.P. Tribushinina // Slavic Linguistics in a Cognitive Framework / Ed. by M. Grygiel, L.A. Janda. -Frankfurt am Main: Peter Lang, 2011. - P. 145-174.

Е.В. Омельченко

СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ СОЗНАТЕЛЬНОЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ФАСЦИНАЦИИ

Фасцинациярассматривается как естественный процесс коммуникативного воздействия, в котором могут сливаться явления сознательного, бессознательного и подсознательного. Статья посвящена описанию соотношения данных категорий в процессе фасцинативного воздействия с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем.

Ключевые слова: фасцинация; сознательное; подсознательное; бессознательное в коммуникации; интенсификация восприятия информации

E.V. Omelchenko

CORRELATION OF CATEGORIES OF THE CONSCIOUS, UNCONSCIOUS, SUBCONSCIOUS IN IMPLEMENTING FASCINATION

Fascination is considered as naturalprocess ofcommunicative effect, where conscious, unconscious and subconscious categories are merged. The article deals with description of correlation of these categories in fascinative process aimed at intensification of perception and mastering information by the addressee.

Key words: Fascination; conscious; unconscious and subconscious categories in communication; intensification ofperception of information

Сознание - категория, занимающая центральное место в философии, психологии, гуманитарных науках.

Л.С. Выготский считал, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, самого себя. Сознание порождается обществом, существует при наличии общественного сознания и языка [Выготский, 1999].

А.Н. Леонтьев, продолжая развивать эти взгляды, связывал сознание с открывающейся

Вестник ИГЛУ, 2014

картиной мира. Внутренние действия и операции порождаются в «плане сознания» - затем формируется образ - модель, в которой можно действовать [Леонтьев, 2005].

По мнению Б.Г. Ананьева, сознание выступает как часть эффекта действия. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. Сознание регулирует практи-

© Омельченко Е.В., 2014

ческую деятельность человека, - это высшая форма отражения объективной действительности человеком, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей [Ананьев, 2008]. Сознание неразрывно связано с языком.

Бессознательное - действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина не успела дойти до сознания, например, реакция защиты, в состоянии естественного или искусственного отключения сознания [Кол-ташев, 2009. Режим доступа: http://lit.lib.rU/k/ koltashow_w_g/text_0020.shtml], но бессознательное - это и активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности - неосознаваемые (влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами).

Подсознательное - характеристика активных психических процессов, которые не являются центром смысловой (осознанной) деятельности человека; эти процессы протекают вне сознательного управления. С этой категорией соотносится категория иррационального-стихийного, возникающего спонтанно, словно «ниоткуда» и не поддающегося строгому рациональному объяснению. Однако вышесказанное иногда бывает ни чем иным, как поверхностным отражением явления. Свою роль здесь играет некоторая спонтанность, непредсказуемость и «калейдоскопичность» потоков подсознания, но подсознание основано на рациональном.

В область подсознательного входит смысловой подтекст, влияние обстановки, ситуации, предыдущего опыта и возникающих ассоциативных связей. Сознание и подсознание связаны; в подсознание переходит часть значимой информации, которая впоследствии оказывает влияние на поведение и деятельность человека. В различении категорий сознательного, бессознательного и подсознательного мы опирались на исследования М.И. Еникеева. С его точки зрения, сознание - «психологическая саморегуляция человека на основе отражения действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях» [Еникеев, 1999, с. 23]. Сознание характеризуется активностью, ин-тенциональностью, поленаправленностью

(ориентацией на внутренние эталоны деятельности), ясностью и организованностью [Там же. С. 29]. Бессознательный уровень -это врожденный, рефлекторный уровень деятельности, основанный на биологических механизмах. Подсознательный уровень - это обобщенная автоматизация в опыте индивида стереотипов поведения - умения, навыки, привычки, опыт, интуиция, основанная на опыте. К подсознанию относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Это понятие используется в нашем исследовании. В широком смысле к подсознанию относятся вся неосознаваемая сфера, или «вторая натура» личности, интуиция как сверхсознание, внутренние устремления, вера, фобии и пр. Очень важно, что в сознании присутствуют подсознательные явления. Если сознание вооружено понятиями, то подсознание - эмоциями и чувствами, поэтому подчиняется критериям безотчетного, непроизвольного, невербализованного. М.И. Еникеев четко определил соотношение этих категорий: сознательное и внесознатель-ное (бессознательное, подсознательное) согласованны, синергетичны [Еникеев, 1999, с. 26].

Изучению проблемы неосознаваемого психического посвящены труды Д.Н. Узнадзе [Узнадзе, 2004]. Вне сферы сознания оказываются два класса явлений. Первое - это приспособительные реакции, имеющие личное и индивидуальное назначение (регуляция внутренних органов, неосознаваемые детали движений, оттенки эмоций и их внешнего выражения). Второе - это неосознаваемые формы деятельности мозга (механизмы творчества, область интуиции, «инсайта»). В сфере психики сознательное и внесознательное объединены. Психическая самоорганизация индивида осуществляется тремя типами программ поведения: бессознательно-инстинктивным; подсознательным (субъективно-эмоциональным); сознательным (логико-семантическим).

Говоря о мыслительных творческих процессах, следует иметь в виду два направления:

1. Творчество как стихийная, неконтролируемая сознанием «мощь» и связанные с ним непредсказуемость, неуправляемость процесса (вдохновение).

2. Творчество, являющееся результатом действия определенного плана (стратегии)

(иногда связываемое с алгоритмизацией, вмешательством «алгебры в гармонию» и, следовательно, называемое «сальеризмом»).

Еще К.С. Станиславский предупреждал, что прямое, волевое, директивное вмешательство губительно для творчества. Однако ему удалось соединить обе составляющие творческого процесса - рациональную и иррациональную, так как он обусловил и доказал существование косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы. «Предоставим же свое подсознательное волшебнице-природе, а сами обратимся к тому, что нам доступно, - к сознательным подходам к творчеству и сознательным приемам...» [Станиславский, 1989. Режим доступа: http://www.koob.ru/ stanislavskij/rabota_aktera_nad_soboj].

Н.Н. Миронова определила творчество как развивающееся взаимодействие, в процессе которого происходит взаимообогащение. На нейрофизиологическом уровне творчество представляет собой сложный процесс: «Богатый чувственный и образный материал, созданный правым полушарием, переводится в символическую форму, вербализуется и осознается левым, чтобы затем вновь приобрести наглядность и метафоричность в качественно новых образах, которые, в свою очередь, трансформируются в новые сложные символы» [Миронова, 1997].

Автор утверждает, что слияние противоположностей весьма продуктивно, так как достраивается целостная картина бытия. Слияние сознательного и подсознательного, рационального и иррационального приводит к тому, что сознание становится иным - это придает ему «гибкость, энергию, трансцендентальную смелость» [Выготский, 1999]. При этом подходе диалогической оказывается сама суть человека, внешние и внутренние проявления психики, мысли, речь, общение, деятельность. Идея диалогичности последовательно развивалась Л.С. Выготским [Выготский, 1999], М.М. Бахтиным [Бахтин, 1972], В.С. Библе-ром [Библер, 1975], Г. Бушем [Буш, 1972]: мир внутренне диалогичен, диалог есть единица, «монада» психики.

Определяя диалог как свободное взаимодействие уникальных объектов, М.С. Каган приводит исходные характеристики участника диалога: активность, сознательность, свобода деятельности (свобода выбора, из-

бирательность поведения и ценностей), уникальность [Каган, 1988]. Условиями диалога ученый называет ориентацию на понимание, активность интерпретации, взаимную дополнительность позиций участников общения. Сам диалог выступает как условие, причина и универсальный механизм приращения смыслов, развития личности, утверждения нового. По мнению М.С. Кагана, циркулирующая в процессе диалога информация увеличивается, обогащается, расширяется [Каган, 1988]. В работах В.С. Библера показано, что диалог является сущностным механизмом творческого мышления [Библер, 1975].

М.М. Бахтин говорил об «имманентной противоположности», дополнительности, игнорировать которые, говоря о любых нейрофизиологических, психических, следовательно, и творческих процессах нельзя [Бахтин, 1972].

Это приобретает особую значимость в аспекте исследования. В общем виде фасци-нация как природное и генетически обусловленное, объективно существующее явление - это естественный процесс, в котором могут сливаться явления сознательного, бессознательного и подсознательного. Говоря о фас-цинации как о составляющей коммуникации, как о коммуникативной стратегии, следует определить роль сознательного и подсознательного, находящихся во взаимоотношениях дополнительности и диалогичности [Принцип дополнительности Бора, 2010. Режим доступа: http://estestvoznanie.academic.ru/994/ Принцип_дополнительности_Бора].

Под фасцинацией мы понимаем коммуникативное явление, имеющее глубинную нейрофизиологическую, воздействующую природу. Как коммуникативный процесс, фасци-нация представляет собой воздействие с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем.

Фасцинация рассматривается нами как нейрофизиологическое явление, имеющее природную генетическую сущность. Это значит, что она может проявляться спонтанно, стихийно и оказывать влияние на психические процессы индивида. Ассоциативно-чувственное восприятие и механизмы рефлексии и отклика в данном случае будут поливари-антны. К примеру, В.М. Соковнин считает, что природные явления (гроза, гром) тоже

Вестник ИГЛУ, 2014

фасциногенны [Соковнин, 2009]. Услышав гром, человек может реагировать по-разному: пугаться, радоваться, стараться спрятаться, поспешить и прочее, т.е. своего рода отклик будет проявляться в аудиальном, визуальном, кинестетическом каналах восприятия (в соотношении эмоционально-экспрессивном и рациональном аспектах). Это может быть и поводом к внутреннему побуждению, к рефлексии и творчеству (создать рассказ-описание, повествование), нарисовать картину и т.д.

На наш взгляд, такие ситуации не относятся к общению, коммуникации, так как в этом процессе нет осознанного, целенаправленного информационного обмена (по И.А. Стернину) [Стернин, 2001], а есть воздействие, идущее по каналам восприятия. Поэтому возможна ответная реакция различного плана содержания, но чаще она носит иррациональный характер, связана с бессознательным (рефлективным), а лишь затем, вероятно, переводится в область подсознания и сознания в зависимости от степени восприимчивости человека. Мы не исключаем, что фасцинация может использоваться таким образом и рационально, стратегически, в коммуникативных ситуациях, где отключается контроль за сознательно-рациональной областью мышления; в этом случае опора на рефлексы, инстинкты будет доминантной. Такие явления в большом диапазоне рассматривает В.М. Соковнин (пищевая, физиологическая, психическая фасцинация); опора на стихийное бессознательное есть и в рекламном дискурсе; внушение используется в медицинском дискурсе [Соковнин, 2009].

В нашем исследовании мы рассматриваем ту область утверждения фасцинации, которая связана с сознанием и подсознанием, в ней исключаем варианты «жесткой» суггестии, манипулирования, передачи информации вне сознательного контроля (гипноз), предлагая к рассмотрению типы дискурса, в которых утвердились принципы диалогичности, конвен-циональности, взаимодействия партнеров по коммуникации. Исходя из этого, мы делаем акцент на исследовании тех областей, где фас-цинация представляет собой и реализуется как стратегия, не утрачивая при этом своей природной, нейрофизиологической, глубинной сущности. Значит, фасцинация рассматривается нами как составляющая коммуникации в тех моделях (и инвариантах), где присутству-

ют обладающие критическим сознанием партнеры, где осуществляется осознанный обмен информацией, диалог в формате «адресант-адресат». В этом случае преимущественно проявляются такие категории, как сознательное и подсознательное с учетом их взаимосвязи, дуализма, слияния в противоположности, диалогичности. В разных коммуникативных пространствах доля и баланс сознательного и бессознательного будет варьироваться, например, в художественном и педагогическом дискурсах соотношение сознательного и бессознательного различна. Таким образом, это позволяет сказать, что фасцинативная коммуникативная стратегия действует в разных типах дискурса, но с вариативно сбалансированными внутренними категориями сознательного и подсознательного. Это также проявляется на уровне использования средств и приемов фасцинации. В творчестве они вычленяемы, однако, здесь речь идет о творческой интуиции автора, о подсознательном стремлении воздействовать на читателя. В работе преподавателя этот элемент, безусловно, присутствует, что обусловливает «автоматическую» включенность некоторых принципов и приемов: авторитетность, опора на личностный интерес, проблемность, гибкость и пластичность общения.

Однако деятельность педагога, коммуникация «обучающий - обучаемый» имеет иную социально-психологическую сущность, иной социально-общественный контекст, иные цели и результат. Общими в этих типах дискурса и в осуществлении фасцинативной коммуникативной стратегии будут черты эмпа-тичности, пластичности, диалогичности.

Категории сознательного и подсознательного уравновешены, сбалансированы основными философскими законами (борьбы противоположностей, диалектичности), принципами дополнительности и диалогичности. Мы допускаем, что эти категории являются универсальными в коммуникации с фасцина-тивной составляющей; специфика типа дискурса оказывает влияние на осуществление фасцинативной коммуникативной стратегии в рамках заданного сценария. Доля творческой интуиции и подсознательных процессов будет выше в художественном дискурсе, в творческой самопрезентации, где доминируют понятия, образно говоря, «безмерного» (М.И. Цве-

таева) и «безотчетного» (А. Вознесенский). При этом педагогический дискурс (относимый к институциональному типу) нельзя лишать творчества и моментов озарения. Более строгие организационные рамки не являются барьером для «фасцинативного потока» в этом типе коммуникации.

Таким образом, в силу специфики фасци-нации как коммуникативной составляющей в ходе передачи информации в различных типах дискурса, коммуникативных пространствах соотношение включенных в процесс категорий сознательного и подсознательного в мышлении участников общения варьируется, балансируется, но находится в известном подчинении принципу дополнительности, диало-гичности и гармонизации.

Библиографический список:

1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 308 с.

3. Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

4. Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

5. Буш, Г.Я. Методы технического творчества [Текст] / Г.Я. Буш. - Рига: Лиесма, 1972. - 73 с.

6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /

Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

7. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Норма; Инфра-М, 1999.

- 624 с.

8. Каган, М.С. Мир общения [Текст] / М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

9. Колташев, В.Г. Диалектическая психология [Электронный ресурс] / В.Г. Колташев. - Режим доступа: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml (дата обращения: 15.04.2014).

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

11. Миронова, Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики [Текст] / Н.Н. Миронова. - М.: НВИ-ТЕЗАУ-РУС, 1997. - 158 с.

12. Принцип дополнительности Бора [Электронный ресурс] / В.Н. Савченко, В.П. Смагин // Начала современного естествознания. Тезаурус. - Ростов н/Д., 2006.

- Режим доступа: http://estestvoznanie.academic.ru/994/ Принцип_дополнительности_Бора (дата обращения: 10.06.2014).

13. Соковнин, В.М. Что такое фасцинация [Текст] / В.М. Соковнин. - Екатеринбург: АФА, 2009. - 56 с.

14. Станиславский, К.С. Работа актера над собой [Электронный ресурс] / К.С. Станиславский. - Режим доступа: http://www.koob.ru/stanislavskij/rabota_aktera_ nad_soboj (дата обращения: 10.04.2014).

15. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж, 2001. - 252 с.

16. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

УДК 811.111 ББК 81.432.1

Т.А. Сухомлина

ФУНКЦИИ ВРЕМЕННЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ БУДУЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ

АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена анализу темпоральных детерминантов будущего времени в современном английском языке, которые рассматриваются как вспомогательное средство выражения временных отношений в тексте английской прозы; выделяются их основные особенности. Утверждается: главную роль в употреблении детерминантов будущего в тексте играет семантика самого детерминанта, поскольку реализация будущего времени зависит от семантического значения лексем входящих в обстоятельство. Автор приходит к выводу, что темпоральные детерминанты будущего выполняют две основные функции: временную организацию текста и внутритекстовую функцию связывания речевых единиц целого произведения.

Ключевые слова: текст; дискурс; грамматика текста; категория будущего времени; временное значение; вспомогательные средства выражения; грамматические средства выражения времени; лексические средства выражения времени; темпоральные детерминанты; семантика; функция

T.A. Sukhomlina

FUNCTIONS OF THE TEMPORAL DETERMINANTS OF THE FUTURE

IN MODERN ENGLISH

The article is devoted to the research of temporal determinants of the future tense in Modern

Вестник ИГЛУ, 2014

© Сухомлина Т.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.