Научная статья на тему 'Фасилитивный подход к формированию ценностных ориентаций подростков'

Фасилитивный подход к формированию ценностных ориентаций подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ / EFFICIENCY INCREASE / EFFECTIVE PEDAGOGIC / FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каскеева Людмила Александровна

Рассмотрена проблематика фасилитивной педагогики применительно к вопросам формирования ценностных отношений подростков. Дается характеристика фасилитивного метода формирования ценностных ориентаций подростков и его характеристика. В условиях глобализации и роста информации главным становится не передача подростку конечного объема сведений, а совместное направленно-ориентированное творчество в процессе формирования ценностного аспекта его мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATIVE APPROACH TO FORMING VALUE SYSTEMS OF TEENAGERS

In given article the problematic effective pedagogic with reference to questions of formation of valuable relations of teenagers is considered. In article the characteristic effective a method of formation of valuable orientations of teenagers and its characteristic is given. In the conditions of globalization and growth of the information by the main thing there is not a transfer to the teenager of final volume of data, and the joint focused creativity in the course of formation of valuable aspect of its outlook.

Текст научной работы на тему «Фасилитивный подход к формированию ценностных ориентаций подростков»

УДК 37.025

Л. А. Каскеева

ФАСИЛИТИВНЫИ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Рассмотрена проблематика фасилитивной педагогики применительно к вопросам формирования ценностных отношений подростков. Дается характеристика фасилитивного метода формирования ценностных ориентаций подростков и его характеристика. В условиях глобализации и роста информации главным становится не передача подростку конечного объема сведений, а совместное направленно-ориентированное творчество в процессе формирования ценностного аспекта его мировоззрения.

Ключевые слова: фасилитация, фасилитивная педагогика, формирование ценностных ориентаций подростков

In given article the problematic effective pedagogic with reference to questions offormation of valuable relations of teenagers is considered. In article the characteristic effective a method offormation of valuable orientations of teenagers and its characteristic is given. In the conditions of globalization and growth of the information by the main thing there is not a transfer to the teenager of final volume of data, and the joint focused creativity in the course offormation of valuable aspect of its outlook.

Keywords: efficiency increase, effective pedagogic, formation of valuable orientations of teenagers

Формирование гражданского, правового общества невозможно вне воспитания и развития личности в рамках общечеловеческих ценностей. Первостепенное же значение при формировании сознания индивида имеют нравственные, познавательные, эстетические, правовые, профессиональные ценности.

Опыт педагогической теории и практики показывает, что традиционные, классические подходы к формированию ценностей подростков изучены достаточно глубоко. Вместе с тем обилие исследований и экспериментов по рассматриваемой проблематике, объективные тенденции роста преступности, наркомании и алкоголизма среди подростков не исключают необходимости поиска наиболее совершенных методик формирования ценностных ориентаций подростков.

Фасилитивный подход сегодня выступает одним из наиболее перспективных. Идеи фасилитации - в разной терминологической форме - представлены в многочисленных трудах отечественных (В. В. Белич, П. П. Блонский, Т. И. Бабаева, Р. С. Димухаметов, Н. Б. Лаврентьева, Р. А. Литвак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, Г. Щед-ровицкий и др.) и зарубежных (А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Штойер, К. Роджерс, К. Г. Юнг и др.) педагогов и психологов. Такой повышенный интерес свидетельствует о высокой адекватности и актуальности фасилитивного метода в педагогике.

Термин фасилитация происходит от англ. facilitate -’облегчать’ [2]. В сформированном виде учение пришло в педагогику из психотерапии, разработанное К. Роджерсом [5].

Р. А. Литвак социальную фасилитацию рассматривает как «повышение скорости или продуктивности деятельности человека вследствие актуализации в сознании человека образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя» [7, с. 135-136].

По убеждению Р. С. Димухаметова, фасилитация есть «человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал», стимулирование «развития сознания людей, их независимости, свободы выбора, а не попытка сделать зависимым от общего мнения, это изменение эффективности деятельности субъектов деятельности» [3, с. 67-68].

Что касается ценностных ориентаций, то, по мнению Б. Г. Ананьева, они являются личностным образованием, определяющим мотивацию отношений к объекту познания, удовлетворение потребностей, формирование направленности личности [1].

Выводы последнего согласуются с философским подходом В. П. Тугаринова, который обособил категории «ценности» и «оценки», показывая, что «в отличие от ценности, которая... имеет только положительный знак (не может быть “отрицательных ценностей”), оценка может быть как положительной, так и отрицательной» [8]. Из данного подхода следует важный вывод: применительно к формированию личности подростка главным является не формальная передача ряда ценностей (как правило, востребованных современной эпохой, а потому ограниченных и в значительной мере преходящих), а развитие навыков ценностного отношения, то есть сознательной оценки предметов и явлений.

Ценностные ориентации подростков С. В. Тиханова определяет как «совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения в коллективе сверстников, определяющих установки подростка на отношения, общение и деятельность» [8].

Наиболее адекватную и корректную трактовку категории, на наш взгляд, дает Р. А. Литвак, понимая под ценностными ориентациями, во-первых, «избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении», а во-вторых, «способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [7, с. 140].

Исследования И. В. Дубровиной показали, что у каждого подростка существует своя система ценностей, в которой иерархия ценностей соответствует уровню развития личности: при оценке сформированности ценностей их можно разделить на две группы - ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности) [см. 9].

Таким образом, фасилитивный подход применительно к процессам формирования ценностных ориентаций подростков есть практика взаимоусиливающего повышения продуктивности избирательного отношения к материальным и духовным ценностям как подростка, так и педагога вследствие актуализации в их сознании образов лиц,

129

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 4 (28)

Л. А. Каскеева

Фасилитивный подход к формированию ценностных ориентаций подростков

выступающих в качестве и помощника, и наблюдателя/соперника.

Задача педагога - стимулирование и инициирование осмысленного формирования ценностных ориентаций подростка. Должна поощряться постоянная перестройка личностных установок и самого педагога, реализующаяся в процессах межличностного взаимодействия с подростками.

Главными характеристиками такого процесса, миро-воззренчески-воспитующего, взаимообусловленного взаимодействием педагога и ученика являются:

- симпатия и позитивное принятие другого человека (независимо от его убеждений и особенностей характера);

- самовыражение в общении;

- коллективное, творчески многоаспектное осмысление ценностей и ценностных ориентаций;

- постоянный самостоятельный поиск и углубление ценностного компонента картины мира.

Педагоги-фасилитаторы стимулируют самостоятельность и ответственную свободу подростков в процессе осмысления ценностного аспекта реальности и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы, создают благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, поощряют проявления солидарности и кооперации в учебной работе, тем самым содействуя развитию активной ценностно ориентированной позиции и подростка, и педагога.

Согласно воззрениям О. В. Лишина [4], лишь участвуя в развернутой деятельности (включающей планирование, организацию, выполнение, анализ результатов, общение в группе), подросток получает доступ к осознанию ее смысла. Исключительно на этой основе у него могут сформироваться смыслообразующие мотивы и ценностные ориентации, т. е. направленность личности и ее отношения.

Вместе с тем фасилитивный подход не является панацеей и средством для решения любых проблем ценностно формирующей педагогики. Нужно согласиться с выводами исследователей о том, что присутствие педагога в роли наблюдателя положительно влияет лишь на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение подростком трудных действий и решение сложных

задач. Более того, постоянно существует угроза, особенно в отношении подростков-интровертов с аутичным мышлением, неконтролируемого перехода фасилитации в эффект социального подавления, ингибирования, когда присутствие фасилитатора ведет к ухудшению результатов деятельности подростка. В итоге ответственность и намерение педагога-фасилитатора простимулировать формирование ценностных ориентаций подростков может вызвать сумму негативных реакций последних - отчуждение или даже социальный протест (чаще всего в уходе в неформальную культуру).

Поэтому, применяя фасилитивный подход в формировании заданных ценностных ориентаций, педагог должен действовать очень вдумчиво и сосредоточенно, соизмеряя средства с возможностями и установками конкретных подростков, глубоко чувствуя их потребности и чаяния. Нельзя забывать, что, несмотря на всю свою эффективность в сравнении с классическими подходами, фасилитивная педагогика также остается манипулятивной, никогда не согласуясь полностью с интересами подростков.

Совершенно верно Р. С. Димухаметов отметил, что в «профессиональном мышлении организаторов образования понятие модель управления зачастую подменяется структурой органов управления, вследствие чего выхолащиваются “специфические формы отражения” и “культурные основания управления”, интегрирующие на определенной научно-методической базе систему межличностных отношений и познавательную деятельность» [3, с. 90-94]. Фа-силитивная педагогика позволяет преодолевать искусственность социально-статусного и ролевого отчуждения педагога и подростка, обеспечивая методологическую основу взаимоусиливающего сотрудничества, творчества и совершенствования.

Итак, фасилитивный подход позволяет обеспечивать помощь и поддержку процессам самопроявления, саморазвития и самореализации личности как подростка, так и педагога, развития уникальной индивидуальности обоих и тем самым синергетического, резонансного усиления эффективности процесса формирования ценностных ориентаций. Подход научно обоснован, соответствует как критерию верифицируемости логическиго позитивизма, так и фальсифицируемости К. Поппера (исключение - аутичные подростки-интроверты).

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968.

2. Большой англо-русский словарь / авт.-сост. П. В. Адамчик. - Мн., 1998.

3. Димухаметов, Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук / Р. С. Димухаметов. -

Магнитогорск, 2006.

4. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для школьных психологов и педагогов / О. В. Лишин. - М., 1997.

5. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М., 1983.

6. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс; пер. М. М. Исениной; под ред. Е. И. Исениной. -

М., 1994.

7. Словарь по социальной педагогике и социальной работе / сост. Р. А. Литвак; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009.

8. Тиханова, С. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений: дис. ...

канд. пед. наук / С. В. Тиханова. - Челябинск, 1999.

9. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. - Л., 1988.

10. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1989.

Сдано 25.04.2011

130

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 4 (28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.