Научная статья на тему 'ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА'

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна, Шурыгина Ольга Васильевна

Статья посвящена описанию метода педагогической фасилитации как инновационного метода развития профессиональной личности будущего педагога. В статье рассматриваются отличительные особенности специалиста и профессионала, какие компетентности должны быть сформированы за время обучения в вузе у студентов - будущих педагогов, изучаются современные образовательные технологии развития будущей профессиональной личности педагога, используемые в образовательном пространстве педагогических вузов. Особое внимание уделяется описанию использования на занятиях инновационного метода развития будущей профессиональной личности педагога - метода фасилитации. Результаты исследования показывают влияние метода педагогической фасилитации на мотивационно-ценностный компонент педагогической деятельности студентов -будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPING THE PRE-SERVICE TEACHER’S PROFESSIONAL PERSONALITY

The article describes pedagogical facilitation as one of the most innovative methods of developthe professional personality of pre-service teachers. The authors analyze distinguishing features of future specialists and professionals in education, professional competences, which must be developed during the educational process, and modern educational technologies, which can be used to form the professional personality of future teachers within the pedagogical universities. Special attention is paid to the study of the method of pedagogical facilitation when developing the professional personality of future teachers. The results of the empirical study show the influence of the pedagogical facilitation method on pre-service teachers’ values and achievement motivation in their pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА»

► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

УДК 37.015.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-58-65

ББК 74.58

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

FACILITATION AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPING THE PRE-SERVICE TEACHER'S PROFESSIONAL PERSONALITY

Сорокоумова Галина Вениаминовна

Профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, доктор психологических наук E-mail: galsors@mail.ru

Sorokoumova Galina V.

Professor at the Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Pedagogy and Psychology, Linguistics University of Nizhny Novgorod, ScD in Psychology E-mail: galsors@mail.ru

Шурыгина Ольга Васильевна

Доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, кандидат психологических наук

E-mail: olga_schurigina@mail.ru

Shurygina Olga V.

Assistant Professor at the Department of Interpreting and Translation (German language), Linguistics University of Nizhny Novgorod, PhD in Psychology E-mail: olga_schurigina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена описанию метода педагогической фасилитации как инновационного метода развития профессиональной личности будущего педагога. В статье рассматриваются отличительные особенности специалиста и профессионала, какие компетентности должны быть сформированы за время обучения в вузе

Abstract. The article describes pedagogical facilitation as one of the most innovative methods of developthe professional personality of pre-service teachers. The authors analyze distinguishing features of future specialists and professionals in education, professional competences, which must be developed during the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В., 2023

у студентов - будущих педагогов, изучаются современные образовательные технологии развития будущей профессиональной личности педагога, используемые в образовательном пространстве педагогических вузов. Особое внимание уделяется описанию использования на занятиях инновационного метода развития будущей профессиональной личности педагога - метода фасилитации. Результаты исследования показывают влияние метода педагогической фасилитации на мотивационно-ценностный компонент педагогической деятельности студентов -будущих педагогов.

educational process, and modern educational technologies, which can be used to form the professional personality of future teachers within the pedagogical universities. Special attention is paid to the study of the method of pedagogical facilitation when developing the professional personality of future teachers. The results of the empirical study show the influence of the pedagogical facilitation method on pre-service teachers' values and achievement motivation in their pedagogical activity.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональная личность педагога, инновационные технологии в образовании, фасилитация, педагогическая фасилитация, терминальные ценности.

Keywords: professional competence, a professional personality of the teacher, innovative methods in education, facilitation, pedagogical facilitation, terminal values.

Для цитирования: Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Фасилитация как инновационный метод развития будущей профессиональной личности педагога // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 58-65. DOI: 10.31862/2218-87112023-2-58-65.

Cite as: Sorokoumova G. V., Shurygina O. V. Facilitation as an innovative method of developing the pre-service teacher's professional personality. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 2, pp. 58-65. DOI: 10.31862/2218-8711-20232-58-65.

Введение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальные исследования (Б. С. Братуся, Г. Г. Гореловой, А. А. Деркача, М. Л. Воронцова, В. П. Зин-ченко, В. А. Пономаренко, В. В. Рыжова, Г. В. Сорокоумовой, Р. А. Фонарева, В. Д. Шадри-кова) показывает, что специалист характеризуется высоким уровнем компетентности, владением знаниями, умениями, навыками в соответствии с нормативами профессии. Профессионала, особенно педагога, кроме высокого уровня компетентности, характеризуют высокий уровень профессиональной мотивации, высокий уровень творчества и креативности, высокий уровень нравственности и постоянная работа над собой - постоянное саморазвитие [1].

Изложение основного материала

Достижение профессионализма занимает долгий путь, начиная от грамотного выбора профессии, получения образования и приобретения профессиональной компетентности, заканчивая постоянной работой над собой в процессе профессиональной реализации и самосовершенствования в профессии [1].

За время обучения в вузе студенты - будущие педагоги должны сформировать профессиональную компетентность, включающую, в свою очередь, большое количество разнообразных компетентностей: воспитательную, позволяющую педагогу оказывать воспитательное воздействие на личностное развитие ребенка [2], социальную и коммуникативную [3], психологическую, позволяющую эффективно выбирать стратегию поведения в конфликтных ситуациях, сохранять психическое здоровье и не выгорать эмоционально [4].

Любая компетентность, по мнению И. А. Зимней, включает в себя: знания (когнитивный аспект), умения, опыт проявления в различных ситуациях (поведенческий аспект); ценностное отношение (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевую регуляцию (регулятивный аспект); готовность к использованию в решении профессиональных задач (мотивационный аспект) [5]. Поэтому в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза важно уделять внимание целенаправленному развитию всех аспектов каждой компетентности: и приобретению знаний, и приобретению профессионального опыта, профессиональных умений и навыков, и формированию эмоционально-волевого, мотивационного, ценностного аспектов.

В связи с тем, что профессиональную педагогическую личность отличает высокий уровень мотивации, творчества и креативности, в образовательном пространстве педагогических вузов проводится серьезная работа по поиску, апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс разнообразных методов развития будущей профессиональной педагогической личности.

Сделано немало. Во внеучебной деятельности доказали высокую эффективность:

• психологические и коммуникативные тренинги: тренинг СПТ, тренинг эффективного общения с детьми, тренинг уверенности и публичного выступления, конфликтологический тренинг;

• междисциплинарные олимпиады и фестивали, например, Всероссийская олимпиада по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков, Фестиваль проектных идей;

• междисциплинарная научная студенческая лаборатория и научно-исследовательская деятельность студентов, а также участие студентов в работе научно-практических конференций различного уровня [6];

• учебные и производственные практики, в которых заложен потенциал для синтезирования, интеграции знаний, целостного и всестороннего представления о будущей профессиональной деятельности педагога.

В учебной деятельности педагоги используют нетрадиционные методы обучения. Например, на дисциплинах психолого-педагогического цикла используются активные

методы обучения и методы развития творческого потенциала студентов [7]; психодиагностические тесты; моделирование педагогических ситуаций и решение психологических задач; такие образовательные технологии, как «скетчноутинг» - когнитивно-визуальная технология для развития концентрации внимания, визуального мышления и воображения, выработке умения анализировать информацию, структурировать и выделять ключевые моменты, «скрайбинг» - технология презентации, когда речь выступающего иллюстрируется рисунками и задействуется одновременно слух, зрение и воображение человека, построение интеллект-карт и технологии «хаккатон», «майнд-менеджмент» и «майнд-фитнес» для развития когнитивных навыков, метод фасилита-ции в проектной деятельности и др.

Особой популярностью пользуется метод проектирования уроков, позволяющий за короткое время развить находчивость и дивергентное мышление (характеристики творческой составляющей) и коммуникативную сензитивность, толерантность (характеристики коммуникативной составляющей) студентов, социальную креативность, сформировать умения видеть многообразные связи между различными аспектами урока, получить профессиональный опыт ведения урока.

Показал высокую эффективность и вызвал большой интерес у студентов - будущих педагогов такой метод обучения, как метод фасилитации.

Метод фасилитации - это практика улучшения группового взаимодействия, которая способствует повышению продуктивности любой деятельности, в том числе педагогической. Фасилитация как технология (от англ. to facilitate 'облегчать', 'содействовать', 'создавать благоприятные условия') пользуется в настоящее время значительной популярностью во всех сферах деятельности человека: бизнесе, консалтинге и социально-общественной работе, так как содействует тому, что люди обмениваются идеями, мнениями, критически оценивают стоящие перед ними задачи и совместно приходят к поиску решения.

Особую ценность метод фасилитации представляет в образовательном процессе вуза при обучении будущих педагогов, так как проведение занятий в форме фасилита-ционных сессий в значительной степени повышает мотивацию учащихся, раскрывает их творческий потенциал, позволяет развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, а также навыки работы в команде, обеспечивает заинтересованность участников в самостоятельном достижении образовательных результатов и, что немаловажно, приобрести опыт участия в подобных форматах работы с целью дальнейшего использования в будущей педагогической деятельности.

Педагогическая фасилитация как технология создания специальных условий для проявления личности студента в образовании способствуют усилению продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитию субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога и основывается на следующих принципах:

• группа поддерживается фасилитатором (педагогом) в направляющем стиле;

• в процессе фасилитации выстраивается партнерская коммуникация;

• фасилитатор (педагог) помогает реализовать личностный потенциал каждого участника;

• фасилитатор (педагог) способствует самоорганизации и сотрудничеству в группе [8].

Реализация концепции педагогической фасилитации, таким образом, предъявляет особые требования как к процессу организации данного формата работы, так и к личности педагога-фасилитатора, что обеспечивает педагогу также потенциальную зону развития, так как задача преподавателя в этом случае - создать благоприятную атмосферу, полную доверия и творчества, вовлечь студентов в процесс совместного поиска оптимальных решений поставленных задач, разделить с ними ряд управленческих функций с целью создания глубокого интереса к изучаемому предмету, а также активизации учебной деятельности студентов [9-11].

Педагог, выступающий в роли «фасилитатора», в данном случае поддерживает и стимулирует. Таким образом, фасилитация «не ограничивается ситуацией "педагог как фасилитатор", она логично продолжается в ситуации "обучающий как фасилитатор" и "эффекты взаимной фасилитации"», что способствует профессиональному соразвитию как педагога-фасилитатора, так и студентов - участников фасилитационной сессии [10].

В экспериментальном исследовании, проведенном в 2022 г. со студентами Нижегородского лингвистического университета направления подготовки «Педагогическое образование», приняли участие студенты группы 21-1БПО1, составивших экспериментальную группу (ЭГ), и группы 21-1БПО2, составивших контрольную группу в рамках курса «Психология». В нашем эксперименте мы проверили эффективность влияния метода фасилитации, на мотивационно-ценностный компонент педагогической деятельности студентов - будущих педагогов с использованием опросника терминальных ценностей ОТеЦ И. Г. Сенина [12].

Опросник позволяет определить следующие терминальные ценности: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности [12]. Были организованы и проведены фасилитационные сессии по следующим темам «Современные техники мотивации учащихся при обучении иностранным языкам», «Эмоциональный Интеллект педагога как средство построения Коммуникации 2.0», «Технологии конструктивного поведения в педагогических конфликтах».

В процессе фасилитационных сессий нами использовались такие технологии, как метод «скрайбинг», построение интеллект-карт, эмоциональные шкалы, способы группировки и оценки идей, визуальные шаблоны. Фасилитационные технологии прекрасным образом сочетаются с различными методами обучения: мозговой штурм, решение кейсо-вых заданий, проектная деятельность, дискуссии. На занятиях студентам были предложены проблемные задания без заложенных в них шаблонов и алгоритмов решения, что мотивировало студентов на поиск решения и выработки оптимальных моделей поведений. Данный формат создает условия для развития таких качеств студентов, как самосто -ятельность, целеполагание, инициативность, рефлексия, творчество и кооперация.

В табл. 1 приведены показатели терминальных ценностей студентов - будущих педагогов экспериментальной группы (ЭГ) в средних уровневых показателях (СУП) до и после участия в фасилитационных сессиях.

Таблица 1

Уровневые показатели терминальных ценностей студентов - будущих педагогов ЭГ до и после участия в фасилитационных сессиях (Ы = 200, СУП)

№ Терминальные ценности Уровень выраженности в группе

До участия в фасилитационных сессиях После участия в фасилита-ционных сессиях

1 Собственный престиж 2,60 2,30*

2 Высокое материальное положение 2,70 2,10*

3 Креативность 1,50 2,60**

4 Активные социальные контакты 2,40 2,80*

5 Развитие себя 1,80 2,50**

6 Достижения 2,50 2,60

7 Духовное удовлетворение 2,30 2,40

8 Сохранение собственной индивидуальности 2,70 2,80

Примечание: значимость различий: * р < 0,01, ** р < 0,1.

Выводы

Как можно увидеть в таблице, участие в фасилитационных сессиях повлияло на все терминальные ценности студентов - будущих педагогов: такие показатели терминальных ценностей, как собственный престиж и высокое материальное положение, понизились; показатели достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности остались в прежних среднеуровневых границах; показатели креативности, активные социальные контакты и развитие себя - существенно повысились (значимость различий: 4 р ^ 0,01, ** р ^ 0,1).

Проведенное небольшое исследование позволяет нам утверждать, что метод фаси-литации является эффективным инновационным методом развития будущей профессиональной личности педагога и его смело можно внедрять в учебный процесс педагогических вузов.

Список литературы

1. Сорокоумова Г. В. Теоретические подходы к развитию профессионализма педагога // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 3. С. 175-187.

2. Сорокоумова Г. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 54 с.

3. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. 1. М.: Рос. психол. о-во, 2012.

4. Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов // Вестн. Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3 (31). С. 437-443.

5. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. URL: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/ i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (дата обращения: 31.08.2022).

6. Викулина М. А., Сорокоумова Г. В., Шурыгина О. В. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной личности будущего педагога-лингвиста // Вестн. Томского гос. ун-та. 2018. № 431. С. 155-161.

7. Sorokoumova G. V. Methods for developing the creative potential of future teacher-linguists in their studies // SHS Web of Conferences 117, 06004 (2021) Psychology of Giftedness and Creativity 2020. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004.

8. Фаркова Т. В., Барановская Ю. Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестн. Иркутского гос. техн. ун-та. 2014. № 9 (92). С. 347-351.

9. Шоцкая Г. А. Интенсификация процесса обучения студентов высших учебных заведений в условиях социальной фасилитации (на примере преподавания иностранного языка) // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. Е: Педагогические науки. 2008. № 11. С. 70-73.

10. Ромашина С. Я., Майер А. А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 45-49.

11. Попова Н. С. Фасилитация как средство формирования осознанности в иноязычном образовании // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 16 августа 2021 г. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2021. С. 5-11.

12. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. URL: https://psylab.info/Опросник_ терминальных_ценностей (дата обращения: 20.05.2022).

References

1. Sorokoumova G. V. Teoreticheskie podkhody k razvitiyu professionalizma pedagoga. Vestn. Chelyabinskogogos. ped. un-ta. 2010, No. 3, pp. 175-187.

2. SorokoumovaG.V.Vospitatelnayakompetentnostbudushchegopedagoga:psikhologicheskie mekhanizmy i usloviya razvitiya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Nizhny Novgorod: NGPU, 2011. 54 p.

3. Zimnyaya I. A. Kommunikativnaya kompetentnost: psikhologicheskaya kharakteristika. Proceedings of V 5th Congress of the All-Russian Public Organization "Rossiyskoe psikhologicheskoe obshchestvo". Vol. 1. Moscow: Ros. psikhol. o-vo, 2012.

4. Sorokoumova G. V., Shurygina O. V. Sovremennye metody diagnostiki i psikhokorrektsii emotsionalnogo vygoraniya pedagogov. Vestn. Permskogo un-ta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. 2017, No. 3 (31), pp. 437-443.

5. Zimnyaya I. A. Kompetentsiya i kompetentnost v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Available at: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_ zymnaya_competency_and_competence.pdf (accessed: 31.08.2022).

6. Vikulina M. A., Sorokoumova G. V., Shurygina O. V. Rol nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti v razvitii professionalnoy lichnosti budushchego pedagoga-lingvista. Vestn. Tomskogogos. un-ta. 2018, No. 431, pp. 155-161.

7. Sorokoumova G. V. Methods for developing the creative potential of future teacher-linguists in their studies. In: SHS Web of Conferences 117, 06004 (2021) Psychology of Giftedness and Creativity 2020. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004.

8. Farkova T. V., Baranovskaya Yu. L. Fasilitatsiya kak sredstvo aktivizatsii uchebnoy raboty studentov pri obuchenii inostrannym yazykam. Vestn. Irkutskogo gos. tekhn. un-ta. 2014, No. 9 (92), pp. 347-351.

9. Shotskaya G. A. Intensifikatsiya protsessa obucheniya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy v usloviyakh sotsialnoy fasilitatsii (na primere prepodavaniya inostrannogo yazyka). Vestn. Polotskogo gos. un-ta. Ser. E: Pedagogicheskie nauki. 2008, No. 11, pp. 70-73.

10. Romashina S. Ya., Mayer A. A. Fasilitativnaya pedagogika v vysshem obrazovanii. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2012, No. 2 (6), pp. 45-49.

11. Popova N. S. Fasilitatsiya kak sredstvo formirovaniya osoznannosti v inoyazychnom obrazovanii. In: Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya. Proceedings of the XLIX International scientific-practical conference, Novosibirsk, 16 Aug. 2021. Novosibirsk: Sibirskaya akademicheskaya kniga, 2021. Pp. 5-11.

12. Senin I. G. Oprosnik terminalnykh tsennostey. Available at: https://psylab.info/Oprosnik_ terminal'nykh_tsennostey (accessed: 20.05.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2

Статья поступила в редакцию 14.11.2022 The article was received on 14.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.