Научная статья на тему 'ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАЧЕСТВА И НАВЫКИ ФАСИЛИТАТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

Введение. Актуальность рассмотрения понятия фасилитации в дополнительном профессиональном педагогическом образовании обусловлена происходящими социокультурными трансформациями в мире, в обществе. Глобальные вызовы времени, безусловно, диктуют множество парадигм и подходов в непрерывном повышении профессионального мастерства педагогов. Эти процессы, в свою очередь, влекут за собой изменения в выстраивании личностно-ориентированного, эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения по программам повышения квалификации. Цель исследования: изучение вопросов осознания (рефлексии) педагогом собственной деятельности через фасилитирующую позицию преподавателя при организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и продуктивное взаимодействие, основанное на принципах сотрудничества. Методы исследования. В статье рассматривается теоретический аспект, раскрывающий особенности феномена фасилитации, качеств и навыков, присущих фасилитатору. Использовались методы анкетирования, беседы, метод вопросов самому себе (К. Роджерс). Результаты исследования: автором проанализирован теоретический материал по фасилитации, дано рабочее определение понятия «фасилитация», выявлены особенности фасилитации как эффективного средства взаимодействия педагогов в процессе обучения. Заключение. Внедрение фасилитации в процесс обучения педагогов способствует совершенствованию их профессиональных навыков, переосмыслению их роли в постоянно изменяющихся условиях и выстраиванию взаимодействия на принципах сотрудничества: доверия, эмпатии, взаимного понимания и принятия других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATION AS A MEANS OF E ECTIVE INTERACTION AMONG TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING

Introduction. The relevance of considering the concept of facilitation in additional professional pedagogical education is due to the ongoing socio-cultural transformations in the world, and in society. The global challenges of the time dictate many paradigms and approaches to continuously improve the professional skills of teachers. These processes, in turn, entail changes in building the personality-oriented e ective interaction of teachers on the advanced training courses. The study aims to examine the issues of awareness (reflection) by the teacher of their activity through the facilitating position of the teacher in the organization of training in additional professional education and productive interaction based on the principles of cooperation. Methods. The paper deals with the theoretical aspect that reveals the features of the phenomenon of facilitation, the qualities and skills inherent in the facilitator. The study relies on the methods of questioning, conversations, and the method of questions to one’s self (C. Rogers). Research results. The theoretical material on facilitation has been analyzed, a working definition of the “facilitation” concept has been given, the specific features of the facilitation as an e ective means of interaction between teachers in the learning process have been identified. Conclusions. The introduction of facilitation in the process of training teachers helps to improve their professional skills, rethink their role in a constantly changing environment and build their interaction following the principles of cooperation (trust, empathy, mutual understanding and acceptance of others).

Текст научной работы на тему «ФАСИЛИТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.046.4

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-451-459

Научная статья

Фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения

Л. Е. Халудорова

Бурятский республиканский институт образовательной политики,

г. Улан-Удэ

l.e.khaludorova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4527-7460

Аннотация. Введение. Актуальность рассмотрения понятия фасилитации в дополнительном профессиональном педагогическом образовании обусловлена происходящими социокультурными трансформациями в мире, в обществе. Глобальные вызовы времени, безусловно, диктуют множество парадигм и подходов в непрерывном повышении профессионального мастерства педагогов. Эти процессы, в свою очередь, влекут за собой изменения в выстраивании личностно-ориентированного, эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения по программам повышения квалификации. Цель исследования: изучение вопросов осознания (рефлексии) педагогом собственной деятельности через фасилитирующую позицию преподавателя при организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и продуктивное взаимодействие, основанное на принципах сотрудничества.

Методы исследования. В статье рассматривается теоретический аспект, раскрывающий особенности феномена фасилитации, качеств и навыков, присущих фасили-татору. Использовались методы анкетирования, беседы, метод вопросов самому себе (К. Роджерс).

Результаты исследования: автором проанализирован теоретический материал по фасилитации, дано рабочее определение понятия «фасилитация», выявлены особенности фасилитации как эффективного средства взаимодействия педагогов в процессе обучения.

Заключение. Внедрение фасилитации в процесс обучения педагогов способствует совершенствованию их профессиональных навыков, переосмыслению их роли в постоянно изменяющихся условиях и выстраиванию взаимодействия на принципах сотрудничества: доверия, эмпатии, взаимного понимания и принятия других.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, процесс обучения, фасилитация, фасилитационные методы, совместная деятельность, эффективное взаимодействие, качества и навыки фасилитатора

Для цитирования: Халудорова Л. Е. Фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 451-459. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-451-459

© Л. Е. Халудорова, 2022

Facilitation as a Means of Effective Interaction Among Teachers in the Process of Studying

Liubov E. Khaludorova

Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude l.e.khaludorova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4527-7460

Original article

Abstract. Introduction. The relevance of considering the concept offacilitation in additional professional pedagogical education is due to the ongoing socio-cultural transformations in the world, and in society. The global challenges of the time dictate many paradigms and approaches to continuously improve the professional skills of teachers. These processes, in turn, entail changes in building the personality-oriented effective interaction of teachers on the advanced training courses.

The study aims to examine the issues of awareness (reflection) by the teacher of their activity through the facilitating position of the teacher in the organization of training in additional professional education and productive interaction based on the principles of cooperation. Methods. The paper deals with the theoretical aspect that reveals the features of the phenomenon of facilitation, the qualities and skills inherent in the facilitator. The study relies on the methods of questioning, conversations, and the method of questions to one's self (C. Rogers). Research results. The theoretical material on facilitation has been analyzed, a working definition of the "facilitation" concept has been given, the specific features of the facilitation as an effective means of interaction between teachers in the learning process have been identified.

Conclusions. The introduction of facilitation in the process of training teachers helps to improve their professional skills, rethink their role in a constantly changing environment and build their interaction following the principles of cooperation (trust, empathy, mutual understanding and acceptance of others).

Keywords: additional professional education, learning process, facilitation, pedagogical facilitation, joint activity, effective interaction, qualities and skills of a facilitator

For citation: Khaludorova L. E. Facilitation as a Means of Effective Interaction Among Teachers in the Process of Studying. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 451-459. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-451-459

Введение

Дополнительное профессиональное педагогическое образование остаётся до настоящего времени достаточно консервативной сферой, поскольку в большинстве случаев обучение педагогов строится репродуктивно, в формате лекционных занятий. Инновации, осмысление и принятие преподавателями новых способов совместной деятельности с обучающимися педагогами, освоение новых ролей воспринимаются с опасением, что, безусловно, отражается и на профессиональной деятельности педагогов. Это одна из причин, когда обучающиеся педагоги ведут себя на занятиях пассивно, являются только «слушателями», поэтому не всегда бывают удовлетворены результатами, полученными в рамках обучения по программе повышения квалификации.

Между тем общество постоянно трансформируется, система дополнительного профессионального образования, отражая это, старается отвечать вызовам времени. Более того, мир стал неопределённым, непредсказуемым, сложным, поэтому современному

педагогу надо быть адаптивным, мобильным, гибким. Ежесекундно растёт объём информации, любые знания стали доступными, при этом необходимо эффективно управлять своим вниманием и постоянно учиться. Педагог оказывается не всегда готовым действовать в условиях глобальной открытости, среди множества культур, парадигм, подходов, и всё это требует от него умения понимать, принимать других, выстраивать взаимоотношения. Следовательно, создание условий для развития навыков продуктивного взаимодействия педагогов с коллегами и преподавателем становится актуальной проблемой в системе дополнительного профессионального образования.

Для решения этой проблемы в системе дополнительного профессионального образования необходимо, на наш взгляд, создавать такую среду, чтобы постоянно поддерживать интерес обучающихся педагогов, развивать в них такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, коммуникабельность, эмпатия, самообладание и др. Одним из важных навыков для преподавателя является умение продуктивно взаимодействовать. Это умение найти такой способ деятельности, такие развивающие техники и технологии, чтобы, инициируя, не посягая на субъектность обучающихся педагогов, незаметно, «мягко» их сопровождать, т. е. принять на себя немного другую позицию, роль фасилитатора. Педагоги, в свою очередь, будут овладевать навыками фасилитации для организации своей деятельности на рабочих местах, в школе, с детьми, коллегами, родителями. Таким образом, одним из эффективных средств развития конструктивного взаимодействия в группе может быть фасилитация.

В этой связи целью исследования является изучение вопросов осознания (рефлексии) педагогом собственной деятельности через фасилитирующую позицию преподавателя при организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и продуктивное взаимодействие, основанное на принципах сотрудничества: доверия, эмпатии, взаимного понимания и принятия других.

Для достижения цели были определены задачи: обоснование необходимости фа-силитации в дополнительном профессиональном педагогическом образовании для приобретения педагогами навыков взаимодействия в процессе обучения, определение понятия «фасилитация», рассмотрение вопросов фасилитации в рамках курсов повышения квалификации.

Обзор литературы

Фасилитация переводится с английского языка (to facilitate) как «облегчать», «помогать», «способствовать». В психологии данный термин обозначает процесс облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы. Этот процесс гуманистически ориентирован, строится на эмпатии, доверии, взаимном понимании и принятии других, сотрудничестве. Именно эти качества помогут организовать эффективное взаимодействие между субъектами образовательной деятельности.

В 50-е годы прошлого столетия К. Роджерс начал разрабатывать концепцию педагогической фасилитации. В основу этой концепции легли некоторые идеи гуманистической психологии, которые нашли отражение и в личностно ориентированном образовании. Это ориентация на постоянное саморазвитие, самообразование личности и реализация её творческих способностей на основе принципов уважения личности, опоры на собственный опыт, свободы выбора, саморефлексии. Выстроенное на таких принципах содержание обучения становится личностно значимым, т. е. механизмами процесса усвоения содержания становятся самостоятельная познавательная деятельность обучающегося сообразно его интересам, разработка собственного маршрута учения, самооценка результатов учения. Отсюда ключевой идеей этой парадигмы, по К. Роджерсу, является «человекоцентрированный подход», предполагающий открытость ученика и учителя друг другу [1]. Таким образом, по К. Роджерсу, выдвигаются

три установки для учителя-фасилигатора: подлинность, искренность, или конгруэнтность личности; безусловное принятие ученика, безусловное позитивное отношение; эмпатия, эмпатическое понимание.

Опираясь на концепцию К. Роджерса, Э. Н. Гусинского, Э Ф. Зеер, Л. Н. Куликова, А. Б. Орлова, В. Н. Смирнова и др., как отмечает исследователь О. Н. Шахматова, фасилитационное педагогическое взаимодействие определяют как субъект-субъектное взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост педагога, обучаемого, и при этом она выделяет такие качества фасилитатора, как аттрактив-ность (положительное восприятие реальности), ассертивность (позитивное отношение к своим возможностям и способностям), толерантность (терпимость к чужому поведению и проявлению себя) [2]. Эти качества определяют гуманистический характер фасилитации. Результаты рассмотрения сущности фасилитации, её роли в процессе взаимодействия субъектов образования, в общении были представлены в трудах отечественных учёных: Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова, Е. Г. Врублевской, Е. П. Ильина и др. В диссертационном исследовании Р. С. Димухаметова представлено концептуальное обоснование фасилитации в условиях повышения квалификации педагогов, основанное на андрагогическом, синергетическом и ценностно-акмеологическом подходах [3]. Исследователь Т. Б. Загоруля разработала авторскую концепцию педагогической фаси-литации студентов как носителей инновационной культуры, реализуемую в условиях преемственности педагогической и андрагогической модели. Она основана на феноменологической теории актуализации личности, состоит из двух моделей: 1) модель детерминации личности носителей инновационной культуры; 2) структурно-функциональная модель актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры [4]. Если речь идёт о групповой фасилитации, её можно охарактеризовать как процесс, в котором выбор одного человека приемлем для всех членов группы, выбор достаточно нейтрален, и нет у него достаточной власти для принятия решений, он диагностирует необходимость и вмешивается, чтобы помочь группе в выявлении, разрешении проблем и в принятии решений для увеличения эффективности группы [5]. Таким образом, анализ этих исследований показывает, что фасилитация ориентирована на такое взаимодействие субъектов образования, при котором необходимо создавать комфортные условия для общения и взаимодействия. При этом процесс фасилитации необходимо строить на следующих методологических основаниях: деятельност-но-ориентированном (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн В. Д. Шадриков) подходе, имеющем функциональную направленность, и личностно ориентированном подходе (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), который направлен на профессиональное и личностное развитие педагога. Здесь признаётся приоритет индивидуальности, самоценности личности.

Для фасилитатора необходимы особенные компетенции, в зависимости от поставленных задач (специфические навыки, знания и умения, которые нужны для работы в качестве фасилитатора в неформальном образовании; ценности, особенности неформального образования, экспертные знания, например, об основах демократии и гражданского общества); методические компетенции (умение сознательно и обоснованно подбирать методики, работающие на достижение целей. Умение оценивать полученные результаты); социальные компетенции (способность общаться, устанавливать и поддерживать социальные связи, работать в команде, сопереживать, работать над конфликтами в коллективе); личностные компетенции (умение самоорганизоваться и работать автономно, постоянно анализировать и развиваться; принимать вызовы и проявлять ответственность) [6]. По мнению Ф. Фанча, ведущими характеристиками деятельности педагога-фасилитатора являются профессиональная направленность, объективность и независимость, последовательность и рациональность, ответственность и целеустремлённость [7]. С. Г. Вершловский пишет: «...возникает потребность в тью-

торах, инструкторах, модераторах, содержанием деятельности которых становится не столько передача знаний, сколько приобщение взрослых к путям и методам, позволяющим использовать собственные резервы для решения профессиональных и иных жизненно важных проблем» [8, с. 7]. Особо подчёркивается умение консультировать, что создаёт атмосферу доверия. К выполнению этой роли необходимо готовиться. Педагог должен понимать, что основной результат обучения - способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и обучающимся.

Следовательно, фасилитатор обычно направляет внимание группы на разные аспекты рассматриваемого вопроса, помогает участникам диалога находить ответ на поставленные вопросы, не отклоняться от цели, приходить к решению, используя свой собственный потенциал. Он понимает, что нужно дойти до каждого обучающегося, знать его достижения и проблемы, помочь определиться с индивидуальной траекторией и разработать индивидуальный маршрут развития.

При реализации концепции педагогической фасилитации необходимо создание таких условий, как конгруэнтность (рефлексия взаимодействия, откровенность в отношениях); психологическая безопасность (признание безусловной ценности личности); психологическая свобода (формирование креативности педагога, его самовыражение) [9]. К этим условиям ещё добавляют значимость учения (внутреннее чувство когнитивного опыта педагога) [10]. Преподаватель системы дополнительного профессионального образования в качестве фасилитатора, таким образом, оптимизирует процесс совместной деятельности, повышает эффективность взаимодействия. Здесь, безусловно, важное значение имеют те качества преподавателя, которые необходимы для доброжелательного, искреннего и в то же время творческого взаимодействия. Такой же отклик должен быть и у обучающегося педагога.

Фасилитатор нужен не только в образовательном пространстве, но и в любой другой среде. Фасилитатором называют тренера, который обучен технологиям эффективной коммуникации. Тони Манн считает, что фасилитатор должен уметь:

- структурировать и направлять дискуссию в нужное русло;

- отбирать действительно удачные решения группы;

- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;

- работать с разного рода группами;

- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;

- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;

- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников и, соответственно, быстро их преодолевать;

- противостоять стрессу;

- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения [2].

На основе анализа имеющихся теоретических подходов к трактовке понятия «фасилитация» мы даём рабочее определение. Фасилитация в дополнительном профессиональном образовании - это процесс создания необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов образования, направленного на решение личностных, профессиональных проблем, основанного на принципах совместной деятельности и рефлексии. Новизна данного определения заключается в том, что деятельность фасилита-тора организовывается не только для решения профессиональных, но и личностных проблем, не только по принципу совместной деятельности, согласно мнению авторов, указанных выше. Здесь сделан акцент на принцип рефлексии - осознание фасилитато-ром, прежде всего, особенностей собственной деятельности.

Методы исследования

Основную роль в исследовании данного вопроса выполнял метод теоретического анализа литературы. Среди педагогов, обучающихся по программе повышения квалификации, была исследована их компетентность в вопросах фасилитации с помощью таких методов, как анкетирование, беседа. Полученные результаты были проанализированы с помощью метода «Вопросы самому себе» К. Роджерса.

Результаты исследования

При входной диагностике из 90 человек, обучающихся в трёх группах, только у 27 % педагогов были выявлены такие качества, как ярко выраженная коммуникабельность, умение легко и конструктивно взаимодействовать, стремление к лидерству. У них проявлялась активная позиция, эмоциональность, жизнерадостность, целеустремлённость, адекватная самооценка.

Затем среди них было организовано обучение по дополнительной профессиональной программе, посвящённой вопросам фасилитации. Обобщённые результаты обучения на курсах повышения квалификации показывают, что педагоги не только овладели фасилитативными методами, которые можно представить в виде определённого результата, но и навыками фасилитатора. Например, при проведении занятий на этапе актуализации знаний обучающиеся педагоги научились генерировать идеи, используя прототипирование (создание макета, прообраза), в ходе которого продумывали содержание; брейнсторминг («мозговую атаку»); брейнрантинг (запись идей на бумагу), и таким образом заполняли «Корзину идей», актуализируя ранее полученные знания и опыт педагогов. Затем более углублённо собирали информацию, генерировали и структурировали идеи на основе использования метода «Ментальные карты». Метод «Займи позицию» помогал обучающимся проявить свою инициативу, креативность, выстраивать субъектные отношения, умение решать нестандартные задачи. Метод «Мировое кафе» позволил эффективно и неформально выстроить обсуждение, способствовал решению комплексных задач, принятию интересных нестандартных решений и т. д. Метод «Форсайта» использовался в случаях, когда участникам фасилитации необходимо было создавать картину будущего и разработать сценарии ситуации на основе существующего и прошлого опыта. В процессе непосредственного использования этих методов педагоги научились не только активно их использовать, но и овладели навыками фасилитации, при этом они не дают готовые советы, а помогают человеку использовать собственный опыт, принимать собственные решения, мягко сопровождая, поддерживая позитивные, конструктивные высказывания, не навязывая свои идеи и суждения.

Выходная диагностика после обучения показала динамику результатов по сравнению с входной диагностикой, и у 63 % педагогов проявлялась активная позиция, они были эмоциональны, жизнерадостны, для них была характерна целеустремлённость, адекватная самооценка.

Среди педагогов в процессе их обучения фасилитации также был использован метод вопросов самому себе по К. Роджерсу. На наш взгляд, он является одним из самых эффективных способов выявления результатов фасилитации. При помощи вопросов самому себе можно очень глубоко и осознанно задуматься над смыслом своей профессиональной или иной деятельности. При их помощи можно обратить самое серьёзное внимание на самого себя, на своё состояние, на свои мысли, на свои привычки, на своё поведение и т. д. Главный результат заключается в том, что педагог может сам себе сформулировать вопросы в разных ситуациях. В рамках нашего исследования, работая в фасилитационных группах по той или иной тематике, собран банк вопросов. Очень часто суть ответов на вопросы почти одинакова, но ценность в том, что у каждого она взращивается индивидуально. Если их классифицировать, то те, кто готовится к овла-

дению азами фасилитации, задают себе примерно следующие вопросы:

- Достаточно ли хорошо я осознаю, что такое фасилитация?

- Достаточно ли имеется у меня ресурсов для фасилитации?

- Достаточно ли я понимаю, что фасилитатор может помочь решить вопросы, связанные с потребностями, запросами, интересами любого человека?

- Достаточно ли у меня терпимости, толерантности для того, чтобы заниматься фасилитацией?

- Достаточно ли я открыт как фасилитатор для того, чтобы вести диалог?

- Достаточно ли я креативен как фасилитатор?

- Достаточно ли у меня возможностей, чтобы удерживать свою позицию?

- Достаточно ли у меня навыков, чтобы вести эффективный диалог?

- Достаточно ли во мне развито чувство искренности, которое может помочь при фасилитации?

Таков примерный перечень вопросов педагогов, обучающихся по программе повышения квалификации, к самим себе. Эти результаты подтверждают эффективность взаимодействия обучающихся педагогов между собой и педагогами-преподавателями. Более того, они задают себе вопросы, этим самым осознают, т. е. рефлексируют собственное отношение к любой ситуации, свой личностный рост. Отсюда следует, что фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов строится не только на принципах совместной деятельности. Важна рефлексия собственной деятельности.

Заключение

В процессе исследования вопроса фасилитации в дополнительном профессиональном педагогическом образовании автором статьи были сделаны следующие выводы.

Проанализирован теоретический материал и дано обоснование того, что:

- динамичные изменения, происходящие в мире, обществе, безусловно, отражаются в системе дополнительного профессионального образования, которая должна отвечать всем вызовам. В этой связи меняется роль педагога, и одним из эффективных средств выстраивания взаимоотношений между субъектами образовательного пространства является фасилитация;

- фасилитация как процесс гуманистически ориентирована, строится на эмпатии, доверии, взаимном понимании и принятии других, сотрудничестве;

- процесс фасилитации требует формирования и развития определённых личностных, профессиональных качеств и навыков фасилитатора.

Дано рабочее определение фасилитации в дополнительном профессиональном образовании как процесса создания необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов образования, направленного на решение личностных, профессиональных проблем, основанного на принципах совместной деятельности и рефлексии.

Представлено краткое описание организации процесса фасилитации как эффективного средства взаимодействия педагогов в процессе обучения. Это возможно при активном использовании специальных фасилитационных методов, приёмов и техник.

Исходя из результатов использованного диагностического метода вопросов самому себе (К. Роджерс) можно сделать вывод о том, что фасилитация помогает педагогу осознавать (рефлексировать) собственную деятельность через фасилитирующую позицию преподавателя при организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и продуктивное взаимодействие, основанное на принципах сотрудничества. Таким образом, фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения позволяет обучающемуся педагогу использовать собственный опыт, принимать собственные решения, мягко сопровождая, поддерживая позитивные, конструктивные подходы, не навязывая свои идеи и суждения.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список источников

1. Rogers C. Freedom to learn for the 80's; Columbus, Ohio, 1983. 370 р.

2. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Новые педагогические исследования. 2006. № 3. М. 118а-125.

3. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Магнитогорск, 2006. 398 с.

4. Загоруля Т. Б. Педагогическое проектирование модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2015. 205 с.

5. Schwarz R. The Skilled Facilitator: A Comprehensive Resource for Consultants, Facilitators, Managers, Trainers, and Coaches, Jossey-Bass, 2007. 432 p.

6. Фасилитация шаг за шагом [Электронный ресурс] : Портфолио инструментов для самообучения, предназначенное для фасилитаторов, работающих в сфере неформального образования; разработано ассоциацией MitOst и Коллегией имени Теодора Хойсса URL:

https://interrasibir.ru/storage/editor/fasilitatsiya_shag_za_shagom.pdf (дата обращения: 25.11.2022).

7. Фанч Ф. Пути преобразования: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям. Киев : Д. А. Ивахненко, 1997. 400 с.

8. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 3-8.

9. Рябков А. М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. 2008. № 1. С. 78-82.

10. Фаркова Т. В., Барановская Ю. Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник ИРГТУ № 9 (92), 2014. С. 347-351.

References

1. Rogers C. Freedom to learn for the 80's; Columbus, Ohio, 1983.

2. Shakhmatova, O.N. Pedagogicheskaya fasilitatsiya: osobennosti formirovaniya i raz-vitiya [Pedagogical facilitation: features of formation and development], Professional'noye obrazovaniye: Prilozheniye: «Novyye pedagogicheskiye issledovaniya» [Vocational Education: supplement "New Pedagogical Research], 2006, no. 3, pp.118-125.

3. Dimukhametov R.S. Fasilitatsiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogov Diss. ... dok. ped. nauk, 13.00.08 [Facilitation in the system of professional development of teachers. Doc.ped.sci.diss.], Magnitogorsk, 2006, 398 p.

4. Zagorulya T.B. Pedagogicheskoye proyektirovaniye modeli aktualizatsii lichnosti stu-dentov kak nositeley innovatsionnoy kul'tury v vysshem obrazovanii [Pedagogical design of a model for actualizing the personality of students as carriers of an innovative culture in higher education]. USMU Publ., Yekaterinburg, 2015, 205 p..

5. Schwarz R. «The Skilled Facilitator: A Comprehensive Resource for Consultants, Facilitators, Managers, Trainers, and Coaches», Jossey-Bass, 2002.

6. Facilitatsiya shag za shagom. Portfolio instrumentov dlya samoobucheniya, prednaz-nachennoye dlya fasilitatorov, rabotayushchikh v sfere neformal'nogo obrazovaniya; raz-rabotano assotsiatsiyey MitOst i Kollegiyey imeni Teodora Khoyssa. [Facilitation step by step [Online]: A portfolio of self-learning tools designed for facilitators working in the field of non-formal education; developed by the MitOst Association and the Theodor Heuss Collegium]. Available at https://interrasibir.ru/storage/editor/fasilitatsiya_shag_za_shagom.pdf (accessed 25.11.2022).

7. Fanch, F. Puti preobrazovaniya: uchebnik po prakticheskim tekhnikam dlya sodeystvi-ya lichnostnym izmeneniyam [Paths of Transformation: A Guide on Practical Techniques for Promoting Personal Change], Kiyev, 1997, p. 400.

8. Vershlovskiy S.G. Vzroslyy kak sub"yekt obrazovaniya [Adult as a subject of education], Pedagogika, 2003, no. 8, pp. 3-8.

9. Ryabkov A.M. Fasilitatsiya v professional'nom obrazovanii [Facilitation in professional education], Pedagogika, 2008, no. 1, p. 78-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Farkova T.V, Baranovskaya Yu.L. Fasilitatsiya kak sredstvo aktivizatsii uchebnoy raboty studentov pri obuchenii inostrannym yazykam [Facilitation as a means of activating the educational work of students in teaching foreign languages], Bulletin of ISTU, no. 9 (92), 2014, pp. 347-351.

Любовь Енжаповна Халудорова

доктор педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Советская, 30

тел.: +7 (3012) 211361

Liubov E. Khaludorova

Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate, Professor of Department of the Humanities

Buryat Republican Institute of Educational Policy

30 Sovetskaya St, Ulan-Ude, Russia, 670000

tel.: +7 (3012) 211361

Статья поступила в редакцию 04.09.2022, одобрена после рецензирования 02.12.2022, принята к публикации 07.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.