Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРУППА / ПЕДАГОГ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / ФАСИЛИТАТОР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

В статье идея фасилитации экстраполируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фасилитационного воздействия. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационного взаимодействия при обсуждении проблемы. Рассматриваются особенности подготовки фасилитаторов; анализируется проблемное ядро фалиситационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MECHANISM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHING STAFF

The article prolongs the idea of facilitation on development of professionalism of teachers in system of additional professional education. The author argues that the unity of facilitation of interactive sessions on professional development courses, cross-courses activities and of self-education. The author creates a pedagogical platform of facilitation effects based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the topic. The structure of the interaction between teachers actualizes. Comparative analysis of traditional and facilitation of interaction in the discussion of problems is carried out. The author focuses on facilitating professional development of management personnel of education system. Peculiarities of training of facilitators are argued; the problematic kernel felicitations' management; the effectiveness of the use of facilitation for refresher courses and cross-courses activities at the Donetsk Republican Institute for teacher education are analyzed; the strategic session is modeled.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

Keywords: digitalization of education; dehumanization of education; distance learning; COVID-19 pandemic; social inequality; information inequality; lack of face-to-face contact.

Татьяна Волобуева Р01: 10.37492/ETN0.2022.б9.3.003

Результативный механизм профессионального развития педагогических кадров

В статье идея фасилитации экстраполируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фасилитационного воздействия. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационного взаимодействия при обсуждении проблемы. Рассматриваются особенности подготовки фасилитаторов; анализируется проблемное ядро фалиситационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.

Ключевые слова: фасилитация; взаимодействие; группа; педагог; интерактивное занятие; фасилитатор; повышение квалификации; обучение.

Обучение взрослых имеет свою специфику и опирается на принципы андрагогики [8], так как необходимо учитывать профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их личностные установки, ориентирование на решение проблем, развитые в достаточной мере самообразовательные компетенции. Обучение педагогов специфично еще и тем, что одновременно содержательной составляющей занятия изучается технология подачи материала. Методы и приемы, используемые

Волобуева Татьяна Борисовна,

кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, проректор ГОУДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» (Донецк), iponayka@yandex.ru

преподавателем на курсах повышения квалификации, могут быть применены в педагогической практике в школе. Многолетний опыт последипломного образования позволяет сделать вывод, что интерактивное обучение педагогических кадров наиболее продуктивно, хотя требует больших усилий и подготовки преподавательского состава. А фасилитация становится ведущей ролью сотрудников института дополнительного профессионального образования. Цель статьи - обосновать использование идеи фасилитации в развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

«Фасилитация (от англ. £аэНку - благоприятные условия) — усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей» [3, с. 255]. Педагогическая фасилитация - это повышение эффективности образования и развития обучающихся за счет особенного управляемого стиля их общения. [5, с. 119]. Поэтому основными ролевыми функциями преподавателя на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях являются: мотивация, активизация, поддержка, управление.

Фундаментальных работ по фасили-тации немного. К. Роджерс [6] выделил условия взаимоотношений, при

к m 5 О I- ü

i ä

и а»

и с а)

которых происходят конструктивные личностные изменения. Конкретизируют и дополняют условия успешной развивающей фасилитации Л.Н. Куликова [2] и Е.Г. Врублевская [1]. Методологическое обоснование проблемы и результаты апробации этой технологии в системе повышения квалификации педагогов даются в работах P.C. Димухаметова [8]. Психологические особенности фасилитации исследуют Э.Ф. Зеер, Л.Б. Шнейдер, Е.В. Дятлова [7]. Анализ педагогической и психологической литературы показал, что данная проблема недостаточно разработана. Фасилитация практически реализуется в основном в психологии, психотерапии и на управленческих тренингах.

Накопленный опыт работы со взрослой аудиторией, богатые традиции, инновационная активность и достижения позволяют внедрить в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров фасилитацию профессионального развития, которая разветвляется на фасилитацию интерактивных курсов повышения квалификации, фасилитацию межкурсовых мероприятий (тренингов, педагогических мастерских, студий, коучингов, супервизий, методических ателье, школ новаторства, фокус-групп и других научно-методических акций) и фасилитацию самообучения педагогов. В последнем случае максимально используется индивидуальная фасилитация, в процессе формального и неформального обучения - групповая.

На интерактивных занятиях курсов повышения квалификации педагогических кадров и межкурсовых мероприятиях взаимообучение служит ключевым педагогическим инструментом. При этом используются все виды групповой работы с максимальным использованием их преимуществ.

Фасилитатор следит, чтобы каждый педагог чувствовал себя равным среди равных, независимо от стажа ра-

Педагогическое воздействие: инициация, мотивация, и стимулирование осмысленного обучения Ф а с и л к т а ц и я Обучение: свободное и самостоятельно инициированное, личностно вовлеченное, развивающее, оцениваемое самим обучающимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личного опыта

Атрибуты атмосферы: истинность и открытость, принятие и доверие, змп этическое понимание

Атрибуты учебного ппонесся: деятельность, субъект, функция, мотив, цель, способ, предмет, метод, средства, взаимодействие, результат Педагогические условии: безусловное позитивное принятие других обучающихся; активное эмнвтическое слушание; кошруэнтное самовыражение в общении; побуждение развития сознания, интеллектуальной независимости, свободы выбора обучающихся

Популярные техники: ментальные карты; «важное и желаемое», ранжирование, матричная диаграмма; мировое кафе, анализ волн и др.

Рис. 1. Педагогическая платформа фасилитации

боты, звания и категории. Группа поддерживает разноплановые взаимоотношения, обеспечивает поддержку большого числа коллег, разносторонность сравнения мнений, оценивания. Эмоциональные проявления лучше корректируются под воздействием общего психологического фона. Деструктивные позиции отдельных участников группы встречаются пониманием и благожелательным исправлением. Педагоги получают различные формы обратной связи, пользуются широкими возможностями самопознания, оттачивают свои коммуникативные компетенции. Атмосфера солидарности, неравнодушия, причастности к решению важнейших проблем и освоению перспективных методов способствует нахождению оптимальных педагогических решений, стимулирует привлечение дополнительных усилий и готовность к рискам. В процессе взаимодействия фасилитатор создает условия для активизации потенциальных возможностей обучающихся, осознан-

5 О

I- СЬ

^ с!

ного обучения, инициирования нестандартных идей, самоактуализации, саморазвития, свободу выбора § § при воспроизводстве изученного. Он контролирует во-| | влеченность и заинтересованность каждого педагога, | | сохранение рассуждений в пределах цели и задач, Ц = временные рамки и достижение реального консен-I суса. Фасилицированное взаимодействие становится

1 конструктивнее.

| Каждый педагог может быть уверен, что его выслу-

'I шают, доброжелательно прокомментируют его мнение,

| поощрят творческий подход и оценят новые мысли.

| В таблице 1 приведено сравнение взаимодействия при

обсуждении проблемы традиционно и при фасилита-| ции. Фасилитатор культивирует на занятиях тактич-

§ ность, объективность, позиционирует профессиона-

| лизм, поддерживает глубокое погружение в проблему,

| поиск оригинальных версий. При этом он не домини-

рует над группой, а грамотно направляет ее.

Фасилицированное взаимообучение развивает и углубляет учебную компетентность педагогов. Акцентируются внимание на личной значимости учения, на ценности способности к эффективному поиску знаний. За счет безоговорочного признания ценности индивида и отмены внешнего оценивания достигается психологическая безопасность, свобода самовыражения.

Очень важный момент фасилитационного взаимодействия педагогов - возможность коррекции профессиональных деформаций, достигаемая благодаря максимальному учету личностных особенностей участников. Не каждый преподаватель готов стать фасилита-тором. Кроме таких важнейших качеств как эмпатия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, он должен владеть определенными техниками, инструментами, моделями поведения, которые задействует в зависимо-

Таблица 1. Сравнение взаимодействия при обсуждении проблемы

Взаимодействие

Традиционное Фасилитированное

90% времени захватывают более активные педагоги 100% участие всей группы

случаи перебивания друг друга, общий гул каждый имеет возможность обдумать ответ и высказать свое мнение

конфликты при различных мнениях поощрение противоположных точек зрения как основы оптимального решения

фиксация на формулировке своего мнения, а не на высказывании других внимательное слушание каждого для адекватного комментирования

избегание отдельными педагогами высказываний на «острые» темы, приватные обсуждения по «горячим» вопросам обязательное высказывание каждого педагога

первое решение часто признается окончательным Решение проблемы принимается только после осознания аргументации каждым педагогом

сти от складывающейся ситуации. Фасилитатор отвечает за качество процесса и результата. А группа - за содержание. В процессе взаимодействия фасилитатор использует целый диапазон ролей: лидер, консультант, эксперт, сподвижник, промоутер, управленец, психолог, слушатель и другие.

Учет этапов работы предполагает подготовительную часть, начало (совместная выработка правил интерактивного занятия, управление процессом целеполагания и каскадирования цели на задачи, обсуждение ограничений и критериев, прогнозирование результатов и рисков и др.), основную часть и завершение: фасилитация рефлексии, подведение итогов.

5 О

I- СЬ

^ с!

£ а

и а»

и с а)

Чтобы не отвлекаться на смежные темы, необходима фокусировка группы. Задание фасилитатора - помочь группе установить курс работы, выработать маршрут продвижения к цели, следить за траекторией развития взаимодействия. При возникновении побочных тем, следует фиксировать их для отдельного обсуждения или модифицировать их в соответствии с текущими задачами. Нужно постоянно подводить промежуточные итоги. Очень важно управлять временем, так как излишняя говорливость - показатель профессионального выгорания педагогов или отсутствия умения четкого выражать свои мысли, снижающий продуктивность занятия.

При сборе информации и мнений фасилитатор использует разнообразный арсенал генерации идей: мозговой штурм, «мировое кафе», метод Дельфи, модера-ционные карты, ранжирование, «мыслерешето», «дерево решений», дискуссия, дебаты, «займи позицию», форум, аквариум, ментальные карты, «ажурная пилка» и пр. [4].

Для фиксации результатов обсуждения и их визуализации применяются флипчарты, пробковые и магнитные доски, картинки, образы, коллажи. Если в команде есть специалисты по инфографике, то параллельно обсуждению готовится инфоплакат.

Фасилитация достижения согласия и принятия решений включает: определения позиций консенсуса; оформление мнений для смягчения противоречий; переформулировка утверждений для подчеркивания общности мнений; изучение цели оппонирующих большинству участников; побуждение к доработке идей других участников; проверка истинности консенсуса; контроль соответствия решения задаче.

В процессе всего занятия важна фасилитация групповой динамики: создание конструктивного процесса

обсуждения; вовлечение каждого участника; задание темпа и ритма дискуссии; поддержка высокой активности; соблюдение перерывов. Сохраняя беспристрастность, фасилитатор активно поощряет каждого педагога вносить свой вклад в работу, следит за правильным пониманием содержания взаимодействия, контролирует эффективность собственных действий, корректирует проявление дисфункционального поведения (осознанного или неосознанного проявления неудовольствия, скрытого саботажа, выпадения из общения), регулирует стремление к доминированию. Более опытные фасилитаторы умеют создать атмосферу конкурентного сотрудничества, которая превращает занятие в эвристическое созидание - процесс открытия и изобретения.

Действенные методы мотивации на всех этапах фа-силитации - длительный зрительный контакт, обращение по имени, авансирование похвалы, создание ситуаций успеха, оптимистические прогнозы о возможностях обучающихся. Отдельно следует подчеркнуть необходимость конгруэнтного поведения фасилитатора, то есть адекватного, искреннего.

Особую значимость фасилитация приобретает при работе с директорами образовательных организаций, их заместителями, заведующими городских и районных методических служб, так как одним из заданий выбирается поиск оптимального управленческого решения. На рис. 2 приведен пример модели стратегической сессии. Ее можно использовать и в работе с педагогами для выработки стратегии педагогического поведения. Но чаще проводятся управленческие стратегические сессии.

Немного расшифруем РОЕМЯ-анализ на примере темы «Апробация инновационного проекта». Каждый участник получает стикеры и заранее подготовленный

5 О

I- СЬ

^ с!

£ а

и а»

и с а)

Рис. 2. Модель стратегической сессии

шаблон с пятью графами. В течение десяти минут нужно записать ответы на вопросы. Примеры вопросов:

Рвор1в/Люди. Как можно кратко охарактеризовать участников проекта? Что волнует участников проекта? Кто помогал апробации проекта?

ОЦв^/Предметы. На каких уроках (занятиях, мероприятиях) апробировался проект? Какое оборудование задействовано? Как в проекте реализуется метапред-метность (интеграция)?

Епьгтопшвп/Окружающая среда. В каких условиях реализуется проект? Какова психологическая атмосфера апробации проекта? Что можно улучшить?

Мвззадвз/Коммуникационные послания. Какие виды общения использованы в ходе проекта? Как информиру-

ются коллеги, родители, социум о ходе апробации проекта? Какие виды коммуникаций требуют улучшения?

Serviees/Услуги. Какие Web-сервисы использовались? Какие услуги понадобились в ходе апробации проекта?

Далее участники в группах по пять человек обсуждают результаты. Затем объединяются их ответы на одном большом шаблоне, выделяются и озвучиваются кластеры. Отдельно по каждой из категорий обсуждаются результаты. Первая группа зачитывает ответы из категории «Люди», другие группы дополняют. После обсуждения на досках записываются выводы. Вторая группа делится итогами по группе «Предметы» и т. д. Потом каждая группа в течение 15 минут обсуждает и описывает (рисует, конструирует из Lego, создает коллаж) контекст, в котором будет реализовываться тема. Группы презентуют свои работы. После обсуждения их выступлений записываются выводы на досках. Эта аналитическая техника широко используется в работе с директорами и их заместителями, при проведении управленческих совещаний в образовательных организациях.

Анализ опроса преподавателей-фасилитаторов института (64 респондента) позволил определить проблемное ядро фасилитации профессионального развития педагогов (на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в самообразовании):

• информационная перегруженность (62%);

• недостаточная устойчивость внимания (54%);

• чрезмерная вовлеченность во взаимодействие, часто вызывающая ошибочные действия или эмоциональные реакции (52%);

• глубокая сосредоточенность на процессе в ущерб вниманию к содержанию (46%);

• трудность развития группы до уровня работы без содействия (42%).

5 О

I- СЬ

^ с!

Анализ курсов повышения квалификации (186) и межкурсовых мероприятий (214) с фасилитацией § § профессионального развития на входном и выходном | | исследовании показал значительную положительную | | динамику в показателях следующих компетенций: управление вниманием (на 12%), осознанность обучения (на 36%), сотрудничество (на 28%), коммуникативные навыки (на 32%), критическое и системное мышление (на 14%), умение постановки задач (на 6%), эмоциональный интеллект (на 6%). Отдельно исследовалось развитие познавательной активности: любознательность, познавательный интерес (на 10%), чувство увлеченности, эмоциональный подъем (на 24%), стремление к достижениям (на 8%), стремление к лидерству (на 6%), личная значимость обучения (на 14%), стремление к самообразованию (на 14%). По актуальности, новизне знаний и технологий фасилицированные занятия высоко оценили 92% педагогов (4324 респондента), по уровню профессионального развития - 86%. Выводы:

• Фасилитация развития профессионализма педагогических кадров реализуется на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования.

• Фасилицированное обучение взрослых проходит на интерактивных занятиях.

• Основополагающими идеями фасилитации является признание значимости, цельности, самобытности личности обучающегося, его права на проявление способностей, развитие профессионализма, защита индивидуальности, равноправие в группе.

• Педагогическая платформа фасилитации включает в себя педагогические условия, особенности обучения и взаимодействия, атрибуты учебного процесса и атмосферы, популярные техники.

• Технология фасилитации представляет собой проектирование осознанного обучения.

• Фасилицированный образовательный процесс превращает усвоение знаний в средства профессионального развития.

• Фасилитатор использует все преимущества групповой работы.

• Реализация фасилитации происходит в условиях активного взаимодействия.

• Ключевые аспекты влияния фасилитатора: учет этапов работы; фокусировка группы на теме и цели; сбор информации и мнений; фиксация результатов обсуждения и их визуализация; достижение консенсуса и принятие решений; управление групповой динамикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Особенно действенна фасилитация развития профессионализма управленческих кадров образования, так как широко выбираются аналитико-прогностическая тематика занятий, стратегические сессии.

• Подготовка фасилитаторов опирается на развитие личностных качеств преподавателя (эмпатия, лидерство, коммуникативность, рефлексия), освоение соответствующих инструментов, техник, методов, на учет выявленных проблем.

• Важно отслеживание динамики индивидуального профессионального развития педагогов в начале и конце курсов повышения квалификации и серии межкурсовых мероприятий.

• Фасилитация оказывает влияние на развитие познавательной активности педагогических кадров. Таким образом, фасилитация профессионального

развития педагогических кадров - это новое осмысление учебных идей, ценностей, это развитая академическая культура взаимодействия.

Литература:

1. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагога к фасилитирующему общению. Хабаровск: Колорит, 2001. 182 с.

2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.

3. Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.]. СПб.: Питер, 1997. 356 с.

4. Пометун 0.1. Сучасний урок. 1нтерактивш технолоп'Т навчання. КиТв: Видавництво Ф.С.К., 2004. 192с.

5. Пундик И./. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 119-133.

6. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: [пер. с англ.] / Под ред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 479 с.

7. Шнейдер Л.Б., Дятлова Е.В. Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62. С. 113-126. DOI 10.15382/ sturIV202162.113-126.

8. Юрьев А.Б. Фасилитация в деятельности научно-педагогических работников и руководителей учреждений системы непрерывного образования / А.Б. Юрьев, И.А. Шибаев, Н.А. Козырев // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2021. № 1 (58). С. 114-122.

Tatiana Volobueva,

PhD in Pedagogical Sciences, Doctor of Philosophy,

Associate Professor, Corresponding member of the International Academy

of Sciences of Pedagogical Education, Vice-Rector

of Donetsk Republican Institute of additional pedagogical education,

iponayka@yandex.ru

Effective mechanism of professional development of teaching staff

The article prolongs the idea of facilitation on development of professionalism of teachers in system of additional professional education. The author argues that the unity of facilitation of interactive sessions on professional development courses, cross-courses activities and of self-education. The author creates a pedagogical platform of facilitation effects based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the topic. The structure of the interaction between teachers actualizes. Comparative analysis of traditional and facilitation of interaction in the discussion of problems is carried out. The author focuses on facilitating professional development of management personnel of

education system. Peculiarities of training of facilitators are argued; the problematic kernel felicitations' management, the effectiveness of the use of facilitation for refresher courses and cross-courses activities at the Donetsk Republican Institute for teacher education are analyzed; the strategic session is modeled.

Keywords: facilitation; interaction; group; teacher; interactive session facilitator; professional development training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.