Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ'

РАЗВИТИЕ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ / ФАСИЛИТАЦИОННАЯ СЕССИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

Рассмотрены значение метакомпетенций в профессиональной деятельности и способы их развития в системе общего и профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к формированию метакомпетенций как универсальных гибких структур, которые составляют базу для формирования профессиональных компетенций как в процессе профессионального образования, так и при получении непосредственного трудового опыта. Они начинают стихийно складываться преимущественно в период получения среднего общего образования, поэтому целесообразно этот процесс сделать более управляемым. Выдвигается предположение о том, что подходящим инструментом для этого является педагогическая фасилитация. Однако организация и осуществление фасилитационной сессии требует от педагога опыта в качестве участника. Описана методика организации практической части курса повышения квалификации для педагогов профильных классов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина на основе принципов педагогической фасилитации. Целью практической части курса было создание образовательной технологии как авторского коллективного продукта. Применение педагогической фасилитации в данном случае позволило педагогам получить положительный опыт участия в фасилитируемом процессе, создания группового творческого продукта, нового применения своего личного педагогического опыта, развития собственных метакомпетенций. В целом зафиксированные в форме созданных коллективных авторских образовательных технологий и отзывов слушателей курса результаты подтверждают эффективность примененного нами подхода к организации курса повышения квалификации для педагогов. Выдвинутая гипотеза «педагоги имеют уникальный профессиональный опыт, лучшее из которого можно преобразовать в эффективную авторскую образовательную технологию, если им дать новую форму (структуру образовательной технологии) и объединить их усилия в условиях педагогической фасилитационной сессии» была подтверждена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEACHERS' META-COMPETENCIES USING PEDAGOGICAL FACILITATION

The meta-competencies in professional activity are as important as their development ways in the system of general and vocational education. An integrated approach is necessary in the formation of meta-competencies as universal flexible structures in the basis for professional competencies both in the process of vocational education and in obtaining direct work experience. They begin to form spontaneously mainly during the period of secondary general education, therefore it is advisable to make this process more manageable. Suggested pedagogical facilitation is a suitable tool for this. However, the organization and implementation of the facilitation session requires the teacher to have experience as a participant. We describe the methodology of organizing the practical part of the advanced training course for teachers of specialized classes of Derzhavin Tambov State University based on the principles of pedagogical facilitation. The purpose of the practical part of the course is to create educational technology as an author's collective product. The use of pedagogical facilitation in this case allows teachers to gain positive experience of participation in the facilitated process, creation of a group creative product, new application of their personal pedagogical experience, development of their own meta-competencies. In general, the results recorded in the form of created collective author's educational technologies and feedback from the course participants confirm the effectiveness of our approach to organizing a refresher course for teachers. It is concluded, that teachers have a unique professional experience, the best of which can be transformed into an effective author's educational technology if they are given a new form (structure of educational technology) and combine their efforts in a pedagogical facilitation session.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ»

УДК 371.146:378.046.4 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-71-77

Поступила в редакцию / Received 30.09.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 27.10.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022

оригинальная статья

Развитие метакомпетенций преподавателей с использованием педагогической фасилитации

Королева Анна Валерьевна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Anna-valerevnak@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены значение метакомпетенций в профессиональной деятельности и способы их развития в системе общего и профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к формированию метакомпетенций как универсальных гибких структур, которые составляют базу для формирования профессиональных компетенций как в процессе профессионального образования, так и при получении непосредственного трудового опыта. Они начинают стихийно складываться преимущественно в период получения среднего общего образования, поэтому целесообразно этот процесс сделать более управляемым. Выдвигается предположение о том, что подходящим инструментом для этого является педагогическая фасилитация. Однако организация и осуществление фасилитационной сессии требует от педагога опыта в качестве участника. Описана методика организации практической части курса повышения квалификации для педагогов профильных классов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина на основе принципов педагогической фасилитации. Целью практической части курса было создание образовательной технологии как авторского коллективного продукта. Применение педагогической фасилитации в данном случае позволило педагогам получить положительный опыт участия в фасилитируемом процессе, создания группового творческого продукта, нового применения своего личного педагогического опыта, развития собственных метакомпетенций. В целом зафиксированные в форме созданных коллективных авторских образовательных технологий и отзывов слушателей курса результаты подтверждают эффективность примененного нами подхода к организации курса повышения квалификации для педагогов. Выдвинутая гипотеза «педагоги имеют уникальный профессиональный опыт, лучшее из которого можно преобразовать в эффективную авторскую образовательную технологию, если им дать новую форму (структуру образовательной технологии) и объединить их усилия в условиях педагогической фасилитационной сессии» была подтверждена.

Ключевые слова: метакомпетенции; структура метакомпетенций; фасилитационная сессия; педагогическая фасилитация; образовательные технологии; повышение квалификации педагогов

Для цитирования: Королева А.В. Развитие метакомпетенций преподавателей с использованием педагогической фасилитации // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 71-77. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-71-77

Образовательные технологии

© Королева А.В., 2022

original article

Development of teachers' meta-competencies using pedagogical facilitation

Anna V. Koroleva

©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

Anna-valerevnak@yandex. ru

Abstract. The meta-competencies in professional activity are as important as their development ways in the system of general and vocational education. An integrated approach is necessary in the formation of meta-competencies as universal flexible structures in the basis for professional competencies both in the process of vocational education and in obtaining direct work experience. They begin to form spontaneously mainly during the period of secondary general education, therefore it is advisable to make this process more manageable. Suggested pedagogical facilitation is a suitable tool for this. However, the organization and implementation of the facilitation session requires the teacher to have experience as a participant. We describe the methodology of organizing the practical part of the advanced training course for teachers of specialized classes of Derzhavin Tambov State University based on the principles of pedagogical facilitation. The purpose of the practical part of the course is to create educational technology as an author's collective product. The use of pedagogical facilitation in this case allows teachers to gain positive experience of participation in the facilitated process, creation of a group creative product, new application of their personal pedagogical experience, development of their own meta-competencies. In general, the results recorded in the form of created collective author's educational technologies and feedback from the course participants confirm the effectiveness of our approach to organizing a refresher course for teachers. It is concluded, that teachers have a unique professional experience, the best of which can be transformed into an effective author's educational technology if they are given a new form (structure of educational technology) and combine their efforts in a pedagogical facilitation session.

Keywords: meta-competencies; meta-competencies structure; facilitation session; pedagogical facilitation; educational technologies; teacher training

For citation: Koroleva A.V. Development of teachers' meta-competencies using pedagogical facilitation.

Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 71-77. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-71-77

ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам. С одной стороны, они должны иметь специфические, узкие компетенции, позволяющие осуществлять конкретную работу на высоком уровне. С другой стороны, обладать ме-такомпетенциями, позволяющими в большей степени использовать личностные ресурсы для повышения качества осуществляемой работы. Как показал анализ работ исследователей в области метакомпетенций, к наиболее востребованным, актуальным для работы и личной эффективности метакомпетенциям, относятся:

- комбинированное мышление;

- предпринимательское мышление;

- креативные способности;

- умение сотрудничать;

- эмпатия и эмоциональный интеллект;

- управление концентрацией и вниманием;

- гибкость и адаптивность;

- настрой на развитие.

- способность рефлексировать [1-4].

Это практико-ориентированные компетенции, формирование которых целесообразно осуществлять комплексно, выстраивая слаженную работу из различных комбинаций ме-такомпетенций. К примеру, предпринимательское мышление невозможно без настроя на развитие, гибкости и адаптивности, креативного и комбинированного мышления, способности рефлексировать. Креативные способности

подразумевают также гибкость и адаптивность, комбинированное мышление, способность к рефлексии, управление концентрацией и вниманием [5]. Любой бизнес подразумевает наличие коллектива, каждый участник которого выполняет разный функционал, но их работа должна быть согласованной и нацеленной на общий результат. Достигнуть эффективности такой коллективной работы невозможно без наличия у большей части работников умения сотрудничать, эмпатии и эмоционального интеллекта, гибкости и адаптивности, настроя на развитие и способности рефлексировать. Еще более сложным процесс налаживания функционирования рабочего коллектива становится в связи с распространяющейся тенденцией к найму сотрудников, работающих в удаленном формате. Когда коллектив встречается только на онлайн-совещаниях, с одной стороны, это позволяет экономить время, обсуждать рабочие вопросы более предметно и конкретно, но с другой стороны, требует и от работников и от работодателя высокого уровня развития мета-компетенций, приведенных выше.

Каждый работодатель заинтересован в быстрой адаптации нанимаемого работника, включении в рабочий процесс и его высокой эффективности, поэтому на этапе профессиональной подготовки важно уделить большое внимание не только формированию компетенций, но и их совместному практико-ориентированному функционированию. Из имеющихся мета- и профессиональных компетенций необходимо построить универсальные рабочие шаблоны-конструкты, которые выпускник вуза сможет в короткие сроки адаптировать к конкретным условиям работы. Современная система образования стремится к сотрудничеству с работодателями для достижения общих целей повышения эффективности профессиональной подготовки, а следовательно, в перспективе, эффективности профессиональной деятельности. Поэтому система профессионального образования не только генерирует внутри инструменты подготовки профессионалов, но и заимствует их из бизнес-сферы. Одним из таких инструментов является «фасилитация (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) - одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь

времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания» [6].

Фасилитация, с одной стороны, является инструментом организации пространства, в котором участники могут апробировать синтезированные связи своих мета- и профессиональных компетенций, с другой стороны - диагностическим инструментарием, помогающим увидеть сильные и слабые компетенции и структуры компетенций. Помимо этого посредством фасилитации происходит обучение управлению коллективом, самоуправлению и работе в группе, новому стилю организации коллективной деятельности. Этот инструмент сам является мета-инструментом, разработанным и функционирующим на стыке менеджмента, психологии и педагогики.

Но если профессиональные компетенции целенаправленно начинают формироваться в процессе профессиональной подготовки, то возможность запуска системного развития ме-такомпетенции учащиеся получают при вхождении в систему дошкольного, а затем и среднего образования. Как отмечалось выше, отдельного развития этих метакомпетенций недостаточно, необходимо развивать устойчивые структуры, в которые затем можно будет интегрировать получаемые профессиональные компетенции. А подходящим пространством для таких процессов является фасилитацион-ные сессии, организуемые педагогами.

Возникает противоречие между очевидными преимуществами использования фаси-литации для формирования нового, более эффективного образовательного пространства и тем, что педагоги чаще всего не имеют никакого представления о возможностях фасили-тации в рамках своей профессиональной деятельности. Один из вариантов решения этой проблемы мы увидели во внедрении педагогической фасилитации в организацию курса повышения квалификации «Проектирование образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий», который был организован для педагогов профильных классов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве источников нами были использованы научные разработки отечествен-

ных и зарубежных авторов в области педагогики профессионального и общего среднего образования, проектирования образовательной деятельности, профессионального развития педагогов, педагогической фасилитации. Использовались теоретические методы исследования: анализ изучаемой литературы, систематизация, сравнение, обобщение, метод аналогий. На основе собранного материала была осуществлена разработка плана и содержания курса повышения квалификации педагогов с использованием педагогической фасилитации, реализация которого дала положительные результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

«Педагогическая фасилитация как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося» [7]. В рамках современной образовательной парадигмы, транслирующей принцип субъект-субъектных отношений, педагогическая фа-силитация должна обеспечить формирование необходимого образовательного пространства для реализации этого принципа. Ряд педагогов-гуманистов, последователей гуманистической теории К. Роджерса, такие как Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов и др. называют педагогическую среду, построенную на принципах фа-силитации - субъект-субъектной, способствующей взаимному развитию и педагогов и учащихся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии [8-10]. Как отмечает исследователь педагогической фасилитации О.Н. Шахматова, «центральной гипотезой этого подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции и поведения. Доступ к этим ресурсам возможен при соблюдении трех условий, способствующих созданию определенной фасилитационной психологической атмосферы. Этими условиями являются:

- конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность;

- безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других;

- активное эмпатическое слушание и понимание» [7].

Педагоги, начинающие свою профессиональную подготовку, сейчас в большей степени формируются в образовательной среде, стремящейся к субъект-субъектным отношениям. Они ориентируются на принципы педагогики сотрудничества и сотворчества. Поэтому педагогическая фасилитация для них представляется органичной системой, некой оболочкой, позволяющей реализовать программу субъект-субъектности. Педагоги, сформированные в другой образовательной парадигме, сталкиваются с рядом проблем. Личностно-ориентированный подход требует от педагога глубинного переосмысления своей роли в учебном процессе, обнаруживает необходимость приобретения новых профессиональных инструментов организации и осуществления учебного процесса.

Важно подчеркнуть, что хотя педагогическая фасилитация активно развивается и найти информацию о ней несложно, но понимание этого явления «изнутри» и получение чувственного опыта на уровне эмоционального интеллекта для педагогов чаще всего остается недоступным. Это в значительной степени осложняет реализацию педагогической фасилитации в учебном процессе. В рамках курса повышения квалификации «Проектирование образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий» мы увидели возможность создания такого опыта для учителей профильных классов: сама сущность данного курса подразумевает преобразование профессиональных и метакомпетенций педагогов.

На практике фасилитация была применена в двух вариантах: теоретическом и практическом аспектах. В теоретическом аспекте -при рассмотрении «технологии встречных усилий» как базового принципа ее реализации. На этом примере мы показали место и практическую пользу фасилитации как ответа на вопрос: «Каким образом выстраивать эффективное взаимодействие между учителем и учащимися, а также учащихся между собой?». Уточнили, что некоторые элементы являются для педагогов уже знакомыми, а значит и освоение этого инструмента будет более органичным для них. Подробно проанализировали особенности построения педагогического

процесса как субъект-субъектного, уточнили роли участников процесса, новые принципы взаимодействия, коснулись вопроса «новой этики» как части социальной реальности.

В практическом аспекте фасилитация была применена при организации процесса педагогического сотворчества, направленного на создание группового продукта - коллективной авторской образовательной технологии. Мы выдвинули гипотезу: педагоги имеют уникальный профессиональный опыт, лучшее из которого можно преобразовать в эффективную авторскую образовательную технологию, если им дать новую форму (структуру образовательной технологии) и объединить их усилия в условиях педагогической фасилитационной сессии. Поэтому, снабдив слушателей курса новым педагогическим инструментарием создания образовательной технологии, мы поставили практическую цель: создать путем организации процесса педагогического сотворчества групповой продукт - авторскую коллективную образовательную технологию. Этот процесс состоял из нескольких этапов.

1. Ознакомление с концепцией педагогической фалититации, фасилитационной сессии.

2. Постановка целей фасилитационной сессии.

3. Распределение на две рабочие творческие группы.

4. Ознакомление с принципами фасили-тационной сессии:

- исследование процесса в противовес всеведению;

- открытость и искренность к людям;

- все участники процесса равны;

- каждое мнение важно;

- все люди умны и могут эффективно решать задачи.

5. Постановка конкретных задач сессии. Определить в ходе группового обсуждения следующие основные элементы будущей технологии:

- дисциплина, в рамках которой будет разрабатываться занятие;

- тема;

- количество и названия этапов технологии;

- инструменты для каждого этапа технологии;

- распределение ролей и обязанностей внутри группы по следующим направлениям: разработчики конкретных элементов курса; соблюдение тайминга; сбор всех элементов технологии воедино с созданием единой презентации; выступление в качестве спикера на защите группового продукта; написание коллективной статьи с описанием полученного группового продукта. Распределение обязанностей происходит во время сессии, на реализацию задач выделяется 7 дней.

Осуществление решения данных задач должно происходить с соблюдением принципов фасилитационной сессии. За этим непосредственно следит фасилитатор, но не вмешивается при этом в решение проблем.

6. Демонстрация прототипа педагогической технологии. Обсуждение полученных результатов.

7. Рефлексия с целью закрепления опыта групповой творческой работы в формате фа-силитационной сессии.

Таким образом, за одну фасилитацион-ную сессию рабочие творческие группы переработали теоретическую часть курса и перевели ее в практическое поле профессиональной деятельности, приобретя профессиональные умения, положительный опыт педагогического сотворчества на основе педагогической фасилитации и создали групповой продукт в виде образовательной технологии и научной коллективной статьи.

Конечно, для закрепления использования принципов педагогической фасилитации необходимо проведение не одной сессии, но за счет создания положительного эмоционального фона сотворчества эти принципы становятся доступны на основе чувственного опыта, что значительно упрочняет полученные умения, является стимулом и позволяет с большей успешностью воспроизвести фасилитационную сессию на собственных занятиях. Для закрепления и переноса опыта фасилитационной сессии слушателям курса было дано индивидуальное задание: разработать и реализовать учебное занятие по типу фасилитационной сессии, описать свой опыт в научной статье.

В результате педагоги-слушатели курса повышения квалификации расширили и приобрели знания в области проектирования образовательной деятельности на основе принципов педагогической фасилитации, современ-

ных образовательных технологий. Получили умения создания образовательной технологии в процессе группового сотворчества и сотрудничества с опорой как на новые знания, так и на личный педагогический опыт. Закрепили полученные знания и навыки посредством описания своего опыта в коллективной и индивидуальной научных статьях. Были проанализированы качественные изменения в мета-предметных компетенциях, выделенных в начале нашей статьи в качестве универсальных и наиболее востребованных у работодателей.

Следовательно, полученный педагогами опыт педагогической фасилитации при его воспроизведении в процессе организации и осуществления образовательного процесса должен также способствовать созданию положительных условий для стимулирования развития этих компетенций у учащихся. Так как это метакомпетенции, то для их развития необходимы различные условия, способствующие их формированию в рамках решения учебных задач разных дисциплин, а также при организации социальных и воспитательных событий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате оценки созданных педагогами авторских и групповых образовательных технологий, продемонстрированных на защите, а также отзывов слушателей курса мы констатируем практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы: педагоги имеют уникальный профессиональный опыт, лучшее из которого можно преобразовать в эффективную авторскую образовательную технологию, если им дать новую форму (структуру образовательной технологии) и объединить их усилия в условиях педагогической фасилитационной сессии. Следовательно, данный подход к организации и проведению курсов повышения квалификации для педагогов можно рекомендовать в качестве эффективного инструмента внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс и преобразования образовательного процесса в стимулирующую среду развития метакомпетенций как педагогов, так и учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. С. 34-42.

2. Чернявская В.С., Малахова В.Р., Несмеянов С.Г. Кросс-технологии в развитии психологических механизмов рефлексии и метакомпетенций студентов // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 313-316.

3. Ордобоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14 (700). C. 144-153.

4. Добряков М.С., Фрумин И.Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Издат. дом ВШЭ, 2020. 472 с.

5. Чиркова Е.И., Зорина Е.М., Черновец Е.Г., Пашкин С.Б. Использование элементов TED-конференций на занятиях по иностранному языку // Образовательное пространство в информационную эпоху -2019. М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2019. С. 1107-1121.

6. Гущина Е.С. Фасилитация как эффективный способ коммуникации в группе // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2018. С. 37-43.

7. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Научные исследования в образовании. 2006. № 3. С. 118a-125.

8. Иванова Е.В. Психологические аспекты применения технологии фасилитации в процессе образования // Инициатива в науке как новая стратегия развития системы знаний. Казань: ООО «СитИвент», 2019. С. 36-40.

9. Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с личностью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 4 (75). С. 164185.

10. Роджерс К. Свобода учиться. М.: Изд-во «Смысл», 2002. 527 с.

REFERENCES

1. Zimnaya I.A. Key competencies - a new paradigm of education results. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher education today, 2003, no. 4, pp. 34-42. (In Russian).

2. Chernyavskaya V.S., Malakhova V.R., Nesmeyanov S.G. Cross-technologies in the development of the psychological mechanisms of reflection and metakompetentsiy students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2012, no. 6 (37), pp. 313-316. (In Russian).

3. Ordoboeva L.M. Meta-competence as a contents component of professional language learning at linguistic universities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta = Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2014, no. 14 (700), pp. 144-153. (In Russian).

4. Dobryakov M.S., Frumin I.D. Universal Competencies and New Literacy: from Slogans to Reality. Moscow, HSE Publ. House, 2020, 472 p. (In Russian).

5. Chirkova E.I., Zorina E.M., Chernovets E.G., Pashkin S.B. The use of TED-conference elements in foreign language classes. In: Educational Space in the Information Age - 2019. Moscow, Publ. Institute of Education Development Strategies RAE, 2019, pp. 1107-1121. (In Russian).

6. Gushchina E.S. Facilitation as an effective way of communication in a group. In: Socio-Economic, Humanities and Jurisprudence: Issues on Theory and Practice. Novosibirsk, "Center for the Development of Scientific Cooperation" Publ., 2018, pp. 37-43. (In Russian).

7. Shakhmatova O.N. Pedagogical facilitation: features of formation and development. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii = Scientific research in education, 2006, no. 3, pp. 118a-125. (In Russian).

8. Ivanova E.V. Psychological aspects of the use of facilitation technology in the process of education. In: Initiative in Science as a New Strategy for the Development of the Knowledge System. Kazan, "SitIvent" Publ., 2019, pp. 36-40. (In Russian).

9. Leontev D.A. Making methodological sense of practices of personality interventions: facilita-tion,nootechnics, life enhancement. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2012, no. 4 (75), pp. 164-185. (In Russian).

10. Rogers K. Freedom to Learn. Moscow, "Smysl" Publ., 2002, 527 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Королева Анна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

Е-mail: anna-valerevnak@vandex.ru

ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991

Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы,

методика проведения работы, подготовка текста статьи.

Anna V. Koroleva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991 Contribution: main study conception, literature analysis, study methods, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.