Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА'

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИОННАЯ СЕССИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковская Вера Михайловна, Оличева Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье поднимается проблема повышения профессионализма педагога. Целью статьи является обоснование и описание использования фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, определяющей организацию обменом мнений, изучение возможности для принятия решений, разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов . Методологическим обоснованием фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, является теория технологии фасилитации, теория решения изобретательских задач, теория творческих, экспертных методах принятия решений. Результатом исследования явилась обобщенная структура фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, ориентированной на организацию обменом мнений, изучение возможности для принятия решений, разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов. Обозначена авторская позиция относительно сущности интеграции технологии фасилитации с технологией ТРИЗ, творческими, экспертными методами принятия решений. На основе обобщенной структуры фасилитационной сессии, спроектированной с позиции интегративного подхода, разработана фасилитационная сессия для педагогов «Творческий подход к решению педагогических проблем», ориентированная на разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов, в рамках реализации проектной деятельности клубной команды педагогов и родителей «Сотрудничество». Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации инновационных проектов в образовательной организации посредством использования в том числе фасилитацонных сессий показал положительную динамику сформированности уровней профессионального развития педагогов и дал возможность авторам статьи считать разработанные фасилитационные сессии эффективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVING THE PROFESSIONALISM OF TEACHERS FROM THE POSITION OF AN INTEGRATIVE APPROACH

Research problem and justification of its relevance. The article raises the problem of improving the professionalism of a teacher. The purpose of the article is to substantiate and describe the use of a facilitation session, developed from the position of an integrative approach, which determines the organization of the exchange of opinions, studying the possibilities for making decisions, developing new ways to solve professional problems that determine the professional development of teachers. The methodological rationale for the facilitation session, developed from the standpoint of an integrative approach, is the theory of facilitation technology, the theory of inventive problem solving, the theory of creative, expert decision-making methods. The result of the study was a generalized structure of a facilitation session, developed from the standpoint of an integrative approach, focused on organizing an exchange of opinions, studying the possibilities for making decisions, developing new ways to solve professional problems that determine the professional development of teachers. The author's position on the essence of integration of the facilitation technology with the TRIZ technology, creative, expert methods of decision-making is indicated. On the basis of the generalized structure of the facilitation session, designed from the standpoint of an integrative approach, a facilitation session for teachers “Creative approach to solving pedagogical problems” was developed, focused on developing new ways of solving professional problems that determine the professional development of teachers, within the framework of the project activities of the club team of teachers and parents “Cooperation”. An analysis of the results of experimental work on the implementation of innovative projects in an educational organization through the use of, among other things, facilitation sessions, showed a positive dynamics in the formation of the levels of professional development of teachers and made it possible for the authors of the article to consider the developed facilitation sessions effective.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 371.123

Проблема повышения профессионализма педагогов с позиции интегративного подхода

В. М. Жураковская

https:// orcid.org/0000-0003-2056-1801 gvera66@mail.ru

О. А. Оличева

https:// orcid.org/0000-0002-1377-1256 licey-istra@mail .ru

The problem of improving the professionalism of teachers from the position of an integrative approach

V. M. Zhurakovskaya O. A. Olicheva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье поднимается проблема повышения профессионализма педагога. Целью статьи является обоснование и описание использования фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, определяющей организацию обменом мнений, изучение возможности для принятия решений, разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов. Методологическим обоснованием фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, является теория технологии фасилитации, теория решения изобретательских задач, теория творческих, экспертных методах принятия решений. Результатом исследования явилась обобщенная структура фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода, ориентированной на организацию обменом мнений, изучение возможности для принятия решений, разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяю-

щих профессиональное развитие педагогов. Обозначена авторская позиция относительно сущности интеграции технологии фасилитации с технологией ТРИЗ, творческими, экспертными методами принятия решений. На основе обобщенной структуры фасилитационной сессии, спроектированной с позиции интегративного подхода, разработана фасилитационная сессия для педагогов «Творческий подход к решению педагогических проблем», ориентированная на разработку новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов, в рамках реализации проектной деятельности клубной команды педагогов и родителей «Сотрудничество». Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации инновационных проектов в образовательной организации посредством использования в том числе фасилитацонных сессий показал положительную динамику сформи-рованности уровней профессионального развития педагогов и дал возможность авторам статьи считать разработанные фасилитаци-онные сессии эффективными.

Abstract

Research problem and justification of its relevance. The article raises the problem of improving the professionalism of a teacher. The purpose of the article is to substantiate and describe the use of a facilitation session, developed from the position of an integrative approach, which determines the organization of the exchange of opinions, studying the possibilities for making decisions, developing new ways to solve professional problems that determine the professional development of teachers. The methodological rationale for the facilitation session, developed from the standpoint of an integrative approach, is the theory of facilitation technology, the theory of inventive problem solving, the theory of creative, expert decision-making methods.

The result of the study was a generalized structure of a facilitation session, developed from the standpoint of an integrative approach, focused on organizing an exchange of opinions, studying the possibilities for making decisions, developing new ways to solve professional problems that determine the professional development of teachers.

The author's position on the essence of integration of the facilitation technology with the TRIZ technology, creative, expert methods of decision-making is indicated. On the basis of the generalized structure of the facilitation session, designed from the standpoint of an integrative approach, a facilitation session for teachers "Creative approach to solving pedagogical problems " was developed, focused on developing new ways of solving professional problems that determine the professional development of teachers, within the framework of the project activities of the club team of teachers and parents "Cooperation". An analysis of the results of experimental work on the implementation of innovative projects in an educational organization through the use of, among other things, facilitation sessions, showed a positive dynamics in the formation of the levels of professional development of teachers and made it possible for the authors of the article to consider the developed facilitation sessions effective.

Ключевые слова: фасилитационная сессия, интегративный подход, профессиональное развитие, профессионализм, творческие методы.

Keywords: facilitation session, integrative approach, professional development, professionalism, creative methods.

Введение. Современное образование в России ориентировано на активного педагога со сформированной субъектной позицией, открытого к инновациям, осознающего свои профессиональные цели, в том числе цели, связанные с непрерывным самообразованием, саморазвитием, ростом профессионализма. Проблема повышение профессионализма педагога отражена в том числе в федеральном проекте «Учитель будущего» национального проекта «Образование», в национальной системе профессионального роста педагога, в которой отмечается необходимость формирования национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными результатами аттестации [1]. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров образования, успешно реализующих новые подходы на практике. Развитие системы общего образования предусматривает развитие системы профессионального образования, формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ, что позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни [2].

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. отмечается, что, признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить: условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования; привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации [3]. Таким обра-

зом, на современном этапе развития общества, образования актуальным является формирование у педагогов ориентации на непрерывное самообразование, саморазвитие, стремления к профессиональному росту. Решение поставленных проблем возможно через повышение квалификации и своевременную переподготовку педагогов всех уровней образования, привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, осваивать новые технологии, проявлять субъектную позицию, в том числе к инновациям.

Обзор литературы

В современных исследованиях (А. В. Вилко-ва [4], Н. И. Городецкая [6], С. А. Пилюгина [7], О. В. Ситникова [5], Т. С. Фещенко [8] и др.) проблема повышения профессионализма педагога в системе последипломного образования решается через следующие ресурсы: теоретические материалы, раскрывающие содержание модулей программ повышения квалификации; методические материалы (формы, технологии, методы, как внедрять и т. п.); информационные материалы (в том числе ИКТ-сайты, видеоматериалы, аудиоматериалы), практические занятия (практикумы, круглые столы, тренинги и т. п.); по итогам реализации модулей участники создают авторские материалы (социальный проект, программа деятельности детского общественного объединения, программа обучения актива, проект благотворительной акции, методические разработки и др.) (А. В. Вилкова) [4]; включение педагогов в практическую деятельность на основе интерактивных форм и методов, реализацию отношений сотрудничества преподавателя и слушателей в процессе обучения (свобода выбора форм и методов проведения мероприятий, поощрение инициативы и творчества и т. д.), обеспечивающего эмоционально-позитивное отношение к творческому развитию воспитанников (О. В. Ситникова) [5]; использование технологии тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования, предполагающей организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся педагогов на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения

до построения индивидуальных образовательных маршрутов, определяющих профессиональное развитие педагога (Н. И. Городецкая) [6]; самостоятельную учебную деятельность учителей, консультирующую деятельность андрагога, субъект-субъектные отношения между участниками этого процесса; проведение лекционных и практических занятий на положительном эмоциональном и интеллектуальном фонах; развитие у педагогов рефлексивных умений; использование диалога и полилога в организации учебной деятельности учителя, большего количества практических занятий (по сравнению с лекционными), использование метода создания ситуации научного спора, определяющего появление мотивации педагогов к учению (С. А. Пилюгина) [7]; формирование у педагогов знаний и умений предметного и междисциплинарного характера; использование методов, форм и средств обучения, способствующих формированию научно-методического стиля мышления педагога, готовности к быстрой адаптации в непрерывно меняющихся социально-экономических условиях современного общества, а также переносу его знаний и умений в систему школьного образования для обеспечения глубоких, прочных физических и междисциплинарных знаний и умений обучающихся на предметном и мета-предметном уровнях (Т. С. Фещенко) [8]. Таким образом, в своих исследованиях ученые используют интерактивные методы, приемы, технологии, обеспечивающие повышение профессионализма педагога.

Методология (материалы и методы)

Основываясь на теоретических позициях технологии фасилитации как технологии организационного развития и изменений (А. В. Мартынова) [9], на теории ТРИЗ-теории решения изобретательских задач (Г. С. Альт-шуллер) [10], на теории творческих, экспертных методах принятия решений [11; 12; 13; 14; 15; 16], мы предложили структуру фасилитаци-онной сессии с позиции интеграции технологии фасилитации, технологии ТРИЗ, творческих методов принятия решений, то есть с позиции интегративного подхода. Интегративный подход предполагает в том числе заимствование и трансформацию методов обучения из других интегрируемых дисциплин [17]. Почему возникла идея интеграции этих методов обучения?

Обратимся к теории технологии фасилитации. Под фасилитацией понимают создание и последующее управление структурой группы и внутригрупповыми процессами, снижающими возможные коммуникационные и ментальные проблемы, с которыми люди сталкиваются в результате групповой работы [9]. Исследователи выделяют разные виды фасилитации (фа-силитационные сессии): «Мировое кафе», «Поиск будущего», «Конференция «Поиск», «Технология открытого пространства», «Динамическая фасилитация», «Саммит позитивных перемен» и т. д., которые ориентированы на решение проблем, связанных с организационным развитием, развитием персонала, изменением его ценностных ориентаций, решением профессиональных проблем и др. [9]. Однако в рамках фисилитации (фасилитационных сессий) решение вышеперечисленных проблем в основном осуществляется через метод мозгового штурма, и различия между фасилитационными сессиями заключаются в формах взаимодействия ее участников. Для того чтобы повысить качество решения сложных проблем в рамках этих сессий, могут быть использованы и другие методы по решению проблем высокого уровня сложности, не только метод мозгового штурма. Исходя из этого, мы обратились к интеграции технологии фасилитации с технологией ТРИЗ, с творческими, экспертными методами принятия решений.

Рассмотрим структуру фасилитационной сессии с позиции интегративного подхода. Сущность интеграции технологии фасилитации с технологией ТРИЗ, творческими, экспертными методами принятия решений заключается в том, что в структуру фасилитаци-онной сессии вместо метода мозгового штурма помещается один из методов творческого принятия решений, приемов технологии ТРИЗ, а также добавляются экспертные методы в принятии решений по окончании решения проблемы. Анализ различных сессий фасили-тации позволил выделить общую структуру, состоящую из следующих компонентов: цели, участники процесса, обзор процесса, мероприятия (начало, основная часть), завершение.

Рассмотрим обобщенную структуру фасили-тационной сессии, предлагаемую с позиции интегративного подхода, представленную следующими компонентами.

1. Цели: организация обменом мнений, изучение возможности для принятия решений, разработка новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов.

2. Участники процесса: группа, фасилита-тор, организационный комитет.

3. Обзор процесса: определение темы и вопросов, проблем для обсуждения на основе анализа деятельности.

4. Мероприятия:

A. Начало: разделение на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, работа в группах.

Б. Основная часть: решение проблемы в группах.

К возможным способам решения проблемных вопросов относим следующие:

- творческие методы принятия решений: метод мозгового штурма (А. Осборн), методики -синектики (У. Гордон), фокальных объектов (Э. Кунце, модификация М. Вейтгеймер) [11], морфологический анализ (Ф. Цвикки) [13], методы ассоциаций и аналогий, контрольных вопросов (А. Осборна и Т. Эйлоарта) и др.;

- теория решения изобретательских задач (Г. С. Альтшуллер): мобилизация применения имеющихся ресурсов для достижения; поиск способа преодоления противоречия; изменение или замена задачи; изменение первоначальных ограничений проекта; разбиение задачи на подзадачи и решение их по очереди; выход в надсистему; проверка и реализация решения [10].

B. Использование экспертных методов в принятии решений: метод Дельфи, позволяющий исключить групповое влияние при принятии какого-либо решения [14], метод попарных сравнений или попарных предпочтений - метод построения оценочной шкалы, который основывается на модели шкалирования Л. Терстоуна [14], ранжирования, причинно-следственного анализа, метод цепных подставок (А. Д. Шеремет) [15], фактографический метод - метод экстраполяции (Ю. Н. Лапыгин) [16] и др.

5. Завершение - создание галереи идей, кластеризация основных идей.

Рассмотрим пример фасилитационной сессии, разработанной с позиции интегративного подхода на конкретном материале.

Фасилитационная сессия для педагогов

«Творческий подход к решению педагогических проблем»

Цели фасилитационной сессии, разработка новых способов решения профессиональных проблем, определяющих профессиональное развитие педагогов, в рамках реализации проектной деятельности клубной команды педагогов и родителей «Сотрудничество».

Задачи фасилитационной сессии.

1. Обсудить реализацию планов деятельности клубной команды педагогов и родителей «Сотрудничество».

2. Выявить проблемы, предложить эффективные способы взаимодействия педагогов и родителей в рамках педагогического клуба «Сотрудничество», определяющие профессиональное развитие педагогов.

Тип фасилитационной сессии. интеграция методов фасилитации «Мировое кафе» [7] и творческого метода принятия решений -морфологического анализа (Ф. Цвикки) [12].

Раскроем содержание этапов фасилитацион-ной сессии.

I этап фасилитационной сессии - «Анализ результатов деятельности клуба педагогов и родителей „ Сотрудничество "», включающий следующую деятельность,

А. Обсуждение вопросов педагогами и родителями в каждой команде (онлай/офлайн):

- В чем трудности реализации плана-графика клуба педагогов и родителей «Сотрудничество»?

- Какие затруднения возникают при реализации взаимодействия педагогов и родителей?

- С какими трудностями сталкиваются родители при взаимодействии с детьми?

- Какие методы взаимодействия показали свою неэффективность?

Б. Обозначение списка проблем, подлежащих решению в командах педагогов и родителей (онлай/офлайн).

II этап фасилитационной сессии - «Решение проблемы эффективного взаимодействия педагогов и родителей в клубной команде при решении профессиональных проблем (он-лайн/офлайн)», включающий обсуждение вопросов в каждой группе (не более 6 человек) педагогов и родителей (онлай/офлайн) за столиками своего «кафе» на основе творческого

метода принятия решений - морфологического анализа (Ф. Цвикки):

- осуществить коррекцию плана взаимодействия педагогов и родителей в клубной команде при решении профессиональных проблем;

- предложить педагогические условия эффективной реализации взаимодействия педагогов и родителей в клубной команде при решении профессиональных проблем;

- определить новые формы взаимодействия и направления деятельности в клубной команде при решении профессиональных проблем на основе методики «Морфологический ящик» (см. Приложение к фасилитацонной сессии).

III этап фасилитационной сессии - «Переход педагогов и родителей за разные столики „кафе": знакомство участников сессии с решениями проблем в разных командах педагогов и родителей».

В каждом «кафе» его «хозяин» приглашает в гости новых участников сессии (педагогов, родителей) из других «кафе», знакомит их с решением проблемы (которая была решена в их «кафе»), связанной с новыми формами взаимодействия и направлениями деятельности в клубной команде педагогов и родителей «Сотрудничество». «Хозяин кафе» выслушивает участников сессии о том, как в других «кафе» была решена проблема, связанная с новыми формами взаимодействия и направлениями деятельности в клубной команде педагогов и родителей «Сотрудничество», фиксирует новые идеи решения проблемы.

IV этап фасилитационной сессии - «Возвращение педагогов и родителей на свои столики в „ кафе "», заключающийся в следующем:

1. В каждом кафе «хозяин кафе» знакомит членов своего кафе (своей команды) с решениями ранее обозначенных проблем (см. I этап сессии), обобщают способы решения проблем, разрабатывают новые подходы к решению проблемы.

2. Разрабатывают педагогические условия реализации новых подходов к решению проблемы.

В «кафе» организуется окончательное оформление идей по решению проблемы.

V этап фасилитационной сессии - «Выступление команд педагогов и родителей», представленный следующей деятельностью.

1. От каждого «кафе» (команды) его «хозяин» презентует новые способы решения про-

блемы взаимодействия и направлений деятельности в клубной команде педагогов и родителей «Сотрудничество».

2. Обсуждение новых способов решения проблемы всеми участниками сессии, выбор более эффективных.

VI этап фасилитационной сессии - «Рефлексия сессии», подразумевающий подведение итогов:

- Какие проблемы были решены успешно?

- Какие проблемы требуют дальнейшего решения?

- Как осуществлялась коммуникация участников сессии?

- Какие смысли вы вынесли из сессии?

- Какие решения проблем наиболее значимы для вас?

Приложение к фасилитацонной сессии.

В ходе II этапа фасилитационной сессии осуществлялось обсуждение решения проблемы эффективного взаимодействия педагогов и родителей в каждой группе педагогов и родителей (онлай/офлайн) за столиками своего «кафе» на основе творческого метода принятия решений - морфологического анализа. Раскроем суть творческого метода принятия решений - морфологического анализа. Для этого метода нужно составить морфологическую матрицу «Способы работы с родителями», которая дает возможность разработать новые способы, формы работы с кем либо, к примеру с родителями (морфологическая матрица похожа на шахматную доску с горизонтальными и вертикальными линиями).

По верхней горизонтали на морфологической матрице расположены формы работы с родителями (в каждой клеточке - по одной форме работы), по левой вертикали морфологической матрицы следует отметить методы, технологии работы с родителями (в каждой клеточке по одной технологии/методу). Внутри матрицы («шахматной доски») пока ничего не заполняется.

Например, по верней горизонтали на морфологической матрице расположены следующие возможные формы работы/сотрудничества с родителями: а) урок, б) домашняя работа; в) мастер-класс; г) дистанционная форма; д) конкурсы; е) конференции; ж) ток-шоу и др.

Например, по правой вертикали на морфологической матрице расположены следующие

возможные методы, технологии работы/ сотрудничества с родителями: 1) игровые технологии; 2) диалоговые технологии; 3) технология педагогических мастерских; 4) технология коллективного творческого воспитания; 5) технология ТРИЗ; 6) технология дифференцированного обучения; 7) музейная педагогика (музей семейной педагогики); 8) технология фреймового изложения знаний - ментальные карты, выполненные в программе MmdManager; 9) ИКТ; 10) технология ВоокТгайег; 11) технология социального проектирования; 12) игры-квест, квест-маршруты; 13) технология «Перевернутый класс» и т. д.

На пересечении горизонтальных и вертикальных линий, могут образоваться клеточки, в которых нужно записать формы и методы работы/сотрудничества педагогов с родителями. Могут получиться как известные, так и новые формы и методы работы/сотрудничества с родителями:

- к примеру, родители могут принять участие в проведении урока, на котором используются игровые методы обучения (пересечение клеточки - «урок» и клеточки - «игровая технология»); если у родителя этот урок, проведенный совместно с учителем, прошел отлично, то видеозапись урока (полностью/частично) может быть выложена онлайн (на сайте клуба педагогов и родителей «Сотрудничество»);

- родители могут записать видео удачных приемов, методов, технологий работы с детьми при выполнении их домашней работы (пересечение клеточки «домашняя работа» и клеточки - «ИКТ»); затем родители могут участвовать с видео (проведенного урока, домашней работы со своим детьми) на конкурсе родителей «Самый классный родитель»; видео победителей этого конкурса родителей-новаторов размещаются в музее семейной педагогики; родители-победители конкурса (первые 5-8 мест) могут провести мастер-класс на родительском собрании или офлайн, также родители-победители конкурса могут участвовать в проведении конференции-аукциона или ток-шоу по проблемам повышения качества образования и т. д.

Следует отметить, что в морфологической матрице на пересечении столбика «Конкурс» и строки «Музейная педагогика» «получается» педагогический механизм включения родителей в сотрудничество с педагогами. Объясним от-

ЧИППКРО

меченное. Конкурсы дают возможность организовать мягкое соревнование между родителями, выявить референтную группу родителей-новаторов, на которую будут ориентироваться «колеблющиеся» родители и родители-консерваторы. Своими победами родители-новаторы будут побуждать «колеблющихся» родителей к сотрудничеству. Следует отметить, что позиции, которые выбирает человек (новатора, «колеблющегося», консерватора) рассмотрены в работе Л. М. Митиной [18]. Технология музейной педагогики позволяет поощрить родителей-новаторов, разместить их достижения в музее (использование приема «поощрения» как приема регуляции волевых действий) [19].

Аналогичным образом, могут быть разработаны другие новые методы работы/сотрудничества с родителями, основанные на морфологической матрице. Таким образом, разработанная фасилитационная сессия для педагогов с позиции интегративного подхода, может быть использована как в системе дополнительного профессионального образования педагогов, так и во внутришкольной системе повышения квалификации учителей. Интеграция технологии фасилитации с технологией ТРИЗ, с творческими, экспертными методами принятия решений позволяет увеличить количественно и качественно результативность поставленных проблем в рамках сессии.

Результаты и их описание

В опытно-экспериментальной работе участвовали педагоги лицея г. Истры Московской области, педагоги СОШ № 1 г. Протвино Московской области, которые реализовывали инновационные проекты: «Сотрудничество» (разработка и реализация педагогического клуба педагогов и родителей), «Наукоград» (работа с одаренными детьми) и др., определяющих профессиональное развитие педагога [20]. К примеру, в рамках проекта «Сотрудничество» разрабатывались и реализовывались различные методы, формы совместной работы педагогов и родителей посредством проведения фасилитационных сессий, рассмотренных в статье, определяющих создание развивающей образовательной среды для обучающихся. Фасилитационные сессии проводились завучами ОО, которые знакомились с их спецификой и сущностью на курсах повышения квалификации в Академии социального управления Московской области.

В опытно-экспериментальной работе проводился мониторинг профессионального развития педагога. К критериям профессионального развития педагога отнесены следующие:

- личностный, выражающийся в ценностно-мотивационной ориентации личности педагога к инновационной деятельности, саморазвитию;

- познавательный, отражающий субъектную позицию педагога, его профессиональную активность к самообразованию, самосовершенствованию;

- деятельностный, отражающий готовность педагога к реализации новшеств в образовательном процессе, инновационной деятельности;

- рефлексивный, выражающийся в осознанном, свободном включении педагога в инновации, саморазвитие.

Результаты диагностики на контролирующем этапе эксперимента, отражающие сформи-рованность рефлексивных способностей учителей, показал их положительную динамику с 3% (констатирующий этап эксперимента) до 21% (контролирующий этап) и снижение числа учителей с 35 до 20% соответственно, обладающих низким уровнем рефлексии. Развитие рефлексивных способностей педагогов осуществлялось в рамках фасилитационных, рефлексивных сессий, разработанных с позиции коучингового подхода, определяющих осмысленное, свободное принятие, следование учителями субъектной позиции, целям самосовершенствования, включение в инновационную деятельность и др. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по сопровождению педагога в его профессиональном развитии показал рост числа учителей, обладающих высоким уровнем мотивации к инновации, саморазвитию: с 14 до 46%. Результаты анкетирования, наблюдение за деятельностью педагогов показали положительную динамику познавательной активности учителей с 40 до 87% (на контролирующем этапе эксперимента по сравнению с констатирующим), отражающей изменение субъектной позицию педагога в сторону роста профессиональной активности учителя к самообразованию, самосовершенствованию. Анализ результатов творческой активности, деятельности учителей показал положительную динамику (с 7 до 24% учителей) включения, участия педагогов в разработке новых методик, техно-

логий, развитии идей известных технологий. Творческая активность педагога отражена в косвенных ее показателях - в увеличении наград учителей разного уровня, премий, грантов, как свидетельств социальной активности педагогов, в увеличении числа педагогов с высшей и первой категорией (с 72 до 83%) на конец эксперимента. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по сопровождению педагога в его профессиональном развитии свидетельствуют о его положительной динамике.

Обсуждение. На обсуждение выносятся педагогические условия разработки и реализации завучами ОО фасилитационных сессий, описываемых в статье. Для того чтобы завучи включались в процесс сопровождения педагога в его профессиональном развитии, требуется не только повышение квалификации менеджеров ОО по вопросам управления персоналом (методы, технологии, психолого-педагогические механизмы профессионального развития педагогов и др.), но и повышение квалификации руководителей ОО по вопросам формирования сильной управленческой команды ОО, способной повести педагогов к инновациям. В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы, связанные с разработкой фасилитационной сессии с позиции интеграции деятельностного и синергетиче-ского подходов, поскольку синергетический подход позволит более полно разработать этап сессии, связанный с осознанным, свободном выходом педагога из зоны равновесия системы -зоны комфорта.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, к научной новизне исследования относится разработанная фасилитацион-ная сессия, ориентированная на повышение профессионализма педагога, с позиции инте-гративного подхода как модификации, взаимопроникновения методов, технологий обучения в единую структуру метода, технологию. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности интеграции технологии фасилитации с другими технологиями, творческими методами принятия решений, в разработке обобщенной структуры фасилита-ционной сессии, предлагаемой с позиции инте-гративного подхода, представленной следующими структурными компонентами: цели сессии, участники процесса, обзор процесса, ме-

ЧИППКРО

роприятия: а) начало; б) основная часть: возможные способы решения проблемных вопросов (творческие методы принятия решений; теория решения изобретательских задач; экспертные методы в принятии решений); завершение сессии - создание галереи идей решения проблемы. К практической значимости исследования относим в том числе разработанную конкретную фасилитационную сессию для педагогов «Творческий подход к решению педагогических проблем», ориентированную на разработку новых способов решения профессиональных проблем в рамках реализации проектной деятельности клубной команды педагогов и родителей «Сотрудничество», определяющих профессиональное развитие педагогов.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации инновационных проектов в ОО посредством использования в том числе фасилитационных сессий показал положительную динамику сформированности профессионального развития педагогов и дал возможность нам считать разработанные фаси-литационные сессии эффективными.

Библиографический список:

1. Национальная система профессионального роста педагогических работников РФ. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/73284005/ (дата обращения: 08.02.2022). -Текст : электронный.

2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa 27e527/ (дата обращения: 08.02.2022). - Текст : электронный.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901771684 (дата обращения: 08.02.2022). - Текст : электронный.

4. Вилкова, А. В Формирование профессиональных компетенций педагога в образовательной среде / А. В. Вилкова, М. Г. Ямбаева. -Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 27-31.

5. Ситникова, О. В. Последипломное образование и готовность педагога к развитию творческих умений и навыков у дошкольников средствами музыки / О. В. Ситникова. - Текст :

непосредственный // Дошкольное воспитание : научно-методический журнал. - 2011. - № 3. -С.88-96.

6. Городецкая, Н. И. Дистанционное повышение квалификации педагогов: модели организации, перспективы развития / Н. И. Городецкая. - Текст : непосредственный // Нижегородское образование. - 2009. - № 4. - С. 24-28.

7. Пилюгина, С. А. Основы формирования андрагогической субъектности учителя / С. А. Пилюгина. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2014. -№ 4.- С. 47-56.

8. Фещенко, Т. С. Тенденции и перспективы развития последипломного образования учителя физики / Т. С. Фещенко. - Текст : непосредственный // Образование и общество. - 2013. -№ 1 (78). - С. 39-43.

9. Мартынова, А. В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений / А. В. Мартынова. - Текст : непосредственный // Организационная психология. -2011. - Т. 1, № 2. - С. 53-91.

10. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 401 с. - Текст : непосредственный.

11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - Москва : Прогресс, 1987. - 335 с. - Текст : непосредственный.

12. Johnson, Jr. J. Zwicky: The Outcast Genius Who Unmasked the Universe. Harvard University Press, 2019. 336 p.

13. Аблеев, С. Р. История мировой философии / С. Р. Аблеев. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - С. 44-46. - Текст : непосредственный.

14. Терстоун, Л. Психофизиологический анализ. Проблемы и методы психофизики / Л. Терстоун. - Москва : Изд-во МГУ, 1984. -296 с. - Текст : непосредственный.

15. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. -Москва : ИНФРА-М, 2004. - 176 с. - Текст : непосредственный.

16. Лапыгин, Ю. Н. Креативное мышление в инновационном процессе разработки стратегии / Ю. Н. Лапыгин. - Текст : непосредственный // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 6. - С. 28-32.

17. Борщева, О. В. Структура интегративно-го подхода к обучению иностранному языку /

О. В. Борщева. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. -2011. - № 1. - С. 5-8.

18. Митина, Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве / Л. М. Митина. - Текст : непосредственный // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2015. - № 3 (15). - С. 79-86.

19. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванни-ков. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 208 с. -Текст : непосредственный.

20. Жураковская, В. М. Проектирование педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося : монография. В 2 ч. Ч. 2 / В. М. Жураковская. - Москва : УЦ «Перспектива», 2014. - 288 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. National system of professional growth of pedagogical workers of the Russian Federation [Nacional'naya sistema professional'nogo rosta pedagogicheskih rabotnikov RF], Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/732 84005/ (date of access: 08.02.2022).

2. Concepts of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda], Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa 27e527/ (accessed date: 02/08/2022).

3. National Doctrine of Education in the Russian Federation until 2025 [Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025], Available at: https://docs.cntd.ru/document/901 771684 (accessed date: 02/08/2022).

4. Vilkova, A. V., Yambaeva, M. G. The formation of professional competencies of a teacher in the educational environment [Formirovanie pro-fessional'nyh kompetencij pedagoga v obra-zovatel'noj srede], Problems of Pedagogy, 2018, No. 7, pp. 27-31.

5. Sitnikova, O. V. Postgraduate education and teacher readiness to develop creative skills in preschool children by means of music [Posledi-plomnoe obrazovanie i gotovnost' pedagoga k razvitiyu tvorcheskih umenij i navykov u dosh-

kol'nikov sredstvami muzyki], Scientific and Methodical Journal "Preschool Education", 2011, No. 3, pp. 88-96.

6. Gorodetskaya, N. I. Distance professional development of teachers: models of organization, prospects for development [Distancionnoe pov-yshenie kvalifikacii pedagogov: modeli organi-zacii, perspektivy razvitiya], Nizhny Novgorod Education, 2009, No. 4, pp. 24-28.

7. Pilyugina, S. A. Foundations of formation of andragogic subjectivity of the teacher [Osnovy formirovaniya andragogicheskoj sub'ektnosti uchitelya], Kazan Pedagogical Journal, 2014, No. 4, pp. 47-56.

8. Feshchenko, T. S. Trends and prospects for the development of postgraduate education of physics teachers [Tendencii i perspektivy razvitiya poslediplomnogo obrazovaniya uchitelya fiziki], Education and Society, 2013, No. 1 (78), pp. 39-43.

9. Martynova, A. V. Facilitation as a technology of organizational development and change [Fasilitaciya kak tekhnologiya organizacionnogo razvitiya i izmenenij], Organizational Psychology, 2011, Vol. 1, No. 2, pp. 53-91.

10. Altshuller, G. S. Find an Idea. Introduction to the Theory of Inventive Problem Solving [Naiti ideyu. Vvedenie v teoriyu resheniya izobre-tatel'skih zadach], Moscow: Alpina Publisher, 2014.401 p.

11. Wertheimer, M. Productive Thinking [Produktivnoe myshlenie], Moscow: Progress, 1987.335 p.

12. Johnson, Jr. J. Zwicky: The Outcast Genius Who Unmasked the Universe. Harvard University Press, 2019. 336 p.

13. Ableyev, S. R. History of World Philosophy [Istoriya mirovoj filosofii], Moscow: AST: Astril, 2005, pp. 44-46.

14. Thurstone, L. Psychophysiological Analysis. Problems and Methods of Psychophysics [Psi-hofiziologicheskij analiz. Problemy i metody psi-hofiziki], Moscow: Moscow State University Press, 1984. 296 p.

15. Sheremet, A. D., Sayfullin, R. S. Methodology of financial analysis [Metodika finansovogo analiza], Moscow: INFRA-M, 2004. 176 p.

16. Lapygin, Y. N. Creative Thinking in the Innovative Process of Strategy Development [Krea-tivnoe myshlenie v innovacionnom processe raz-rabotki strategii], Economics, Statistics, Informatics. Bulletin of UMO. 2014, No. 6, pp. 28-32.

17. Borscheva, O. V. Structure of the integra-tive approach to teaching a foreign language [Struktura integrativnogo podhoda k obucheniyu inostrannomu yazyku], Pedagogy and Psychology of Education, 2011, No. 1, pp. 5-8.

18. Mitina L. M. Psychology of personal andpro-fessional development of a person in modern socio-cultural space [Psihologiya lichnostnogo i profes-sional'nogo razvitiya cheloveka v sovremennom so-ciokul'turnom prostranstve], Humanities Bulletin of L. N. Tolstoy TSU, 2015, No. 3 (15), pp. 79-86.

19. Ivannikov, V. A. Psychological mechanisms of volitional regulation [Psihologicheskie mekhaniz-my volevoj regulyacii], St. Petersburg, 2006. 208 p.

20. Zhurakovskaya, V. M. Designing of pedagogical technologies offormation of student's individuality: monograph [Proektirovanie pedagog-icheskih tekhnologij stanovleniya individual'nosti obuchayushchegosya: monografiya], Moscow, 2014. 288 p.

Образец для цитирования статьи:

Жураковская, В. М. Проблема повышения профессионализма педагогов с позиции интегратив-ного подхода / В. М. Жураковская, О. А. Оличева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1 (50). - С. 24-33.

Example for article citation:

Zhurakovskaya, V. M., Olicheva, O. A. The problem of improving the professionalism of teachers from the position of an integrative approach [Problema povy' sheniya professionalizma pedagogov s pozi-cii integrativnogo podxoda], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 1 (50), pp.24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.