ФАС РОССИИ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
Рубрику ведет советник Аналитического управления ФАС России, член Международной ассоциации финансового права, к. ю. н. Герасименко Наталья Васильевна
Предусмотрена ли действующим законодательством процедура рассмотрения уведомлений об осуществлении сделок и иных действий, указанных в статьях 30 и 31 Закона о защите конкуренции?
А. В. Белов, г. Москва
В соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона от 26. 06. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект обязан уведомить антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, указанных в данных нормах.
Статья 33 Закона о защите конкуренции регулирует только порядок и особенности принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства (ч. 1-9) и порядок выдачи антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление (ч. 10). Из ч. 9 ст. 33 Закона о защите конкуренции следует, что лица, на которых ст. 30 данного Закона возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, вправе представить в антимонопольный орган вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление. При этом антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, как ст. 30, 31, так и ст. 33 указанного Федерального закона, а также иные нормативные правовые акты, принятые ФАС России на основании
п. 5.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (в ред. от 08.02.2007), не регламентируют процедуру рассмотрения соответствующих уведомлений. Следовательно, решение вопроса о порядке и сроках рассмотрения вышеназванных уведомлений, истребовании дополнительной информации оставлено на усмотрение антимонопольного органа.
Кроме того, Закон о защите конкуренции не возлагает на антимонопольный орган дополнительную обязанность — сообщать заявителю в письменной форме об окончании рассмотрения уведомления, представленного в соответствии со ст. 30 или 31 данного Закона. Однако антимонопольный орган вправе выдавать предписания согласно ч. 10 ст. 33 Федерального закона № 135-ФЗ. В случае, если предусмотренные ст. 30 данного Федерального закона сделки, иные действия привели или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта), заявитель, представивший соответствующее уведомление в антимонопольный орган, или группа лиц, в которую входит заявитель, обязаны осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, по предписанию антимонопольного органа, выданному в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Современная конкуренция
Требуется ли при расчете суммарных показателей, установленных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, дважды складывать показатели группы лиц общества, т. е. к активам (выручке) группы лиц общества как приобретателя прибавлять такую же сумму активов (выручки) группы лиц общества, но уже как группы лиц приобретаемого лица?
М. А. Винник, г. Дмитров
В ст. 28 Федерального закона «О защите конкуренции» определены виды сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций и порядок их осуществления с предварительного согласия антимонопольного органа.
Получение данного согласия антимонопольного органа необходимо в следующих случаях:
— если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 3 млрд руб.;
— или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 150 млн руб.;
— либо если одно из указанных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Особенности осуществления отдельных категорий соответствующих сделок установлены в п. 1-8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями ст. 28-30 указанного Федерального закона для определения необходимости обращения в анти-
монопольный орган с целью уведомления или получения разрешения учитывается как суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, так и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются.
Из вышеизложенного следует, что при расчете суммарной балансовой стоимости активов необходимо принимать во внимание активы приобретателя, приобретаемой компании, а также членов групп указанных лиц. Однако если общество и его дочерняя компания входят в одну группу лиц, то необходимость прибавлять к активам (выручке) группы лиц общества как приобретателя такую же сумму активов (выручки) группы лиц приобретаемого лица отсутствует.
Признаются ли группой лиц хозяйственное общество и юридическое лицо, которое приняло в доверительное управление более пятидесяти процентов акций, принадлежащих этому хозяйственному обществу, на основании договора доверительного управления, с объемом прав, принадлежащих акционеру (кроме права отчуждения и обременения таких акций)?
М. И. Семенов, г. Королев
Согласно положениям ст. 1020 и абз. 2 ст. 1025 Гражданского кодекса РФ объем осуществляемых доверительным управляющим прав, удостоверенных ценными бумагами, определяется условиями договора доверительного управления ценными бумагами. В указанном случае доверительному управляющему были переданы права, удостоверенные ценными бумагами, за исключением прав по распоряжению ими (возможности отчуждения и обременения переданных в управление акций). Поэтому хозяйственное общество и соответствующее юридическое лицо будут являться группой лиц.
2007 / 6 (6)