Осуществление данных мероприятий должно носить не ра- даже альтернативы. Ведущие страны уже давно и с высоким
зовый характер, а предусматривать систематическую деятель- эффектом используют данный механизм. Речь идет лишь о
ность с обновлением информационной базы и уточнением том, чтобы наши органы управления смогли должным обра-
системы норм и нормативов, обеспечивающих обоснованность зом его оценить и использовать. Надеемся, что высказанные
проведения гуманитарных мероприятий. в данной статье мысли и рекомендации позволят использо-
Подводя итог, следует отметить, что гуманитарные орга- вать его с должной пользой, обеспечивая приближение оте-
низации должны занять должное место в системе органов чественного уровня реагирования на ЧС к лучшим мировым
обеспечения защиты населения в ЧС. По существу этому нет стандартам.
Литература
1. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. — М.: Наука, 2000. — С.98.
2. Прогноз чрезвычайной обстановки в 2009 году. Подготовлен Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России. www.mchs.gov.ru
3. Эпизоотии и эпифитотии — массовые эпидемии, соответственно, среди животных и растений (прим. автора).
4. Шойгу С.К. Итоги функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1996 году и постановка задач на 1997 год // Материалы совещания руководящего состава органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (24-25 декабря 1996 г.). С.8.
5. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. колл.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ландра и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С.147.
6. Большая Российская энциклопедия. Т 6. / Председ. научно-ред. совета Ю.С. Осипов, отв. ред. С.Л. Кравец. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — С. 211.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ отношений в условиях глобализации
М.Б. Дёмин,
доцент кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева, кандидат экономических наук
В статье исследуется антимонопольный контроль за концентрацией как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации, раскрыто содержание процессов концентрации в условиях глобализации в зарубежных странах и в России, исследованы институциональные основы данного направления развития антимонопольных отношений в их эволюции, сделаны выводы и представлены рекомендации по оптимизации эффективности антимонопольного регулирования в данной сфере.
Ключевые слова: глобализация, концентрация, конкуренция, монополизм, вертикальные слияния, горизонтальные слияния, конгломератные слияния.
В настоящее время основными тенденциями развития мировой экономики являются процессы глобализации и интеграции, охватывающие различные уровни политических и экономических отношений. Экономики развитых стран демонстрируют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных систем. Это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, универсальные многоотраслевые ФПГ, крупные картельные или синдикатные объединения, ассоциации и т.д. Одной из наиболее распространенных форм выражения концентрации выступают слияния и поглощения. Чаще всего приводят к негативным последствиям горизонтальные слияния, т.е. объединение, приобретение компанией всех или части активов другой компании, осуществляющей производство тех же самых или аналогичных товаров и функционирующей на том же региональном рынке [6]. Существуют две основные формы вертикальных слияний: прогрессивная интеграция (когда компания покупает потребителя, двигается по направлению к конечной продукции, оптовым или розничным операциям) и регрессивная интеграция (приобретается поставщик сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.). Имеют место несколько форм конгломератных слияний — от краткосрочных договоров о создании совместного предприятия до полного слияния. В данном слиянии участвуют фирмы, выступающие на отдельных рынках, поэтому конгломератные слияния следует рассматривать как слияния, имеющие позитивный или нейтральный эффект для конкуренции.
Процессы концентрации, по своему экономическому содержанию пересекающиеся с процессами монополизма, кон-
тролируются антимонопольными органами тогда, когда они провоцируют реализацию негативных последствий монополизма, представляют угрозу для конкуренции. В этом проявляется двойственность экономической природы антимонопольных отношений, направленных не на уничтожение монополизма, а корректировку его развития.
В условиях глобализации происходит унификация антимонопольного регулирования различных государств, особенно рельефно проявляющаяся в рамках ЕС. Контроль экономической концентрации в странах ЕС основан на статьях Римского договора и специального акта, имеющего название «Принципы и процедуры анализа экономической концентрации». В странах ЕС сделка экономической концентрации подлежит предварительному согласованию с Комиссией ЕС по конкуренции, если совокупный годовой оборот участников сделки превосходит 5 млрд евро и оборот по крайней мере двух участников сделки внутри ЕС превосходит 250 млн евро (за исключением случаев, когда более двух третей оборота одного из участников сделки осуществляется внутри одной из стран, входящих в Евросоюз). Кроме того, с 1998 г. по согласованию с Комиссией ЕС подлежат сделки, воздействующие на конкуренцию на уровне национальных экономик, по крайней мере, трех стран. В согласовании нуждаются такие сделки, годовой оборот участников которых превышает 2,5 млрд евро, причем годовой оборот, по крайней мере, двух из участников сделки превышает 100 млн евро. В каждой из не менее чем трех стран Евросоюза годовой оборот всех участников сделки не должен быть меньше 100 млн евро, причем, по крайней мере, двух из них — не менее 25 млн евро [8].
Эволюция закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» происходила в направлении сближения с законодательством ЕС. Окончательное выражение этот процесс получил с принятием Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).
По-видимому, лучшим средством предупреждения проявления монополизма служит предварительный контроль за крупными сделками. Закон о защите конкуренции содержит значительные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля, связанные с существенным изменением его масштабов и принципов. Экономическую эффективность существовавшей системы контроля, технологически громоздкой, отягощенной огромнейшим количеством рассматриваемых ходатайств и уведомлений, следует признать низкой. Более того, создававшей административный барьер для развития экономики, т.е. противоречившей экономической сущности антимонопольных отношений.
Устранение излишних административных барьеров осуществляется, во-первых, за счет уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Во-вторых, за счёт увеличения количества критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Наконец, за счёт передачи с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства РФ полномочий издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации.
Следует указать следующие существенные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля:
1. Исключение предварительного согласования каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-ного порога.
2. Изменение контроля при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.
3. Введение двухступенчатой схемы рассмотрения заявлений, как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.
4. Установление нормы, согласно которой хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. В необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.
5. Введение законодательного закрепления обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях.
Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение.
Основные положения Закона о защите конкуренции в систематизированном виде представлены в нижеприведенных таблицах.
Следует подчеркнуть, что законом о защите конкуренции более подробно регулируются процедуры, связанные с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. Так, включен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые хозяйствующий субъект обязан предоставлять в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий. Законодателем подробно расписана процедура принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, а также выдачи антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление.
Наряду с предварительным осуществляется последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, о проведенной реорганизации. Несомненно, при осуществлении государственного контроля действия и решения антимонопольных органов будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Предметом такого анализа должны являться, главным образом, рыночные доли хозяйствующих субъектов, образованные в результате слияния (присоединения), значимость которых определяется контекстом уровня фактической и потенциальной конкуренции на данном рынке.
Таблица 1
Перечень требований и условий предварительного согласия антимонопольного органа при создании
и реорганизации коммерческих организаций
Виды действий Требования и условия предварительного согласия
Стоимость активов по последнему балансу Суммарная выручка от реализации за календарный год Включение в Реестр
Слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) всех организаций превышает три млрд руб. всех организаций превышает шесть млрд руб. Одна из таких организаций включена в Реестр
Присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) всех организаций превышает три млрд руб. всех организаций превышает шесть млрд руб. Одна из таких организаций включена в Реестр
Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями и (или) имуществом другой коммерческой организации Учредителей создаваемой организации или имущество, вносимое в качестве вклада, превышает три млрд руб. учредителей создаваемой организации или имущество, вносимое в качестве вклада, превышает шесть млрд руб. Организация, имущество которой вносится в качестве вклада, включена в Реестр
Создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации Суммарная стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ
Слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации Суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. — 2-е изд, перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 400.
Таблица 2
Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и в отношении их прав
Характеристика объекта контроля Виды сделок
Содержательные ограничения Примечания
Контроль за сделками может осуществляться в отношении субъекта, отвечающего одному или нескольким следующим требованиям: — суммарная стоимость активов по последним балансам лиц, приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица, АПИ которого и(или ) права в отношении которого приобретаются, превышает три миллиарда рублей; -их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, АПИ которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает сто пятьдесят миллионов рублей; — одно из указанных лиц включено в Реестр 1. Приобретение лицом* голосующих акций АО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного АО Указанное требование не распространяется на учредителей АО при его создании
2. Приобретение лицом долей в уставном капитале ООО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества Указанное требование не распространяется научер
3. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 1/3 и не более чем 50% в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей.
4. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций
5. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей
6. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций.
7. Получение в собственность, пользование или во владение ХС (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого ХС, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ХС, осуществляющего отчуждение или передачу имущества Не относится к финансовым организациям
8. Приобретение лицом в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условиях осуществления ХС (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа. Относится и к сделкам на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. — 2-е изд., перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 401.
Таблица 3
Перечень условий, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, при сделках с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношений финансовых организации
Характеристика объекта контроля Виды сделок
Содержательные ограничения Примечания
1. Приобретение лицом голосующих акций АО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось голосующими акциями данного АО или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного АО Указанное требование не распространяется на учредителей финансовой организации при её создании
2. Приобретение лицом долей в уставном капитале ООО, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества Указанное требование не распространяется на учредителей финансовой организации при её создании
Финансовая организация, стоимость акти- 3. Приобретение долей в уставном капитале ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 1/3 и не более чем 50% долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей
вов которой по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ) 4. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 25% и не более чем 50% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций
5. Приобретение долей в уставном капитала ООО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей
6. Приобретение голосующих акций АО лицом, распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если это лицо получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций
7. Приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ Не относится к коммерческим организациям
8. Приобретение лицом в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции её исполнительного органа Относится и к сделкам на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика» /И.В. Князева. — 2-е изд, перераб. — Москва: Издательство «Омега — Л», 2007. С. 403.
Таблица 4
Перечень сделок и иных действий, об осуществлении которых должен быть уведомлен
антимонопольный орган
Характеристика объекта контроля Виды сделок (действий) Сроки уведомления
Содержательные ограничения Примечания
1. Коммерческая организация: о её создании в результате слияния коммерческих организаций Суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает двести миллионов рублей. За исключением слияния финансовых организаций Не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния
2. Коммерческая организация: о присоединении к ней другой коммерческой организации Суммарная стоимость активов указанных организаций по последнему балансу или их суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает двести миллионов рублей. За исключением присоединения финансовой организации Не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения
3. Финансовая организация: о её создании в результате слияния финансовых организаций Стоимость её активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством РФ При создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ Не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния.
4. Финансовая организация: о присоединении к ней другой финансовой организации Стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством РФ При создании в результате присоединения кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ Не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения.
5. Лица, приобретающие акции (доли), права и (или) имущество, в части осуществления сделок, иных действий, указанных в ст. 28 ФЗ «О защите конкуренции» Суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц за календарный год. Предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает двести миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются или в отношении которого приобретаются права, превышает тридцать миллионов рублей, либо если одно из таких лиц включено в реестр За исключением акций (долей) и (или) активов финансовых организаций Не позднее чем через сорок пять дней после даты осуществления таких сделок, иных действий.
Источник: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика». — 2-е изд, перераб. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. — С. 405.
Модифицированное законодательство, как представляется, будет более эффективным по сравнению с предшествующим. Вместе с тем процессы концентрации остаются актуальной угрозой для конкуренции. Данные, подготовленные Росстатом по запросу ФАС России в первом квартале 2008 года, иллюстрируют в динамике рост доли крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны. Росстатом было рассчитано количество организаций (юридических лиц), которые суммарно имеют долю добавленной стоимости в ВВП страны в 10%, 20%, 30%, 40% и 50% ВВП. При этом отношения между юридическими лицами, позволяющие отнести их к одной группе лиц не учитывались (т.е. дочерние компании крупнейших российских организаций рассматривались как самостоятельные хозяйствующие субъекты) [4].
Таблица 5
Количество организаций (без субъектов малого предпринимательства), с суммарной долей добавленной стоимости в ВВП
Доля добавленной стоимости в ВВП 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
10 % 52 19 10 11
20% 710 207 69 90
30% 7128 2248 474 620
40% 97937 36601 4320 5364
50% - 94621 87906 102443
Источник: Росстат (письмо от 11.02.2008 № ИУ-03-21/357).
Приведенные данные демонстрируют тенденцию ускоренного роста концентрации производства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Макроэкономические показатели, соотносящие объемы продаж, чистую прибыль и рыночную капитализацию крупнейших компаний с ВВП страны в Российской Федерации, существенно выше, чем за рубежом:
Таблица 6
Доля 10 крупнейших компаний некоторых стран (2006), % ВВП
По объему продаж По чистой прибыли По рыночной капитализации
Россия 28,9 5,1 66,7
США 14,1 0,9 13,0
Германия 34,8 2,6 20,2
Бразилия 19,7 2,5 27,9
Источник: Коалиции для будущего. Стратегия развития России: Коллектив экономистов «СИГМА». — М.: ООО «Издательство «Промышленник России», 2007. — С.52.
Доля 10 крупнейших компаний в экономике непрерывно возрастает. Так, на основании базы «Эксперт РА» определено отношение объема продаж 10 крупнейших компаний к ВВП России:
График 1. Отношение объема продаж 10 крупнейших компаний к ВВП России, %
! 35,00
1 30,00
| 25,00
& _ 20,00
о ^5
|т 15,00 1“
и 10,00 г ш
о 5,00 ш
5
э 0,00
0
1
о
В число крупнейших компаний входят (по данным рейтинга «Эксперт РА»): РАО ЕЭС России, Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Росуголь (1995-1996), Роснефть (1995; 2005-2006), Норильский Никель (1995-1996; 1998-2002; 2004), ЮКОС (1995-2004), Сиданко (1995-1999), АвтоВАЗ (1995-2000, 2002-2003), ТНК (1996, 2000-2003), Сибнефть (1997-2000; 2002-2004; 2006), Башнефтехим (1997-1998), Татнефть (1997; 2001; 2003; 2006), Башкирская топливная компания (1999), Русал (2000; 20022003), Славнефть (2001), РЖД (2004-2006), ТНК-ВР (2004-2006), Сбербанк (2004-2006), Северсталь (2005-2006).
Данные о динамике концентрации в российской экономике за рассматриваемый период подтверждаются статистикой слияний и присоединений. Согласно данным ФАС России за 2006 г. о распределении слияний и присоединений между отраслями экономики, на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 процентов всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях.
Согласно данным ФАС России по итогам 2007 года слияния и присоединения, которые сопровождались консолидацией юридических лиц и сокращением их числа, составили не более 8% от общего количества сделок и иных действий, подпадающих под контроль антимонопольных органов. Поскольку слияния и присоединения в Российской Федерации за период 2003-2006 гг. имели в основном форму приобретения контрольного пакета акций (долей), можно утверждать, что прирост приходящейся на крупнейшие компании доли добавленной стоимости в ВВП превышает прирост доли, приходящейся на крупнейшие юридические лица [4].
При относительно небольшом количестве слияний и присоединений в нефтегазовом секторе экономики (5-7% от общего количества слияний и присоединений, прошедших антимонопольный контроль в 2007 году) стоимостная оценка слияний и присоединений в этом секторе составляет 38% от общей стои-
б 1 1 3 Г
п ■
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
мости слияний и присоединений в российской экономике. По предварительным данным за 2007 год стоимость слияний в нефтегазовом секторе и металлургии превышает 55% общей стоимостной оценки слияний и присоединений в Российской Федерации, что свидетельствует не столько об особой активности процессов концентрации в этих секторах, сколько об их доле в совокупных активах российских хозяйствующих субъектов.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, позволил экспертам ФАС сделать следующие выводы:
— процессы концентрации в отраслях российской экономики в сочетании с её высокой степенью открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка;
— ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран; развитие полноценной конкуренции в таких отраслях вероятно лишь при условии, что рынки такой продукции являются глобальными, т.е. выходящими за пределы Российской Федерации;
— в ряде отраслей российской экономики (добыча полезных ископаемых, металлургия) наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции;
— количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности); по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
Изменение концентрации в российской промышленности в период 1998-2006 гг. позволяет выделить две устойчивые долгосрочные тенденции:
— сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран;
— усреднение показателей концентрации: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных — растет.
Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния как на рынки реализации их продукции, так и на смежные рынки (на которых крупнейшие компании осуществляют закупки сырья, полуфабрикатов, комплектующих и проч.).
В этой связи, на наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ государственного контроля за экономической концентрацией.
Литература
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп.).
3. Гелхорн Э., Ковачич В. Антитрестовское законодательство и экономика. США: Междунар. ин-т права, 1995.
4. Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках: методы антимонопольного регулирования. — Новосибирск: СибУПК, 2001.
5. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / Н.В. Васильева и др.; под ред. Н.И. Клейн. — М.: Логос, 1999.
6. Экономическая концентрация в России и государствах ЕС: антимонопольный контроль / Т. Бурмистрова, Г. Мартыненко // Право и экономика. — 2004. — № 5.
7. Ткачев А.А. О государственном контроле за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг // Законодательство. — 2001. — № 6.
8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособ. — 2-е изд, перераб. — М.: Изд-во «Омега — Л», 2007.
9. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. — М., 2008 // Сайт федеральной антимонопольной службы (www.fas.gov.ru)
10. Доклад о результатах работы ФАС России за 2006 год и предварительных итогах в 2007 г. // Сайт федеральной антимонопольной службы (www.fas.gov.ru)