Научная статья на тему 'Основания и условия осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией'

Основания и условия осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шегай И. В.

По результатам анализа текста Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в целях оптимизации указанного Положения автор структурировал и представил его в табличной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds and Conditions Implementation of Antimonopoly Control of Economics Concentration

The analysis of the context of the Statute on the Order of Submitting petitions and letters of notice to the antimonopoly government bodies enabled the author to draw out its structure and consequently shape it in a chart aiming at ensuring more convenience in application of the aforementioned Statute.

Текст научной работы на тему «Основания и условия осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией»

Вестник Рудн, сер. Юридические науки, 2001, №2

ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

И.В. Шегай

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

По результатам анализа текста Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в целях оптимизации указанного Положения автор структурировал и представил его в табличной форме.

Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 25 мая 1995г. № 83-Ф31 (далее Закон о конкуренции) ввел разделение государственного контроля за экономической концентрацией на предварительный и последующий.

Общие положения о процедуре предварительного и последующего государственного контроля за различными видами экономической концентрацией установлены в статьях 17 и 18 Закона о конкуренции и конкретизированы в Положении о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции..." утвержденном приказом МАЛ России от 13 августа 1999г. № 276 в редакции приказа МАП России от 31 октября 2000 г. № 785 (далее Положение).

Текст положения достаточно сложен для восприятия в силу своей громоздкости. Для сравнения заметим, что объем статей 17 и 18 Закона о конкуренции приблизительно составляет 8 страниц, тогда как объем Положения вместе с приложениями в прежней редакции более 70 страниц, а ныне - более 100 страниц печатного текста.

Автор, проанализировав текст Положения у пришел к выводу о целесообразности структурирования и представления в табличной форме п. 2, 3, 4 и 6 (четыре из восьми) указанного Положения с целью оптимизации нормативной правовой базы, обеспечивающей осуществление государственного контроля за различными видами экономической концентрации.

Предварительный контроль.

В соответствии с п.1 ст. 17 Закона о конкуренции и п.2.1 Положения предварительное согласие антимонопольных органов требуется:

при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

при слиянии и присоединении коммерческих организаций;

при ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с п.1 ст. 7 Закона о конкуренции решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях предусмотренным законодательством) подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными" актами Российской Федерации.

В таблице № 1 структурированы данные, содержащиеся в п.п. 2.1, 4.1, 6.1.1, 6.1.3 и 6.1.4 Положения.

В соответствии с' п.1 ст. 18 Закона о конкуренции и п. 3.1 Положения с предварительного согласия антимонопольных органов на основании ходатайства юридического или физического дица осуществляются:

-приобретение лицом (группой лиц) акций долей с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества (т.е. покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности,

1 СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 1977

Шегай И В. Основания и условия осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией

поручения или иных сделок), при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 % указанных акций (долей);

-получение в собственность или пользование (в том числе на основании договоров купли-продажи, аренды, лизинга и др.) одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

приобретение лицом (группой лиц) прав (в том числе посредством договора поручения, договора о совместной деятельности, договора об управлении или иным подобным способом), позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

В таблице № 2 структурированы данные, содержащиеся в п.п. З.1., 4.3., 6.2.1 Положения.

Последующий (уведомительный) контроль.

В соответствии с п.4 ст. 17 Закона о конкуренции и п. 2.2 Положения последующее уведомление антимонопольных органов требуется после совершения действий в определенных Законом о конкуренции случаях.

В таблице № 3 структурированы данные, содержащиеся в п.п. 2.2, 4.2 и 6.1.2 и 6.1.3 Положения.

В соответствии с п.7 ст. 17 Закона о конкуренции и п. 2.3 Положения в случаях, указанных в таблице № 3 заявитель вправе до принятия решения о создании, слиянии, присоединении запросить согласие антимонопольных органов.

В Соответствии с п.5 ст. 18 Закона о конкуренции и п. 2.3 Положения последующее уведомление антимонопольных органов требуется после совершения сделок или действий в определенных Законом о конкуренции случаях.

В таблице № 4 структурированы данные, содержащиеся в п.п. 3.2, 4.3, 6.2.1 и 6.2.2 Положения.

В соответствии с п.8 ст. 18 Закона о конкуренции и п. 3.3 Положения в случаях, указанных в таблице № 4, заявитель вправе предварительно запросить согласие антимонопольных органов на совершение сделок или действий.

N1

■Ь.

Предварительный контроль антимонопольных органов, предусмотренный ст. 17 Закона о конкуренции

Таблица №1

Наименование Критерии Лица, подающие ходатайство Компетенция

Территориальное управление Федеральный антимонопольный орган

1 2 3 4 5

1. При создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов ИЛИ | ассоциаций) N Если в число участников объединений входит не менее двух коммерческих организаций Лицо (орган), принимающее соответствующее решение Если соответствующее решение принимается совместно несколькими лицами (органами), то ходатайство подается совместно этими лицами (органами) либо одним из них по поручению лиц (органов), участвовавших в принятии решения По месту нахождения вновь возникающего или реорганизуемого при присоединении союза (ассоциации), если в состав участников вновь создаваемого объединения или объединения после реорганизации входят коммерческие организации, расположенные не более чем в 5-ти субъектах РФ Если в состав участников вновь создаваемого объединения или объединения после реорганизации входят коммерческие организации, расположенные более чем в 5-ти субъектах РФ, или в состав участников входят иностранные юридические лица

2. При слиянии и присоединении коммерческих организаций Если сумма стоимости активов по их балансам в совокупности превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ) По месту нахождения вновь возникающего или реорганизуемого при присоединении юридического лица, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 10 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 10 миллионов МРОТ

1 2 3 4 5

3. При ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов по балансу которых превышает 50 тысяч МРОТ Если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке соответствующего товара будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда Лицо (орган), принимающее соответствующее решение Если соответствующее решение принимается совместно несколькими лицами (органами), то ходатайство подается совместно этими лицами (органами) либо одним из них по поручению лиц (органов), участвовавших в принятии решения По месту нахождения юридического лица, подлежащего ликвидации или реорганизации в форме разделения или выделения, вне зависимости от размера активов

ю

о*

к>

о\

Предварительный контроль антимонопольных органов, предусмотренный ст. 18 Закона о конкуренции

Таблица № 2

Компетенция

Наименование Критерии Лица, подающие ходатайство Территориальное управление Федеральный антимонопольный орган

1 2 3 4 5

1. При каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества Если: а) лицо, являющееся участником группы лиц, либо несколько лиц -участников одной группы лиц намереваются приобрести, в совокупности с уже имеющимися в его (их) распоряжении акциями (долями), более чем 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества и сумма стоимости активов по балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц с приобретателем, включая самого приобретателя, и стоимости активов по балансу хозяйственного общества, голосующие акции (доли) в уставном капитале которого приобретаются, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Приобретатель Если стороной сделки выступают несколько лиц -участников группы лиц, то ходатайство подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех приобретателей По месту нахождения хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретаются, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно ! Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

1 2 3 4 5

При каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества б) лицо, не являющееся участником группы лиц, намеревается приобрести, в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении акциями (долями), более чем 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества и сумма стоимости активов по балансам приобретателя и хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретаются, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Приобретатель По месту нахождения хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретаются, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

В соответствии с п.3.1.1. Положения, если хозяйственным обществом осуществляется размещение дополнительных акций (долей) с правом голоса исключительно среди лиц, являющихся акционерами (участниками) данного хозяйственного общества, без изменения их долей в уставном капитале, то согласования с антимонопольными органами не требуется.

го

1 2 3 4 5

2. При получении в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов / Если: а) хозяйствующий субъект, являющийся участником группы лиц, или несколько лиц - участников одной группы лиц, намереваются получить более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (в том числе в совокупности с уже имеющимися) и сумма стоимости активов по балансам всех хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с получателем, включая самого получателя, и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или нематериальные активы которого передаются, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Получатель Если стороной сделки выступают несколько лиц -участников группы лиц, то ходатайство подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех получателей По месту нахождения хозяйствующего субъекта, получающего в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

1 2 3 4 5

При получении в собственность ИЛИ пользование основных производственных средств или нематериальных активов б) хозяйствующий субъект, не являющийся участником группы лиц, намеревается получить более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (в том числе в совокупности с имеющимися) и сумма стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта- получателя и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или нематериальные активы которого передаются, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Получатель По месту нахождения хозяйствующего субъекта, получающего в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

В соответствии с ч.б п.3.1.2. Положения, если получателем основных производственных средств или нематериальных активов будет являться физическое лицо, не являющееся одновременно ни хозяйствующим субъектом, ни участником группы лиц, то предварительного согласия антимонопольных органов на такую сделку не требуется.

ю

чО

1 2 3 4 5

3. При иных способах приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринима■ тельской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (далее - права) если: а) лицо, являющееся участником группы лиц, или несколько лиц - участников одной группы лиц совместно намереваются приобрести по отношению к хозяйствующему субъекту соответствующие права и сумма стоимости активов по балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц с приобретателем, включая самого приобретателя , и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, по отношению к которому такие права будут получены, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Приобретатель Если стороной сделки выступают несколько лиц -участников группы лиц, то ходатайство подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех приобретателей По месту нахождения хозя йствующего субъекта, в отношении которого приобретаются соответствующие права, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

б) лицо, не являющееся участником группы лиц, намеревается приобрести по отношению к хозяйствующему субъекту соответствующие права и сумма стоимости активов по балансу приобретателя прав и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, в отношении которого такие права будут приобретены, в совокупности превышает 100 тысяч МРОТ Приобретатель По месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого приобретаются соответствующие права, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 20 миллионов МРОТ

Последующий (уведомительный) контроль антимонопольных органов, предусмотренный п.4 ст.17 Закона о конкуренции

Таблица № З

Наименование Критерии Лица, подающие уведомление Компетенция

Территориальное управление Федеральный антимонопольный орган

1 2 3 4 5

1. При слиянии коммерческих организаций Если сумма стоимости активов по их балансам находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица) Коммерческой организацией, возникшей в результате слияния По месту нахождения вновь возникающего юридического лица

2. При присоединении коммерческих организаций Если сумма стоимости активов по их балансам находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) Коммерческой организацией, присоединившей другую коммерческую организацию По месту нахождения реорганизуемого юридического лица при присоединении к нему другого юридического лица

и)

ы

1 2 3 4 5

3. При создании коммерческой организации Если сумма стоимости активов по балансам учредителей (учредителя) превышает 100 тысяч МРОТ (в 15-ти дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица) Учредителями (учредителем) коммерческой организации либо одним из учредителей по их поручению По месту нахождения вновь возникающего юридического лица, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 100 тысяч до 10 миллионов МРОТ включительно Если указанная сумма стоимости активов превышает 10 миллионов МРОТ

В соответствии с п.5.13 Положения период времени (15-дневный срок), указанный в п.4 ст.17 Законао конкуренции, начинается на следующий день после дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) и завершается по истечении 15-го дня с начала срока.

Последующий (уведомительный ) контроль антимонопольных органов, предусмотренный ст. 18 Закона о конкуренции

Таблица № 4

Наименование Критерии Лица, подающие уведомление Компетенция

Территориальн ое управление Федеральный антимонопольный орган

1 2 3 4 5

1. После каждого приобретения акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества Если: а) лицо, являющееся участником группы лиц, либо несколько лиц - участников одной группы лиц приобрели, в совокупности с уже имеющимися в его (их) распоряжении акциями (долями), более чем 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества и сумма стоимости активов по балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц с приобретателем, включая самого приобретателя, и стоимости активов по балансу хозяйственного общества, голосующие акции (доли) в уставном капитале которого приобретены, находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок) Приобретатель Если стороной сделки выступали несколько лиц - участников группы лиц, то уведомление подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех приобретателей По месту нахождения хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретены

1 2 1 з 4 5

После каждого приобретения акций (долей)с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества б) лицо, не являющееся участником группы лиц, приобрело, в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении акциями (долями), более чем 20% акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества и сумма стоимости активов по балансам приобретателя и хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретены находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок) Приобретатель По месту нахождения хозяйственного общества, акции (доли) в уставном капитале которого приобретены

1 2 3 4 5

2. После получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов Если: а) хозяйствующий субъект, являющийся участником группы лиц, или несколько лиц -участников одной группы лиц, получили более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (в том числе в совокупности с уже имеющимися) и сумма стоимости активов по балансам всех хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с получателем, включая самого получателя, и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или нематериальные активы которого получены в собственность или пользование находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок) Получатель Если стороной сделки выступают несколько лиц -участников группы лиц, то уведомление подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех получателей По месту нахождения хозяйствующего субъекта, получившего в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы

и)

и»

1 2 3 4 5

После получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов б) хозяйствующий субъект, не являющийся участником группы лиц, получил более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (в том числе в совокупности с имеющимися) и сумма стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта- получателя и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, основные производственные средства или нематериальные активы которого получены в собственность или пользование находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТвключительно (в 15-дневный срок) Получатель По месту нахождения хозяйствующего субъекта, получившего в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы,

ч

1 2 3 4 5

3. После каждого иного способа приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринима тельской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (далее - права) если: а) лицо, являющееся участником группы лиц, или несколько лиц - участников одной группы лиц совместно приобрели по отношению к хозяйствующему субъекту соответствующие права и сумма стоимости активов по балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц с приобретателем, включая самого приобретателя , и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, по отношению к которому такие права были приобретены находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок) Приобретатель Если стороной сделки выступают несколько лиц -участников группы лиц, то уведомление подается совместно этими лицами либо одним из них по поручению всех приобретателей По месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого были приобретены соответствующие права

и>

UJ

OO

После каждого иного способа приобретения прав,

позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринима тельской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (далее - права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) лицо, не являющееся участником группы лиц, приобрело по отношению к хозяйствующему субъекту соответствующие права и сумма стоимости активов по балансу приобретателя прав и стоимости активов по балансу хозяйствующего субъекта, в отношении которого такие права были приобретены, находится в пределах от 50 до 100 тысяч МРОТ включительно (в 15-дневный срок)_______________________

Приобретатель

Продолжение таблицы JY» 4

По месту нахождения

хозяйствующего субъекта, в

отношении которого были

приобретены

соответствующие права

1 2 3 4 5

4. После вхождения (избрания) физического лица в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) двух и более хозяйствующих субъектов Если сумма стоимости активов по их балансам в совокупности превышает 50 тысяч МРОТ (в 15-дневный срок) Физическое лицо По месту нахождения любого из тех хозяйствующих субъектов, в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) которых входит физическое лицо, если указанная сумма стоимости активов находится в пределах от 50 тысяч до 20 миллионов МРОТ включительно Во всех иных случаях

В соответствии с п. 5.14 Положения период времени (15-ти дневный срок), указанный в п. 5 ст. 18. Закона о конкуренции, начинается на следующий день после дня заключения сделки или вхождения (избрания) физического лица в указанные органы или советы и завершается по истечении 15-го дня с начала срока.

и>

40

Вестник Рудн, сер. Юридические науки, 2001, №2

Порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений.

В соответствии с п. 2 ст. 17 и п.З ст. 18 Закона о конкуренции лица, намеревающиеся осуществить действия или сделки, указанные в п. 1 ст. 17 и п.1 ст. 18, обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче предварительного согласия на их совершение, а также:

документы, представляемые в регистрирующие органы;

сведения об основных видах деятельности;

сведения об объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг);

иную информацию предусмотренную перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 1997 г. № 1128 "Об увеличении платы за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством" за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным

законодательством, взимается плата в 150-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном законодательством Российской Федерации.

В указанных в п. 4 ст. 17 и п. 5 ст. 18 Закона о конкуренции случаях заявитель наряду с уведомлением предоставляет в антимонопольные органы информацию в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с п.5.1 Положения текст ходатайства или уведомления составляется в произвольной форме. В тексте ходатайства или уведомления указывается:

наименование действия или сделки;

количество приобретаемых акций (долей), состав получаемого имущества или конкретное право, позволяющее определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности.

В соответствии сп. 5.3 Положения при подаче ходатайства или уведомления заявитель обязан представить в антимонопольные органы информацию (документы), указанную в разделе 1 Приложения 1 и Приложении 2 к Положению. При рассмотрении ходатайства или уведомления антимонопольные органы вправе дополнительно, в установленные ими сроки (но не более 30 дней после получения ходатайства или уведомления), требовать от заявителя представления информации (документов), указанной в разделе 2 Приложения 1.

Согласно п.2 ст. 17 Закона о конкуренции антимонопольные органы не вправе требовать от заявителя представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с п. 5.4 Положения заявитель , при подаче ходатайства или уведомления, вправе самостоятельно ( в дополнение к информации (документам), указанной в разделе 1 Приложения 1) направлять в антимонопольные органы любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения.

По требованию антимонопольных органов юридические и физические лица, не являющиеся заявителем по конкретному ходатайству (уведомлению), обязаны в соответствии со ст. 14 Закона, предоставлять любую имеющуюся информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на антимонопольные органы.

В соответствии со ст. 14 Закона о конкуренции коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.

В соответствии с п.5.5 Положения коммерческая тайна в составе информации, равно как и нахождение информации (документов) вне территории Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в ее представлении антимонопольным органам.

В соответствии с п. 5.7 Положения изменение фактов, содержащихся в ходатайстве (уведомлении) и прилагаемых документах (информации) и имеющих значение для принятия решения, незамедлительно доводится заявителем до сведения антимонопольных органов в письменном виде.

Шегай И В. Основания и условия осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией

В соответствии с п. 7 Положения (представляемые) информация и документы должны быть: достоверными и полными;

на русском языке либо на оригинальном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык;

в прошитом виде и заверены печатью лица или органа, подающего в антимонопольные органы ходатайство или уведомление (подпись физического лица заверяется в установленном порядке);

пронумерованы.

В соответствии с п. 3 ст. 17 и п.4 ст. 18 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае представления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, обоснования их выставления, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении (заключении) антимонопольного органа.

Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если лица, принимающие решение о совершении действий или сделок докажут, что положительный эффект от их совершения, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с п. 6.12. Положения в случаях, когда антимонопольные органы намерены принять решение об отклонении ходатайства или удовлетворении ходатайства при условии выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции, они вправе сообщить заявителям о предварительном решении и его обосновании, установив временной период, в течение которого заявители могут в письменной форме направить в антимонопольные органы дополнительную информацию, являющуюся, по мнению заявителя, важной для принятия решения, а также высказать свою точку зрения на возражения антимонопольных органов.

В таких случаях антимонопольные органы принимают окончательное решение с учетом дополнительной информации и аргументов заявителя. Если мнение не высказано в установленный срок, предварительное решение антимонопольных органов становится окончательным, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

В соответствии с п. 5 ст. 17 и п.6 ст. 18 Закона о конкуренции, если антимонопольный орган после предварительного изучения уведомления и приложенной к нему информации придет к выводу, что совершение действия или сделки о которой его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанного действия или сделки требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.6 ст. 17 и п.7 ст. 18 Закона о конкуренции в случаях, если предусмотренные п.4 ст. 17 и п.5 ст. 18 действия или сделки могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, лица, осуществившие указанные действия или сделки, обязаны по требованию антимонопольного органа в установленные им сроки принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения ходатайства или уведомления со всеми необходимыми для принятия решения документами (в случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней) сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении, а именно:

1. По результатам рассмотрения соответствующих ходатайств: об удовлетворении ходатайства;

об удовлетворении ходатайства с выставлением требований, направленных на обеспечение конкуренции;

об отклонении ходатайства с мотивированным заключением.

2. По результатам рассмотрения соответствующих уведомлений:

-о принятии уведомления к сведению;

Вестник Рудн, сер. Юридические науки, 2001, №2

о дополнительной проверке соответствия действий или сделок требованиям антимонопольного законодательства;

о выставлении требований по принятию конкретных мер по восстановлению необходимых условий конкуренции.

Требования выставляемые антимонопольными органами, можно разделить на два вида:

1. Структурные - выражаются в выставлении требований по изменению: представленного плана слияния, присоединения коммерческих организаций или их

объединений, разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

осуществленного варианта создания, слияния или присоединения коммерческой организации.

2. Поведенческие - выражаются в обязывании хозяйствующего субъекта выполнять определенные действия или отказываться от их совершения.

В соответствии со ст. 20 Закона о конкуренции в случае, если заявитель не получит на свое ходатайство или уведомление ответа от антимонопольного органа в 60-дневный срок, исчисляемый со дня получения этого ходатайства или уведомления указанным органом, либо не согласен с принятым решением, он вправе обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных прав.

В соответствии с п.2 ст.28 решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.

GROUNDS AND CONDITIONS IMPLEMENTATION OF ANTIMONOPOLY CONTROL OF

ECONOMICS CONCENTRATION

I.V. Shegay

The Department of Constitutional, Administrative and Financial law Russian University of Peoples' Frendship Miklukho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The analysis of the context of the Statute on the Order of Submitting petitions and letters of notice to the antimonopoly government bodies enabled the author to draw out its structure and consequently shape it in a chart aiming at ensuring more convenience in application of the aforementioned Statute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.