УДК 661.1
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВЫЗОВЫ Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет технологии
и дизайна, Россия (e-mail: fotooksana@yandex.ru) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент (e-mail: suvorova_sd@mail.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия
Актуальность исследования определяется необходимостью детального изучения происходящих тенденций и возникающих вызовов в фармацевтической отрасли, предъявляющей строгие требования к качеству лекарственных препаратов. Производителям следует сконцентрировать внимание на переходе в цифровую среду с целью оптимизации технологического процесса. Авторы отмечают, что большинство тенденций, происходящих на рынке, позволят создать более качественные и эффективные препараты, а также избежать сложных последствий несовершенства государственного регулирования. Существующее положение отечественной фарминдустрии на мировом рынке лекарственных средств, а также особенности регулирования отрасли способствуют активной централизации и глобализации новых разработок. Для поддержания и развития отечественной фармацевтической промышленности необходимо использовать различные механизмы, комплексное использование которых, позволит создавать конкурентоспособное производство лекарственных средств мирового уровня, обладающее наибольшим потенциалом роста и мультипликативным эффектом.
Ключевые слова: инновации, фарминдустрия, фармацевтическая промышленность, лекарственные препараты, стандарты качества, государственное регулирование.
Создание комфортного климата развития отечественных фармацевтических производств требует качественного переосмысления. Анализ рынка свидетельствует о неповоротливости используемых организационных и управленческих технологий, длительных процедурах согласования, многомесячных экспертизах, дороговизне патентования инновационных лекарственных средств затруднениях клинических испытаний. Сегодня фармацевтическая промышленность России показывает достаточно высокие темпы роста. Объемы производства постоянно увеличиваются. С 2001 года по настоящее время на рынке было введено в эксплуатацию 36 фармацевтических производственных предприятий. За этот период преимущественно за счет внебюджетных инвестиций, как российских, так и иностранных,
в отрасль было вложено более 150 млрд. рублей. В связи с чем, возникает необходимость детального изучения происходящих тенденций и возникающих вызовов в фармацевтической отрасли.
В современной фарминдустрии предъявляются строгие требования к качеству продукции, что диктует необходимость сконцентрировать внимание не только на автоматизации производства, но и на переводе его в цифровую среду для оптимизации технологического процесса. Сегодня инновационные технологии позволяют быстро реагировать и оперативно справляться с внештатными ситуациями, возникающими на любом предприятии: поломки, простои оборудования, нехватка материалов и сырья. Повышенные стандарты качества лекарственных форм, которых должны придерживаться производители и их партнеры, минимизируют риск возникновения ошибок, устраняя человеческий фактор в производстве.
Инновации, используемые в производственных системах, позволяют получить необходимую информацию в режиме реального времени и принимать соответствующие решения [1]. Использование видеоаналитики уже доказало свою эффективность во многих производственных отраслях, а прорывная технология блокчейн в фармацевтике применяется для решения различных бизнес-задач, обеспечивая надежную платформу для обработки и защиты данных в системе логистики, а также прозрачность всей цепочки поставок лекарств - от производителя до потребителя. При этом открываются дополнительные возможности для ускорения ввода новых препаратов на рынок. Компании, занимающиеся клиническими исследованиями, могут быть уверены в сохранности, неизменности хранимых данных о пациентах и результатах исследования.
Существующее положение на мировом рынке лекарственных средств, а также особенности регулирования фармацевтической отрасли способствуют большей централизации и глобализации новых разработок. Жесткие требования, предъявляемые к тестированию и клиническим испытаниям новых препаратов, затрудняют их разработку в сегменте небольших и средних компаний. Данные Pharmaceutical Research and Manufacturers of America (PhRMA) [2] свидетельствуют о том, что стоимость производства нового лекарственного препарата составляет около $900 млн. (еще 30 лет назад эта сумма не превышала $300 млн.), а средний срок разработки варьируется в диапазоне от 10-15 лет. Отметим, что биотехнологические препараты являются еще более затратными по стоимости и времени, расходы на их разработку часто превышают $1 млрд., а сроки могут доходить до 20 лет. Процессы, связанные с высокой стоимостью разработки и вывода на рынок новых препаратов, в полной мере относится к биотехотрасли. Пер-сонализация биоразработок, повышение эффективности лекарственных препаратов, к сожалению, могут сохранять рентабельность лишь в среднесрочной перспективе, а взаимозависимость и интеграция данных процессов достаточно высока.
В ближайшее время ожидается сокращение количества биотехнологических разработчиков. Многие эксперты прогнозировали начало этого процесса еще в прошлом году и связывали его как раз с медленной окупаемостью и снижением рентабельности биопрепаратов, в связи с повышением требований к качеству лекарств и попыткой предотвратить наполнение рынка «субоптимальными» препаратами. Давление крупных компаний и регулирующих структур вынудили небольшие фирмы и слабо финансируемые стартапы покидать рынок. В России развитие данной тенденции связано с ужесточением регулятивного контроля, повышением стоимости и требований к клиническим исследованиям. Очевидно, что отечественным компаниям выгоднее производить дженерики, чем они успешно занимаются на протяжении последних десяти лет. В дальнейшем количество дженериков российского производства будет увеличиваться, поскольку это единственный быстрый и дешевый способ обеспечить растущие потребности внутреннего рынка, на котором патентованные препараты выглядят не слишком привлекательно в связи с высокой стоимостью.
Тренд на разработку убыточных в краткосрочной перспективе, но полезных патентованных лекарственных средств, которые ради социального эффекта будут субсидироваться государством, может прижиться на российской почве. Основным в отношении этой тенденции будет вопрос о значимости социального эффекта. Чем выше социальный эффект и экономические преимущества от его применения, тем выше может быть объем субсидий.
Следует отметить, что еще в 2015-2016гг. крупные фармакологические компании стали использовать услуги специализированных центров обработки данных (ЦОД) и применения различных периферических устройств для получения значимой информации о потенциальных потребителях лекарственных средств. Эксперты Global Data предполагают, что объемы рынка программного обеспечения и услуг IoT в фармацевтической промышленности увеличатся до $2,4 млрд. к концу 2020 года [3]. Тенденция роста предполагает активное развитие bigdata и вложений в соответствующую инфраструктуру. Еще в 2013 году в долгосрочном прогнозе Джеймса Кэттелла из McKinsey сообщалось о том, что большие данные способны повысить общую стоимость фармацевтической промышленности на $100 млрд, исключительно за счет улучшения исследований и разработок.
Российские производители не остаются в стороне от этой тенденции. Бурное строительство крупных ЦОДов («Менделеев»), осуществляется с учетом удовлетворения нужд фармакологического рынка, с параллельным проведением тематические мероприятия (например, в декабре 2018, в Москве состоялась конференция «Большие данные и искусственный интеллект в фарме»). Аналогичной является ситуация с IoT, который оценивается как одно из ведущих направлений в национальном ИТ-сегменте. Облачный массив помогает упростить внедрение технологических инноваций в
фармакологической индустрии, упрощает применение и интеграцию разработок фармацевтической отрасли высокопроизводительных вычислений и машинного обучения. В перспективе, новый сервис упростит работу с системами учета клинических данных, назначения и выбора препаратов по оптимальной стоимости.
В последние годы население активно заботится о своем здоровье, в связи с чем, фармацевтическим организациям необходимо привлекать новые модели медицинской помощи, направленные на тесное сотрудничество с пациентами, с врачами, медицинскими организациями и страховыми компаниями. Сосредоточение внимания на опыте пациента заставит страховые компании, фармацевтов и поставщиков объединиться и обеспечить целостный подход ради общей выгоды. Для достижения этой цели требуется хорошо продуманная стратегия, которая поможет согласованно собирать информацию о пациентах и состоянии их здоровья.
Подобный информационно-образовательный проект уже стартовал в России. Перед разработчиками Pharmedu стояла задача по созданию целостного комплекса образовательных возможностей и базы знаний. Причем как для профессионального сообщества (провизоров, фармацевтов и прочих), так и для потребителей фармацевтической продукции. Для последних, в рамках проекта, был создан субсервис «Киоск фармацевта», позволяющий покупателям подготовиться к посещению аптеки и сделать осознанный выбор препарата. Актуальность подобного сервиса высока, поскольку потребитель вынужден постоянно сопоставлять имеющиеся у него знания с рекомендациями врачей и провизоров. Такие рекомендации порой избыточны или не совсем точны из-за агрессивной коммерческой пропаганды, которая фактически лишает пациентов выбора и еще больше увеличивает потребность в независимых рекомендательных сервисах.
Кроме того, к новым моделям оказания медицинской помощи следует отнести широкое применение мобильных приложений и периферических устройств, предназначенных для мониторинга состояния здоровья. Например, среднестатистическое приложение для врачей, скачивается из GooglePlay около 3-5 тыс. раз в сутки. Такой тренд не может быть не замечен и в России, но, как и большинство digital-инноваций, будет воспринят рынком с отставанием на 1-1,5 года. Также известно, что в стране развиваются несколько собственных проектов по медицинским приложениям, которые планируют монетизировать за счет рекламы, что гарантированно привлечет фармацевтических производителей в качестве рекламодателей.
Совершенствование механизмов внедрения печатной электроники (код DataMatrix), и датчиков в упаковку фармацевтической продукции предоставит возможность получить информацию, как о применении, так и о хранении препаратов, а также обеспечит безопасность (в том числе выявление контрафакта) и поможет определить потребность в продукте и новые рынки сбыта. Данная технология весьма привлекательна для отрасли, посколь-
ку компании в реальном времени смогут получать информацию, точность которой будет обеспечена за счет применения одноразового URL-адреса.
В настоящее время, российские фармацевтические компании отмечают необходимость улучшения государственного регулирования по ряду направлений: ценообразование лекарственных средств, продажа и оказание услуг через интернет, регулирование государственных закупок. Согласно результатам опроса, проведённого компанией «Делойт», в 2020 году 60% предприятий планируют рост выручки в среднем на 10%. При этом 48% -ожидают увеличения операционных затрат около 7%, а 40% - их снижения в среднем на 10%.[4] Положительное влияние на отрасль окажет внедрение системы мониторинга оборота лекарственных препаратов. Каждая пятая компания уже закупила необходимое для этого оборудование.
Очевидно, что некоторые из выше рассмотренных трендов четко связаны между собой, и проявление одних закономерно повлияет на остальные. Большинство тенденций позволит создать более качественные и эффективные препараты, а также избежать сложных последствий несовершенства государственного регулирования. По мнению экспертов, главная задача фармацевтических предприятий на 2020-2021 гг. - это переход к этапу развития качества, разработки и выпуска достойных отечественных лекарств. В связи с чем, следует пересмотреть основы государственного регулирования отрасли, имеющие избыточные барьеры.
В качестве основной проблемы России можно выделить децентрализацию регулирования фарминдустрии (Федеральная антимонопольная служба, Росалкогольрегулирование, и Минпромторг). Межведомственная разобщенность и конфликт интересов не способствуют развитию рынка, а приводят к увеличению себестоимости, влияющей на ценообразование. Кроме того, осложняет развитие отечественной фармацевтической промышленности Палата по патентным спорам, которая сначала выдает патент отечественному производителю, а следом забирает его в пользу зарубежного, жестко перечеркивая работу в рамках программы «Фарма-2020» научно-исследовательских коллективов российских ученых и производителей.
Государству следует адресно пересмотреть стратегию регулирования, так как рынок разработки лекарственных препаратов, с одной стороны, строго регулируется государством с целью увеличения социального эффекта, а с другой - требует огромных инвестиций для разработки систем предиктивной аналитики и персонализированных препаратов. В настоящий момент Правительство России разрабатывает механизмы регулирования цен на многие социально значимые лекарства, учитывая скорость принятия регулирующих решений, не исключено, что в ближайшее время подобные нормативно-правовые акты будут приняты. Например, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 сентября 2010 года N 1190 «Об установлении надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты», были установлены, а позже обновлены ограни-
чения допустимых торговых надбавок для оптовых (14-20%) и розничных (18-28%) фармацевтических предприятий.
Существенной проблемой фармацевтического рынка является недостаточная поддержка экспорта, объемы которого на протяжении нескольких последних лет не превышают $700 млн. поэтому государству необходимо гармонизировать нормативную базу и подписать с другими странами соглашение по взаимному признанию результатов исследований, что позволит российским производителям без лишних проволочек выходить на внешние рынки. По мнению аналитиков, объемы производства отечественных медицинских изделий и фармацевтической продукции к 2025 году вполне реально увеличить втрое - до 175 и 940 млрд. рублей в год соответственно [5]. В связи с этим уместна реализация пакета системных мер, ориентированных на технологическое обновление отрасли.
Среди проблем, с которыми могут реально столкнуться отечественные фармацевтические компании в 2020-2021 гг., эксперты отмечают смещение акцента на геополитические риски, дисбаланс российской экономики и низкую платёжеспособность населения. Сложившиеся достаточно суровые условия рынка при несовершенной системе регулирования смогут выдержать не все игроки.
Таким образом, для поддержания и развития отечественной фарминдустрии необходимо использовать следующие механизмы:
- налоговое стимулирование по всей цепочке создания добавленной стоимости (от инноваций до производства);
- доступ к банковским и лизинговым финансовым продуктам;
- адекватное изменение системы государственных и муниципальных закупок;
- создание территориальных кластеров полного производственного цикла, как в Санкт-Петербурге и Калуге.
Только комплексное использование означенных мер позволит создавать конкурентоспособное фармацевтическое производство мирового уровня, обладающее наибольшим потенциалом роста и мультипликативным эффектом.
Список литературы
1. Куликова О.М., Тропынина Н.Е. Организационные аспекты инновационной деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-2 (61). С. 103-106.
2. Официальный сайт PhRMA. - URL: https://www.phrma.org/
3. Официальный сайт Global Data. - URL: https://www.globaldata.com/
4. Арсентьева Е.Ю., Суворова С.Д. Оценка стратегий наращивания товарооборота на рынке фарминдустрии // В сборнике: Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. В 3-х частях. 2019. С. 115-118.
5. Клунко Н.С. Современные тенденции и проблемы экономического развития мировой и российской фармацевтической промышленности // Ученые записки российской академии предпринимательства. 2018. № 4 (17). С. 256-270.
Oksana Kulikova, Ph. D., associate Professor Saint Petersburg state University of technology and design, Russia Suvorova Svetlana Dmitrievna, Ph. D., associate Professor Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia PHARMACEUTICAL INDUSTRY: MAIN TRENDS AND CHALLENGES Abstract: The relevance of the research is determined by the needfor a detailed study of current trends and emerging challenges in the pharmaceutical industry, which imposes strict requirements for the quality of medicines. Manufacturers should focus on the transition to a digital environment in order to optimize the process. The authors note that most of the trends occurring in the market will allow creating better and more effective drugs, as well as avoiding the complex consequences of imperfect state regulation. The current position of the domestic pharmaceutical industry in the world market of medicines, as well as the peculiarities of industry regulation, contribute to the active centralization and globalization of new developments. To maintain and develop the domestic pharmaceutical industry, it is necessary to use various mechanisms, the integrated use of which will create a competitive production of world-class medicines with the greatest growth potential and multiplicative effect. Keywords: innovations, pharmaceutical industry, pharmaceutical products, quality standards, state regulation.
УДК 339.1:658.788
МАРКЕТИНГОВАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ УПАКОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: lepeshev@bk.ru) Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь Глинская Елизавета Алексеевна, студентка, Юревич Валерия Витальевна, студентка, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Республика Беларусь
В работе проводится маркетинговый анализ экономической сущности упаковки продукции на предприятии. На примере данных конкретного предприятия за последние годы исследуется динамика и структура его экономических показателей, дающих возможности для принятия маркетинговых решений и внедрения различных видов упаковки. Предлагаются наиболее оптимальные варианты с учетом финансовых возможностей предприятия.
Ключевые слова: упаковка, тара, разработка упаковки, маркетинговая значимость, классификация, совершенствование.
Упаковка является эффективным способом формирования потребительских предпочтений. В настоящее время ее значение и роль продолжают расти. Некоторые маркетологи называют упаковку «пятым Р» после товара, цены, распределения и продвижения, хотя большинство из них склонны считать упаковку одним из основных элементов товарной стратегии.