Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК СЕГМЕНТА РЫНКА "ХЕЛСНЕТ"'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК СЕГМЕНТА РЫНКА "ХЕЛСНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК "ХЕЛСНЕТ" / НОВЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ИНТЕРНЕТ РЫНКИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / HELSNET MARKET / NEW GLOBAL MARKETS / ONLINE MARKETS / PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Псарева М.И., Богданов Д.А., Лобачева Д.Д.

В статье рассмотрена роль фармацевтической отрасли в развитии экономики страны. Проанализированы основные тенденции развития фармацевтического рынка как сегмента рынка «Хелснет». Актуализирована его важность с точки зрения обеспечения базовых потребностей и безопасности россиян. Исследована географическая структура и динамика развития мирового фармацевтического рынка. Проанализированы возможности развития интернет пространства по реализации лекарственных средств и препаратов в России. Отмечено, что возможностью расширения рынка фармацевтических товаров является развитие интернет площадок по осуществлению заказов лекарственных средств. Рассмотрены особенности реализации проекта «Стратегии развития электронной торговли в РФ до 2025 года» в части купли продажи медицинских товаров. Поскольку лекарства являются предметом потребления первой необходимости, возникает угроза бесконтрольной продажи препаратов населению, увеличения количества несчастных случаев по отравлению, передозировке лекарственных средств и т. д. Рассмотрен опыт зарубежных стран по устранению угроз при реализации лекарственных препаратов через интернет площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AS A HELSNET MARKET SEGMENT

The article considers the role of the pharmaceutical industry in the development of the country’s economy. The main trends in the development of the pharmaceutical market as a Helsnet market segment are analyzed. Its importance has been updated in terms of ensuring the basic needs and security of Russians. The geographical structure and dynamics of the global pharmaceutical market are investigated. The possibilities of developing the Internet space for the sale of medicines and drugs in Russia are analyzed. It is possible to expand the pharmaceutical market through the development of online sites for the order of medicines. The features of the implementation of the project «Strategies for the development of electronic commerce in the Russian Federation until 2025» in terms of the sale and purchase of medical goods are considered. Since medicines are essential commodities, there is a threat of uncontrolled sales of drugs to the public, an increase in the number of accidents due to poisoning, overdose of drugs, etc. The experience of foreign countries in eliminating threats in the sale of drugs through online platforms is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК СЕГМЕНТА РЫНКА "ХЕЛСНЕТ"»

УДК 338.1

М. И. Псарева, Д. А. Богданов, Д. Д. Лобачева

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК СЕГМЕНТА РЫНКА «ХЕЛСНЕТ»

Аннотация: в статье рассмотрена роль фармацевтической отрасли в развитии экономики страны. Проанализированы основные тенденции развития фармацевтического рынка как сегмента рынка «Хелснет». Актуализирована его важность с точки зрения обеспечения базовых потребностей и безопасности россиян.

Исследована географическая структура и динамика развития мирового фармацевтического рынка. Проанализированы возможности развития интернет-пространства по реализации лекарственных средств и препаратов в России. Отмечено, что возможностью расширения рынка фармацевтических товаров является развитие интернет-площадок по осуществлению заказов лекарственных средств. Рассмотрены особенности реализации проекта «Стратегии развития электронной торговли в РФ до 2025 года» в части купли-продажи медицинских товаров. Поскольку лекарст ва являются предметом потребления первой необходимости, возникает угроза бесконтрольной продажи препаратов населению, увеличения количества несчастных случаев по отравлению, передозировке лекарственных средств и т. д. Рассмотрен опыт-зарубежных стран по устранению угроз при реализации лекарственных препаратов через интернет-площадки.

Ключевые слова: рынок «Хелснет», новые глобальные рынки, интернет-рынки, фармацевтическая отрасль.

UDK 338.1

М. I. Psareva, D. A. Bogdanov, D. D. Lobacheva

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AS A HELSNET M ARKET SEGMENT

Abstract: the article considers the role of the pharmaceutical industry in the development of the country's economy. The main trends in the developmen t of the ph armaceutical m arket as a Helsnet, market segmen t are analyzed. Its importan ce has been updated in terms of ensuring the basic needs and security of Russians.

The geograph ical structure and dyn am ics of the global pharm aceu tical m arket are in vestiga ted. The possibilities of developing the In ternet space for the sale of medicin es and drugs in Russia are analyzed. It is possible to expand the pharm aceutical market through the developmen t of online sites for the order of medicines. The features of the implementation of the project «Strategies for the developmen t of electronic commerce in the Russian Federation un til 2025» in terms of the sale and purch ase of medical goods are considered. Since m edicin es are essential comm odities, there is a threat of uncon trolled sales of drugs to the public, an in crease in the num ber of accidents due to poisoning, overdose of drugs, etc. The experience of foreign countries in eliminating threats in the sale of drugs through online platforms is considered.

Keywords: Helsnet market, new global markets, online markets, pharmaceutical industry.

DOI: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-28-34

Введение

Специалисты отмечают, что актуальнейшая проблема развития экономики России связана с вытеснением отечественного производства продукции и оказания услуг зарубежными компаниями, что ведет к зависимости в экономической и производственно-технологической сферах. Это составляет значимую угрозу экономической и политической безопасности страны [4, 6, 7, 8].

В настоящее время фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов экономики. Данная отрасль характеризуется высоким уровнем наукоемкости и большой скоростью внедрения инноваций. В рамках отрасли обеспечивается тесное взаимодействие медицины, нефтехимии, биотехнологий, оборонно-промышленного комплекса. Являясь одной из самых сложных направлений химической промышленности, фармацевтическая отрасль оказывает сильное влияние на развитие сопредельных сфер, таких как здравоохранение, страхование, финансы и др.

Также отличительной особенностью фармацевтического рынка лекарственных средств является его динамичное развитие. Темпы роста составляют в среднем 8 % в год. В отличие от других отраслей, где чистая прибыль варьирует в среднем 5—8 % от общего дохода, в фармацевти-

ческой отрасли этот показатель достигает 19 % в год.

Исследование тенденций развития мирового фармацевтического рынка

Географическая структура мирового фармацевтического рынка включает в себя рынки развитых стран (Северная Америка, Япония, Западная Европа); рынки стран Центральной и Восточной Европы; рынки Азии и Африки; страны СНГ [11].

С начала нового столетия высокий темп роста доли в географической структуре по потреблению медицинских и фармацевтических товаров отмечался в латиноамериканских, азиатских и африканских регионах. На сегодня основной спрос на лекарственные препараты формируют страны Латинской Америки и Азии, где ежегодный рост рынка составляет порядка 17 %.

Основные производственные мощности Фарминдустрии сосредоточены в четырех регионах: США, Китай, Япония, Западная Европа. Более половины мирового фармрынка в долевом выражении занимают США и Китай 51,3 % (рис. 1), в то время как доля российского рынка составляет всего 1,3 %. Наименее развитыми являются фармацевтические рынки Африки, некоторых арабских стран и ряда стран Латинской Америки [12].

№.

Страна

Объем фарма ротка. 2017

Прирост, 2016/2017

Объем потребления ЛС на душу населения

Ш/х) долл

Рис. 1. Конъюнктура мирового фармацевтического рынка

С возрастанием роли транснациональных корпораций вошло в частое употребление понятие «корпорация — лидер отрасли». 20 крупнейших компаний, входящих во влиятельную группу «Большая Фарма», НИОКР которой превышает 70 млрд. долл., а объем продаж 500 млрд. долл., принадлежат США и странам Западной Европы. На долю крупнейших фармацевтических компаний прихо-

дится наибольшая доля производственных мощностей, объемы продаж которых превышают десятки миллиардов долларов. Высокие показатели рыночной капитализации таких компаний, как сопоставимы Pfizer, Merck, GlaxoSmithKline, Johnson & Johnson (таблица 1) сопоставимы с показателями компаний в области автомобильной промышленности: General Motors, Exxon Mobil Corporation и др.

Таблица 1

ТОП-15мировых фармацевтических компаний по объему продаж и чистой

прибыли в 2017 г.

Рейтинг Компания Объем продаж, млн долл. Прирост, % Чистая прибыль в млн долл. Прирост, %

2016 2017 2016 2017

1. Roche 51 647 54 365 5,26 12 988 13 672 5,27

2. Pfizer 52 824 52 546 -0,53 14 761 16 085 8,97

3. Novartis 48 518 49 109 1,22 И 314 И 391 0,68

4. GlaxoSmithKline 39 547 40 770 3,09 12 809 13 449 5,00

5. Johnson & Johnson* 37 441 40 382 7,86 9 862 10 355 5,00

6. MerckSharpDohme 39 807 40 122 0,79 3 920 2 568 -34,49

7. Sanofi 36 570 38 618 5,60 9 212 8 807 -4,40

8. Abbvie 25 638 28 216 10,06 7 884 7 727 -1,99

9. Bayer** 25 270 26 786 6,00 8 382 8 131 -2,99

10. Gileacl Sciences 30 390 26 107 -14,09 13 501 15 680 16,14

И. Am gen 22 991 25 434 10,63 8 785 9 246 5,25

12. Astra-Zeneca 23 002 22 849 -0,67 3 499 1 830 -47,70

13. Teva 21 903 22 400 2,27 6 100 5 800 -4,92

14. Elli Lilly 21 222 22 871 7,77 3 744 4 530 20,99

15. BristolMyers Squibb 19 427 20 800 7,07 5 915 5 131 -13,25

Пр н м е ч а н н е : *Pharmaceuticals and ОТС only. **Bayer Healthcare only Источник: годовые отчеты фармацевтических компаний, 2017 год

За последние годы мировой фармацевтический рынок вырос в среднем на 7 % и в 2017 году его объем оценивается в сумме 1146 млрд. долл., что на 3 % больше показателей

предыдущего года. Ожидается, что в ближайшие три года темпы роста миро по го фармацевтического рынка в денежном выражении останутся на уровне 3—4 % в год (рисунок 2).

млрд долл. %

1.294

1300 -I 11

,2» 1197 "36 „

mm H H 17

1100 1-063 ■■ "

974 р^ м ■ ■ ■ ■ ■ .:

ВШЙиВЗВа

2013 2014 2015 2016 2017 2018П 2019П 2020Г1

® Объем мирового фармацевтического рынка, млрд долл. — Темп прироста. %

Рис. 2. Динамика объемов продаж на мировом фармацевтическом рынке

Современные особенности развития национальной Фарминдустрии

С целью оптимизации данной отрасли в России активно прорабатываются и заключаются специальные инвестиционные контракты с зарубежными производителями. Специфика подобных контрактов состоит в том, что государство в лице муниципального образования или субъекта Федерации не вкладывает бюджетные средства в объект инвестиций. Вместо этого в целях реализации инвестиционного проекта формируется максимально благоприятные условия для инвестора. Экономические эффекты и преимущества от реализации инвестиционных проектов для государства заключаются в следующем [15]:

1) освоение производства продукции, которая не имеет аналогов в России;

2) модернизация производства и внедрение наилучших доступных технологий;

3) создание добавочного продукта;

4) обеспечение новых рабочих мест;

5) формирование доходов бюджета за счет налоговых поступлений от нового бизнеса и др.

В свою очередь, инвестор получает возможность создать или расширить производство промышленной продукции в РФ на льготных условиях [10].

Кроме того, инвесторам предъявляется ряд требований, это:

— передача зарубежных технологий юридическому лицу, что является обязательным условием проекта по локализации;

— наличие прогнозируемого спроса;

— обязательство по выводу продукции на заявленные объемы производства и др. [3]

Для реализации данного проекта необходимо обеспечить вывод продукции на заявленные объемы производства и продаж, что как раз и составляет некоторые сложности в связи со спецификой фармацевтической продукции. Каждая аптечная организация имеет свой ассортимент лекарственных средств и парфюмерии, где учитывается объем запаса на складе, также имеет свою ценовую политику. Следовательно, выполнить данное условие для них будет проблематично.

На протяжении нескольких лет рассматривался вопрос принятия проекта о продаже в магазинах лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, что обеспечило бы максимальную доступность лекарственных препаратов для населения. Однако из-за специфики фармацевтической и медицинской продукции, связанной с особенностями хранения препаратов и их реализацией конечному потребителю, данный проект одобрен не был. Однако, фактически слияние продуктового и фармацевтического ре-тейла все же возможно. Так, «СИА Интернешнл» собирается инвестировать до конца 2020 года 6 млрд руб. в открытие 3300 аптечных пунктов в магазинах «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» [2]. «Магнит» также берет вектор развития сети в сфере фармацевтики. Руководство «Магнита» пообещало запустить в 2019 году 2000 аптек [14]. В супермаркетах, активно вытесняющих конкурентов с рынка, появляются собственные «карманные» аптеки.

Один из вариантов расширения рынка фармацевтических товаров является развитие интернет-площадок по осуществлению заказов лекарственных средств.

Наибольшее распространение в мире интернет-аптеки получили в США. Историческое начало их распространение берет с конца 90-х годов прошлого века. На сегодня в этой стране функционирует более тысячи данных электронных структур и по сообщению маркетинговой компании «Cyber Dialogues Cybercntnzen Health» около 9,5 млн американцев хотя бы раз пользовались услугами аптек в системе Интернет и осуществляли заказ лекарственных средств.

В Европе одной из первых интернет-аптек в 1997 году в Швейцарии «Mediservice». Первая британская розничная интернет-аптека «Pharmacy2u» начала работать в 1999 году, в Евросоюзе — голландская аптека «0800DocMorris», открывшаяся в июне 2000 г., в Польше — первая интернет-аптека «DomZdrowia», действующая с июня 2004 г. В таблице 2 отражена ситуация с легализацией интернет-аптек в некоторых с/гранах [1].

Вопрос о легализации дистанционной продажи лекарственных препаратов в России активно обсуждается с 2015 года. Минздрав разработал и предложил законопро-

ект, позволяющий аптекам торговать в Интернете безрецептурными препаратами. Данный проект был одобрен правительством, однако важно отметить, что аптекам на своих сайтах запрещается предлагать непосредственно продажу лекарственных

Согласно данным Минпромторга, в России в 2017 г. доля сегмента интернет-торговли составила в среднем 3—4 % от общего объёма розничного товарооборота. К 2025 году прогнозируется, что соотношение в структуре изменится и интернет-торговля в России составит 20 % в общем объёме. Такая цель заложена в проекте «Стратегии развития электронной торговли в РФ до 2025 года» [13]. Реализация данного проекта будет иметь широкое применение в сфере купли-продажи медицинских товаров, так как лекарства являются предметом потребления первой необходимости, а среди населения наблюдается рост пессимистичных настроений в оценке своего здоровья. Отсюда возникает угроза бесконтрольной продажи препаратов населе-

средств, т. е. их заказ и доставку на место. Аптеки могут лишь предоставлять информацию об ассортименте препаратов и их ценах. Некоторые позволяют заказать у себя препарат, но забрать их необходимо самостоятельно.

нию, увеличения количества несчастных случаев по отравлению, передозировке лекарственных средств и т. д.

Выводы и рекомендации

По мнению экспертов-аналитиков, чтобы справиться с проблемами, порождаемыми развитием интернет-площадок, одних запретов и ограничений на торговлю данной категорией товара будет недостаточно. Не до конца освоены возможности и эффекты интернет-среды из-за ее относительной незрелости в России. Единственный инструмент, который применяется Роском-надзором для борьбы с незаконной онлайн-продажей в Интернете, является блокировка сайтов по решению региональных судов, где истцом выступает прокуратура. Однако

Таблица 2

Легализация интернет-аптек в некоторых странах

Разрешение на интернет-торговлю лекарственными препаратами

Да Примечание Нет Примечание

США Австрия

Китай Болгария

Чехия Только для препаратов ОТС-группы н для зарегистрированных аптек Бельгия

Дания Только через сайты, принадлежащие зарегистрированным аптекам Кипр

Германия Только через сайты, принадлежащие зарегистрированным аптекам Эстония

Голландия Только через сайты, принадлежащие зарегистрированным аптекам Финляндия

Испания Только для препаратов ОТС-группы Франция

Швеция Только через «.\polekel» Греция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцария Венгрия

Великобритания Только через сайты, принадлежащие зарегистрированным аптекам Ирландия

Португалия Италия

Мальта Латвия

Польша Литва

Люксембург

Норвегия

Россия

Румыния Нет ни официального запрета, ни разрешения

Словакия

это не решает проблему, т. к. впоследствии интернет-магазины просто создают новый электронный адрес и в короткие сроки возобновляют свою деятельность по продаже товара. Поэтому в данной ситуации целесообразно осуществлять не сохранение и разработку новых ограничений, сдерживающих развитие интернет-рынка, а вводить лицензии, регламентирующие жест-

Кроме того, в силу специфики некоторых видов лекарственных препаратов важно учитывать безопасность их транспортировки до пункта назначения, т. к. во многих случаях не допускается механическое, тепловое и пр. внешнее воздействие на препарат. Поэтому доставкой товара должны заниматься только лицензированные логистические компании или операторы, имеющие необходимые технические средства для перевозок. В остальных случаях теневой сектор рынка будет только расширяться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ацализ деятельности интернет-аптеки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/215/31154-2.|)Ь|)

2. Аптеки-одиночки: что их ждет в условиях экспансии федеральных сетей / Лекарственное обозрение. №21007/11/2017.

кие требования и правила осуществления продажи лекарственных препаратов через Интернет. Например, в США возможность реализовывать запрещенные товары имеют только те веб-сайты, которые имеют определенный домен. Примеры регулирования онлайн-торговли лекарственными средствами в мире приведены в таблице 3 [9, ст.41].

[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.aif.ru/society/healthcare/apteki-odinochki_chto_ih_zhdyot_v_usloviyah_ ekspansii_federalnyh_setey

3.Ермеева Е. Локализация производства в России [Электронный ресурс] / Е. Ермеева. — Режим доступа: http://www.roedi. com/ru/de/publikationen/newsletter/newslet-terarchive/newsletter_russland/newsletter_ russland

4. Колмыкова Т. С. Инвестиционная политика и анализ структуры инвестиций в основной капитал / Т. С. Колмыкова // Предпринимательство. — 2008. — № 2. — С. 84—91.

5. Колмыкова Т. С. Методические аспекты оценки эффективности системы здравоохранения региона / Т. С. Колмыкова, В. В. Лобачев // Регион: системы, экономика, управление. — 2018. — № 1 (40). — С. 87—91.

6. Колмыкова Т. С. Модель системы управления рисками инновационных про-

Таблица 3

Регулирование онлайн-торговли лекарственными средствами в мире

Страна Ключевые моменты государственного регулирования онлайн-аптек

США Наличие обязательной госрегнстрацнн онлайн-аптекн

Реализация через сайт более 100 ед. рецептурных препаратов в месяц

Дания Осуществление продажи через маркет-плейс Датской фармацевтической ассоциации

Продажа фармацевтических товаров на территории страны по одинаковой цене

Германия Наличие государственной лицензии на осуществление онлайн-торговлю ЛС

Обязательное предоставление рецепта от немецкого врача при доставке рецептурного препарата в другую страну (даже если в стране-экспортере ЛС отнесено к ОТС-группе)

Запрет на реализацию некоторых противоопухолевых средств и препаратов для химиотерапии через Интернет

Швеция Монополизация оффлайн и онлайн продажи фармацевтических и медицинских товаров компанией Аро1еке1

Швенцарня Наличие обязательной госрегистрации онлайн-аптеки

Запрет на доставку препаратов ОТС-группы

Китай Наличие государственной лицензии для онлайн-торговли медикаментами

ектов / Т. С. Колмыкова, Э. В. Ситникова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2014. — № 1. — С. 198—203.

7. Мерзлякова Е. А. Проблемы формирования перспективных точек роста высокотехнологичных производств / Е. А. Мерзлякова, Т. С. Колмыкова, А. Ю. Гончаров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2017. — Т. 7. № 3 (24). — С. 37—44.

8. Преображенский Б. Г. Обеспечение устойчивости в развитии региональных промышленных систем / Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых, Н. В. Шмелева // Регион: системы, экономика, управление. — 2019. — № 2 (45). — С. 12—17.

9. Седых И. А. Рынок интернет-торговли в РФ / И. А. Седых // Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. 2016. — 58 с.

10. Специальный инвестиционный контракт: новелла российского законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vegaslex.ru/analytics/ analytical_reviews/specia]_investment_con-^а^_а_поуе1_оО;11е_ги881ап_^18^юп/

11. Тенденции развития мирового рынка фармацевтики [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://studwood.ru/1561211/ ekonomika/tendentsii_razvitiya_mirovogo_ гупка_Гагп^8еуйк1

12. Тренды фармацевтического рынка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://alvk.ru/stati/news/2018/ august/31, htm

13. Фармацевтический рынок России 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru

14. Фармритейл и эксперты оценили перспективы аптек «Магнита» на рынке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/content/news/ Farmriteil-i-eksperty-ocenili-perspektivy-aptek-Magnita-na-rynke.html

15. Фонд развития промышленности. Специальные инвестиционные контракты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/

Юго-Западный государст венный университет, г. Курск

Псарева М. И., преподаватель кафедры финансов и кредита Е-mail: kgtu_fk@list.ru Тел.: 8 (4712) 222-650

Богданов Д. А., аспирант Е-mail: kgtu_fk@list.ru Тел.: 8 (4712) 222-650

Лобачева, Д. Д., аспирант Е-mail: kgtu_fk@list.ru Тел.: 8 (4712) 222-650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.