Научная статья на тему 'Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации'

Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / MEDICINES / PHARMACEUTICAL MARKET / PRESCRIPTION DRUG INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Андрей Игоревич, Асриев Сергей Алексеевич, Лаврова Елена Викторовна

Цель. Изучение программы импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Методика. В ходе исследования был проанализирован годовой отчет об итогах фармацевтического рынка за 2016 г., подготовленный DSM группой, изучены мнения ведущих специалистов в области лекарственного обеспечения. Результаты. Объем фармацевтического рынка в Российской Федерации в ценах конечного потребителя в 2016 г. с учетом сегмента парафармацевтики составил 1 344 млрд. рублей, что на 7% больше итогов 2015 г. Коммерческий сегмент лекарственных средств является драйвером развития фармацевтического рынка. Большинство новых лекарственных средств произведено зарубежными производителями. Тем не менее, российские компании в 2016 г. вывели на рынок более 120 новых брендов и 10 из них вошли в ТОП-20 новых торговых наименований в стоимостном выражении. В рейтинге ТОП-20 два отечественных производителя Отисифарм и Фармстандарт. Заключение. В ходе проведения исследования фармацевтического рынка Российской Федерации сделан вывод о том, что в настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность является «догоняющей» по отношению к мировой отрасли и имеет ряд проблем: неспособность удовлетворить потребности российского фармацевтического рынка ЛС по основным фармакотерапевтическим группам; высокая зависимость отечественных производителей от импортных субстанций; присутствие в портфеле отечественных производителей большого числа устаревших, а также низкорентабельных воспроизведённых лекарственных средств; недостаток инвестиций в научно-исследовательские программы и малое количество разработок новых инновационных лекарственных средств; изношенность производственных ресурсов и трудности перехода отечественных производителей на стандарты GMP; высокая доля фальсифицированных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке, подрывающая доверие к отечественным производителям; дефицит высококвалифицированных кадров в отечественной фармацевтической отрасли. С целью обеспечения лекарственной независимости Российской Федерации необходимо формирование стратегического перечня лекарственных средств, обеспечение полного цикла их производства на территории Российской Федерации, а также совершенствование механизма государственных закупок в рамках этого перечня, в том числе через систему предварительных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилов Андрей Игоревич, Асриев Сергей Алексеевич, Лаврова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE FIELD OF DRUG SUPPLY OF THE POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Objective. To study the import substitution program in the field of provision of medicines to the population of the Russian Federation and development of recommendations about its improvement. Methods. During the study the annual report on the results of the pharmaceutical market for 2016 prepared by DSM group was analyzed and opinions of leading experts in the field of provision of medicines were studied. Results. The volume of the pharmaceutical market in the Russian Federation in the prices of the end consumer in 2016 taking into account a segment of parapharmaceutics was 1344 billion rubles that is 7% higher than in 2015. The commercial segment of medicines is the driver of the development of the pharmaceutical market. The majority of new medicines is produced by foreign manufacturers. Nevertheless, the Russian companies in 2016 brought more than 120 new brands to the market and 10 of them entered the TOP-20 new trade names in value terms. Two domestic manufacturers Otisifarm and Pharmstandard were included in the TOP-20. Conclusions. During the study of the pharmaceutical market of the Russian Federation the conclusion was drawn that now the domestic pharmaceutical industry is "catching up" in relation to the world branch and has a series of challenges: disability to satisfy the requirements of the Russian pharmaceutical LS market on the main pharmacotherapeutical groups; high dependence of domestic manufacturers on import substances; presence in the portfolio of domestic manufacturers of a large number of outdated, and also low-profitable medicines; disadvantage of investments into scientific research of the program and small quantity of innovative medicines; wear of production resources and difficulty of transition of domestic manufacturers to the GMP standards; high share of the forged medicines in the Russian pharmaceutical market, undermining trust to domestic manufacturers; deficiency of highly qualified personnel in domestic pharmaceutical branch. For the purpose of ensuring medicinal independence of the Russian Federation, is is recommended to form the strategic list of medicines, providing a full cycle of their production in the territory of the Russian Federation and to improve the mechanism of government purchase within this list, including the system of preliminary purchases.

Текст научной работы на тему «Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 614.27 (470)

ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Данилов А.И.1, Асриев С.А.2, Лаврова Е.В.2

1 Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 2Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 214025, Смоленск, ул. Чуриловский тупик, 6/2

Резюме

Цель. Изучение программы импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Методика. В ходе исследования был проанализирован годовой отчет об итогах фармацевтического рынка за 2016 г., подготовленный DSM группой, изучены мнения ведущих специалистов в области лекарственного обеспечения.

Результаты. Объем фармацевтического рынка в Российской Федерации в ценах конечного потребителя в 2016 г. с учетом сегмента парафармацевтики составил 1 344 млрд. рублей, что на 7% больше итогов 2015 г. Коммерческий сегмент лекарственных средств является драйвером развития фармацевтического рынка. Большинство новых лекарственных средств произведено зарубежными производителями. Тем не менее, российские компании в 2016 г. вывели на рынок более 120 новых брендов и 10 из них вошли в ТОП-20 новых торговых наименований в стоимостном выражении. В рейтинге ТОП-20 два отечественных производителя - Отисифарм и Фармстандарт.

Заключение. В ходе проведения исследования фармацевтического рынка Российской Федерации сделан вывод о том, что в настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность является «догоняющей» по отношению к мировой отрасли и имеет ряд проблем: неспособность удовлетворить потребности российского фармацевтического рынка ЛС по основным фармакотерапевтическим группам; высокая зависимость отечественных производителей от импортных субстанций; присутствие в портфеле отечественных производителей большого числа устаревших, а также низкорентабельных воспроизведённых лекарственных средств; недостаток инвестиций в научно-исследовательские программы и малое количество разработок новых инновационных лекарственных средств; изношенность производственных ресурсов и трудности перехода отечественных производителей на стандарты GMP; высокая доля фальсифицированных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке, подрывающая доверие к отечественным производителям; дефицит высококвалифицированных кадров в отечественной фармацевтической отрасли. С целью обеспечения лекарственной независимости Российской Федерации необходимо формирование стратегического перечня лекарственных средств, обеспечение полного цикла их производства на территории Российской Федерации, а также совершенствование механизма государственных закупок в рамках этого перечня, в том числе через систему предварительных закупок.

Ключевые слова: импортозамещение, лекарственные средства, фармацевтический рынок, лекарственное страхование

PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE FIELD OF DRUG SUPPLY OF THE POPULATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Danilov A.I.1, Asriev S.A.2, Lavrova E.V.2

'Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia,

2Smolensk branch ofRussian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 6/2, Churilovskij Tupik, 214025, Smolensk, Russia

Abstract

Objective. To study the import substitution program in the field of provision of medicines to the population of the Russian Federation and development of recommendations about its improvement.

Methods. During the study the annual report on the results of the pharmaceutical market for 2016 prepared by DSM group was analyzed and opinions of leading experts in the field of provision of medicines were studied.

Results. The volume of the pharmaceutical market in the Russian Federation in the prices of the end consumer in 2016 taking into account a segment of parapharmaceutics was 1344 billion rubles that is 7% higher than in 2015. The commercial segment of medicines is the driver of the development of the pharmaceutical market. The majority of new medicines is produced by foreign manufacturers. Nevertheless, the Russian companies in 2016 brought more than 120 new brands to the market and 10 of them entered the T0P-20 new trade names in value terms. Two domestic manufacturers - Otisifarm and Pharmstandard were included in the T0P-20.

Conclusions. During the study of the pharmaceutical market of the Russian Federation the conclusion was drawn that now the domestic pharmaceutical industry is "catching up" in relation to the world branch and has a series of challenges: disability to satisfy the requirements of the Russian pharmaceutical LS market on the main pharmacotherapeutical groups; high dependence of domestic manufacturers on import substances; presence in the portfolio of domestic manufacturers of a large number of outdated, and also low-profitable medicines; disadvantage of investments into scientific research of the program and small quantity of innovative medicines; wear of production resources and difficulty of transition of domestic manufacturers to the GMP standards; high share of the forged medicines in the Russian pharmaceutical market, undermining trust to domestic manufacturers; deficiency of highly qualified personnel in domestic pharmaceutical branch. For the purpose of ensuring medicinal independence of the Russian Federation, is is recommended to form the strategic list of medicines, providing a full cycle of their production in the territory of the Russian Federation and to improve the mechanism of government purchase within this list, including the system of preliminary purchases.

Keywords: import substitution, medicines, pharmaceutical market, prescription drug insurance

Введение

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из основных социальных задач государственного регулирования. Право на охрану здоровья человека зафиксировано в Конституции Российской Федерации [2]. Россия, как страна-участница Всемирной организации здравоохранения, признает социальную модель здравоохранения. Однако, на сегодняшний день в России сложилась сложная ситуация в области охраны здоровья населения, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения. При этом организация лекарственного обеспечения зачастую рассматривается обществом не только в рамках терапевтического применения, но и в качестве наиболее ощутимого индикатора доступности и качества медицинской помощи в целом [11, 12].

Интерес фармацевтических компаний, в том числе иностранных, к рынку лекарственных средств (ЛС) Российской Федерации, обусловлен его потенциальной возможностью к высоким темпам роста. В последние годы российский фармацевтический рынок входит в десятку крупнейших и является одним из наиболее динамичных и быстрорастущих.

Появившаяся угроза для населения не получить необходимое ЛС привела к появлению в 2011 г. Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» и утверждению стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [14].

Целью исследования являлось изучение программы импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Общая характеристика фармацевтического рынка Российской Федерации

Объем фармацевтического рынка в Российской Федерации в ценах конечного потребителя в 2016 г. с учетом сегмента парафармацевтики составил 1344 млрд. рублей, что на 7% больше итогов 2015 г. В 2016 г. объёмы продаж ЛС в натуральном выражении остались на уровне 2015 г. и составили 5,1 млрд. упаковок.

В 2016 г. доля оригинальных препаратов составила 36% в стоимостном выражении и 13% в натуральном. При этом относительно 2015 г. количество оригинальных препаратов сократилось по обоим показателям.

Важной особенностью является преобладание в структуре российского фармацевтического рынка воспроизведённых ЛС, зарегистрированных под собственной торговой маркой (брендированных дженериков).

В 2016 г. через аптечную сеть было реализовано 4 122 млн. упаковок ЛС на сумму 611 млрд. рублей (в ценах закупки аптек). По сравнению с 2016 г. доля отечественных ЛС увеличилась в рублях на 2,1%, а в упаковках на 0,6%. Это произошло за счёт увеличения продаж таких отечественных брендов, как «Ингавирин» (+ 68,8% к стоимостному объёму и 69,5% к натуральному объёму), «Мирамистин» (+27,2% в рублях и 23,5% в упаковках), «Кагоцел» (+16,8% в рублях и 15,1% в упаковках). Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в 2016 г. составила 71 рублей, что более чем в 3,5 раза ниже стоимости упаковки импортного ЛС. В натуральном выражении по объёму продаж лидируют такие известные бренды, как «Аспирин», «Ренни», «Бепантен». В рейтинге по объёму проданных упаковок лидирующие позиции занимают недорогие препараты: «Бактерицидный пластырь», «Цитрамон» и «Уголь активированный».

По итогам 2016 г. объём госпитальных закупок ЛС практически не изменился в рублях (по сравнению с 2015 годом) и составил 221,9 млрд. рублей. Стоимость одной упаковки ЛС, закупленной лечебно-профилактическим учреждением, составила в среднем 252 руб., что на 16% больше по сравнению с 2015 г. В 2016 г. в списке брендов тройка лидеров не изменилась, но произошли перестановки. На первую строчку рейтинга попал противовирусный препарат для борьбы с ВИЧ-инфекцией «Калетра» - объёмы закупок выросли на 14,1%. Бренды «Превенар» и «Натрия хлорид» оказались на 2 и 3 месте [10].

Таким образом коммерческий сегмент ЛС является драйвером развития фармацевтического рынка. Большинство новых ЛС произведено зарубежными производителями. Тем не менее, российские компании в 2016 г. вывели на рынок более 120 новых брендов и 10 из них вошли в ТОП-20 новых торговых наименований в стоимостном выражении. В рейтинге ТОП-20 два отечественных производителя - Отисифарм и Фармстандарт.

Основные проблемы фармацевтической отрасли Российской Федерации

В настоящее время отечественная фармацевтическая промышленность является «догоняющей» по отношению к мировой отрасли. Отечественные фармацевтические предприятия находятся почти в полной сырьевой зависимости от импорта. Производство собственных субстанций в Российской Федерации практически прекращено, менее 20 предприятий осуществляют выпуск 1,7-1,9 тыс. условных тонн достаточно ограниченного перечня субстанций, при этом потребности отрасли составляют около 8 тыс. условных тонн субстанций в год.

Кроме технологического перевооружения большинства отечественных заводов и строительства новых, общей проблемой, как российской экономики, так и фармацевтической отрасли является дефицит кадров. Научная и экспериментальная база многих институтов была практически разрушена, утерян кадровый состав высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников [1].

В нашей стране фальсифицируется достаточно большой спектр ЛС, пользующихся повышенным спросом и относящихся к средней ценовой категории. Кроме того, до трети всех фальсифицированных ЛС в Россию поступает из Индии, Китая и Польши. По мнению экспертов, причинами такого положения дел является несовершенство правовой базы и отсутствие механизма привлечения к ответственности за оборот фальсификата [5].

Одной из актуальных проблем для отечественных производителей является переход на стандарты GMP. По состоянию на конец 2016 г. только 22% всех отечественных производств имеют действующую лицензию GMP [10].

Помимо общих макроэкономических факторов и внутренних ресурсов отрасли (микроэкономические факторы) фармацевтический рынок испытывает значительное воздействие со стороны нормативно-правового регулирования. Законодательное регулирование отрасли

116

охватывает все этапы производственного цикла и дистрибуции: от разработки, проведения клинических исследований и регистрации ЛС до их реализации в розничных аптечных пунктах.

По мнению экспертов, фармацевтическая отрасль в 2017-2018 гг. в наибольшей степени заинтересована в улучшении нормативно-правовых аспектов в сфере ценообразования, государственной регистрации ЛС и организации государственных закупок, а также в области налогового регулирования [6].

Вместе с тем, самой главной проблемой в развитии фармацевтической отрасли Российской Федерации в настоящее время является снижение реальных доходов населения и как следствие низкая покупательная способность.

Государственное регулирование развития фармацевтической промышленности

Модернизация фармацевтической промышленности является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, в связи с чем были утверждены «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (Стратегия «Фарма-2020») и федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», основной целью которых является переход отечественной фармацевтической промышленности на инновационную модель развития.

Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 г. является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти ЛС отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся ЛС до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.

Настоящая стратегия предусматривает реализацию 3-х основных этапов: I этап - «Локализация производства и разработки ЛС на территории Российской Федерации», II этап - «Развитие фармацевтической отрасли на рынке Российской Федерации», III этап - «Развитие фармацевтической отрасли на внешних рынках».

Основная цель первого этапа заключается в создании системы современного фармацевтического производства и разработки ЛС на территории Российской Федерации. При этом планируется развитие современной производственной базы (в том числе с помощью локализации высокотехнологичных производств и исследовательских центров на территории Российской Федерации), соответствующей стандартам GMP, позволяющей с высокой эффективностью производить лекарственные субстанции и готовые лекарственные формы на их основе.

В ходе реализации второго этапа предпринимаются активные меры в создании отлаженной системы по производству и выводу на рынок дженериковых ЛС, размещению лицензионных производств высокоэффективных инновационных препаратов, не имеющих дженериковых аналогов, что способствует формированию эффективного рыночного механизма по высокотехнологичному импортозамещению ЛС.

Результатом реализации этого комплекса мероприятий в рамках настоящей стратегии станет появление к 2020 г. значительного числа отечественных разработок, позволяющих наладить реализацию готовой продукции или получение лицензий на ее производство за рубежом. Существенным отличием инновационных препаратов от патентоспособных структурно-модифицированных аналогов является реализация полного цикла разработки ЛС с использованием передовых научно-исследовательских подходов. Только такой подход позволяет в полной мере реализовать достижения «геномной эры» и создавать препараты нового поколения, отличающиеся высокой эффективностью, низким уровнем побочных эффектов и высокой рентабельностью производства [3, 4, 8].

Система лекарственного страхования

В настоящее время в Российской Федерации существует весьма ограниченная программа ДЛО льготных категорий граждан. По сути своей, это и есть лекарственное страхование для небольшой категории льготников. Можно сказать, что ДЛО является прообразом и «обкаточной моделью» полноценной национальной системы лекарственного страхования.

Также на рынке присутствуют предложения некоторых страховых компаний («МАКС», «Ресо-гарантия»), которые предлагают страхование лекарственного обеспечения, что является опцией

договора добровольного медицинского страхования и позволяет произвести полную или частичную оплату ЛС, выписанных врачами по данному договору.

В 2008 г. Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) был подготовлен проект концепции лекарственного страхования. Данная концепция направлена на повышение профилактической роли амбулаторно-поликлинического звена и, что не менее важно, на мотивацию работающих граждан к сокращению безответственного самолечения.

ФОМС предлагает модель, в которой любой врач, работающий в любом лечебно-профилактическом учреждении, может выписать ЛС любому застрахованному в ОМС гражданину Российской Федерации. При этом ЛС может быть получен в любом аптечном учреждении независимо от его формы собственности, и отпускают его из товарных запасов аптечного учреждения. Конечно, такой подход во многом содержит в себе определенные риски и успешными предпосылками реализации предлагаемого подхода является решение двух ключевых вопросов. Первый - это мотивация к рациональному поведению участников программы. Второе - это мотивация аптечных учреждений к участию в программе.

Предпосылками рационального поведения, могло бы быть паритетное участие личных средств граждан в покрытии стоимости ЛС. Кроме того, разработчики концепции предполагают, чтобы принцип финансовой ответственности распространялся в первую очередь на лечебно-профилактическое учреждение, которое должно нести финансовую ответственность за необоснованное назначение врачом ЛС. Механизм реализации такой ответственности возможен в системе ОМС. Лечебные учреждения являются поставщиками медицинских услуг, в системе ОМС возможно определенное финансовое взаимоотношение, направленное на решение этой задачи.

Отпуск ЛС может быть осуществлен в любом аптечном учреждении, добровольно присоединившемся к программе путем акцепта публичной оферты. Концепция предусматривает, что участие аптечных учреждений должно быть добровольным и основываться на рыночных принципах. При таком подходе нет необходимости в проведении конкурсных процедур, поскольку отсутствуют какие-либо ограничения для участников рынка.

В настоящее время в нескольких регионах проходит пилотный проект в рамках реализации программы лекарственного страхования. Вместе с тем для запуска в масштабах всей страны данной программы существует ряд нерешенных вопросов, основным из которых является финансовый [3, 8].

Региональные факторы развития фармацевтической промышленности

В настоящее время предприятия фармацевтической промышленности разной направленности находятся во многих субъектах Российской Федерации, большая часть которых сосредоточена в Нижегородской, Курской, Курганской, Пензенской областях, Алтайском крае, республике Башкортостан, Татарстан, в Западной Сибири с центрами в городах Новосибирске, Томске и Омске. В целом фармацевтическая промышленность обеспечивает более 60 тыс. рабочих мест.

Локализация в одном регионе производственных, научно-образовательных, финансовых, управленческих, инфраструктурных центров позволяет использовать, хорошо зарекомендовавшую себя за рубежом кластерную политику развития фармацевтической отрасли.

Фармацевтический кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм-разработчиков ЛС, производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Наиболее эффективными для развития отрасли с точки зрения размещения предприятий являются регионы, имеющие крупные университетские центры. Отдельно следует отметить высокий потенциал развития фармацевтической промышленности Москвы и Московской области, Ярославской, Пензенской, Калужской, Белгородской областей, Алтайского края и Санкт-Петербурга [7, 9].

Заключение

Оказание медико-социальной помощи гражданам невозможно без лекарственного обеспечения. Организация качественной лекарственной помощи в составе комплекса мер медицинского обслуживания позволяет решать многие проблемы, связанные с диагностикой, лечением и

профилактикой заболеваний. Обеспечение населения, и особенно социально уязвимых его групп, лекарственной помощью имеет большую значимость. Во-первых, данный процесс нацелен на успешное преодоление существующих социальных рисков, поскольку снабжение социально незащищенных людей необходимыми лекарственными препаратами способствует поддержанию их здоровья, препятствует снижению уровня жизни и переходу в бедные слои населения. Во-вторых, доступность ЛС способствует успеху лечения, снижает уровень госпитализации и улучшает качество жизни всех групп пациентов, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи.

Однако, несовершенство нормативно-правового регулирования и экономические трудности зачастую приводят к невозможности в полной мере реализовать право граждан, закрепленное в законах. С другой стороны, несовершенство правовых и организационных механизмов льготного лекарственного обеспечения приводит к неэффективности огромных средств, вкладываемых государством в меры социальной поддержки населения.

В современной России право социального обеспечения ЛС развивается на основе новых принципов и концепций. Адекватное лекарственное обеспечение критически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения - сохранение и укрепление здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства.

Нестабильная экономическая ситуация в последнее десятилетие не могла не сказаться на развитии фармацевтической отрасли в нашей стране, однако начиная с 2009 года наблюдается экстенсивный рост, ряд государственных программ направлен на её модернизацию и переход на инновационный путь развития.

Импортозамещение является одной из ключевой тем. Реализация проектов в фармацевтической отрасли требует огромнейших инвестиций и сопровождается высокими рисками. По этой причине достаточно остро для отечественных производителей стоит вопрос о доработке законодательной базы, которая позволит российским ЛС свободно конкурировать с импортными на рынке Российской Федерации. На сегодняшний день, процесс импортозамещения в большей мере заработал в государственном сегменте. Этому способствовало принятие постановления об ограничении государственных закупок импортных ЛС.

Важное значение в борьбе с фальсифицированной продукцией будет иметь разработанная в 2016 г. нормативная база внедрения автоматизированной системы мониторинга движения ЛС («маркировка»). Одним из наиболее существенных факторов дальнейшего роста является достаточный объем инвестиционных потоков. При этом в текущей ситуации дефицита государственного бюджета предприятия отрасли ориентируются в большей степени на привлечение инвестиций за счет собственных средств, а также внешних частных инвесторов.

Литература (references)

1. Абрамов В.Л. Развитие фармацевтической промышленности России в условиях новых глобальных вызовов: импортозамещение или инновационное развитие // Этносоциум и международная культура. -2015. - №3(81). - С. 159-166. [Abramov V.L. Etnosotsium i mezhdunarodnaya kultura. Etnosotsium and international culture. - 2015. - N3(81). - P. 159-166. (in Russian)]

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 21.07.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - 27.03.2017. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW 28399 [Constitution of the Russian Federation, accepted by national vote 12.12.1993 (an edition 7.21.2014). Spravochnaya pravovaya sistema «KonsultantPlyus». Help legal ConsultantPlus system. 27.03.2017. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (in Russian)]

3. Костромин П.А. Импортозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №9. - С. 73-77. [Kostromin P.A. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. Theory and practice of social development. - 2015. - N9. - P. 73-77. (in Russian)]

4. Лин А.А. Фармацевтический рынок: сектор научных исследований и разработок // Проблемы современной экономики. - 2015. - №3. - С. 327-332. [Lin A.A. Problemyi sovremennoy ekonomiki. Problems of modern economy. - 2015. - N3. - P. 327-332. (in Russian)]

5. Литвиненко М.А., Макаренко М.В. Проблемы управления инновационным развитием фармацевтической промышленности РФ // Вестник химической промышленности. - 2013. - №5(73). - С. 24-33. [Litvinenko M.A., Makarenko M.V. Vestnik himicheskoy promyishlennosti. Messenger of chemical industry. - 2013. -N5(73). - P. 24-33. (in Russian)]

6. Мишина О.И., Корзоватых Ж.М. Современные проблемы проведения политики импортозамещения в фармацевтической отрасли в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - №12. - С. 55-58. [Mishina O.I., Korzovatykh Zh.M. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyiy universitet upravleniya). Bulletin of the University (The state university of management). -2016. - N12. - P. 55-58. (in Russian)]

7. Мишурина Н.А. Кластерная форма организации как способ развития импортозамещения в фармацевтическом секторе экономики региона // Экономика, социология и право. - 2016. - №12. - С. 4651. [Mishurina N.A. Ekonomika, sotsiologiya i pravo. Economy, sociology and the right. - 2016. - N12. - P. 4651. (in Russian)]

8. Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 91 (ред. от 06.11.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - 27.03.2017. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111638 [The resolution of the Government of the Russian Federation from 2.17.2011 N91 (an edition from 11.6.2014) "About the federal target program "Development of the Pharmaceutical and Medical Industry of the Russian Federation until 2020 and Further Prospect". Spravochnaya pravovaya sistema «KonsultantPlyus». Help legal ConsultantPlus system. - 27.03.2017. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111638 (in Russian)]

9. Сычев А.Н. Перспективы развития отечественного фармацевтического рынка // Рецепт. - 2015. -№1(99). - С. 115-122. [Sychev A.N. Retsept. Recipe. - 2015. - N1(99). - P. 115-122. (in Russian)]

10.Фармацевтический рынок России 2016 // DSM Group. - 27.06.2017. http://www.dsm.ru/docs/analytics/ Annual_Report_2016_rus.pdf [Pharmaceutical market of Russia 2016. DSM Group. DSM Group. - 27.06.2017. http://www.dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2016_rus.pdf (in Russian)]

11. Федеральный закон РФ «Об обращении лекарственных средств» N 61-ФЗ (ред. 01.01.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - 27.03.2017. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99350 [The federal law of the Russian Federation "About drug circulation" N 61-FZ (an edition 01.01.2017). Spravochnaya pravovaya sistema «KonsultantPlyus». Help legal ConsultantPlus system. -27.03.2017. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350 (in Russian)]

12. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. Ш23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Справочная правовая система «ГаранПлюс». - 19.03.2017. http://base.garant.ru/ 0012192217 [The federal law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ "About bases of protection of public health in the Russian Federation". Spravochnaya pravovaya sistema «GaranPlyus». Help legal Garanplus system - 19.03.2017. http://base.garant.ru/0012192217 (in Russian)]

13.Шишкин А.И. Импортозамещение как одна из мер противодействия внешним угрозам России // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - №3. - С. 84-90. [Shishkin A.I. Ekonomika. Nalogi. Pravo. Economy. Taxes. Right. - 2016. - N3. - P. 84-90. (in Russian)]

Информация об авторах

Данилов Андрей Игоревич - ассистент кафедры клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Асриев Сергей Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Смоленского филиала ФГБОУ ВО «Российсаяй академия народного хозяйства и государственной службы» при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Лаврова Елена Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Смоленского филиала ФГБОУ ВО «Российсаяй академия народного хозяйства и государственной службы» при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.