Научная статья на тему 'Анализ фармацевтического рынка российской Федерации'

Анализ фармацевтического рынка российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6563
819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / КОММЕРЧЕСКИЙ РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / PHARMACEUTICAL MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION / PHARMACEUTICALS / COMMERCIAL MARKET DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акафьева Татьяна Игоревна, Землянова Марина Александровна

Представлен анализ фармацевтического рынка Российской Федерации за 2011 г. Рассмотрены такие показатели, как: соотношение импортных и отечественных товаров, структура коммерческого рынка лекарственных средств по ценовым секторам, соотношение доли анатомо-терапев-тических групп лекарственных средств в объеме аптечных продаж, соотношение лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке и др., а также выделены лидеры среди производителей лекарственных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical market analysis of the Russian Federation

The review presents an analysis of the pharmaceutical market in the Russian Federation in 2011. In order to implement the most comprehensive analysis of the pharmaceutical market were considered such factors as: the ratio of imported and Russian products, the structure of the commercial market of medicines under price sector, the ratio of the share of anatomical therapeutic groups of drugs in pharmacy sales, the ratio of drug prescription and OTC drugs on commercial market, the volume of hospital procurement and supply of medicines in Reimbursement Program, the volume of imports of Russian pharmaceutical products in the world, and will highlight leaders among manufacturers medicines.

Текст научной работы на тему «Анализ фармацевтического рынка российской Федерации»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 БИОЛОГИЯ Вып. 1

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 615.1

АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. И. Акафьеваа ь, М. А. Земляноваа

а Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, 614045, Пермь, ул. Монастырская, 82; [email protected]; (342)2363930 ь Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Представлен анализ фармацевтического рынка Российской Федерации за 2011 г. Рассмотрены такие показатели, как: соотношение импортных и отечественных товаров, структура коммерческого рынка лекарственных средств по ценовым секторам, соотношение доли анатомо-терапев-тических групп лекарственных средств в объеме аптечных продаж, соотношение лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке и др., а также выделены лидеры среди производителей лекарственных препаратов.

Ключевые слова: фармацевтический рынок Российской Федерации; лекарственные препараты; коммерческий рынок лекарственных средств.

Введение

Фармацевтический рынок является одним из наиболее быстро развивающихся рынков во всем мире. На сегодняшний день большое количество компаний планируют к запуску заводы по производству лекарственных препаратов на территории России. По данным информационного web-журнала «Клиническая фармация» в течение последних 10 лет отмечается неуклонный рост объема фармацевтического рынка России в денежном выражении, который в 2011 г. составил в 15.4 млрд долларов США Поставки медикаментов на российский рынок фармацевтической продукции осуществляют около 1200 различных компаний более чем 60 стран мира [Ашер, 2012]. Однако для российского фармацевтического рынка существует ряд характерных особенностей, которые могут негативно отразиться на положительной динамике рынка. В связи с этим актуальным является анализ состояния фармацевтического рынка России с целью дальнейшего определения тенденций и перспектив его развития.

Соотношение импортных и отечественных препаратов

Развитие российского фармацевтического рынка обусловило увеличение числа поставщиков лекарственных средств: количество иностранных компаний, присутствующих на нашем рынке, с нескольких десятков возросло до нескольких сотен, а оптовых посредников - с 200 до 7000. Следствием стремительного расширения оптового сек-

тора явился значительный рост количества зарегистрированных лекарственных препаратов. За последние пять лет было зарегистрировано более 6.5 тыс. наименований лекарственных средств, из которых на долю отечественных приходится менее 20% [Аналитический..., 2010; Обзор..., 2011; Аналитический ..., 2012].

По оценке экспертов более 80% из всех регистрируемых лекарственных средств приходится на долю воспроизведенных препаратов, называемых также «дженериками». При этом стоит заметить, что список популярных в России дженериков весьма специфичен в связи с преобладанием дженериков старого поколения. Так, в соответствии с экспертной оценкой, первые 100 препаратов, наиболее часто используемых в России, никак не соотносятся с первой сотней, используемых промышленно развитыми странами, имеющими сходную с нашей страной структуру заболеваемости. Однако несмотря на дженериковую ориентацию отечественного рынка, доля инновационных лекарственных средств постепенно растет [Аналитический., 2010; Обзор ., 2011; Аналитический ., 2012].

Основной страной-поставщиком лекарственных средств в Россию является Г ермания. Доля препаратов, произведенных в Германии, на российском рынке составляет 15.3%, произведенных во Франции - около 11.8%, Великобритании - 8.3%, Швейцарии - 8.14%, США - 8.8% Австрии - 6.52%, Венгрии - 6.04%, Словении - 5.33%, Индии - 5.25%, Бельгии - 3.47% [Обзор ., 2011].

© Акафьева Т. И., Землянова М. А., 2013

58% (в натуральном выражении) реализованных на рынке лекарственных средств за 2011 г., являются отечественными, однако по причине относительно низкой стоимости их доля в денежном выражении не превышала 23%. Соответственно лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка - 77% по итогам года, и составляли 42% в натуральном объеме рынка [Аналитический ..., 2012].

Структура коммерческого рынка лекарственных средств по ценовым секторам

Структура коммерческого рынка лекарственных средств в 2011 г. по ценовым секторам немного изменилась по сравнению с 2010 г. Сократилась доля лекарств с ценовым диапазоном 50-150 руб./упак. на 4.5%; удельный вес лекарств ценой от 150 до 500 руб. за упаковку, напротив, увеличился (с 41.2% до 44.3%). Препараты низшей ценовой группы (дешевле 50 руб./упак.) ослабили свои позиции, уменьшив долю лекарств с 11.0% до 9.0%. Лекарства ценой от 500 руб. за упаковку занимали по итогам 2011 г. долю 21.3% коммерческого рынка, что на 2.4% больше, чем в 2010 г, что может быть связано с повышением уровня благосостояния потребителей и, соответственно, со смещением потребительских предпочтений в сторону более дорогих препаратов. За год средняя стоимость упаковки лекарств выросла на 18.6% [Аналитический., 2010; Максимкина, 2011].

За год больше подорожали лекарства российского производства (на 20.8% по сравнению с 2010 г.), средняя стоимость упаковки которых в 2011 г. была равна 35.4 руб. Увеличение цены импортных препаратов составило 11.8% (средняя стоимость в 2011 г. равна 162.5 руб./упак.) [Максимкина, 2011; Ашер, О’Коннелл, Урожаева, 2012].

Рост цен мог быть вызван активной деятельностью фармдистрибьюторов на российском рынке, чего можно избежать, осуществив переход части фармпроизводителей к прямому партнерству с аптечными сетями, минуя традиционные услуги фар-мдистрибьюторов и нанимая на принципах аутсорсинга специальные компании - логистических операторов - для обеспечения всего комплекса логистики и доведения продукции от производителя до конечного потребителя.

Соотношение лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке

Коммерческий сегмент рынка по итогам 2011 г. представлен на 52% рецептурными препаратами и на 48% безрецептурными.

Прирост продаж рецептурных лекарств в 2011 г. по отношению к 2010 г. составил 21.1%. При этом увеличился и объем реализованных упаковок на 5.7%. Продажи безрецептурных лекарств в первом месяце зимы 2011 г. увеличились по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на 17.5% (2.5 млрд. руб.). А объем реализованных упаковок, напротив, сократился на 1.3% [Аналитический., 2012].

Соотношение доли анатомотерапевтических групп (АТС-группы) лекарственных средств в объеме аптечных продаж

По итогам 2011 г. максимальная доля (20.5%) в стоимостном объеме коммерческого рынка принадлежит препаратам для лечения заболеваний пищеварительного тракта и обмена веществ; дыхательной системы; нервной системы; сердечно-сосудистой системы (таблица) [Аналитический., 2010; Обзор., 2011].

Соотношение доли АТС-групп в объеме аптечных продаж лекарственных средств

АТС-группы Доля от стоимостного объема продаж, %

Пищеварительный тракт и обмен веществ 20.5

Препараты для лечения заболеваний респираторной системы 13.4

Препараты для лечения заболеваний нервной системы 13.2

Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы 12.4

Препараты для лечения урогенитальных органов и половые гормоны 7.2

Противомикробные препараты системного использования 7.1

Препараты для лечения костно-мышечной системы 7.3

Препараты для лечения заболеваний кожи 5.3

Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 4.2

Препараты, влияющие на кроветворение и кровь 3.0

Препараты для лечения заболеваний органов чувств 2.8

Прочие препараты 5.0

Практически во всех терапевтических группах доминирует импортная продукция. Особенно сложна ситуация с отечественной продукцией в самых наукоемких терапевтических направлениях -группах-лидерах по объемам продаж. Препараты первых пяти терапевтических групп занимают более 50% рынка [Паутова, Денисова, 2011].

Лидеры среди производителей лекарственных препаратов

В 2011 г. в аптечном рынке России присутствовало около 900 фирм производителей лекарственных препаратов. На первом месте по объему аптечных продаж лекарственных средств в России находится компания SANOFI-AVENTIS. Доля коммер-

ческого рынка лекарственных средств, контролируемая лидером, составила в 2011 г. 5.41%. Также лидерами по объемам продаж являются: ФАРМСТАНДАРТ ООО, BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI, NYCOMED, BAYER SCHERING PHARMA AG, NOVARTIS, GEDEON RICHTER, PFIZER, LEK D.D., SERVIER [Максимкина, 2011].

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, зарубежные препараты пользуются стабильным спросом, поэтому объемы потребления импортных лекарственных средств растут, хоть и умеренными темпами. Так, в рейтинге производителей по объему реализации в аптечном секторе присутствует только одна российская компания «Фармстандарт», остальные ведущие позиции стабильно удерживают крупнейшие мультинациональные компании [Импорт., 2011].

Основные торговые наименования (бренды), доля которых составляет 13.6% от всего объема аптечного рынка лекарственных средств, являются: Арбидол (1 место по объемам продаж), Эссенциале, Виагра, Ли-некс, Конкор, Терафлю, Актовегин, Нурофен, Ме-зим, Анаферон [Максимкина, 2011].

Больничные закупки и поставки лекарственных средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)

В отличие от коммерческого сегмента, где объемы реализации лекарств во многом зависят от спроса и платежеспособности населения, больничные закупки и поставки по ДЛО связаны с объемом денежных средств, выделенных государством на их закупку в отчетный период.

Больничные закупки и поставки лекарственных средств в рамках программы Дополнительного лекарственного обеспечения в значительной степени обеспечиваются импортными лекарственными средствами. По итогам I полугодия 2011 г. совокупный объем поставок по двум направлениям, финансируемым из государственного бюджета, превысил 408 млн упаковок на сумму 85.7 млрд руб. В рублевом эквиваленте темпы роста объемов поставок составили 9.5%, тогда как в натуральном выражении отмечено их сокращение на 4%. Доля препаратов зарубежного производства в совокупном объеме поставок за счет государственных средств составила 84.9% в денежном и 27.7% в натуральном выражении, что превышает аналогичный показатель для коммерческого сектора.

В рамках двух направлений закупаются преимущественно препараты производства стран Западной Европы, США, Канады и Японии. На долю препаратов, произведенных в России, приходится лишь 15.1% закупок.

Таким образом, крупнейшие иностранные компании играют ведущую роль в лекарственном обеспечении льготных категорий российских граждан и пациентов стационаров, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Несмотря на активное лоббирование отечественными компаниями программы импортозамещения,

препараты зарубежных корпораций аккумулируют большую часть сегмента больничных закупок и поставок для льготных категорий населения, а также коммерческого сегмента [Паутова, Денисова, 2011].

Импорт российской

фармацевтической продукции в страны мира

Доля российского рынка в общемировом объеме составляет около 1%. Однако уже сегодня он практически сопоставим по своим объемам с рынками Мексики, Аргентины, Канады, Испании, Турции и Польши. Большое количество населения со средним и ниже среднего достатком и одновременно имеющая место низкая культура потребления медикаментов не позволяют России перейти в клуб стран с большей долей в общемировом масштабе [Болл, 2011].

Продукция российских фармацевтических компаний не востребована в странах дальнего зарубежья по причине ветхости производственных мощностей, устаревшего ассортимента, а также практического отсутствия внедренных стандартов производства лекарственных средств.

Экспорт российской продукции происходит в основном в страны Европы и Азии. Объемы экспортируемой продукции минимальны (около 328 млн долл. США в год), что в 20 раз меньше импорта. В основном экспортируется иммунобиологическая продукция и вакцины. Разработка этих инновационных препаратов осуществлялась еще во времена СССР.

Страны ближнего зарубежья более активны в закупке российской продукции. Однако уже сегодня наблюдается обратная динамика - спрос на российские лекарственные средства постепенно уменьшается в связи с тем, что на местных рынках также происходит реформирование локальной фарминдустрии [Болл, 2011].

Заключение

В целом отмечается рост объема фармацевтического рынка в денежном и натуральном выражении, увеличение количества поставщиков лекарственных средств, в основном за счет привлечения на наш рынок иностранных фармацевтических компаний.

В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить: рост цен на лекарственные средства, снижение продаж лекарственных средств низкого ценового сегмента и увеличение продаж дорогих лекарственных средств.

Рост фармацевтического рынка в течение 2011 г. обусловлен как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией. Следует отметить, что прогнозируемый рост фармацевтического рынка России ведет к возрастанию конкурентного давления со стороны зару-

бежных производителей, которое в долгосрочной перспективе российские предприятия могут не выдержать. Тем не менее отечественная фармацевтическая отрасль имеет огромный потенциал роста (увеличение выручки, прибыли и прирост стоимости капитала), и при сохранении наметившихся тенденций в отрасли этот потенциал с большой вероятностью может быть реализован.

Библиографический список

Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2009 года» // DSM Group [сайт].

[2010]. URL: http://www.dsm.ru/marketnews/1087_

15.03.2010 (дата обращения 20.01.13). Аналитический обзор «Фармацевтический рынок

России. Итоги 2010 года» // DSM Group [сайт].

[2011]. URL: http://www.dsm.ru/marketnews/1122_

01.06.2011 (дата обращения: 26.01.13). Аналитический обзор «Фармацевтический рынок

России. Итоги 2011 года» // DSM Group [сайт].

[2012]. URL: http://www.dsm.ru/ marketnews/1137_

16.02.2012 (дата обращения: 26.01.2013).

Ашер Я., О’Коннелл Ш., Урожаева Ю. Эволюция

системы здравоохранения в России // Информационный web-журнал «Клиническая фармация» [сайт]. [2012]. URL: http://hospital-

apteka.ru/digest/ obmenmneniyami/ 1688-

evolyuciya-sistemy-zdravo hraneniya-v-rossii.html (дата обращения: 25.01.2012).

Болл С.В. О необходимости создания единой интегрированной системы для развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Медицинский портал [сайт]. [2011]. URL: http ://rudoctor.net/meditine2009/bz-fw/ med-wmiax.htm (дата обращения: 16.01.2013).

Импорт лекарственных средств в Россию по итогам 2011 года // Фарм. вестник [сайт].

[2011]. URL: http://www.pharmvestnik.ru/publs/ analitika/55250080255791.html (дата обращения:

30.01.2013).

Максимкина Е.Н. Развитие российского фармрынка // Microgen [сайт]. [2011]. URL: http ://eng. microgen. ru/spec/ practice/data/ic408/1344/ (дата обращения:

29.01.2013).

Обзор Российского фармацевтического рынка // Infarma consulting [сайт]. [2011]. URL: http://infarma.ru/analitics/market/ article_1 (дата обращения: 26.01.2013).

Паутова Е., Денисова М. Фармацевтический рынок России. Аналитический обзор // Medi.As [сайт]. [2011]. URL: http://medi.az/index.article& id=1081:2011-05-09-14-48-31&catid=28&Itemid = 100119 (дата обращения: 20.01.2013).

Поступила в редакцию 25.01.2013

Pharmaceutical market analysis of the Russian Federation T. I. Akafeva, laboratory assistant, student

FBSI «Federal Scientific for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies», 82, Monastyrskaja str., Perm, Russia, 614990 Perm State University. 15, Bukirev str., Perm, Russia,614990 M. A. Zemlyanova, doctor of medicine, professor

FBSI «Federal Scientific for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies», 82, Monastyrskaja str., Perm, Russia, 614990; [email protected]: (342)2363930

The review presents an analysis of the pharmaceutical market in the Russian Federation in 2011. In order to implement the most comprehensive analysis of the pharmaceutical market were considered such factors as: the ratio of imported and Russian products, the structure of the commercial market of medicines under price sector, the ratio of the share of anatomical therapeutic groups of drugs in pharmacy sales, the ratio of drug prescription and OTC drugs on commercial market, the volume of hospital procurement and supply of medicines in Reimbursement Program, the volume of imports of Russian pharmaceutical products in the world, and will highlight leaders among manufacturers medicines.

Key words: pharmaceutical market of the Russian Federation; pharmaceuticals; commercial market drugs.

Акафьева Татьяна Игоревна, лаборант, студент

ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»

ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Землянова Марина Александровна, доктор медицинских наук, профессор

ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.