Научная статья на тему 'Исследовательские компании. Виды и источники информации о фармацевтическом рынке'

Исследовательские компании. Виды и источники информации о фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1635
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Е. О.

В то время как в целом в РФ отраслевой сектор исследовательских фирм еще не сложился, в фармацевтике инфраструктура маркетинговых исследований достигла высокой степени развития. К концу 2005 г. здесь даже наметилась тенденция слияний и поглощений1, хотя число специализированных исследовательских компаний невелико в силу ограниченных размеров самого рынка лекарств, который они обслуживают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательские компании. Виды и источники информации о фармацевтическом рынке»

КОНЪЮНКТУРА СПРОСА

Е.О.ТРОФИМОВА, к.б.н., ЗАО «ЦМ Фарм» («Цитомед. Маркетинг»)

Исследовательские компании:

ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ФАРМРЫНКЕ

В то время как в целом в РФ отраслевой сектор исследовательских фирм еще не сложился, в фармацевтике инфраструктура маркетинговых исследований достигла высокой степени развития. К концу 2005 г. здесь даже наметилась тенденция слияний и поглощений1, хотя число специализированных исследовательских компаний невелико в силу ограниченных размеров самого рынка лекарств, который они обслуживают.

ПРОФИЛЬ РЫНКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Субъектами рыночных исследований могут выступать компании различного профиля. В частности, исследованиями потребителей активно занимаются рекламные агентства, а аналитическими исследованиями как составной частью бизнес-консультирования — консалтинговые фирмы. Однако основными фигурами на этом рынке являются исследовательские компании, специализирующиеся на маркетинговых и социологических исследованиях. Исследовательский бизнес РФ представлен компаниями различного масштаба и различной специализации2. Крупные компании — это, прежде всего, подразделения глобальных исследовательских сетей (ACNielsen, GFK RUS, TNS, COMCON, IPSOS — F.Squared, Business Analytica, A/R/M/I Marketing / Milword Braun, Synovate), а также крупные российские фирмы (ROMIR-Monitoring, Magram Market research, Validata, RPPG). В соответствии с составленным в 2005 г. независимым рейтингом ведущей по региональному охвату всеми видами исследований в РФ является сеть TNS [6]. На рынке фигурируют также средние и мелкие игроки, которые фокусируются на исследованиях в отдельных регионах. Они часто выступают в качестве субподрядчиков полевых работ, проводи-

мых крупными фирмами, однако ряд лидеров этого бизнеса, как, например, ROMIR-Monitoring и COMCON, имеют свои собственные региональные подразделения, что позволяет им лучше контролировать ход исследования и оптимизировать сроки и стоимость их проведения [1].

Среди фирм, для которых маркетинговые исследования являются основным видом деятельности, можно выделить универсальные компании, предоставляющие полный набор услуг в сфере маркетинговых исследований (с постановкой задач, разработкой методики, составлением анкет, сбором данных, анализом, интерпретацией, подготовкой отчета), а также компании, обеспечивающие выполнение одной или нескольких операций (например, непосредственное проведение телефонных опросов) или специализирующиеся на определенных отраслевых рынках. Все крупные компании, упомянутые ранее, относятся к разряду универсальных. Универсальные компании отличаются по видам и направлениям проводимых исследований. Маркетинговые исследования, направленные на получение и анализ первичных данных, разделяют на кастомизированные (заказные), или ad hoc3, и синдикативные. Синдикативные исследования проводятся исследовательскими компаниями по собственной инициативе

■IIEuES

In Russian Federation the marketing research in pharmaceutical field has been showing high grade of development, while the research services in other economical branches has not developed to the full yet. By the end of 2005 there have even been seen fusions and consolidation among pharmaceutical research companies, although the list of such companies in Russia is relatively short, because of limited market sector, they work for. The author gives the detailed description of main actors at pharmaceutical marketing research scene and the services they offer. E.O. Trofimova, PhD in Biology, «Cytomed Marketing Pharm». Research companies. Types and sources of information on pharmaceutical market.

для неограниченного круга пользователей, заинтересованных в одной и той же информации. Это панельные исследования конечных потребителей и других целевых аудиторий, аудиты розничной торговли (ритейл аудит), результаты мониторинга рекламы в СМИ и пр. В отличие от открытых источников информации, результаты синдикативных исследований дороги и поэтому менее доступны, в то же время они существенно дешевле, чем аналогичные данные, полученные компаниями в результате инициированных ими самостоятельных исследований.

Синдикативные исследования могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. Большинство реально проводимых синдикативных исследований носит регулярный характер, поскольку это позволяет отслеживать процессы, происходящие на рынке, в динамике, что составляет особую ценность для компаний-покупателей этой информации. Синдикативные исследования обычно являются коли-

1 На «большом» российском рынке маркетинговых исследований эти процессы идут уже давно.

2 Исследовательские компании, специализирующиеся в основном на социально-политических исследованиях, не рассматриваются.

3 Лат. - Для данного специального случая, для данной специальной цели (создаваемый в каждом отдельном случае).

РИСУНОК 1

Направления маркетинговых исследований и примеры основных исследовательских компаний

чественными, хотя, например, исследования стиля жизни носят во многом качественный характер.

Ad hoc исследования, в отличие от синдикативных, проводятся по заказу отдельных клиентов. Они могут быть и количественными, и качественными. Формат их проведения адаптируется соответственно специфическим запросам заказчиков. В то же время большинство крупных компаний, особенно подразделения международных сетей, используют стандартные брэн-довые методики. Авторитет брэндов придает вес и повышает доверие к проводимым исследованиям, а стандартизация методик позволяет сопоставлять результаты, полученные в разных странах и в различные периоды времени. К стандартизации своих услуг в той или иной степени стремятся все компании. Однако если заказчик заинтересован в гибкости подхода и наиболее полном учете российской специфики, то его ожидания скорее удовлетворят российские исследовательские компании [1].

На рисунке 1 представлен профиль рынка исследовательских компаний с учетом основных направлений их деятельности. Здесь же приведены примеры крупных универсальных исследовательских компаний, которые представляют эти направления. Наиболее широко представлена группа фирм, которые проводят количественные и качественные ad hoc исследования конечных потребителей и других целевых аудиторий. Круг компаний, предлагающих синдикативные услуги, ограничен — он практически исчерпывается примерами, приведенными на рисунке 1 . Лидеры российского рынка маркетинговых исследований — GFK RUS, COMCON, ROMIR-Monitoring и группа TNS — проводят как синдикативные, так и ad hoc исследования потребителей, в т.ч. и медиа-исследования. Кроме того, специализированная компания TNS Gallup Adfac, входящая в группу TNS, является лидером на рынке мониторинга СМИ и рекламы, а GFK RUS имеет также проект ритейл аудита товаров длительного пользования.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Основными клиентами крупных исследовательских компаний являются производители потребительских товаров широкого спроса, поскольку именно в этой области проведение маркетинговых исследований в наибольшей степени распространено и является стандартной практикой, предшествующей принятию стратегических решений и медиа-планированию. Это обусловлено тем, что рынок быстрообращающихся товаров финансируется за счет средств населения и имеет большие обороты, что определяет масштабность проводимых исследований и создает предпосылки для финансирования дорогостоящих работ. Кроме того, ключевой технологией этой отрасли является брэндинг, требующий точного представления о целевых группах потребителей, позиционировании, возможностях рекламных компаний, их эффективности и пр., о чем можно судить только по результатам маркетинговых исследований. Концентрация исследовательских компаний на рынке быстрообра-щающихся товаров обусловлена также

тем, что, независимо от товарных категорий, его сегменты имеют много общего и функционируют примерно одинаково, а следовательно, при их исследовании можно использовать стандартные недифференцированные методики.

Фармацевтический рынок коренным образом отличается от прочих потребительских рынков. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что формирование спроса на рецептурные лекарства (а во многом и на безрецептурные) осуществляется врачами. И именно врачи являются той главной целевой аудиторией, на которую направлены основные промоутерские усилия фармацевтических компаний. Есть и другие особенности, а именно: очень широкий ассортимент категорий товаров (фармакотерапевтичес-ких групп и МНН) и отдельных товарных знаков; большое число компаний-производителей; финансирование бесплатного лекарственного отпуска и госпитальных поставок из государственных источников, которое из года в год становится все более ощутимым и пр. Если говорить о розничной части фармацевтического рынка, то глав-

РИСУНОК 2

Направления исследований на фармацевтическом рынке и примеры основных специализированных исследовательских компаний

ное отличие от других потребительских рынков состоит в том, что единственным местом реализации ЛС является аптечная сеть. С большинством других потребительских товаров (кроме косметических, гигиенических и пр.) в местах торговли лекарства не пересекаются, а следовательно, например, стандартные панели розничного аудита (где аптечный сектор занимает весьма скромное место) для целей анализа фармацевтического рынка оказываются непригодными. То же самое можно сказать и о практике стандартных маркетинговых исследований, где в случае изучения потребительских товаров в центре внимания оказывается конечный потребитель, в то время как в фармацевтике эта целевая группа является объектом исследований только в случае ОТС-препара-тов.

Специфичность фармацевтического рынка, его относительно скромные размеры, характерные для РФ, а также необходимость разработки специальных методик не делали его до последнего времени особенно привлекательным для крупных исследовательских компаний. С другой стороны, и боль-

шинство фармацевтических компаний, в свою очередь, также не тяготело к универсальным исследовательским сетям, поскольку стоящие перед ними задачи носили весьма специфический характер, а относительно скромные масштабы деятельности не позволяли прибегать к дорогостоящим исследовательским проектам, которые могли бы быть интересны крупным игрокам. Исключение составляют работы по исследованию конечных потребителей ОТС-препаратов и па-рафармацевтической продукции, а также изучение медиа-предпочтений и рекламы в СМИ, не требующие дифференцированного подхода. В этих направлениях универсальные компании разного масштаба, осуществляющие синдикативные и ad hoc исследования, выступают в качестве основных поставщиков информационных услуг для фармацевтического сектора. Можно привести ограниченное число примеров специализации глобальных сетевых компаний, представленных в РФ в области фармацевтики. В их числе GFK RUS, где существует самостоятельный отдел Healthcare, занимающийся исследованиями в области ме-

дицины и фармацевтики. Силами этого отдела в отношении безрецептурных препаратов проводится изучение мнения потребителей, исследования рекламы, тестирование концепций и упаковок (используются брэндовые методики GfK). Исследования в области рецептурных препаратов, проводимые GFK RUS, опираются, с одной стороны, на размещение дневников среди докторов различных специальностей для получения информации о выписываемых рецептурных препаратах, с другой — на проведение интервью с врачами и фармацевтами с целью получения данных о мнении и отношении врачей и фармацевтов к различным продуктам. Кроме ad hoc исследований компания осуществляет и ряд регулярных проектов. Еще дальше в этой специализации пошла группа COMCON, где в

1998 г была создана отдельная компания «КОМКОН-Фарма». Она вошла в число исследовательских компаний, сфокусированных на фармацевтическом рынке и сформировавших совершенно отдельный сектор услуг (рис. 2).

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ АУДИТОРИЙ

«КОМКОН-Фарма» проводит четыре основных регулярных исследования — это исследование «Безрецептурные препараты» в рамках масштабного проекта R-TGI (Российский индекс целевых групп), MEDI-Q «Мнение практикующих врачей», PHARMA-Q™ «Мнение провизоров/фармацевтов», PrIndex™ «Мониторинг назначений лекарственных препаратов» в фармацевтических изданиях.

Основные параметры, определяемые в рамках проекта «Безрецептурные препараты» R-TGI, включают структуру заболеваемости; знание, потребление и приверженность потребителей торговым маркам; выбор ими путей лечения, места покупки лекарств; факторы, влияющие на принятие решения о покупке; самостоятельные решения о покупке и следование рекомендациям врачей и пр. В рамках R-TGI исследование проводится ежеквартально на выборке из 16 000 респондентов в 60 городах РФ. Одновременно с оценкой потребительских предпочтений в от-

РИСУНОК 3

Классификация внешних источников вторичной информации, используемых в аналитических исследованиях фармацевтического рынка

ношении безрецептурных препаратов проводится изучение медиа-предпочтений, а также социально-демографических и психографических характеристик потребителей. Помимо РФ аналогичную работу COMCON проводит и в Украине.

Проект MEDI-Q «Мнение практикующих врачей» базируется на стратифицированной выборке врачей 6-ти специальностей в 13 городах России, опрос которых проводится 2 раза в год. Исследование охватывает эндокринологов, психиатров, пульмонологов/аллергологов, педиатров, акушеров-ги-некологов. Работа включает оценку значимости источников информации о ЛС, работы врача и его взаимодействия с пациентами, факторов, влияющих на назначение ЛС, знания и мнения относительно отдельных фармацевтических препаратов и компаний, работы медицинских представителей, социально-демографических характеристик и профессионального статуса врачей и пр. Проект PHARMA-Q™ «Мнение провизоров/фармацевтов» направлен на анализ факторов, оказывающих влияние на профессиональную деятельность аптекарей, ключевых характеристик этой деятельности, а также на изучение мнения аптекарей относительно продукции и компаний-производителей, работы медицинских представителей, деятельности дистрибьюторских компаний.

Если MEDI-Q и PHARMA-Q™ ставят целью выяснить ключевые характеристики целевых аудиторий и их мнение относительно целого круга актуальных вопросов, то задача исследования PrIndex™ «Мониторинг назначений лекарственных препаратов» состоит в отслеживании реально совершаемых врачебных назначений [3]. Исследование, в которое включены врачи 15 специальностей, проводится на основе дневникового метода, в ходе которого оцениваются установки и привычки врачей в отношении осуществляемых ими назначений с получением информации о выписанных препаратах, диагнозах и пациентах. Помимо фармацевтических исследований «КОМКОН-Фарма» проводит работу по рынкам БАД, гигиенических това-

ров, косметики и парфюмерии. На регулярной основе реализуется проект COSMO-Q™ «Мнение менеджеров косметических магазинов», предлагаются специализированные аналитические отчеты на основе исследований R-TGI по БАД, косметике и парфюмерии.

В 2005 г. стартовал еще один проект «КОМКОН-Фарма», реализуемый совместно с НЦМИ «Универсимед», Соп-tentaMedical Index «Мониторинг рекламы лекарственных препаратов и научных статей в специализированных медицинских изданиях». Проект осуществляется с целью комплексной оценки информации, размещенной в специализированных изданиях, предназначенных для врачей и фармацевтов. Исследование направлено, с одной стороны, на изучение рекламных модулей (какие препараты рекламируются, в каких изданиях какую площадь занимают, каковы расходы на рекламу), с другой — на изучение содержания размещенных научных статей (названия статей, их авторы, объемы клинических испытаний, информация о лекарственных препаратах или МНН). В настоящее время в РФ издается более 270 периодических изданий

для врачей и фармацевтов, 110 из них, несущие информацию для большинства врачебных специальностей, вошли в программу мониторинга [4]. Количественные исследования частоты рекламы и затрат на ее размещение являются важной составляющей мониторинга открытых информационных потоков и могут рассматриваться в качестве индикаторов активности по продвижению рецептурных ЛС. С 1995 г. собственный проект мониторинга рекламы в профессиональных медицинских изданиях, в целях проведения ad hoc аналитических исследований, осуществляет компания «ЦМ Фарм» («Цитомед. Маркетинг»).

|АУДИТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Наиболее крупными и влиятельными специализированными исследовательскими компаниями на фармацевтическом рынке являются RMBC и ЦМИ «Фармэксперт» (рис. 2). Эти компании выросли из отделов маркетинга периодических фармацевтических изданий — соответственно, журнала «Ремедиум» и газеты «Фармацевтический вестник», являющихся лидерами

РИСУНОК 4

| Специализированные фармацевтические источники информации

отраслевой периодики. Для этих компаний характерен наиболее широкий охват направлений исследований фармацевтического рынка, в центре которых находится аудит продаж.

До 2000 г. данные о розничных продажах по РФ можно было получить только из одного источника — компании IMS Health, являющейся мировым лидером в этой области. Однако круг пользователей IMS ограничивался в основном крупными международными корпорациями, которые имели подписки на регулярные обзоры IMS сразу по всем интересующим их странам. Для всех остальных игроков российского рынка регулярная информация о продажах была недоступной в силу ее крайне высокой стоимости. В

1999 г. Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) с целью получения альтернативного источника информации о российском рынке был объявлен тендер на проведение аптечного аудита. Этот конкурс выиграла компания RMBC, основание которой тесным образом связано с началом реализации проекта «Розничный аудит ГЛС в РФ»™ и относится к 1999 г. В настоящее вре-

мя стратифицированная выборка включает более 4 000 аптек в 52 регионах РФ, а погрешность данных по всей стране сведена до 10%. В ходе исследования проводится сбор данных о поступлении всех групп товаров: лекарственных средств, изделий медицинского назначения, парафармацев-тиков и т.д. в аптеки (в основном в электронном виде), которые после обработки экстраполируются на всю Россию. Результаты исследований предоставляются пользователям ежеквартально. Аудиторской компанией De-loitte & Touche проведен аудит качества проекта «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, который показал, что процесс сбора и обработки информации соответствует заявленной методологии и характеристикам выборки. В 2001 г. в RMBC инициирован еще один принципиально важный проект — «Госпитальный аудит». Компания регулярно выпускает и другие информационные продукты, среди которых «Импорт-экспорт ГЛС и ФС» (регулярный обзор импортно-экспортных операций по ГЛС и фармацевтическим субстанциям), «Аптечный мониторинг сопутствующих товаров», «Бюллетень рознич-

ных цен на ЛС». С 2004 г. исследования компании расширились за счет аудита фармацевтических рынков Украины, Беларуси и Казахстана, включающего розничные продажи и госпитальные закупки. Помимо регулярных проектов компания RMBC проводит также ad hoc маркетинговые исследования, ориентированные преимущественно на опросы врачей и аптекарей, она также является одним из лидеров по аналитическим исследованиям и бизнес-консультированию на фармацевтическом рынке.

Другой лидер сектора специализированных исследовательских компаний — ЦМИ «Фармэксперт» (год основания 2000) — параллельно с RMBC инициировал свои собственные проекты «Мониторинг розничных продаж ЛС в России» и «Мониторинг больничных закупок ЛС в России». Конкурируют лидеры и в области анализа импорта-экспорта ГЛС и фармацевтических субстанций, ad hoc маркетинговых и аналитических исследований, бизнес-консультирования. Кроме того, ЦМ «Фармэксперт» предлагает отдельные регулярные продукты косметики и средств гигиены, а также по внутреннему производственному сектору «Объемы производства, продаж и номенклатура российских производителей». ЦМ «Фармэксперт» формирует рейтинги фармацевтических производителей, дистрибьюторов и аптечных сетей.

Конец 2005 г. был ознаменован тем, что RMBC и ЦМ «Фармэксперт» объявили об объединении бизнеса в странах СНГ. Несмотря на то, что эти планы так и не были реализованы, попытка объединения была вызвана, по-видимому, высоким уровнем конкуренции в области аудита фармацевтических продаж, где присутствуют также уже названная международная корпорация IMS и две российские фирмы — «Астон-Консалтинг» и DSM (рис. 2). «Астон-Консалтинг» проводит мониторинг госпитальных закупок в основном в Москве и С.-Петербурге (Фар-Мон™). Компания DSM занимается аудитом розничной торговли, причем вплоть до последнего времени она специализировалась на рынках Моск-

таблица 1| Вторичная информация, доступная из внешних источников и используемая для аналитических исследований фармацевтического рынка

Виды информации Спецификация видов информации Первоисточник Источники получения информации Ссылки и издания

Законодательство и нормативные акты (общее и отраслевое) Федеральное и региональное законодательство. Отраслевые нормативные акты Законодательные и исполнительные органы государственной власти Официальные публикации, издания,сайты.Специализированные базы данных, издания и сайты коммерческих организаций

Государственная статистика социальноэкономического развития РФ и регионов Социально-демографическая статистика. Макроэкономическая Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Издания и сайт Росстата www.fsgs.ru; www.perepis.ru

Государственная статистика состояния здоровья населения и организации ле-чебно-профилактичес-кой помощи РФ и регионов Показатели заболеваемости различных групп населения. Сеть и материально-техническая база ЛПУ. Оказание лечебно-профилактической помощи. Занятость в здравоохранении Росстат Издания и сайты Росстата, Министерства здравоохранения и социального развития (Минздравсоц-развития), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ВОЗ www.fsgs.ru; www.gsen.ru; www.who.int

Финансирование здравоохранения Бюджетное Министерство финансов Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) Официальные публикации, издания, сайты www.budgetrf.ru; www.minfin.ru; www.economy. gov.ru

Фонд ОМС ФФ ОМС, ТФ ОМС www.ffoms.ru

Государственная отраслевая статистика Экспорт/импорт фармацевтической продукции Росстат. Федеральная таможенная служба Аналитические отчеты и базы данных коммерческих организаций, публикации в отраслевой периодике www.rmbc.ru; www.pharm- expert.ru; www.dsm.ru

Производство фармацевтической продукции Росстат. ФГУП Гипро НИИМедпром Аналитические отчеты и базы данных коммерческих организаций, публикации в отраслевой периодике www.pharm- expert.ru; www.dsm.ru; www.fbr.info

Розничная торговля Росстат Публикации, издания, сайты Росстата www.fsgs.ru

Информация о деятельности компаний Отчеты и собственная информация компаний. Новости и аналитика. Результаты отраслевых коммерческих исследований Компании. Профессиональные ассоциации. Исследовательские компании Публикации и сайты компаний и профессиональных ассоциаций. СМИ. Отраслевые издания (сборники и периодика). Аналитические отчеты и базы данных коммерческих организаций www.pharm-vestnik.ru; www.remedium.ru; www.rbc.ru и др.

вы, С.-Петербурга и Московской области, а с 2005 г. заявила о более широком охвате регионов. DSM по заказу компаний-производителей проводит «дистрибьюторский аудит» (сбор и обработку данных о продажах дистрибьюторами фармацевтической продукции конкретных производителей), предлагает базы данных по импорту-экспорту и внутреннему фармацевтическому производству, осуществляет аналитические исследования. А ее обзоры состояния российского фарма-

цевтического рынка в целом и его отдельных секторов широко публикуются и находятся в открытом доступе в Интернете.

ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ Н ВТОРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Внешние для компаний-пользователей источники получения вторичной информации могут быть разделены на несколько основных групп (рис. 3). Это официальные государственные источ-

ники, специализированные источники фармацевтической информации (рис. 4), общие источники социально-экономической и деловой информации, а также источники участников рынка.

В составе наиболее широко используемой информации, получаемой из внешних источников, можно выделить несколько блоков (табл. 1). Один из них объединяет общее и отраслевое законодательство, анализ которого особенно важен с точки зрения оценки влияния происходящих изме-

Ш таблица 1 (продолжение)! Вторичная информация, доступная из внешних источников и используемая для аналитических исследований фармацевтического рынка

Виды информации Спецификация видов информации Первоисточник Источники получения информации Ссылки и издания

Информация об объемах и динамике продаж Аудит розничной торговли. Госпитальный аудит Исследовательские компании Базы данных и аналитические отчеты www.rmbc.ru; www.pharmexpert.ru; www.dsm.ru; www.astoncon- sulting.ru

Информация о предложении и ценах Сводные прайс-листы производителей и дистрибьюторов фармацевтической продукции Компании, поддерживающие базы данных Базы данных и бюллетени коммерческих предложений и цен www.fbr.info; www.pharmindex.ru

Информация о ЛС Реестр ЛС, разрешенных к применению в РФ Минздравсоцразвития Официальные издания Государственного реестра ЛС, базы данных и сайты www.regmed.ru; www.drugreg.ru; www.recipe.ru

Фармакотерапевтическая информация Компании-производители. Медицинские исследования. Минздравсоцразвития Справочники и энциклопедии Видаль www.vidal.ru; РЛС www.rlsnet.ru; Справочник М.Д. Мошковского; Большая российская энциклопедия лекарственных средств

Базы данных Медлайн, Кокранов-ская библиотека, www.mediasphera.ru

Медицинские периодические и монографические издания

Официальные издания. Минздравсоцразвития Федеральное руководство для врачей по использованию ЛС www.medlife.ru; Стандарты лечения. Лекарственные средства по программе ДЛО

Информация о конечных потребителях Синдикативные исследования Исследовательские компании R-TGI «Безрецептурные препараты», «КОМКОН-Фарма» www.comcon-2.ru

Информация о медицинской и фармацевтической аудитории Синдикативные исследования Исследовательские компании MEDI-Q, PHARMA-Q, PrIndex™, «КОМКОН-Фарма», GFK RUS www.comcon-2.ru; www.gfk.ru

Информация об аудитории СМИ Синдикативные исследования Исследовательские компании TNS Gallup media, COMCON, GFK RUS, ROMIR-Monitoring www.tns-global.ru; www.comcon-2.ru; www.gfk.ru; www.rmh.ru

Информация о рекламе Синдикативные исследования Исследовательские компании TNS Gallup Adfact, RPRG, «Эспар-Аналитик», ContentaMedical Index «КОМКОН-Фарма» www.tns-global.ru; www.espar.ru; www.rprg.ru; www.comcon-2.ru

нений на условия функционирования рынка. Тенденция усиления государственного регулирования фармацевтической сферы прослеживается в течение всех последних лет. Как следует из проекта среднесрочного социальноэкономического развития страны на 2006—2008 гг.4, ее углубления можно ожидать и в дальнейшем.

Еще один блок информации включает статистические данные, собираемые

4 www.economy.gov.ru

Федеральной службой государственной статистики РФ (Росстат). Это общие показатели, имеющие значение при анализе любых рынков (демографические, социально-экономические, макроэкономические), а также специфические — для фармацевтической и медицинской отраслей (показатели заболеваемости, инвалидизации, структуры и материально-технической базы ЛПУ, численности врачей и среднего медицинского персонала, размеров финансирования, объемов производ-

ства фармацевтической продукции, импорта и экспорта, розничной торговли, динамики цен на медикаменты и пр.). Организации, занимающиеся непосредственным распространением этих данных, — Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата) и Информационно-издательский центр «Статистика России». ИИЦ «Статистика России» обладает эксклюзивным правом

на издание и распространение официальных статистических публикаций и специализированных бюллетеней Росстата, а также предоставляет услуги по удаленному доступу к базам данных в Интернете. Часть наиболее общей информации находится в открытом доступе на сайте Росстата (в частности, годовая статистика и оперативные данные основных макроэкономических показателей, динамики цен, в т.ч. на медикаменты, объема производства, продаж и запасов некоторых препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших ЛС и пр.). Статистика макроэкономических показателей и аналитические обзоры социально-экономического развития страны представлены также на целом ряде других экономических сайтов, например, Экономической экспертной группы (www.eeg.ru) или Института экономики переходного периода (www.iet.ru).

Показателями заболеваемости оперируют Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. На сайте службы публикуются оперативные данные по инфекционной заболеваемости. Полезные сведения о состоянии здоровья населения в сравнении с показателями других стран могут быть получены на сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Однако в целом данные о заболеваемости в РФ и тем более по отдельным регионам можно охарактеризовать как труднодоступные. В открытых источниках информации они появляются с большим опозданием и в недетализированном виде. Информация о регистрационном статусе ЛС, генерируемая Минздравсоц-развития, доступна по отдельным запросам на целом ряде специализированных сайтов (табл. 1). В последнее время существенно расширились источники медицинской информации о ЛС, в частности за счет открытого доступа к Федеральному руководству для врачей по использованию ЛС (www.medlife.ru).

Данные о бюджетном финансировании здравоохранения по регионам

публикуются на целом ряде экономических сайтов, в частности на сайте «Бюджетная система Российской Федерации» (www.budgetrf.ru). Однако по отдельным статьям эти данные не дифференцированы. В результате сведения о региональных расходах на медикаменты в обобщенном виде в открытом доступе отсутствуют. Еще сложнее обстоит дело с получением информации о расходовании средств ОМС.

На основе первичных данных по импортно-экспортным операциям и внутреннему производству отраслевыми информационными провайдерами предлагаются соответствующие базы данных и аналитические отчеты. Исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях. Анализ объемов производства осуществляется на основе данных, предоставляемых компани-ями-производителями в отраслевые структуры Министерства промышленности и энергетики. Основными поставщиками баз данных и бюллетеней коммерческих предложений производителей и дистрибьюторов фармацевтической продукции являются «ФармА-налитик» («Фармацевтический Бюллетень») и «ФармИндекс» (табл. 1). Центральным звеном коммерческой информации о фармацевтическом рынке, формируемой фармацевтическими исследовательскими компаниями (IMS Health, RMBC, ЦМИ «Фармэкс-перт», DSM, «Астон-Консалтинг»), являются результаты синдикативных исследований — аудита розничной торговли и госпитальных поставок (рис. 2). В отношении парафармацевтической продукции, местами реализации которой являются не только аптечная сеть (например, презервативы, лечебная косметика, гигиеническая продукция), но и другие места розничной торговли, в качестве источников информации выступают результаты аудита розничной торговли, проводимого международными сетевыми компаниями ^Nielsen, Business-Analytica, MEMRB).

В открытом доступе в Интернете и в отраслевой периодике находятся толь-

ко наиболее общие сведения о продажах, коммерческих предложениях, ценах, объемах импорта/экспорта и производства. В полном объеме эта информация доступна только подписчикам коммерческих продуктов. Помимо отдельных статистических отчетов и баз данных, отраслевые информационные провайдеры предлагают готовые обзоры по различным рынкам и актуальной отраслевой проблематике. Важным источником аналитической информации о фармацевтическом рынке являются также общие экономические и маркетинговые порталы и сайты, размещающие часть информации в открытом доступе (рис. 3). Наиболее обширный перечень материалов представлен в портале «РосБизнесКонсалтинг» (www.rbc.ru), где в разделе «Медицина и фармацевтика» уже в конце 2005 г. их насчитывалось более 50.

Источниками информации о конечных потребителях, а также медицинской и фармацевтической аудитории являются регулярные синдикативные исследования, которые проводятся «КОМКОН-Фарма» и отчасти GFK RUS (табл. 1). Результаты исследований «КОМКОН-Фарма» широко цитируются в открытых отраслевых источниках, однако полноценная возможность использования данной информации в аналитических исследованиях открывается только пользователям закрытых баз данных и аналитических отчетов. Основными поставщиками сведений об аудитории и рейтингах СМИ являются крупные сетевые компании — TNS Gallup media, COMCON, GFK RUS, ROMIR-Monitoring (рис. 1). «КОМКОН-Фарма» оценивает аудиторию и рейтинги профессиональных медицинских источников. Основным провайдером информации о рекламе в СМИ является TNS Gallup Adfact. «КОМКОН-Фарма» совместно с НЦМИ «Универси-мед» с 2005 г. проводят синдикативные исследования рекламы в специализированных медицинских и фармацевтических изданиях.

Список использованной литературы Вы можете запросить в редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.