Научная статья на тему 'Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года'

Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / РЕЦЕПТУРНЫЕ ЛЕКАРСТВА / ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ / СИСТЕМА ЛЕКАРСТВЕННОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ / PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET / SALES VOLUME / PRESCRIPTION DRUGS / PRICE SEGMENTATION / DRUG REIMBURSEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Инна

Розничный коммерческий сектор — самый значимый сегмент российского фармацевтического рынка, составляющий сегодня около 70%. Это означает, что большинство россиян (за исключением льготных категорий граждан, получающих помощь от государства на приобретение лекарственных препаратов, т.е. со скидкой или бесплатно) по-прежнему оплачивают лекарственные средства из своего собственного кармана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT ONE’S OWN EXPENSE. RUSSIAN PHARMACY MARKET REVIEW 20121

Retail commercial sector is the biggest segment of the Russian pharmaceutical market accounting for about 70%. That means that the majority of Russians (except for privileged categories of citizens who enjoy the public benefit of purchasing drugs at a discount or free provision) still pay for medicines out of their own pockets.

Текст научной работы на тему «Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года»

россиискии и зарубежный рынки

РЕМЩЦЦМ ГГ 63

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Лекарства за свой счет.

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО АПТЕЧНОГО РЫНКА ПО ИТОГАМ 2012 ГОДА

Розничный коммерческий сектор — самый значимый сегмент российского фармацевтического рынка, составляющий сегодня около 70%. Это означает, что большинство россиян (за исключением льготных категорий граждан, получающих помощь от государства на приобретение лекарственных препаратов, т.е. со скидкой или бесплатно) по-прежнему оплачивают лекарственные средства из своего собственного кармана.

Ключевые слова: аптечный рынок, объем продаж, рецептурные лекарства, ценовая сегментация, система лекарственного возмещения

По итогам 2012 г., согласно данным исследовательского агентства IMS Health, объем российского розничного коммерческого рынка вырос на 11% и составил 521 млрд руб. (в ценах конечного потребления; рис. 1). В натуральном выражении сегмент аптечной розницы сократился с 4,6 до 4,4 млрд упаковок, что связано с постепенным снижением спроса на старые ЛС, характеризующиеся про-

должительным приемом, и ростом популярности новых, более эффективных препаратов. Так, например, спрос на активированный уголь, одна упаковка (10 таблеток) которого составляет 1,25 суточных доз для взрослого, упал на 6%. Для сравнения: одной упаковки препарата Смекта №10, применяемого по аналогичным показаниям, хватает на трехдневный курс лечения. Объем потребления этого средства по

Key words: pharmaceutical retail market, sales volume, prescription drugs, price segmentation, drug reimbursement

Retail commercial sector is the biggest segment of the Russian pharmaceutical market accounting for about 70%. That means that the majority of Russians (except for privileged categories of citizens who enjoy the public benefit of purchasing drugs at a discount or free provision) still pay for medicines out of their own pockets.

Inna SIDOROVA, Remedium. DRUGS AT ONE'S OWN EXPENSE. RUSSIAN PHARMACY MARKET REVIEW 2012.

РИСУНОК Г1 Объемы продаж на аптечном рынке в стоимостном и натуральном выражении

600 г 468 521 5 4,5 4,6 4,4

у р 500 - 410 па =у 4 д р

д р 00000 0000 m оо ^

S со £ да о р п S е \о о - л со 3 то о2 р2 п S е \о 1 о 0 -

2010 2011 2012 2010 2011 2012 Источник: IMS Health

рисунок г 2 Объемы продаж кодеинсодержащих препаратов в натуральном выражении, 2011—2012

12 10 8 6 4 2 0

11,4

10,6

3,3

9,3

2,5

0_

7,9

2,9

0_

5,5

2,9

0_

4,7

1,8

LL

Q — 2011 Q — 2012

1,6

Седал M Пентал- Нурофен Пирал- Коделак Терпин-гин ICN Плюс гин код

Источник: IMS Health

итогам года вырос до 1,3 млн упаковок. Стоит также отметить резкое падение спроса (на 70%) на кодеинсодержащие препараты после введения запрета на их отпуск без рецепта. Напомним, что с июня 2012 г., согласно Постановлению правительства РФ от 20.07.2011 №599 «О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», ЛС, в состав которых

64 рщшиим

российский и зарубежный рынки

рисунокГ 3 Долевое соотношение рецептурных/безрецептурных лекарственных препаратов

В натуральном выражении В стоимостном выражении

100 80 - 29,9 30,5 30,4 100 80 - 52,1 52,4 51,4

60 - 60 -

40 20 : 70,1 69,5 69,6 40 20 : 47,9 47,6 48,6

0 0

2010 2011 2012 2010 2011 2012

- OTC OTC □ — Rx Источник: IMS Health

рисунок Г 4 Ценовая сегментация на аптечном рынке в стоимостном и натуральном выражении

100

80

60

40

20

39,3

17,2

38,7

14,5

_I_

0,8

2.3

4.4

23,0

69,5

1,0 2,8 5,3

25,4

65,5

2011

2012

2011

2012

В натуральном выражении

В стоимостном выражении

□ - до 100 руб. Q — от 100

до 300 руб. Q — от 300

до 500 руб. I I — от 500

до 1000 руб. | | — более

1000 руб.

Источник: IMS Health

0

рисунок Г 5 Долевое соотношение жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в стоимостном и натуральном выражении

входит кодеин, можно приобрести в аптеке только при наличии рецепта врача. В результате продажи кодеинсо-держащих ЛС существенно сократились. Например, объем реализации ТН Нурофен Плюс (производитель Reckitt Benckiser) снизился с 9,3 до 2,9 млн упаковок (рис. 2), препарата Терпинкод («Фармстандарт») — с 4,7 до 1,6 млн упаковок.

Свыше 50% аптечных продаж в денежном выражении приходится на рецептурные ЛС (рис. 3). В натуральном выражении их доля меньше и составляет около 30% рынка. Рецептурные ЛС традиционно гораздо дороже OTC-препаратов: в 2012 г. средняя стоимость условной упаковки препарата, отпускаемого по рецепту, составила около 200 руб., без рецепта — 83 руб. Вследствие роста цен доля недорогих ЛС сократилась — многие перешли из сегмента дешевых в сегмент более дорогих. Например, в ценовом сегменте «до 100 руб.» доля препаратов в стоимостном выражении сократилась на 2,7%, в натуральном — на 4% (рис. 4). На долю дорогостоящих ЛС приходится 14% всех продаж в денежном выражении, тогда как в упаковках — всего 1%.

В сегменте препаратов, стоимость которых регулируется государством (ЖНВЛП), средняя цена за условную упаковку составила 103 руб. Для препаратов, не входящих в перечень, этот показатель равен 129 руб. В 2012 г. в число жизненно необходимых и важнейших ЛС входило 567 международных непатентованных наименований. Расширение перечня ЖНВЛП обусловило рост доли входящих в него препаратов в общем объеме продаж в натуральном выражении более чем на 2%, а жесткий контроль цен, напротив, определил сокращение их доли в стоимостном эквиваленте на 1,7% относительно показателей 2010 г. (рис. 5).

Тенденция к снижению спроса на низкоэффективные, устаревшие лекарства отразилась на позиции отечественных препаратов, доля которых в натуральном выражении снизилась на 6%. В стоимостном эквиваленте на лекарства российского производства

анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

РШЩЦЦМ фе0вг 65

рисунок Г 6 Долевое соотношение стран-производителей лекарственных препаратов в стоимостном и натуральном выражении

рисунок Г 7 Топ-10 торговых наименований по объемам продаж на аптечном рынке в стоимостном выражении

6 г

| | — продажи Q — доля

| | — прирост

5

4

3

2

1

0

приходится менее четверти всех продаж (рис. 6). Из иностранных производителей наибольшую долю на российском розничном рынке занимают представители Германии (более 12%) прежде всего компании Menarini Group (Мезим форте, Простамол Уно, Нимесил и др.), Bayer Healthcare (Яри-на, Джес и др.) и Boehringer Ingelheim (Лазолван, Мовалис, Беродуал).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: IMS Health

Лидером на аптечном рынке по итогам года вновь стала компания Sanofi — производитель хорошо известного потребителям гепатопротек-тора Эссенциале Н и спазмолитика Но-Шпа (табл. 1). Доля Sanofi по итогам года составила 5,5%. Препарат Эссенциале Н в этом году возглавляет Топ-10 торговых наименований, обогнав по продажам в рублях Арбидол

(рис. 7). Доля производителя Арбидо-ла — российской компании «Фарм-стандарт» — сократилась до 4,4%. Это произошло не только в результате падения спроса на противовирусный препарат Арбидол (-20%), но и за счет снижения реализации кодеинсо-держащих ЛС, таких как Пенталгин Н, Терпинкод, Коделак. На втором месте находится компания Bayer Healthcare, она демонстрирует положительную динамику по итогам года (+5%). В тройку основных продуктов компании входят контрацептивные препараты Ярина и Джес, а также стимулятор регенерации хрящевой ткани Терафлекс (компания Sagmel Inc., США, входит в группу компаний Bayer). Суммарная доля этих продуктов компании Bayer составляет около 24%. Четвертое место рейтинга занимает корпорация Servier, в портфель продуктов компании входят такие бестселлеры, как Детралекс (для лечения хронической венозной недостаточности) и Предуктал МВ (для терапии ишемической болезни сердца). На пятой строчке рейтинга находится группа компаний Sandoz, ее доля в денежном выражении сократилась до 3,5%. Отрицательная динамика зафиксирована и у компаний Menarini (-6%) и Gedeon Richter (-8%). Объединенная компания Nycomed/Takeda осталась на позиции прошлого года (3,4%). Завершает рейтинг Teva с положительным приростом +6%. В 2014 г. в ряде российских регионов планируется запуск пилотных программ государственной компенсации стоимости лекарств. Переход к системе лекарственного возмещения позволит россиянам снизить свои расходы на медикаменты. Программа государственных соплатежей кардинально изменит структуру фармацевтического рынка — существенно сократится доля аптечного сегмента в пользу государственного сектора. Значительных изменений до этого момента не предвидится: коммерческий сектор российского фармрынка продолжит расти в денежном выражении, при этом в упаковках его объем будет сокращаться примерно на 1—2% в год за счет «отживающих свой век» препаратов.

66 fer рщЩЦЦМ

российский и зарубежный рынки

таблица Г1 Рейтинг компаний — лидеров аптечного рынка

№ Компания Топ-3 торговых наименований компании Доля ТН в объеме продаж компании/ доля компании в руб. Прирост доли Доля ТН в объеме продаж компании/ доля компании в упак. Прирост доли

2011 2012 2011 2012

1 SANOFI Эссенциале Н 18,3% 20,1% 10% 7,7% 8,2% 6%

Но-Шпа 8,4% 8,7% 3% 17,9% 18,5% 4%

Магне В6 5,6% 5,5% -1% 3,6% 3,5% -3%

Итого по компании: 5,5% 5,5% -2% 2,0% 2,2% 6%

2 ФАРМСТАНДАРТ Арбидол 26,3% 21,1% -20% 5,7% 4,5% -21%

Пенталгин 2,2% 10,4% 367% 1,2% 4,9% 306%

Амиксин 4,2% 5,2% 24% 0,3% 0,4% 31%

Итого по компании: 4,9% 4,4% -10% 9,8% 9,5% -3%

3 BAYER HEALTHCARE Ярина 10,2% 9,0% -12% 3,6% 3,2% -10%

Терафлекс 8,4% 8,5% 1% 3,3% 3,1% -5%

Джес 5,1% 6,4% 26% 2,3% 3,1% 35%

Итого по компании: 3,8% 4,0% 5% 1,1% 1,2% 9%

4 SERVIER Детралекс 13,9% 14,2% 3% 5,2% 5,1% -3%

Предуктал МВ 10,3% 9,2% -11% 4,5% 4,1% -9%

Эреспал 8,7% 8,7% 0% 9,3% 10,2% 10%

Итого по компании: 3,7% 3,8% 2% 1,2% 1,3% 8%

5 SANDOZ GROUP Линекс 19,6% 20,3% 4% 13,6% 13,6% 0%

АЦЦ 12,4% 12,4% 0% 15,8% 15,3% -3%

Экзодерил 12,5% 11,2% -10% 7,8% 6,4% -18%

Итого по компании: 3,6% 3,5% -2% 1,6% 1,7% 11%

6 NYCOMED/TAKEDA Актовегин 23,5% 23,6% 1% 9,2% 9,0% -2%

Конкор 17,0% 16,7% -2% 13,3% 13,5% 1%

Кардиомагнил 10,8% 11,7% 8% 15,5% 17,6% 14%

Итого по компании: 3,4% 3,4% 0% 1,5% 1,6% 12%

7 MENARINI Мезим форте 14,2% 13,2% -7% 29,7% 29,0% -2%

Простамол Уно 8,7% 9,1% 4% 2,1% 2,3% 7%

Нимесил 6,7% 6,9% 4% 2,1% 2,2% 6%

Итого по компании: 3,6% 3,4% -6% 1,9% 2,0% 2%

8 NOVARTIS Терафлю 16,8% 12,3% -27% 17,9% 12,5% -30%

Отривин 7,0% 8,6% 23% 10,7% 13,2% 23%

Фенистил 6,5% 6,9% 7% 6,4% 6,7% 5%

Итого по компании: 2,9% 3,1% 5% 1,1% 1,3% 17%

9 GEDEON RICHTER Панангин 12,8% 11,1% -13% 19,4% 17,5% -10%

Диротон 11,6% 10,6% -8% 12,0% 11,0% -9%

Мидокалм Рихтер 5,1% 5,7% 14% 3,6% 3,8% 7%

Итого по компании: 3,2% 3,0% -8% 1,5% 1,5% 2%

10 TEVA Сумамед 14,3% 13,6% -5% 5,9% 5,9% -1%

Хилак форте 7,1% 8,0% 13% 6,6% 7,1% 8%

Амбробене 7,4% 7,5% 2% 11,6% 11,6% 0%

Итого по компании: 2,8% 2,9% 6% 1,6% 1,7% 9%

Источник: IMS Health /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.