Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г'

Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ДИНАМИКА / ЦЕНОВОЙ СЕГМЕНТ / ОТПУСК ПРЕПАРАТОВ / PHARMACEUTICAL MARKET / DYNAMICS / PRICE SEGMENT / DRUG DISPENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 4,6 млрд. упаковок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian pharmaceutical retail market in 20111

According to IMS Health, the sales of drugs in the retail pharmaceutical market increased 1.3% in natural terms compared to the same period of the previous year and equaled 4.6 billion packs.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г»

РШШииМ 31

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 2011 г.

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 4,6 млрд. упаковок.

Ключевые слова: аптечный рынок, динамика, ценовой сегмент, отпуск препаратов

В денежном выражении аптечный рынок вырос на 14,3% по сравнению с 2010 г. и достиг 467,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 101,5 руб. в розничных ценах, увеличившись на 11,8%.

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) в 2011 г. в аптечном сегменте наибольшая доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля которых уменьшилась на 1,2 п.п. по сравнению с прошлым годом, в то время как львиную долю продаж в упаковках составляли препараты нижнеценового сегмента, доля которых, однако, сократилась на 3 п.п. В денежном выражении по итогам 2011 г. снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов. В структуре отпуска препаратов из аптек (рис. 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высо-

Key words: pharmaceutical market, dynamics, price segment, drug dispensing

According to IMS Health, the sales of drugs in the retail pharmaceutical market increased 1.3% in natural terms compared to the same period of the previous year and equaled 4.6 billion packs.

Julia UVAROVA, Remedium. Russian pharmaceutical retail market in 2011.

кой стоимости. В натуральном выражении лидерами являются безрецептурные ЛС, доля которых уменьшилась на 0,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по

итогам 2011 г. лидируют Приволжье и Центр (без учета г. Москвы), меньше всего продаж приходится на г. С.-Петербург и Дальний Восток.

Лидером российского фармацевтического рынка в денежном выражении в аптечном сегменте является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, исключение составляет российская компания «Фармстандарт», занимающая вторую позицию в рейтинге в денежном выражении и первую позицию в натуральных объемах. Все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выражении по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 г. Наибольший прирост продемонстрировала компания Novartis (+26,3% в денежном выражении).

Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам 2011 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 1,3% в денежном выражении. Наибольший прирост продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты Лазолван (+36,8%) и Найз (+27%).

Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 7,5% в денежном выра-

таблица^Ф Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2011 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010,%

2010 2011 2010 2011 упак. руб.

SANOFI-AVENTIS 2,1 2,0 5,7 5,5 -2,2 11,4

PHARMSTAN DART 10,9 9,8 5,1 4,9 -10,5 8,9

BAYER HEALTHCARE 1,1 1,1 3,8 3,8 3,6 15,3

SERVIER 1,2 1,2 4,0 3,8 2,5 7,3

MENARINI 2,0 1,9 3,9 3,6 -2,1 4,2

SANDOZ GROUP 1,4 1,6 3,3 3,6 10,3 22,0

NYCOMED 1,3 1,5 3,4 3,4 10,6 17,5

GEDEON RICHTER 1,5 1,5 3,2 3,3 4,2 14,9

NOVARTIS 0,9 1,1 2,7 2,9 22,1 26,3

TEVA 1,7 1,6 2,7 2,8 -5,1 15,7

Итого 24,2 23,3 37,8 37,5

Источник: IMS Health

таблиц^2 Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011 упак. руб.

ARBIDOL 0,7 0,6 1,5 1,3 -20,0 -5,3

ESSENTIALE N 0,2 0,2 1,1 1,0 -21,2 2,4

ACTOVEGIN 0,1 0,1 0,9 0,9 8,3 13,0

VIAGRA 0,1 0,1 0,9 0,9 -9,7 10,2

LINEX 0,2 0,2 0,7 0,7 -2,5 14,7

ALFLUTOP 0,0 0,0 0,6 0,6 20,2 19,9

CONCOR 0,2 0,2 0,6 0,6 13,4 11,5

LASOLVAN 0,2 0,2 0,5 0,6 23,8 36,8

OCILLOCOCCINUM 0,2 0,2 0,6 0,5 -10,1 1,5

NISE 0,4 0,5 0,5 0,5 19,7 27,0

Итого 2,4 2,3 7,9 7,5

Источник: IMS Health

жении. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 2,3% аптечного сегмента.

В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3.) лидируют препараты для устранения симптомов простуды и кашля (И05), лидерами в этой группе выступают такие ЛС, как Лазолван, Оциллокок-цинум и ТераФлю.

В целом все группы продемонстрировали рост продаж по итогам года в денежном выражении. Наибольший рост был характерен для групп R05, M01, G03. Суммарная доля ведущих EphMRA групп увеличилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 41,8 и 37,8% аптечного рынка соответственно.

рисунок Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.

Общий объем продаж, млрд. упак. Общий объем продаж, млрд. руб.

3,5 4,5 1,3% 4,6 350 14,3% 467,1

3,0 - 300 408,8

2,5 - 250 -

2,0 - 200 -

1,5 - 150 -

1,0 - 100 -

0,5 - 50 -

0 0

2010 2011 2010 2011

Источник: IMS Health

рисунок Г 2 Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

В натуральном выражении

100 80 60 40 20 0

2010

| | — <50 руб.

2,5 3,7

21,4 12,1

60,3

3.2

4.3

22,9 12,3

57,3

2011

Q — 50—100 руб.

100 80 60 40 20 0

В стоимостном выражении

24,6 27,4

15,4 16,0

- 40,6 39,4

9,9 9,5 * 9,0 8,3 1 |

2010

2011

Q — 100—300 руб. Q — 300—500 руб. Q— >500 руб.

Источник: IMS Health

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 2011 Г.

ршшиим ffi; 33

таблица Ведущие EphMRA группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2011, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

R05 [COUGH & COLD PREPARATIONS] 6,3 6,6 6,4 6,8 5,3 21,6

LASOLVAN 2,6 3,0 7,2 8,1 23,8 36,8

OaLLOCOCCINUM 3,4 2,9 9,6 8,0 -10,1 1,5

THERAFLU 3,2 3,0 8,3 7,1 0,3 4,3

J01 [SYSTEMIC ANTIBACTERIALS] 4,2 4,0 4,1 4,0 -2,8 11,4

SUMAMED 2,1 2,3 9,5 9,8 7,0 15,6

AMOKSIKLAV 2,2 2,6 8,0 8,1 12,9 12,8

FLEMOXIN SOLUTAB 2,6 2,9 7,2 7,4 8,3 15,5

N02 [ANALGESICS] 12,7 12,9 4,1 4,0 2,9 11,5

PENTALGIN N 4,0 3,5 11,1 9,7 -10,0 -3,0

NUROFEN PLUS 1,5 1,6 8,6 9,4 6,0 22,2

PENTALGIN ICN 1,8 2,7 5,2 7,8 54,5 66,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R01 [NASAL DECONG/ANTIINFECT.] 5,7 5,8 3,7 3,8 3,0 17,3

AQUA MARIS 3,0 3,1 8,0 7,5 6,2 9,8

TYZINE XYLO 4,2 5,2 6,9 7,5 28,0 27,8

NASIVIN 5,0 4,0 8,9 7,0 -17,9 -8,2

C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 2,6 2,8 3,6 3,5 7,0 13,0

DIROTON 7,4 6,5 12,1 10,7 -6,4 -0,4

PRESTARIUM A 2,6 2,6 9,9 9,3 6,8 6,5

ENAP 10,7 9,5 8,2 6,5 -4,8 -10,0

G04 [UROLOGICALS] 0,9 0,9 3,4 3,4 -0,4 14,3

VIAGRA 9,5 8,7 26,4 25,5 -9,7 10,2

CIALIS 3,3 3,7 9,0 11,1 11,4 39,9

PROSTAMOL UNO 5,1 4,5 10,8 9,3 -13,0 -1,4

M01 [ANTIRHEUMATIC SYSTEM] 1,9 2,1 3,1 3,3 10,2 21,2

ALFLUTOP 2,0 2,1 18,0 17,8 20,2 19,9

MOVALIS 5,5 4,8 16,9 15,9 -3,8 13,5

NISE 20,0 21,3 13,4 13,8 17,7 24,8

G03 [SEX HORMONES-SYSTEMC ONLY] 0,5 0,6 3,1 3,2 8,1 16,4

DUPHASTON 13,4 13,7 13,5 13,2 11,1 14,0

YARINA 6,5 7,0 12,3 12,2 16,3 15,6

JEANINE 3,5 3,8 6,1 6,5 19,6 23,7

A05 [CHOLAGOGUES-HEPATIC PROCT] 1,2 1,1 3,0 2,9 -6,0 10,3

ESSENTIALE N 16,5 13,9 37,7 35,0 -21,2 2,4

HEPTRAL 1,8 2,2 14,2 14,9 17,0 15,9

ESSLIVER FORTE 6,7 7,3 7,8 7,4 2,2 5,2

A11 [VITAMINS] 5,1 5,0 3,0 2,9 -0,1 8,8

MILGAMMA 2,3 2,3 8,7 8,9 -0,4 10,2

COMPLIVIT 3,5 3,3 6,9 6,2 -5,7 -1,4

SUPRADYN 1,0 1,2 5,4 6,0 12,5 22,4

Итого 41,3 41,8 37,5 37,8 1,3 14,3

Источник: IMS Health

рисунок Гз Структура препаратов аптечного рынка РФ по статусу отпуска из аптек

100 В натуральном выражении 100 В стоимостном выражении

28,4 29,0

80 - 80 - 50,3 50,7

60 - 60 -

40 - 71,6 71,0 40 - 49,7 49,3

20 20 ' |

0 2010 2011 0 2010 2011

□ - Otc Q — Rx Otc Q — Rx

Источник: IMS Health

рисунок г 4 Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 2011 г.

Доля в упаковках 9

1 — Rest of Central FO, 21,0%

2 — Privolzhski FO, 21,9%

3 — Moscow city, 9,4%

4 — Sibirian FO, 12,4%

5 — South FO, 13,0%

6 — Uralski FO, 7,8%

7 — Rest of North-West FO, 7,6%

8 — St. Petersburg city, 3,5%

9 — Far-East FO, 3,4%

Доля в рублях 9

1 — Rest of Central FO, 19,3%

2 — Privolzhski FO, 19,0%

3 — Moscow city, 15,3%

4 — Sibirian FO, 11,8%

5 — South FO, 11,6%

6 — Uralski FO, 7,6%

7 — Rest of North-West FO, 7,0%

8 — St. Petersburg city, 4,2%

9 — Far-East FO, 4,1%

Источник: IMS Health

Ф

Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА.

ршшиим ф^;; 35

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Рынок иммуностимуляторов

По данным маркетингового агентства IMS Health, объем реализации аптечных продаж рецептурных иммуностимуляторов по итогам MAT III квартала 2011 г.2 составил 21,6 млн. упаковок на сумму 6,8 млрд. руб. в ценах конечного потребления. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок вырос на 7,6 и на 11,4% соответственно.

Рецептурные иммуностимуляторы представлены на российском аптечном рынке в виде различных лекарственных форм: суппозитории, таблетки, инъекции, наружные. Почти четверть из них приходится на таблетирован-ные формы, объем продаж которых по

1 В статье анализировались данные группы L03A [Иммуностимуляторы].

2 Суммарный объем продаж за IV квартал 2010 г., 1-111 кварталы 2011 г.

В настоящее время на рынке иммуностимуляторов1 представлено значительное количество торговых наименований, наибольшую долю продаж среди которых как в натуральном, так и в стоимостном выражении составляют препараты рецептурного отпуска.

рисуно^1 Структура продаж оральных иммуномодуляторов рецептурного отпуска. Доля продаж в натуральном выражении, MAT III квартала 2011 г., %

6 7

1 — Циклоферон, 41,1%

2 — Бронхо-мунал, 26,3%

3 — Ликопид, 13,2%

4 — Рибомунил, 9,8%

5 — Метилурацил, 6,0%

6 — Амиксин, 2,7%

7 — Уро-Ваксом, 0,8%

ЗАЩИТИ СЕБЯ

И СВОЮ СЕМЬЮ

НЖЕЖИ

www.grippuNET.ru

ЦИКЛОФЕРОН

пОпвтни, гокрытые

МЪЧ ИЛПЛСТГ.ПрНМЛ it (ifidtfKWHClH 1 БО 1.11

10 läÜjiecü«

ООО НОучнф-гвимфЛОГмчДО^ай форн*1Ш«гинг<;|;1п if.Hj.h^-raniLAh

итогам MAT III квартала 2011 г. составил 4,8 млн. упаковок, что превысило уровень прошлого года всего на 2,2%. В денежном выражении объем реализации этих препаратов вырос на 7,6% до 1,6 млрд. руб.

В группе оральных рецептурных иммуностимуляторов представлено 7 торговых наименований, лидером среди которых в натуральном выражении (рис. 1) является препарат Циклофе-рон® производства НТФФ «ПОЛИСАН», занимающий также вторую позицию в денежном выражении. По итогам MAT III квартала 2011 г. аптечные продажи препарата показали значительную динамику роста по сравнению с MAT III квартала 2010 г., опережая рост сегмента в целом (рис. 2). Так, продажи Циклоферона® увеличились на 11,5% в натуральном выражении, в то время как сегмент в целом вырос на 2,2%. В денежном выражении это значение составило 12,5% против 7,6%. Циклоферон® применяется в комплексном лечении и для экстренной профилактики гриппа и острых респираторных вирусных заболеваний, для

1суно^2 Сравнение приростов продаж Циклоферона и сегмента оральных рецептурных иммуномодуляторов, MAT III квартала 2011/MAT III квартала 2010, %

терапии герпетической инфекции, вирусных гепатитов В и С, кишечных инфекций, нейроинфекций и др.

Циклоферон® выпускается в кишечно-растворимых таблетках в дозировке 150 мг №10 (50).

IV Ежегодный Всероссийский Конгресс по инфекционным болезням

26-2S марта 2012 года

Гсгсгцница "^эднгион Смаемн^чап' ^VIuciblj. Ппччиидь йврсиы, 2J

Upri-jt: при füHrpcGM

<■ !• W■ [rtp; 11M lipÉtùùи EHptViB-iHii :н XHMH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ irntpmHjl n; -IT.V1V,-r ^lüliurj 1[1E

itrnHkrtrtl и IwmwirtTtmwa

< PIEEfAOOF JIIJIUFF игуилLffO h3pÉ

' UlHlfJl'bWJd ".'.n.'l'HlIUFILhl'Hd ^ПйШДОчДОЭД!

■ hlHHUUIH ЧГМП DOupm HrrtFiiYTHFrT.JJ

I HiuijijrLijF J типм-юлзг'л

■ 'ÎlipiLÎ|JJ Id.L.IV :i+ LI|Ljl 'ГНГ

ï'irr*: ■ uz 1ан niarpiHnt

Vwjflw IJffll JlMfflilîfruMï rpjJ rrrq?я- ne: спив:-iu

УЫСГп! НйиПйРнУ I HltTJkUf H НнрЧмЗН ПртГркНЙ*

tau Бщлчитоы Ы : Uffii ЫТ-ИНЕ;-41 ЛЦр: Ш41М l-rui lïlHlïlllKÏriïhllj

www.congr«

Нарчмн прпгрмна КшгрвЕСй

■ ННЛШИк I 31iOMi:rürFlEEi!U 'lll'.p. Ii J-C[i_.r*Fi-.b Ьн

n Ib^hjJnUfl iarMi FLMH

• ljfNk-Г ][|[(U Lt!IU3VtH ИВДИСКЕЙ r>]U[UF Pi:ir[p|H

■ ItrtH-F . i-Î-IfuJ:'I i>J ПИНИ'ИЧ

F HhlYlTUl-H К-1]К1' HKtKTlW:hlUÏ hUEl-llï H 1:(НИ1Л

- H'DEHiKHHkE lri:r[|]h№l pvvi

H я егдокмшм-СЧ lppra

- Hip:m trainnj пилив ■■ 'iiiHiijt: 3H'I Г||ф4ЫМ1 * ДСТШ'Г{-]1>"кЕ HfarEHhttl

- "'ZEiju^nE ::np!iiiii;iipiiiH:nn[»"F]F vinw

"'□EEimrirfMJrH

ЯПДЧ

- Н»чни'ИЕ rjr™mp4i EW-K"'c:i"OECim"i-i 1и«ч*

- lEIirr* [«(tmiJDWfc" fcirrjHEi : T:n'L»"jr«ïj:irHJ4' uunfrf

- Hh-JH[F[4;f iflHliF ■ KI'KUII '-GitlAH-M !iw«l

- Г-^.'иирмгнн J'CiliriCrrjLjnuHiHlölirHHjirtirtJtjL

- Н1Гëà «n^tihi iWÎ'rumïH нн| шц я 71 H.T'jHidi.i m п ut

- ï nfc ctio n.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.