34 ««¥ PtMfffUUM
Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»
Аналитический обзор
РОЗНИЧНОГО
КОММЕРЧЕСКОГО РЫНКА ЛС ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2012 Г,
По данным IMS Health, емкость розничного коммерческого рынка по итогам I полугодия этого года составила 260 млрд. руб., что на 10% больше, чем в I полугодии 2011 г. На фоне небольшого падения спроса в натуральных показателях был зафиксирован рост рынка в рублях, обусловленный увеличением цен на препараты главным образом за счет дорогих рецептурных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, розничные продажи лекарств, ценовая категория, динамика продаж, объем рынка
Согласно данным аналитического агентства IMS Health, емкость розничного коммерческого рынка по итогам I полугодия этого года составила 260 млрд. руб., что на 10% больше, чем в I полугодии 2011 г. (рис. 1). Вместе с тем спрос на лекарственные
препараты в натуральных показателях снизился на 4% и составил 2,3 млрд. упаковок (рис. 2).
Примерно пятая часть (более 50 млрд. руб.) от всего объема рынка в рублях приходится на Центральный федеральный округ, еще около 49 млрд. руб. со-
ставляют продажи в Приволжье, далее следует г Москва с долей рынка свыше 15% (рис. 3). Самая маленькая доля в 4,2% принадлежит самому большому по площади — Дальневосточному федеральному округу. Такая же доля и у г. С.-Петербурга. В целом все регионы продемонстрировали положительную динамику роста в денежном выражении, а в Уральском федеральном округе был зарегистрирован максимальный прирост продаж +14% с 17,4 млрд. руб. до 19,9 млрд. руб.
В денежном выражении коммерческий рынок представлен безрецептурными и рецептурными препаратами в равных
таблица Ti Рейтинг производителей ЛС по итогам I полугодия 2012 г.
№ Компания Доля в руб. I пол. 2011 Доля в руб. I пол. 2012 Прирост доли в руб. Доля в упак. I пол. 2011 Доля в упак. I пол. 2012 Прирост доли в упак.
1 NOVARTIS 6,72% 6,77% 1% 2,68% 2,97% 11%
2 SANOFI 5,33% 5,22% -2% 1,92% 2,04% 6%
3 ФАРМСТАНДАРТ 4,92% 4,18% -15% 9,85% 9,28% -6%
4 BAYER HEALTHCARE 3,67% 3,81% 4% 1,07% 1,15% 7%
5 SERVIER 3,60% 3,69% 3% 1,16% 1,24% 7%
6 NYCOMED 3,31% 3,32% 0% 1,35% 1,50% 11%
7 MENARINI 3,40% 3,27% -4% 1,82% 1,83% 1%
8 GEDEON RICHTER 3,06% 2,93% -4% 1,41% 1,46% 3%
9 ABBOTT 2,53% 2,69% 6% 0,45% 0,55% 23%
10 TEVA 2,57% 2,67% 4% 1,46% 1,52% 4%
11 PFIZER 2,42% 2,40% -1% 0,45% 0,47% 4%
12 STADA 2,34% 2,32% -1% 2,39% 2,50% 5%
13 KRKA 1,99% 2,10% 5% 1,24% 1,32% 6%
14 MERCK SHARP DOHME 1,72% 1,85% 8% 0,40% 0,43% 7%
15 BOEHRINGER 1,81% 1,75% -4% 0,49% 0,49% 0%
16 JOHNSON & JOHNSON 1,62% 1,67% 3% 0,75% 0,89% 18%
17 ASTELLAS PHARMA 1,40% 1,54% 10% 0,35% 0,39% 11%
18 DR. REDDY S LAB 1,41% 1,46% 4% 1,43% 1,56% 9%
19 ЭВАЛАР 1,26% 1,30% 3% 1,05% 1,09% 5%
20 GLAXOSMITHKLINE 1,32% 1,29% -2% 0,63% 0,57% -9%
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОБЗОР РОЗНИЧНОГО КОММЕРЧЕСКОГО РЫНКА ЛС
РШЩЦЦМ c*ff 35
долях, причем в аптечном ОТС-ассор-тименте 5,6% составляют продажи биологически активных добавок (рис. 4). Средняя стоимость упаковки рецептурного лекарственного препарата в 2 раза выше, чем у препарата, отпускаемого без рецепта, поэтому доля Rx-препара-тов в натуральном выражении составляет менее 30% (рис. 5). Доля жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по итогам этого полугодия составила 34,1% в стоимостном выражении и чуть больше в натуральном выражении — 38,4% (рис. 6). По причине жесткого регулирования цен со стороны государства на препараты списка ЖНВЛП средняя цена за упаковку таких лекарственных средств (ЛС) в среднем на 20% дешевле, чем у препаратов, не входящих в этот перечень. Отметим, что за период
Key words: pharmaceutical market, retail drugs sales, price bracket, sales behaviour, market volume
According to IMS Health's data, the retail market capacity at the end of first half of 2012 was RUB 260 bln which is 10% more than at the end of first half of 2011. Against the backdrop of a demand reduction in physical terms the market grew in terms of roubles due to the increases in drugs prices mainly for expensive prescription medicines not included into the Essential Drugs List.
Irina SIDOROVA, Remedium. DRUG RETAIL FIRST HALF 2012 MARKET ANALYSIS.
с I полугодия 2011 г. по I полугодие 2012 г. доля препаратов списка ЖНВЛП в натуральном выражении выросла на 4% главным образом за счет расширения этого списка в 2012 г. на 24 позиции МНН. Всего в этот перечень на 2012 г. вошли 563 международных непатентованных названия. В тройке лидеров рынка две иностранные корпорации — Novartis (с учетом продаж Sandoz group) и Sanofi, а также российская компания «Фарм-стандарт» (табл. 1). Последняя демонстрирует отрицательный прирост продаж как в стоимостном (-15%), так и в натуральном выражении (-6%). Максимальный положительный прирост в рейтинге продемонстрировала компания Astellas Pharma за счет большого роста продаж ТН Де-Нол, Цефо-рал Солютаб, Протопик. Кроме «Фарм-
рисунок Г 1 Динамика продаж лекарственных препаратов на розничном коммерческом рынке в стоимостном выражении
1 — Центральный ФО, 19,4%
2 — Приволжский ФО, 18,9%
3 — Москва, 15,8
4 — Сибирский ФО, 12,0%
5 — Южный ФО*, 11,0%
6 — Уральский ФО, 7,6%
7 — Северо-Западный ФО, 6,9%
8 — Санкт-Петербург, 4,2%
9 — Дальневосточный ФО, 4,2%
* С 2010 г. из состава КЖного ФО был выделен Северо-Кавказский ФО.
Источник: IMS Health
рисунок Г 2 Динамика продаж лекарственных препаратов на розничном коммерческом рынке в натуральном выражении
2
2,5 2,0 I 1,5
ci = 1,0
0,5
0
|- 2,32 -V, -
- 2,38\ 2,29 -
- -4 -
2,0 1,0 0,0 -1,0 -2,0 -3,0 -4,0
I полугодие 2010
I полугодие 2011
I полугодие 2012
Источник: IMS Health
рисунок Г 4 Долевое соотношение рецептурных/ безрецептурных препаратов в стоимостном выражении, I полугодие 2012 г.
1 — БАД, 5,6%
2 — OTC, 44,4%
3 — Rx, 50,0%
1
' PEMEOLIUM
РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
рисунок Г 5 Долевое соотношение рецептурных/безрецептурных препаратов в натуральном выражении, I полугодие 2012 г.
36
стандарта», а также компании STADA1 в Топ-10 попал еще один российский производитель — компания «Эвалар», которая является лидером в сегменте БАД. Доля компании в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. составила 1,3%. Суммарная доля российских производителей в целом по рынку в рублях составляет 25,3% (рис. 7). Продажи препаратов локального производства в натуральном выражении гораздо выше и составляют свыше половины всего рынка (58,1%). Первое место в рейтинге торговых наименований с долей в 1% занимает продукт компании Sanofi для лечения заболеваний печени — Эссенциале Н. Примерно равные доли по 0,8% на рынке занимают антигипоксант Акто-вегин (Nycomed) и противовирусный
1 После приобретения заводов «Нижфарм», «Хемо-фарм», «МАКИЗ-Фарма»и «Скопинфарм» в России немецкий концерн STADA принято считать российским производителем.
препарат Арбидол («Фармстандарт»). В рейтинге торговых наименований помимо его традиционных участников следует выделить препараты, максимальный прирост которых значи-
тельно превысил средние показатели, — это препарат для лечения ожирения Редуксин (прирост продаж в рублях +137%), комбинированный анальгетик Пенталгин 1Ш (+73%), противо-
таблица Г 2 Рейтинг торговых наименований ЛС по итогам I полугодия 2012 г.
№ ТН Доля в руб. I пол.2011 Доля в руб. I пол. 2012 Прирост доли в руб. Доля в упак. I пол.2011 Доля в упак. I пол. 2012 Прирост доли в упак.
1 Эссенциале Н 1,0% 1,0% 6% 0,2% 0,2% 9%
2 Актовегин 0,8% 0,8% -1% 0,1% 0,1% 10%
3 Арбидол 1,4% 0,8% -46% 0,6% 0,4% -41%
4 Линекс 0,6% 0,7% 6% 0,2% 0,2% 12%
5 Виагра 0,8% 0,6% -14% 0,1% 0,1% -12%
6 Алфлутоп 0,5% 0,6% 16% 0,0% 0,0% 23%
7 Конкор 0,6% 0,6% -1% 0,2% 0,2% 13%
8 Детралекс 0,5% 0,5% 13% 0,1% 0,1% 9%
9 Найз 0,5% 0,5% 10% 0,5% 0,5% 6%
10 Мексидол 0,5% 0,5% 3% 0,1% 0,2% 18%
11 Мовалис 0,5% 0,5% -5% 0,1% 0,1% -2%
12 Но-Шпа 0,4% 0,5% 12% 0,3% 0,4% 17%
13 Редуксин 0,2% 0,5% 137% 0,0% 0,0% 112%
14 Лазолван 0,6% 0,4% -20% 0,2% 0,2% -13%
15 Гептрал 0,4% 0,4% 9% 0,0% 0,0% 21%
16 Мезим форте 0,5% 0,4% -10% 0,5% 0,5% 2%
17 Пенталгин ICN 0,3% 0,4% 73% 0,3% 0,4% 55%
18 Кагоцел 0,2% 0,4% 100% 0,1% 0,2% 131%
19 Экзодерил 0,5% 0,4% -13% 0,1% 0,1% -10%
20 Оциллококцинум 0,5% 0,4% -16% 0,2% 0,2% -15%
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РОЗНИЧНОГО КОММЕРЧЕСКОГО РЫНКА ЛС
рщшиим 37
рисунок Г 6 Долевое соотношение ЖНВЛП в стоимостном и натуральном выражении
рисунок Í Долевое соотношение лекарственных препаратов импортного
и российского производства в стоимостном и натуральном выражении
100
80 - 40,1 41,9
% 60 74,2 74,7 | | — Локальные
40 - 59,9 58,1 | | — Импортные
20 0 25,8 25,3
I полугодие I 2011 полугодие I 2012 полугодие I 2011 полугодие 2012
В стоимостном выражении В натуральном выражении
Источник: IMS Health
вирусный препарат Кагоцел (+100%) (табл. 2).
В общей структуре лекарственных препаратов по АТС-группам в денежном выражении наиболее востребованы у потребителей обезболивающие препараты из группы нестероидных противовоспалительных средств и анальгетиков-антипиретиков — доля этих групп составляет свыше 4% от общего объема рынка (рис. 8). Повышенным спросом также пользуются препараты сезонного спроса — сюда относятся сосудосуживающие назальные препараты, иммуностимуляторы, препараты от кашля, противовирусные препараты и витамины, применяемые в период гриппа и простуды, а также антигистаминные препараты, актуальные в период обострения аллергических заболеваний. В рейтинг также попали ингибиторы АПФ — препараты, применяемые для снижения артериального давления, их доля составляет почти 2% от общего объема рынка.
Подводя итог, можно сказать, что розничный коммерческий рынок не претерпел существенных изменений: на фоне небольшого падения спроса в натуральных показателях был зафиксирован рост рынка в рублях, обусловленный увеличением цен на препараты главным образом за счет дорогих рецептурных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП.
рисунок Га Топ-10 АТС-групп лекарственных препаратов по объемам продаж в стоимостном выражении
14
14
15
15 12 1 — M01A [НПВП]
2 — N02B [Анальгетики-антипиретики]
9 3 — R01A [Антиконгестанты местные]
6 4 — L03A [Иммуностимуляторы]
3 5 — R05C [Отхаркивающие препараты]
% 0 6 — J05A [Противовирусные препараты]
О 7 — N06B [Психостимуляторы]
-3 8 — R06A [Антигистамины системные]
-6 9 — C09A [АПФ ингибиторы]
-9 10 — - A11A [Поливитамины]
-12
3 4 5 6 7 8
|~| — I полугодие 2011 Q — I полугодие 2012 Ц — Прирост в руб.
8
6
4
2