Ad discendum, non ad docendum.
Для того чтобы учиться, а не для того чтобы учить.
маркетинг и менеджмент
АНАЛИТИКА
ПРАКТИКА
►
• Госпитальный рынок РФ по итогам I полугодия 2011 г.
• Рынок ОНЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
• Рынок противогрибковых препаратов для лечения заболеваний кожи
• Анализ составов лекарственных препаратов с диклофенаком натрия для местного применения
• Препараты в цифрах и фактах
і
• О том, как подготовиться
к карьере медицинского советника
• Оригинальное лекарственное средство: первый опыт клинического применения (I фаза). Современные требования
• Корпоративная социальная
ответственность как часть стратегии компании \
32 рщЩццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «> 500 руб.», которая увеличилась на 1,2% по сравнению с прошлым годом. При этом в натуральном выражении львиную долю продаж составляют препараты с ценой «< 50 руб.» за упаковку.
В структуре продаж по федеральным округам (рис. 3) по итогам I полугодия 2011 г. лидируют Москва и Приволжье, меньше всего продаж приходится на Северо-Запад (без учета С.-Петербурга) и Дальний Восток.
Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в госпитальном сегменте в денеж-
ном выражении представлена зарубежными компаниями. Лидером среди них является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Наибольший прирост в денежном выражении был характерен для компании Teva (+57,8%). Суммарная доля десятки лидеров сократилась на 2,7 п.п. в упаковках, в денежном выражении — осталась неизменной (31,2%).
Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в госпитальном сегменте по итогам I полугодия 2011 г (табл. 2) является Хлорид натрия, как в натуральном, так и стоимостном выражении (с долей рынка 20,2 и 4,8% соответственно).
Наибольший рост продаж наблюдался у препарата Фраксипарин относительно прошлого года (+81,6% в натуральном и 90% в денежном выражении).
Госпитальный рынок РФ
ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2011 Г.
Согласно данным IMS Health, по итогам I полугодия 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 281,7 млн. упаковок. В денежном выражении госпитальный рынок увеличился на 11,7% и достиг 23 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 81,7 руб. в оптовых ценах.
Ключевые слова: лекарственные препараты, объем реализации, фармацевтический рынок, госпитальный сегмент, структура продаж
Key words: drugs, medicines, volume, pharmaceutical market, hospital market, sales structure
According to IMS Health, in the first half of 2011 the volume of hospital purchases increased 16% in natural terms compared to the same period of the previous year and equaled 281.7 million packs.
HOSPITAL MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIRST HALF OF 2011.
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 33,8% в упаковках, увеличившись на 4,6 п.п. относительно прошлого года. В стоимостном выражении суммарная доля достигла 16,8% (рост составил 2,2 п.п. относительно прошлого года). В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3) лидируют препараты группы Т01 [Антибактериальные препараты для системного использования].
Суммарная доля ведущих групп увеличилась на 0,1 п.п. в натуральном выражении по сравнению с прошлым периодом, составив 63,4%. В стоимостном выражении суммарная доля выросла на 2,9 п.п. по сравнению с I полугодием 2010 г и составила 58,3% сегмента.
Ведущие корпорации госпитального рынка ЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2011/I п/г 2010, %
I полугодие 2010 I полугодие 2011 I полугодие 2010 I полугодие 2011 упак. руб.
SANOFI-AVENTIS 1,2 0,9 7,2 7,0 -11,1 8,7
NYCOMED 0,6 0,5 4,0 4,2 6,2 17,7
ASTRAZENECA 0,2 0,2 3,9 3,7 6,5 5,6
MERCK SHARP DOHME 0,2 0,1 4,0 3,1 -41,3 -13,2
PFIZER 0,3 0,3 2,0 2,6 -11,9 43,7
PHARM-CENTER 9,5 8,2 2,1 2,3 0,1 18,9
TEVA 0,4 0,3 1,5 2,2 5,4 57,8
GLAXOSMITHKLINE 0,3 0,2 1,9 2,2 -0,9 27,0
BIOTEK 11,5 10,7 2,1 2,1 8,6 10,1
ROCHE 0,1 0,1 2,5 2,0 1,3 -8,6
Итого 24,2 21,5 31,2 31,2
Источник: IMS Health
таблица 2 Ведущие торговые наименования госпитального рынка ЛС РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2G11/I п/г 2G1G, %
I полугодие 2G1G I полугодие 2G11 I полугодие 2G1G I полугодие 2G11 упак. руб.
NATRIUM CHLORIDUM 16,6 20,2 3,9 4,8 41,9 36,1
HEPARIN 0,3 0,4 1,0 1,8 44,0 96,9
GLUCOSE 6,3 6,7 1,5 1,7 24,3 23,1
MERONEM 0,0 0,0 1,8 1,7 -3,9 2,8
CLEXAN 0,1 0,1 1,7 1,6 9,7 9,4
ACTOVEGIN 0,2 0,2 1,2 1,3 19,0 19,3
TIENAM 0,0 0,0 1,2 1,1 -3,1 -0,2
CEFOTAXIM 5,6 6,0 1,0 1,0 24,0 17,4
FRAXIPARINE 0,0 0,1 0,5 0,9 81,6 90,0
TAXOTERE 0,0 0,0 0,7 0,9 70,3 41,1
Итого 29,2 33,8 14,6 16,8
Источник: IMS Health
рисунок 1 Госпитальный рынок РФ по итогам I полугодия 2011 г.
Общий объем продаж, млрд. упак.
300 I- +16,0% 281,7
250 242,8
200 -
150 -
100 -
50 -
0 і 1 і
25
20
15
10
5
О
Общий объем продаж, млрд. руб.
+11,7% 23,0
20,6 -------------------------------
I полугодие 2010
I полугодие 2011
I полугодие 2010
I полугодие 2011
Источник: IMS Health
РИСУНОК О Структура ценовых сегментов госпитального рынка РФ по итогам I полугодия 2011 г.
В натуральном выражении
100
80
60
40
20
В стоимостном выражении
100
80
60
40
20
О
51,3
52,5
-
9,5 8,4
16,7 16,5
- 5,8 5,6
16,7 16,9
I полугодие 2010 I полугодие 2011
I полугодие 2010
I полугодие 2011
I I — <50 руб.
□ — 50—100 руб. Q — 100—300 руб. Q— 300—500 руб. Q— >500 руб.
Источник: IMS Health
34 ”1; рщЩццм
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
таблица з Ведущие EphMRA группы 2-го уровня госпитального рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам I полугодия 2011 г.
Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I п/г 2G1G/ I п/г 2G11, %
I полугодие 2G1G I полугодие 2G11 I полугодие 2G1G I полугодие 2G11 Упак. Руб.
J01 [SYSTEMIC ANTIBACTERIALS] 30,4 26,6 20,4 18,7 1,3 2,5
MERONEM 0,0 0,0 8,9 8,9 -3,9 2,8
TIENAM 0,1 0,1 6,0 5,8 -3,1 -0,2
CEFOTAXIM 18,5 22,7 4,7 5,4 24,0 17,4
K01 [INTRAVENOUS SOLUTIONS] 25,0 29,1 7,4 8,6 35,2 29,8
NATRIUM CHLORIDUM 64,9 67,9 51,3 53,8 41,4 36,1
GLUCOSE 24,7 22,7 20,3 19,3 24,5 23,4
RINGER 1,8 2,6 2,1 2,8 94,2 76,6
L01 [ANTINEOPLASTICS] 0,6 0,7 6,8 8,0 36,2 31,1
TAXOTERE 0,5 0,6 10,1 10,9 70,3 41,1
ELOXATIN 0,3 0,5 4,1 10,3 133,7 228,9
TEMODAL 0,1 0,1 1,8 4,6 234,0 231,4
B01 [ANTITHROMBOTIC AGENTS] 0,6 0,8 5,3 7,2 43,2 50,3
HEPARIN 42,3 44,8 18,9 24,9 51,8 97,6
CLEXAN 13,7 10,5 31,5 23,0 9,7 9,4
FRAXIPARINE 5,6 7,0 9,9 12,5 81,6 9 ,0
N01 [ANAESTHETICS] 2,3 2,4 3,4 3,4 20,5 13,6
SEVORAN 0,3 0,3 20,0 23,3 48,0 32,1
NAROPIN 1,1 1,2 11,3 12,3 30,2 24,4
DIPRIVAN 1,2 1,1 11,9 10,5 17,0 0,2
B02 [BLOOD COAG SYST OTH PROD] 0,8 0,8 2,2 2,8 15,4 36,7
FEIBA 0,1 0,2 7,5 22,5 243,3 312,1
GORDOX 1,3 1,0 21,5 13,7 -12,3 -12,7
TRANEXAM 1,5 2,9 5,3 8,8 128,3 124,4
C04 [CEREB/PERIPH.VASOTHERAPEU] 1,3 1,2 2,6 2,7 10,9 14,9
ACTOVEGIN 17,1 18,2 47,6 49,3 18,3 19,1
MEXIDOL 5,8 4,5 10,8 8,2 -13,7 -12,1
VAZAPROSTAN 0,2 0,1 10,6 7,0 -20,8 -24,2
N05 [PSYCHOLEPTICS] 1,9 1,5 3,0 2,5 -9,3 -7,9
AMINAZIN 25,2 20,4 7,4 7,0 -26,4 -13,4
SEROQUEL 0,2 0,3 6,4 6,3 9,1 -9,3
RELANIUM 0,7 1,9 3,4 6,0 134,1 65,0
T01 [DIAGNOSTIC IMAGING] 0,1 0,1 2,6 2,4 7,3 1,4
OMNIPAQUE 12,9 4,9 21,7 23,0 -59,3 7,9
ULTRAVIST 4,0 2,6 25,0 16,3 -32,1 -33,9
OPTIRAY 6,4 3,9 10,8 12,2 -34,3 13,9
L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,2 0,2 1,6 2,2 45,8 52,8
COPAXONE TEVA 0,1 1,0 1,6 35,3 2330,0 3350,0
AVONEX 0,4 0,5 12,7 15,0 98,7 79,7
LEUCOSTIM 2,9 3,5 20,0 11,6 76,3 -11,5
Итого 63,3 63,4 55,4 58,3 16,0 11,7
Источник: IMS Health
РИСУНОК о Структура продаж госпитального рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам I полугодия 2011 г.
Доля в упаковках 9
2 5
1 — Moscow city, 12,8%
2 — PrivoLzhski FO, 23,7%
3 — South FO, 17,5%
4 — Sibirian FO, 14,0%
5 — Rest of Central FO, 11,9%
6 — UraLski FO, 6,5%
7 — St. Petersburg city, 4,2%
8 — Rest of North-West FO, 5,9'
9 — Far-East FO, 3,4%
Доля в рублях 9
1 — Moscow city, 21,5%
2 — PrivoLzhski FO, 18,9%
3 — South FO, 10,2%
4 — Sibirian FO, 10,6%
5 — Rest of Central FO, 8,8%
6 — UraLski FO, 7,1%
7 — St. Petersburg city, 5,2%
8 — Rest of North-West FO, 4,2%
9 — Far-East FO, 3,0%
Источник: IMS Health
<$>
Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА.
www.rosapteki.ru
Журнал для профессионалов аптечного дела
руководителей аптек, фармацевтов, провизоров, которые стремятся быть в курсе всех событий из фармацевтическом рынке и использовать в своей работе передовые методы и технологии