Научная статья на тему 'Госпитальный рынок по итогам I полугодия 2012 г.'

Госпитальный рынок по итогам I полугодия 2012 г. Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДАЖИ / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ / ЖНВЛП / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / SALES / HOSPITAL SEGMENT / VITAL AND ESSENTIAL MEDICINES / MEDICINAL PREPARATIONS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сидорова Инна

По данным агентства IMS Health, продажи в госпитальном сегменте за I полугодие составили 32 млрд. руб. (оптовые цены), что на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В натуральном выражении продажи выросли на 6% до 299 млн. упаковок. Подавляющее большинство (свыше 96% в стоимостном выражении и 92% в натуральном) лекарственных препаратов, представленных на этом рынке, являются препаратами рецептурного отпуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL SEGMENT IN ACCORDANCE WITH THE RESULTS OF THE FIRST SIX MONTHS OF 20121

A ccording to IMS Health Agency, in the first 6 months sales in the hospital segment accounted for 32 billion RUB (wholesale prices) which exceeded the figures obtained in the same period of the last year by 11%. In natural terms sales grew 6% to 299 million of packs. The majority of medicines (over 96% in value terms and 92% in natural terms) presented in the market are prescription medicines.

Текст научной работы на тему «Госпитальный рынок по итогам I полугодия 2012 г.»

30 »»V Р€МШииМ

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Госпитальный рынок

ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2012 Г.

По данным агентства IMS Health, продажи в госпитальном сегменте за I полугодие составили 32 млрд. руб. (оптовые цены), что на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В натуральном выражении продажи выросли на 6% до 299 млн. упаковок. Подавляющее большинство (свыше 96% в стоимостном выражении и 92% в натуральном) лекарственных препаратов, представленных на этом рынке, являются препаратами рецептурного отпуска.

Ключевые слова: продажи, госпитальный сегмент, ЖНВЛП, лекарственные препараты

По данным агентства IMS Health, продажи в госпитальном сегменте за I полугодие составили 32 млрд. руб. (оптовые цены), что на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года (рис. 1). В натуральном выражении продажи выросли на 6% до 299 млн. упаковок (рис. 2). Подавляющее большинство (свыше 96% в стоимостном выражении и 92% в натуральном) лекарственных препаратов, представленных на этом рынке, являются

препаратами рецептурного отпуска. Что касается препаратов из списка ЖНВЛП, то их доля в этом полугодии в общем объеме закупок в денежном выражении сократилась на 2,5% и составила 71,8%. В натуральном выражении доля закупок препаратов списка ЖНВЛП выросла на 0,1% (рис. 3). В структуре закупок для больничных и поликлинических учреждений по АТС-группам свыше 10% в стоимостном выражении и свыше 20% в нату-

Key words: sales, hospital segment, vital and essential medicines, medicinal preparations

According to IMS Health Agency, in the first 6 months sales in the hospital segment accounted for 32 billion RUB (wholesale prices) which exceeded the figures obtained in the same period of the last year by 11%. In natural terms sales grew 6% to 299 million of packs. The majority of medicines (over 96% in value terms and 92% in natural terms) presented in the market are prescription medicines.

Inna SIDOROVA, Remedium. HOSPITAL SEGMENT IN ACCORDANCE WITH THE RESULTS OF THE FIRST SIX MONTHS OF 2012.

таблица Г1 Долевое соотношение АТС-групп лекарственных препаратов в стоимостном выражении

ATC3 I полугодие 2011 I полугодие2012 Прирост доли

¿0^ [Бета-лактамные антибиотики другие] 11,37% 10,83% -5%

B01A [Антикоагулянты] 7,23% 7,00% -3%

B05X [Добавки к растворам для внутривенного введения] 5,29% 4,89% -7%

L01X [Противоопухолевые препараты другие] 3,61% 3,90% 8%

B05B [Растворы для внутривенного введения] 4,01% 3,69% -8%

¿01М [Противомикробные препараты — производные хинолона] 2,60% 2,75% 6%

B05A [Препараты крови] 2,53% 2,50% -1%

¿06В [Иммуноглобулины] 2,10% 2,36% 13%

V08A [Рентгеноконтрастные йодсодержащие препараты] 1,85% 2,30% 24%

N0^ [Анестетики общие] 2,26% 2,10% -7%

¿04А [Противотуберкулезные препараты] 1,04% 2,06% 99%

¿01С [Бета-лактамные антибиотики — пенициллины] 2,20% 2,02% -8%

L03A [Иммуностимуляторы] 2,35% 1,91% -19%

N06B [Психостимуляторы и ноотропы] 1,51% 1,81% 20%

N05A [Антипсихотики] 1,95% 1,80% -7%

¿01Х [Антибактериальные препараты другие] 1,79% 1,75% -2%

L04A [Иммунодепрессанты] 1,40% 1,70% 21%

L01C [Алкалоиды растительного происхождения] 1,90% 1,68% -11%

В06А [Гематологические препараты другие] 1,32% 1,62% 23%

М01А [Нестероидные противовоспалительные препараты] 1,41% 1,39% -1%

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2012 Г.

РЕМШШМ 31

рисунок Динамика продаж лекарственных препаратов в стоимостном выражении

рисунок Динамика продаж лекарственных препаратов в натуральном выражении

ральном выражении приходится на бета-лактамные антибиотики — препараты группы цефалоспорина I, II, III, IV поколений, группы Карбапене-мы и Монобактамы (табл. 1). Существенный прирост в этой группе продемонстрировал препарат Лифаксон (цефтриаксон), его продажи выросли с 6,2 млн. руб. до 51 млн. руб. Второе место в рейтинге АТС-групп в стоимостном выражении занимает группа B01A [Антикоагулянты], ее доля по итогам полугодия сократилась до 7%. В этой группе представлены препараты эноксапарина натрия, гепарина, надропарина кальция, алтеплазы, те-

рисунок Гз Долевое соотношение препаратов списка ЖНВЛП на госпитальном рынке

100

80 60 40 - 74,3 71,8 86,8 86,9 □ — не ЖНВЛП □ — ЖНВЛП

20 - 25,7 28,2

0 13,2 13,1

I полугодие I полугодие I полугодие I полугодие 2011 2012 2011 2012 В стоимостном выражении В натуральном выражении Источник: IMS Health

таблица Гг Долевое соотношение АТС-групп лекарственных препаратов в натуральном выражении

АТС3 I полугодие 2011 I полугодие 2012 Прирост доли

В05Х [Добавки к растворам для внутривенного введения] 21,50% 21,17% -1%

[Бета-лактамные антибиотики — другие] 18,61% 20,33% 9%

В05В [Растворы для внутривенного введения] 9,38% 9,37% 0%

D08A [Антисептики и дезинфицирующие препараты] 6,81% 5,21% -24%

Л01С [Бета-лактамные антибиотики — пенициллины] 3,88% 3,77% -3%

Л01М [Противомикробные препараты — производные хинолона] 1,80% 2,11% 18%

N02B [Анальгетики-антипиретики другие] 1,92% 2,04% 6%

[Аминогликозидные антибактериальные препараты] 1,55% 1,99% 28%

N06B [Психостимуляторы и ноотропы] 1,27% 1,81% 43%

N0^ [Анестетики местные] 1,74% 1,71% -2%

М01А [Нестероидные противовоспалительные препараты] 1,51% 1,66% 9%

Л01Х [Антибактериальные препараты другие] 2,31% 1,62% -30%

А03А [Препараты для лечения функциональных расстройств кишечника] 1,04% 1,28% 22%

R06A [Антигистаминные препараты системные] 1,29% 1,18% -8%

С04А [Вазодилататоры периферические] 0,87% 0,98% 13%

В05А[Препараты крови] 0,98% 0,95% -3%

Н02А [Кортикостероиды системные] 1,07% 0,83% -22%

[Аскорбиновая кислота] 0,80% 0,78% -3%

С09А [ АПФ ингибиторы] 0,69% 0,77% 12%

А02В [Противоязвенные препараты] 0,68% 0,75% 9%

32 PtMfffUUM

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

таблица Гз Рейтинг ведущих производителей госпитального рынка

№ В рублях В упаковках

В руб. В упак. Компания I полугодие I полугодие Прирост I полугодие I полугодие Прирост

2011 2012 доли 2011 2012 доли

1 16 SANOFI 7,74% 6,22% -20% 1,37% 1,04% -25%

2 29 NYCOMED 3,81% 3,72% -2% 0,80% 0,81% 2%

3 18 NOVARTIS 4,00% 3,50% -12% 0,95% 1,02% 8%

4 126 ROCHE 2,26% 3,42% 51% 0,11% 0,07% -39%

5 100 MERCKSHARP&DOHME 3,47% 3,15% -9% 0,14% 0,10% -26%

6 74 ASTRAZENECA 4,09% 3,12% -24% 0,23% 0,19% -19%

7 80 BAYER HEALTHCARE 1,86% 2,97% 60% 0,11% 0,16% 36%

8 2 PHARM-CENTER 2,51% 2,65% 5% 12,49% 13,03% 4%

9 65 PFIZER 2,89% 2,31% -20% 0,42% 0,27% -36%

10 30 VEROPHARM 1,93% 2,28% 18% 0,76% 0,80% 6%

11 1 BIOTEK 2,33% 2,27% -3% 16,29% 16,14% -1%

12 64 GLAXOSMITHKLINE 2,40% 2,09% -13% 0,35% 0,27% -24%

13 27 GEDEON RICHTER 2,00% 2,08% 4% 1,03% 0,82% -20%

14 66 BOEHRINGER INGELHEIM 1,99% 2,07% 4% 0,29% 0,25% -14%

15 72 ABBOTT 1,96% 2,05% 4% 0,23% 0,21% -8%

16 13 ABOLMED RF 1,73% 1,88% 9% 1,29% 1,39% 8%

17 5 BAXTER INT 1,62% 1,72% 6% 0,24% 1,78% 629%

18 3 ESCOM NPK OAO 1,74% 1,64% -6% 10,66% 11,06% 4%

19 31 SERVIER 1,43% 1,61% 13% 0,88% 0,76% -14%

20 46 TEVA 2,41% 1,54% -36% 0,51% 0,45% -12%

Источник: IMS Health

нектеплазы, клопидогрела и др. Традиционно высокие продажи демонстрируют госпитальные растворы — растворы для внутривенного введения и добавки к ним. Так, например, за I полугодие 2012 г. было продано препаратов из группы В05Х [Добавки к растворам для внутривенного введения] на сумму около 1,6 млрд. руб., при этом 1,4 млрд. руб. составили продажи раствора натрия хлорида. Существенную долю в объеме госпитальных закупок составляют препараты, применяемые в онкологии, иммунологии, трансплантологии. В группе противоопухолевых препаратов наибольший прирост был зарегистрирован у ингибитора протеинтирозинки-назы Гливек (в стоимостном выражении 253%, в натуральном выражении 282%) и у препарата, содержащего ре-комбинантные ДНК-производные гуманизированные моноклональные антитела — Герцептин (257% и, соответственно, 276%). Доля иммуностимуляторов в рублях сократилась на

19%, тогда как доля иммунодепрес-сантов выросла на 21%. В Топ-20 также входят противомикробные и антибактериальные препараты. Например,

группа противомикробных препаратов — производных хинолона занимает 2,75% в стоимостном выражении, причем львиную долю из них

рисунок Г 4 Ценовая сегментация лекарственных средств на госпитальном рынке

100

80

60

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

45,7

10,4 9,8 13,2

20,9

47.0

9,8

10.1 12,6

20,5

1,3

1.5

2.6 7,7

86,9

1.3

1.4 2,8 7,4

87,1

I полугодие I полугодие I полугодие I полугодие 2011 2012 2011 2012

В стоимостном выражении В натуральном выражении

□ - До 100 руб.

□ — От 100 до 300 руб.

□ — От 300 до 500 руб.

□ — От 500 до 1 000 руб.

□ — Более 1 000 руб.

0

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2012 Г.

РШЩЦЦМ ^ 33

рисунок Г 5 Долевое соотношение дорогостоящих препаратов

на госпитальном рынке в стоимостном выражении

100 r г_, 4,0 5,1

5,2 4,7 10,2 □ — До 1 000 руб.

9,3

75

27,3 27 0 □ — От 1 000 до 10 000 руб. ' □ — От 10 000 до 25 000 руб.

□ — От 25 000 до 50 000 руб.

50

54,3 □ — Более 50 000 руб. 53,0

25

0

I полугодие 2011 I полугодие 2012

Источник: IMS Health

(2,18%) занимают всего 3 МНН — мок-сифлоксацин, левофлоксацин, ципро-флоксацин. В натуральном выражении доля группы препаратов — производных хинолона составила 2,11% (табл. 2).

Среди ведущих производителей госпитального сегмента первое место занимает компания Sanofi с долей рынка свыше 6% в стоимостном выражении (табл. 3). Отметим, что потери доли рынка этой компании в сравнении с I полугодием 2011 г. составляют -20%

в стоимостном выражении и -25% в натуральном выражении. Эти потери связаны со снижением продаж препаратов Элоксатин, Таваник, Но-шпа, Депакин Хроно и др. Доля компании Nycomed в стоимостном выражении сократилась незначительно — до 3,72%; в натуральном выражении произошло ее небольшое увеличение до 0,81%. На 3-м месте рейтинга по объемам продаж в стоимостном выражении корпорация Novartis (с учетом продаж Sandoz), ее

доля в рублях составляет 3,5%. Roche продемонстрировала положительный прирост доли в стоимостном выражении (+51%), однако в натуральном — отрицательный прирост доли (-39%). Компании Bayer HealthCare, «Фарм-Центр», «Верофарм», «Аболмед», Baxter в рейтинге имеют положительные приросты своих долей как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Завершает Топ-20 корпорация Teva, несмотря на снижение своих позиций на госпитальном рынке, закупки препаратов Teva в упаковках растут. Анализ цен на госпитальном рынке показывает, что более 87% продаж в упаковках составляют продажи препаратов низкого ценового сегмента (до 100 руб. за упаковку). В денежном выражении продажи этих препаратов занимают гораздо меньшую долю — 20,5%, это на 0,4% меньше, чем в I полугодии 2011 г. (рис. 4). Сегмент препаратов по цене 100—300 руб. также претерпел сокращение до 12,6% за счет изменения средней стоимости препаратов и, соответственно, смены ценовых сегментов вследствие этого у торговых наименований. Самый большой сегмент продаж в стоимостном выражении занимают препараты стоимостью свыше 1 000 руб., причем 27% из 47% занимают препараты в ценовом диапазоне от 1 000 до 10 000 руб. (рис. 5). Чуть более 10% занимают продажи дорогостоящих средств по цене 10 000—25 000 руб. за упаковку. Во многом высокая стоимость этих препаратов связана с их происхождением — 74% препаратов, реализуемых на госпитальном рынке в рублях, являются препаратами импортного производства (рис. 6). При этом их доля в натуральном выражении составляет 47%, что напрямую свидетельствует об их высокой цене. Тем не менее доля российских лекарств растет, причем рост продаж в натуральном выражении более заметен. К числу российских препаратов, продемонстрировавших высокий прирост продаж более 300%, относятся Эральфон («Сотекс»), Изопаск («Фармасинтез»), Октреотид ФСинтез, Резокластин ФС («Ф-Син-тез»), Резонизат («Валента»), Коагил VII («Лекко») и др.

Ф

рисунок Гб Долевое соотношение импортных и локальных

препаратов на госпитальном рынке

100 | | — Локальные Импортные

75 - 76,4 74,1 52,3 47,2

50 —

25 47,7 52,8

23,6 25,9

0

I полугодие I 2011 полугодие 2012 I полугодие I 2011 полугодие 2012

В стоимостном выражении В натуральном выражении

Источник: IMS Health

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.