Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г'

Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РФ / МАРКЕТИНГ / IMS HEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 3,33 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 14,6% по сравнению с 9 месяцами 2010 г. и достиг 334,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 100,2 руб. в розничных ценах, увеличившись на 13,2%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г»

Ad discendum^ non ad docendum.

Для того чтобы учиться, а не для того чтобы учить.

маркетинг и менеджмент

АНАЛИТИКА

ПРАКТИКА

• Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.

• Роль медицинского советника

и медицинского отдела в успешном выводе нового препарата на рынок?

• Электронный счет-фактура — новый вид документа!

• Фармацевтическая сфера

в развитии национальной экономики

• Маркетинговые коммуникации как фактор, повышающий конкурентоспособность аптечной организации

• Препараты в цифрах и фактах

36 *бГ РШЩЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2011 Г.

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 3,33 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 14,6% по сравнению с 9 месяцами 2010 г. и достиг 334,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 100,2 руб. в розничных ценах, увеличившись на 13,2%.

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении за 9 месяцев 2011 г. приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля которых уменьшилась на 1 п.п. по сравнению с прошлым годом, в то время как львиную долю продаж в упаковках составили препараты нижнеценового сегмента. В денежном выражении по итогам 9 месяцев 2011 г. снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов. В структуре продаж по статусу отпуска препаратов из аптек (рис. 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высокой стоимости. В натуральном выражении лидерами являются безрецептурные ЛС, доля

которых уменьшилась на 0,6 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по итогам 9 месяцев 2011 г. лидируют Центр (без учета Москвы) и Приволжье, меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток. Лидером российского фармацевтического рынка в денежном выражении в аптечном сегменте является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, исключение составляет российская компания «Фармстандарт». Все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2011 г. по сравнению с 9 месяцами 2010 г. Наибольший прирост проде-

монстрировала компания Sandoz Group (+25,3% в денежном выражении). Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам 9 месяцев 2011 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 1,3% в денежном выражении. Наибольший прирост продаж в денеж-1 1 ном выражении продемон-

\ стрировали препараты Ла-

золван (+54%), а также Найз (+26,4%). Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 7,5% в денежном выражении. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 2,2% аптечного сегмента. В рейтинге ведущих EphMRA групп (табл. 3) лидируют препараты для устранения симптомов простуды и кашля (R05), лидерами в которой выступают такие ЛС, как Лазолван, Оциллококци-нум и ТераФлю. В целом все ведущие группы препаратов продемонстрировали положительный прирост продаж в денежном выражении по сравнению с прошлым годом. Суммарная доля ведущих EphMRA-групп увеличилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 42,1 и 37,4% аптечного рынка, соответственно.

таблица і Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 9 мес. 2011/9 мес. 2010, %

9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 упак. руб.

SANOFI-AVENTIS 2,1 2,0 5,7 5,б -1,7 12,8

PHARMSTANDART 10,9 9,9 4,9 4,9 -8,2 13,8

BAYER HEALTHCARE 1,1 1,1 3,8 3,9 5,8 1б,3

SERVIER 1,2 1,2 4,1 3,8 2,1 б,2

MENARINI 2,0 1,9 4,0 3,6 -2,1 4,7

SANDOZGROUP 1,4 1,5 3,3 3,б 11,8 25,3

NYCOMED 1,3 1,4 3,3 3,4 12,4 20,1

GEDEON RICHTER 1,5 1,5 3,3 3,3 2,8 13,б

NOVARTIS 1,0 1,1 2,7 2,9 14,7 24,3

TEVA 1,7 1,5 2,7 2,7 -б,8 13,9

Итого 24,0 23,2 37,8 37,7

Источник: IMS Health

таблица 2 Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 9 мес. 2011/9 мес. 2010, %

9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 упак. руб.

ARBIDOL 0,б 0,6 1,4 1,3 -10,3 8,5

ESSENTIALE N 0,2 0,2 1,1 1,0 -24,7 3,3

VIAGRA 0,1 0,1 0,9 0,9 -9,5 10,9

ACTOVEGIN 0,1 0,1 0,9 0,9 7,5 11,3

LINEX 0,2 0,2 0,7 0,7 -б,3 12,6

CONCOR 0,2 0,2 0,6 0,б 13,2 11,4

ALFLUTOP 0,0 0,0 0,5 0,б 22,7 19,2

NISE 0,4 0,5 0,5 0,5 22,2 26,4

LASOLVAN 0,1 0,2 0,4 0,5 38,4 54,0

DETRALEX 0,1 0,1 0,5 0,5 5,5 15,1

Итого 2,1 2,2 7,б 7,5

Источник: IMS Health

рисунок 1 Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2011 г.

Общий объем продаж, млрд. упак.

Общий объем продаж, млрд. руб.

Источник: IMS Health

РИСУНОК О Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

В натуральном выражении

100

80

60

40

20

О

В стоимостном выражении

100

80

60

40

20

О

24,3

15,5

- 40.2 10.3 9,8 1

27,0

16,3

39,2

9,0

8,6

9 месяцев 2010

9 месяцев 2011

9 месяцев 2010 9 месяцев 2011

| | — <50 руб.

□ — 50—100 руб. Q — 100—300 руб. Q— 300—500 руб. Q— >500 руб.

Источник: IMS Health

38 РШЩЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

тдвлицдф^ Ведущие EphMRA группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ

с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 9 месяцев 2011 г.

Доля продаж в натуральном Доля продаж в стоимостном Прирост, 9 мес.

Торговое наименование выражении , упак., % выражении, руб., % 2010/9 мес. 2011, %

9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 9 месяцев 2010 9 месяцев 2011 Упак. Руб.

R05 [COUGH & COLD PREPARATIONS] 5,9 6,3 5,9 6,6 9,6 28,5

LASOLVAN 2,4 3,0 б,8 8,2 38,4 54,0

OaLLOCOCCINUM 3,6 2,9 10,2 7,9 -10,б -0,5

THERAFLU 3,2 3,1 8,б 7,4 4,2 10,8

N02 [ANALGESICS] 12,9 13,3 4,2 4,1 4,3 11,5

PENTALGIN N 4,0 3,6 11,3 10,0 -б,5 -1,2

NUROFEN PLUS 1,5 1,6 8,3 9,б 13,9 29,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PENTALGIN ICN 1,8 2,5 5,1 7,1 49,1 55,0

J01 [SYSTEMIC ANTIBACTERIALS] 4,3 4,0 4,2 4,0 -4,9 11,4

SUMAMED 2,0 2,3 9,5 9,8 7,3 15,0

AMOKSIKLAV 2,1 2,5 8,1 8,2 13,7 13,4

FLEMOXIN SOLUTAB 2,4 2,8 б,9 7,4 10,б 19,3

R01 [NASAL DECONG/ANTIINFECT.] 5,6 5,7 3,6 3,7 2,4 17,6

TYZINE XYLO 4,0 5,2 б,7 7,7 33,0 35,4

AQUA MARIS 2,9 3,0 8,1 7,4 5,2 7,9

NASIVIN 4,9 4,0 8,7 7,2 -1б,7 -3,3

C09 [RENIN-ANGIOTEN SYSTAGENT] 2,7 2,8 3,6 3,5 6,5 11,5

DIROTON 7,5 6,5 12,3 10,8 -7,2 -1,5

PRESTARIUM A 2,6 2,5 10,0 9,3 5,2 3,2

ENAP 10,8 9,6 8,4 б,б -5,3 -12,3

G04 [UROLOGICALS] 0,9 0,9 3,3 3,3 -0,3 14,2

VIAGRA 9,6 8,7 2б,5 25,8 -9,5 10,9

CIALIS 3,2 3,8 8,8 11,2 17,1 44,9

CANEPHRON N 8,5 10,4 8,1 8,7 21,б 23,3

M01 [ANTIRHEUMATIC SYSTEM] 1,9 2,1 3,1 3,3 10,2 20,9

ALFLUTOP 1,8 2,0 17,5 17,3 22,7 19,2

MOVALIS 5,5 4,8 16,8 1б,1 -2,5 15,8

NISE 19,7 21,4 13,6 13,9 19,5 23,4

G03 [SEX HORMONES-SYSTEMC ONLY] 0,5 0,6 3,2 3,2 8,4 16,7

DUPHASTON 13,3 13,4 13,5 13,1 9,3 12,9

YARINA 6,4 7,2 12,4 12,б 21,9 19,5

JEANINE 3,4 3,9 б,0 б,б 24,б 28,3

A05 [CHOLAGOGUES-HEPATIC PROCT] 1,2 1,1 3,0 2,9 -7,3 10,2

ESSENTIALE N 17,0 13,8 37,4 35,0 -24,7 3,3

HEPTRAL 1,7 2,2 14,3 14,9 17,б 14,7

ESSLIVER FORTE 6,4 7,2 7,б 7,5 4,2 9,0

A07 [A-DIAR ORAL ELEC+A-INFLAM] 5,7 5,3 2,9 2,8 -6,1 10,5

LINEX 3,8 3,8 23,б 24,0 -б,3 12,6

HEPTRAL 0,9 1,3 б,0 7,8 39,5 43,1

ESSLIVER FORTE 1,7 1,9 б,7 б,9 3,1 14,2

Итого 41,6 42,1 37,0 37,4 1,2 14,6

Источник: IMS Health

РИСУНОК О Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 9 месяцев 2011 г.

Доля в упаковках 9

1 — Rest of Central FO, 21,1%

2 — Privolzhski FO, 21,8%

3 — Moscow city, 9,2%

4 — South FO, 13,4%

5 — Sibirian FO, 12,3%

6 — Uralski FO, 7,8%

7 — Rest of North-West FO, 7,6%

8 — St. Petersburg city, 3,5%

9 — Far-East FO, 3,4%

Доля в рублях 9

1 — Rest of Central FO, 19,3%

2 — Privolzhski FO, 18,9%

3 — Moscow city, 15,2%

4 — South FO, 11,9%

5 — Sibirian FO, 11,8%

6 — Uralski FO, 7,6%

7 — Rest of North-West FO, 7,0%

8 — St. Petersburg city, 4,3%

9 — Far-East FO, 4,1%

Источник: IMS Health

Материал подготовлен аналитической группой компании «Ремедиум», ведущий аналитик Юлия УВАРОВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.