Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г'

Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / РОСТ ПРОДАЖ / РЕЦЕПТУРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / PHARMACEUTICAL MARKETS / MARKET SEGMENTS / SALES / PRESCRIPTION DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,3% по сравнению с прошлым годом и составил 4,6 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 14,3% по сравнению с 2010 г. и достиг 467,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г»

111111 —

Keywords: pharmaceutical markets, market segments, sales, prescription drugs

36 зтль ршшиим ^—20 1

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 2011 Г.

Согласно данным IMS Health, по итогам 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,3% по сравнению с прошлым годом и составил 4,6 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 14,3% по сравнению с 2010 г. и достиг 467,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления.

Ключевые слова: аптечный рынок, сегменты рынка, рост продаж, рецептурные препараты

Средняя стоимость упаковки составила 102,6 руб. в розничных ценах, увеличившись на 12,8%. Таким образом, основным драйвером роста аптечного рынка РФ

стал рост средней цены за упаковку. В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении в 2011 г. приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля ко-

According to IMS Health, in 2011 sales of medicines in the pharmacy segment (Fig. 1) increased by 1.3% in natural terms compared with the previous year and amounted to 4.6 billion packs. In money terms, the pharmaceutical market grew by 14.3% compared with 2010 and reached 467.1 billion rubles in the final consumption prices. Julia UVAROVA, «Remedium». RUSSIAN RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET IN 2011.

торых, однако, сократилась на 1,2 п.п. по сравнению с прошлым годом, в то время как львиную долю продаж в упаковках составили препараты нижнеценового сегмента. В денежном выражении по итогам 2011 г. снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов. В структуре отпуска препаратов из аптек (рис. 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высокой стоимости. В натуральном выражении лидерами являются безрецептурные ЛС, доля которых снизилась на 0,6 п.п. по сравнению с прошлым годом. В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по итогам 2011 г. лидируют Центр (без

рисунок Г1 Аптечный рынок РФ по итогам 2011 г.

Общий объем продаж, млрд. упак. Общий объем продаж, млрд. руб.

5 г +1,3% 500 г +14,3% sr

4

400

3 - 4,5 4,6 300 - 408,8 467,1

2 - 200 -

1 - 100 -

0 0

2010 2011 2010 2011

рисунок Г2 Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

В натуральном выражении В стоимостном выражении

100 2,5 3,1 100

3,7 4,3 22,9

80 - 21,4 80 - 24,6 27,4

60 12,1 12,3 60 15,4 16,0

-

40 - 60,3 57,3 40 - 40,6 39,4

20 _ 20

9,9 9,0

0 1 | 0 9,5 8,3

2010 2011 2010 2011

□ — <50 руб. 50—100 руб. Q — 100—300 руб. - 300—500 руб. >500 руб.

таблица Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2011 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

SANOFI-AVENTIS 2,1 2,0 5,7 5,5 -2,2 11,4

PHARMSTAN DART 10,9 9,8 5,1 4,9 -9,6 8,9

BAYER HEALTHCARE 1,1 1,1 3,8 3,8 3,7 15,3

SERVIER 1,2 1,2 4,0 3,8 2,5 7,3

MENARINI 2,0 1,9 3,9 3,6 -2,1 4,2

SANDOZ GROUP 1,4 1,6 3,3 3,6 10,4 22,2

NYCOMED 1,3 1,5 3,4 3,4 10,4 17,4

GEDEON RICHTER 1,5 1,5 3,2 3,3 4,2 14,9

NOVARTIS 0,9 1,1 2,7 2,9 21,9 26,2

TEVA 1,7 1,6 2,7 2,8 -5,1 15,7

Итого 24,2 23,3 37,8 37,5

таблица Гг Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

ARBIDOL 0,7 0,6 1,5 1,3 -20,0 -5,3

ESSENTIALE N 0,2 0,2 1,1 1,0 -21,2 2,4

ACTOVEGIN 0,1 0,1 0,9 0,9 8,3 13,0

VIAGRA 0,1 0,1 0,9 0,9 -9,7 10,2

LINEX 0,2 0,2 0,7 0,7 -2,5 14,7

ALFLUTOP 0,0 0,0 0,6 0,6 20,2 19,9

CONCOR 0,2 0,2 0,6 0,6 13,4 11,5

LASOLVAN 0,2 0,2 0,5 0,6 23,8 36,8

OCILLOCOCCINUM 0,2 0,2 0,6 0,5 -10,1 1,5

NISE 0,4 0,5 0,5 0,5 19,7 27,0

Итого 2,4 2,3 7,9 7,5

38 зтль ршшиим 20 1 2

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

рисунок г 4 Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 2011 г.

В натуральном выражении

1 — Rest of Central FO, 21%

2 — Privolzhski FO, 22%

3 — Moscow city, 9%

4 — Sibirian FO, 12%

5 — South FO, 13%

6 — Uralski FO, 8%

7 — Rest of North-West FO, 8%

8 — St. Petersburg city, 3%

9 — Far-East FO, 3%

9

9

В стоимостном выражении

1 — Rest of Central FO, 19%

2 — Privolzhski FO, 19%

3 — Moscow city, 15%

4 — Sibirian FO, 12%

5 — South FO, 12%

6 — Uralski FO, 8%

7 — Rest of North-West FO, 7%

8 — St. Petersburg city, 4%

9 — Far-East FO, 4%

учета Москвы) и Приволжье, меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток. Лидером российского фармацевтического рынка в денежном выражении в аптечном сегменте является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, исключение составляет российская компания «Фармстан-дарт», занимающая 2-ю позицию в рейтинге. В целом все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выражении по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 г. Наибольший при-

рост продемонстрировала компания Novartis (+21,9% в натуральном и +26,2% в денежном выражении). Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам 2011 г. (табл. 2) стал Арбидол, однако его продажи заметно снизились по сравнению с прошлым годом: -20% в упаковках и -5,3% в денежном выражении.

Наибольший прирост продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты Лазолван (+36,8%) и Найз (+27,0%).

Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 7,5% в денежном вы-

ражении. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 2,3% аптечного сегмента.

В рейтинге ведущих EPhMRA-групп (табл. 3.) лидируют препараты группы R05 [Cough & Cold Preparations]. В целом все группы препаратов показали положительный прирост продаж в денежном выражении, за исключением группы A10 [Drugs Used In Diabetes] (-0,7% в стоимостном выражении). Суммарная доля ведущих EPhMRA-групп выросла как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 36,4 и 35,6% аптечного рынка соответственно.

таблица Гз Ведущие EPhMRA группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

R05 [COUGH & COLD PREPARATIONS] 5,7 5,8 5,0 5,5 5,4 21,4

LASOLVAN 2,6 3,1 7,1 8,1 23,7 36,9

OCILLOCOCCINUM 3,4 2,9 9,2 7,7 -10,1 1,5

THERAFLU 3,1 3,0 8,0 6,9 0,3 4,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J01 [SYSTEMIC ANTIBACTERIALS] 6,6 6,7 5,1 5,1 4,3 10,4

SUMAMED 1,2 1,2 6,1 6,3 6,2 14,7

AMOKSIKLAV 1,5 1,5 6,5 6,3 10,4 6,2

FLEMOXIN SOLUTAB 1,5 1,5 4,4 4,6 8,4 15,6

L01 [ANTINEOPLASTICS] 0,1 0,1 4,4 4,2 14,5 6,3

таблица Г з продолжение Ведущие EPhMRA группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011 Упак. Руб.

GLIVEC 1,3 1,3 19,6 19,5 8,8 5,8

MABTHERA 1,8 1,8 18,3 19,3 13,2 12,1

VELCADE 1,5 1,4 20,7 17,3 4,1 -10,8

L03 [IMMUNOSTIMULATING AGENTS] 0,9 1,0 3,4 3,6 18,0 16,2

COPAXONE TEVA 0,2 0,2 16,1 16,3 29,9 17,2

ANAFERON 40,3 33,8 12,9 11,5 -1,1 3,8

GENFAXON 0,0 0,2 0,0 5,7 72916,7 68399,4

N02 [ANALGESICS] 11,5 11,6 3,3 3,3 3,1 11,4

PENTALGIN N 4,0 3,5 10,7 9,2 -10,7 -3,7

NUROFEN PLUS 1,5 1,5 8,0 8,8 6,0 22,2

PENTALGIN ICN 1,8 2,6 4,9 7,3 54,0 65,8

C09 [RENIN-ANGIOTEN SYST AGENT] 2,7 2,8 3,1 3,1 6,1 11,4

PRESTARIUM A 3,1 3,0 11,5 10,7 2,2 3,7

DIROTON 6,9 5,9 11,3 9,7 -8,9 -3,6

ENAP 9,8 8,7 7,4 6,0 -5,9 -10,3

R01 [NASAL DECONG/ANTIINFECT.] 5,1 5,1 2,8 2,9 3,0 17,2

AQUA MARIS 3,0 3,1 8,0 7,5 6,1 9,8

TYZINE XYLO 4,2 5,2 6,9 7,5 28,0 27,8

NASIVIN 5,0 4,0 9,0 7,1 -17,7 -8,0

M01 [ANTIRHEUMATIC SYSTEM] 1,8 1,9 2,5 2,7 10,1 19,7

ALFLUTOP 1,9 2,0 17,3 17,2 19,0 18,8

MOVALIS 5,3 4,6 16,2 15,2 -4,4 12,6

NISE 18,9 20,1 12,7 13,1 17,1 24,2

G04 [UROLOGICALS] 0,9 0,8 2,6 2,7 -0,4 14,2

VIAGRA 9,2 8,4 25,5 24,7 -9,5 10,3

CIALIS 3,2 3,5 8,8 10,7 11,5 39,9

PROSTAMOL UNO 4,9 4,3 10,4 9,0 -13,0 -1,4

A10 [DRUGS USED IN DIABETES] 0,6 0,6 2,9 2,6 5,3 -0,7

LANTUS SOLOSTAR 0,6 1,7 3,5 11,0 227,7 210,2

DIABETON MR 11,3 11,2 6,2 5,9 4,7 -5,9

SIOFOR 9,0 8,7 5,7 5,7 1,8 0,2

Итого 35,7 36,4 35,2 35,6 /ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.