Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г.'

Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ЛИДЕР ПРОДАЖ / РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ / IMS HEALTH / RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET / SALES VOLUME / SALES LEADER / RETAIL PROCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам I квартала 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 1,3 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 20,2% по сравнению с I кварталом 2010 г. и достиг 123,2 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 98,2 руб. в розничных ценах, увеличившись на 12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HOSPITAL MARKET OF DRUGS IN 20101

According to IMS Health, the Russian hospital market purchases increased 0.4% in natural terms in 2010 (Picture 1) compared to the same period of the previous year and reached 513.5 mln packs. In money terms the market increased 0.2% and reached 43.7 bln packs at wholesale price. Average price per pack was 85.2 rubles at wholesale price.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 г.»

46 ^ РШЩЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2011 Г

Согласно данным IMS Health, по итогам I квартала 2011 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 1,3 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 20,2% по сравнению с I кварталом 2010 г. и достиг 123,2 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 98,2 руб. в розничных ценах, увеличившись на 12%.

Ключевые слова: IMS Health, аптечный рынок, объем продаж, лидер продаж, розничные цены

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении в I квартале 2011 г. приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля которых увеличилась на 0,7 п.п. по сравнению с прошлым годом. Львиную долю продаж в упаковках составили препараты нижнеценового сегмента, доля которых также выросла на 2,7 п.п. В денежном выражении по итогам I квартала 2011 г. снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов.

В структуре отпуска препаратов из аптек (рис, 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высокой стоимости. В натуральном выраже-

нии лидерами являются безрецептурные ЛС, доля которых увеличилась на 0,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по итогам I квартала 2011 г. лидируют Приволжье и Центр (без учета Москвы), меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток. Лидером российского фармацевтического рынка в денежном выражении в аптечном сегменте является российская компания «Фармстандарт» (табл. 1). Топ-10 представлен в основном зарубежными производителями. Все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выражении по итогам I квартала 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. Наибольший при-

Key words: IMS Health, retail pharmaceutical market, sales volume, sales leader, retail proce

П ■

ccording to IMS Health, in the first quarter of 2011 the volume of drug sales in the retail pharmaceutical sector increased by 7.3% in natural terms compared to the same period last year and reached 1.3 billion packs. In money terms the market grew by 20.2% against the first quarter of 2010 and reached 123.2 billion rubles at final consumption prices. Average price per pack equaled 98.2 rubles at retail price, with a 12% year-on-year increase. Julia UVAROVA, Remedium. RUSSIAN PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET IN Q1 2011.

рост продемонстрировала компания Sandoz Group (+43,9% в денежном выражении). В натуральном выражении только компания Novartis снизила объемы продаж по сравнению с прошлым годом (-8,2%).

Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам I квартала 2011 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 2,2% в денежном выражении.

Наибольший прирост продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты АЦЦ (+113,1%), а также Ла-золван (+82,8%) и Оциллококцинум (+40,6%).

Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 8,6% в денежном выражении. В упаковках доля ведущих

Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам I квартала 2011 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I кв. 2011/I кв. 2010, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 упак. руб.

PHARMSTANDART 10,5 10,5 5,1 5,8 7,5 37,4

SANOFI-AVENTIS 2,0 1,9 5,2 5,1 2,3 17,5

SANDOZ GROUP 1,3 1,5 3,0 3,6 29,4 43,9

BAYER HEALTHCARE 1,0 1,1 3,5 3,6 15,9 22,4

SERVIER 1,1 1,1 3,8 3,5 8,3 10,8

MENARINI 1,8 1,8 3,6 3,4 6,0 12,3

NYCOMED 1,2 1,3 3,1 3,2 15,2 24,1

GEDEON RICHTER 1,4 1,3 3,1 2,9 5,4 12,7

NOVARTIS 1,1 1,0 2,8 2,7 -8,2 16,4

TEVA 1,6 1,5 2,7 2,6 0,9 17,3

Итого 23,1 23,2 35,8 36,3

Источник: IMS Health

таблица 2 Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам I квартала 2011 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упак., % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, I кв. 2010/I кв. 2009, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 упак. руб.

ARBIDOL 0,8 1,0 1,7 2,2 33,3 62,0

ESSENTIALE N 0,2 0,1 1,0 1,0 -26,5 13,3

ACTOVEGIN 0,1 0,1 0,8 0,8 7,4 11,2

OCILLOCOCCINUM 0,2 0,3 0,6 0,7 26,8 40,6

VIAGRA 0,1 0,1 0,7 0,7 2,5 25,5

LINEX 0,2 0,2 0,7 0,7 -7,2 12,9

LASOLVAN 0,1 0,2 0,4 0,7 70,2 82,8

ANAFERON 0,4 0,5 0,6 0,6 24,5 30,9

THERAFLU 0,2 0,2 0,6 0,6 19,5 31,2

ACC 0,2 0,3 0,3 0,6 71,0 113,1

Итого 2,6 3,0 7,4 8,6

Источник: IMS Health

препаратов составила всего 3% аптечного сегмента.

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3) лидируют препараты без определенной группы (~), лидерами в которой выступают такие лекарственные средства, как Оциллококцинум, Анаферон, Канеф-рон Н.

Все группы препаратов показали положительный прирост продаж. Суммарная доля ведущих АТС-групп увеличилась как в натуральном, 1

так и в стоимостном выражении, составив 51,8 и 44,7% аптечного рынка соответственно.

Аптечный рынок РФ по итогам I квартала 2011 г.

рисунок 2 Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

В натуральном выражении

2,6 4,3

2,6 4,2

- 23,9 23,8

_ 14,7 12,2

- 54,5 57,2

I кв. 2010 I кв. 2011

<50 руб. Q — 50—100 руб. Q — 100—300 руб.

В стоимостном выражении

I кв. 2010

23,5 24,1

16,1 16,2

- 41,1 41,8

10,9 9,1

8,5 8,7 _.

I кв. 2011

Q— 300—500 руб. Q— >500 руб.

48 ИЮЛЬ РШШииМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими

торговыми наименованиями в группе по итогам I квартала 2011 г.

Доля продаж в натуральном Доля продаж в стоимостном Прирост, I кв.

Торговое наименование выражении , упак., % выражении, руб., % 2010/ I кв. 2001, %

I кв. 2010 I кв. 2011 I кв. 2010 I кв. 2011 Упак. Руб.

~ [~] 9,1 9,1 9,2 8,8 7,6 14,6

OCILLOCOCCINUM 2,3 2,8 6,7 8,1 26,8 39,3

ANAFERON 4,4 5,1 6,6 7,5 24,5 30,2

CANEPHRON N 0,8 0,9 2,6 2,9 26,0 27,1

R05 [COUGH AND COLD PREPARATIONS] 4,9 6,4 3,6 5,2 40,0 73,7

LASOLVAN 3,1 3,7 11,9 12,5 70,2 82,8

ACC 4,0 4,9 9,2 11,1 71,0 108,3

ANTIGRIPPIN MAXIMU 1,0 4,0 2,8 9,0 443,6 453,6

N02 [ANALGESICS] 12,6 13,5 5,0 5,1 14,8 22,7

THERAFLU 1,7 1,8 11,6 11,9 19,5 25,8

PENTALGIN N 3,5 3,1 8,0 6,8 4,2 4,0

NUROFEN PLUS 1,3 1,4 5,8 6,4 21,7 33,8

J01 [ANTIBACTERIALS FOR SYST USE] 4,5 4,5 4,2 4,6 7,4 29,6

SUMAMED 1,8 2,2 8,7 9,8 30,8 45,6

AMOKSIKLAV 1,9 2,4 7,6 8,1 38,0 37,2

FLEMOXIN SOLUTAB 2,2 2,9 6,2 8,0 44,0 67,1

M01 [ANTIINFLAM & ANTIRHEUM PROD] 2,7 3,0 3,9 4,0 19,4 23,0

MOVALIS 3,4 2,9 11,8 11,0 3,0 15,2

NISE 11,0 11,9 8,7 8,9 28,7 25,7

THERAFLEX 1,2 1,3 7,2 7,8 28,6 33,2

A11 [VITAMINS] 1,1 1,6 2,4 3,7 55,9 79,3

MAGNE B6 71,1 60,8 70,5 63,5 33,3 61,4

COMPLIVIT 2,6 8,3 3,2 8,5 404,7 373,3

MILGAMMA 1,4 3,4 3,2 6,3 273,5 250,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J05 [ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE] 5,2 5,2 3,8 3,6 7,3 13,8

ARBIDOL 1,4 1,2 8,3 7,7 -7,9 5,5

KAGOCEL 4,4 4,2 7,1 6,5 2,6 4,1

INGAVIRIN 2,1 2,0 6,8 6,3 3,2 6,2

R01 [NASAL PREPARATIONS] 5,8 5,5 3,6 3,3 1,5 10,2

TYZINE XYLO 2,9 5,3 5,4 9,2 86,7 88,7

AQUA MARIS 3,0 3,1 8,6 8,1 4,0 4,6

NASIVIN 4,3 4,1 7,4 7,9 -2,8 19,2

C09 [AG ACT RENIN-ANGIOTENS SYST] 2,5 2,5 3,5 3,2 5,9 8,1

DIROTON 7,5 6,7 12,7 11,3 -4,6 -4,0

PRESTARIUM A 2,5 2,5 10,2 9,3 5,2 -2,3

ENAP 11,2 9,8 8,8 6,9 -6,9 -15,2

G03 [SEX HORM&MODULAT GENITAL SYS] 0,5 0,5 3,0 2,9 10,4 15,7

YARINA 5,8 6,9 11,4 12,5 31,2 26,4

DUPHASTON 12,7 12,0 13,2 12,5 4,3 9,8

JEANINE 3,1 3,7 5,6 6,4 29,5 32,3

Итого 48,9 51,8 42,4 44,7 7,3 20,2

Источник: IMS Health

рисунок 4 Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам I квартала 2011 г.

Доля в упаковках Доля в рублях

7 XV\W 1--1

1 — Privolzhski FO, 613,2

2 — Rest of Central FO, 580,5

3 — Moscow city, 267,5

4 — Sibirian FO, 353,4

5 — South FO, 352,4

6 — Uralski FO, 216,2

7 — Rest of North-West FO, 216,7

8 — St. Petersburg city, 100,0

9 — Far-East FO, 96,5

1 — Privolzhski FO, 439,1

2 — Rest of Central FO, 435,0

3 — Moscow city, 354,7

4 — Sibirian FO, 273,0

5 — South FO, 260,4

6 — Uralski FO, 165,7

7 — Rest of North-West FO, 159,8

8 — St. Petersburg city, 100,0

9 — Far-East FO, 96,1

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.