Научная статья на тему 'Аптечный сегмент'

Аптечный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖНВЛП / ВИТАМИНЫ / МНН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Согласно данным IMS Health, в 2013 г., как и годом ранее, наблюдалось сокращение аптечного сегмента российского фармацевтического рынка в натуральном выражении (-3,9%). В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 10,1% (до 440,54 млрд руб.), в розничных на 9,2% (до 570,46 млрд руб.) (рис. 1). В долларах в силу ослабления рубля темпы роста оказались ниже (7,3 и 6,5% соответственно). По сравнению с 2012 г. показатели стоимостной динамики мало изменились, но тенденция к их снижению все же наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный сегмент»

56 1 2 0 1 3 1 PfMEDllUM

анализ российского фармрынка

Аптечный сегмент

Согласно данным IMS Health, в 2013 г., как и годом ранее, наблюдалось сокращение аптечного сегмента российского фармацевтического рынка в натуральном выражении (-3,9%). В национальной валюте в оптовых ценах рынок увеличился на 10,1% (до 440,54 млрд руб.), в розничных — на 9,2% (до 570,46 млрд руб.) (рис. 1). В долларах в силу ослабления рубля темпы роста оказались ниже (7,3 и 6,5% соответственно). По сравнению с 2012 г. показатели стоимостной динамики мало изменились, но тенденция к их снижению все же наблюдается.

Наиболее высокие темпы роста по сравнению с предыдущим годом были характерны для I квартала, когда по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в натуральном выражении продажи выросли на 2,6%, а в стоимостном — на 26,9% (рис. 2). Далее показатели динамики постепенно снижались, причем в стоимостном выражении к концу года темпы роста составили только 4,8%. В упаковках уже со II квартала началось сокращение, которое в IV квартале составило 7%. В распределении стоимостных продаж в течение

года доля I квартала по сравнению с 2012 г. увеличилась на 1,7 п. п., а доля III и IV кварталов уменьшилась на 0,5 и 1,1 п. п. соответственно. Однако в целом сезонные закономерности сохранились.

В 2013 г. цены на лекарства в аптечном секторе и в оптовых, и в розничных ценах выросли на 5,5% (индекс цен1 1,055), что на 1,5 п. п. ниже динамики цен в предыдущем году (индексы цен 1,070) (рис. 3, 4)2. Основной вклад в рост цен, как и в течение двух предшествующих лет, был сделан препаратами, не включенными в перечень

1 Индекс цен рассчитывался по индексу Пааше, не учитывались позиции с нераспознанными компаниями-производителями.

2 Результаты расчетов, проведенный на основании данных IMS Health, ниже показателей официальной статистики: по версии Росстата, потребительские цены на медикаменты в январе - декабре 2013 г. по отношению к предыдущему году выросли на 7,8% (в 2012 г. 6,6%). Расхождения с официальными данными можно объяснить, в частности, тем, что в составе потребительского набора товаров-представителей, используемых для расчета индекса потребительских цен, к категории «медикаменты» относятся не только ЛС, но также корригирующая оптика и медицинские изделия (всего 30 позиций).

imsheak.h'

За более чем 50-летний опыт работы IMS Health стала ведущим поставщиком информационных услуг для фармацевтической и медицинской промышленности в мире в более чем 100 странах. IMS предлагает передовые услуги по исследованию и мониторингу рынка, которые являются неотъемлемой частью каждодневной операционной деятельности наших клиентов: управление продуктом или продуктовым портфелем; инновации в области коммерческой эффективности; проекты в сфере медицинской помощи и здоровья потребителей продукции медицинского назначения; бизнес-консалтинг; сервисные решения, направленные на увеличение продуктивности и качества предоставления медицинской помощи по всему миру. Дополнительную информацию можно найти на нашем сайте: www.imshealth.com.

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж ЛС, 2011—2013 гг.

20

15

t 10

Оптовые цены, долл.

□ — 2011

Розничные цены, долл.

□ — 2012

Динамика к предыдущему году

Упаковки

□ — 2013

5

рисунок Квартальная динамика коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

аптечный сегмент

РЕМШШМЬТ?! 57

ЖНВЛП3, розничные цены на которые выросли на 7,7% (в 2012 г. — на 10,1%, в 2011 г. — на 10,9%) (рис. 4). В сегменте ЖНВЛП, находящемся под действием ценового регулирования, цены увеличились только на 1,5% (в 2012 г. — на 1,8%, 2011 г. — на 1,6%, а в 2010 г. на фоне введения нового порядка регулирования цен наблюдалось их сокращение).

Заметно больше, чем рост цен как таковых, вклад в позитивную динамику всего рынка был сделан структурными сдвигами (индекс структурных сдвигов составил 1,083) (рис. 3). Особенно выраженные сдвиги в пользу более дорогих препаратов были характерны для лекарств из перечня ЖНВЛП (индекс 1,105). В группе прочих средств (не-ЖНВЛП) вклад структурных сдвигов был примерно такой же, как и роста цен (индекс 1,070). Надо сказать, что сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогостоящей продукции выступали в качестве ведущего фактора роста рынка в предкризисные годы, в 2009 г. они себя не проявили, с 2010 г. вновь стали оказывать влияние на рынок, которое в последующие годы постепенно нарастало.

рисунок Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах в руб., 2013/2012

| |— индекс цен

| |— индекс

структурных сдвигов

| |— индекс

натурального объема

Принадлежность к перечню ЖНВЛП, а также к

3

лекарственным препаратам, отпускаемым без рецепта врача, определялась по состоянию на 2013 г.

таблица Топ-10 корпораций по объему коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., опт.

2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.

1 1 Novartis (incL. Sandoz) б,8% б,5% 14,б%

2 2 Sanofi 5,5% 5,5% 10,2%

3 3 «Фармстандарт» 4,4% 4,5% 7,4%

4 4 Bayer HeaLthCare 4,1% 4,0% 12,5%

5 5 Servier 3,7% 3,9% 5,0%

б б Nycomed/Takeda 3,6% 3,5% 13,б%

7 8 Teva 3,1% 3,0% 1б,2%

8 7 Menarini 3,1% 3,4% 1,0%

9 10 Abbott 2,8% 2,9% 7,7%

10 9 Gedeon Richter 2,7% 2,9% 1,3%

Итого 39,8% 40,7%

рисунок Динамика розничных цен (в руб.) на аптечном рынке, 2013/2012

1,015

Все ЛС ЖНВЛП не-ЖНВЛП

| |— индекс розничных цен, 2013/2012

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж ЖНВЛП и прочих препаратов, 2013/2012

чч

•»-я 5

00 00

29

4,99 I

Оптовые цены, долл.

Розничные цены,долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

Д — ЖНВЛП

□ — не-ЖНВЛП

6

4

2

0

50 I "'„ ГЧРЕМЕПииМ

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре коммерческих аптечных продаж, 2011—2013 гг.

рисунок Динамика коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС, 2013/2012

10

Оптовые цены, долл.

□ - Я*

Розничные цены,долл.

Упаковки

□ - ОТС

8

6

4

2

0

таблица ф Топ-10 торговых наименований

по объему коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

Место в рейтинге ТН Показатели продаж, руб., опт.

2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.

1 1 Эссенциале Н 1,2% 1,1% 19,1%

2 3 Актовегин 0,9% 0,9% 9,9%

3 2 Арбидол 0,8% 0,9% -2,2%

4 14 Кагоцел 0,7% 0,5% 61,9%

5 5 Линекс 0,7% 0,7% 9,3%

6 б Алфлутоп 0,6% 0,7% 6,8%

7 4 Виагра 0,6% 0,7% -3,6%

8 9 Найз 0,6% 0,5% 16,0%

9 7 Конкор 0,6% 0,6% 7,1%

10 2б Экзодерил 0,6% 0,4% 59,8%

Итого 7,3% 7,2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от предыдущего года, в 2013 г. отрицательная динамика продаж в упаковках коснулась не только тех препаратов, которые не входят в перечень ЖНВЛП, но и тех, которые входят (рис. 5). Однако действие фактора структурных сдвигов для обоих сегментов рынка, а также фактора роста цен для не-ЖНВЛП обусловило положительную динамику стоимостных показателей, причем темпы роста продаж не-ЖНВЛП, как и ранее, опережали ЖНВЛП (+10,5 против +6,8% в розничных ценах). В результате продолжилась тенденция сокращения доли ЖНВЛП в структуре продаж в стоимостном выражении (в натуральных показателях изменения были незначительными, хотя в 2012 г. доля этой группы заметно выросла) (рис. 6). В 2013 г. доля сегмента ЖНВЛП составила 41,3% в структуре рынка в упаковках и 36,1% в стоимостном выражении соответственно. Внутри сегмента ЖНВЛП доля рецептурных препаратов немного выросла в натуральных показателях и сократилась в стоимостных, составив 45,7 и 64,3% соответственно. На всем аптечном рынке в 2013 г., как и в предыдущем году, стоимостные продажи Rx продемонстрирова-

ли заметно более низкие темпы роста по сравнению с ОТС (+7,1 против + 11,2% в розничных ценах)4. Одновременно отрицательная динамика продаж Rx в упаковках была менее выраженной, чем ОТС (-3,1 против 4,0%) (рис. 7). Соответственно, в структуре рынка в стоимостном выражении доля Rx сократилась на 0,8 п. п. и составила 49,6%. В упаковках наблюдалось незначительное увеличение доли — до 29,3% (рис. 8).

4 В 2011 г. наблюдалась противоположная картина.

Рост ОТС-сегмента в стоимостном выражении был обусловлен значительными структурными сдвигами в пользу более дорогостоящей продукции (индекс 1,083) и высоким ростом цен (на 7,3%) (рис. 3). Сегмент Их при выраженных структурных сдвигах (индекс 1,073) характеризовался относительно небольшим ростом цен (на 3,6%). Отечественные препараты, так же как и в предыдущем году, показали значительное сокращение продаж в упаковках (-7,4%%), в то время как натуральные объемы импортной продукции

аптечный сегмент

ремшиим|ИТ,°1Г31 59

рисунок ф^ Динамика доли Rx/ОТС в структуре коммерческих аптечных продаж, 2011—2013 гг.

2011 2012 2013 Упаковки

и—ОТС

2011 2012 2013 Долл., опт.

□ — RX

рисунок ф^ Динамика коммерческих аптечных продаж отечественных/импортных препаратов, 2013/2012

15

12

Оптовые цены, Розничные долл. цены, долл.

Упаковки

| | — отечественные Q — зарубежные

9

б

3

0

таблицаф^ Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Показатели продаж, руб., опт.

2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. Прирост к 2012 г.

1 1 Ксилометазолин 1,5% 1,4% 17,6%

2 2 Фосфолипиды 1,3% 1,2% 18,2%

3 3 Панкреатин 1,0% 1,1% 0,7%

4 4 Бисопролол 1,0% 1,0% 10,8%

5 б Депротеинизированный гемодериват крови телят 0,9% 0,9% 10,1%

б 8 Нимесулид 0,9% 0,8% 17,6%

7 9 Ибупрофен 0,9% 0,8% 15,5%

8 5 Умифеновир 0,9% 0,9% -1,7%

9 7 Амброксол 0,8% 0,9% 3,7%

10 10 Силденафил 0,7% 0,8% 4,6%

Итого 9,9% 9,9%

мало изменились (+ 0,5%)5 (рис. 9). Позитивная стоимостная динамика сегмента российских лекарств, которая в итоге была достигнута (+8,9% в розничных ценах), определялась в первую очередь значительными позитивными структурными сдвигами (индекс 1,093) и, кроме этого, высоким ростом цен (на 7,9%). Вклад этих факторов в динамику сегмента импортных препаратов был значительно скромнее (индексы составили 1,048 и 1,047 соответственно).

5 Локализованное производство учтено не полностью.

В 2013 г. продолжилась тенденция сокращения доли отечественных препаратов в структуре аптечных коммерческих продаж в натуральном выражении (с 56,1 до 54,1%) (рис. 10). Структура сегмента в стоимостном выражении не изменилась.

По темпам роста средневзвешенной цены за упаковку (зависят одновременно от роста цен и структурных сдвигов) в соответствии с тенденцией последних лет отечественные лекарства значительно опередили импортные (+17,6 по сравнению с +8,7% в рублевых роз-

ничных ценах) (рис. 11). Относительно высокий уровень средневзвешенных цен был характерен также для сегментов ОТС (+16,1%%) и не-ЖНВЛП (+15,1%). Более умеренные показатели были характерны для Rx (+10,6%) и ЖНВЛП (+11,0%) соответственно. Разрыв в ценах между ЖНВЛП и не-ЖНВЛП по итогам года составил 34,5 руб., а сами средневзвешенные цены — 114,5 и 149,0 руб. соответственно. Средневзвешенные цены на Rx в 2013 г. достигли 223,6 руб., на ОТС — 97,9 руб. Опережающая динамика роста средневзвешенных цен отечественных препаратов, ОТС и не-ЖНВЛП по отношению к «парным» сегментам является устойчивой тенденцией. В целом по всему аптечному рынку средневзвешенная цена в 2013 г. выросла на 13,6% (в 2012 г. на 15,3%) — до 134,7 руб. за упаковку. Состав топ-10 корпораций не меняется уже второй год подряд (табл. 1). Более того, первые шесть компаний сохранили свои рейтинговые позиции. Корпорация Novartis (вкл. Sandoz), традиционно занимающая 1-е место в рейтинге, продемонстрировала динамику, превосходящую темпы роста всего рынка (+14,6 против +10,1% в оптовых ценах), что позволило ей еще больше закрепиться на своих позициях (доля в структуре аптечного сегмента выросла

"'„"г11 pemeDuum

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли отечественных/импортных препаратов

в структуре коммерческих аптечных продаж, 2011—2013 гг.

100 - — ОО ,5 ,4

80 _ ОО 2 2, 2 2, 2 □ — зарубежные

si t 60 р _ ОО 57 ю 5 sf 5

с о; ОО ,5 ,6 77 | |— отечест-

£ 40 - венные

20 0 - ОО ОО 4 с* со 4 Ln 4

2011 2012 2013 2011 2012 2013

Упаковки Долл., о пт.

60

с 6,5 до 6,8%). Нарастили свои доли также Bayer HealthCare (+12,5%) и Nyco-med/Takeda (+13,6%), занимающие 4-е и 6-е места соответственно. Не изменилась доля Sanofi (2-е место), продажи которой выросли аналогично всему рынку. Наиболее высокие темпы роста в составе топ-10 показала компания Teva (+16,2%), которая поднялась на ступень вверх и заняла 7-е место в рейтинге. Компания Menarini, напротив, показала наиболее низкие темпы роста (+1,0%), что обусловило снижение ее рейтинга (с 7-го на 8-е место). Сокращение позиций коснулось также Ge-deon Richter (+1,3%), оставшегося в составе топ-10, но спустившегося на 10-е место. Более скромную, чем в среднем, динамику показал «Фармстандарт» (+7,4%) — единственная российская компания в составе топ-10, а также Servier (+5,0%) и Abbott (+7,7%). Это тем не менее не помешало первым двум компаниям сохранить за собой 3-е и 5-е места соответственно, а последней — подняться на ступень вверх на 9-е место. Закономерно, что в топ-10 торговых наименований в 2013 г. наблюдались более значительные изменения (табл. 2). Произошли перестановки в рейтинге, и, кроме того, в состав лидеров вошли два новых представителя — Кагоцел («Ниармедик Плюс») и Экзодерил (San-doz). Продажи этих препаратов выросли более чем в 1,5 раза, что позволило им значительно продвинуться в рейтинге (с 14-й до 4-й и с 26-й до 10-й позиции).

Отечественный препарат Арбидол («Фармстандарт»), в течение многих лет сохранявший лидерство в аптечном сегменте, в 2012 г. занял только 2-е место, а в 2013 г. спустился на 3-ю позицию. Препарат уже четвертый год подряд демонстрирует ухудшение своих показателей. Особенно выраженная отрицательная динамика на уровне 20,2% была характерна для 2012 г. В 2013 г. продажи препарата сократились на 2,2%.

Продажи другого лидера российского рынка — Эссенциале Н (Sanofi), напротив, уже второй год подряд растут в темпах выше динамики всего аптечного сегмента. В 2012 г. (+20%) это позволило препарату занять 2-е место в рейтинге, обогнав Арбидол, а в 2013 г. (+19,1%) укрепиться на лидирующей

позиции. Более высокие темпы роста, чем все аптечные продажи, показал также Найз (Dr. Reddy's Laboratories) (+16%), переместившийся с 9-й на 8-ю позицию. Примерно так же, как весь рынок, выросли продажи Актовегина (Nyco-med/Takeda) (+9,9%), поднявшегося на ступень вверх на 2-е место. Отрицательная динамика продаж среди представителей топ-10, помимо Арбидола, была, как и ранее, продемонстрирована также препаратом Виагра Pfizer (-3,6%), переместившегося с 4-й на 7-ю позицию. Темпы роста продаж ниже общих для аптечного рынка показал также Конкор (Nycomed/Takeda) (+7,1%), Линекс (Sandoz) (+9,3%) и Ал-флутоп (Biotechnos) (+6,8%). Причем Конкор спустился на две позиции вниз и занял 9-е место, а два других препара-

рисунок Динамика средневзвешенных розничных цен, 2013/2012

250

200

150

ju 100

50

13,6%

16,1%

17,6'

Все ЛС ОТС

15,1%

20

15

10

14,7%

Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП невенные бежные ЖНВЛП

•- 5

13,3%

12,2%

15

12

Все ЛС ОТС Rx Отечест- Зару- ЖНВЛП невенные бежные ЖНВЛП

□ — 2012

□ — 2013

| | — динамика цен

8

7

6

%

%

4

3

9

2

1

0

6

5

0

аптечный сегмент

ремшшмЬТЗ! 61

таблицаТоп-10 АТС2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

Место в рейтинге АТС2 Торговое Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 г. 2012 г. наименование наименований от АТС-группы)

2013 г. 2012 г. Приросты к 2012 г.

M01 [AntiinfLam & Antirheum prod] /

1 1 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,8% 4,6% 14,5%

1 2 Найз 9,9% 10,0% 13,3%

2 1 Мовалис 8,8% 10,4% -3,2%

3 3 Терафлекс 6,9% 7,6% 3,6%

4 4 Нимесил 5,3% 5,1% 19,1%

5 5 Нурофен для детей 4,8% 5,0% 10,1%

J01 [AntibacteriaLs for syst use] /

2 3 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 4,0% 4,3% 4,5%

1 1 Сумамед 9,3% 9,6% 1,8%

2 2 Амоксиклав 8,5% 8,0% 11,4%

3 3 Флемоксин Солютаб 7,0% 7,0% 4,4%

4 4 Аугментин 4,0% 4,0% 6,7%

5 5 Супракс 3,4% 3,5% 1,4%

R05 [Cough and coLd preparations] /

3 4 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 4,0% 4,0% 8,9%

1 1 Лазолван 12,0% 13,1% 0,1%

2 2 АЦЦ 11,4% 10,7% 15,8%

3 3 Антигриппин 6,3% 5,8% 19,4%

4 4 Амбробене 5,5% 5,5% 10,3%

5 5 Синекод 5,3% 4,9% 17,4%

4 2 N02 [Analgesics] / N02 [Анальгетики] 4,0% 4,5% -1,6%

1 1 Пенталгин 12,1% 9,9% 20,1%

2 2 ТераФлю 9,2% 8,2% 10,9%

3 3 Спазмалгон 5,2% 4,4% 15,7%

4 4 Терафлю Экстра 4,6% 3,9% 15,5%

5 5 Колдрекс Хотрем 4,1% 3,7% 9,3%

C09 [Ag act renin-angiotens syst] /

5 5 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,7% 3,7% 11,8%

1 1 Престариум А 9,3% 9,3% 11,8%

2 3 Лозап плюс 7,4% 7,0% 18,3%

3 2 Диротон 6,8% 8,7% -13,1%

4 5 Лозап 6,3% 5,7% 24,3%

5 4 Энап 5,0% 5,8% -2,9%

R01 [Nasal preparations] / 3,6% 3,6% 11,9%

R01 [Назальные препараты]

1 1 Тизин Ксило 8,4% 8,6% 8,9%

2 3 Отривин 8,1% 7,5% 20,9%

3 2 Аква Марис 6,6% 7,6% -3,8%

4 5 Снуп 6,3% 4,0% 73,3%

5 4 Назонекс 6,0% 4,8% 41,9%

J05 [Antivirals for systemic use] /

7 11 J05 [Противовирусные препараты для системного использования] 3,4% 2,8% 35,1%

1 1 Арбидол 24,5% 33,9% -2,2%

2 2 Кагоцел 20,6% 17,2% 61,9%

62 I И!, ,1И I HEMEDUUM

анализ российского фармрынка

таблица ф (окончание) Топ-10 АТС2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2013 г.

Место в рейтинге Показатели продаж, руб., опт. (доли

АТС2 Торговое АТС-групп от всего рынка, доли торговых

201И г. 2012 г наименование наименований от АТС-группы)

201И г. 2012 г. Приросты к 2012 г.

3 4 Ингавирин 11,4% 6,6% 133,6%

4 3 Амиксин 8,2% 8,4% 31,5%

5 5 Эргоферон 5,5% 2,1% 256,8%

G03 [Sex horm&modulat [genital sys] /

8 8 G03 [Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы] 3,3% 3,3% 11,4%

1 1 Дюфастон 12,3% 13,2% 4,3%

2 2 Ярина 10,2% 11,3% 0,9%

3 3 Джес 7,9% 8,0% 10,5%

4 4 Жанин 5,7% 6,0% 4,7%

5 5 Утрожестан 4,4% 3,9% 23,2%

9 7 A11 [Vitamins] / A11 [Витамины] 3,3% 3,3% 9,9%

1 1 Магне В6 9,1% 9,1% 9,9%

2 3 Супрадин 7,6% 6,3% 33,9%

3 2 Мильгамма 6,5% 8,0% -10,9%

4 5 Элевит Пронаталь 5,5% 4,4% 35,5%

5 4 Компливит 4,7% 5,1% 1,7%

10 9 A07 [Intestinal antiinfectives] / 3,0% 3,0% 9,4%

A07 [Противодиарейные препараты]

1 1 Линекс 23,5% 23,5% 9,3%

2 2 Бифиформ 8,5% 8,2% 12,6%

3 3 Хилак форте 7,5% 7,6% 8,8%

4 4 Энтеросгель 7,3% 6,6% 20,3%

5 5 Уголь активированный 6,4% 5,4% 29,9%

та сохранили свой рейтинг. В 2013 г. покинули топ-10 Детралекс (Servier) (1,0%) и Лазолван (Boehringer Ingelheim) (+0,1%). За редким исключением и вне зависимости от Rx/OTC-статуса в состав топ-10 аптечного рынка по-прежнему в основном входят препараты, активно используемые в самолечении (т. е. без непосредственного назначения врачом, что относится также и к рецептурным средствам, которые в большинстве своем можно было приобрести в аптеках без рецепта врача).

Рейтинг ведущих МНН/группировоч-ных наименований по итогам 2013 г. оставался достаточно стабильным, во всяком случае, новых МНН в составе топ-10 не появилось (табл. 3). Ксило-метазолин, представленный широким перечнем торговых наименований (Тизин Ксило, Nyramed, Отривин, Novartis и др.) и занявший 1-е место в рейтинге в 2012 г., за счет относительно высоких темпов роста продаж

(+17,6%) продолжил укрепление своих позиций. То же самое можно сказать и о группе фосфолипидов (Эссенциале Н и аналоги) (+18,2%), которая с 2012 г. занимает 2-е место в рейтинге. Кроме этих двух МНН, темпы роста выше, чем в целом по аптечному сегменту, показали также нимесулид (Найз и др.) (+17,5%) и ибупрофен (Нурофен и др.) (+15,5%), поднявшиеся на две ступеньки вверх и занявшие 6-е и 7-е места соответственно.

Динамику на уровне темпов роста всего аптечного сегмента показали бисопро-лол (Конкор и др.) и депротеинизиро-ванный гемодериват крови телят (Акто-вегин и др.), при этом первый остался на 4-й позиции, а второй улучшил показатели, поднявшись с 6-го на 5-е место в рейтинге. Не изменились продажи панкреатина (Мезим форте др.), который сохранил за собой 3-е место. Ухудшили свои позиции умифеновир (Арбидол) и амброксол (Лазолван и др.): спустились

с 5-го на 8-е и с 7-го на 9-е место соответственно. При этом продажи умифе-новира сократились на 1,7%, т. е. меньше, чем у Арбидола, что определяется его частичным замещением конкурирующим препаратом. При низких темпах роста продаж (+4,6%) сохранил за собой 10-е место в рейтинге силденафил (Виагра). До 2012 г. это был единственный МНН в составе первой десятки, находящийся под патентной защитой. По итогам 2013 г. лидирующие группы МНН имели по два или более представителей. Как и в случае предыдущих двух рейтингов, доля первой десятки МНН по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

Состав топ-10 АТС-групп второго уровня классификации по сравнению с прошлым годом обновился за счет одной из групп, кроме того, наблюдались перестановки в самом рейтинге (табл. 4). Группа М01 [Противовоспалительные и противоревматические], стабильно демон-

аптечный сегмент

стрирующая темпы роста продаж выше, чем в среднем по аптечному сегменту (+14,5 %), еще больше укрепила свои лидирующие позиции, занятые ею в 2012 г. Группа N02 [Анальгетики], напротив, по примеру предыдущего года показала отрицательную динамику (-1,6%) и переместилась со 2-го на 4-е место. В результате группы J01 [Антибактериальные препараты для системного применения] и R05 [Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях] при темпах роста ниже, чем в целом в аптечном сегменте (+4,5 и +8,9% соответственно), поднялись на одну ступень вверх и заняли 2-е и 3-е места. Несколько выше, чем в среднем, оказались темпы роста (более +11%) групп С09 [Средства, действующие на ренин-ангиотен-зиновую систему], R01 [Средства, применяемые при заболеваниях полости носа] и G03 [Гормоны половых желез и препараты, применяемые при патологии половой сферы], сохранивших за собой 5, 6 и 8-е места соответственно. Наиболее высокие темпы роста продаж на уровне +35,1% в составе топ-10 показала группа J05 [Противовирусные средства для системного применения], переместившаяся с 11-го на 7-е место в рейтинге (основной вклад в позитивную динамику группы был сделан препаратом Кагоцел). В связи с этим группы А11 [Витамины] и А07 [Антидиарейные препараты, средства для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника] при темпах роста продаж, приближающихся к 10%, спустились с 7-го на 9-е и с 9-го на 10-е место.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в 2013 г. в аптечном секторе российского фармацевтического

рынка темпы роста продаж в стоимостном выражении сохранились примерно на уровне прошлого года, хотя тенденция к снижению позитивной динамики, обозначившаяся в 2012 г., все же проявилась. По примеру прошлого года продолжилось также сокращение рынка в натуральных показателях. В течение 2013 г. ситуация на рынке постепенно ухудшалась, и концу года темпы роста значительно снизились, что, в принципе, согласуется с квартальной динамикой темпов роста реальных располагаемых доходов населения. 2013 г. ознаменовался тем, что впервые за все последние годы ведущим фактором роста аптечного сектора в стоимостном выражении стала не динамика цен, а сдвиги в структуре продаж в пользу более дорогих препаратов. Причем характерно, что особенно выраженные структурные изменения были характерны для сегмента препаратов из перечня ЖНВЛП, где роста цен, в силу их регулирования, почти не было. В сегменте не-ЖНВЛП структурные сдвиги были менее выраженными, но здесь наблюдался заметный рост цен (который был, однако, ниже по сравнению с прошлым годом), и действие этих двух факторов на рост сегмента в стоимостном выражении оказалось примерно одинаковым. Принципиальным моментом является также то, что в 2013 г. впервые с 2010 г. наблюдался не рост натурального объема продаж препаратов из перечня ЖНВЛП, не сохранение его на прежнем уровне, как в 2012 г., а сокращение, причем примерно такое же, как и в сегменте не-ЖНВЛП. Вместе все это свидетельствует о том, что процессы вытеснения с рынка относительно дешевой, во многих случаях устаревшей,

ршшиимьтз! 63

продукции только углубляются, при этом они все более активно охватывают препараты из перечня ЖНВЛП. В наиболее уязвимом положении при этом оказывается продукция отечественного производства, о чем свидетельствует заметное снижение ее продаж в натуральном выражении (объем продаж зарубежной продукции при этом не изменился). В аптечном секторе продолжаются тенденции, направленные на восполнение потерь от снижения рентабельности продаж препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. Это проявляется в увеличении розничных наценок на препараты, не включенные в перечень, формировании ассортимента за счет более дорогих средств, расширения продаж ОТС и нелекарственного ассортимента. Если в 2011 г. наблюдалась позитивная тенденция увеличения доли Rx в структуре аптечного сегмента, то начиная с 2012 г. она сменилась на противоположную, и ОТС опять стали демонстрировать опережающую динамику стоимостных продаж. Очевидно, что переориентация на более рентабельную продукцию происходит и у компаний-производителей. В сегменте отечественных препаратов наблюдается наиболее активный рост средневзвешенных цен, который определяется и достаточно активным ростом цен как таковых, и выраженными сдвигами в пользу более дорогостоящих препаратов.

Стабильным на аптечном рынке остается прежде всего перечень лидирующих компаний. Относительно небольшие изменения касаются также состава лидирующих продуктовых и фармако-терапевтических категорий.

@

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.