Научная статья на тему 'О проблемах и тенденциях развития российского фармацевтического рынка'

О проблемах и тенденциях развития российского фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2839
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ИТ-СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Марина Борисовна

Статья посвящена исследованию состояния, проблем и тенденций развития фармацевтического рынка России. Выявлена его структурная неоднородность. Показана зависимость отечественного фармацевтического рынка от иностранных производителей. Проанализированы инструменты государственной поддержки предприятий фармацевтической отрасли, используемые в ходе реализации программы импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамова Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах и тенденциях развития российского фармацевтического рынка»

О ПРОБЛЕМАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Абрамова Марина Борисовна

кандидат химических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедры «Управление предприятием», г. Ярославль, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Аннотация: статья посвящена исследованию состояния, проблем и тенденций развития фармацевтического рынка России. Выявлена его структурная неоднородность. Показана зависимость отечественного фармацевтического рынка от иностранных производителей. Проанализированы инструменты государственной поддержки предприятий фармацевтической отрасли, используемые в ходе реализации программы импортозамещения.

Ключевые слова: фармацевтический рынок; государственная программа; импортозамещение; инновационный путь развития, ИТ-системы.

JEL: M31; L50; L10

ON THE PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Abramova Marina Borisovna Candidate of chemical sciences,

associate professor of the department of Enterprise Management of the Yaroslavl State Technical University Yaroslavl, Russian Federation

Abstract: the article is devoted to the study of the state, problems and trends in the development of the Russian pharmaceutical market: its structural heterogeneity is revealed, the dependence of the domestic pharmaceutical market on foreign producers is shown. The instruments of state support for the pharmaceutical industry enterprises used during the implementation of the import substitution program were analyzed.

Keywords: pharmaceutical market; state program; import substitution; innovative way of development, IT systems.

Здоровье нации - важнейший капитал любой страны, во многом определяющий эффективность её экономики. От положительных результатов лечения и профилактики заболеваний выигрывает не только конкретный человек, но и его семья, компания, в которой он работает, и страна в целом. Именно поэтому в развитых странах государство активно поддерживает развитие системы здравоохранения и особое внимание уделяет состоянию фармацевтического рынка.

Необходимо отметить, что фармацевтический рынок уникален по своей природе, он отличается от других товарных рынков, т. к. связан с производством социально значимого товара. Специалисты говорят о фармацевтическом рынке, как о рынке с повышенным значением экстерналий (внешних эффектов). В сделках, порождающих экстерналии, кроме непосредственных участников всегда присутствует третья сторона, в нашем случае, это - общество в целом. Как известно, чем более заметную роль играют экстерналии в этой сфере, тем больше сбоев допускает рыночный механизм, что вызывает необходимость дополнительного государственного вмешательства с целью корректировки этих провалов [1].

Таким образом, присутствие государства на фармацевтическом рынке является следствием специфики последнего, а жесткое регулирование производства и обращения лекарственных средств

объективно необходимо.

По оценкам экспертов, Российский фармацевтический рынок сегодня является одним из наиболее динамичных в мире. По данным аналитической компании DSM Group, за последние 5 лет темпы роста отечественного фармацевтического рынка составляли в среднем 11% в сравнении с 2-3%-ным годовым ростом глобального рынка. В 2016 году стоимостной объём фармацевтического рынка России составил 1,344 трлн. рублей, что на 7% больше, чем годом ранее. Объем продаж лекарств в натуральном выражении не изменился и составил 5,1 млрд упаковок. По предварительным оценкам экспертов, положительная динамика российского фармацевтического рынка сохранится и его рост по итогам 2017 года ожидался 8-9% [2].

Однако, несмотря на позитивную динамику, у российского рынка лекарственных средств есть ряд специфических особенностей и проблем.

Исследованию состояния фармацевтического рынка посвящены многочисленные труды российских ученых, среди них работы А.В. Евстратова, А.А. Лин, В.В. Богданова, В.В. Горлова, К.В. Ждановой, Н.А. Воронцовой и др.

Богданов В.В., характеризуя отечественное фармацевтическое производство, выявил следующие проблемы: высокие производственные издержки, низкое качество и устаревший ассортимент продукции, отсутствие марочной продукции [3].

В работе А.В. Евстратова [4] на основе ретроспективного анализа данных 2001-2014 гг. выявлены тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а именно, вертикальная интеграция субъектов рынка, увеличение доли лекарственных средств иностранного производства, увеличение доли безрецептурных лекарственных средств. Закономерным считает автор процесс концентрации участников фармацевтического рынка на уровне дистрибуции, рост количества аптек, переход производителей лекарственных средств на стандарты GMP (надлежащая производственная практика).

Социально-демографические, технологические, экономические, политические факторы роста фармацевтического рынка приводит В.В. Горлов в своей работе [5]. Анализируя показатели результативности производственной деятельности отечественных фармацевтических организаций, он делает вывод о том, что для расширения производства необходимы оптимизация деятельности компаний, выявление внутренних ресурсов, сокращение неоправданных расходов и повышение эффективности бизнес-процессов.

Проблема зависимости нашей страны от иностранных лекарственных средств глубоко и всесторонне исследована в работах А.В. Евстратова и К.В. Ждановой.

К.В. Жданова [6] выделяет следующие ключевые проблемы в реализации программы импортозамещения лекарств в России: недостаточный спрос из-за высокой конкуренции с международными гигантами фармацевтической индустрии; зависимость от зарубежных производителей фармацевтических субстанций; длительный забюрократизированный процесс регистрации лекарственных препаратов в России; дороговизна и малая доступность долгосрочных кредитов, необходимых для переоснащения производства; недостаток собственных научных разработок, недоверие пациентов и врачей к российскому продукту.

На основе проанализированного зарубежного и российского опыта А.В. Евстратовым [7] предлагается механизм государственного стимулирования и поддержки импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации, включающий в себя меры административного и экономического характера.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что центральной проблемой отечественного рынка лекарственных средств является его зависимость от импорта, и в решении этой проблемы существенная роль отводится государству, т.к. именно государство является главным субъектом, формирующим конкурентную среду и постоянно развивающим её в целях поддержания

конкурентоспособности товаропроизводителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [8].

В рамках национальной государственной политики в настоящее время в нашей стране реализуется Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», одним из направлений которой является развитие производства лекарственных средств. Финансовым инструментом реализации этой программы является выделение из федерального бюджета государственных субсидий российским компаниям - производителям лекарственных средств. Как указано в документе, целью программы является переход отрасли на инновационный путь развития. А для достижения этой цели необходимо решить задачи создания новейшей инфраструктуры, укрепления на внутреннем рынке позиций локальных производителей, создание условий для разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств. Ожидаемым результатом претворения в жизнь этой программы является увеличение к 2020 году до 50% доли лекарственных средств отечественного производства в общем объёме потребления (в денежном выражении) [9].

Существенную поддержку модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения оказывает, созданный в 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ, Фонд развития промышленности (ФРП). Основным инструментом ФРП является предоставление возвратных займов под 5% годовых с обязательными инвестициями со стороны заемщика в соотношении 50 на 50. Так, например, компания Р-ФАРМ (г. Ярославль) при содействии ФРП в настоящее время успешно реализует проект развития собственного фармацевтического производства эффективных биосимиляров (аналогов фармацевтических средств биологического происхождения), а также оригинальных препаратов и субстанций для их производства.

Ещё одним инструментом государственной поддержки предприятий фармацевтической отрасли являются субсидии на компенсацию части затрат для уплаты процентов по кредитам. Надо отметить, что Фонд развития промышленности не выделяет займы на приобретение земли, строительство объектов недвижимости и проведение научно-исследовательских работ.

Как было сказано выше, одним из направлений государственной программы является развитие собственного производства лекарственных средств, которое невозможно без создания новых производственных мощностей на территории России. В последнее время наблюдаются позитивные сдвиги в этом направлении.

Так, серьезным шагом на пути модернизации фармацевтической промышленности явилось подписание осенью 2017 г. двумя крупными мировыми фармацевтическими производителями -«Санофи» и «АстраЗенека» специальных инвестиционных контрактов с Минпромторгом России и российскими регионами. В рамках контракта компания «Санофи» обязуется провести модернизацию промышленного производства фармацевтической продукции на заводе «Санофи-Авентис Восток» в Орловской области, а также освоить выпуск фармацевтической продукции, не имеющей аналогов в России.

В данном случае был использован относительно новый инструмент промышленной политики - специальный инвестиционный контракт (СПИК). СПИК - это соглашение между инвестором и Российской Федерацией или субъектом Федерации, в котором фиксируются обязательства инвестора освоить производство фармацевтической продукции в предусмотренный срок. А государство, со своей стороны, гарантирует стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставляет меры стимулирования и поддержки.

Не вызывает сомнения, что государственная программа является движущей силой развития фармацевтической отрасли России, и, как отметил заместитель Министра промышленности и торговли С. Цыб, выступая на I Всероссийской GMP конференции, за годы её реализации уже достигнуты определенные успехи. Так, за время, прошедшее с момента старта программы, в отрасль привлечено свыше 150 млрд руб. частных инвестиций иностранных и отечественных компаний,

главным результатом которых явился рост объёмов фармацевтического производства (рис. 1) и, как следствие, увеличение доли отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке страны до 30% [10]. Однако изменение соотношения отечественных и импортных препаратов идет невысокими темпами (рис. 2), и доля импортных препаратов на сегодняшний день составляет около 70% в денежном выражении.

300 250 200

млрд. руб

150 100 50 0

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 гг

первое полугодие

Рисунок 1 - Динамика объёма производства лекарственных средств в России за период с 2009

по 2017 гг., млрд руб. [10, с.9]

900 т 800700600-

— □ Отечественные компании _□ Иностранные компании

млрд. руб

500 400 300 200 100 0

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 гг

первое

полугодие

Рисунок 2 - Динамика объёмов фармацевтического рынка России за период с 2009 по 2017 гг.,

млрд руб. [10, с. 9]

Для понимания тенденций развития рынка и проблем, возникших при реализации программы импортозамещения необходимо более детально рассмотреть структуру российского фармацевтического рынка.

По своей природе отечественный фармацевтический рынок неоднороден и состоит из двух основных субрынков: рынка препаратов безрецептурного (ОТС) и рецептурного ^х) отпуска. К

сегменту безрецептурных препаратов тесно примыкает рынок биологически активных добавок (БАД). Безрецептурный рынок имеет сходство с потребительскими рынками других отраслей. Потребитель сам выбирает, оплачивает товар и применяет его для лечения или профилактики.

Развитие этого сегмента рынка тесно связано с идеей самолечения и, как следствие, самомедикации. Начиная с 90-х годов XX века в России и в развитых странах мира изменилось отношение врачей к самолечению, теперь врач нередко рекомендует пациенту в простых случаях прибегнуть к самостоятельному применению ОТС-препарата. Есть ещё несколько существенных причин, способствующих самомедикации, это - нежелание пациента тратить время на посещение врача, негативный опыт обращения к врачу и недоступность для большинства населения России платных медицинских услуг. Фактором, способствующим росту данного субрынка, является стремление людей к здоровому образу жизни. Употребление витаминов, фитопрепаратов и биологически активных добавок стало потребностью современного человека, частью его потребительского поведения. Ещё одним обстоятельством, влияющим на развитие фармацевтического рынка, является увеличение продолжительности жизни и как результат - старение населения, как в России, так и в западных странах. Это приводит к увеличению расходов государства на здравоохранение, а средством решения данной проблемы является переход на профилактическую и превентивную медицину. Развитие данных направлений в медицине приводит к тому, что потребителями препаратов становятся практически здоровые люди. По статистике домохозяйства, в среднем, ежегодно тратят порядка 5% семейного бюджета на фармацевтические препараты и по прогнозам, в ближайшей перспективе этот показатель будет только расти.

В отличие от безрецептурного, рынок рецептурных препаратов по своей природе похож на рынок товаров производственного назначения, где функции потребителя расщеплены: выбор препарата осуществляется профессионально подготовленным специалистом - врачом, оплату зачастую производит государство (например, страховая компания), а пациент только использует лекарственное средство.

Структурная неоднородность фармацевтического рынка хорошо просматривается и с точки зрения финансирования. В этом случае его тоже можно разделить на два сегмента: коммерческий и государственный. В первом случае все расходы по приобретению лекарственного средства берет на себя потребитель, во втором - государство, оплачивая рецептурные препараты тем категориям граждан, которые имеют на это право.

Отличительной особенностью российского фармацевтического рынка является преобладание коммерческого (розничного) сегмента над государственным. В настоящее время на аптечные продажи приходится около 70% всего фармацевтического рынка. При этом доля государственных программ (госпитальные закупки и программы льготного лекарственного обеспечения) составляет порядка 30% в денежном выражении. Для сравнения, доля государственных расходов на фармацевтику в ведущих странах Западной Европы гораздо выше и составляет 65-80% всех расходов на лекарства. Что касается российского рынка, то можно с уверенностью сказать, что в условиях сокращения государственных расходов на здравоохранение тенденция роста коммерческого сегмента в ближайшем будущем сохранится.

Важной тенденцией развития отечественного фармацевтического рынка является переключение спроса потребителя на дженериковые лекарственные средства, т.е. лекарственные средства, срок патентной защиты которых закончился. Так, в январе 2017 г. доля оригинальных препаратов на коммерческом рынке уменьшилась на 3,7% в стоимостном и на 2,3% в натуральном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2016 г. [11]. Изменение соотношения объёмов розничных продаж оригинальных и дженериковых лекарственных препаратов на коммерческом рынке в России с 2016 по 2017 год представлено на рис 3. Преобладание группы дженериковых лекарственных средств весьма значительно и составляет 85,5% в розничном сегменте, и 63% в целом по рынку. Объяснением

этого факта может служить растущая активность отечественных предприятий, выпускающих эту категорию фармпрепаратов, что было бы невозможно без государственной поддержки, направленной на импортозамещение.

%

100806040200

Стоимостной объём

ss JU

2016 2017

Натуральный обьём

✓—А-^^

□ Оригинальные

□ Дженериковые

2016 2017

Рисунок 3 - Соотношение объемов продаж оригинальных и дженериковых лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России за январь 2016 г. и 2017 г., % [11]

64,8

61,0

В целом, состояние российского фармацевтического рынка на сегодняшний день можно оценить как остро конкурентное, так, например, из присутствующих на розничном рынке 922 компаний-производителей третью часть объёма рынка обеспечивают своими поставками только 10 фирм-лидеров, в то время, как ни одна из них не контролирует более 5% рынка. Возглавляют список крупные игроки мирового фармацевтического рынка: Bayer, Novartis, Sanofi, а на 4-м месте - российская компания Отисифарм, специализирующаяся на выпуске препаратов безрецептурного отпуска.

Таким образом, отечественные фармацевтические предприятия работают в условиях острой конкурентной борьбы с зарубежными компаниями, в том числе, с локализовавшими свое производство в России. Поэтому повышение эффективности всех видов деятельности предприятия приобретает для них первостепенное значение. Как известно, одним из факторов повышения прибыли компании является снижение издержек на производство и реализацию продукции. Решить эту задачу можно путем совершенствования управления операционной деятельностью компании на всех этапах, от процесса проведения исследований до продвижения продукции. В этом случае не обойтись без создания единого информационного пространства, где высокотехнологичное оборудование, аналитические и управленческие ИТ-системы в режиме нон-стоп обмениваются данными.

Как считают специалисты ИТ-компании Navicon [10, с. 146] для достижения этой цели необходимо сформировать «умное производство» (Snart Manufacturing), т.е. такую систему производства и сбыта продукции, при которой сетевые информационные технологии и киберфизические системы помогают максимально эффективно управлять всем рабочим процессом.

Безусловно, цифровая трансформация фармацевтического бизнеса требует значительных инвестиций, и именно государственная программа развития фармацевтической промышленности создает необходимые условия для скорейшего перехода отрасли на инновационную модель, и способствует достижению к 2020 году запланированных результатов - 50 %-ной доли лекарственных

препаратов отечественного производства в общем объёме потребления.

Таким образом, завершая обзор некоторых проблем и тенденций российского фармацевтического рынка, можно сказать, что отечественная фармацевтическая отрасль вступила в новую фазу своего развития. В настоящее время начался второй этап реализации государственной программы развития фармацевтической промышленности, направленный на ускорение инновационного развития. Уменьшающиеся расходы на здравоохранение, связанные с экономическим кризисом, вынуждают правительство страны оптимизировать бюджет, что приводит к увеличению производства и потребления дженериков и, как следствие, к значительному росту этого сегмента рынка. Фармацевтические компании, переходящие на инновационный путь своего развития должны сотрудничать не только с представителями смежных отраслей, но и активно внедрять новейшие разработки ИТ-компаний. Это откроет перед ними новые перспективы не только в проведении исследований и разработки новых лекарственных средств, но и оптимизации бизнеса в целом.

По прогнозам, в следующие пять лет динамику российского рынка будут определять как макроэкономические факторы (восстановление экономики и рост доходов населения) и демографические тенденции (старение населения, рост заболеваемости), так и продолжающаяся государственная поддержка отечественных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг: учебник / А.Ю. Юданов, Е.А. Вольская, А.А. Ишмухаметов, М.Н. Денисова. - Москва: Ремедиум, 2008. - 601 с.

2. Фармацевтический рынок России: итоги 2016 года DSM Group. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2016_rus.pd

3. Богданов Е.Г. Теоретические основы развития конкурентных преимуществ и технологии государственного регулирования предпринимательства: На примере фармацевтической отрасли. Дис. ... д-ра эк. наук: 08.00.05 / Богданов Евгений Генрихович. - Санкт-Петербург, 2004. - 362 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://wwwdissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-konkurentnykh-preimushchestv-i-tekhnologii-gosudarstvennogo-#ixzz52Nra8U6m

4. Евстратов А.В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2011-2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А.В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - № 3(158). - С. 31-43.

5. Горлов В.В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственно деятельности фармацевтических организаций / В.В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 7(145). - С. 22-27.

6. Жданова К.В. Проблемы реализации программы импортозамещения лекарств в России / К.В. Жданова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 10 - С. 126-132.

7. Евстратов А.В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А.В. Евстратов, Г.А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - № 1 (135) - С. 49-54.

8. Гордеев В.А. Конкуренция и её динамика в зеркале теоретической экономии / В.А. Гордеев // Теоретическая экономика. - 2013. - № 6. - С. 17-25. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// theoreticaleconomy.ru

9. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/3370/

10. Новости GMP. Хронология событий перехода на международный стандарт качества. - 2017. - № 3 (14) .

11. DSM Group Фармацевтический рынок России. Январь 2017. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/january_2017_pharmacy_analysis.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.