ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Л.С. Шаховская, А.В. Евстратов, О.С. Пескова
Волгоградский государственный технический университет пр. им. В.И. Ленина, 28, Волгоград, Россия, 400131
В статье обосновывается важность развития региональных фармацевтических кластеров для такой территориально огромной страны, как Россия в контексте общего развития национального фармацевтического рынка. Географическая локализация участников кластера, которая включает научные учреждения, доклиническую и клиническую базу, современные производственные объекты и экспертные организации, будет способствовать сокращению затрат времени, а также затрат на логистику и маркетинговые коммуникации, что в конечном итоге означает большую ценовую доступность лекарственных средств для населения страны.
Ключевые слова: национальный фармацевтический рынок, фармацевтический кластер, регионы России, лекарственные средства, региональный фармацевтический кластер, ценообразование на рынке лекарственных средств.
Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации. Актуальность вопросов, связанных с изменением концепции развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации, связана прежде всего с необходимостью пересмотра подходов к развитию фармацевтического рынка и определением ключевых направлений его развития. В качестве одного из ключевых направлений можно выделить формирование региональных фармацевтических кластеров и обсуждение преимуществ их создания. Прежде чем начать обсуждение проблемы формирования региональных фармацевтических кластеров, необходимо рассмотреть исторические аспекты развития фармацевтического рынка Российской Федерации.
Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации происходило в условиях, когда планово-распределительная система здравоохранения и лекарственного обеспечения была разрушена, а реальный уровень доходов населения делал недоступными для большинства россиян качественные лекарст-
венные средства. После распада Советского Союза потеря хозяйственных связей и неконтролируемое повышение цен на ресурсы привели к значительному увеличению себестоимости отечественных субстанций (1). В такой ситуации для многих предприятий был единственный выход: перестать эксплуатировать собственные мощности для производства субстанций и заменить их производством готовых лекарственных средств (ГЛС). По некоторым данным, на сегодняшний день до 3/4 российского производства ГЛС использует в своем производстве субстанции, произведенные за границей [2. С. 25].
Фармацевтический рынок как развивающаяся экономическая система взаимодействия его основных субъектов производства и потребления удовлетворяет потребности населения и распределяет лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН) на основе механизма рыночной конкуренции с учетом специфической особенности фармацевтического рынка — его социальной значимости. Объем и структура потребления ЛС и ИМН зависит от ряда факторов, таких как уровень и структура заболеваемости населения, численность населения и его половозрастной состав, обеспеченность населения лечебно-профилактическими учреждениями, платежеспособность потребителя, развитость фармацевтического рынка и фармацевтической помощи. Фармацевтический рынок представляет собой отлаженный механизм распределения ЛС и ИМН от производителя к потребителю посредством использования оптовых и розничных поставщиков. В качестве оптовых поставщиков выступают дистрибьюторы, а в качестве розничных поставщиков — аптечные учреждения. Динамика объема фармацевтического рынка Российской Федерации начиная с 2004 г. представлена на рис. 1.
млрд руб.
(в ценах конечного потребления с учетом НДС)
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010* Рис. 1. Объем фармацевтического рынка Российской Федерации Источник: Составлено авторами по материалам [3. С. 15]
По предметам конечного потребления фармацевтический рынок дифференцируется на рынок лекарственных средств, рынок трав и гомеопатических средств, рынок биологически активных добавок, рынок парафармацевтических товаров,
рынок предметов ухода и гигиены. Основными параметрами, характеризующими развитие фармацевтического рынка, являются соотношения импортных и отечественных препаратов, аптечных и больничных продаж, а также рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных средств.
За период существования фармацевтического рынка Российской Федерации необходимо выделить следующие тенденции его развития: сокращение численности дистрибьюторов и переход к большей концентрации оптовых компаний; увеличение численности аптечных учреждений и аптечных сетей; увеличение доли (в стоимостном выражении) лекарственных средств иностранного производства и сокращение доли отечественного производства.
Создание фармацевтического регионального кластера. Специфика формирования современного фармацевтического рынка Российской Федерации заключается в сочетании рыночного механизма и государственного регулирования с учетом социальной значимости данного рынка. Обеспечение населения лекарственными средствами является одной из главных задач государственной политики любого государства, так как здоровье человека — самый дорогой ресурс, который существует в природе и является основой любых экономических отношений. Поэтому лекарственное обеспечение является главной социальной задачей, которая ставится для укрепления национальной безопасности любого государства. В настоящее время фармацевтический рынок требует тщательного изучения в силу своей социальной значимости. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение концепции создания регионального фармацевтического кластера.
Концепция создания фармацевтических кластеров на региональном уровне должна разрабатываться с учетом Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 № 965. В соответствии с данной стратегией необходимо выработать общий подход в рамках политики формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации. Для выполнения основных задач концепции необходимо учитывать наличие ресурсов для их осуществления, а именно: наличие научных разработок, высококвалифицированного персонала, а также материально-технической базы для реализации стратегии развития на региональном уровне в рамках фармацевтического кластера (2). Критерием эффективности функционирования кластера может быть выпуск продукции инновационного характера. Создание фармацевтического кластера на региональном уровне необходимо начинать с разработки элементов кластерной политики в области развития фармацевтической промышленности.
Необходимость формирования кластеров на региональном уровне связана с существованием системных проблем развития фармацевтической отрасли в экономике Российской Федерации. К системным проблемам развития можно отнести следующие: отсутствие эффективного взаимодействия между разработкой оригинальных лекарственных средств и выводом технологии производства на рынок, а также с ориентацией государственных заказов на лекарственные средства после
истечения срока действия эксклюзивных патентных прав на оригинальные лекарственные средства. Производство фармацевтического препарата является сложным наукоемким и технологическим процессом, и именно поэтому после разработки и внедрения препарата право на выпуск оригинального препарата закрепляется в виде патента и выдается на несколько лет, в течение которых производство данного препарата является преимущественным правом разработчика. Как только срок патента истекает, правом выпуска этого препарата может воспользоваться любой производитель фармацевтической продукции, который имеет необходимое для этого производственно-техническое оснащение. После окончания срока лицензии препарат, который начинает выпускаться несколькими производителями, получает название «дженерик» (3). Выпуск дженерикового препарата сразу несколькими производителями приводит к формированию конкурентной среды в производстве этого препарата. Разработка оригинального препарата требует больших финансовых вложений, поэтому в последнее время на мировом фармацевтическом рынке стали возникать мощнейшие конгломераты с целью совместных исследований и разработок новых препаратов. По оценкам экспертов, выпуск одного оригинального препарата от момента разработки до промышленного производства требует 250—750 млн долл. Соответственно, затратив такие средства, компания вправе требовать для себя гарантии в виде патентования препарата и способа его получения. После патентования компания, разработавшая данный препарат, является эксклюзивным производителем в течение нескольких лет.
Как показывает опыт развития компаний — лидеров на мировом фармацевтическом рынке, разработку и внедрение инновационных лекарственных средств необходимо осуществлять с привлечением научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств, компаний для проведения клинических испытаний и разработки методик применения разработанных лекарственных средств, при создании экспертной группы с привлечением отечественных и зарубежных специалистов в целях оперативной доработки и внедрения стандартов лечения с учетом использования инновационных лекарственных средств, органа государственной власти в сфере производства и обращения лекарственных средств.
Основной идеей создания регионального фармацевтического кластера является объединение целей участников кластера для увеличения эффективности реализации лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации и на мировом фармацевтическом рынке. Реализация продукции фармацевтического производства осуществляется по каналам распределения, протяженность которых зависит от количества участников. Соответственно, чем больше участников в канале распределения, тем меньше возможностей контролировать этот канал и тем выше добавленная стоимость лекарственного средства для конечного потребителя. В сложившейся ситуации товаропроводящая сеть не в состоянии инвестировать часть добавленной стоимости в развитие производства, а производителю лекарственных средств выгоднее осуществлять затраты в продвижение, чем в инновации и развитие. Поэтому основным преимуществом формирования регионального фармацевтического кластера является заинтересованность участ-
ников кластера в получении государственного заказа на инновационные разработки. В соответствии с основной целью создания регионального фармацевтического кластера совместные усилия участников должны способствовать более успешной реализации лекарственных средств по сравнению с самостоятельными действиями компаний. Географическая локализация участников кластера, которая включает научные учреждения, доклиническую и клиническую базу, современные производственные объекты и экспертные организации, будет способствовать сокращению затрат времени, а также затрат на логистику и маркетинговые коммуникации.
Проблемы развития фармацевтического регионального кластера. Основными трудностями в реализации концепции формирования регионального фармацевтического кластера являются сложности научного поиска и разработки технологических схем производства лекарственных средств, неэффективность прямого государственного инвестирования и контроля со стороны государства, кроме размещения государственного заказа на ограниченный перечень наиболее востребованных лекарственных средств. Для формирования регионального фармацевтического кластера необходимы территории для фармацевтического производства и реализации инвестиционных проектов научно-исследовательских центров, а также создание условий для появления малых и средних компаний инновационного цикла.
В соответствии со стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года необходимо принимать во внимание региональные факторы развития, такие как концентрация научных, образовательных производственных, управленческих и финансовых центров на уровне субъектов Российской Федерации [3. С. 61]. Наиболее эффективными для развития фармацевтической промышленности с точки зрения размещения предприятий являются Уральский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ и Центральный федеральный округ. Отдельно следует отметить высокий потенциал развития фармацевтической промышленности в Дальневосточном и Южном федеральных округах, а также потенциал развития г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
В масштабах Российской Федерации региональные фармацевтические рынки существенно отличаются друг от друга, что связано с неравномерностью развития регионов, их отраслевой специализацией, уровнем развития инфраструктуры, социальных условий [1. С. 414]. На региональном уровне уже существуют программы и концепции формирования фармацевтических кластеров, например, намерение создать фармацевтический кластер выразили города Волгоград, Волоколамск, Екатеринбург, Калуга, Санкт-Петербург, Ярославль.
В июне 2010 г. в рамках XIV Петербургского международного экономического форума были подписаны соглашения, которые создали условия для формирования в городе фармацевтического кластера. Первыми компаниями в региональном фармацевтическом кластере Санкт-Петербурга стали ООО «Герофарм» с проектом создания комплекса по производству фармацевтической продукции
с объемом инвестиций 1,3 млрд руб., ЗАО «Биокад» с проектом строительства предприятия по производству лекарственных средств в твердом и жидком виде с объемом инвестиций 1,07 млрд руб.; ООО «Неон» с проектом производства химико-фармацевтической продукции с объемом инвестиций 910 млн руб.; ООО «Самсон-Мед» с проектом производства медицинских препаратов с объемом инвестиций 1,5 млрд руб. [4]. Этим предприятиям гарантирована поддержка мэрии г. Санкт-Петербурга, а также создание всех необходимых условий. Участники регионального фармацевтического кластера разместятся в специально отведенной промышленной зоне с общим резервом территорий 14 га. Планируется осуществить комплексную инженерную подготовку отведенных территорий. В апреле 2010 г. Правительством Санкт-Петербурга была утверждена концепция создания фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге.
В январе 2010 г. министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голиковой была выдвинута идея создания регионального фармацевтического кластера на территории Волгоградской области. Для этого имеются достаточные основания, так как региональный фармацевтический рынок Волгоградской области характеризуется развитой конкурентной средой, которая существенно влияет на ценовую и ассортиментную политику всех хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке. Высокая концентрация аптечных учреждений и значительное количество крупных, средних и мелких оптовых структур позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время на фармацевтическом рынке Волгоградской области существует развитая конкурентная среда. Потенциал разработок оригинальных лекарственных средств подтверждается полученными авторскими свидетельствами, а также отечественными и зарубежными патентами. На основе результатов анализа регионального фармацевтического рынка Волгоградской области можно сделать вывод о наличии благоприятной среды в регионе для использования ключевых факторов успеха при формировании инфраструктуры регионального фармацевтического кластера. По предварительным оценкам, стимулирование и поддержка проектов по разработки и реализации концепции развития регионального фармацевтического кластера в Волгоградской области потребует 25—75 млн долл. для выпуска двух десятков противовирусных препаратов, церебропротекторов, антиритмиков, анальгетиков и дезагрегантов.
В рамках формирования регионального фармацевтического кластера необходимо осуществить выбор организационно-правовой формы интеграции участников кластера, которая обеспечивала бы независимость участников кластера с учетом обязательств по участию в интересах развития кластера.
Для определения эффекта от функционирования регионального фармацевтического кластера в качестве критериев можно предложить:
— количество выданных патентов с учетом их рыночной стоимости и перспектив внедрения;
— общую стоимость произведенных инновационных препаратов и стоимость оказанных консультационных услуг;
— структуру кластера, описываемую количеством и размером компаний входящих в кластер;
— средний доход работников, участвующих в создании инновационной продукции.
В соответствии со Стратегией развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 г. объем экспорта фармацевтической продукции должен увеличиться в 8 раз по сравнению с объемом экспорта 2008 г., а соотношение в стоимостном выражении доли лекарственных средств импортного и отечественного производства должно составить 50 : 50 (по сравнению с соотношением 70 : 30 в пользу иностранных производителей на текущий момент) [3. С. 12]. Таким образом, политика формирования региональных фармацевтических кластеров удачно вписывается в рамки утвержденной стратегии, так как ориентация на инновационные препараты позволит выходить участникам кластеров не только на фармацевтический рынок Российской Федерации, но и быть конкурентоспособной на мировом фармацевтическом рынке.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Субстанция — вещество растительного, животного, микробного или синтетического происхождения, обладающего фармакологической активностью и предназначенное для производства и изготовления лекарственных препаратов.
(2) Фармацевтический кластер представляет собой группу компаний разработчиков, производителей, поставщиков оборудования, научно-исследовательских центров, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других компаний, которые работают в смежных сферах деятельности и способны усиливать конкурентные преимущества кластера в целом.
(3) Дженерик (англ. generale производить, порождать) — воспроизведенный фармацевтической компанией на законном основании лекарственный препарат после истечения срока патента на него у фирмы-разработчика. Имеет три названия: химическое, международное, фирменное, например: химическое название — 4-хлор-№(2-фурилметил)-5-сульфамоилантрониловая кислота; международное название — фуросемид; фирменное название — лазикс.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шаховская Л.С., Евстратов А.В. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып. 7. Т. 1 / Под ред. О.В. Иншакова. — Волгоград: Издательство ВолгГУ, 2006.
[2] Евстратов А.В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива». Вып. 3(18) / Под ред. Л.С. Шаховской. — Волгоград: Политехник, 2006.
[3] Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 № 965. URL: http://www.pharma2020.ru/strategy.html ?pharma2020=76db42 210f7a4e55d1aba379fefb14e3
[4] В Санкт-Петербурге положено начало создания фармацевтического кластера. URL: http://www.pharmvestnik.ru/ text/20057.html
THE FORMATION OF REGIONAL PHARMACEUTICAL CLUSTERS IN MODERN RUSSIA
L.S. Shakhovskaya, A.V. Evstratov, O.S. Peskova
Volgograd State Technical University (VSTU) Avenue of V.I. Lenin, 28, Volgograd, Russia, 400131
The article substantiates the importance of development of the regional pharmaceutical clusters in such a geographically huge country like Russia in the context of the overall development of the national pharmaceutical market. Geographical localization of cluster's participants which includes the scientific institutions, pre-clinical and clinical base, modern manufacturing entities and the expert organizations, will contribute to reduce the time-consuming, as well as logistics costs and marketing communications costs that finally means the big affordability of medicinal agents for the country population.
Key words: the national pharmaceutical market, pharmaceutical cluster, Russia regions, medicinal agents, regional pharmaceutical cluster, pricing of medicinal agents market.